Аргументы в пользу пятидневки в школе

Аргументы в пользу пятидневки в школе thumbnail

Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.

Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.

Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов “за” пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов “против”.

 Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.

Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов “за” и “против” и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей.

Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.

Положительные аспекты перехода на пятидневку: 

1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.

2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей,сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.

3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.

4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями)  коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).

5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.

6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.

7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.

Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю: 

1. Возможно:

– сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;

или

– перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.

2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней  в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.

3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус “малоимущие”  – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.

4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:

–  во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.

– сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).

– образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).

5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.

Читайте также:  Яблочный уксус польза как принимать

6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать  дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.

7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.

8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение “северной” и “педагогической” пенсии.

9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение “северной” и “педагогической” пенсии педагогам и другим работникам отрасли.

Источник

Вопрос о необходимости внедрения пятидневки в школы каждый год встаёт всё острее. Это связано с тем, что одного выходного дня для школьников просто недостаточно. В 2018 году, возможно, вступит в силу новый закон, согласно которому школы перейдут на пятидневную рабочую неделю. Однако в любом случае у руководителей учебных заведений остаётся право решать самостоятельно, индивидуально, использовать данный порядок или нет. Стоит отметить, что решение принимается перед началом учебного года и действует до его конца. То есть невозможно допустить ситуацию, когда первые две четверти в школе действует пятидневка, а в остальное время шестидневка. Два выходных дня, как считают большинство родителей и учителей, пойдут ученикам только на пользу, ведь времени хватит и на то, чтобы тщательно подготовиться к новой неделе, и на помощь по дому.

Коротко о главном

Необходимо отметить, что учёбу никто не отменял. Если в данной конкретной школе существует шестидневная учебная неделя, это не означает, что нужно бастовать и не соглашаться. Условия одинаковы для всех, и в будущем никто детям необходимую базу знаний не возместит, если тратить время впустую. Однако довольно реальна пятидневка в школах России.

пятидневка в школе

Речь идёт о том, что есть несколько законных оснований, опираясь на которые, можно устроить два выходных в неделю. В любом случае это довольно субъективно. Ведь некоторые родители желают, чтобы ребёнок больше находился в школе, и, соответственно, получал много знаний.

Ситуация в стране

Реальность такова, что в настоящее время большинство школ в России используют шестидневную учебную неделю. Это связано с тем, что переход на пятидневную требует изменений во всей структуре учебного заведения. Однако регион региону рознь. Есть несколько областей, которые уже перешли на систему с двумя выходными. Ежегодно об этом говорят на разных уровнях власти: начиная от учителей в школе и заканчивая Министерством образования РФ. До сих пор ещё не пришли к единому мнению в вопросе наиболее эффективной системы.

пятидневка в школах россии

Стоит отметить, что пятидневка в школе по всей стране действует для начальных классов. Дети в этом возрасте не способны запоминать весь учебный материал шесть дней подряд, поэтому было решено добавить им дополнительный выходной в неделю. Перевод всех школьников на новую систему представляется непростой процедурой, ведь многие учебные заведения переполнены. В связи с этим создать оптимальное расписание не представляется возможным.

Плюсы и минусы пятидневки в школе

Многие родители задаются вопросом: чем шестидневная неделя хуже пятидневной? Безусловно, у каждой из систем есть свои преимущества и недостатки. Для начала поговорим о сокращённой учебной неделе. К плюсам можно отнести:

  • более крепкое здоровье школьников;
  • родители экономят на питании ребёнка и транспорте;
  • подготовиться к новой неделе значительно проще;
  • вместо занятий в субботу можно поехать на экскурсию;
  • те дети, которые по разным причинам отстали, могут за два выходных устранить разницу.

Однако пятидневка в школе имеет и свои недостатки. Из них выделяются следующие минусы:

  • чтобы полностью завершить программу, каждый день добавляется по одному или два урока;
  • некоторым школьникам после двух выходных сложнее настроиться на учебную неделю.

Шестидневка

Спор о необходимости внедрения пятидневной учебной недели ведётся постоянно. Её преимущества мы рассмотрели, теперь необходимо поговорить о плюсах шестидневки. Большинство руководителей учебных заведений выступают за сохранение старых правил. Дело в том, что расписание в таком случае составить намного легче. Кроме того, теоретически ученики будут получать больше знаний в течение недели.

Читайте также:  Пивные дрожжи для собак в чем польза

Иногда директора школ решают, что ученикам, которые обучаются на такой системе, необходимо больше отдыха, и предоставляют каникулы на несколько дней раньше. Однако на практике такой подход трудно встретить.

министерство образования рф

Процесс перевода школ на пятидневку затягивается ещё и потому, что учителям по старой системе проще пройти всю программу, так как даётся достаточно времени. Ученики получают больше информации по предметам и более углубленно их изучают.

Ещё немного о пятидневке

Пятидневка в школах России пока не сильно распространена, и в основном из-за тех доводов, которые мы рассмотрели в предыдущем разделе. Однако насколько они основательны? На самом деле этот шестой учебный день не приносит таких уж больших привилегий. Ведь добавления одного-двух уроков в день школьники не сильно заметят, зато у них будет дополнительный выходной.

Здесь вопрос в желании каждого ученика и его родителей. За неполную неделю можно знаний вынести больше, чем за ту, при которой положен один выходной. Отличники, стремящиеся узнать много новой информации, и так достигают своей цели. А те дети, которые желают прогуливать уроки или ничего на них не делать, ведут себя одинаково при любой системе.

пятидневка в школе плюсы и минусы

Как говорится, ученье – свет, а неученье – тьма. Эта пословица имеет глубокий смысл. При желании можно вынести их стен школы такой багаж знаний, который поможет с лёгкостью поступить в высшее учебное заведение и проявить себя там с лучшей стороны.

Попытка со стороны Правительства

Не так давно Министерство образования РФ объявило о том, что в Государственной думе обсуждался один очень интересный вопрос. Суть была в том, что партия «Справедливая Россия» предложила для всех школ пятидневную неделю сделать обязательной. К сожалению, большинство депутатов отвергли эту идею, чтобы не вызывать негодования со стороны разных слоёв населения.

Закон о пятидневке в школе так в силу и не вступил, и порядок остался прежним. Каждому для себя нужно решить, что стоит в приоритете: учиться на совесть пять дней в неделю, или же создать видимость стремления к учёбе на протяжении шести дней? Однако нужно работать над собой, чтобы получать удовольствие от процесса обучения. Надеемся, что со временем этот вопрос прояснится и будет вынесено окончательное решение.

Возможность выбора

В настоящее время руководство каждого учебного заведения вправе самостоятельно решить, какую систему внедрять в школу. Безусловно, в большинстве случае выбор останавливается на шестидневке, но встречаются и исключения, причём в последнее время их значительно больше. Родителям также необходимо принять решение, а перед этим нужно рассмотреть все возможные варианты.

закон о пятидневке в школе

Можно выбрать место учебы, исходя из наличия пятидневки в школе, или остановиться на наиболее удобном расположении учебного заведения. Сказать точно, как будет правильно, не сможет никто. Поэтому мы скромно отходим в сторону, предоставляя право каждому родителю выбрать оптимальный вариант для своего ребёнка.

Желание большинства родителей

Как известно, наша страна вплотную подошла к введению пятидневки в школах, но не сделала последнего шага. Всё-таки менять устоявшуюся систему никто не стал, хотя попробовать стоило. Даже врачи Министерства здравоохранения установили, что здоровье школьников крепче, если они отдыхают два дня в неделю.

перевод школ на пятидневку

В последнее время увеличилось количество обращений к Правительству, в которых содержится просьба о внедрении пятидневки. Если рассуждать логически, то и государству придётся меньше денег тратить на образование. В любом случае школьникам нужно объяснять, что несмотря на систему обучения, стоит добросовестно учиться и прилагать все свои усилия.

Источник

Шестидневка там, где она есть, — настоящая головная боль не только для детей, но и их родителей. Ведь взрослые по сути учатся вместе с ними, провожая детей в школу и помогая делать уроки. А при нынешнем современном ритме жизни лишний выходной — как глоток воздуха. Чему же учат в школе в этот самый шестой день, выясняла корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Второклассница Соня и ее мама Анжелика очень спешат на тренировку. Девочка профессионально занимается художественной гимнастикой. Каждый день. Выходной только воскресенье. И в спортшколе, и в обычной. На рабочей шестидневке днем времени хватает только на обед. В лучшем случае на русский. Остальные домашние задания — после тренировки, которая заканчивается в 8 вечера. В итоге спать Соня ложится в час ночи. А подъем уже в 7 утра.

Анжелика Свиткина, мама второклассницы: «Дети приходят просто чумовые. Первые уроки спят, пытаясь проснуться. На экскурсии уехать нереально. В детские театры абонементы по субботам. Мы не успеваем просто по времени».

Количество родителей, разрывающихся между всесторонним развитием ребенка и состоянием его здоровья, явно превышает перечень школ и начальных классов, которые работают в режиме шестидневки. Как ни странно, таких в Петербурге всего 66 из 700. Все они, конечно, специализированные.

Читайте также:  Польза черного винограда для здоровья

Надежда Спиридонова, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Если они переходят на пятидневную рабочую неделю, они должны перейти на 23 часа занятий. Тогда ни о каком углублении речи быть не может. Если же школа берет учебный план 26 часов, то по санитарным нормам нужно так организовать режим работы ребенка, чтобы у него была динамическая пауза, время отдыха».

Но чтобы пойти на такое, школа должна заручиться согласием родителей и решением педагогического совета. Избавить образовательные учреждения от сложного выбора пытается городской парламент, установив для всех младшеклассников пятидневку. Об этом — корреспондент НТВ Александр Щерба.

Тема всеобщего перевода детей на пятидневную учебную неделю для городского парламента актуальна. Сразу несколько народных избранников имели раньше и имеют сегодня прямое отношение к получению образования. Вот почему на депутатской комиссии было принято решение направить в Госдуму предложение о том, чтобы освободить школьников от обучения по субботам.

Инициатором выступил депутат Максим Яковлев. Отец двоих детей, он на их примере видит, как тяжело ребятам дается учебный процесс и как они в оставшийся единственный выходной не успевают восстанавливаться.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что реализация этой программы не выглядит невыполнимой. В Петербурге в сотнях школ давно уже ввели пятидневку. При этом процесс выстроен таким образом, что нет нарушений санитарных норм и правил, соблюдаются все требования министерства и образовательную программу дети получают в полном объеме.

Учиться по субботам младшим классам — прерогатива гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением языков. Общеобразовательные могут позволить детям и взрослым высыпаться два раза в неделю. Те, кто лишен такой роскоши, жалуются на усталость, нехватку времени на кружки и секции и перегрузку информацией.

Впрочем, специализированные школы, в младших классах которых программа на три часа больше, и сейчас находят возможность давать знания в полном объеме за пять дней. Они, конечно, не меняют план — меняют методику. Тоже, кстати, прописанную в стандартах.

Татьяна Берлина, директор школы №4 им. Кусто: «Мы даем два урока французского языка и через динамическую паузу мы даем третий урок, который углубляет основную программу в другой форме. Это не третий обычный урок. Это те же профессиональные знания, которые наши учителя дают, используя другие технологии».

В школе знаменитого французского исследователя два выходных дня, которые можно провести с родителями, называют бесценными. Потому что нет ничего полезнее для ребенка, чем выспаться, а потом увлекательно отдохнуть в семье. Впрочем, исключение из правил здесь могут составить те, кто осознанно идут в узкоспециализированные школы и понимают, ради чего они это делают, убедился корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

География, математический анализ, английский, геометрия — это расписание на вторник у 8-го класса. Причем речь идет не об уроках, а о парах, то есть уроков всего восемь. И так каждый день. Поэтому неудивительно, что в 564-й школе категорически против перехода на пятидневку.

Матанализ в расписании для восьмиклассников здесь никого не удивляет, как и количество уроков. Идет ли речь о первом классе или об 11-м, по словам директора, учиться шесть дней в неделю стоило бы всем, при этом отведя субботу для творческих занятий. Такой же точки зрения придерживается и Илья Чистяков, возглавляющий лабораторию непрерывного математического образования.

Илья Чистяков, директор лаборатории непрерывного математического образования: «Если делается пятидневка, то это огромное перенапряжение для детей, огромная перегрузка, это изменение методики преподавания. Это ужас, если настаивать на пятидневке, что будет твориться с детьми, которые занимаются».

Учиться начинают в десять утра, заканчивая в полшестого. А когда у старшеклассников есть пятая пара, то и вовсе после семи вечера. Но при этом все точно знают, ради чего. Николай Мостовский и Александр Гончаров как раз сейчас, например, готовятся к поездке в Америку — на Всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников. К тому, что выходных немного, они, конечно, давно привыкли. Никаких жалоб на тяжелый график: ни у учеников, ни учителей, ни даже у родителей, которые в данном случае явно и сами голосуют за шестидневку.

Многие родители сегодня убеждены: чтобы стать успешным, надо с малых лет учиться жить в современном ритме с зашкаливающем уровнем информации. Вопрос лишь в том, готовы ли сами дети к такому ритму.

Ведь не все рождаются талантливыми или просто умеющими приспосабливаться к реальности. Психологи советуют чувствовать потенциал маленьких школьников. И в случае неудач, не понижать в детях самооценку. Ведь последствия могут быть необратимыми. И пятерка тогда вовсе уже не победа.

Конечно, успеваемость и бодрость духа детей и их родителей зависит от многих факторов. В том числе от умения планировать день, от усидчивости или вообще характера начинающего ученика.

Выбор школы, который часто основан на понятии престижности, преемственности, высокого уровня знаний иногда не верен. Но ведь не упрекнешь родителей за стремление дать детям лучшее. Просто, зная о возможностях своего школьника и той школы, в которой он познает науку, надо искать компромисс.

Источник