5 аргументов в пользу школы
Фотография гимназиста из открытых источников
Вот прошел месяц нового учебного года. И в сети затихает очередной всплеск коричневых волн по поводу школьной формы. Нужна ли она?
Конечно, нужна, заявляют одни, разве можно в школе позволять выпендриваться модными шмотками, провоцировать комплекс неполноценности у детей из бедных семей и конфликты между учащимися?
Естественно, не нужна, кричат другие, потому что
1) мне неприятно видеть своего ребенка в дешевой плохой одежде, я хочу и могу одеть его нормально и красиво – что в этом плохого?
2) если будет введена школьная форма, то этим просто дадут некоторым дельцам возможность заработать на гражданах, поскольку те, кто шьет эту форму будут получать всевозможные преференции, шить будут плохую форму, а платить за нее бешеные деньги будут родители,
3) школьная форма подавляет индивидуальность, делает детей серыми и унылыми, приучает быть как все, пассивным, и не высовываться.
Звучат и другие аргументы обеих сторон, перемежаясь личными выпадами и взаимными обвинениями. Можно даже сказать, что это один из холиваров, неутихающих много лет подряд.
Лично мне всегда нравилась школьная форма, но как разумный человек, я готов свою точку зрения обосновать аргументами. Поскольку я понимаю, что симпатии одного человека ничего не значат абсолютно, даже если они совпадают с симпатиями других людей. Личная позиция должна быть обоснована логически. Поэтому я готов высказать четыре аргумента в пользу школьной формы.
1. Школьная форма дисциплинирует учащихся.
Фотография советских школьников из открытых источников
А) Настраивает их на учебу, помогает сосредоточиться как символ, как звонок, как вся обстановка. Выделение особого пространства для каждого дела очень важно – это знают все работающие люди, об этом говорит такая наука как эргономика. Для детей и подростков, которые сами еще плохо умеют контролировать свое внимание, особенно важны такие внешние знаки выделения особого пространства.
Б) Школьная форма приучает ребенка заботиться о себе – поддерживать в чистоте свою одежду, ухаживать за ней (даже если сначала это делает мама). Точно также как спортом мы занимаемся в спортивной форме, лепкой, гончарными и столярными работами – в рабочей одежде, так и для школьных занятий нужна особая одежда, которая приучает ребенка к порядку и самостоятельности.
В) Форма отвлекает людей от посторонних моментов, задает им более удобные условия для тематического общения, ведь они не просто дети, все разные, но они все здесь – учащиеся, а значит, такие же как ты, что облегчает возможность подойти и задать вопрос. Кроме того, форма задает дистанцию: учитель – ученики, подчеркивая ведущую роль педагога и его авторитет.
2. Школьная форма облегчает социализацию.
Фото школьников СССР из открытых источников
Школа – это вторая модель общества для человека, после семьи. И форма подчеркивает здесь с одной стороны иерархичность общества (есть одинаковая масса с одной стороны и руководитель с другой), но в то же время своеобразный демократизм (все учащиеся выглядят одинаково, они все равны перед учителем). Здесь выдерживается идеальный баланс между иерархическим расслоением общества и демократическими механизмами самоуправления. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися образцами поведения, стереотипами восприятия окружающего мира – но все это типично для семьи и может помешать ребенку органично влиться в большой коллектив. И вот школьная форма как бы снимает все эти ограничения, позволяя ребенку заново формировать свой образ, опираясь только на свои личные качества. Это дает возможность скрыть свои недостатки и продвинуться за счет своих достоинств – это своеобразный шанс начать все сначала. Дети это не осознают, но это и неважно. В школьном классе они заново начинают строить свои отношения и первичным здесь выступают личные качества каждого. С одним я дружу потому что он веселый и открытый, а с другим не дружу потому что он задавака. Уже потом (в старших классах) дети понимают, что социальное положение родителей ставит на них часто несмываемое клеймо: с одними вечно носятся потому что они дети Самого-Сам-Самыча, а других вечно оттирают потому что они дети Этих-как-их-там. И страдают от этого. А вот первый раз в первый класс дает им возможность уйти от этого. Но этот шанс дает именно школьная форма.
3. Школьная форма выявляет подлинную индивидуальность. Родители, которые говорят, что форма скрывает индивидуальность и приучает детей быть как все – неправы. Они связывают индивидуальность с социальным статусом, не осознавая этого. А ведь именно внешняя одинаковость дает возможность выдвинуться и завоевать авторитет на основе своих личных качеств. Да, в школе очень быстро становится ясно, у кого какие родители, но в тому моменту как это осознают сами ученики у них уже будет сформировано отношение к однокласснику как к своеобразной личности.
4. Школьная форма подчеркивает особый статус учащихся в обществе. Это проекция отношения к государственному управлению, научной и административной работе как к службе. В старых обществах на чиновников спроектировалось военное отношение к службе и поэтому возникла идея, что чиновники – это своеобразные штатские солдаты на службе у государства. Эта идея противоположна распространенному ныне мнению, что чиновники – сами по себе, что их должность – это их бизнес, целью которого является извлечение прибыли. И вот школьная форма противодействует такому убеждению с самого начала, вселяя в учащихся мысль, что они – особенные, избранные, те, кто должен служить своему народу и государству, каждый на своем месте.
Ну а если мы все без формы, каждый в чем хочет и на что денег хватило, то мы все – идеальные потребители, считающие себя центрами вселенной. И в дальнейшем это становится источником неисчислимых страданий.
Те, кто выдвигает аргументом против школьной формы систему откатов и договоренностей, позволяющую обогащаться некоторым дельцам за счет госзаказов и продажи школьной формы, просто не понимают, что технические проблемы не могут быть аргументом против идеи. Если школьная форма позволяет кому-то незаконно обогащаться за счет сговора и задирания цен на некачественный товар – то надо бороться именно с этим, а не со школьной формой. Ведь если у вас болит голова, вы покупаете обезболивающее, а не топор.
И еще одно: по поводу т.н. «офисного стиля». С одной стороны, фасон школьной формы много раз менялся – и никто не запрещает разработать новую школьную форму – одновременно простую, удобную и стильную. С другой стороны, «офисный стиль» – это половинчатое решение и произвол. Вот в этом корень зла – отсутствие утвержденной государством школьной формы отдает вопрос об одежде учащихся на произвол отдельных школ – и они сами на свой вкус и кошелек утверждают для своих заведений «дресс-код». Но, согласитесь, одно дело – подчиняться ограничениям государства, установленным для всех. И другое дело – подчиняться ограничениям своего соседа, которого судьба поставила на такое место, где он может тиранить окружающих в свое удовольствие.
Я за порядок, и против хаоса и произвола. Именно поэтому я – за школьную форму.
Сегодня на территории нашей страны нет унифицированной школьной формы. Ожидается, что единые стандарты все-таки будут установлены, но точные сроки нововведений остаются достаточно туманными. Законопроект о введении формы для школьников был предложен на рассмотрение членам Государственной Думы еще в прошлом году, однако общего регламента касательно внешнего вида учащихся по-прежнему нет.
Ориентиром для выбора школьной формы ребенку должны служить установленные в рамках отдельных учебных заведений правила и ряд общероссийских рекомендательных предписаний. Среди прочего приветствуются строгие костюмы-тройки и наряды светского характера, а вот излишнее декорирование стразами, пайетками и принтами, высокие каблуки и глубокие декольте возбраняются.
Отношение к школьной форме порой неоднозначно как у детей, так и у их родителей. Однако какие бы аргументы не приводили противники школьной формы, у нее есть ряд неоспоримых преимуществ.
1. Дисциплина
Взаимосвязь между одеждой ребенка и его поведением не кажется очевидной, однако, она есть. Психологами доказано, что ношение школьной формы дисциплинирует не только малышей, но и подростков.Отсутствие ярких цветов, пестрых принтов, активного декора поможет школьникам не рассеивать внимание, максимально концентрироваться на учебном процессе.
Ребенок, который носит форму, привыкает бережно относиться к ней: аккуратно вешает брюки в шкаф, самостоятельно чистит пиджак, следит за опрятностью манжет и воротничков.
2. Уместность
Приходя на занятия в строгой одежде, ребенок учится выглядеть уместно, подобающе обстановке. Это умение непременно пригодится ему в будущем, поможет избежать множества неловких моментов. Подросток, привыкший носить строгую одежду в повседневной жизни, сумеет правильно составить гардероб уже при поступлении в ВУЗ и не будет испытывать затруднений при выборе наряда для прохождения собеседования. Практика показывает, что многим школьникам нравится носить форму, они чувствуют себя в ней вполне комфортно.
3. Чувство стиля
В деловом гардеробе преобладают вещи строгого силуэта и простого кроя, приветствуются натуральные, высококачественные материалы и сдержанные расцветки. Из аксессуаров допустимы наручные часы, галстуки для мальчиков и шейные платки для девочек. Составляя деловой гардероб ребенку-школьнику, вы прививаете ему чувство стиля, знакомите с особой эстетикой.
4. Безупречный вкус
Классика никогда не выходит из моды, поэтому умение сочетать вещи в классическом стиле необходимо развивать. Мужчину, который носит брюки, рубашки, пиджаки и жилеты, едва ли кто-то назовет безвкусным. Привыкший носить костюмы-тройки мальчик вырастет настоящим джентльменом. Не менее важно и девочкам привыкать к женственным платьям, юбкам, туфлям-лодочкам.
Кроме того, ребенок уяснит, что красиво – не значит пестро. В зависимости от особенностей фигуры и личных предпочтений подберите ребенку одежду разных фасонов: юбка-карандаш длиной до колена будет стеснять ученицу начальных классов, а вот старшекласснице поможет почувствовать себя увереннее. Особой популярностью пользуются юбки-плиссе, которые подходят практически всем. Высоким мальчикам выбирайте удлиненные пиджаки, позаботьтесь о том, чтобы у школьника было достаточное количество сменных сорочек.
5. Простор для самовыражения
Заблуждается тот, кто считает школьную форму препятствием для самовыражения. Представленный в продаже ассортимент школьных костюмов, рубашек и блуз достаточно велик, чтобы каждый сумел выбрать наряд по душе. Девочки могут посещать занятия не только в юбках, но также в классических платьях и лаконичных сарафанах. Прекрасно разнообразит повседневный гардероб такая практичная вещь, как однотонная водолазка.
Помните, что классический деловой стиль не ограничивает вас черно-белой цветовой гаммой. Вполне уместными оказываются вещи пастельных, приглушенных оттенков, нередко для пошива используется ткань в клетку или полоску. Ярким акцентом в образе школьницы могут стать банты, гольфы, в отдельных случаях эффектно смотрятся на девочках галстуки-бабочки и кружевные воротнички.
Выпускник уфимского лицея — о том, как учёба в строго мужском коллективе сделала его лучше
Спор о пользе и вреде раздельного обучения ведётся уже несколько веков и до сих пор остаётся актуальным. В царской России мальчики и девочки учились строго раздельно, в советской — строго совместно. А сейчас снова появляются образовательные учреждения с гендерным обучением, открытые в рамках педагогического эксперимента. Кто-то видит в этом попытку отката в прошлое и насаждение мракобесия, кто-то всячески поддерживает эксперимент. Выпускник уфимского лицея с раздельным обучением Тагир Нурахметов рассказывает, почему раздельное обучение раскрепощает детей и делает учёбу в разы эффективнее.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я поступил в Республиканский экономический лицей-интернат в Уфе после шестого класса, до этого учился в обычной школе. Лицей был открыт в 1996 году Министерством образования Башкортостана как экспериментальный — с экономическим уклоном и гендерным обучением. Лицей состоит из двух учебных корпусов — женского и мужского. Между ними — пять автобусных остановок.
Когда я упоминаю этот факт моей биографии в разговоре с новыми знакомыми, они заметно удивляются. Меня в свою очередь удивляет их реакция — я давно не воспринимаю гендерный подход как нечто необычное.
Обычно меня сразу спрашивают, как часто мы, парни, виделись с девушками. Конечно, реже, чем остальные, но и чаще, чем вы могли подумать — после уроков, на общих мероприятиях, выходных. Оттого, что мы виделись нечасто, ценили друг друга больше.
Плюсы раздельного обучения
1. При раздельном обучении гораздо выше концентрация на уроках. По крайней мере, статья расходов внимания «пообщаться с девушками» исключена. Есть и другие отвлекающие вещи, но они же есть и в обычных школах. Во время пубертатного периода многие подростки зациклены на общении с противоположным полом, но раздельное обучение позволяет разграничить работу и досуг.
Картина Филиппа Мерсье «Школа для мальчиков»
2. Человек в компании людей одного с ним пола обычно менее стеснителен. Это очень важно при обучении в школе. Никто в нашем классе не боялся задавать учителям глупые вопросы или нескладно отвечать. Если над тобой посмеются, то только такие же парни, как и ты. Когда же парня высмеивает девушка, это может стать по-настоящему травмирующим опытом.
3. Ещё одно преимущество раздельного обучения я заметил на уроках биологии, когда учитель рассказывал нам о половой системе человека, венерических заболеваниях и СПИДе. В обычных школах такие темы одних учеников вгоняют в краску, других подталкивают перешёптываться и хихикать. У нас эти беседы прошли спокойно, с академическим флёром. В итоге и мы, и девушки из нашего лицея получили надлежащее сексуальное воспитание отдельно друг от друга.
Советские школьники на уроке труда
4. В моём лицее раздельной статистики по корпусам, к сожалению, не ведётся, а она могла бы стать важной информацией в изучении гендерного подхода. Могу назвать некоторые общие факты: больше 95% наших выпускников — как мальчиков, так и девушек — ежегодно поступают в вузы (в среднем по России этот показатель на уровне 65-70%). Результаты ЕГЭ по математике, физике, информатике, обществознанию обычно выше городского и федерального уровня, особенно в профильных классах. Победителей и призёров предметных олимпиад больше, чем в других городских школах.
5. Говоря о раздельном обучении, как его противники, так и сторонники акцентируют внимание на воспитании у учащихся гендерных ролей. Странно, но я этого совершенно не заметил. Я не припомню, чтобы кто-то из педагогов нам говорил о том, каким должен быть настоящий мужчина и чем он должен заниматься. Девушек не убеждали, что лучшая профессия для них — домохозяйка. Разговоров о ролях мужчины и женщины просто не было — нам давали полную свободу в определении своего будущего. И учебные программы составлены для всех одинаково, без оглядки на пол учащихся. Интересно, что в мой год выпуска девушки сдали ЕГЭ по математике, информатике и физике лучше парней. И многие поступили в технические вузы.
Индикатор эффективности гендерного подхода — часто ли ученики обращают внимание, что учатся отдельно от противоположного пола. Дети не фиксируются на этом факте, если будут сконцентрированы на уроке, а педагог не будет воспитывать в них гендерные роли. В такой ситуации и вкупе с достаточным общением мальчиков и девочек во внеурочное время раздельное обучение пойдёт только на пользу. Недостатки есть не в методике, а в практике её применения.
Фото: iStockphoto / Kuzmichstudio
Нынешний директор лицея, объясняя пользу дифференцированного обучения, отсылает к традициям и истории. «Исторически всегда основателен и крепок был семейный уклад башкир, который в значительной степени сохранился и по сей день. […] К браку детей готовили с малых лет психологически и практически. У башкир всегда воспитание было дифференцированным по отношению к мальчикам и девочкам. Девочек готовили к роли домохозяйки, а мальчика — к роли добытчика материальных благ», — рассказывает Айгуль Хабибуллина. Подкрепляет свои слова глава лицея исследованиями нейропсихологов и нейрофизиологов полушарий мозга, которые, по её словам, «убедительно доказывают различие в умственных способностях мальчиков и девочек».
Кто умнее: мальчики или девочки
Позиция директора отличается от моей, но и учился я при другой администрации. Будет ли в лицее подход к обучению действительно основываться на национальных традициях и биологических половых различиях и насколько это будет полезно в современном мире — покажет время. Всё-таки не зря РЭЛИ — экспериментальная школа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как Китай, Россия и США возвращают раздельное обучение в школах
6 детских писателей, которые не любили детей
Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка
- Главная
- Архив номеров
- 2014
- №1
- Психология
Большая часть учебного года уже за спиной. Не за горами весна, а там и конец учебного года. Нагрузки возрастают с каждым днем. Школьная реформа ставит в тупик и учителей, вынужденных перестраиваться буквально на ходу, и родителей, которые в свое время учились совершенно по другим программам, и самих детей, вынужденных получать знания в условиях непрекращающегося эксперимента. Как при таком образовании детям сохранить интерес к обучению? Как сделать так, чтобы ребенок не перестал испытывать удовольствие от учебы и повысил свою успеваемость?
Психологи, методисты, учителя – все как один уверяют, что для этого необходимо повысить мотивацию. Мотивация – это то, что заставляет человека с невероятным упорством идти к поставленной цели. По сути, мотивация к обучению заложена Психологи, методисты, учителя – все как один уверяют, что для этого необходимо повысить мотивацию. Мотивация – это то, что заставляет человека с невероятным упорством идти к поставленной цели. По сути, мотивация к обучению заложена
Эмоциональный настрой
Ни в коем случае не говорите при ребенке о школе в негативном ключе («Ну вот, опять эта школа…»). Такой настрой резко снижает мотивацию, а наша задача как раз в том, чтобы ее повысить, а не уничтожить на корню. Ребенок должен видеть, что вы рады его школьным успехам, с удовольствием слушаете все, о чем ребенок рассказывает, придя домой: об удачном ответе у доски, о взаимоотношениях с одноклассниками, о своих впечатлениях, о своих неудачах… Ваше общение должно быть теплым, искренним и дружеским. Это в немалой степени будет способствовать повышению мотивации.
Самостоятельность в принятии решений
Самостоятельность школьника заключается в умении ставить перед собой учебные задачи и решать их. Сама по себе самостоятельность такого рода не проявится. Младшим школьникам нужно помочь выработать этот навык. На первых порах предлагайте ребенку выбор. Например: «Сначала сделаем устные задания или письменные?» Или: «У тебя не получается задача. Помочь тебе ее решить сейчас или сначала сделаешь те уроки, которые у тебя получаются?» Делая выбор, ребенок не только учится принимать решение, но и вырабатывает алгоритм действий в различных ситуациях. И в дальнейшем, следуя этому алгоритму, будет легко преодолевать возникающие в учебе трудности.
Формирование навыка самоконтроля
Сам по себе этот навык не влияет на уровень мотивации. Но, как известно, большинство ошибок в заданиях дети совершают из-за невнимательности. И если ребенок научится проверять себя, количество глупых ошибок резко уменьшится, результаты возрастут, а уж вместе с ними повысится и мотивация. Кроме того, самоконтроль важен для формирования деловых качеств ребенка. В подростковом возрасте эти качества должны проявиться в полной мере и будут главными определяющими успеха на протяжении всей жизни человека.
Система поощрений
Самостоятельность школьника заключается в умении ставить перед собой учебные задачи и решать их. Сама по себе самостоятельность такого рода не проявится. Младшим школьникам нужно помочь выработать этот навык. На первых порах предлагайте ребенку выбор. Например: «Сначала сделаем устные задания или письменные?» Или: «У тебя не получается задача. Помочь тебе ее решить сейчас или сначала сделаешь те уроки, которые у тебя получаются?» Делая выбор, ребенок не только учится принимать решение, но и вырабатывает алгоритм действий в различных ситуациях. И в дальнейшем, следуя этому алгоритму, будет легко преодолевать возникающие в учебе трудности. На мой взгляд, это самый трудный момент в отношениях родителей и их детей. Не всякое поощрение во благо. Во-первых, не используйте метод «дашь на дашь». Это может сформировать ложное представление у ребенка о том, для чего он учится. Во-вторых, материальное вознаграждение – неплохой, хотя и очень спорный способ поощрить ребенка. Но на мой взгляд, такая точка зрения имеет право на жизнь. Ведь учеба – это тоже труд, а любой труд должен быть оплачен. Пусть это будет небольшая сумма – вы же даете ребенку деньги на карманные расходы, так почему бы ему эти деньги не заслужить?
Забота о физическом здоровье
Никакая мотивация не поможет ребенку справляться с учебными нагрузками в современной школе, если ваш ребенок будет расти физически хилым. Частые болезни приведут к пропускам занятий, что еще больше осложнит процесс обучения. Поэтому слова о здоровье – не пустой звук. Мало просто соблюдать режим и правильно питаться. Необходимо, чтобы дети занимались спортом – в школе, во дворе, вместе с родителями или в спортивных секциях. Сильный телом – силен духом!