21 секрет феноменальной пользы шахмат

21 секрет феноменальной пользы шахмат thumbnail

 «Мне плохо».

 «У меня мало денег».

 «Меня никто не любит».

Однако это никак не решает проблему, только усугубляет. Но самое интересное происходит, когда человек начинает развивать данную тему глобально:

 «Мир несправедлив».

 «Так жить нельзя».

 «Мы рождены для страдания».

Такие фразы вообще ничего человеку не дают – они могут лишь превратить его в овоща из психлечебницы. Хотя в то же самое время он может думать о конкретном желании… и добиться его исполнения.

Если поменять подсознательную реакцию с жалобы на включение мышления, то есть шанс решить любую проблему. Согласитесь, это намного умнее.

Поэтому запомните правило:

Никогда и ни на что не жалуйтесь, потому что это глупо.

В любой ситуации начинайте думать о том, как исполнить свое желание.

Если прямо сейчас вы не знаете, как решить проблему, это значит, что вам нужно научиться ее решать. Слово «научиться» состоит из «научить» и «ся», то есть «научить себя». Следовательно, вам нужно обратить внимание на себя и научить себя тому, как решить эту проблему.

Здесь я обычно слышу еще одно типовое возражение: «Я человек взрослый, все знаю, все понимаю, поэтому я считаю, что ничего сделать нельзя». Ответить тут можно только одно: «Да, на вашем уровне вы считаете, что знаете все, но есть более высокие уровни».

Возьмем для примера футболиста, который играл в дворовой команде, а потом его взяли в школу олимпийского резерва. Этот юный спортсмен знает про футбол все. Он хорошо знает правила. Он умеет финтить и пасовать.

Но, как ни странно, выясняется, что в новом окружении он пока не умеет играть в футбол – в профессиональный футбол. Чтобы добиться успеха в новых условиях, ему надо стать футболистом другого уровня. Физической подготовки мало.

Ему нужно познакомиться с теорией футбола. Понять свои сильные и слабые стороны. Отказаться от тех приемов, которые уместны в дворовой команде, и перейти к приемам профи.

Но с футболом все проще. Там есть тренер – он подскажет. А как быть, если вы хотите достичь совсем новых целей: сделать открытие, изобретение, что-нибудь, чего до вас никто не делал?

В жизни принцип тот же самый, что и в спорте. Если вы считаете, что ничего сделать нельзя, то вы еще новичок. Становитесь профи. Становитесь исследователем. Вы сами начинаете добывать знания и использовать их для достижения цели. Для интеллекта нет вообще никаких границ. Хоть к звездам летите. Только сообразите как, а дальше – дело техники.

Ловушка блуждания в абстракциях

Универсальный алгоритм работы интеллекта содержит западню. Когда человек только начинает размышлять, то переход к абстрактному мышлению – это правильно. Например, в физике вводится понятие «абсолютно черное тело»: объект, который поглощает любое падающее на него электромагнитное излучение.

Это полезная абстракция, но она полезна ровно до той степени, пока идет абстрактное рассуждение и выдвигается некоторая гипотеза. После выдвижения гипотезы необходим физический опыт. Только после его проведения можно считать, что мышление дало результат.

Но есть соблазн остановиться на абстрактном размышлении и на этом основании счесть свою мысль истиной.

Возьмем, к примеру, книгу Эндрю Соломона «Демон полуденный. Анатомия депрессии». Эта книга принесла автору 11 национальных книжных наград, включая американскую Национальную книжную премию 2001 года, и была переведена более чем на 20 языков мира.

Книга очень популярна, потому что очень многие читатели и критики думают так же, как и автор. Рассмотрим здесь одну цитату:

«Жизнь полна скорби. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов умрем; каждый из нас заключен в одиночную камеру автономного тела; время идет, и прошедшее не вернется никогда. Страдание – наш первый опыт не желающего приходить на помощь мира, и оно никогда нас не оставляет. Нам трудно, когда нас вырывают из уюта материнской утробы, а когда эта боль утихает, на смену ей приходит физическое страдание. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, не могут избежать мук мира сего»[2].

На первый взгляд это хорошее размышление о жизни. Но если посмотреть с точки зрения эффективного мышления, то мы увидим набор абстракций, которые не имеют практического смысла. Этот текст не несет ни пользы, ни радости. Это просто блуждания в очень обтекаемых фразах.

Каждое предложение выглядит осмысленным, но если вы попытаетесь проанализировать текст, то с удивлением увидите, что любое из утверждений автора мы можем поменять на противоположное, и отрывок сохранит смысл!

Жизнь полна радости. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов все-таки живем; каждый из нас может соприкоснуться с любым другим; время идет, но радость остается с нами, мы всегда можем вспомнить что-то приятное из прошедшей жизни. Радость – наш первый опыт, который мы получаем с молоком матери, и она никогда нас не оставляет. Нам радостно, когда мы рождаемся, а на смену детским радостям приходит глубокое наслаждение жизнью. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, могут наслаждаться радостями жизни прямо сейчас.

Возможно, вы захотите спросить, какой же из этих текстов содержит истину? Никакой.

Оба текста – это просто игра ума. Кстати, проверка на противоположные высказывания – хороший критерий абстрактности текста. Потому что фразу «женщины рожают детей» нельзя просто так поменять на «мужчины рожают детей». Сразу видна ошибочность последнего высказывания.

Ищите истину в вашей повседневной жизни, в том, что вас окружает: сколько денег у вас в кошельке, какие блюда стоят на вашем столе, во что вы одеты, с кем вы общаетесь и так далее.

Чем конкретнее вы воспринимаете жизнь, тем больше в ней наслаждения. Это может быть бескрайнее небо над головой, дуновение ветерка, журчание реки или аромат розы. Жизнь полна разнообразными удовольствиями. Живи и радуйся.

Заблудившись в абстракциях, человек теряет контакт с живой жизнью и начинает жить «головой», то есть не опираться на реальность, а постоянно размышлять о ней. В результате он выстраивает цепочки надуманных и далеких от реальности мыслей.

Мне постоянно приходят письма от таких горе-философов – в них содержатся немыслимые логические построения, объясняющие все и вся. Хотя на самом деле это просто рассуждения ни о чем. Они никак не привязаны к реальности и их невозможно применить в повседневной жизни.

Такие тексты наполнены чрезвычайно абстрактными понятиями: «бог», «любовь», «добро», «зло», «материя», «наука», «душа», «вещество», «сущность», «энергия». Как правило, все эти рассуждения чрезвычайно многословны и внутренне противоречивы. При этом даже по тексту письма уже видно, что человек совершенно не умеет общаться. И это реальная проблема, над которой стоит подумать, а не крутить бесконечные абстракции.

Как же выходить из блуждания в абстракциях?

Выход из этой ловушки можно проиллюстрировать игрой в шахматы. Шахматное искусство тоже имеет абстракции: «позиционный перевес», «борьба за центр». Но в любом случае шахматист должен сделать следующий ход.

Поэтому, как бы далеко вы ни углубились в абстрактные рассуждения, необходимо возвращаться из них с помощью вопросов:

 Какое все это имеет практическое значение?

 Что нужно сделать?

 Каков первый шаг?

Выключение мышления

Как ни странно, но выключать мышление тоже надо учиться. Мышление – это нагрузка для мозга, а мозг тоже требует отдыха. Отключение мышления – это чистое наблюдение.

Источник

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ïðî÷èòàë íàìåäíè èíòåðåñíóþ íîâîñòü. Ìîñêîâñêèé Êîìñîìîëåö ïèøåò – Ìèíèñòåðñòâî Îáðàçîâàíèÿ ðàçäóìûâàåò íàä òåì, ÷òîáû ñäåëàòü øàõìàòû îáÿçàòåëüíûì ïðåäìåòîì â íà÷àëüíîé øêîëå. Åñëè âåðèòü çàìåòêå, óæå â ïîëîâèíå (áåç ìàëîãî) ðîññèéñêèõ øêîë ââåäåíû óðîêè øàõìàò â íà÷àëüíûõ êëàññàõ. Åù¸ â ñòàòüå ñêàçàíî, áóäòî áû ñ ïîìîùüþ øàõìàò ÌèíÎáð ïëàíèðóåò áîðîòüñÿ, íó, ñ ÷åì åù¸… ïðàâèëüíî, ñ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè. Âåðíåå, ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ñðåäè ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Ïðàâäà, èç òåêñòà íîâîñòè ñîâåðøåííî íå ÿñíî íàñêîëüêî îçâó÷åííûå â çàãîëîâêå öåëè ðåàëüíî ñîâïàäàþò ñ «îôèöèàëüíîé ïîçèöèåé» ìèíèñòåðñòâà.  ïðèâåä¸ííûõ öèòàòàõ ìèíèñòð ãîâîðèò òîëüêî î ïîëüçå øàõìàò è èõ ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íà óñïåâàåìîñòü. Ïðî êîìïüþòåðíûå èãðû íå ãîâîðèòñÿ íè÷åãî.  çàâåðøåíèå ñòàòüè èä¸ò èíòåðâüþ ñ íåêîé «ìàòåðüþ òðîèõ äåòåé», íî å¸ ñëîâà ÿâëÿþòñÿ ëèøü… ñëîâàìè ìàòåðè òðîèõ äåòåé. Ýòî ïðè ýòîì, ÷òî â çàãîëîâîê ãîðäî âûíåñåíà ôðàçà – «äåòåé ïîïûòàþòñÿ îòâëå÷ü îò êîìïüþòåðíûõ èãð».

Æóðíàëèñòèêà îíà òàêàÿ æóðíàëèñòèêà. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî âñÿ íîâîñòü áàíàëüíî âûñîñàíà èç ïàëüöà. Íî äàæå åñëè ìèíèñòåðñòâî è âïðÿìü âîçíàìåðèëàñü áîðîòüñÿ ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ïðè ïîìîùè øàõìàò, òî… âî âñÿêîì ñëó÷àå, ñäåëàíà ïîïûòêà ïðåäëîæèòü õîòü êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâó çà ìåñòî î÷åðåäíîé èíèöèàòèâû â äóõå «äåðæàòü è íå ïóùàòü». Ïîïûòêà çàâåäîìî ïðîèãðûøíàÿ, ïîñêîëüêó çàñåâøåå â êàáèíåòàõ ñòàðøåå ïîêîëåíèå ÿâíî íå ïîíèìàåò, ñ ÷åì îíî âîçíàìåðèëîñü áîðîòüñÿ.  èõ ïðåäñòàâëåíèè ñóùåñòâóåò íåêèå àáñòðàêòíûå «êîìïüþòåðíûå èãðû», êîòîðûå íè÷åì ìåæäó ñîáîé íå îòëè÷àþòñÿ è íåò ñìûñëà èõ êàê-òî êëàññèôèöèðîâàòü.

Ëþäåé ðàçäðàæàåò ñàì âèä ïîäðîñòêà, óòêíóâøåãîñÿ íîñîì â ìîíèòîð. ×òî îí äåëàåò? Î ÷¸ì äóìàåò? – ßñíî, ëèáî î ÷¸ì-òî äóðíîì, ëèáî íå äóìàåò âîîáùå. Ïðîñòî «òóïèò» áåç âñÿêîé ïîëüçû. Ñ ïîäîáíûì «ïîíèìàíèåì» áîðîòüñÿ ñ «êîìïüþòåðíûìè èãðàìè», âñ¸ ðàâíî, ÷òî áîðîòüñÿ ñ íåêèìè «êíèãàìè». Íåâàæíî êàêèìè. Êíèãè îíè êíèãè è åñòü. Ìåæäó ïðî÷èì, â ñâî¸ âðåìÿ óæå ñàìî ñòàðøåå (íûí÷å) ïîêîëåíèå âïîëíå ìîãëî «îòãðåáàòü» îò ñâîèõ áàáóøåê è äåäóøåê çà ïðèñòðàñòüå ê ÷òåíèþ, èáî âèäåëîñü îíî òîãäà ìíîãèìè çàíÿòèåì ïðàçäíûì îò òðóäà ïðàâåäíîãî îòâëåêàþùèì. Ïîä èñêëþ÷åíèå ïîïàäàëè, ðàçâå ÷òî, ó÷åáíèêè è âåëèêàÿ ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà. Íî òóò åù¸ íåèçâåñòíî, ÷òî ïðîùå: òåëåãó ñ ùåáíåì ðàçãðóçèòü èëè ðîìàí Äîñòîåâñêîãî çà äåíü ïðî÷èòàòü. Îäíàêî ïîäõîä: «êíèãè ÷èòàòü – òîëüêî çðåíèå ïîðòèòü» èìåë ìåñòî. Ñåé÷àñ, âèäèìî, íàñòàë ÷åð¸ä êîìïüþòåðíûõ èãð.

Íó, äà è Áîã-òî ñ íèì. Ãîñóäàðñòâî, ëèáî ïðèâüåò äåòÿì èíòåðåñ ê øàõìàòàì, ÷òî íåïëîõî; ëèáî â ñâîåé ôèðìåííîé ìàíåðå çàñòàâèò øàõìàòû ëþòî íåíàâèäåòü, ÷òî òîæå, êàê ìíå âèäèòñÿ, íå âåëèêîå ãîðå. Áóäóò èãðàòü âî ÷òî-íèáóäü äðóãîå, èáî ñàìà ïî ñåáå ïîòðåáíîñòü â èãðå ëåæèò ãëóáîêî âíóòðè ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè, îñîáåííî â ïåðèîä äåòñòâà, êîãäà ÷åëîâåê ó÷èòñÿ.

Øàõìàòû – èãðà äðåâíÿÿ, â ñèëó îíîé äðåâíîñòè ïîïóëÿðíàÿ, íî ñ ðàñïðîñòðàí¸ííûì óáåæäåíèåì, áóäòî øàõìàòû – ñàìàÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íà ñâåòå, ÿ áû ïîñïîðèë. Ó øàõìàò åñòü ñâîè äîñòîèíñòâà. Ýòà èãðà ðàçâèâàåò âíèìàòåëüíîñòü, ó÷èò ïðîñ÷èòûâàòü ñâîè è ÷óæèå õîäû, ïðîãíîçèðîâàòü äåéñòâèÿ ïðîòèâíèêà. Âñ¸ ýòî çàìå÷àòåëüíî. Îäíàêî ïåðå÷åíü íàâûêîâ, ñïîñîáíûõ ïðèãîäèòñÿ ÷åëîâåêó â ðåàëüíîé æèçíè è êîòîðûì îí ìîæåò “ïîäíàòàñêàòüñÿ” â èãðàõ, îçâó÷åííûì ñïèñêîì íå îãðàíè÷èâàåòñÿ.

Íàïðèìåð, øàõìàòû íå ó÷àò ÷åëîâåêà ðàñïîçíàâàòü áëåô. Ýòî ïðîñòî âíå «ñèñòåìû èõ êîîðäèíàò». Øàõìàòû íå ïðåäïîëàãàþò è êàêîãî-ëèáî «òóìàíà âîéíû». Òû âèäèøü ðîâíî òî, ÷òî âèäèò òâîé ñîïåðíèê. Âìåñòå ñ òåì, äàæå ðåá¸íêó âàæíî è ïîëåçíî ïîíèìàòü – îí âñåãäà âèäèò ëèøü êóñî÷åê ìèðà, íî íå âåñü ìèð öåëèêîì. Êàê ãîâîðèë äîí Àìèíàäî: «Äåêîëüòå — ýòî òîëüêî ÷àñòü èñòèíû».

Ðàñòåêøèñü «ìûñëüþ ïî äðåâó», ÿ ðåøèë ñîñòàâèòü íåáîëüøîé ïåðå÷åíü èãðîâûõ æàíðîâ, ê êîòîðûì (ïî ìîåìó ìíåíèþ) áûëî áû ïîëåçíî ïðèîáùèòü ëþáîå þíîå è íå î÷åíü äàðîâàíèå. ß áû, áóäü ó ìåíÿ äåòè, âñÿêîì ñëó÷àå, ïîïûòàëñÿ áû.

Èãðû æàíðà – «Ìàôèÿ».

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ïîäîáíûå èãðû ó÷àò: âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, äîêàçûâàòü èì ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ðàçëè÷àòü ëîæü è ïîïûòêè ìàíèïóëèðîâàíèÿ. Äëÿ èãðû â øàõìàòû ïåðå÷èñëåííûå íàâûêè íå òðåáóþòñÿ, íî â ðåàëüíîé æèçíè èõ çíà÷åíèå òðóäíî ïåðåîöåíèòü.

Êàê ïî ìíå, â Ìàôèþ ñòîèò çà «óøè» òÿíóòü âñåõ äåòåé-çàòâîðíèêîâ. Íðàâèòñÿ ýòî êîìó-òî èëè íåò, íî ÷åëîâåê – ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå; âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè íåîáõîäèìî. Óìåíèå «÷èòàòü» ÷óæóþ äóøó â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ìîæåò îêàçàòüñÿ êóäà öåííåå ñïîñîáíîñòè ïðîñ÷èòûâàòü âñ¸ íà 10 õîäîâ âïåð¸ä.

Íèêîìó íå ïîâðåäèò è íàâûê «ïîêåðôýéñ». Ïðàâäà, êîìïüþòåð çäåñü, è âïðÿìü, íå óìåñòåí.  ïîäîáíûå èãðû ñëåäóåò èãðàòü èñêëþ÷èòåëüíî ñ ãëàçó íà ãëàç ñ æèâûìè ëþäüìè.

Èãðû ñ ðàíäîìîì.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ðàíäîì áåñèò. Ïîðîé, äèêî áåñèò, íî îò íåãî íèêóäà íå äåòüñÿ.  òîì ÷èñëå è â ðåàëüíîé æèçíè.

Ê ñîæàëåíèþ, â ãëàçàõ ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ êàðòî÷íûå èãðû âñåãäà ñòîÿëè íèæå øàõìàò. Èìõî, çðÿ. Êîíå÷íî, óâëå÷åíèå ðåá¸íêà øàõìàòàìè íè îäíîãî ðîäèòåëÿ íàïðÿãàòü íå ñòàíåò, â îòëè÷èå îò ñèòóàöèè, êîãäà ëþáèìîå äèò¸ âäðóã îáúÿâèò, áóäòî ðåøèëî íàó÷èòüñÿ èãðàòü â ïîêåð. Êàê áû ïîñëå òàêîãî õîááè íå ïðèøëîñü êâàðòèðó ïðîäàâàòü. Îäíàêî ýòî íå îòìåíÿåò òîãî ôàêòà, ÷òî ïîêåð òðåáóåò íå òîëüêî óìåíèÿ ïðîñ÷èòûâàòü êîìáèíàöèè, íî è êðåïêèõ íåðâîâ.

Òåîðèÿ âåðîÿòíîñòåé – òîæå øòóêà ïîëåçíàÿ. Ïîíèìàòü, êàê «áðîñêè êóáèêà» âëèÿþò íà íàøó æèçíü, äåëî ñòîÿùåå. Ïðàâäà, çäåñü åñòü òîíêèé íþàíñ. Èãðû ñ ðàíäîìîì áûâàþò ðàçíûå. ß ëè÷íî èõ ðàçäåëÿþ íà äâà âèäà: «èãðàåøü òû» è «ðàíäîì èãðàåò çà òåáÿ». Èìõî (íå çàêèäûâàéòå ïîìèäîðàìè) òîò æå Hearthstone áëèæå ê èãðàì âòîðîãî âèäà, êàê è âñå ÊÊÈ.

Ìíå áîëüøå ïî äóøå ñòðàòåãèè ñ ãåíåðàòîðîì ñëó÷àéíûõ êàðò, âðîäå, Heroes of Might and Magic èëè Age of Wonders. Ìîæåò, ñèëüíî íå ïîâåçòè, íî ïëîõîé «ðåñïàóí» – ýòî íå ïðèãîâîð. Îïÿòü æå, åñòü òóìàí âîéíû, êîãäà òû íå âèäèøü, ÷òî èìåííî äåëàåò òâîé îïïîíåíò, íî ïî íåêèì êîñâåííûì ïðèçíàêàì (ñòàòèñòèêå â òàâåðíå) ìîæíî îöåíèòü åãî äåéñòâèÿ.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Èãðû, ñ íåïðÿìûì óïðàâëåíèåì.

Íó, èëè äàæå ñ ïðÿìûì, íî ñ îñîáåííîñòÿìè ïåðñîíàæåé, êîãäà îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íå ïðîñòî «þíèòîâ», à «ëè÷íîñòåé». Âåñüìà óñëîâíûõ ëè÷íîñòåé, íî, âñ¸ æå.  ñâî¸ âðåìÿ Darkest Dungeon âïå÷àòëèë ìåíÿ íå òåì, ÷òî â èãðå ñîõðàíÿòüñÿ âîîáùå íåëüçÿ è ëþáèìîãî ãåðîÿ íå âîñêðåñèøü, à òåì, ÷òî îíûé “ëþáèìûé” ãåðîé ìîã ïðîïèòü âûäàííîå åìó îðóæèå, íå óëîæèâøèñü â âûäàííûé äëÿ «ïðîòèðàíèÿ ñòðóí äóøè» äåíåæíûé ëèìèò.

Ê ñîæàëåíèþ, â ðåàëüíîé æèçíè ñ ïîäîáíûì ÿâëåíèÿìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì õîòåëîñü áû. Ñêàæåì:

– ˸øà, ñõîäè, ïîæàëóéñòà, âî âòîðîé êîðïóñ. Íàéäè òàì, â ïîäñîáêå, øêàô÷èê è íàæìè íà çåë¸íóþ êíîïêó.

– Õîðîøî.

×åðåç 15 ìèíóò ˸øà âîçâðàùàåòñÿ:

– ß âñ¸ ñäåëàë.

Êàêîé-íèáóäü øàõìàòèñò ìîæåò ïîäóìàòü, áóäòî çåë¸íàÿ êíîïêà è âïðÿìü íàæàòà. Âåäü ó íåãî â ãîëîâå åñòü «øàõìàòíàÿ äîñêà», à ˸øà íà íåé – ïðîñòàÿ ôèãóðà. Íî ˸øà – íå ôèãóðà, ˸øà – ëè÷íîñòü.

Åñëè ˸øà ñêàçàë, ÷òî çåë¸íàÿ êíîïêà íàæàòà, ýòî îçíà÷àåò ëèøü òî, ÷òî îíà ìîæåò áûòü íàæàòà!  òîæå âðåìÿ îíà ìîæåò áûòü íå íàæàòà, à âìåñòî íå¸ íàæàòà ãîëóáàÿ êíîïêà è íå âî âòîðîì êîðïóñå, à â ÷åòâ¸ðòîì; èáî ˸øà ìàëî òîãî, ÷òî äàëüòîíèê, ñòðàäàþùèé ãåîãðàôè÷åñêèì êðåòèíèçìîì, òàê åù¸ è íàñòîÿùèé ìóæèê, ò.å. íè â êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äîðîãó ˸øà íå ñïðàøèâàåò, à ïðè ñîìíåíèÿõ ïðåäïî÷èòàåò íå ïåðåñïðàøèâàòü, à îðèåíòèðîâàòüñÿ ïî íàèòèþ! Ïîíèìàåòå?

Èãðû, ðàçâèâàþùèå êðóãîçîð.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Êîíå÷íî, ïî èñòîðè÷åñêèì ñòðàòåãèÿì íåëüçÿ ãîòîâèòüñÿ ê ýêçàìåíàì. Èãðà âñåãäà îñòà¸òñÿ èãðîé è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ðàçðàáîò÷èêè ëåãêî ïîæåðòâóþò èñòîðè÷åñêîé äîñòîâåðíîñòüþ â óãîäó èíòåðåñíîìó ãåéìïëåéþ.

Òàê, íàïðèìåð, â ìîåé ëþáèìîé Crusader Kings II ïèñüìî ñ Êîëüñêîãî ïîëóîñòðîâà äî Êèïðà äîõîäèò çà ñ÷èòàííûå íåäåëè, íî ïðè ýòîì, äàííàÿ èãðà ëó÷øå (íàãëÿäíåé) ëþáîãî ó÷åáíèêà èëè ôèëüìà ðàñêðûâàåò ñóòü ôåîäàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ñêîðîãîâîðêè èç ó÷åáíèêà, âèäà «âàññàë ìîåãî âàññàëà – íå ìîé âàññàë» ïåðåñòàþò áûòü òàðàáàðùèíîé.

Ïðèõîäèò ÿñíîå ïîíèìàíèå, ïî÷åìó öàðåâíû íå ìîãóò âûõîäèòü çàìóæ çà òðóáî÷èñòîâ, äà è âîîáùå â ñòàðîì ìóëüòèêå «Ëåòó÷èé êîðàáëü» ñàìàÿ íîðìàëüíàÿ ìå÷òà áûëà ó… áîÿðèíà Ïîëêàíà.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

ß êîðîíîâàí, ðÿäîì Çàáàâà, íîâûå çåìëè, íîâàÿ ñëàâà,

Íîâûå äåíüãè, íîâûå ñâÿçè, âîò îíî ñ÷àñòüå, â êíÿçè èç ãðÿçè.

(Êîãäà ïåðåèãðàë â Crusader Kings)

Øóòêà! Äëÿ äåòåé íà÷àëüíîé øêîëû Crusader Kings, âñ¸ æå, íå ïðåäíàçíà÷åíà. Óæ ñëèøêîì ýòà èãðà ïðî «ïðàâäó æèçíè». Íó, çà÷åì ðåá¸íêó çíàòü, ÷òî êîðîëü ìîæåò çàáàáàõàòü ïèðàìèäó â ÷åñòü ëþáèìîé ñîáà÷êè, èñòðàòèâ äîõîäû êàçíû íà 10 ëåò âïåð¸ä, íó, ïðîñòî ïî ïðèêîëó. Äà è ñëîæíîâàò CS2 äàæå äëÿ âçðîñëûõ ëþäåé. Ñëèøêîì ìíîãî íþàíñîâ.

Îäíàêî ïàðòèþ â òóæå Öèâèëèçàöèþ âïîëíå ìîæíî ñ÷åñòü õîðîøèì ýêñêóðñîì â èñòîðèþ. Çà 5-8 ÷àñîâ ìàëî êàêîé îáðàçîâàòåëüíûé ôèëüì òàê íàãëÿäíî è óâëåêàòåëüíî îïèøåò áàçîâûå ñòàäèè èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà è íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.

Òàêîé âîò ó ìåíÿ ïîëó÷èëñÿ ñïèñîê íå òîëüêî èíòåðåñíûõ, íî è ïîëåçíûõ äëÿ îáùåãî ðàçâèòèÿ èãðîâûõ æàíðîâ. Ïðè ýòîì õîòü ÿ ïî÷òè íå èãðàþ â øóòåðû è ðåäêî çàõîæó â ïëàòôîðìåðû, èãðû ðàçâèâàþùèå ðåàêöèþ, ÿ áû òîæå íå ñòàë ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ, ñ÷èòàÿ èõ èñêëþ÷èòåëüíî ðàçáàçàðèâàíèåì âðåìåíè. Âñ¸ õîðîøî â ìåðó. Íó, à DOTA2 âîîáùå ìîæåò ñòàòü íàñòîÿùåé øêîëîé æèçíè, òóò è òåáå ðåàêöèÿ, è òàêòèêà, è ñòðàòåãèÿ, è ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü, è âçàèìîäåéñòâèå ñ æèâûìè ëþäüìè!

PS. Åñëè Âàì ïîíðàâèëàñü ìîÿ çàìåòêà, ïðèãëàøàþ âàñ â ñâîé æóðíàë. Ïî ññûëêå Äàéäæåñò Âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü ñàìûå èíòåðåñíûå îáçîðû, ðàññêàçû è ñòàòüè çà ìîèì àâòîðñòâîì.

Источник

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ïðî÷èòàë íàìåäíè èíòåðåñíóþ íîâîñòü. Ìîñêîâñêèé Êîìñîìîëåö ïèøåò – Ìèíèñòåðñòâî Îáðàçîâàíèÿ ðàçäóìûâàåò íàä òåì, ÷òîáû ñäåëàòü øàõìàòû îáÿçàòåëüíûì ïðåäìåòîì â íà÷àëüíîé øêîëå. Åñëè âåðèòü çàìåòêå, óæå â ïîëîâèíå (áåç ìàëîãî) ðîññèéñêèõ øêîë ââåäåíû óðîêè øàõìàò â íà÷àëüíûõ êëàññàõ. Åù¸ â ñòàòüå ñêàçàíî, áóäòî áû ñ ïîìîùüþ øàõìàò ÌèíÎáð ïëàíèðóåò áîðîòüñÿ, íó, ñ ÷åì åù¸… ïðàâèëüíî, ñ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè. Âåðíåå, ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ñðåäè ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Ïðàâäà, èç òåêñòà íîâîñòè ñîâåðøåííî íå ÿñíî íàñêîëüêî îçâó÷åííûå â çàãîëîâêå öåëè ðåàëüíî ñîâïàäàþò ñ «îôèöèàëüíîé ïîçèöèåé» ìèíèñòåðñòâà.  ïðèâåä¸ííûõ öèòàòàõ ìèíèñòð ãîâîðèò òîëüêî î ïîëüçå øàõìàò è èõ ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íà óñïåâàåìîñòü. Ïðî êîìïüþòåðíûå èãðû íå ãîâîðèòñÿ íè÷åãî.  çàâåðøåíèå ñòàòüè èä¸ò èíòåðâüþ ñ íåêîé «ìàòåðüþ òðîèõ äåòåé», íî å¸ ñëîâà ÿâëÿþòñÿ ëèøü… ñëîâàìè ìàòåðè òðîèõ äåòåé. Ýòî ïðè ýòîì, ÷òî â çàãîëîâîê ãîðäî âûíåñåíà ôðàçà – «äåòåé ïîïûòàþòñÿ îòâëå÷ü îò êîìïüþòåðíûõ èãð».

Æóðíàëèñòèêà îíà òàêàÿ æóðíàëèñòèêà. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî âñÿ íîâîñòü áàíàëüíî âûñîñàíà èç ïàëüöà. Íî äàæå åñëè ìèíèñòåðñòâî è âïðÿìü âîçíàìåðèëàñü áîðîòüñÿ ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ïðè ïîìîùè øàõìàò, òî… âî âñÿêîì ñëó÷àå, ñäåëàíà ïîïûòêà ïðåäëîæèòü õîòü êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâó çà ìåñòî î÷åðåäíîé èíèöèàòèâû â äóõå «äåðæàòü è íå ïóùàòü». Ïîïûòêà çàâåäîìî ïðîèãðûøíàÿ, ïîñêîëüêó çàñåâøåå â êàáèíåòàõ ñòàðøåå ïîêîëåíèå ÿâíî íå ïîíèìàåò, ñ ÷åì îíî âîçíàìåðèëîñü áîðîòüñÿ.  èõ ïðåäñòàâëåíèè ñóùåñòâóåò íåêèå àáñòðàêòíûå «êîìïüþòåðíûå èãðû», êîòîðûå íè÷åì ìåæäó ñîáîé íå îòëè÷àþòñÿ è íåò ñìûñëà èõ êàê-òî êëàññèôèöèðîâàòü.

Ëþäåé ðàçäðàæàåò ñàì âèä ïîäðîñòêà, óòêíóâøåãîñÿ íîñîì â ìîíèòîð. ×òî îí äåëàåò? Î ÷¸ì äóìàåò? – ßñíî, ëèáî î ÷¸ì-òî äóðíîì, ëèáî íå äóìàåò âîîáùå. Ïðîñòî «òóïèò» áåç âñÿêîé ïîëüçû. Ñ ïîäîáíûì «ïîíèìàíèåì» áîðîòüñÿ ñ «êîìïüþòåðíûìè èãðàìè», âñ¸ ðàâíî, ÷òî áîðîòüñÿ ñ íåêèìè «êíèãàìè». Íåâàæíî êàêèìè. Êíèãè îíè êíèãè è åñòü. Ìåæäó ïðî÷èì, â ñâî¸ âðåìÿ óæå ñàìî ñòàðøåå (íûí÷å) ïîêîëåíèå âïîëíå ìîãëî «îòãðåáàòü» îò ñâîèõ áàáóøåê è äåäóøåê çà ïðèñòðàñòüå ê ÷òåíèþ, èáî âèäåëîñü îíî òîãäà ìíîãèìè çàíÿòèåì ïðàçäíûì îò òðóäà ïðàâåäíîãî îòâëåêàþùèì. Ïîä èñêëþ÷åíèå ïîïàäàëè, ðàçâå ÷òî, ó÷åáíèêè è âåëèêàÿ ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà. Íî òóò åù¸ íåèçâåñòíî, ÷òî ïðîùå: òåëåãó ñ ùåáíåì ðàçãðóçèòü èëè ðîìàí Äîñòîåâñêîãî çà äåíü ïðî÷èòàòü. Îäíàêî ïîäõîä: «êíèãè ÷èòàòü – òîëüêî çðåíèå ïîðòèòü» èìåë ìåñòî. Ñåé÷àñ, âèäèìî, íàñòàë ÷åð¸ä êîìïüþòåðíûõ èãð.

Íó, äà è Áîã-òî ñ íèì. Ãîñóäàðñòâî, ëèáî ïðèâüåò äåòÿì èíòåðåñ ê øàõìàòàì, ÷òî íåïëîõî; ëèáî â ñâîåé ôèðìåííîé ìàíåðå çàñòàâèò øàõìàòû ëþòî íåíàâèäåòü, ÷òî òîæå, êàê ìíå âèäèòñÿ, íå âåëèêîå ãîðå. Áóäóò èãðàòü âî ÷òî-íèáóäü äðóãîå, èáî ñàìà ïî ñåáå ïîòðåáíîñòü â èãðå ëåæèò ãëóáîêî âíóòðè ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè, îñîáåííî â ïåðèîä äåòñòâà, êîãäà ÷åëîâåê ó÷èòñÿ.

Øàõìàòû – èãðà äðåâíÿÿ, â ñèëó îíîé äðåâíîñòè ïîïóëÿðíàÿ, íî ñ ðàñïðîñòðàí¸ííûì óáåæäåíèåì, áóäòî øàõìàòû – ñàìàÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íà ñâåòå, ÿ áû ïîñïîðèë. Ó øàõìàò åñòü ñâîè äîñòîèíñòâà. Ýòà èãðà ðàçâèâàåò âíèìàòåëüíîñòü, ó÷èò ïðîñ÷èòûâàòü ñâîè è ÷óæèå õîäû, ïðîãíîçèðîâàòü äåéñòâèÿ ïðîòèâíèêà. Âñ¸ ýòî çàìå÷àòåëüíî. Îäíàêî ïåðå÷åíü íàâûêîâ, ñïîñîáíûõ ïðèãîäèòñÿ ÷åëîâåêó â ðåàëüíîé æèçíè è êîòîðûì îí ìîæåò “ïîäíàòàñêàòüñÿ” â èãðàõ, îçâó÷åííûì ñïèñêîì íå îãðàíè÷èâàåòñÿ.

Íàïðèìåð, øàõìàòû íå ó÷àò ÷åëîâåêà ðàñïîçíàâàòü áëåô. Ýòî ïðîñòî âíå «ñèñòåìû èõ êîîðäèíàò». Øàõìàòû íå ïðåäïîëàãàþò è êàêîãî-ëèáî «òóìàíà âîéíû». Òû âèäèøü ðîâíî òî, ÷òî âèäèò òâîé ñîïåðíèê. Âìåñòå ñ òåì, äàæå ðåá¸íêó âàæíî è ïîëåçíî ïîíèìàòü – îí âñåãäà âèäèò ëèøü êóñî÷åê ìèðà, íî íå âåñü ìèð öåëèêîì. Êàê ãîâîðèë äîí Àìèíàäî: «Äåêîëüòå — ýòî òîëüêî ÷àñòü èñòèíû».

Ðàñòåêøèñü «ìûñëüþ ïî äðåâó», ÿ ðåøèë ñîñòàâèòü íåáîëüøîé ïåðå÷åíü èãðîâûõ æàíðîâ, ê êîòîðûì (ïî ìîåìó ìíåíèþ) áûëî áû ïîëåçíî ïðèîáùèòü ëþáîå þíîå è íå î÷åíü äàðîâàíèå. ß áû, áóäü ó ìåíÿ äåòè, âñÿêîì ñëó÷àå, ïîïûòàëñÿ áû.

Èãðû æàíðà – «Ìàôèÿ».

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ïîäîáíûå èãðû ó÷àò: âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, äîêàçûâàòü èì ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ðàçëè÷àòü ëîæü è ïîïûòêè ìàíèïóëèðîâàíèÿ. Äëÿ èãðû â øàõìàòû ïåðå÷èñëåííûå íàâûêè íå òðåáóþòñÿ, íî â ðåàëüíîé æèçíè èõ çíà÷åíèå òðóäíî ïåðåîöåíèòü.

Êàê ïî ìíå, â Ìàôèþ ñòîèò çà «óøè» òÿíóòü âñåõ äåòåé-çàòâîðíèêîâ. Íðàâèòñÿ ýòî êîìó-òî èëè íåò, íî ÷åëîâåê – ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå; âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè íåîáõîäèìî. Óìåíèå «÷èòàòü» ÷óæóþ äóøó â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ìîæåò îêàçàòüñÿ êóäà öåííåå ñïîñîáíîñòè ïðîñ÷èòûâàòü âñ¸ íà 10 õîäîâ âïåð¸ä.

Íèêîìó íå ïîâðåäèò è íàâûê «ïîêåðôýéñ». Ïðàâäà, êîìïüþòåð çäåñü, è âïðÿìü, íå óìåñòåí.  ïîäîáíûå èãðû ñëåäóåò èãðàòü èñêëþ÷èòåëüíî ñ ãëàçó íà ãëàç ñ æèâûìè ëþäüìè.

Èãðû ñ ðàíäîìîì.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Ðàíäîì áåñèò. Ïîðîé, äèêî áåñèò, íî îò íåãî íèêóäà íå äåòüñÿ.  òîì ÷èñëå è â ðåàëüíîé æèçíè.

Ê ñîæàëåíèþ, â ãëàçàõ ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ êàðòî÷íûå èãðû âñåãäà ñòîÿëè íèæå øàõìàò. Èìõî, çðÿ. Êîíå÷íî, óâëå÷åíèå ðåá¸íêà øàõìàòàìè íè îäíîãî ðîäèòåëÿ íàïðÿãàòü íå ñòàíåò, â îòëè÷èå îò ñèòóàöèè, êîãäà ëþáèìîå äèò¸ âäðóã îáúÿâèò, áóäòî ðåøèëî íàó÷èòüñÿ èãðàòü â ïîêåð. Êàê áû ïîñëå òàêîãî õîááè íå ïðèøëîñü êâàðòèðó ïðîäàâàòü. Îäíàêî ýòî íå îòìåíÿåò òîãî ôàêòà, ÷òî ïîêåð òðåáóåò íå òîëüêî óìåíèÿ ïðîñ÷èòûâàòü êîìáèíàöèè, íî è êðåïêèõ íåðâîâ.

Òåîðèÿ âåðîÿòíîñòåé – òîæå øòóêà ïîëåçíàÿ. Ïîíèìàòü, êàê «áðîñêè êóáèêà» âëèÿþò íà íàøó æèçíü, äåëî ñòîÿùåå. Ïðàâäà, çäåñü åñòü òîíêèé íþàíñ. Èãðû ñ ðàíäîìîì áûâàþò ðàçíûå. ß ëè÷íî èõ ðàçäåëÿþ íà äâà âèäà: «èãðàåøü òû» è «ðàíäîì èãðàåò çà òåáÿ». Èìõî (íå çàêèäûâàéòå ïîìèäîðàìè) òîò æå Hearthstone áëèæå ê èãðàì âòîðîãî âèäà, êàê è âñå ÊÊÈ.

Ìíå áîëüøå ïî äóøå ñòðàòåãèè ñ ãåíåðàòîðîì ñëó÷àéíûõ êàðò, âðîäå, Heroes of Might and Magic èëè Age of Wonders. Ìîæåò, ñèëüíî íå ïîâåçòè, íî ïëîõîé «ðåñïàóí» – ýòî íå ïðèãîâîð. Îïÿòü æå, åñòü òóìàí âîéíû, êîãäà òû íå âèäèøü, ÷òî èìåííî äåëàåò òâîé îïïîíåíò, íî ïî íåêèì êîñâåííûì ïðèçíàêàì (ñòàòèñòèêå â òàâåðíå) ìîæíî îöåíèòü åãî äåéñòâèÿ.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Èãðû, ñ íåïðÿìûì óïðàâëåíèåì.

Íó, èëè äàæå ñ ïðÿìûì, íî ñ îñîáåííîñòÿìè ïåðñîíàæåé, êîãäà îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íå ïðîñòî «þíèòîâ», à «ëè÷íîñòåé». Âåñüìà óñëîâíûõ ëè÷íîñòåé, íî, âñ¸ æå.  ñâî¸ âðåìÿ Darkest Dungeon âïå÷àòëèë ìåíÿ íå òåì, ÷òî â èãðå ñîõðàíÿòüñÿ âîîáùå íåëüçÿ è ëþáèìîãî ãåðîÿ íå âîñêðåñèøü, à òåì, ÷òî îíûé “ëþáèìûé” ãåðîé ìîã ïðîïèòü âûäàííîå åìó îðóæèå, íå óëîæèâøèñü â âûäàííûé äëÿ «ïðîòèðàíèÿ ñòðóí äóøè» äåíåæíûé ëèìèò.

Ê ñîæàëåíèþ, â ðåàëüíîé æèçíè ñ ïîäîáíûì ÿâëåíèÿìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì õîòåëîñü áû. Ñêàæåì:

– ˸øà, ñõîäè, ïîæàëóéñòà, âî âòîðîé êîðïóñ. Íàéäè òàì, â ïîäñîáêå, øêàô÷èê è íàæìè íà çåë¸íóþ êíîïêó.

– Õîðîøî.

×åðåç 15 ìèíóò ˸øà âîçâðàùàåòñÿ:

– ß âñ¸ ñäåëàë.

Êàêîé-íèáóäü øàõìàòèñò ìîæåò ïîäóìàòü, áóäòî çåë¸íàÿ êíîïêà è âïðÿìü íàæàòà. Âåäü ó íåãî â ãîëîâå åñòü «øàõìàòíàÿ äîñêà», à ˸øà íà íåé – ïðîñòàÿ ôèãóðà. Íî ˸øà – íå ôèãóðà, ˸øà – ëè÷íîñòü.

Åñëè ˸øà ñêàçàë, ÷òî çåë¸íàÿ êíîïêà íàæàòà, ýòî îçíà÷àåò ëèøü òî, ÷òî îíà ìîæåò áûòü íàæàòà!  òîæå âðåìÿ îíà ìîæåò áûòü íå íàæàòà, à âìåñòî íå¸ íàæàòà ãîëóáàÿ êíîïêà è íå âî âòîðîì êîðïóñå, à â ÷åòâ¸ðòîì; èáî ˸øà ìàëî òîãî, ÷òî äàëüòîíèê, ñòðàäàþùèé ãåîãðàôè÷åñêèì êðåòèíèçìîì, òàê åù¸ è íàñòîÿùèé ìóæèê, ò.å. íè â êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äîðîãó ˸øà íå ñïðàøèâàåò, à ïðè ñîìíåíèÿõ ïðåäïî÷èòàåò íå ïåðåñïðàøèâàòü, à îðèåíòèðîâàòüñÿ ïî íàèòèþ! Ïîíèìàåòå?

Èãðû, ðàçâèâàþùèå êðóãîçîð.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

Êîíå÷íî, ïî èñòîðè÷åñêèì ñòðàòåãèÿì íåëüçÿ ãîòîâèòüñÿ ê ýêçàìåíàì. Èãðà âñåãäà îñòà¸òñÿ èãðîé è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ðàçðàáîò÷èêè ëåãêî ïîæåðòâóþò èñòîðè÷åñêîé äîñòîâåðíîñòüþ â óãîäó èíòåðåñíîìó ãåéìïëåéþ.

Òàê, íàïðèìåð, â ìîåé ëþáèìîé Crusader Kings II ïèñüìî ñ Êîëüñêîãî ïîëóîñòðîâà äî Êèïðà äîõîäèò çà ñ÷èòàííûå íåäåëè, íî ïðè ýòîì, äàííàÿ èãðà ëó÷øå (íàãëÿäíåé) ëþáîãî ó÷åáíèêà èëè ôèëüìà ðàñêðûâàåò ñóòü ôåîäàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ñêîðîãîâîðêè èç ó÷åáíèêà, âèäà «âàññàë ìîåãî âàññàëà – íå ìîé âàññàë» ïåðåñòàþò áûòü òàðàáàðùèíîé.

Ïðèõîäèò ÿñíîå ïîíèìàíèå, ïî÷åìó öàðåâíû íå ìîãóò âûõîäèòü çàìóæ çà òðóáî÷èñòîâ, äà è âîîáùå â ñòàðîì ìóëüòèêå «Ëåòó÷èé êîðàáëü» ñàìàÿ íîðìàëüíàÿ ìå÷òà áûëà ó… áîÿðèíà Ïîëêàíà.

Øàõìàòû vs äðóãèå èãðû. Äëèííîïîñò, Êîìïüþòåðíûå èãðû, Ëûòäûáð, Íàñòîëüíûå èãðû, Øàõìàòû

ß êîðîíîâàí, ðÿäîì Çàáàâà, íîâûå çåìëè, íîâàÿ ñëàâà,

Íîâûå äåíüãè, íîâûå ñâÿçè, âîò îíî ñ÷àñòüå, â êíÿçè èç ãðÿçè.

(Êîãäà ïåðåèãðàë â Crusader Kings)

Øóòêà! Äëÿ äåòåé íà÷àëüíîé øêîëû Crusader Kings, âñ¸ æå, íå ïðåäíàçíà÷åíà. Óæ ñëèøêîì ýòà èãðà ïðî «ïðàâäó æèçíè». Íó, çà÷åì ðåá¸íêó çíàòü, ÷òî êîðîëü ìîæåò çàáàáàõàòü ïèðàìèäó â ÷åñòü ëþáèìîé ñîáà÷êè, èñòðàòèâ äîõîäû êàçíû íà 10 ëåò âïåð¸ä, íó, ïðîñòî ïî ïðèêîëó. Äà è ñëîæíîâàò CS2 äàæå äëÿ âçðîñëûõ ëþäåé. Ñëèøêîì ìíîãî íþàíñîâ.

Îäíàêî ïàðòèþ â òóæå Öèâèëèçàöèþ âïîëíå ìîæíî ñ÷åñòü õîðîøèì ýêñêóðñîì â èñòîðèþ. Çà 5-8 ÷àñîâ ìàëî êàêîé îáðàçîâàòåëüíûé ôèëüì òàê íàãëÿäíî è óâëåêàòåëüíî îïèøåò áàçîâûå ñòàäèè èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà è íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.

Òàêîé âîò ó ìåíÿ ïîëó÷èëñÿ ñïèñîê íå òîëüêî èíòåðåñíûõ, íî è ïîëåçíûõ äëÿ îáùåãî ðàçâèòèÿ èãðîâûõ æàíðîâ. Ïðè ýòîì õîòü ÿ ïî÷òè íå èãðàþ â øóòåðû è ðåäêî çàõîæó â ïëàòôîðìåðû, èãðû ðàçâèâàþùèå ðåàêöèþ, ÿ áû òîæå íå ñòàë ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ, ñ÷èòàÿ èõ èñêëþ÷èòåëüíî ðàçáàçàðèâàíèåì âðåìåíè. Âñ¸ õîðîøî â ìåðó. Íó, à DOTA2 âîîáùå ìîæåò ñòàòü íàñòîÿùåé øêîëîé æèçíè, òóò è òåáå ðåàêöèÿ, è òàêòèêà, è ñòðàòåãèÿ, è ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü, è âçàèìîäåéñòâèå ñ æèâûìè ëþäüìè!

PS. Åñëè Âàì ïîíðàâèëàñü ìîÿ çàìåòêà, ïðèãëàøàþ âàñ â ñâîé æóðíàë. Ïî ññûëêå Äàéäæåñò Âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü ñàìûå èíòåðåñíûå îáçîðû, ðàññêàçû è ñòàòüè çà ìîèì àâòîðñòâîì.

Источник