21 секрет феноменальной пользы шахмат

• «Мне плохо».
• «У меня мало денег».
• «Меня никто не любит».
Однако это никак не решает проблему, только усугубляет. Но самое интересное происходит, когда человек начинает развивать данную тему глобально:
• «Мир несправедлив».
• «Так жить нельзя».
• «Мы рождены для страдания».
Такие фразы вообще ничего человеку не дают – они могут лишь превратить его в овоща из психлечебницы. Хотя в то же самое время он может думать о конкретном желании… и добиться его исполнения.
Если поменять подсознательную реакцию с жалобы на включение мышления, то есть шанс решить любую проблему. Согласитесь, это намного умнее.
Поэтому запомните правило:
Никогда и ни на что не жалуйтесь, потому что это глупо.
В любой ситуации начинайте думать о том, как исполнить свое желание.
Если прямо сейчас вы не знаете, как решить проблему, это значит, что вам нужно научиться ее решать. Слово «научиться» состоит из «научить» и «ся», то есть «научить себя». Следовательно, вам нужно обратить внимание на себя и научить себя тому, как решить эту проблему.
Здесь я обычно слышу еще одно типовое возражение: «Я человек взрослый, все знаю, все понимаю, поэтому я считаю, что ничего сделать нельзя». Ответить тут можно только одно: «Да, на вашем уровне вы считаете, что знаете все, но есть более высокие уровни».
Возьмем для примера футболиста, который играл в дворовой команде, а потом его взяли в школу олимпийского резерва. Этот юный спортсмен знает про футбол все. Он хорошо знает правила. Он умеет финтить и пасовать.
Но, как ни странно, выясняется, что в новом окружении он пока не умеет играть в футбол – в профессиональный футбол. Чтобы добиться успеха в новых условиях, ему надо стать футболистом другого уровня. Физической подготовки мало.
Ему нужно познакомиться с теорией футбола. Понять свои сильные и слабые стороны. Отказаться от тех приемов, которые уместны в дворовой команде, и перейти к приемам профи.
Но с футболом все проще. Там есть тренер – он подскажет. А как быть, если вы хотите достичь совсем новых целей: сделать открытие, изобретение, что-нибудь, чего до вас никто не делал?
В жизни принцип тот же самый, что и в спорте. Если вы считаете, что ничего сделать нельзя, то вы еще новичок. Становитесь профи. Становитесь исследователем. Вы сами начинаете добывать знания и использовать их для достижения цели. Для интеллекта нет вообще никаких границ. Хоть к звездам летите. Только сообразите как, а дальше – дело техники.
Ловушка блуждания в абстракциях
Универсальный алгоритм работы интеллекта содержит западню. Когда человек только начинает размышлять, то переход к абстрактному мышлению – это правильно. Например, в физике вводится понятие «абсолютно черное тело»: объект, который поглощает любое падающее на него электромагнитное излучение.
Это полезная абстракция, но она полезна ровно до той степени, пока идет абстрактное рассуждение и выдвигается некоторая гипотеза. После выдвижения гипотезы необходим физический опыт. Только после его проведения можно считать, что мышление дало результат.
Но есть соблазн остановиться на абстрактном размышлении и на этом основании счесть свою мысль истиной.
Возьмем, к примеру, книгу Эндрю Соломона «Демон полуденный. Анатомия депрессии». Эта книга принесла автору 11 национальных книжных наград, включая американскую Национальную книжную премию 2001 года, и была переведена более чем на 20 языков мира.
Книга очень популярна, потому что очень многие читатели и критики думают так же, как и автор. Рассмотрим здесь одну цитату:
«Жизнь полна скорби. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов умрем; каждый из нас заключен в одиночную камеру автономного тела; время идет, и прошедшее не вернется никогда. Страдание – наш первый опыт не желающего приходить на помощь мира, и оно никогда нас не оставляет. Нам трудно, когда нас вырывают из уюта материнской утробы, а когда эта боль утихает, на смену ей приходит физическое страдание. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, не могут избежать мук мира сего»[2].
На первый взгляд это хорошее размышление о жизни. Но если посмотреть с точки зрения эффективного мышления, то мы увидим набор абстракций, которые не имеют практического смысла. Этот текст не несет ни пользы, ни радости. Это просто блуждания в очень обтекаемых фразах.
Каждое предложение выглядит осмысленным, но если вы попытаетесь проанализировать текст, то с удивлением увидите, что любое из утверждений автора мы можем поменять на противоположное, и отрывок сохранит смысл!
Жизнь полна радости. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов все-таки живем; каждый из нас может соприкоснуться с любым другим; время идет, но радость остается с нами, мы всегда можем вспомнить что-то приятное из прошедшей жизни. Радость – наш первый опыт, который мы получаем с молоком матери, и она никогда нас не оставляет. Нам радостно, когда мы рождаемся, а на смену детским радостям приходит глубокое наслаждение жизнью. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, могут наслаждаться радостями жизни прямо сейчас.
Возможно, вы захотите спросить, какой же из этих текстов содержит истину? Никакой.
Оба текста – это просто игра ума. Кстати, проверка на противоположные высказывания – хороший критерий абстрактности текста. Потому что фразу «женщины рожают детей» нельзя просто так поменять на «мужчины рожают детей». Сразу видна ошибочность последнего высказывания.
Ищите истину в вашей повседневной жизни, в том, что вас окружает: сколько денег у вас в кошельке, какие блюда стоят на вашем столе, во что вы одеты, с кем вы общаетесь и так далее.
Чем конкретнее вы воспринимаете жизнь, тем больше в ней наслаждения. Это может быть бескрайнее небо над головой, дуновение ветерка, журчание реки или аромат розы. Жизнь полна разнообразными удовольствиями. Живи и радуйся.
Заблудившись в абстракциях, человек теряет контакт с живой жизнью и начинает жить «головой», то есть не опираться на реальность, а постоянно размышлять о ней. В результате он выстраивает цепочки надуманных и далеких от реальности мыслей.
Мне постоянно приходят письма от таких горе-философов – в них содержатся немыслимые логические построения, объясняющие все и вся. Хотя на самом деле это просто рассуждения ни о чем. Они никак не привязаны к реальности и их невозможно применить в повседневной жизни.
Такие тексты наполнены чрезвычайно абстрактными понятиями: «бог», «любовь», «добро», «зло», «материя», «наука», «душа», «вещество», «сущность», «энергия». Как правило, все эти рассуждения чрезвычайно многословны и внутренне противоречивы. При этом даже по тексту письма уже видно, что человек совершенно не умеет общаться. И это реальная проблема, над которой стоит подумать, а не крутить бесконечные абстракции.
Как же выходить из блуждания в абстракциях?
Выход из этой ловушки можно проиллюстрировать игрой в шахматы. Шахматное искусство тоже имеет абстракции: «позиционный перевес», «борьба за центр». Но в любом случае шахматист должен сделать следующий ход.
Поэтому, как бы далеко вы ни углубились в абстрактные рассуждения, необходимо возвращаться из них с помощью вопросов:
• Какое все это имеет практическое значение?
• Что нужно сделать?
• Каков первый шаг?
Выключение мышления
Как ни странно, но выключать мышление тоже надо учиться. Мышление – это нагрузка для мозга, а мозг тоже требует отдыха. Отключение мышления – это чистое наблюдение.
Ïðî÷èòàë íàìåäíè èíòåðåñíóþ íîâîñòü. Ìîñêîâñêèé Êîìñîìîëåö ïèøåò – Ìèíèñòåðñòâî Îáðàçîâàíèÿ ðàçäóìûâàåò íàä òåì, ÷òîáû ñäåëàòü øàõìàòû îáÿçàòåëüíûì ïðåäìåòîì â íà÷àëüíîé øêîëå. Åñëè âåðèòü çàìåòêå, óæå â ïîëîâèíå (áåç ìàëîãî) ðîññèéñêèõ øêîë ââåäåíû óðîêè øàõìàò â íà÷àëüíûõ êëàññàõ. Åù¸ â ñòàòüå ñêàçàíî, áóäòî áû ñ ïîìîùüþ øàõìàò ÌèíÎáð ïëàíèðóåò áîðîòüñÿ, íó, ñ ÷åì åù¸ ïðàâèëüíî, ñ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè. Âåðíåå, ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ñðåäè ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Ïðàâäà, èç òåêñòà íîâîñòè ñîâåðøåííî íå ÿñíî íàñêîëüêî îçâó÷åííûå â çàãîëîâêå öåëè ðåàëüíî ñîâïàäàþò ñ «îôèöèàëüíîé ïîçèöèåé» ìèíèñòåðñòâà.  ïðèâåä¸ííûõ öèòàòàõ ìèíèñòð ãîâîðèò òîëüêî î ïîëüçå øàõìàò è èõ ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íà óñïåâàåìîñòü. Ïðî êîìïüþòåðíûå èãðû íå ãîâîðèòñÿ íè÷åãî.  çàâåðøåíèå ñòàòüè èä¸ò èíòåðâüþ ñ íåêîé «ìàòåðüþ òðîèõ äåòåé», íî å¸ ñëîâà ÿâëÿþòñÿ ëèøü ñëîâàìè ìàòåðè òðîèõ äåòåé. Ýòî ïðè ýòîì, ÷òî â çàãîëîâîê ãîðäî âûíåñåíà ôðàçà – «äåòåé ïîïûòàþòñÿ îòâëå÷ü îò êîìïüþòåðíûõ èãð».
Æóðíàëèñòèêà îíà òàêàÿ æóðíàëèñòèêà. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî âñÿ íîâîñòü áàíàëüíî âûñîñàíà èç ïàëüöà. Íî äàæå åñëè ìèíèñòåðñòâî è âïðÿìü âîçíàìåðèëàñü áîðîòüñÿ ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ïðè ïîìîùè øàõìàò, òî… âî âñÿêîì ñëó÷àå, ñäåëàíà ïîïûòêà ïðåäëîæèòü õîòü êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâó çà ìåñòî î÷åðåäíîé èíèöèàòèâû â äóõå «äåðæàòü è íå ïóùàòü». Ïîïûòêà çàâåäîìî ïðîèãðûøíàÿ, ïîñêîëüêó çàñåâøåå â êàáèíåòàõ ñòàðøåå ïîêîëåíèå ÿâíî íå ïîíèìàåò, ñ ÷åì îíî âîçíàìåðèëîñü áîðîòüñÿ.  èõ ïðåäñòàâëåíèè ñóùåñòâóåò íåêèå àáñòðàêòíûå «êîìïüþòåðíûå èãðû», êîòîðûå íè÷åì ìåæäó ñîáîé íå îòëè÷àþòñÿ è íåò ñìûñëà èõ êàê-òî êëàññèôèöèðîâàòü.
Ëþäåé ðàçäðàæàåò ñàì âèä ïîäðîñòêà, óòêíóâøåãîñÿ íîñîì â ìîíèòîð. ×òî îí äåëàåò? Î ÷¸ì äóìàåò? ßñíî, ëèáî î ÷¸ì-òî äóðíîì, ëèáî íå äóìàåò âîîáùå. Ïðîñòî «òóïèò» áåç âñÿêîé ïîëüçû. Ñ ïîäîáíûì «ïîíèìàíèåì» áîðîòüñÿ ñ «êîìïüþòåðíûìè èãðàìè», âñ¸ ðàâíî, ÷òî áîðîòüñÿ ñ íåêèìè «êíèãàìè». Íåâàæíî êàêèìè. Êíèãè îíè êíèãè è åñòü. Ìåæäó ïðî÷èì, â ñâî¸ âðåìÿ óæå ñàìî ñòàðøåå (íûí÷å) ïîêîëåíèå âïîëíå ìîãëî «îòãðåáàòü» îò ñâîèõ áàáóøåê è äåäóøåê çà ïðèñòðàñòüå ê ÷òåíèþ, èáî âèäåëîñü îíî òîãäà ìíîãèìè çàíÿòèåì ïðàçäíûì îò òðóäà ïðàâåäíîãî îòâëåêàþùèì. Ïîä èñêëþ÷åíèå ïîïàäàëè, ðàçâå ÷òî, ó÷åáíèêè è âåëèêàÿ ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà. Íî òóò åù¸ íåèçâåñòíî, ÷òî ïðîùå: òåëåãó ñ ùåáíåì ðàçãðóçèòü èëè ðîìàí Äîñòîåâñêîãî çà äåíü ïðî÷èòàòü. Îäíàêî ïîäõîä: «êíèãè ÷èòàòü òîëüêî çðåíèå ïîðòèòü» èìåë ìåñòî. Ñåé÷àñ, âèäèìî, íàñòàë ÷åð¸ä êîìïüþòåðíûõ èãð.
Íó, äà è Áîã-òî ñ íèì. Ãîñóäàðñòâî, ëèáî ïðèâüåò äåòÿì èíòåðåñ ê øàõìàòàì, ÷òî íåïëîõî; ëèáî â ñâîåé ôèðìåííîé ìàíåðå çàñòàâèò øàõìàòû ëþòî íåíàâèäåòü, ÷òî òîæå, êàê ìíå âèäèòñÿ, íå âåëèêîå ãîðå. Áóäóò èãðàòü âî ÷òî-íèáóäü äðóãîå, èáî ñàìà ïî ñåáå ïîòðåáíîñòü â èãðå ëåæèò ãëóáîêî âíóòðè ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè, îñîáåííî â ïåðèîä äåòñòâà, êîãäà ÷åëîâåê ó÷èòñÿ.
Øàõìàòû èãðà äðåâíÿÿ, â ñèëó îíîé äðåâíîñòè ïîïóëÿðíàÿ, íî ñ ðàñïðîñòðàí¸ííûì óáåæäåíèåì, áóäòî øàõìàòû ñàìàÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íà ñâåòå, ÿ áû ïîñïîðèë. Ó øàõìàò åñòü ñâîè äîñòîèíñòâà. Ýòà èãðà ðàçâèâàåò âíèìàòåëüíîñòü, ó÷èò ïðîñ÷èòûâàòü ñâîè è ÷óæèå õîäû, ïðîãíîçèðîâàòü äåéñòâèÿ ïðîòèâíèêà. Âñ¸ ýòî çàìå÷àòåëüíî. Îäíàêî ïåðå÷åíü íàâûêîâ, ñïîñîáíûõ ïðèãîäèòñÿ ÷åëîâåêó â ðåàëüíîé æèçíè è êîòîðûì îí ìîæåò “ïîäíàòàñêàòüñÿ” â èãðàõ, îçâó÷åííûì ñïèñêîì íå îãðàíè÷èâàåòñÿ.
Íàïðèìåð, øàõìàòû íå ó÷àò ÷åëîâåêà ðàñïîçíàâàòü áëåô. Ýòî ïðîñòî âíå «ñèñòåìû èõ êîîðäèíàò». Øàõìàòû íå ïðåäïîëàãàþò è êàêîãî-ëèáî «òóìàíà âîéíû». Òû âèäèøü ðîâíî òî, ÷òî âèäèò òâîé ñîïåðíèê. Âìåñòå ñ òåì, äàæå ðåá¸íêó âàæíî è ïîëåçíî ïîíèìàòü – îí âñåãäà âèäèò ëèøü êóñî÷åê ìèðà, íî íå âåñü ìèð öåëèêîì. Êàê ãîâîðèë äîí Àìèíàäî: «Äåêîëüòå ýòî òîëüêî ÷àñòü èñòèíû».
Ðàñòåêøèñü «ìûñëüþ ïî äðåâó», ÿ ðåøèë ñîñòàâèòü íåáîëüøîé ïåðå÷åíü èãðîâûõ æàíðîâ, ê êîòîðûì (ïî ìîåìó ìíåíèþ) áûëî áû ïîëåçíî ïðèîáùèòü ëþáîå þíîå è íå î÷åíü äàðîâàíèå. ß áû, áóäü ó ìåíÿ äåòè, âñÿêîì ñëó÷àå, ïîïûòàëñÿ áû.
Èãðû æàíðà «Ìàôèÿ».
Ïîäîáíûå èãðû ó÷àò: âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, äîêàçûâàòü èì ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ðàçëè÷àòü ëîæü è ïîïûòêè ìàíèïóëèðîâàíèÿ. Äëÿ èãðû â øàõìàòû ïåðå÷èñëåííûå íàâûêè íå òðåáóþòñÿ, íî â ðåàëüíîé æèçíè èõ çíà÷åíèå òðóäíî ïåðåîöåíèòü.
Êàê ïî ìíå, â Ìàôèþ ñòîèò çà «óøè» òÿíóòü âñåõ äåòåé-çàòâîðíèêîâ. Íðàâèòñÿ ýòî êîìó-òî èëè íåò, íî ÷åëîâåê ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå; âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè íåîáõîäèìî. Óìåíèå «÷èòàòü» ÷óæóþ äóøó â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ìîæåò îêàçàòüñÿ êóäà öåííåå ñïîñîáíîñòè ïðîñ÷èòûâàòü âñ¸ íà 10 õîäîâ âïåð¸ä.
Íèêîìó íå ïîâðåäèò è íàâûê «ïîêåðôýéñ». Ïðàâäà, êîìïüþòåð çäåñü, è âïðÿìü, íå óìåñòåí.  ïîäîáíûå èãðû ñëåäóåò èãðàòü èñêëþ÷èòåëüíî ñ ãëàçó íà ãëàç ñ æèâûìè ëþäüìè.
Èãðû ñ ðàíäîìîì.
Ðàíäîì áåñèò. Ïîðîé, äèêî áåñèò, íî îò íåãî íèêóäà íå äåòüñÿ.  òîì ÷èñëå è â ðåàëüíîé æèçíè.
Ê ñîæàëåíèþ, â ãëàçàõ ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ êàðòî÷íûå èãðû âñåãäà ñòîÿëè íèæå øàõìàò. Èìõî, çðÿ. Êîíå÷íî, óâëå÷åíèå ðåá¸íêà øàõìàòàìè íè îäíîãî ðîäèòåëÿ íàïðÿãàòü íå ñòàíåò, â îòëè÷èå îò ñèòóàöèè, êîãäà ëþáèìîå äèò¸ âäðóã îáúÿâèò, áóäòî ðåøèëî íàó÷èòüñÿ èãðàòü â ïîêåð. Êàê áû ïîñëå òàêîãî õîááè íå ïðèøëîñü êâàðòèðó ïðîäàâàòü. Îäíàêî ýòî íå îòìåíÿåò òîãî ôàêòà, ÷òî ïîêåð òðåáóåò íå òîëüêî óìåíèÿ ïðîñ÷èòûâàòü êîìáèíàöèè, íî è êðåïêèõ íåðâîâ.
Òåîðèÿ âåðîÿòíîñòåé – òîæå øòóêà ïîëåçíàÿ. Ïîíèìàòü, êàê «áðîñêè êóáèêà» âëèÿþò íà íàøó æèçíü, äåëî ñòîÿùåå. Ïðàâäà, çäåñü åñòü òîíêèé íþàíñ. Èãðû ñ ðàíäîìîì áûâàþò ðàçíûå. ß ëè÷íî èõ ðàçäåëÿþ íà äâà âèäà: «èãðàåøü òû» è «ðàíäîì èãðàåò çà òåáÿ». Èìõî (íå çàêèäûâàéòå ïîìèäîðàìè) òîò æå Hearthstone áëèæå ê èãðàì âòîðîãî âèäà, êàê è âñå ÊÊÈ.
Ìíå áîëüøå ïî äóøå ñòðàòåãèè ñ ãåíåðàòîðîì ñëó÷àéíûõ êàðò, âðîäå, Heroes of Might and Magic èëè Age of Wonders. Ìîæåò, ñèëüíî íå ïîâåçòè, íî ïëîõîé «ðåñïàóí» – ýòî íå ïðèãîâîð. Îïÿòü æå, åñòü òóìàí âîéíû, êîãäà òû íå âèäèøü, ÷òî èìåííî äåëàåò òâîé îïïîíåíò, íî ïî íåêèì êîñâåííûì ïðèçíàêàì (ñòàòèñòèêå â òàâåðíå) ìîæíî îöåíèòü åãî äåéñòâèÿ.
Èãðû, ñ íåïðÿìûì óïðàâëåíèåì.
Íó, èëè äàæå ñ ïðÿìûì, íî ñ îñîáåííîñòÿìè ïåðñîíàæåé, êîãäà îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íå ïðîñòî «þíèòîâ», à «ëè÷íîñòåé». Âåñüìà óñëîâíûõ ëè÷íîñòåé, íî, âñ¸ æå.  ñâî¸ âðåìÿ Darkest Dungeon âïå÷àòëèë ìåíÿ íå òåì, ÷òî â èãðå ñîõðàíÿòüñÿ âîîáùå íåëüçÿ è ëþáèìîãî ãåðîÿ íå âîñêðåñèøü, à òåì, ÷òî îíûé “ëþáèìûé” ãåðîé ìîã ïðîïèòü âûäàííîå åìó îðóæèå, íå óëîæèâøèñü â âûäàííûé äëÿ «ïðîòèðàíèÿ ñòðóí äóøè» äåíåæíûé ëèìèò.
Ê ñîæàëåíèþ, â ðåàëüíîé æèçíè ñ ïîäîáíûì ÿâëåíèÿìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì õîòåëîñü áû. Ñêàæåì:
– ˸øà, ñõîäè, ïîæàëóéñòà, âî âòîðîé êîðïóñ. Íàéäè òàì, â ïîäñîáêå, øêàô÷èê è íàæìè íà çåë¸íóþ êíîïêó.
– Õîðîøî.
×åðåç 15 ìèíóò ˸øà âîçâðàùàåòñÿ:
– ß âñ¸ ñäåëàë.
Êàêîé-íèáóäü øàõìàòèñò ìîæåò ïîäóìàòü, áóäòî çåë¸íàÿ êíîïêà è âïðÿìü íàæàòà. Âåäü ó íåãî â ãîëîâå åñòü «øàõìàòíàÿ äîñêà», à ˸øà íà íåé ïðîñòàÿ ôèãóðà. Íî ˸øà – íå ôèãóðà, ˸øà – ëè÷íîñòü.
Åñëè ˸øà ñêàçàë, ÷òî çåë¸íàÿ êíîïêà íàæàòà, ýòî îçíà÷àåò ëèøü òî, ÷òî îíà ìîæåò áûòü íàæàòà!  òîæå âðåìÿ îíà ìîæåò áûòü íå íàæàòà, à âìåñòî íå¸ íàæàòà ãîëóáàÿ êíîïêà è íå âî âòîðîì êîðïóñå, à â ÷åòâ¸ðòîì; èáî ˸øà ìàëî òîãî, ÷òî äàëüòîíèê, ñòðàäàþùèé ãåîãðàôè÷åñêèì êðåòèíèçìîì, òàê åù¸ è íàñòîÿùèé ìóæèê, ò.å. íè â êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äîðîãó ˸øà íå ñïðàøèâàåò, à ïðè ñîìíåíèÿõ ïðåäïî÷èòàåò íå ïåðåñïðàøèâàòü, à îðèåíòèðîâàòüñÿ ïî íàèòèþ! Ïîíèìàåòå?
Èãðû, ðàçâèâàþùèå êðóãîçîð.
Êîíå÷íî, ïî èñòîðè÷åñêèì ñòðàòåãèÿì íåëüçÿ ãîòîâèòüñÿ ê ýêçàìåíàì. Èãðà âñåãäà îñòà¸òñÿ èãðîé è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ðàçðàáîò÷èêè ëåãêî ïîæåðòâóþò èñòîðè÷åñêîé äîñòîâåðíîñòüþ â óãîäó èíòåðåñíîìó ãåéìïëåéþ.
Òàê, íàïðèìåð, â ìîåé ëþáèìîé Crusader Kings II ïèñüìî ñ Êîëüñêîãî ïîëóîñòðîâà äî Êèïðà äîõîäèò çà ñ÷èòàííûå íåäåëè, íî ïðè ýòîì, äàííàÿ èãðà ëó÷øå (íàãëÿäíåé) ëþáîãî ó÷åáíèêà èëè ôèëüìà ðàñêðûâàåò ñóòü ôåîäàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ñêîðîãîâîðêè èç ó÷åáíèêà, âèäà «âàññàë ìîåãî âàññàëà íå ìîé âàññàë» ïåðåñòàþò áûòü òàðàáàðùèíîé.
Ïðèõîäèò ÿñíîå ïîíèìàíèå, ïî÷åìó öàðåâíû íå ìîãóò âûõîäèòü çàìóæ çà òðóáî÷èñòîâ, äà è âîîáùå â ñòàðîì ìóëüòèêå «Ëåòó÷èé êîðàáëü» ñàìàÿ íîðìàëüíàÿ ìå÷òà áûëà ó áîÿðèíà Ïîëêàíà.
ß êîðîíîâàí, ðÿäîì Çàáàâà, íîâûå çåìëè, íîâàÿ ñëàâà,
Íîâûå äåíüãè, íîâûå ñâÿçè, âîò îíî ñ÷àñòüå, â êíÿçè èç ãðÿçè.
(Êîãäà ïåðåèãðàë â Crusader Kings)
Øóòêà! Äëÿ äåòåé íà÷àëüíîé øêîëû Crusader Kings, âñ¸ æå, íå ïðåäíàçíà÷åíà. Óæ ñëèøêîì ýòà èãðà ïðî «ïðàâäó æèçíè». Íó, çà÷åì ðåá¸íêó çíàòü, ÷òî êîðîëü ìîæåò çàáàáàõàòü ïèðàìèäó â ÷åñòü ëþáèìîé ñîáà÷êè, èñòðàòèâ äîõîäû êàçíû íà 10 ëåò âïåð¸ä, íó, ïðîñòî ïî ïðèêîëó. Äà è ñëîæíîâàò CS2 äàæå äëÿ âçðîñëûõ ëþäåé. Ñëèøêîì ìíîãî íþàíñîâ.
Îäíàêî ïàðòèþ â òóæå Öèâèëèçàöèþ âïîëíå ìîæíî ñ÷åñòü õîðîøèì ýêñêóðñîì â èñòîðèþ. Çà 5-8 ÷àñîâ ìàëî êàêîé îáðàçîâàòåëüíûé ôèëüì òàê íàãëÿäíî è óâëåêàòåëüíî îïèøåò áàçîâûå ñòàäèè èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà è íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.
Òàêîé âîò ó ìåíÿ ïîëó÷èëñÿ ñïèñîê íå òîëüêî èíòåðåñíûõ, íî è ïîëåçíûõ äëÿ îáùåãî ðàçâèòèÿ èãðîâûõ æàíðîâ. Ïðè ýòîì õîòü ÿ ïî÷òè íå èãðàþ â øóòåðû è ðåäêî çàõîæó â ïëàòôîðìåðû, èãðû ðàçâèâàþùèå ðåàêöèþ, ÿ áû òîæå íå ñòàë ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ, ñ÷èòàÿ èõ èñêëþ÷èòåëüíî ðàçáàçàðèâàíèåì âðåìåíè. Âñ¸ õîðîøî â ìåðó. Íó, à DOTA2 âîîáùå ìîæåò ñòàòü íàñòîÿùåé øêîëîé æèçíè, òóò è òåáå ðåàêöèÿ, è òàêòèêà, è ñòðàòåãèÿ, è ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü, è âçàèìîäåéñòâèå ñ æèâûìè ëþäüìè!
PS. Åñëè Âàì ïîíðàâèëàñü ìîÿ çàìåòêà, ïðèãëàøàþ âàñ â ñâîé æóðíàë. Ïî ññûëêå Äàéäæåñò Âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü ñàìûå èíòåðåñíûå îáçîðû, ðàññêàçû è ñòàòüè çà ìîèì àâòîðñòâîì.
Ïðî÷èòàë íàìåäíè èíòåðåñíóþ íîâîñòü. Ìîñêîâñêèé Êîìñîìîëåö ïèøåò – Ìèíèñòåðñòâî Îáðàçîâàíèÿ ðàçäóìûâàåò íàä òåì, ÷òîáû ñäåëàòü øàõìàòû îáÿçàòåëüíûì ïðåäìåòîì â íà÷àëüíîé øêîëå. Åñëè âåðèòü çàìåòêå, óæå â ïîëîâèíå (áåç ìàëîãî) ðîññèéñêèõ øêîë ââåäåíû óðîêè øàõìàò â íà÷àëüíûõ êëàññàõ. Åù¸ â ñòàòüå ñêàçàíî, áóäòî áû ñ ïîìîùüþ øàõìàò ÌèíÎáð ïëàíèðóåò áîðîòüñÿ, íó, ñ ÷åì åù¸ ïðàâèëüíî, ñ êîìïüþòåðíûìè èãðàìè. Âåðíåå, ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ñðåäè ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Ïðàâäà, èç òåêñòà íîâîñòè ñîâåðøåííî íå ÿñíî íàñêîëüêî îçâó÷åííûå â çàãîëîâêå öåëè ðåàëüíî ñîâïàäàþò ñ «îôèöèàëüíîé ïîçèöèåé» ìèíèñòåðñòâà.  ïðèâåä¸ííûõ öèòàòàõ ìèíèñòð ãîâîðèò òîëüêî î ïîëüçå øàõìàò è èõ ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íà óñïåâàåìîñòü. Ïðî êîìïüþòåðíûå èãðû íå ãîâîðèòñÿ íè÷åãî.  çàâåðøåíèå ñòàòüè èä¸ò èíòåðâüþ ñ íåêîé «ìàòåðüþ òðîèõ äåòåé», íî å¸ ñëîâà ÿâëÿþòñÿ ëèøü ñëîâàìè ìàòåðè òðîèõ äåòåé. Ýòî ïðè ýòîì, ÷òî â çàãîëîâîê ãîðäî âûíåñåíà ôðàçà – «äåòåé ïîïûòàþòñÿ îòâëå÷ü îò êîìïüþòåðíûõ èãð».
Æóðíàëèñòèêà îíà òàêàÿ æóðíàëèñòèêà. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî âñÿ íîâîñòü áàíàëüíî âûñîñàíà èç ïàëüöà. Íî äàæå åñëè ìèíèñòåðñòâî è âïðÿìü âîçíàìåðèëàñü áîðîòüñÿ ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîìïüþòåðíûõ èãð ïðè ïîìîùè øàõìàò, òî… âî âñÿêîì ñëó÷àå, ñäåëàíà ïîïûòêà ïðåäëîæèòü õîòü êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâó çà ìåñòî î÷åðåäíîé èíèöèàòèâû â äóõå «äåðæàòü è íå ïóùàòü». Ïîïûòêà çàâåäîìî ïðîèãðûøíàÿ, ïîñêîëüêó çàñåâøåå â êàáèíåòàõ ñòàðøåå ïîêîëåíèå ÿâíî íå ïîíèìàåò, ñ ÷åì îíî âîçíàìåðèëîñü áîðîòüñÿ.  èõ ïðåäñòàâëåíèè ñóùåñòâóåò íåêèå àáñòðàêòíûå «êîìïüþòåðíûå èãðû», êîòîðûå íè÷åì ìåæäó ñîáîé íå îòëè÷àþòñÿ è íåò ñìûñëà èõ êàê-òî êëàññèôèöèðîâàòü.
Ëþäåé ðàçäðàæàåò ñàì âèä ïîäðîñòêà, óòêíóâøåãîñÿ íîñîì â ìîíèòîð. ×òî îí äåëàåò? Î ÷¸ì äóìàåò? ßñíî, ëèáî î ÷¸ì-òî äóðíîì, ëèáî íå äóìàåò âîîáùå. Ïðîñòî «òóïèò» áåç âñÿêîé ïîëüçû. Ñ ïîäîáíûì «ïîíèìàíèåì» áîðîòüñÿ ñ «êîìïüþòåðíûìè èãðàìè», âñ¸ ðàâíî, ÷òî áîðîòüñÿ ñ íåêèìè «êíèãàìè». Íåâàæíî êàêèìè. Êíèãè îíè êíèãè è åñòü. Ìåæäó ïðî÷èì, â ñâî¸ âðåìÿ óæå ñàìî ñòàðøåå (íûí÷å) ïîêîëåíèå âïîëíå ìîãëî «îòãðåáàòü» îò ñâîèõ áàáóøåê è äåäóøåê çà ïðèñòðàñòüå ê ÷òåíèþ, èáî âèäåëîñü îíî òîãäà ìíîãèìè çàíÿòèåì ïðàçäíûì îò òðóäà ïðàâåäíîãî îòâëåêàþùèì. Ïîä èñêëþ÷åíèå ïîïàäàëè, ðàçâå ÷òî, ó÷åáíèêè è âåëèêàÿ ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà. Íî òóò åù¸ íåèçâåñòíî, ÷òî ïðîùå: òåëåãó ñ ùåáíåì ðàçãðóçèòü èëè ðîìàí Äîñòîåâñêîãî çà äåíü ïðî÷èòàòü. Îäíàêî ïîäõîä: «êíèãè ÷èòàòü òîëüêî çðåíèå ïîðòèòü» èìåë ìåñòî. Ñåé÷àñ, âèäèìî, íàñòàë ÷åð¸ä êîìïüþòåðíûõ èãð.
Íó, äà è Áîã-òî ñ íèì. Ãîñóäàðñòâî, ëèáî ïðèâüåò äåòÿì èíòåðåñ ê øàõìàòàì, ÷òî íåïëîõî; ëèáî â ñâîåé ôèðìåííîé ìàíåðå çàñòàâèò øàõìàòû ëþòî íåíàâèäåòü, ÷òî òîæå, êàê ìíå âèäèòñÿ, íå âåëèêîå ãîðå. Áóäóò èãðàòü âî ÷òî-íèáóäü äðóãîå, èáî ñàìà ïî ñåáå ïîòðåáíîñòü â èãðå ëåæèò ãëóáîêî âíóòðè ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè, îñîáåííî â ïåðèîä äåòñòâà, êîãäà ÷åëîâåê ó÷èòñÿ.
Øàõìàòû èãðà äðåâíÿÿ, â ñèëó îíîé äðåâíîñòè ïîïóëÿðíàÿ, íî ñ ðàñïðîñòðàí¸ííûì óáåæäåíèåì, áóäòî øàõìàòû ñàìàÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íà ñâåòå, ÿ áû ïîñïîðèë. Ó øàõìàò åñòü ñâîè äîñòîèíñòâà. Ýòà èãðà ðàçâèâàåò âíèìàòåëüíîñòü, ó÷èò ïðîñ÷èòûâàòü ñâîè è ÷óæèå õîäû, ïðîãíîçèðîâàòü äåéñòâèÿ ïðîòèâíèêà. Âñ¸ ýòî çàìå÷àòåëüíî. Îäíàêî ïåðå÷åíü íàâûêîâ, ñïîñîáíûõ ïðèãîäèòñÿ ÷åëîâåêó â ðåàëüíîé æèçíè è êîòîðûì îí ìîæåò “ïîäíàòàñêàòüñÿ” â èãðàõ, îçâó÷åííûì ñïèñêîì íå îãðàíè÷èâàåòñÿ.
Íàïðèìåð, øàõìàòû íå ó÷àò ÷åëîâåêà ðàñïîçíàâàòü áëåô. Ýòî ïðîñòî âíå «ñèñòåìû èõ êîîðäèíàò». Øàõìàòû íå ïðåäïîëàãàþò è êàêîãî-ëèáî «òóìàíà âîéíû». Òû âèäèøü ðîâíî òî, ÷òî âèäèò òâîé ñîïåðíèê. Âìåñòå ñ òåì, äàæå ðåá¸íêó âàæíî è ïîëåçíî ïîíèìàòü – îí âñåãäà âèäèò ëèøü êóñî÷åê ìèðà, íî íå âåñü ìèð öåëèêîì. Êàê ãîâîðèë äîí Àìèíàäî: «Äåêîëüòå ýòî òîëüêî ÷àñòü èñòèíû».
Ðàñòåêøèñü «ìûñëüþ ïî äðåâó», ÿ ðåøèë ñîñòàâèòü íåáîëüøîé ïåðå÷åíü èãðîâûõ æàíðîâ, ê êîòîðûì (ïî ìîåìó ìíåíèþ) áûëî áû ïîëåçíî ïðèîáùèòü ëþáîå þíîå è íå î÷åíü äàðîâàíèå. ß áû, áóäü ó ìåíÿ äåòè, âñÿêîì ñëó÷àå, ïîïûòàëñÿ áû.
Èãðû æàíðà «Ìàôèÿ».
Ïîäîáíûå èãðû ó÷àò: âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, äîêàçûâàòü èì ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ðàçëè÷àòü ëîæü è ïîïûòêè ìàíèïóëèðîâàíèÿ. Äëÿ èãðû â øàõìàòû ïåðå÷èñëåííûå íàâûêè íå òðåáóþòñÿ, íî â ðåàëüíîé æèçíè èõ çíà÷åíèå òðóäíî ïåðåîöåíèòü.
Êàê ïî ìíå, â Ìàôèþ ñòîèò çà «óøè» òÿíóòü âñåõ äåòåé-çàòâîðíèêîâ. Íðàâèòñÿ ýòî êîìó-òî èëè íåò, íî ÷åëîâåê ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå; âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè íåîáõîäèìî. Óìåíèå «÷èòàòü» ÷óæóþ äóøó â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ìîæåò îêàçàòüñÿ êóäà öåííåå ñïîñîáíîñòè ïðîñ÷èòûâàòü âñ¸ íà 10 õîäîâ âïåð¸ä.
Íèêîìó íå ïîâðåäèò è íàâûê «ïîêåðôýéñ». Ïðàâäà, êîìïüþòåð çäåñü, è âïðÿìü, íå óìåñòåí.  ïîäîáíûå èãðû ñëåäóåò èãðàòü èñêëþ÷èòåëüíî ñ ãëàçó íà ãëàç ñ æèâûìè ëþäüìè.
Èãðû ñ ðàíäîìîì.
Ðàíäîì áåñèò. Ïîðîé, äèêî áåñèò, íî îò íåãî íèêóäà íå äåòüñÿ.  òîì ÷èñëå è â ðåàëüíîé æèçíè.
Ê ñîæàëåíèþ, â ãëàçàõ ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ êàðòî÷íûå èãðû âñåãäà ñòîÿëè íèæå øàõìàò. Èìõî, çðÿ. Êîíå÷íî, óâëå÷åíèå ðåá¸íêà øàõìàòàìè íè îäíîãî ðîäèòåëÿ íàïðÿãàòü íå ñòàíåò, â îòëè÷èå îò ñèòóàöèè, êîãäà ëþáèìîå äèò¸ âäðóã îáúÿâèò, áóäòî ðåøèëî íàó÷èòüñÿ èãðàòü â ïîêåð. Êàê áû ïîñëå òàêîãî õîááè íå ïðèøëîñü êâàðòèðó ïðîäàâàòü. Îäíàêî ýòî íå îòìåíÿåò òîãî ôàêòà, ÷òî ïîêåð òðåáóåò íå òîëüêî óìåíèÿ ïðîñ÷èòûâàòü êîìáèíàöèè, íî è êðåïêèõ íåðâîâ.
Òåîðèÿ âåðîÿòíîñòåé – òîæå øòóêà ïîëåçíàÿ. Ïîíèìàòü, êàê «áðîñêè êóáèêà» âëèÿþò íà íàøó æèçíü, äåëî ñòîÿùåå. Ïðàâäà, çäåñü åñòü òîíêèé íþàíñ. Èãðû ñ ðàíäîìîì áûâàþò ðàçíûå. ß ëè÷íî èõ ðàçäåëÿþ íà äâà âèäà: «èãðàåøü òû» è «ðàíäîì èãðàåò çà òåáÿ». Èìõî (íå çàêèäûâàéòå ïîìèäîðàìè) òîò æå Hearthstone áëèæå ê èãðàì âòîðîãî âèäà, êàê è âñå ÊÊÈ.
Ìíå áîëüøå ïî äóøå ñòðàòåãèè ñ ãåíåðàòîðîì ñëó÷àéíûõ êàðò, âðîäå, Heroes of Might and Magic èëè Age of Wonders. Ìîæåò, ñèëüíî íå ïîâåçòè, íî ïëîõîé «ðåñïàóí» – ýòî íå ïðèãîâîð. Îïÿòü æå, åñòü òóìàí âîéíû, êîãäà òû íå âèäèøü, ÷òî èìåííî äåëàåò òâîé îïïîíåíò, íî ïî íåêèì êîñâåííûì ïðèçíàêàì (ñòàòèñòèêå â òàâåðíå) ìîæíî îöåíèòü åãî äåéñòâèÿ.
Èãðû, ñ íåïðÿìûì óïðàâëåíèåì.
Íó, èëè äàæå ñ ïðÿìûì, íî ñ îñîáåííîñòÿìè ïåðñîíàæåé, êîãäà îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íå ïðîñòî «þíèòîâ», à «ëè÷íîñòåé». Âåñüìà óñëîâíûõ ëè÷íîñòåé, íî, âñ¸ æå.  ñâî¸ âðåìÿ Darkest Dungeon âïå÷àòëèë ìåíÿ íå òåì, ÷òî â èãðå ñîõðàíÿòüñÿ âîîáùå íåëüçÿ è ëþáèìîãî ãåðîÿ íå âîñêðåñèøü, à òåì, ÷òî îíûé “ëþáèìûé” ãåðîé ìîã ïðîïèòü âûäàííîå åìó îðóæèå, íå óëîæèâøèñü â âûäàííûé äëÿ «ïðîòèðàíèÿ ñòðóí äóøè» äåíåæíûé ëèìèò.
Ê ñîæàëåíèþ, â ðåàëüíîé æèçíè ñ ïîäîáíûì ÿâëåíèÿìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì õîòåëîñü áû. Ñêàæåì:
– ˸øà, ñõîäè, ïîæàëóéñòà, âî âòîðîé êîðïóñ. Íàéäè òàì, â ïîäñîáêå, øêàô÷èê è íàæìè íà çåë¸íóþ êíîïêó.
– Õîðîøî.
×åðåç 15 ìèíóò ˸øà âîçâðàùàåòñÿ:
– ß âñ¸ ñäåëàë.
Êàêîé-íèáóäü øàõìàòèñò ìîæåò ïîäóìàòü, áóäòî çåë¸íàÿ êíîïêà è âïðÿìü íàæàòà. Âåäü ó íåãî â ãîëîâå åñòü «øàõìàòíàÿ äîñêà», à ˸øà íà íåé ïðîñòàÿ ôèãóðà. Íî ˸øà – íå ôèãóðà, ˸øà – ëè÷íîñòü.
Åñëè ˸øà ñêàçàë, ÷òî çåë¸íàÿ êíîïêà íàæàòà, ýòî îçíà÷àåò ëèøü òî, ÷òî îíà ìîæåò áûòü íàæàòà!  òîæå âðåìÿ îíà ìîæåò áûòü íå íàæàòà, à âìåñòî íå¸ íàæàòà ãîëóáàÿ êíîïêà è íå âî âòîðîì êîðïóñå, à â ÷åòâ¸ðòîì; èáî ˸øà ìàëî òîãî, ÷òî äàëüòîíèê, ñòðàäàþùèé ãåîãðàôè÷åñêèì êðåòèíèçìîì, òàê åù¸ è íàñòîÿùèé ìóæèê, ò.å. íè â êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äîðîãó ˸øà íå ñïðàøèâàåò, à ïðè ñîìíåíèÿõ ïðåäïî÷èòàåò íå ïåðåñïðàøèâàòü, à îðèåíòèðîâàòüñÿ ïî íàèòèþ! Ïîíèìàåòå?
Èãðû, ðàçâèâàþùèå êðóãîçîð.
Êîíå÷íî, ïî èñòîðè÷åñêèì ñòðàòåãèÿì íåëüçÿ ãîòîâèòüñÿ ê ýêçàìåíàì. Èãðà âñåãäà îñòà¸òñÿ èãðîé è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ðàçðàáîò÷èêè ëåãêî ïîæåðòâóþò èñòîðè÷åñêîé äîñòîâåðíîñòüþ â óãîäó èíòåðåñíîìó ãåéìïëåéþ.
Òàê, íàïðèìåð, â ìîåé ëþáèìîé Crusader Kings II ïèñüìî ñ Êîëüñêîãî ïîëóîñòðîâà äî Êèïðà äîõîäèò çà ñ÷èòàííûå íåäåëè, íî ïðè ýòîì, äàííàÿ èãðà ëó÷øå (íàãëÿäíåé) ëþáîãî ó÷åáíèêà èëè ôèëüìà ðàñêðûâàåò ñóòü ôåîäàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ñêîðîãîâîðêè èç ó÷åáíèêà, âèäà «âàññàë ìîåãî âàññàëà íå ìîé âàññàë» ïåðåñòàþò áûòü òàðàáàðùèíîé.
Ïðèõîäèò ÿñíîå ïîíèìàíèå, ïî÷åìó öàðåâíû íå ìîãóò âûõîäèòü çàìóæ çà òðóáî÷èñòîâ, äà è âîîáùå â ñòàðîì ìóëüòèêå «Ëåòó÷èé êîðàáëü» ñàìàÿ íîðìàëüíàÿ ìå÷òà áûëà ó áîÿðèíà Ïîëêàíà.
ß êîðîíîâàí, ðÿäîì Çàáàâà, íîâûå çåìëè, íîâàÿ ñëàâà,
Íîâûå äåíüãè, íîâûå ñâÿçè, âîò îíî ñ÷àñòüå, â êíÿçè èç ãðÿçè.
(Êîãäà ïåðåèãðàë â Crusader Kings)
Øóòêà! Äëÿ äåòåé íà÷àëüíîé øêîëû Crusader Kings, âñ¸ æå, íå ïðåäíàçíà÷åíà. Óæ ñëèøêîì ýòà èãðà ïðî «ïðàâäó æèçíè». Íó, çà÷åì ðåá¸íêó çíàòü, ÷òî êîðîëü ìîæåò çàáàáàõàòü ïèðàìèäó â ÷åñòü ëþáèìîé ñîáà÷êè, èñòðàòèâ äîõîäû êàçíû íà 10 ëåò âïåð¸ä, íó, ïðîñòî ïî ïðèêîëó. Äà è ñëîæíîâàò CS2 äàæå äëÿ âçðîñëûõ ëþäåé. Ñëèøêîì ìíîãî íþàíñîâ.
Îäíàêî ïàðòèþ â òóæå Öèâèëèçàöèþ âïîëíå ìîæíî ñ÷åñòü õîðîøèì ýêñêóðñîì â èñòîðèþ. Çà 5-8 ÷àñîâ ìàëî êàêîé îáðàçîâàòåëüíûé ôèëüì òàê íàãëÿäíî è óâëåêàòåëüíî îïèøåò áàçîâûå ñòàäèè èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà è íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.
Òàêîé âîò ó ìåíÿ ïîëó÷èëñÿ ñïèñîê íå òîëüêî èíòåðåñíûõ, íî è ïîëåçíûõ äëÿ îáùåãî ðàçâèòèÿ èãðîâûõ æàíðîâ. Ïðè ýòîì õîòü ÿ ïî÷òè íå èãðàþ â øóòåðû è ðåäêî çàõîæó â ïëàòôîðìåðû, èãðû ðàçâèâàþùèå ðåàêöèþ, ÿ áû òîæå íå ñòàë ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ, ñ÷èòàÿ èõ èñêëþ÷èòåëüíî ðàçáàçàðèâàíèåì âðåìåíè. Âñ¸ õîðîøî â ìåðó. Íó, à DOTA2 âîîáùå ìîæåò ñòàòü íàñòîÿùåé øêîëîé æèçíè, òóò è òåáå ðåàêöèÿ, è òàêòèêà, è ñòðàòåãèÿ, è ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü, è âçàèìîäåéñòâèå ñ æèâûìè ëþäüìè!
PS. Åñëè Âàì ïîíðàâèëàñü ìîÿ çàìåòêà, ïðèãëàøàþ âàñ â ñâîé æóðíàë. Ïî ññûëêå Äàéäæåñò Âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü ñàìûå èíòåðåñíûå îáçîðû, ðàññêàçû è ñòàòüè çà ìîèì àâòîðñòâîì.