Не на пользу читать коли вершки хватать объяснение

Не на пользу читать коли вершки хватать объяснение thumbnail

ТАМАР­ИСКА
[196K]

6 лет назад

Эта пословица, на мой взгляд означает, что ничего хорошего нет в таком чтении когда человек видит всё только поверхностно (сливки – всегда наверху собираются), а глубинный смысл остаётся для него недоступен. Пользы от этого очень мало, почти нет. Вот если человек вдумывется в прочитанное, пытается проникнуть в мысль автора произведения, докопаться до сути событий, тогда это чтение на пользу. Автор, наверное, старался и писал книгу для этого, чтобы его поняли.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[585K]

3 года назад

Пословица о неполезном чтении имеет очень очевидный смысл. Он прямой, никакого переносного искать не нужно. Если слегка перефразировать выражение, то получится: «Если знакомиться с книгой поверхностно, не углубляясь, то такое чтение будет бесполезным».

Есть такое понятие: «Чтение по диагонали». Это один из видов быстрочтения, когда человек пробегает глазами по страницам, выхватывая отдельные слова и фразы (они в пословице названы «вершками»), но нисколько не утруждаясь остановиться на какой-то строчке, задуматься над ней, перечитать её ещё один раз. Вдумчивое чтение назовём сообразно стилю выражения «корешками». Все «корешки» произведения, с которым мы решили познакомиться, будут невидны при диагональном прочтении. Поэтому я предложу ещё один вариант этого выражения: «По диагонали читать – только глаза напрягать».

Kriti­kSPb
[87.8K]

более года назад

Смысл пословицы Не на пользу читать коли только вершки хватать в том, что читать нужно внимательно, вникая в суть произведения. При чтении необходимо продумывать, что до нас хотел донести автор, ведь часто смысл повествования заложен где то в глубине произведения, так сказать, между строк. Даже если человек владеет навыками быстрочтения, ему следует периодически останавливаться и отмечать для себя важные моменты.

Невоз­мутим­ый Дождь
[81.1K]

более года назад

Данную пословицу о бесполезности быстрого, не вдумчивого, неосмысленного, “диагонального”, поверхностного чтения народ придумал не вчера. Долго наблюдая за теми людьми, которые, считая себя активными читателями, просто «проглатывают» книгу за книгой, полку за полкой, часто и не обращая внимания на то, что страницы этих книг склеились или остались неразрезанными, мудрые люди увидели, что все эти читатели, нахватавшись с избытком «вершков», между тем до «корешков» так и не сумели добраться. Наверное, даже и не хотели.

Пословица о чтении напоминает нам о том, что нет никакого смысла читать произведение частями, выхватывая какие-то события то из начала, то из последних страниц, то из середины. Не будет пользы в том, если человек, сидя за обеденным столом, например, станет листать книгу, капая на её страницы супом из ложки и пробегая глазами некоторые попавшиеся строчки. И если потом он скажет, что прочитал эту книгу, то можно не верить ему. Он не читал, а просто листал – завтракая, обедая, сидя на рабочем месте или ужиная.

Разрозненные кусочки знаний – это не знания. Отдельные строчки романа – это не сам роман. Одна страница справочника – это не весь справочник. Поэтому читать нужно уметь системно, неспеша и очень вдумчиво.

любоп­ытная­11
[21.2K]

более года назад

Для того, чтобы понять значение пословицы “не на пользу читать, коли только вершки хватать”, нужно вникнуть в ее смысл: только вдумчивое чтение с размышлением о содержании текста может принести пользу. Если читаешь быстро с одной только целью – прочесть и забыть, то никакой пользы от этого тебе не будет. А будет потраченное впустую время. Либо читай хоть и более медленно, но с оценкой сюжета и героев произведения, либо вообще не читай вовсе.

Инопл­анетя­нка
[31.1K]

4 года назад

Очень часто мы пользуемся другой пословицей:

Не на пользу читать коли вершки хватать объяснение

Если вы читаете серьезную книгу, нужно вдумываться в ее содержание, чтобы понять его смысл. Если читать бегло и не внимательно, материал усвоится плохо, это будет практически бесполезно.

Стрым­брым
[310K]

5 лет назад

По всей видимости, такую половицу нужно понимать в таком смысле, что настоящую пользу приносят только та, почерпнутые из книг информация, в которой есть глубокий смысл. То есть приносит не поверхностное беглое чтение, а вдумчивое.

Алла2­11991
[161]

6 лет назад

наверно смысл в том, что надо вникать в суть произведения, а не делать вид, что читаешь)

Знаете ответ?

Источник

Упражнение № 87  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Меньше говори, больше делай.

2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

3. Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Спишите пословицы. Разделите слова с мягким знаком для переноса.

Почему, при переносе слов мягкий знак не отделяется от буквы согласного звука, после которой он стоит?

Ответ:

Смысл пословиц.

1. Меньше говори, больше делай. (Смысл: можно много сказать,а сделать нет и человека судят по поступкам,а не потому что он говорит.)

2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Смысл: чтобы в жизни побольше узнать, нужно побольше бодрствовать.)

3. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. (Смысл: если читать поверхностно и бегло — можно пропустить много ценной информации и, что самое главное, упустить смысл прочитанного, а значит и чтение такое не на пользу, пустая трата времени.)

1. Мень-ше го-во-ри, боль-ше де-лай.

2. Кто хо-чет мно-го знать, то-му на-до ма-ло спать.

3. Не на поль-зу чи-тать, ко-ли толь-ко верш-ки хва-тать.

При переносе слов мягкий знак не отделяется от буквы согласного звука, после которой он стоит, потому что мягкий знак не обозначает звуков, а указывает на мягкость предшествующего звука, дополняет его.

Не дочитав сказки, не бросай указки.

Чтение — вот лучшее учение.

Вчитайся хорошенько — слюбится.

Читать не размышляя, что есть не пережевывая.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Много читает, а дела не знает.

При нас читано, да не при нас писано.

Не на пользу книги читать, коли одни вершки хватать.

Кто много читает, тот много знает.

Читает — летает, да ничего не понимает.

Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а ста нешь читать — везде задевается.

Книги читать — зла не пытать.

Не много читай, да много разумей.

Есть и читать вместе — память проглотить.

Худая грамота — человеку пагуба.

Лучше печатного не скажешь.

От доски до доски прочел.

Собирать (хватать) вершки — Волг. Захватывать лучшую долю чего л. Глухов 1988, 144, 165 …   Большой словарь русских поговорок

вершки — о/в; мн. (ед. вершо/к, шка/; м.) 1) нар. разг. Верхняя часть растения. * Мне вершки, а тебе корешки (Русская сказка) 2) только мн.: вершки/, о/в., разг. Поверхностные, неглубокие знания в какой л. области. Хватать вершки/ …   Словарь многих выражений

Читайте также:  Бег на месте польза или вред

вершки — ов; мн. (ед. вершок, шка; м.). 1. Нар. разг. Верхняя часть растения. * Мне вершки, а тебе корешки (Русская сказка). 2. только мн.: вершки, ов. Разг. Поверхностные, неглубокие знания в какой л. области. Хватать в. Нахвататься вершков …   Энциклопедический словарь

Не на пользу читать, коли только вершки хватать. — Не на пользу читать, коли только вершки хватать. См. ГРАМОТА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

ВЕРХ — муж. верех сев., ·противоп. низ, исподь, дол, основание, подошва; оконечность, бок, сторона или часть предмета, обращенная к небесам, выше по уровню (а на сколько выше, покажет отвес); верхушка, вершина, верхня оконечность чего. Верх мироколицы… …   Толковый словарь Даля

верхоглядничать — Плавать по верху, хватать вершки. Прот. думать. См …   Словарь синонимов

вершок — хватать вершки. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вершок сущ., кол во синонимов: 3 • вершник (10) …   Словарь синонимов

ВЕРШОК — Представиться на три вершка. Р. Урал. Умело притвориться. СРНГ 31, 95. Собирать (хватать) вершки. Волг. Захватывать лучшую долю чего л. Глухов 1988, 144, 165 …   Большой словарь русских поговорок

ГРАМОТА — Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом). Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом. Не красна… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

Источник

Русский язык для школьников

 

ВПР по русскому языку *

 

7 класс.
Пословицы

Задание 14.
Объясните значение пословицы, запишите Ваше объяснение

(2 балла: верно объяснено значение пословицы;
1 балл: в целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность;
0 баллов: неверно объяснено значение пословицы.
ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано)

 

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале (ВПР в 7 классе)

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0 – 21

22 – 31

32 – 41

42 – 47

 

Пояснение к проверочной работе
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.

Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Содержание верных ответов см. ниже

 

Задание 14.
Вариант 1.
Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.

Вариант 2.
Объясните значение пословицы Шила в мешке не утаишь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 3.
Объясните значение пословицы Век живи – век учись, запишите Ваше объяснение.

Вариант 4.
Объясните значение пословицы Грамоте учиться – всегда пригодится, запишите Ваше объяснение.

Вариант 5.
Объясните значение пословицы По одежке встречают – по уму провожают, запишите Ваше объяснение.

Вариант 6.
Объясните значение пословицы Поспешишь – людей насмешишь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 7.
Объясните значение пословицы Лучше синица в руках, чем журавль в небе, запишите Ваше объяснение.

Вариант 8.
Объясните значение пословицы Везде хорошо, а на родине лучше, запишите Ваше объяснение.

Вариант 9.
Объясните значение пословицы Ум хорошо, а два – лучше, запишите Ваше объяснение.

Вариант 10.
Объясните значение пословицы Что посеешь, то и пожнёшь, запишите Ваше объяснение.

Вариант 11.
Объясните значение пословицы Без дела жить – только небо коптить, запишите Ваше объяснение.

Вариант 12.
Объясните значение пословицы Близок локоть, да не укусишь, запишите Ваше объяснение.

Содержание верных ответов к заданию 14:

Вариант 1.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 2.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: невозможно скрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 3.
Данная пословица означает: нельзя прожить жизнь, не познавая что-то новое ежечасно. Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя)
очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 4.
Вариант ответа:

Данная пословица означает: грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет устроиться. Грамота, такая
вещь что всегда пригодится, что бы не случилось в жизни.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 5.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним
отдают должное его уму, знаниям.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 6.
Вариант ответа:

Данная пословица означает: следует действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха, иначе твое поведение вызовет насмешки.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 7.
Вариант ответа:

Данная пословица означает: лучше сейчас иметь что-либо, чем надеяться на большее неизвестно когда.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 8.
Вариант ответа:

Данная пословица означает: человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 9.
Вариант ответа:

Данная пословица означает: два человека смогут лучше и быстрее решить какую-то проблему, иногда сам не видишь выхода,
а другой человек легко придумает и подскажет тебе решение.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 10.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: как сам поступишь, как поведёшь себя, таковы будут и последствия твоего поведения, ведь неудачи,
неприятности, несчастья могут являться следствием собственного поведения.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 11.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: бездельничать, вести праздный образ жизни бессмысленно и вредно.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Вариант 12.
Вариант ответа:
Данная пословица означает: иногда то, что кажется близким, невозможно бывает достать, то есть говорится о чем-либо с виду доступном или легко
осуществимом, но на самом деле недостижимом.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

 

Больше примеров для задания 14
на странице “Пословицы и поговорки”

 

ВПР по русскому языку.

7 класс (демоверсия)

 

*ВПР – Всероссийская проверочная работа.
Выбор класса, предмета и даты проведения – это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее.
Проверяют по заранее присланным критериям.

в начало страницы

 
Читайте также:  Хозяйственное мыло для гинекологии польза
   

Не на пользу читать коли вершки хватать объяснение

Источник

ВПР по русскому языку *

 

7 класс.
Демоверсия

ВПР по русскому языку

 
     Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной
работы в целом

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.
Ответ на каждое из заданий 10, 12 оценивается от 0 до 1 балла.
Ответ на каждое из заданий 3−7, 9, 13, 14 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на задание 8 оценивается от 0 до 3 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 47 баллами.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0 – 21

22 – 31

32 – 41

42 – 47

 

Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.

Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Содержание верных ответов см. ниже

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский
Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части
и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов
взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми
соками родной земли. (По В. Пескову)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. получаса лил дождь.

2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.

3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.

4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.

Ответ:

4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.

Ответ:

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, надолго, понявший, эксперт.

Ответ:

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

Ответ:

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.

Ответ:

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Ответ:

     Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 − 14.

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его
мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих
его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака
блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных
писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются
книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –
(8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на
страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос
паренька.
– (11)Не заметила… не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания
природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным
попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из
книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе
бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк…»
(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,
решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)

9. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.

Ответ:

11. Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из
текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ:

12. Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.

Ответ. Заблуждаться –

13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.


Ответ:

14. Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.

Ответ. Данная пословица означает:

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию задания 1

Содержание верного ответа и указания по оцениваниюБаллы
 

Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый
средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца.
Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к
неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса – это
густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу.
Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек,
синие блюдца озёр. Местами равнина слегка(2) холмится.
Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной
жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов
России. (4) Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине
писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое
питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.

 

К1

Соблюдение орфографических норм 
 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1
учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущены пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

К2

Соблюдение пунктуационных норм

 
 

Пунктуационных ошибок нет

3

 

Допущена одна ошибка

2

 

Допущены две ошибки

1

 

Допущено более двух ошибок

К3

Правильность списывания текста 
 

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Максимальное количество баллов за всё задание

9

 
2. Морфемный и словообразовательный разборы слова

слегка(2)
слегка: с – приставка, легк – корень, а- суффикс, слегка – основа.
слегка ← лёгкий (приставочно-суффиксальный способ)

 
2. Морфологический разбор слова

связанные(3)
1. Заповедники (какие?) связанные – причастие, н. ф. – связанный; от глаг. связать.
2. Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, им. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.

 

Синтаксический разбор предложения

Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.
(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) хранят (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (хранят) память – дополнение, выражено именем
существительным; (память) о пребывании – дополнение, выражено именем
существительным с предлогом (возможно: определение); (о пребывании) здесь –
обстоятельство, выражено наречием; (о пребывании) сынов – дополнение, выражено именем
существительным; (сынов) великих – определение, выражено именем прилагательным;
(сынов) России – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).

Максимальный балл за выполнение 2-го задания: 12

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова являются предлогами

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: В течение получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал;
2) правильное написание предлогов: в течение, несмотря на

 
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с союзом: Мал, зато удал. Ты тоже готовишься к конкурсу?;
2) правильное написание союзов: зато, тоже

 

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Ответ: Взята́, надо́лго, поня́вший, экспе́рт

Слова для тренировки по заданию 5.
алфавИт, алфавИтный
ательЕ [тэ ]
быть, былА, бЫло; нЕ
был, не былА
ворОта
вЫздороветь
дать, далА, дАли;нЕ дал,
нЕ дало, нЕ дали
дефИс [тэ ]
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг
жить, жилА, жИло,
жИли; нЕ жил, нЕ жило,
нЕ жили
звонИть, звонИшь,
звонИт
инженЕр, инженЕры
инструмЕнт,
инструмЕнты
каучУк
кашнЕ [нэ ]
квартАл
киломЕтр
класть, кладУ
конЕчно [шн ]
магазИн
модЕль [дэ ]
музЕй [з` ]
начАть, нАчал, началА,
нАчали
начАться, началсЯ,
началАсь
облегчИть
партЕр [тэ ]
положИть, положИл,
положила, положУ,
положИшь
повторИть, повторИшь,
повторИт, повторИте
предмЕт
пустЯчный [шн]
расположИть (по
алфавИту)
руководИть
сантимЕтр
свЁкла
свИтер [тэ ]
скворЕчник [шн]
скУчный [шн]
совремЕнный
создАть, сОздал, создалА
столЯр
тЕннис [тэ ]
торт, тОрты
углубИть, углубИт,
упростИть
фарфОр
цемЕнт
что [шт]
чтОбы [шт ]
шоссЕ [сэ ]
шофЁр, шофЁры
щавЕль
яИчница[шн`]
 
 

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).


Ответ: Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По прибытии в лагерь мы
разместились в новом корпусе.

ИЛИ
Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь
мы разместились в новом корпусе.

 

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки запятой: В кабинет можно
пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится
после определяемого слова и завершает предложение.
˟ИЛИ
[сущ., |п.о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

 

8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Друзья, вы делаете
доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков,
например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ
Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает
предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

 

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:
Основная мысль текста:
Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный
клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк.
ИЛИ
Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в
понимании прочитанного и скрытого между строк.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, бл