Актуальность темы компьютерные игры вред или польза

Актуальность темы компьютерные игры вред или польза thumbnail

Введение

              Здравствуйте, меня зовут Эрдниев Дмитрий. Я хочу представить вашему вниманию исследовательскую работу «Компьютерные игры: польза или вред?».

                                                             Актуальность. 

Сегодня представить нашу жизнь без Интернета сложно, настолько прочно он вошел в нашу жизнь. Мне и большинству моих одноклассников нравится играть в компьютерные игры, игры на планшете, телефоне. Но дома от родителей, в школе  от учителей  мы слышим: ««Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и планшеты, это вредно!». Мне  стало интересно, правда ли  компьютерные игры так вредны?

Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство моих одноклассников и сверстников проводит много времени за компьютерной игрой.

Цель– выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.

Предмет исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

Задачи:

  1. Выяснить, в какие игры играют мои одноклассники, как много времени проводят за игрой.

  2. Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.

  3. Узнать,  какие правила нужно  соблюдать при игре на компьютере (планшете, телефоне)

  4. Разработать анкету и провести опрос одноклассников и их   

  родителей с целью выявления наличия данной проблемы. 5. Систематизировать и проанализировать результаты анкетирования.

6. Найти пути решения проблемы, если она  действительно существует

Я выдвинул две гипотезы:

  1. Играть в компьютерные игры – вредно,

  2. Играть в компьютерные игры – полезно.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

План исследования:

  1. Изучить материал по интересующей меня проблеме.

  2. Опросить одноклассников и их родителей.

  3. Провести наблюдение над собой.

  4. Проанализировать результаты исследования.

  5.  Сделать выводы.

Методы исследования:

1.информационно – поисковый

2.исследовательский

3.аналитический

4.практический.

Сбор информации

Чтобы ответить на поставленные вопросы, я собрал необходимую информацию в  сети Интернет и проанализировал ее.

Итак, игра— это вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.

Различают такие компьютерные игры:  аркады – сюжет слабый, играющему нужно быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством

Головоломки (шахматы, шашки, нарды; мотивация на азарт, которая сопряжена с желанием обыграть компьютер, доказать своё превосходство над машиной)

Стратегии — игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некой конкретной цели, например, победы в военной операции (WarCrafT)

Симуляторы (имитируют управление транспортным средством, дают возможность «примерить» социальную роль, в реальной жизни недостижимую) ( симулятор вождения)

Квесты– приключенческая  игра,  построена на разгадывании жизненных загадок(серия игр об Индиане Джонсе)

МОВА– ( многопользовательская онлайновая боевая арена») —В играх жанра MOBA две команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида. Каждый игрок управляет одним персонажем из определенного списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча персонажи могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение, подобно компьютерным ролевым играм. Конечной целью в ходе матча является уничтожение главного здания вражеской команды с помощью как «героев», управляемых игроками, так и «крипов», управляемых компьютером( Brawl stars)

Исходя из классификации компьютерных игр, можно сделать вывод, что компьютерные игры полезны тем, что они:

– Развивают быстроту реакции и внимание

– Логические игры развивают мозг и память

– Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению

– Можно научиться работать в разных программах

– Можно весело провести свободное время.

Можно сказать, что компьютер – центр развлечений.

Компьютерные игры позволяют разнообразить время отдыха.

Однако, в сети интернет много статей разных специалистов посвящены компьютерным играм, из них     я узнал, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред:

  1. жестокие игры приводят к насилию и агрессии.

  2. ухудшится зрение, осанка, снижается желание общаться, могут появиться болезни суставов и позвоночника

  3. компьютерные игры также вызывают  привыкание, снижение успеваемости в школе, приводят к ссорам с родителями.

Следовательно, необходимо придерживаться определенных правил пользования компьютером и другими гаджетами. Рассмотрим эти правила:

  1. Выбирать игры в соответствии с возрастом.

К сожалению, в России нет своей устоявшейся системы возрастного категорирования и маркировки компьютерных игр, поэтому ниже я приведу обозначения, которые используются для маркировки компьютерных игр зарубежных производителей

  1. Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться 

  2. Учитывать время игры: Согласно рекомендации офтальмолога, я приведу таблицу:

  1. Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата. 

  2. Выбирать развивающие компьютерные игры. 

  3. Компьютерные игры не должны заменять собой другие

Большинство учеников нашего класса предпочитают играть в игру Бравл старс. Эта игра интересна тем, что в ней много разных персонажей, у каждого свое оружие и одна уникальная ульта(атака).

Известно, что многие родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и как часто он находится перед компьютером. Ребята часто  не умеют выбирать полезные развивающие игры.

Анкетирование одноклассников и их родителей.

Одноклассники с интересом  ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 25 учеников и  25 родителей.

Целью анкетирования было выяснить, любят ли играть ученики моего класса в компьютерные игры, и как много времени ребята проводят за игрой.

Представляю вашему вниманию некоторые результаты (см диагр слайд7-9).

Результаты проведенного исследования показали, что:

На вопрос «Играешь ли ты в компьютерные игры?»

92% учеников ответили ДА, 8%  ответили НЕТ.

Родители на вопрос «Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры?» ответили

92%  ответили ДА, 8% – НЕТ

На вопрос «Как часто играешь в компьютерные игры?» я получила вот такие результаты: мнение учеников и родителей сходится.72% учеников играют каждый день, более часа в день проводят время за игрой 40% учеников.

На вопрос «Опасны ли компьютерные игры?» 88% родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Меня порадовало то, что и большинство учеников (76%) осознают, что компьютерные игры опасны.

На вопрос «считаете ли вы компьютерные игры полезными?76% родителей считают, что всё хорошо в меру.

С помощью классного руководителя, Анны Геннадьевны, был объявлен эксперимент «Один день без компьютерной игры». Для многих ребят этот день был тяжелым, и для меня самого было очень непросто на целый день отказаться от своей любимой игры. Некоторые одноклассники признались, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.

Лично мне преодолеть этот эксперимент помогли мой друг и моя мама. Мы вместе очень весело провели день: играли в морской бой, в монополию, в твистер и даже придумали игру «руки-ноги». И я понял, как много времени мы тратим на компьютерные (телефонные) игры, когда вместо этого, можно отлично провести время с друзьями или семьей.

Меня порадовало то, что не было тех ребят, кто не выдержал эксперимента и сразу сел играть. Таким образом, я увидел, что среди моих одноклассников нет тех, кто попал в игровую зависимость. Однако следует учесть тот факт, что с возрастом эта зависимость может появиться.

Дорогие ребята, очень важно соблюдать гигиену при работе на компьютере:

  1. Отдыхать каждые 15 минут.

  2. Делать зарядку для глаз.

  3. Делать гимнастику для всего организма.

  4. Проветривать помещение.

  5. Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.

  6. Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.

  7. Не играть перед сном.

Читайте также:  Польза перекиси водорода целых 50 способов

Также очень важно отметить, что есть компьютерные игры, которые приносят пользу, потому что развивают логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Это обучающие игры, игры – тренажёры, что способствует  развитию мышления, зрительной памяти, фантазии, мыслительных операций.

Например, приложение «Английский детям», помогает изучить английский язык

Таким образом, мы видим, что специалисты отмечают как вред, так и пользу от компьютерных игр.

Анализ результатов 

Мои гипотезы  подтвердились полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры приносят только вред или только пользу. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре  про окружающий реальный мир.

Проанализировав все собранные данные, я пришел к следующим выводам:

  1. В современной жизни есть место компьютерным играм.

  2. Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.

  3. Игры должны соответствовать возрасту.

  4. Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.

  5. Выполнять рекомендации по охране здоровья.

  6. Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.

Заключение 

Я думаю, что моя работа была полезной для моего класса. Мы теперь  внимательно будем  выбирать игры, обращать внимание на возрастные ограничения, на жанр игры.  

 Использование компьютерных игр  позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить  закономерности. В то же время я узнал  и  о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни,  занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Ребята, соблюдайте правила и берегите свое здоровье! Спасибо за внимание!

Источники

Как уберечь зрение при работе за компьютером: https://constructorus.ru/zdorovie/kak-uberech-zrenie-pri-rabote-za-kompyuterom.html

Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: https://otvetkak.ru/health-beauty/kompleks-uprazhnenij-dlya-lyudej-kotorye-mnogo-sidyat-za-kompyuterom.html

Гимнастика при работе с компьютером: https://stolikus.ru/articles/computer-gymnastics.aspx

Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264/

Семь мифов видеоигр: https://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2958.html%7C

Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: https://www.cybermama.ru/overview_pc_games.php

Возрастные ограничения по играм: https://4mmog.ru/articl_vozrastnie_ogranicheniya.htm

Игры Развивающие: https://multoigri.ru/igri-razvivaushie

Игры Развивающие для детей: https://playshake.ru/igri-razvivaushie-dlya-detei

Обучающие, развивающие компьютерные игры: https://detskieradosti.ru/load/25

Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Играете ли вы в компьютерные игры(на компьютере/телефоне/планшете)?

А)да Б) нет

2. Считаете ли вы это занятие увлекательным?

А) да Б)нет

3. Как часто вы играете в компьютерные игры на компьютере /телефоне/планшете)?

А)Каждый день Б) раз в 2 -3 дня В)1 раз в неделю Г) Вообще не играю

4. Бывают ли у вас с родителями из-за этого ссоры?

А)да Б)нет

5. Чем бы вы предпочли заняться в свободное время?

А) поиграть в компьютерную игру Б) погулять на свежем воздухе

6. Чем для вас является компьютер?

А) центр развлечений Б)помощник в учебе

7. Сколько времени в день вы проводите за игрой?

А) 30мин Б)час В) более часа Г) когда я играю ,я не замечаю как проходит время

8). Как вы думаете, опасны ли компьютерные игры?

А)да Б)нет

Приложение2

Анкета для родителей

  1. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры?

А) да Б)нет

  1. Считаете ли вы компьютерные игры полезными?

А) да Б) категорически нет В) если в меру, то не вижу вреда

  1. Как часто Ваш ребёнок играет в компьютерные игры?

А)Каждый день Б) раз в 2 -3 дня В)1 раз в неделю Г) Вообще не играет

  1. Запрещаете ли Вы играть ребёнку в компьютерные игры, и бывают ли у Вас из-за этого ссоры?

А)да Б)нет

  1. Какую альтернативу компьютерным играм Вы предлагаете своему ребёнку?

  2. А)рисование,лепка Б)прогулка В) другое

6. Как Вы думаете, опасны ли компьютерные игры?

А)да Б)нет

Приложение 4

Гимнастика для глаз

(разработана профессором Аветистовым Э. С.)

Для предупреждения зрительного утомления и близорукости можно на рабочем месте выполнить следующие упражнения в теченик 3 – 5 минут. Все упражнения выполняются сидя.

Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и, затем, открыть веки. Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо,посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение 5. Руки – вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3- 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. Повторить 5 – 6 раз.

Приложение 3

Основные правила

 для правильной посадки тела в течение дня

  1. Менять положение спины и ног каждый 15 минут;

  1. Разминки для ног, рук и глаз необходимо делать каждые 30 минут;

  1. Опираться на спинку стула или кресла, только если устали;

  1. Не перекрещивайте ноги и не ставьте одна на другую, так вы затрудняете кровообращение;

  1. Не наклоняйте голову вперед и не напрягайте мышцы шеи;

  1. Задняя часть бедра располагается на 2/3 сидения и не «впивается» в стул.

  1. Вот и всё, теперь вы сидите правильно!

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школя»

Первомайского района Алтайского края

Проектно-исследовательская работа по теме:

«Компьютерные игры –

это вред или польза?»

Работу выполнила

ученица 9 класса:

Петрова Ангелина

Руководитель:

Водичев Андрей Сергеевич

Учитель информатики

п. Северный 2014 г.

Оглавление

Оглавление        

Введение        

Основная часть        

Польза компьютерных игр.        

Вред компьютерных игр.        

Психологическая зависимость человека от компьютерных игр.        

Динамика развития компьютерной зависимости:        

Результаты исследования        

Заключение        

Список используемой литературы        

Приложение.        

Приложение 1. Компьютер в нашей жизни.        

Приложение 2. Компьютер и здоровье.        

Приложение 3. Компьютерные игры в нашей жизни.        

Введение

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Эти игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, замедление развития и даже атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры и, с другой стороны, – быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. В бурно изменяющемся обществе XXI века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе.

На сегодняшний день существуют поражающие своей правдоподобностью игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, почти полностью имитирующим жизнь. Имеется и постоянно возникает огромное количество фирм, которые предоставляют всё новые и новые игры крайне разнообразного характера.

Я выбрала данную тему исследования потому, что меня заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на детей, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему?

Читайте также:  В чем польза молодой кукурузы

Считаю, что выбранная мною тема важна и актуальна, так как большинство ребят проводит много времени за компьютером, он является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.

Цель моего исследования: выяснить вред или пользу приносят компьютерные игры.

Гипотеза: компьютерные игры приносят как вред, так и пользу.

Задачи исследования:

  • подобрать материал по выбранной теме;
  • изучить понятие «компьютерные игры»;
  • исследовать, какая  польза и вред от компьютерных игр;
  • провести социологическое исследование;
  • подвести итоги исследования и описать результаты исследования.

Объектом исследования является компьютерные игры.

Предметом данного исследования является процесс влияния компьютерных игр на человека.

Основная часть

Игра – непременный спутник развития человечества. На стадии археокультуры игры выполняли чрезвычайно важные функции. Они использовались для социализации подрастающего поколения, для подготовки к коллективной охоте, для тренировки. Но учебно-тренировочные функции были не главными в древней игровой деятельности; главное поле игры — это праздники, ритуалы, первобытное искусство (танцы, музыка, мифы). Все эти занятия представляют собой археокультурную творческую и коммуникативную деятельность.

Неокультура раскрепостила народные массы, у трудящихся появился досуг и вместе с ним — повышенный спрос на развлечения, игры, зрелища. В XX веке развернулась индустрия досуга, которая оккупировала все коммуникационные каналы и средства: газетно-журнальное и книжное дело, театр и кино, радиовещание и телевидение. Игровая сущность этой индустрии очевидна: она производит не материальные блага, а предметы развлечения, заполняющие досуговое время людей.

Польза компьютерных игр.

Рассмотрим, чем могут быть полезны компьютерные игры.

В современном мире компьютер становится основным орудием труда человека, каким раньше был рабочий станок или инструмент земледелия. С его помощью работают с документами, ищут и находят необходимую информацию, учатся, общаются по электронной почте с друзьями и коллегами со всего света, играют. Поэтому нельзя недооценивать влияние компьютера, компьютерных игр и компьютерного спорта.

Результаты исследований  ученых, проведенных в 2002 году, показали, что подростки, проводящие перед монитором в среднем по два-четыре часа в день, лучше успевают в школе, имеют больше друзей и социально активнее, чем их сверстники, которые не увлекаются компьютерными играми.

 Те молодые люди, которые регулярно посвящали время компьютерным играм, чаще поступали в университеты, а в дальнейшем получали более престижную и высокооплачиваемую работу.

Исследования  показали, что те хирурги, которые посвящают, по крайней мере, три часа в неделю видео играм, совершают на 37% меньше ошибок в  хирургии и выполняют задания на 27% быстрее, чем те, кто не играет в игры. Исследования проводили на 33 докторах. Каждый из них прошел три видео игры, которые тренировали такие умения как моторика пальцев, время реакции и координация.

Игроку приходится сталкиваться с технической документацией, благодаря чему он начинает лучше разбираться в определениях и терминах, а также лучше усваивает английский язык. Компьютерные игры способствуют повышению компьютерной грамотности.

Для более успешной игры, игроку необходимо уметь настраивать свой компьютер, и данная потребность становится хорошей мотивацией к постоянному совершенствованию знаний о программном и аппаратном обеспечении. Игроки гораздо более оперативно и качественно вводят, ищут и обновляют информацию текстового характера, у них повышается скорость печати.

Постоянное общение с игроками со всего мира в сети Интернет расширяет круг знаний о других странах, об их культуре, образе жизни, и способствует изучению иностранных (в частности английского) языков.

 Компьютерные игры помогают реализовывать абстрактные желания, превращая их в команды и программы, расширяют мировоззрение, за счет того, что игрок стремится воспринять игровую ситуацию с различных сторон, и на основе данного анализа принимает верное решение.

Соответственно, полученные умения разностороннего подхода к возникшей проблеме, впоследствии могут быть спроецированы и на реальную жизнь, где игрок начинает оценивать сложные жизненные ситуации более рационально и взвешенно.

Дивергентные личности ищут неоднозначные, открытые способы решения проблем. Они не останавливаются на одном пути, а стремятся найти несколько их вариантов, сколько возможно. Поиск новых стратегий в игре и умение выходить из критических ситуаций способствуют развитию дивергентности мышления. Игры повышают креативность, интуицию и способность к адаптации в состояниях психической нагрузки.

 Постоянные коммуникативные контакты с другими членами игрового сообщества повышают коммуникабельность, способствуют самоутверждению игрока, как личности.

Вред компьютерных игр.

В чём же вред игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

За компьютером человек сидит в расслабленной позе, которая является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и геморрой, болезни, лечение которых – процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате такого стресса случались и инфаркты.

В компьютере и вокруг него со временем скапливается немало пыли и грязи, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания – от аллергии до “болезней грязных рук”.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса – убежать от проблемы, отвернуться от реальности. Чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы.

Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин – сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие.

Психологическая зависимость человека от компьютерных игр.

С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют “компьютерными фанатами” или “гаймерами” (от английского “Game” – игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное – на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Это целый класс фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них – люди с известными психологическими проблемами: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Это является настоящей зависимостью, только в отличие от зависимости алкогольной, наркотической или никотиновой, это психологическая зависимость.

Читайте также:  Отвар овса польза и вред для печени

В психологическом смысле все компьютерные игры можно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.

Наибольшее влияние на психику играющего оказывают ролевые компьютерные игры. В частности, игры с видом “из глаз” своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой “затягивания” или “вхождения” в игру. Вид “из глаз” провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Таким образом, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы “спасения человечества” в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Динамика развития компьютерной зависимости.

  1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает реализовывать неосознаваемую потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером. Но устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
  2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.
  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями – в ценностносмысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.
  • Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма.
  • Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность.
  1. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек “держит дистанцию” с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Результаты исследования

Мы провели анкетирование 39 учащихся 8-11 классов: «Компьютерные игры в вашей жизни». Вот какие результаты мы получили.

Почти все учащиеся имеют компьютер. 80% учащихся используют компьютеры в учебных целях, что, безусловно, радует, но помимо учебы 23% опрошенных используют компьютер для игр. В результате ответ на вопрос «Хватает ли Вам времени проведенного за компьютером?» был очевиден и 23% не хватает времени проведенному за компьютером. 41% опрошенных учащихся проводят за компьютером менее 1 часа и 31% находятся за компьютером от 1 часа до 2 часов, что является допустимой нормой (Приложение 1).

На вопрос «Знаете ли Вы основные нормы и правила работы за компьютером?», мы получили достаточно удовлетворительный результат, 85% ответили «Да», но из этих 85% всего 80% опрошенных правильно написали основные правила работы за компьютером. Не утешительный результат получился при ответе на вопрос «Выполняете ли Вы правила работы за компьютером?», всего лишь 54% опрошенных учащихся соблюдают правила работы за компьютером. 51% ребят начинают играть в компьютерные игры с 11 лет. Это связано с тем, что компьютер ребёнку родители покупают, когда он переходит из начальной школы в основную ступень (Приложение 2).

Но, не смотря на показатели, приведенные выше, 80% опрошенных учащихся считают, что компьютер влияет на их зрение и осанку (Приложение 2).

По результатам анкетирования, мы предположили, что ребята неплохо разбираются в компьютерных играх и жанрах, на которые они делятся. Лидирующие позиции в жанрах занимают боевики и симуляторы по 41% и 18% предпочитают аркады. (Приложение 3).

При ответе на вопрос «Что Вы испытываете после игры в компьютерные игры?» 51% испытывают удовольствие, что настораживает, так как из динамики развития компьютерной зависимости видно, что это является первой стадией легкой увлеченности. 33% испытывают усталость, но это их не останавливает снова и снова играть в компьютерные игры (Приложение 3).

Заключение

Использование компьютерных игр позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Результаты моего исследования показали, что мои предположения подтвердились. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как  нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Общение с психологами, педагогами и социологами на тему компьютерных игр, об их пользе и вреде для подрастающего поколения не даёт однозначного ответа «вредно на 100%». Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, всё упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем озлобленность и агрессию. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятием спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями.

Список используемой литературы

  1. Симонович С. Компьютер в вашей школе – учебное пособие, Москва, 2001г.
  2. Игромания, журнал о компьютерных играх, https://www.igromania.ru/
  3. В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр,  https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264
  4. Компьютерные игры: вред или польза, https://www.protvino-forum.ru/showthread.php?t=3894
  5. Компьютеры & связь – Томский ежемесячный журнал № 10 – 2003г.
  6. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2-4 кл., изд. Академкнига/ учебник, Москва, 2003г.
  7. Макарова Н.В. Информатика 7-9 кл., Питер, 2008г.

Приложение.

Приложение 1. Компьютер в нашей жизни.

Приложение 2. Компьютер и здоровье.

Приложение 3. Компьютерные игры в нашей жизни.

Источник