Беседа о пользе и вреде солнечных лучей в детском саду

Беседа о пользе и вреде солнечных лучей в детском саду thumbnail

Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце — источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

– Формировать у детей представления о том, что солнце – источник жизни.

– Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн.

– Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.

– Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.

– Развивать творческое воображение, фантазию.

– Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем.

Материал:модели: кому нужно солнце.

Предварительная работа: беседа «Польза и вред загара», дидактическая игра «Хорошо – плохо», опыт «Нужен ли растениям солнечный свет,чтение: словацкая сказка «У солнышка в гостях», К. Чуковский «Краденое солнце», К. Ушинский «Утренние лучи».

Ход:

Воспитатель: У вас хорошее настроение? (Ответы детей.)

Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.

Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)

Тогда отгадайте загадки:

1. Утром добрая девица,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце)

2. Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно. (Солнце)

3. Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает. (Солнце)

– Ходите узнать еще что-то интересное о солнце? (Ответы детей.)

– Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце?

– Что случилось в сказке «Краденое солнце» (вопросы по содержанию).

– Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях» пошли искать солнце? (вопросы по содержанию).

– Кому еще на Земле нужно солнце? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)

– Кто знает,что обозначает выражение: «Солнце – источник жизни»? (Ответы детей.)

– Скажите мне, что обозначает слово «источник»? (Ответы детей.)

– Если «источник», «исток» – это начало чего-то, начало жизни, то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце?

– Что же произойдет, если Солнце перестанет светить, то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей).

Физкультминутка (Дети встают в круг)

– Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками). Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами). Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу. Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!

– Воспитатель: С давних времен люди очень любили солнце, боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички

– Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей.)

– Вот послушайте заклички:

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

– Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко? (Ответы детей)

– А нам с вами для чего нужно солнце?

– Что случится, если мы будем не правильно загорать?

– Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?

– Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?

– А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар, что нужно делать?

– Давайте придумаем правила, чтобы солнцена нас не рассердилось:

• Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;

• На солнце нельзя находиться очень долго;

• Кепка или панама – защита от солнца;

• Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;

• Если у кого-то случился солнечный удар, нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;

• Нельзя ходить загорать без взрослых.

– Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил».

– Воспитатель: А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко.

Итог: Рассматривание готовых работ. Поощрение детей.

Источник

Любовь Сеидова
«Солнце — друг или враг?» Беседа в подготовительной группе

14 июня 2017г.

Беседа о солнце в подготовительной группе.

Тема: «Солнце друг или враг»

Цель: познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, определить влияние солнца на человека, сформулировать правила приема солнечных ванн.

1.Загадка: Что на свете расцветает и теплом всех согревает? (солнце)

Правильно. Солнце-главный источник тепла и света. Свечка, фонарик, электрическая лампочка. Ребята, объясните, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце, источники света.)

Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало.

Мы сказали, что от солнца светло, значит, если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Солнце еще и греет.

И мы с вами знаем, что солнце нагревает предметы.

Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от них уже нагревается воздух. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца.

Сделаем глубокий вдох. Воздух чистый, свежий – дышится легко. Откуда такой «вкусный воздух»?

Спасибо за свежий воздух мы должны сказать растениям и солнцу.

Зеленые растения без солнечных лучей не смогли бы очищать воздух.

Бывают солнечные батареи которые можно использовать для электроснабжения (вырабатывают электрический ток)

солнце служит людям не только на Земле, но и

в космосе. Космические корабли работают за счет солнца. Там солнечный свет превращается в электрический ток, от которого работают все приборы.

Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце, наш организм получает витамин «Д».

Витамин «Д» делает наши ноги и руки крепкими. Но солнце бывает и жестоким. От его жгучих лучей высыхают реки и озера, гибнет рыба, жухнет трава. Солнце может не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней! Если с утра до вечера бегать раздетым по пляжу, кожа начнет краснеть, что приведет к ожогам.

Признаки солнечных ожогов: покраснение кожи, воспаление, головная боль.

Первая помощь: смазывание ожога специальным кремом.

Находясь, долгое время на солнце без головного убора можно получить солнечный удар или потерять сознание.

Поэтому всегда нужно носить панамку, косынку или лучше шляпку. Что может случиться при солнечном ударе,это: повышение температуры, тошнота, головокружение.

При солнечном ударе нужно: отвести человека в тень, положить на голову холодное полотенце, дать выпить побольше воды. Чтобы солнце не нанесло вред нашему организму, мы должны, внимательно относится к солнечным ваннам.

Лучше загорать утром и обязательно в головном уборе.

ТАК как же вы думаете СОЛНЦЕ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

(ответы детей)

Сказка про солнышко

• Сказка Тамары Маршаловой.

Сказочка про ясное Солнышко. Настало время рассвета. Солнышко проснулось, но вставать ему ещё не хотелось. Оно нежилось в белом пушистом облачке, как в мягкой пуховой перине и мечтало. А мечтало оно. Ну, мало ли о чём могло мечтать Солнышко! Например, превратиться бы в большой красивый цветок, чтобы им все восхищались, или же в золотую рыбку, плавающую в прозрачной, как хрусталь, воде, или же. Можно превратиться в мяч! Да, в большой жёлтый мяч, который скачет и скачет. И всем весело. Вокруг смех, веселье. – Кукареку! – пропел Петушок. – Солнышко, просыпайся! – Уже проснулось, – ответило Солнышко, выглянув из-за облачка. – Да, на чём это я остановилось? – продолжало мечтать Солнышко, расчёсывая свои лучики, взъерошившиеся за ночь. – Так вот, мяч скачет и скачет по зелёной траве. И это уже не мяч, а большой жёлтый цветок, который своим ярким цветом притягивает к себе пчёл и мотыльков.Они летают вокруг мяча-цветка и восхищаются: – Вы только посмотрите, какая красота! Какой насыщенный жёлтый цвет! – Это цвет мёда! – жужжат пчёлы. – Это цвет узора на наших крылышках! – восклицают разноцветные мотыльки. – Это цвет моих глаз! – вмешивается в разговор огромная стрекоза, пролетая мимо. – Это цвет. золотой рыбки, – вдруг решает мяч-цветок, скатившись по зелёному склону в ручей. И вот мяч уже не цветок, а рыбка, которая плывёт по ручью. Знакомая стрекоза так и норовит приземлиться на эту удивительную рыбку, которая ещё недавно была мячом-цветком. Водичка в ручье чистая, прозрачная, видны даже крохотные камешки на его дне. – Как хорошо! – говорит про себя мяч-рыбка. – Плывёшь себе и плывёшь, а вокруг.А вокруг мяча-рыбки уже стали собираться обитатели ручья: мелкая рыбёшка, зелёные лягушата, головастики. – Что за чудная рыбка? – дивятся они. – Она нам что-то напоминает. Но, что? Ну, конечно же, солнце. Это рыба-солнце. Солнце! Где тёплое и ласковое Солнышко? Ясное Солнышко, где ты! Солнышко очнулось от своих мечтаний и снова выглянуло из-за облачка. – Кто меня звал? – спросило Солнышко. – Мы, – услышало оно в ответ и увидело множество вопрошающих глаз. Солнышко ждали все! И цветочки на поляне, и рыбки в ручье, и детки в саду, держа в руках огромные красочные мячи. – Ах, как хорошо, что я всё-таки солнце! – подумало Солнышко, выкатываясь, огромным жёлтым мячом из-за облачка, и плывя по бескрайнему голубому небу золотой рыбкой. – Ведь меня все так любят и ждут.

Сказка про Солнце и Дождь

Рогозина Екатерина …

Жили были на Небе Солнце и Дождь.

Жили они на разных сторонах Неба и старались не встречаться, потому что друг другу не слишком-то нравились. Солнце считало Дождь слишком хмурым и плаксивым, а Дождь считал Солнце заносчивым задавакой, уж больно оно ярко светило во все стороны своими лучами.

Но вот однажды, когда Солнце светило во всю, радостно согревая Землю, на Небе показались Дождевые тучки. Они подкрадывались к Солнцу всё ближе и ближе, и вот его совсем окружили.

-Эй! Вы куда! Это моя часть неба! – вскричало Солнце, распихивая руками-лучами тёмные облака. – Идите отсюда! Это моё место!

И тут облака заплакали, пошёл Дождь:

-Не могу я уйти отсюда, – рыдал он, заливаясь слезами. – Меня сюда гонит Ветер.

-Вот бестолковый! – воскликнуло Солнце и крикнуло Ветру: -Эй, ты! Гони-ка этих сопливых отсюда! Они меня загораживают!

Но Ветер был очень ветреным и непостоянным. Он то дул с Севера на Юг, то с Юга на Север, а то и вовсе носился кругами или сразу стремился во все стороны. Поэтому он только рассмеялся в ответ на крики Солнца и продолжил гонять Дождевые тучки, как ему вздумается.

Так Дождь отказался совсем-совсем близко от Солнца.

-Ой-ой-ой! – ахнуло Солнце. – Ты же замочишь все мои лучики!

-Прости, пожалуйста, – всхлипнул Дождик, – Но я ничего не могу поделать.

И Солнце так расстроилось, что потускнело. И вокруг стало совсем темно и мрачно. Даже Ветер притих!

-Как страшно! Как темно! – испугался Дождик и заплакал ещё пуще. – Я боюсь!

Солнце помолчало,а потом тихо сказало:

-Если ты чуть-чуть подвинешь свои тучки, я, так и быть, посвечу.

Дождик огляделся, но хулигана Ветра нигде не было видно. Тогда он тоже тихонько шепнул Солнцу:

-Я постараюсь.

Он перестал плакать и начал осторожно стягивать свои тучки в одну кучку. Сначала одну, потому другую, так понемножку в тучках появился просвет. И Вскоре Солнце могло видеть Землю, пусть не всю, но хотя бы кусочек.

-Ура! – закричало Солнышко и щедрой пригоршней рассыпало свои лучи.

Лучи радостно засияли по всему небу, раcцветили Дождевые тучки так, что те перестали быть такими тёмными и мрачными, проскользнули в просвет и.

-Ой! Что это! – одновременно воскликнули Солнце и Дождь.

Между Небом и Землей пролегла радостная семицветная лента.

-Это Радуга! – завопил неизвестно откуда взявшийся Ветер. – Семицветная Радуга-дуга! – и со смехом начал кататься по крутой Радуге.

-Как красиво! – воскликнуло Солнце.

-Неужели это мы сделали? – скромно удивился Дождик.

-Конечно вы! – мягко прозвенела Радуга. – Я – это Дождиковы слёзы и Солнцевы лучики.

-Как здорово! – улыбнулись друг другу Дождь и Солнце.

И стали они дружить.

Иногда они играли вместе, Дождик окружал тучками Солнце, потом отбегал прочь, Солнце разбрасывало лучи, и снова появлялась Радуга.

Эта игра им очень нравилась. И больше они никогда не ссорились.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

Тема: “Солнце – польза и вред”

Выполнила: Тиликайнен М.С.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 п. Калевала»

Цели:

Обобщать и расширять знания детей о пользе и вреде солнца в летний период. Формировать умение правильно использовать природно – оздоровительные ресурсы в летний период.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, любознательность в процессе игр – экспериментов с зеркалами и солнцем.

Учить детей в речи отражать свои результаты своих наблюдений.

Оборудование: кукла Незнайка, маленькие зеркальца по количеству детей

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Я сегодня к вам пришла не одна, а с другом Незнайкой! Вы ведь знаете, что Незнайка живет в Солнечном городе, и я хотела его попросить рассказать вам о пользе и вреде солнечных лучей, но оказалось, что даже Незнайка, живя в таком прекрасном городе с таким названием никогда не задумывался, чем же полезно для нас солнце.

А вы, как думаете ребята? (ответы детей)

Ну, тогда слушайте мой рассказ.

Жил Незнайка в своем Солнечном городе и никогда не задумывался, почему ему так хорошо, когда светит солнце, хочется сделать много разных дел, хочется улыбаться, веселиться и наоборот, когда его нет становиться очень грустно.

Так вот ребята, солнечный свет очень полезен для нашего организма. Влияние солнечных лучей на все живое трудно переоценить. Без солнца нет жизни, благодаря солнышку цветут цветы, растут растения и на планете есть жизнь.

Полезность солнечных лучей мы с вами ощущаем в виде тепла и света. Дело в том, что солнце излучает целый спектр волн, начиная от цветных и заканчивая невидимыми.

К невидимым, относятся ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Видеть мы их не можем, но зато ощущаем в виде тепла. Невидимые лучи оказывают на наш организм большое влияние.

Гуляя на солнышке, мы с вами получаем огромный заряд энергии и здоровья.

Солнышко полезно для нас еще тем, что вырабатывает гормон радости, его еще называют “серотонином”, поэтому у нас с вами такое прекрасное настроение, когда оно ярко светит.

А еще под действием солнца наш организм вырабатывает витамин “Д”, так называемый “солнечный витамин”, который укрепляет наши кости, способствует укреплению иммунитета, что бы мы реже болели.

Поэтому живя с вами на севере, где совсем мало светит солнце, ваши родители везут вас в теплые края – на море, где тепло и ярко светит солнышко. Не зря ведь есть такая поговорка: “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!”

Как вы думаете, ребята, раз солнце такое полезное нужно как можно больше загорать и находиться на солнышке? (ответы детей)

Нет, это не совсем верно, ведь солнце может нанести не только пользу нашему организму, но и вред нашему здоровью.

Я думаю, все вы знаете, что нельзя на солнышке долго находиться и загорать.

Незнайка ты помнишь, что с тобой приключилось, когда ты долго загорал на солнышке?

Мы на солнце полежали

и друг друга не узнали,

кто же мы ребятки

или шоколадки?

Загорать ребятки нужно постепенно, сперва это будут несколько минут, потом чуть больше и так далее, но не в коем случае не следует находиться на жарком солнце целый день, что бы не получить солнечные ожоги.

Необходимо так же помнить о защите головы, обязательно надо носить головной убор, Незнайке нашему повезло, ведь он никогда не расстается со своей красивой шапочкой, поэтому ему не страшен солнечный удар.

Не стоит забывать и о защите наших глаз от ярких солнечных лучей.

Все мы с вами помним, как приходя с улицы в здание, мы ощущаем, как будто мы с вами ничего не видим. Глазки можно защитить с помощью солнечных очков.

Вот теперь Незнайка ты сможешь рассказать своим друзьям о пользе и вреде солнца. Правильно принимая “солнечные ванны” мы укрепим свой организм: будем крепкими, здоровыми и сильными.

А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть с Незнайкой в игру “Солнечный зайчик”, давайте возьмем с вами маленькие зеркала, направим их на солнышко и посмотрим, чей же солнечный зайчик убежит быстрей.

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики,

Мы зовём их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Мы нигде их не нашли.

Молодцы ребята, какие у вас быстрые солнечные зайчики.

Ребята скажите, а как появляется солнечный зайчик? Кто догадался?

( ответы детей)

Правильно, солнышко, попадая на наше зеркальце отражается в нем и попадает на стену или в пол. Если мы будем двигать зеркало, то и этот лучик будет двигаться.

Ребята, а какого цвета солнечный зайчик? (ответы детей)

Оказывается, солнечный зайчик — это солнечный луч, и он вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Наш солнечный луч многоцветный, только это можно увидеть через специальное стеклышко призму.

Ребята, давайте проводим Незнайку в Солнечный город и подарим для его друзей наши зеркальца, что бы они тоже поиграли с солнечными зайчиками.

Скажите, что полезного вы узнали о солнце? Как вы посоветуете себе и Незнайке укрепить свое здоровье летом? (ответы детей)

Молодцы! Теперь вы знаете как себя правильно вести на улице в летний период, чтобы не навредить своему здоровью, а получить только пользу.

Источник

О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее время. Встающее по утрам солнышко помогает нам просыпаться и быть бодрыми, а кроме того, солнце и его лучи оказывают сильное стимулирующее воздействие на обменные процессы. Поговорим о пользе солнца, правильном пребывании на солнце и опасностях, связанных с неумеренным приемом солнечных ванн.

При воздействии на кожу ультрафиолетовых лучей внутри нее в особых клетках происходит активация витамина Д и переход его в активную форму, необходимую организму для роста и развития, нормального усвоения кальция и роста костного скелета. Солнечные лучи, помимо ультрафиолетового спектра, имеют еще и инфракрасный, эти лучи вызывают нагрев верхних слоев кожи. Данные лучи проникают в тело глубже на два-три сантиметра, что помогает им активно взаимодействовать с тканями кожи, кровеносными сосудами, в результате чего происходит их расширение, усиливается кровообращение в области кожи и подкожно-жировой клетчатки ( визуально это выглядит как легкое покраснение кожи). за счет активизации кровообращения происходит более интенсивный метаболизм в коже и выведение из нее свободных радикалов, продуктов окисления и токсинов, кожа активно потеет и выводит шлаки. Конечно, эти процессы я описала достаточно упрощенно, но чтобы понять важность пребывания на солнце, но в умеренных количествах, этого вполне достаточно.

Кожные покровы детей более уязвимы в отношении негативного воздействия солнечных лучей из-за особенностей строения кожи и подкожно-жирового слоя. В раннем возрасте кожица малышей очень тонкая, нежная и легко травмируется, подкожно-жировая клетчатка устроена рыхло, густо оплетена сетью мелких капилляров. Верхний ороговевающий слой кожи у детей очень тоненький и нежный, легко может слущиваться и часто обновляется, особенно у малышей в раннем возрасте. Их кожица и так часто пересыхает и шелушится, а под действием солнечного света может пересушиваться и страдать сильнее, чем у взрослых. 

Кроме того, в сравнении с взрослыми, у детей кожа имеет больше способности и резервов для регенерации в сравнении со взрослой, поэтому, мелкие травмы не оставляют у детей рубцов и шрамов. Однако, защитные функции кожи как естественного барьера на пути токсинов, вредных излучений и микробов снижены, поэтому, кожа детей высоко чувствительна к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Дети имеют несовершенную терморегуляцию и потоотделение, а поэтому, дети легко на солнце могут перегреваться, а при купании в море или реке – переохлаждаются. Чтобы дети не пострадали от действия солнышка, и получили от него только пользу в виде порции витамина Д и активации иммунитета и обмена веществ, нужно строго следить за их пребыванием в условиях открытого солнца.

Сегодняшнее солнце таково, что находиться под его лучами долго вредно даже взрослым, а детям до 5-7 лет, обладающим особой чувствительностью к нему – это может быть опасно для здоровья.Кроме того, разные участки тела у детей по разному чувствительный к солнечным лучам, так стопы и кисти, лицо, которые практически всегда открыты, менее подвержены ожогам и выдерживают большие солнечные нагрузки. А вот поясница, живот, грудь и шея более чувствительны, там кожа тоньше и нежнее, недаром ее прикрывают одеждой. Чувствительна к ожогам спина, она обычно наряду с плечами и шеей «сгорает» первой после чрезмерного пребывания на солнце. Для детей, ранее не выходивших на пляж, бывает достаточно 10-15 минут.

Источник