Чернит с пользою а злой человек

Юмор: Герой нашего времени глазами провокатора

Дата: 11.01.2006 14:48

Автор: , добавлено:

Вакса чернит с пользою, а злой человек – с удовольствием.
Козьма Прутков

Он был героем по призванью,
Но стал политиком… И вот
Любой босяк на расстояньи
Его по матери несет.

Он видел сны – вот бой с Медузой,
Вот Ронсевальской битвы ад…
В реале – лобби, профсоюзы,
Плохое зренье, тощий зад,

Тайфун газетных диффамаций,
Базарный оппонентский хор,
Дефолт, паденье курса акций,
Мигрень, подагра и запор.

Мечтал о сумерках Гренады:
Балкон в плюще и шпаги звон,
Рефрен чудесной серенады,
Сплетенье тел и страсти стон.

Он – император (в сладких грезах),
Эмир багдадский он (во снах),
Путь устлан лепестками розы,
Нос в табаке, а грудь – в крестах.

Он был романтиком… Однако
Довел до ручки реализм,
Боязнь финансового краха,
Госаппарат, бюрократизм,

Разведка, Азии спецслужбы,
Угроза нефтяной войны,
И государственные нужды,
И годовой бюджет страны…

***
Мы так же бьемся век от века –
Видать, нам Богом суждено
Или природой человека –
Мечтать о том, что не дано.

Однако незачем лукавить –
Раз сны в шизУ переросли –
Лечиться надо, а не править,
Пока корону не снесли.

КОММЕНТАРИИ:Страницы: 1 | 2

  

Дата: 12.01.2006 13:31

Гм, мда…:-)

Действительно, сатира – причём злая:-) Но качественная, чего уж тут говорить:-)

Кратко, образно, читать легко и приятно. И мораль хороша.
Язык не подкачал, стиль на месте:-)

Ну, и юмор на уровне, на хорошем уровне.

От меня – пять без лишних слов!
Удачи!

  

Дата: 12.01.2006 15:45

Качество стиха оценить не могу.
Но сатира или злая сатира, хотя, скорее печальная ирония мне понравились.
За удовольствие ставлю пять.
Хотел за мораль несколько снизить оценку, но не буду. Однако замечу, что мораль все же не совсем вписывается в общий стиль произведения. Слишком резко.

  

Дата: 13.01.2006 18:41

В свете последних событий звучит более чем злободневно! Особенно, «Лечиться надо, а не править»:) Вроде, как и о чем-то отвлеченном речь, никак не увязанным ни с миром фэнтези, ни с миром БК, но «кому надо – тот поймет»! Вот! Вот именно то, что я и ценю – позицию автора. И пусть я с ней не согласен (а я с ней не согласен!), потому как сам во многом романтик, доведенный до ручки реализмом, на качестве моей оценки это, надеюсь, не скажется. Потому что выше пятерки я ничего поставить не могу. И пусть меня пригвоздят к позорному столбу за нежелание разбирать технику стихосложения. 🙂

  

Дата: 19.01.2006 02:05

Огрехи в рифме столь несущественны а полученное удовольствие столь велико что ставлю 5. Детальный разбор рифм оставим Рыцарю мечты ;).

  

Дата: 22.01.2006 20:56

Техника исполнения кое-где хромает.
Поэтому, поставил четверку.

  

Дата: 12.01.2006 12:33

Содержание – гуд, даже очень гуд. Только какой это нафиг юмор? По моему, грустно. За технику корейко поставит двойку, я бы поставил четверку, но это тут не имеет никакого значения. Эмоциональная оценка – пятерка.

  

Дата: 12.01.2006 12:45

Konek_Gorbunok
Это не юмор. Это сатира. Насколько мне представляется – сатира злая, ибо по-другому не пишу и сентенции источать не привык. За что был критикуем неоднократно.
“За технику корейко поставит двойку”
Да и Бог с ним.

  

Дата: 12.01.2006 12:53

Зачот! )

  

Дата: 12.01.2006 22:20

Более чем понравилось. Однако не столько “грустно” после стиха, сколько интересно. Всегда любил читать произведения, в которых автор сетует на реальность. Это, обычно, получается неплохо, так как тема противопоставления реала воздушным замкам близка практически каждому.
Интересно почему: я вот тоже хочу стать Дон Кихотом Ламанчским, только я ещё кушать хочу. 🙂
Кушать я, к сожалению, люблю больше, чем быть Дон Кихотом, поэтому для того, чтобы регулярно кушать, мне придётся регулярно работать. 🙂 А вот уже во время работы можно развить тему “Эх, а ведь я когда-то мечтал стать Дон Кихотом, а теперь вот тут сижу и протираю штаны. И молодость проходит…”. Что нужнее – кушать, или быть Дон Кихотом Ламанчским? 🙂
Может быть, неправ. 🙂 Но мне так кажется. 🙂

  

Дата: 13.01.2006 01:29

to Дон Мигель…)))
“…Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.
Вместо горла — темный вечер. Вместо буркал — знак деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья. “
(с) И.Бродский “Представление” (ресурс – lib.ru)…

Как всегда класс!!!..))
ЗЫ. С ПРАЗДНИКАМИ!!!! Ты где пропадаешь?

to Арккотангенс
“…В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Олья чаще с говядиной, нежели с бараниной, винегрет, почти всегда заменявший ему ужин, яичница с салом по субботам, чечевица по пятницам, голубь, в виде добавочного блюда, по воскресеньям, – все это поглощало три четверти его доходов…”
(c) Мигель де Сервантес Сааведра. “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”(Часть 1. Гл. 1)

Как ни странно, но Дон Кихот и еда – не взаимоисключающие понятия…))))

  

Дата: 13.01.2006 06:01

Последние две строфы очень понравились…

2 Арккотангенс
Хорошо что вспомнили. А вопрос этот и правда многих мучает. Итог правда известен, в большинстве случаев: ни того, ни другого.

  

Дата: 13.01.2006 08:41

Вакса чернит с пользою, а злой человек – с удовольствием.
Козьма Прутков

О-точно- о ком то знакомом=)):jeer:

Дон, это еще один отрывок того самого?=)

  

Дата: 13.01.2006 10:33

Харлампиев
Не… Это самостоятельное произведение. А то самое, в виде продолжения похождений нотариуса Дреля, почему-то не пишется. Наверное, Карейко во всем виноват. 🙂 Странно, что не отписался здесь до сих пор.
Nicotinych
Стариииииичище!!!!! Огромный физкультпривет!!!! С НГ тебя и со всей фигней!
Это я-то пропадаю? Я тебя с сентября месяца найти пытаюсь безрезультатно. Выходи на связь в асю.
Арккотангенс
“Всегда любил читать произведения, в которых автор сетует на реальность.”
Ээээ… А где я на реальность сетовал? 🙂
З.Ы. Аватарчик – класс!

Читайте также:  Вред и польза пластиковых панелей


Чернит с пользою а злой человек
  

Дата: 13.01.2006 11:05

Красиво…и главное на злобу дня)))
З.Ы. Интересно, а Ымгыр (Император) что нибудь на это ответит???

  

Дата: 13.01.2006 11:47

“Интересно, а Ымгыр (Император) что нибудь на это ответит???”

Сомневаюсь, что Эмир читал это. Вряд ли он много читает. :))))

  

Дата: 13.01.2006 16:53

Меня всегда забовляло различие между тем, что пишет сам император, транслитом на ужасном русском языке, и очень эмоционально и между тем, что пишет его спич-райтер (или еще не знаю кто), на отличном русском языке, кириллицей, со стройными логическими построениями и довольно убедительнно 🙂

  

Дата: 13.01.2006 17:43

Даешь продолжение к “Дрелю”! 🙂

  

Дата: 14.01.2006 21:59

2_Nicotinych
“Как ни странно, но Дон Кихот и еда – не взаимоисключающие понятия…))))” – надо прочувствовать всю глубину этой фразы).
2_Don Gonzales
“А где я на реальность сетовал?” – мораль, вынесенная лично МНОЙ из стиха: жизнь проходит, и многие мечты так и остаются мечтами, утопающими в повседневности и суете. Вот.

  

Дата: 14.01.2006 23:30

Арккотангенс
Эээээ… Коль такое восприятие возникает, тогда я крупно сел на мель – я явно не рассчитывал на то, что это будет воспринято, как моралите.

  

Дата: 15.01.2006 02:54

Смысл.
Самая слабая, на мой взгляд, сторона произведения. Не со стороны задуманного, а со стороны исполнения.

Я так понимаю, что в сатирическом произведении должно быть не только высмеивание человека и тех или иных его пороков, но и то, к чему, по мнению автора, они могут привести или уже привели. Причем следствия пороков должны четко просматриваться. Лично я их не увидел. Просто описание двух сторон личности, без малейших намеков на их пересечение. И в конце приписка: «Вася дурак». Автор, а с чего вы это взяли, покажите? Может то, что вы осмеиваете, на самом деле благородно и правильно? Не слишком ли самоуверенна ваша позиция обвинителя?

Читателю беспочвенно навязывается личное мнение автора. Зачем? Это же та самая диффамация. Только не в смысле разглашения порочащей информации, а в смысле клеветы, требующей доказательств. Сатира очень тонкая штука, в которой нужно продумывать каждую деталь, и которая должна давать ответы на все вопросы, чтобы автору в один прекрасный момент «не снесли корону», ибо ошибки непростительны.

Вот если было бы обозначено, что сны и мечты дурно влияют на реальную жизнь человека или окружающих (неважно в каком виде, на усмотрение автора), стихотворение было бы образцом жесткой сатиры. Но увы, как читатель, я этого не рассмотрел. Не поняв, о чем речь на самом деле, даже не смог посмеяться над стихотворным политиком, потому что не привык смеяться над трудом человека. Это некрасиво.

Получилась не сатира, а своеобразный юмор, не повышающий настроение, полностью соответствующий эпиграфу.
Хотел поставить двойку за беспочвенную жестокость, но не буду. Тройка.

Ритм.
Претензий нет. Твердое пять.

Рифма.
Недостатки рифмы несомненно присутствуют, но из-за хорошо поставленного ритма не обращают на себя внимание. Всё читается хорошо и плавно. Четыре.

Итого по сумме баллов четверка.

Зы. Высший пилотаж сатиры – когда тот, кого осмеивают, смеется над произведением, а все остальные над ним. Пока очень далеко, увы.

  

Дата: 15.01.2006 03:01

Опять мимо галочки (((

  

Дата: 15.01.2006 16:07

Читаешь и думаешь: “это не я, нет, это точно не я!!!” Но думаю если честно себе признаться, то ты сам чем-то похожи на образ, созданый Don Gonzales ом…как это не грустно…

  

Дата: 15.01.2006 17:28

Рыцарь мечты
Не хочу оправдываться. Однако пару моментов хотел бы отметить.
“Читателю беспочвенно навязывается личное мнение автора.”
Не совсем понял смысла данного замечания. Почему навязывается? Умному человеку довольно сложно что-то навязать. Принимать позицию автора или отторгать – личное дело каждого читателя.
” в конце приписка: «Вася дурак».”
Хм… Вы ведь сами дали ответ -. “Причем следствия пороков должны четко просматриваться.” Неужто детерминизм действительно так уж нечитаем?
“Это же та самая диффамация. Только не в смысле разглашения порочащей информации, а в смысле клеветы, требующей доказательств.”
У нас с Вами, по всей вероятности, разное видение диффамации и клеветы. Вспомните анекдот про приезд папы римского в Нью-Йорк. А после – укажите, где клевета? Впрочем, может быть, “тощий зад, подагра и запор” действительности и не соответствуют. Я в медицинской карте не копался. Но в данном случае это не клевета, а стилистическая фигура (амплификация).
🙂
В остальном – это просто наши личностые различия. Я циник, Вы – скептик. Тут спорить – занятие неблагодарное.
Ну и в заключении – большое спасибо Вам за действительно конструктивный разбор произведения! Надеюсь, в скором времени на суд общественности еще что-нибудь представить.

  

Дата: 15.01.2006 17:31

Да, кстати… Эпиграф присутствует умышленно. А не потому, что мне Прутков нравится.

  

Дата: 16.01.2006 00:49

to Арккотангеc
))) Прочувствовал… Прослезился… Осенило!!!… А что ежели попробовать совместить эти два понятия в реале… Т.е. не искать Вселенское зло с тазиком на голове (Народ всё равно не поймет. В любом Переплюйске нашей необъятной Родины есть учреждения закрытого типа, уже приготовившие койко-место для подобных экстремалов), а там, например, коллегу не подставить, цветы незнакомой девушке подарить(просто так, без повода и естественно без пошлого: “Это вам..))) А мона познакомиться, а то у меня столик в ресторане заказан, и вообще я до пятницы совсем один живу..)))”), или уж, наконец, бабушку через дорогу перевести…(раньше этим пионеры занимались, теперь их нету… Так что работы благородным – непочатая целина))))

Читайте также:  Яблочный уксус при артрите польза и вред

  

Дата: 16.01.2006 00:50

Don Gonzales

Да, я всё примерно так и представляю. Рад, что вы понимаете, что это сугубо мое мнение и оценка именно этого произведения. И не настаиваете на продолжении споров в комментариях. Если все же в будущем такая необходимость возникнет – я к Вашим услугам в БК или в асе.

В свою очередь буду рад видеть и оценивать Ваши новые произведения.
Личное отношение к жанру – дело десятое. Хоть и долго я с ним боролся. ))))
Творческих успехов!

  

Дата: 16.01.2006 05:20

Рыцарь мечты, а вы до сих пор не читали других произведений Гонзалеса? Много теряете! (:

  

Дата: 16.01.2006 14:00

Eon

Отчего же? Те, которые появлялись на предыдущих конкурсах, в стихотворной форме, я читал ))
Только стараюсь не переносить впечетления на последующие заслуги автора ))

  

Дата: 19.01.2006 04:06

То, что нужно… +10

  

Дата: 22.01.2006 23:26

2 Саламандер
Коллега, а вы не могли бы конкретные технические огрехи указать? Авось чему-нибудь научусь.

Страницы: 1 | 2

Источник

                Ç Ë Î

Äðóæáó ïîìíè, à çëî çàáûâàé.
×òîáû ïîáåäèòü çëî â ìèðå, íàäî ïîáåäèòü åãî â ñåáå.
Áîëüøå çëîñòè, áîëüøå ïóòàíèöû.
 öåðêîâü ñî çëîì â äóøå íå õîäÿò.
Âñÿêîå çëî òåðïåíèåì îäîëåòü ìîæíî.
Çëî äåéñòâóåò ìîë÷à, äîáðî êðè÷èò, êîãäà óæå ïîçäíî.
Îí íà ëåñ ãëÿíåò – è ëåç çàâÿíåò.
Õóäøåå èç çîë òî, ÷òî äîáðîì ïðèêèäûâàåòñÿ.
Çëî êîâàðíî òåì, ÷òî åãî íå âñåãäà ëåãêî ðàñïîçíàòü.
Çëî – ýòî íåãàòèâíàÿ ýìîöèÿ, êîòîðàÿ âñ¸ ðàçðóøàåò.
Ëþáîâü – ýòî êàê ðàç òà ýíåðãèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò âûòåñíèòü çëî.
Çëî è ñâîáîäà – íåñîâìåñòèìû.
Êàêèì áû ïðèâëåêàòåëüíûì íå êàçàëîñü çëî, äî äîáðà îíî âñå òàêè íå ïðèâåä¸ò.
Çëî ðàçðóøàåò áóäóùåå.
 ìèðå ìíîãî çëûõ ëþäåé, à ñàìûå õèòðûå çàâî¸âûâàþò ñåðäöå.
Çà äîáðî íàäî ïëàòèòü äîáðîì, à çà çëî – ïî ñïðàâåäëèâîñòè.
Äîáðûé ÷åëîâåê çëîìó – âñåãäà ïîìåõà.
Íå çàìûøëÿé êîçíè äðóãîìó, ñàì â íèõ ïîïàä¸øü.
Êîðåíü çëà – â îò÷óæäåíèè çíàíèÿ îò ìîðàëè.
Íå ñòîèò âèäåòü çëîãî óìûñëà â òîì, ÷òî ìîæåò áûòü ïðîñòî ãëóïîñòüþ.
Çëî – ýòî ÿâëåíèå êëàññîâîå.
Èç âñåõ çîë ñàìàÿ ìåðçîñòíàÿ – êîðûñòü.
Çëîãî ÷åëîâåêà íàäî ñòîðîíèòüñÿ.
Èñïðàâèòü çëîãî ÷åëîâåêà íåâîçìîæíî, îí ìîæåò èçìåíèòü òîëüêî âèä, íî íå íðàâ.
Íåò òàêîé çëîáû, êîòîðàÿ ìîãëà ïðîòèâîñòîÿòü Áîæüåé ëþáâè.
Ñòðàñòü – ïðèìàíêà çëà.
Çëîé ÷åëîâåê âðåäèò äðóãèì áåç âñÿêîé äëÿ ñåáÿ âûãîäû.
Èíîé ïîðî÷íûé ÷åëîâåê íàòâîðèò íàìíîãî áîëüøå çëà, ÷åì ñàìûé ëþòûé çâåðü.
Çëàÿ æåíà – âå÷íàÿ ïå÷àëü.
Ëó÷øå âñòðåòèòü çëî ëèöîì ê ëèöó, ÷åì äóìàòü î í¸ì.
Óìíûé îò çëà áåæèò, à ãëóïûé åãî äîãîíÿåò.
Íå äåëàé äîáðà, íå ïîëó÷èøü çëà.
Ìåëêàÿ áëîõà çëåå êóñàåò.
Çëî áûâàåò íåîáûêíîâåííî îáàÿòåëüíûì.
Ëó÷øå áûòü ðàáîì óìíîãî ÷åëîâåêà, ÷åì äðóãîì çëîãî.
Òîëüêî ëþáîâüþ ìîæíî îäîëåòü çëî.
Ìèðó, ïåðåïîëíåííîìó çëîì, ñïîñîáíî ñîïðîòèâëÿòüñÿ ëèøü ñåðäöå, ïåðåïîëíåííîå äîáðîì.
Ó õîðîøåãî ÷åëîâåêà – âñ¸ ïðèÿòíî, ó çëîãî è áðèëëèàíòû ñâåðêàþò çëîì.
Ìóçûêà íå ìîæåò áûòü çëîé.
Î áëàãîäåòåëüñòâóþùèé çëîìó, äîñòàòî÷íî ñî çëîäåÿ è äåÿíèé åãî. (Äðåâíåå èçðå÷åíèå).
Çëîé è òîò, êòî äîáðî äåëàåò òîëüêî äëÿ ñåáÿ.
Çëî çëîì ìíîæèòñÿ.
Çëîé ÷åëîâåê è ñàìîãî ñåáÿ íåíàâèäèò.
Äîáðîå ñîçäà¸òñÿ âåêàìè, à çëîå â îäíî ìãíîâåíèå.
Åñëè áû Çëî îòêðûòî èìåíîâàëî ñåáÿ çëîì, îíî íå óäåðæàëîñü áû è ÷àñà.
Çëî ìîæåò ñàìî âåðèòü â òî, ÷òî îíî äîáðî.
Êîãäà Çëî ïðèñâàèâàåò ñåáå ôóíêöèè äîáðà, îíî ñòàíîâèòñÿ íàä÷åëîâå÷åñêîé ñèëîé.
Çëî ñîçäà¸ò ñàì ÷åëîâåê.
Çëî ïðîíèêàåò íàñòîëüêî, íàñêîëüêî ìû åìó ïîçâîëÿåì.
Çëàÿ êðàñîòà âîëøåáíîå ñâîéñòâî èìååò: êòî ê íåé ïðèêîñí¸òñÿ, ñàì çëûì ñòàíîâèòñÿ.
 çëûõ ìûñëÿõ ñàìîå ñòðàøíîå òî, ÷òî çëûå äóøè ïîñòîÿííî ñæèâàþòñÿ ñ íèìè.
Ùóêà óìåðëà, à çóáû öåëû.
Âîëêè è çëûå ëþäè õîäÿò è îçèðàþòñÿ.
Æãó÷à êðàïèâà ðîäèòñÿ, äà âî ùàõ óâàðèòñÿ.
Çëî óì ãëóøèò è òåëî ñóøèò.
Ñî çëîì ìîæíî áîðîòüñÿ òîëüêî óìíîæàÿ äîáðî.
Äåëàÿ çëî íà äîáðî íå íàäåéñÿ.
Òîìó òÿæåëî, êòî ïîìíèò çëî.
Çëàÿ ìûñëü íà ñâîþ ãîëîâó.
Ðûáà íå áåç êîñòè, à ÷åëîâåê íå áåç çëîñòè.
Ñ ëþáîâüþ âåçäå ïðîñòîð, ñî çëîì âåçäå òåñíîòà.
Æèë âî çëå, ñëîâíî ñû÷ â äóïëå.
Çëîáà, ÷òî ë¸ä – äî òåïëà æèâ¸ò.
Çëî ðàçðóøàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü òîãî, êòî ýòî çëî òâîðèò.
Çëîáà íå äðóæèò ñ óìîì.
Íå áûëî ó ñòàðóõè çëà, òàê êóïèëà êîçëà.
Íåèñòîâû îãîíü è âîäà, à íåèñòîâåé èõ ëþò ÷åëîâåê.
Áàðõàòíûé âåñü, à æàëüöå åñòü.
Çëî òèõî ëåæàòü íå ìîæåò.
Èç äâóõ çîë âûáèðàé ìåíüøåå.
Ïîáåæäàé çëî äîáðîì.
Êîãäà çëî òàèòñÿ â ãëóáèíå äóøè, çëîäåÿ íå óçíàåøü â ëèöî.
Îòîéäè îò çëà – ñîòâîðèøü áëàãîå.
Çëûõ ëþäåé íèêòî íå æàëååò.
Çëî áåç íîã, à ïî ñâåòó ãóëÿåò.
Ó äîáðîãî ÷åëîâåêà íåò çëîáû, ó äóðíîãî ñîâåñòè.

ÏÎÂÅÐÜÅ:
Åñëè íàñûïàòü íå ïðîæàðåííûå ñåìå÷êè ó ïîðîãà ñâîåãî äîìà, òî Çëî íå ïîñìååò ïåðåñòóïèòü ÷åðåç ñåìåíà öâåòêà ñîëíöà.

 
     …Âñ¸ çëî íà çåìëå îò ëþäåé. Àíòèõðèñò ñóùåñòâóåò òîëüêî â äåëàõ ëþäñêèõ. Íåò åãî â ÷èñòîì âèäå.
                Òîéâî Ðÿííåëü «Íåçâàíûé ãîñòü»

Читайте также:  Польза естественных родов для женщины

Ñîâåðø¸ííîå çëî íèêîãäà íå èìååò îêîí÷àòåëüíîé ïîáåäû.
                Ïàòðèàðõ Êèðèëë

Çëî óæàñíî ñâîåé îáûäåííîñòüþ.
                Àëåêñàíäð Ìàêãàôôèí

«ß íèêîìó íå æåëàþ çëà. Íå óìåþ. Íå çíàþ, êàê ýòî äåëàåòñÿ».
          ßíóø Êîð÷àê. «Äíåâíèê».

Íè îäèí çëîé ÷åëîâåê íå áûâàåò ñ÷àñòëèâ.
              Þâåíàë

Âàêñà ÷åðíèò ñ ïîëüçîþ, à çëîé ÷åëîâåê – ñ óäîâîëüñòâèåì.
                Êîçüìà Ïðóòêîâ

     Âñÿêèé ïîðÿäî÷íûé íåãîäÿé, êîòîðûé íàòî÷èë ñâîþ çëîñòü, õî÷åò ïî êðàéíåé ìåðå íàíåñòè ýòèì îðóäèåì êîìó-íèáóäü õîðîøóþ ðàíó.
                À. Äþìà «×¸ðíûé òþëüïàí»

     Êîãäà, ñîäåÿâ çëî, ÷åëîâåê áîèòñÿ, ÷òî î òîì óçíàþò ëþäè, îí åù¸ ìîæåò íàéòè äîðîãó ê äîáðó. Êîãäà, ñäåëàâ äîáðî, ÷åëîâåê ñòàðàåòñÿ ÷òîáû î òîì óçíàëè ëþäè, îí ïîðîæäàåò çëî.
                Õóí Öçû÷ýí

     …êàê ÷àñòî â òå÷åíèå íàøåé æèçíè çëî, êîòîðîãî ìû âñåãî áîëåå ñòðàøèìñÿ è êîòîðîå, êîãäà îíî íàñ íàñòèãëî, ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàì âåðõîì ÷åëîâå÷åñêèõ èñïûòàíèé, – êàê ÷àñòî ýòî çëî ñòàíîâèòñÿ âåðíåéøèì è åäèíñòâåííûì ïóò¸ì èçáàâèòüñÿ îò ïðåñëåäóåìûõ íàñ íåñ÷àñòèé.

     …îæèäàíèå çëà íåñðàâíåííî õóæå ñàìîãî çëà, îñîáåííî êîãäà ýòîìó îæèäàíèþ è ýòèì ñòðàõàì íå ïðåäâèäèòñÿ êîíöà.
                Äàíèýëü Äåôî «Ðîáèíçîí Êðóçî»

Ïðîâàëèñü òû, çëî ëþäñêîå,
Âñå êàðìàíû è ãðîøè!
Ïðîêëèíàþ âñ¸ òàêîå,
Ãäå íè Áîãà, íè äóøè.
                Í. Òðÿïêèí «Çîëîòàÿ ïåñíÿ»

×åëîâåê çëîáåí, äèê è ò¸ìåí, â çëîáå ñâîåé ïðåâûøàåò õèòðîñòüþ íàèäè÷àéøåãî çâåðÿ.
                Þðèé Ãåðìàí «Ðîññèÿ ìîëîäàÿ»

«×òî áû äåëàëî òâî¸ äîáðî, åñëè áû íå ñóùåñòâîâàëî çëî?»
                Ì. Áóëãàêîâ «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà»

Ãîðû çëîáû
               àæ íîãè ãíóò.
Äàæå
             øåÿ âñïóõàåò çîáîì.
Ëåçåò â ðîò,
                â ãëàçà è âíóòðü.
Îñåäàÿ,
                âëåçàåò çëîáà.
                Â. Ìàÿêîâñêèé

     –  íèõ-òî ñàìîå çëî è åñòü, èõ-òî è îïàñàéñÿ áîëüøå âñåãî. Íà âèä-òî îíè òèõèå, áëàãîíðàâíûå, ïî÷òåííûå, ïîãëÿäèøü – êóïåö êóïöîì, à âíóòðè ÿä ãîðüêèé!..
                Àðêàäèé è Áîðèñ Ñòðóãàöêèå  «Òðóäíî áûòü Áîãîì»

     – Âåðîÿòíî, âû ïðàâû, ïî÷òåííûé Áóäàõ, – ñêàçàë Ðóìàòà. – Íî âîçüìèòå ìåíÿ. Âîò ÿ – ïðîñòîé áëàãîðîäíûé äîí (ó Áóäàõà âûñîêèé ëîá ïîø¸ë ìîðùèíàìè, ãëàçà óäèâë¸ííî è âåñåëî îêðóãëèëèñü), ÿ áåçìåðíî ëþáëþ ó÷¸íûõ ëþäåé, ýòî äâîðÿíñòâî äóõà. È ìíå íåâäîì¸ê, ïî÷åìó âû, õðàíèòåëè è åäèíñòâåííûå îáëàäàòåëè âûñîêîãî çíàíèÿ, òàê áåçíàä¸æíî ïàññèâíû? Ïî÷åìó âû áåçðîïîòíî äà¸òå ñåáÿ ïðåçèðàòü, áðîñàòü â òþðüìû, ñæèãàòü íà êîñòðàõ? Ïî÷åìó âû îòðûâàåòå ñìûñë ñâîåé æèçíè – äîáûâàíèå çíàíèé – îò ïðàêòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé æèçíè – áîðüáà ïðîòèâ çëà?
     Áóäàõ îòîäâèíóë îò ñåáÿ îïóñòåâøåå áëþäî èç-ïîä ïèðîæêîâ.
     – Âû çàäà¸òå ñòðàííûå âîïðîñû, äîí Ðóìàòà, – ñêàçàë îí. – Çàáàâíî, ÷òî òå æå âîïðîñû çàäàâàë ìíå áëàãîðîäíûé äîí Ãóã, ïîñòåëüíè÷èé íàøåãî ãåðöîãà. Âû çíàêîìû ñ íèì? ß òàê è ïîäóìàë… Áîðüáà ñî çëîì! Íî ÷òî åñòü çëî? Âñÿêîìó âîëüíî ïîíèìàòü ýòî ïî-ñâîåìó. Äëÿ íàñ, ó÷¸íûõ, çëî â íåâåæåñòâå, íî öåðêîâü ó÷èò, ÷òî íåâåæåñòâî – áëàãî, à âñ¸ çëî îò çíàíèÿ. Äëÿ çåìëåäåëüöà çëî – íàëîãè è çàñóõà, à äëÿ õëåáîòîðãîâöà  çàñóõè – äîáðî. Äëÿ ðàáîâ çëî – ýòî ïüÿíûé è æåñòîêèé õîçÿèí, äëÿ ðåìåñëåííèêà – àë÷íûé ðîñòîâùèê. Òàê ÷òî æå åñòü çëî, ïðîòèâ êîòîðîãî íàäî áîðîòüñÿ, äîí Ðóìàòà? – Îí ãðóñòíî îãëÿäåë ñëóøàòåëåé. Çëî íåèñòðåáèìî. Íèêàêîé ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí óìåíüøèòü åãî êîëè÷åñòâî â ìèðå. Îí ìîæåò íåñêîëüêî óëó÷øèòü ñâîþ ñîáñòâåííóþ ñóäüáó, íî âñåãäà çà ñ÷¸ò óõóäøåíèÿ ñóäüáû äðóãèõ. È âñåãäà áóäóò êîðîëè, áîëåå èëè ìåíåå æåñòîêèå, áàðîíû, áîëåå èëè ìåíåå äèêèå, è âñåãäà áóäóò íåâåæåñòâåííûå ëþäè, ïèòàþùèå âîñõèùåíèå ê ñâîèì óãíåòàòåëÿì è íåíàâèñòü ê ñâîåìó îñâîáîäèòåëþ. È âñ¸ ïîòîìó, ÷òî ðàá ãîðàçäî ëó÷øå ïîíèìàåò ñâîåãî ãîñïîäèíà, ïóñòü äàæå ñàìîãî æåñòîêîãî, ÷åì ñâîåãî îñâîáîäèòåëÿ, èáî êàæäûé ðàá îòëè÷íî ïðåäñòàâëÿåò ñåáÿ íà ìåñòå ãîñïîäèíà, íî ìàëî êòî ïðåäñòàâëÿåò ñåáÿ íà ìåñòå áåñêîðûñòíîãî îñâîáîäèòåëÿ. Òàêîâû ëþäè, äîí Ðóìàòà, è òàêîâ íàø ìèð.
                Áðàòüÿ Ñòðóãàöêèå  «Òðóäíî áûòü Áîãîì»

     – Çëî íå â òîì, ÷òî âõîäèò â óñòà ÷åëîâåêà, à â òîì, ÷òî âûõîäèò èç íèõ, – ñêàçàë Àëõèìèê.
                Ïàóëî Êîýëüî «Àëõèìèê»

Çëîáîþ ñåðäöå ïèòàåòñÿ óñòàëî –
Ìíîãî â íåé ïðàâäû, äà ðàäîñòè ìàëî…
                Í.À. Íåêðàñîâ «Ñàøà»

     Ñåíüîð Êåðàáàí êèïåë îò çëîñòè ïðè ìûñëè, ÷òî îíè íå óñïåþò çàâåðøèòü ïóòåøåñòâèå è â íàçíà÷åííûé ñðîê ïðèáûòü â Ñêóòàðè. È ñíîâà âèíîâàò îí ñî ñâîèì íåðàçóìíûì, äóðàöêèì óïðÿìñòâîì, èç-çà êîòîðîãî ïëåìÿííèê ìîæåò ëèøèòüñÿ öåëîãî ñîñòîÿíèÿ…
                Æþëü Âåðí «Óïðÿìåö Êåðàáàí»

     Ïîø¸ë êðåñòíèê äàëüøå è äóìàåò: «Âèæó ÿ òåïåðü, ÷òî çëî îò çëà óìíîæàåòñÿ. ×òî áîëüøå ãîíÿþò ëþäè çëî, òî áîëüøå çëà ðàçâîäÿò. Íåëüçÿ, çíà÷èò, çëî çëîì èçâîäèòü…»
                Ë. Òîëñòîé «×åì ëþäè æèâû»

Источник