Аргументы в пользу обучения в школе
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
В нашей предыдущей статье «Эволюция школы: раздельное и совместное образование» мы рассмотрели напряжённую борьбу раздельной и совместной систем школьного образования, происходившую на протяжении всей человеческой истории.
Хотелось бы детально проанализировать горячую дискуссию о преимуществах и недостатках раздельного обучения, которая разворачивается прямо сейчас во всех уголках мира.
Всех – от маститых педагогов до рядовых обывателей – интересует, какой тип обучения поможет мальчикам и девочкам лучше усвоить знания и найти успешный путь во взрослой жизни и карьере? Итак, в этой статье мы рассмотрим аргументы сторонников раздельной системы обучения.
(Сразу оговоримся, что исследований на эту тему великое множество, и одни исследования противоречат другим.)
1. Раздельная система обучения учитывает биологические особенности обоих полов.
К примеру, традиционно укоренившийся в обществе постулат, подтвержденный целым рядом исследований, гласит что мальчики быстрее усваивают математику и точные науки, а девочки гораздо лучше коммуницируют и воспринимают языковые понятия. Из-за подобных различий могут возникнуть проблемы с производительностью труда учащихся.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Скажем, предмет – химия, в которой мальчики часто лучше, чем девочки. (Не потому, что умнее или талантливее, просто девочки иначе воспринимают и запоминают информацию.) Учителю приходится придумывать методы, чтобы все усвоили урок в равной степени хорошо, а это отбирает львиную долю времени, предназначенного для обучения. Из-за этого расстраивается баланс участия детей в уроке. Эта ситуация также негативно влияет на атмосферу в классе.
2. Раздельная система обучения обеспечивает лучшую успеваемость.
Согласно статистике, ученики однополых школ по всему миру демонстрируют гораздо лучшие результаты в учёбе, чем их коллеги из общеобразовательных учебных заведений. Психологи считают, что причины подобного – в застенчивости или даже в чувстве боязни неудачи на виду у противоположного пола.
Школьники, которые ощущают подобный психический дискомфорт в конечном итоге не могут сосредоточиться, и их успеваемость неуклонно падает. Раздельное обучение решает эту проблему.
3. Раздельная система обучения устраняет отвлекающие факторы.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Наличие в классе обоих полов неизменно приводит к тому, что школьники пытаются строить «отношения», сосредотачиваясь на социальном взаимодействии вместо учёбы.
Таким образом, цель раздельного обучения состоит в том, чтобы создать среду, которая отвечает индивидуальным потребностям каждого, поощряя социализацию без ущерба для знаний. Без отвлекающих факторов учителя получают возможность гораздо эффективнее преподавать свой предмет.
Также нужно учитывать, что согласно опросам и в США, и в РФ к 18 годам у большей половины подростков был по крайней мере один сексуальный контакт. Характерно, что эта статистика не падает даже в религиозных школах, но значительно снижается в образовательных учреждениях с раздельным обучением, которые снижают импульсивность и сексуальную агрессию.
4. Раздельная система обучения хороша тем, что в ней меньше издевательств.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Агрессивность школьников и сопутствующая ей травля стали настоящим бичом XXI века, но эта проблема существенно уменьшается в однополых классах, поскольку исчезает сам источник конфликта.
В такой среде у школьников гораздо больше возможностей реализовать себя. К примеру, мальчики чаще занимаются музыкой и искусством, потому что проблем с запугиванием меньше. Девочки же больше интересуются техникой, не испытывая осуждения.
Поскольку при раздельном обучении возникает мало ситуаций, провоцирующих агрессию, у учеников есть больше возможностей раскрыть свой потенциал и получить лучшие оценки.
5. Раздельная система обучения позволяет уделить больше внимания каждому ученику. В условиях совместного обучения существуют традиционные архетипы, будто мальчики отличаются независимостью и способны проявлять большую самостоятельность, в то время как большинство девочек считаются ранимыми и нуждающимися в помощи.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Такое мнение приводит к перекосу: девочки привлекают больше внимания и получают больше помощи, когда она им нужна в отличии от мальчиков, которые, как ожидается, могут справляться с возникшими вопросами самостоятельно. При раздельном обучении вышеописанная проблема не актуальна.
Таким образом, аргументы поборников раздельной системы обучения довольно убедительны и основываются, как на научных исследованиях, так и на статистических данных. Но что же противопоставляют им те, кто ратует за противоположное?
Аргументы сторонников совместного обучения мы детально проанализируем в нашей следующей статье!
Автор:
Guru
·
12.03.2018
Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.
Необходимость образования
- Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
- Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.
Невозможность найти применение образованию
- Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
- «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
- Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов». Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.
Зацикленность на саморазвитии
- Для некоторых первичны именно знания и реализация собственных способностей, поэтому они готовы отвергать духовные ценности. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – будущий доктор, для которого медицина – это все. Главный герой является нигилистом, и священной для него остается только наука. На собственном опыте Евгений понимает, что так же способен к нежным чувствам, однако воплощение медицинского образования для него по-прежнему стоит на первом месте. Как в начале романа мы видим Базарова, отправляющегося на болото за лягушками для опытов, так и в конце произведения, когда герой уже полюбил, он не забывает о врачебной практике, она же и губит его.
- Литература часто поднимает актуальный вопрос поиска смысла жизни, и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте – не исключение. В «Фаусте» главный герой – настоящий гений, искусный врач, освоивший философию, богословие и юриспруденцию. Однако он все равно считал себя глупцом, и только после совместных с чертом Мефистофелем приключений герой понимает, что смысл его жизни именно в саморазвитии. Его жажда знаний спасла его душу, и лишь в образовании и познании мира Фауст обрел настоящее счастье. Ни любовь, ни красота, ни богатство не сумели так сильно вдохновить героя, как стремление к просвещению.
- О том, что образование важно – трудно спорить, а некоторые полагают, что познание наук превыше всего. Давайте вспомним «Оду на день восшествия … Елисаветы» Михаила Ломоносова. Процитировав отрывок произведения, хотим отметить, что в XVIII веке образование так же достаточно высоко ценилось. «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут» — именно так заявляет великий русский поэт. Действительно, если обернуться на успехи и достижения Ломоносова, будет трудно не согласиться с тем, насколько важно образование и стремление к знаниям. Простой человек из глубинки сделал карьеру с столице, определив ход отечественной научной мысли.
Роль книги в жизни человека
- Образованный человек, как правило, умен и начитан. Трудно представить стремящуюся к знаниям личность, которая не признает авторитет книг и в принципе не любит читать. Большое влияние книги на судьбу персонажа мы встречаем в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, идет на убийство, после чего впадает в жуткое состояние обдумывания своего поступка. Он живет в страхе обнародования своего греха и так чуть не сходит с ума, но благодаря Соне Мармеладовой, которая читает ему эпизод из Библии, он обретает спасение. Отрывок из священной книги повествовал о воскрешении Лазаря, и это был главный ключ к решению Раскольникова: чтобы душа пришла к возрождению, необходимо искреннее покаяние. Так благодаря книге – Библии, герой встает на путь нравственного воскрешения.
- Многие не только легкомысленно относятся к учебе и чтению, но и действительно считают, что в жизни лучше обходиться без этого. Такую обстановку мы можем наблюдать в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Сюжет стремительно разворачивается в жанре антиутопии, где книги строго под запретом, более того, низшим кастам прививается отвращение к чтению. Лишь Дикарь пытается напомнить обществу, что так жить совершенно нельзя, и наука, и искусство не должны быть запрещены. Гедонистическое общество — на самом деле иллюзия, которой и не выдерживает герой. За счет несуществующего «дивного нового мира» автор лишь подчеркивает, насколько книга важна для становления личности.
- Удивительно, но некоторые признанные гении обязаны своим успехам не столько образованию, сколько увлечению литературой. Чтение побудило У. Шекспира написать великие трагедии, о которых наслышан даже не читающий ученик. А ведь английский поэт не получил высшего образования, именно его умение почерпнуть из книг актуальные и интересные мысли помогло Шекспиру достичь таких высот. Так и немецкий писатель Гёте обрел литературный успех благодаря тому, что в юности он посвятил свое свободное время чтению. Образованный человек, конечно, способен к самореализации, но без чтения книг гораздо труднее воплотить свои возможности.
Образование как будущее призвание
- В рассказе А. Чехова «Ионыч» главный герой — молодой земский врач. В начале произведения Дмитрий Старцев проводит время с семьей Туркиных, которая считалась «самой образованной и талантливой». Однако после отказа Екатерины Ивановны на предложение о женитьбе он отдаляется от этого дома и разочаровывается в его обитателях. Прошло несколько лет, и за это время Старцев иначе стал смотреть на многие вещи, в том числе и на свое призвание. Если раньше его медицинское образование вдохновляло его на труд, то сейчас его интересуют только деньги. В любое время так важно сохранить увлеченность своим призванием, чтобы образование приносило не только доход, но и удовольствие.
- Многим людям, чтобы найти свое призвание, необходим талант, но для того, чтобы его развить, важно и образование. Великий Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, где так же развивал свой навык поэта. Тему призвания он поднимал и в своем творчестве, говоря о поэзии. Одним из стихотворений о предназначении поэта является произведение «Пророк», где поэт благодаря метаморфозам наделен божественной целью. Как и лирический герой, Пушкин достойно воплощает свое призвание, но в реальной жизни образование, конечно, ему во многом помогло.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:
Выпускник уфимского лицея — о том, как учёба в строго мужском коллективе сделала его лучше
Спор о пользе и вреде раздельного обучения ведётся уже несколько веков и до сих пор остаётся актуальным. В царской России мальчики и девочки учились строго раздельно, в советской — строго совместно. А сейчас снова появляются образовательные учреждения с гендерным обучением, открытые в рамках педагогического эксперимента. Кто-то видит в этом попытку отката в прошлое и насаждение мракобесия, кто-то всячески поддерживает эксперимент. Выпускник уфимского лицея с раздельным обучением Тагир Нурахметов рассказывает, почему раздельное обучение раскрепощает детей и делает учёбу в разы эффективнее.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я поступил в Республиканский экономический лицей-интернат в Уфе после шестого класса, до этого учился в обычной школе. Лицей был открыт в 1996 году Министерством образования Башкортостана как экспериментальный — с экономическим уклоном и гендерным обучением. Лицей состоит из двух учебных корпусов — женского и мужского. Между ними — пять автобусных остановок.
Когда я упоминаю этот факт моей биографии в разговоре с новыми знакомыми, они заметно удивляются. Меня в свою очередь удивляет их реакция — я давно не воспринимаю гендерный подход как нечто необычное.
Обычно меня сразу спрашивают, как часто мы, парни, виделись с девушками. Конечно, реже, чем остальные, но и чаще, чем вы могли подумать — после уроков, на общих мероприятиях, выходных. Оттого, что мы виделись нечасто, ценили друг друга больше.
Плюсы раздельного обучения
1. При раздельном обучении гораздо выше концентрация на уроках. По крайней мере, статья расходов внимания «пообщаться с девушками» исключена. Есть и другие отвлекающие вещи, но они же есть и в обычных школах. Во время пубертатного периода многие подростки зациклены на общении с противоположным полом, но раздельное обучение позволяет разграничить работу и досуг.
Картина Филиппа Мерсье «Школа для мальчиков»
2. Человек в компании людей одного с ним пола обычно менее стеснителен. Это очень важно при обучении в школе. Никто в нашем классе не боялся задавать учителям глупые вопросы или нескладно отвечать. Если над тобой посмеются, то только такие же парни, как и ты. Когда же парня высмеивает девушка, это может стать по-настоящему травмирующим опытом.
3. Ещё одно преимущество раздельного обучения я заметил на уроках биологии, когда учитель рассказывал нам о половой системе человека, венерических заболеваниях и СПИДе. В обычных школах такие темы одних учеников вгоняют в краску, других подталкивают перешёптываться и хихикать. У нас эти беседы прошли спокойно, с академическим флёром. В итоге и мы, и девушки из нашего лицея получили надлежащее сексуальное воспитание отдельно друг от друга.
Советские школьники на уроке труда
4. В моём лицее раздельной статистики по корпусам, к сожалению, не ведётся, а она могла бы стать важной информацией в изучении гендерного подхода. Могу назвать некоторые общие факты: больше 95% наших выпускников — как мальчиков, так и девушек — ежегодно поступают в вузы (в среднем по России этот показатель на уровне 65-70%). Результаты ЕГЭ по математике, физике, информатике, обществознанию обычно выше городского и федерального уровня, особенно в профильных классах. Победителей и призёров предметных олимпиад больше, чем в других городских школах.
5. Говоря о раздельном обучении, как его противники, так и сторонники акцентируют внимание на воспитании у учащихся гендерных ролей. Странно, но я этого совершенно не заметил. Я не припомню, чтобы кто-то из педагогов нам говорил о том, каким должен быть настоящий мужчина и чем он должен заниматься. Девушек не убеждали, что лучшая профессия для них — домохозяйка. Разговоров о ролях мужчины и женщины просто не было — нам давали полную свободу в определении своего будущего. И учебные программы составлены для всех одинаково, без оглядки на пол учащихся. Интересно, что в мой год выпуска девушки сдали ЕГЭ по математике, информатике и физике лучше парней. И многие поступили в технические вузы.
Индикатор эффективности гендерного подхода — часто ли ученики обращают внимание, что учатся отдельно от противоположного пола. Дети не фиксируются на этом факте, если будут сконцентрированы на уроке, а педагог не будет воспитывать в них гендерные роли. В такой ситуации и вкупе с достаточным общением мальчиков и девочек во внеурочное время раздельное обучение пойдёт только на пользу. Недостатки есть не в методике, а в практике её применения.
Фото: iStockphoto / Kuzmichstudio
Нынешний директор лицея, объясняя пользу дифференцированного обучения, отсылает к традициям и истории. «Исторически всегда основателен и крепок был семейный уклад башкир, который в значительной степени сохранился и по сей день. […] К браку детей готовили с малых лет психологически и практически. У башкир всегда воспитание было дифференцированным по отношению к мальчикам и девочкам. Девочек готовили к роли домохозяйки, а мальчика — к роли добытчика материальных благ», — рассказывает Айгуль Хабибуллина. Подкрепляет свои слова глава лицея исследованиями нейропсихологов и нейрофизиологов полушарий мозга, которые, по её словам, «убедительно доказывают различие в умственных способностях мальчиков и девочек».
Кто умнее: мальчики или девочки
Позиция директора отличается от моей, но и учился я при другой администрации. Будет ли в лицее подход к обучению действительно основываться на национальных традициях и биологических половых различиях и насколько это будет полезно в современном мире — покажет время. Всё-таки не зря РЭЛИ — экспериментальная школа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как Китай, Россия и США возвращают раздельное обучение в школах
6 детских писателей, которые не любили детей
Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка