Бэкон фрэнсис о пользе и успехе знания

Бэкон фрэнсис о пользе и успехе знания thumbnail

Фрэнсис Бэкон остался в истории философии основоположником эмпиризма и разработчиком новаторских методик для исследования живой природы. Этой теме посвящены его научные труды и работы. Философия Фрэнсис Бэкон нашла широкий отклик у ученых и мыслителей нового времени.

Биография

фото 757

Фрэнсис родился в семье политического деятеля и ученого Николаса, и его жены Анны, которая происходила из известной в те времена семьи – ее отцом был воспитан наследник английского и ирландского престолов Эдвард VI. Роды случились 22 января 1561 года в Лондоне.

Мальчика с детства приучали быть прилежным и поддерживали его тягу к знаниям. Подростком он посещал колледж при Кембриджском университете, потом отправился учиться во Францию, но смерть отца привела к тому, что у юного Бэкона не осталось денег, что сказалось на его биографии. Тогда он начал изучать право и с 1582 года зарабатывал себе на жизнь адвокатской деятельностью. Двумя годами позже он вошел в парламент, где сразу стал заметной и значимой фигурой. Это привело к тому, что семь лет спустя его назначили советником графа Эссекса, который в ту пору был фаворитом королевы. После попытки государственного переворота, затеянной Эссексом в 1601 году, Бэкон принимал участие в судебных заседаниях как обвинитель.

Критикуя политику королевской семьи, Фрэнсис потерял покровительство королевы и смог возобновить карьеру в полной мере только в 1603 году, когда на троне оказался новый монарх. В том же году он стал рыцарем, а через пятнадцать лет – бароном. Еще через три года ему жаловали титул виконта, но в тот же год ему предъявили обвинение во взяточничестве и лишили поста, закрыв двери в королевский двор.

Несмотря на то, что он многие годы жизни посвятил юриспруденции и адвокатуре, его сердце было отдано философии. Он разработал новые инструменты мышления, раскритиковав дедукцию Аристотеля.

Мыслитель умер из-за одного из своих экспериментов. Он изучал, как холод влияет на начавшийся гнилостный процесс и простудился. В возрасте шестидесяти пяти лет он умер. Уже после его смерти было опубликовано – незавершенным – одно из главных произведений, написанных им: «Новая Атлантида». В нем он предвидел многие открытия последующих веков, основываясь на опытном знании.

Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.

Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.

Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.

«Новая Атлантида» Бэкона

Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.

Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.

Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.

Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.

Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой. Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге.

Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.

Читайте также:  Польза и вред при занятиях фитнесом

Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.

Бэкон «Великое восстановление наук»

Фрэнсис Бэкон считает, что алхимия и магия могли бы послужить человеку. Чтобы знание было общественно контролируемым, он отказывается от магического. В «Великом восстановлении наук» он делает упор на то, что настоящие знания не могут принадлежать частным лицам – группе «посвященных». Оно – общедоступно и может быть понятно любому.

Бэкон также говорит о необходимости сведения философии к делам, а не словам, как это было прежде. Традиционно, философия служила душе, а Бэкон считает правильным покончить с этой традицией. Он отвергает древнегреческую философию, диалектику Аристотеля, труды Платона. Продолжая принятую в философии традицию, человечество не продвинется в научном познании и лишь умножит ошибки прошлых мыслителей. Бэкон отмечает, что в традиционной философии господствуют алогичность и нечеткие понятия, которые кажутся выдуманными и не имеющими под собой никакого реального основания.

В противовес описанному, Фрэнсис Бэкон предлагает истинную индукцию, когда наука движется вперед постепенно, опираясь на промежуточные аксиомы, контролируя достигнутые знания и проверяя их опытом. Он выделяет два способа поиска истины:

  1. Через чувства и частные случаи – к достижению самых общих аксиом, которые необходимо сужать и конкретизировать, соизмерять с уже доподлинно известными фактами.
  2. Через чувства и частное – к общим аксиомам, смысл которых не сужается, а расширяется до наиболее общих законов.

В результате такого деятельного познания, человечество придет к научно-технической цивилизации, оставив в прошлом историко-литературный тип культуры. Мыслитель считал необходимым привести в гармонию общение ума и вещей. Для этого необходимо избавиться от бесплотных и смутных понятий, которые употребляются в науках и философии. Затем, нужно заново посмотреть на вещи и исследовать их, пользуясь современными, точными средствами.

В «Великом восстановлении наук» Бэкон призывает современников сделать упор на науки, применимые на практике и улучшающие жизнь человечества. Это положило начало резкой смене ориентации в культуре Европы, когда наука, видевшаяся многим праздной и подозрительной, стала важной и престижной частью культуры. Большинство философов того времени последовало примеру Бэкона и занялось наукой вместо схоластического многознания, которое было оторвано от реальных законов природы.

«Новый органон» Бэкона

Бэкон – философ нового времени не только потому, что родился в эпоху Возрождения, но и по своим взглядам на прогрессивную роль науки в общественной жизни. В своем труде «Новый органон» он проводит сравнение науки с водой, которая может падать с неба или происходить из недр земли. Как вода имеет божественное происхождение и чувственную суть, так и наука подразделяется на философию и теологию.

Он высказывает аргументы в пользу концепции двойственности истинного знания, настаивая на четком разделении областей теологии и философии. Теология изучает божественное, и Бэкон не отрицает, что все сущее – творение Бога. Как предметы искусства говорят о таланте и силе искусства своего творца, так и сотворенное Богом мало говорит о последнем. Фрэнсис Бэкон заключает, что Бог не может быть объектом науки, а должен оставаться только объектом веры. Это означает, что философия должна прекратить попытки проникнуть в божественное и сконцентрироваться на природе, познавая ее методом опытов и наблюдений.

Он критикует научные открытия, говоря, что они не соответствуют научному прогрессу и отстают от жизненных потребностей общества. Это означает, что вся наука как коллективное знание должна быть усовершенствована так, чтобы она опережала практику, делая возможными новые открытия и изобретения. Приведение в действие человеческого разума и управление явлениями природы – главная цель возрождения науки.

«Органом» содержит логические подсказки, говорящие, каким методом можно соединить мышление и практику, чтобы они позволили овладеть силами природы. Бэкон отвергает старый метод силлогизма как абсолютно беспомощный и бесполезный.

Фрэнсис Бэкон об идолах

Фрэнсис Бэкон разработал собственную теорию о предрассудках, господствующих над умом людей. Она говорит об «идолах», которых мыслитель нового времени называет также «призраками» за их свойство искажать действительность. Прежде, чем учиться познавать вещи и явления, важно избавиться от этих идолов.

Всего им выделено четыре вида идолов:

  • идолы «рода»;
  • идолы «пещеры»;
  • идолы «рынка»;
  • идолы «театра».

фото 758

К первой категории относятся идолы-призраки, присущие каждому человеку, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Эти идолы заставляют его сравнивать природу с самим собой и наделять ее теми же качествами. Бэкон восстает против тезиса Протагора, говорящего, что человек представляет собой меру всех вещей. Фрэнсис Бэкон заявляет, что ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде. В результате рождаются теологическое миропонимание и антропоморфизм.

Читайте также:  Аскорбинка с глюкозой польза или вред

Идолы-призраки «пещеры» порождаются самим человеком под влиянием условий его жизни, особенностей воспитания и образования. Человек смотрит на мир из покрова собственной «пещеры», то есть с точки зрения личного опыта. Преодоление таких идолов заключается в использовании опыта, накопленного совокупностью индивидов – обществом, и постоянном наблюдении.

Поскольку люди постоянно контактируют друг с другом и живут плечо к плечу, рождаются идолы «рынка». Их поддерживает использование речи, старых понятий, обращение к словам, которые искажают суть вещей и мышление. Чтобы избежать этого, Бэкон рекомендует отказаться от словесной учености, которая оставалась в те времена от Средневековья. Главная идея – в изменении категорий мышления.

Признаком идолов «театра» является слепая вера авторитетам. К таким авторитетам философ относит старую философскую систему. Если верить древним, то восприятие вещей исказится, возникнут предубеждения и предвзятость. Чтобы победить таких призраков, следует обращаться к современному опыту и изучать природу.

Все описанные «призраки» – это препятствия к научному познанию, поскольку благодаря им рождаются ложные представления, которые не дают в полной мере понять мир. Преобразование наук по Бэкону невозможно без отказа от перечисленного и опоры на опыт и эксперимент как часть знания, а не на мысли древних.

Суеверия – мыслитель нового времени тоже относит к причинам, которые задерживают развитие научного знания. Теория двойственной истины, описанная выше и разграничивающая изучение Бога и реального мира, призвана оградить философов от суеверий.

Слабые продвижения в науке Бэкон объяснял отсутствием правильных представлений об объекте познания и самой цели изучения. Правильным объектом должна выступать материя. Философы и ученые должны выявлять ее свойства и изучать схемы превращения ее из одного предмета в другой. Человеческая жизнь должна обогащаться наукой за счет действительных открытий, внедряемых в жизнь.

Эмпирический метод научного познания Бэкона

После того, как метод познания – индукция – определен, Фрэнсис Бэкон предлагает несколько основных путей, по которым может идти познавательная деятельность:

  • «путь паука»;
  • «путь муравья»;
  • «путь пчелы».

Под первым путем понимается получение знаний рационалистическим способом, но это подразумевает оторванность от реальности, потому что рационалисты опираются на собственные рассуждения, а не на опыт и факты. Их паутина мыслей выткана из их собственных мыслей.

фото 759

По «пути муравья» идут те, кто принимает во внимание только опыт. Этот метод получил название «догматический эмпиризм» и он основан на информации, получаемой из фактов и практики. Эмпирикам доступная внешняя картина знания, но не сущность проблемы.

Идеальным методом познания является последний путь – эмпирический. Говоря кратко, идея мыслителя такова: для применения метода нужно соединить воедино два других пути и убрать их недостатки и противоречия. Знания выводятся из совокупности обобщенных фактов с использованием доводов разума. Этот метод можно назвать эмпиризмом, в основе которого лежит дедукция.

Бэкон остался в истории философии не только как человек, положивший начало развитию отдельных наук, но и как мыслитель, обозначивший необходимость в изменении движения познания. Он был у истоков опытной науки, задающей правильное направление теоретической и практической деятельности людей.

Источник

Новое время и Просвещение взрастили целый ряд широко образованных умов. Одним из первых и ярких представителей новоевропейской философии является английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он был убеждён в том, что миром правят и будут править наука, изобретения, техника. Отсюда и его жгучий интерес к пауке и знаниям. Остановимся на двух ключевых пунктах философских раздумий Бэкона на эту тему: о значении науки в жизни людей и методологии процесса познания, (рис.2.14).

Основные философские подходы к науке Фрэнсиса Бэкона

Рис. 2.14. Основные философские подходы к науке Фрэнсиса Бэкона

Во-первых, Бэкон присоединился к тем, кто по-новому определил социальную роль науки. Средневековые мыслители видели в науке некую самоцель: наука ради науки, и развивать её нужно просто для того, чтобы расширять наши знания о природе. Бэкон же и его сторонники считали такой подход ненужной роскошью. Для них наука – средство познания мира в целях практического использования новых знаний на благо человека. Научный прогресс сделает людей “хозяевами и господами природы” (Декарт), обеспечит развитие техники и технологии производства, гигантски увеличит его эффект.

Именно Бэкону, с его “необычайной сметливостью, дельностью, практической резкостью” (Герцен), принадлежит образцово лаконичный афоризм “знание – сила”. “Знание и могущество человека совпадают, – подчёркивал Бэкон, – ибо незнание причины затрудняет действие” (36-1,485). Этот новый прагматический подход к науке и знаниям хорошо передаёт и появившийся позже афоризм Льва Толстого: “Знание орудиеа не цель”.

Второй ключевой пункт философии Фрэнсиса Бэкона – методология научного познания. В её основе два момента, (а) Опыт, т.е. получение эмпирической (от греч. empeiria – опыт) информации (конкретных фактических данных) через чувственное восприятие, наблюдение фактов, через эксперимент, (б) Мышление, предполагающее включение разума -рациональную обработку опытных данных (их осмысление, сравнение, обобщение, подготовку выводов).

Вокруг этих двух ступеней процесса познания давно идут споры философов. Что из них – опыт или разум – играет в этом процессе главную роль? Поклонники опыта – это приверженцы эмпиризма (источник и основа приобретения знаний – опыт). А “воспеватели” разума (в познании главенствует разум) – сторонники рационализма. Однако все подобные “полочки”, по которым мы любим сортировать друг друга, весьма условны. Бэкона можно встретить в “списках” эмпириков, а он, между тем, считал важным применение опыта и мышления в тесном единстве. “Он хотел такой науки, – пишет Герцен, – которая была бы перегнана наблюдением и обдумыванием из фактов во всеобщую мысль” (курсив КЛМ).

Читайте также:  Польза при подтягивании на турнике

Бэкон иллюстрирует необходимость единства опыта и мышления тремя наглядными образами. (1) Сбор фактов эмпириками (опыт) можно сравнить с действиями муравьёв, которые “только собирают и довольствуются собранным”. (2) Действия рационалистов (мышление) напоминают нам пауков, “производящих ткань из самих себя”. (3) Третий же, “средний способ” демонстрирует людям пчела: она извлекает материал из цветов и перерабатывает его по своему умению. Он-то и является, по Бэкону, оптимальным для науки и философии: добытые опытные данные здесь затем перерабатываются человеческим разумом. Успех в науке, делает вывод философ, обеспечивает именно “более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка”.

Однако на пути к истинному, обновлённому и более полному знанию человека подстерегают всевозможные дурные привычки ума (предрассудки, предвзятости, недопонимание, заблуждения и т.п.). Эти субъективные помехи Фрэнсис Бэкон назвал “идолами”, или “призраками”, познания и разделил на четыре группы со следующими условными названиями (табл.2.1).

Таблица 2.1. Четыре вида “идолов”, осаждающих умы людей (по Бэкону)

Группы

“идолов”

Суть в двух словах

Примеры и пояснения

Идолы

рода

помехи, вытекающие из самой природы человека, из заблуждений человеческого рода в целом

люди меряют мир вещей вокруг себя на свой человеческий аршин, а он у людей и вещей разный

Идолы

пещеры

помехи, порождаемые заблуждениями отдельного человека, смотрящего на мир как бы из своей “пещеры”, со своей “колокольни”

у каждого индивида свои особенности, своё восприятие мира; отсюда и разные искажения “света природы”

Идолы

площади

лексические помехи, связанные с несовершенством и неточностями языка общения людей

у слов много значений, оттенков, двусмысленностей, поэтому их понимают по-разному

Идолы

театра

помехи из-за влияния расхожих мифов, стереотипов, авторитетных мнений и догм, которые всегда “гуляют” в обществе.

это подобно воздействию театра, представляющего доверчивому зрителю “вымышленные и искусственные миры”

Так, поясняя ^ идолов рода (имеется в виду род человеческий в целом), Бэкон сравнивает ум человека с неровным зеркалом, которое искажённо отражает мир в соответствии со своими неровностями. Подобный эффект искажения возникает из-за неспособности человека встать на “точку зрения природы” и его стремления истолковать её по аналогии с самим собой. Но мир вещей, природы – это одно, а мир людей – совсем другое. Для человека деревья, к примеру, – дрова, а для природы – места обитания живности.

Весьма выразителен образ ? идолов пещеры. Каждый из людей, словно медведь из берлоги, смотрит на мир из своей индивидуальной “пещеры”. Характер и широта взглядов из неё зависят от воспитания и психических особенностей индивида, от круга его чтения, общения, авторитетов… Отсюда и представления о мире (а мир для всех един) у разных людей могут быть разными. К примеру, книга: для интеллектуала – бесценный источник знаний, а для не умеющего читать – возможно, всего лишь подставка под горячий чайник. Или: наконец-то начавшийся дождь крестьянин воспринимает как благо, а курортник – как досадную помеху для отдыха.

Источник Жидолов площади (или городской рыночной площади: у Бэкона “the idols of the market place”) – язык общения людей, слова, которые, по мысли философа, “устанавливаются сообразно разумению толпы” (собравшейся, скажем, на площади). В результате такого “плохого и нелепого установления слов” речи собеседников изобилуют ошибками, неточностями, неясностями, смешениями смыслов и не всегда понятны слушающим. Недаром людям в общении часто приходится прибегать к уточнениям: “что вы имеете в виду?”, “как это понимать?”, “давайте договоримся о терминах”…

Бэкон приводит массу примеров не вполне ясных, неопределённых понятий и слов: “тяжёлое”, “лёгкое”, “густое”, “влажность”, “страдание”, “судьба”… Или наглядно сравнивает: понятия “мел” и “глина” хороши, а понятие “земля” дурно. Если же взять такие сложные философские категории, как “бытие” и “материя”, то они имеют десятки толкований, а их определения порой настолько “кудрявы”, что понятны только самим авторам.

Наконец, ^ идолы театра – это результат необдуманного, некритического усвоения чужих теорий, распространённых взглядов, авторитетных идей. Механически восприняв их однажды, человек попадает к ним в плен и впоследствии искажённо представляет действительность. Почему идолы театра? Да потому, видимо, что этот духовный волшебник способен околдовать человеческий ум, лишив его аналитической зоркости. Это как в наши дни, побывав в театре (особенно в празднично искрящейся оперетте) и увидев на сцене благородную и красивую жизнь, перестаёшь замечать (хотя бы па время) грубость, грязь и бандитов па улице…

Бэкон призывал решительно отвергнуть всех идолов, уводящих человеческое познание па ложный путь. “Разум должен быть совершенно освобождён и очищен от них”, – подчёркивал он. Только при этом условии можно получить достоверные, научные знания.

Источник