Аргументы в пользу введения тарифов

Аргументы в пользу введения тарифов thumbnail

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

да. два раздела. 01 (в части 1 квартала и МРОТ) и 20 в части…

Мне кажется, или они хотят вернуть старый добрый ЕСН?

Вы уж определитесь – или ЕИО работает по найму, получает зар…

Разумеется, опрос проводил не абы кто, а послушный ВЦИОМ. Не…

Неужели там написано про налоговую прибыль? )

Сейчас налоговики видят про вас столько, что если вы работае…

У одного клиента был казус в прошлом. Единственный учредител…

Это невозможно в первый год работы ИП. Потому что его не зар…

Себя и назначить. Учредитель несет ответственность за свою ф…

Назначить как? Выйти на улицу, поймать первого попавшегося и…

т.е. СЗВ-М их не смущает?

По ссылке ТАСС пройдите. ОНФ там предложила многие отчеты по…

В этой сфере работает огромное количество фирм и людей. Дело…

печально конечно, но туризм не предмет первой необходимости….

Возможно превращать-это и есть обеспечение…доллары на них …

Я вижу картину так. Рубль обеспечен золотом. Электронные ден…

Вообще не понимаю, к чему все эти “ТР”, “АП&q…

Да и китайцы, помнится, Олега сразу послали – как только он …

а если директор – пенсионер по инвалидности? Применяется эта…

Это не цифровой. Вот крепто валюта-это цифровая.

Их нельзя в бумажки переводить. Случайный кризис, банк рухну…

Ерунда все это! Стаж и взносы ПФР просто крадет! Особенно ес…

Ну, дык, что б придумать как обойти надо бы узнать сначала и…

Извините, но фирме-нулёвке заблокированный счёт не важен. Он…

КОНТУР ХОРОШО ОПОВЕЩАЕТ. Видно требование по уплате налога и…

Возможно и предполагается такой механизм. То есть сейчас, ко…

Это они здесь ещё не живут. Вот жили бы с нами, знали бы что…

Значит придумают анонимные носители, какие-нибудь. Если буду…

Зачем акцентировать? НДФЛ, кстати, тоже может взыскиваться н…

Нет, но движение цифрового рубля от одного временного владел…

Сегодня понедельник. Опубликуют?

А, что на цифровом рубле будет написано “собственность …

Нам сказали письма писать об отсутствии фин-хоз деятельности…

А что бы анонимно дать взятку или купить наркоту, оружие и в…

Источник

Под ред. А.В. Сидоровича

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы.

Главными из них являются следующие.

1. Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией.

2. Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций.

3. Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка.

4. Таможенные тарифы необходимы для защиты новых, «молодых» отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм.

5. Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране.

6. Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга – сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях ее укрепления.

Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений являются дискуссионными, так как в большинстве случаев те же цели могут быть достигнуты с меньшими издержками. Альтернативным способом разрешения проблемы «защиты» оборонных, «молодых» и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, является прямая субсидии отечественным производителям в этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).

Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства с величины S0 до величины S1 (как и тариф), но, с другой стороны, не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не поднимает уровня внутренних цен выше мировых (рис. 33.2).

Курс экономической теории - изображение 315

При субсидии производителям уровень внутренней цены Pd близок к мировому уровню Pw и поэтому фактический объем потребления составляет D0, тогда как при тарифе он сокращается до величины D1. Абсолютные потери благосостояния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину области d, так как величина импорта значительно больше, чем после введения тарифа. Потери благосостояния в размере области b по-прежнему сохраняются, так как расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом отраслях связано с дополнительными издержками.

В то же время прямые производственные субсидии не застраховывают от неэффективной растраты ресурсов, так как нелегко определить, какие именно отрасли следует защищать от иностранной конкуренции. И тарифы, и субсидии очень сложно отменить, если они уже введены, в то время как очень велик риск «защиты» отраслей, которые никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Это обстоятельство является особенно существенным для переходных экономик, в том числе и для российской, которые ведут поиски «свободных ниш» в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблематичными.

Источник

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:

Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией.

Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства.

В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций1.

Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка.

Таможенные тарифы необходимы для защиты новых, “мо-лодых” отраслей национальной экономики, порожденных науч-но-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эф-фективных иностранных фирм.

Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую

1 Подробнее об этом см. гл. 15 “Платежный баланс” и гл. 16 “Валютный курс”.

311

Глава 14. Торговая политика

силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране.

6. Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга – сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях ее укрепления.

Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений являются дискуссионными, так как в большинстве случаев те же цели могут быть достигнуты с меньшими издержками.

Альтернативным способом разрешения проблемы “защиты” оборонных, “молодых” и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, является прямая субсидия отечественным производителям в этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).

Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства с величины So до величины S (как и тариф), но, с другой стороны, не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не поднимает уровня внутренних цен выше мировых (см. рис. 14.2).

Субсидия

Импорт после введения тарифа

р=р

W

Рис. 14.2

Импорт после введения субсидий

312

Макроэкономика При субсидии производителям уровень внутренней цены Pd близок к мировому уровню Ри, и поэтому фактический объем потребления составляет Dтогда как при тарифе он сокращается до величины Dj. Абсолютные потери благосостояния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину области “rf”. так как величина импорта значительно больше, чем после введения тарифа. Потери благосостояния в размере области “А” по-прежнему сохраняются, так как расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом отраслях связано с дополнительными издержками.

В то же время прямые производственные субсидии не гарантируют от неэффективной растраты ресурсов, так как нелегко определить, какие именно отрасли следует защищать от иност-ранной конкуренции. И тарифы, и субсидии очень сложно отменить, если они уже введены, в то время как очень велик риск “защиты” отраслей, которые никогда не смогут стать конкуренто-способными на мировом рынке. Это обстоятельство является особенно существенным для переходных экономик, в том числе и для российской, которые ведут поиски “свободных ниш” в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблематичными.

Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятости и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно использовать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики1, а не манипулирование пошлинами и квотами. Причина заключается в угрозе развязывания торговой войны, в условиях которой даже временное регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос отсутствует.

Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импортировать.

Если отечественная отрасль потеряла сравнительное преимущество и стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импортом. В этом случае ее уволенным работникам может быть предоставлена материальная помощь из го1 Подробно эти меры рассмотрены в гл. 6 “Бюджетно-налоговая политика” и в гл. 8 “Банковская система. Кредитно-денежная политика”.

313

Глава 14. Торговая политика

сударственного бюджета (на цели переквалификации, переезда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, так как они способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресурсов, их более рациональному размещению и использованию, что в более долгосрочной перспективе служит фактором экономического роста.

За исключением защиты от демпинга, которую целесообразно рассматривать как самостоятельную проблему, отступления от политики свободной торговли в пользу тарифного протекци-онизма относительно оправданы в следующих случаях:

Использование “оптимального тарифа”: если страна способна воздействовать на уровень мировых цен, то можно найги такой уровень тарифной ставки, который принесет ей чистый выигрыш. Оптимальная ставка тарифа равна величине, обратной величине эластичности предложения импорта: чем менее гиб-кими оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие примерно одинаковый объем импорта, тем выше оптимальная ставка тарифа на импорт и больше чистый выигрыш данной страны. Наоборот, если эластичность импорта очень велика, а мировая цена остается неизменной, то оптимальный тариф будет равен нулю и тарифная система принесет стране чистые потери благосостояния. Более того, в случае ответных мер торговых партнеров на введение оптимального тарифа, то есть в случае торговой войны, даже оптимальная ставка тарифа не может принести никаких положительных результатов.

Иногда введение тарифа может оказаться полезнее, чем экономическая пассивность правительства. Если, например, увеличение занятости в какой-либо передовой отрасли производства, конкурирующей с импортом, приносит большие социальные преимущества, связанные с ростом знаний, квалификации или изме-нением отношений во всем обществе, то введение тарифа на импорт может оказать положительное влияние на национальное благосостояние. Тарифный протекционизм может подтолкнуть фирмы этой отрасли к увеличению выпуска продукции и найму большего количества рабочей силы. Дополнительные социальные выгоды, связанные с созданием новых рабочих мест, могут перекрыть потери отечественных потребителей от повышения цен на импорт. Однако каждый подобный случай требует тщательного макроэкономического анализа, предшествующего введению тарифа, особенно в странах с переходной экономикой.

314

Макроэкономика

3) Тарифы могут рассматриваться в качестве приемлемой меры торговой политики, если экономика страны настолько слабо развита, что ее правительство не имеет других источников средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности. Эта ситуация скорее характерна для бывших колоний с монокультурной экономикой, чем для государств Восточной Европы, России и стран СНГ.

Еще по теме 14.2. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Тариф и производственная субсидия:

  1. Страховые тарифы
  2. 88. НОТАРИАЛЬНЫЙ ТАРИФ
  3. 9.5. Импортные квоты и тарифы
  4. 11.4. Составной тариф
  5. 11.4. Составной тариф
  6. 9.5. Импортные квоты и тарифы
  7. 18. Основные методы расчета страхового тарифа
  8. 4.3. Страховые тарифы при страховании земельных отношений
  9. Аргументы Критона в пользу бегства Сократа из тюрьмы
  10. Дифференциация постоянных издержек.Принципы формирования линейных тарифов. Эластичность спроса
  11. Раздел 5. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ УЧЕТ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ

Источник

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие.

  • 1. Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от соображений экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики продукцией этих отраслей.
  • 2. Таможенные тарифы дают возможность увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска продукции, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций.
  • 3. Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка.
  • 4. Таможенные тарифы служат для защиты новых, «молодых» отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции со стороны более зрелых и эффективных иностранных фирм.
  • 5. Если правительство не применяет таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток недорогого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить причиной снижения уровня жизни в стране.
  • 6. Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга — сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изгото- вителе. Обычно демпинг становится результатом монопольной рыночной власти и служит ее укреплению.

Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений дискуссионны, так как в большинстве случаев те же цели могут быть достигнуты с меньшими издержками. Альтернативным способом разрешения проблемы «защиты» оборонных, «молодых» и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, являются прямые субсидии отечественным производителям в этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).

Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства с величины дУ0 до величины S{ (как и тариф), с другой стороны, не приводит к абсолютному уменьшению потребления, так как не поднимает уровень внутренних цен выше мировых (рис. 2.4).

При субсидии производителям уровень внутренней цены Pd близок к мировому уровню Pw, поэтому фактический объем потребления составляет D0, тогда как при тарифе он сокращается до величины /)/. Абсолютные потери благосостояния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину области d, так как объем импорта значительно больше, чем после введения тарифа. Потери для благосостояния в размере области b по-прежнему сохраняются, поскольку расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом отраслях связано с дополнительными издержками.

Вместе с тем прямые производственные субсидии не застраховывают от неэффективной растраты ресурсов, ибо нелегко определить, какие именно отрасли следует защищать от иностранной конкуренции. И тарифы, и субсидии очень сложно отменить, если

Аргументы в пользу введения тарифов

Рис. 2.4.

они уже введены, однако очень велик риск «защиты» отраслей, которые никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Это обстоятельство особенно существенно для переходных экономик, в том числе для российской, которые ведут поиски «свободных ниш» в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблематичными.

Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятости населения и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно задействовать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики. Причина заключается в угрозе развязывания торговой войны, в условиях которой даже временное регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос отсутствует.

Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импортировать. Если отечественная отрасль потеряла сравнительные преимущества и стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импортом. В этом случае ее уволенным работникам может быть предоставлена материальная помощь из государственного бюджета

(на цели переквалификации, переезда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, поскольку способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресурсов, их более рациональному размещению и использованию, что в долгосрочной перспективе служит фактором экономического роста.

За исключением защиты от демпинга, которую целесообразно рассматривать как самостоятельную проблему, отступления от политики свободной торговли в пользу тарифного протекционизма относительно оправданны в следующих случаях.

  • 1. Использование «оптимального тарифа»: если страна способна воздействовать на уровень мировых цен, то можно найти такой уровень тарифной ставки, который принесет ей чистый выигрыш. Оптимальная ставка тарифа равна величине, обратной величине эластичности предложения импорта: чем менее гибкими оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие примерно одинаковый объем импорта, тем выше оптимальная ставка тарифа на импорт и больше чистый выигрыш данной страны. Наоборот, если эластичность импорта очень велика, а мировая цена остается неизменной, то оптимальный тариф будет равен нулю и тарифная система принесет стране чистые потери благосостояния. Более того, в случае ответных мер торговых партнеров на введение оптимального тарифа, т.е. в случае торговой войны, даже оптимальная ставка тарифа не может принести никаких положительных результатов.
  • 2. Иногда введение тарифа может оказаться полезнее, чем экономическая пассивность правительства. Если, например, увеличение занятости в какой-нибудь передовой отрасли производства, продукция которой конкурирует с импортом, приносит большие социальные преимущества, связанные с ростом знаний, квалификации или изменением отношений во всем обществе, то введение тарифа на импорт может оказать положительное влияние на национальное благосостояние. Тарифный протекционизм может подтолкнуть фирмы этой отрасли к увеличению выпуска продукции и найму большего количества рабочей силы. Дополнительные социальные выгоды, связанные с созданием новых рабочих мест, могут перекрыть потери отечественных потребителей от повышения цен на импорт. Однако каждый подобный случай требует тщательного макроэкономического анализа, предшествующего введению тарифа, особенно в странах с переходной экономикой.
  • 3. Тарифы могут рассматриваться в качестве приемлемой меры торговой политики, если экономика страны настолько слабо развита, что правительство этой страны не имеет других источников средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности. Эта ситуация скорее характерна для бывших колоний с монокультурной экономикой, чем для России, государств Восточной Европы и стран СНГ.

Источник