Зощенко о пользе грамотности сочинение

Зощенко о пользе грамотности сочинение thumbnail

В предложенном для анализа тексте М.М. Зощенко поднимает проблему обывательщины. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере товарища Ситникова, который пригласил гостей, таких же обывателей как и он, на пирог в честь Дня всероссийской печати, ведь для него этот праздник был важнее, чем день рождения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Мы видим высокомерие товарища Ситникова и его бахвальство, низкий уровень культуры речи, как он на словах строит из себя интеллигента, им не являющегося. Ситников говорит о том, что для него дороги и значимы книги, что “малокультурный человек книгу спокойно бросит куда попало, стакан на неё поставит”, и один из гостей, соглашаясь с Ситниковым, рассказывает о том, как его родственник использовал книгу в качестве опоры для комода вместо сломанной ножки. Реакция на это у Ситникова была следующая: “— Видали?! — с болью воскликнул хозяин. —Видали, какое чучело! Книгу под комод! И ведь, наверное, сукин сын, хорошую книгу подложил. Ну, подложи словарь французского или немецкого, так ведь нет… Таких людей, прямо, расстреливать нужно…”.

А также писатель показывает нам, как Ситников рассказывал своим гостям историю “спасения” им одной книги: он не дал солдатам использовать “книжищу с картинками “Вселенная и человечество”” на завертку, берег всю войну, но не прочитал её: вынесенной из этой книги пользой оказалось не расширение кругозора, открытия для себя чего-то нового, а украшение интерьера иллюстрациями: “Книжке цены нет. Какие картины в красках, какая бумага.

— Вот, — сказал хозяин, некоторые картинки я даже вырезал и вставил в рамки.

Действительно: вся комната была увешена иллюстрациями из книги “Вселенная и человечество”, а некоторые иллюстрации были вставлены в черные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид”. Товарищ Ситников сам себе противоречит: говорит о бережном обращении с книгой, но сам же в полной мере относится к тем, кто использует книги не по назначению, а для удобства в быту, к тем, кого он осуждает и кого он хочет расстрелять, ничем от них не отличаясь.

Авторская позиция ясна: М.М. Зощенко при помощи комического образа героя-обывателя показал убогость его морали и примитивного взгляда на жизнь, его противоречивость слов и действий, совершаемых им.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что проблема обывательщины состоит в том, что ее представители стремятся поступать как все, но одновременно желают казаться лучше других. На примере Ситникова понятно, что его увлечение книгами нельзя назвать увлечением литературой. Если бы он по-настоящему увлекался литературой, то есть на самом деле читал книги, сменил бы свое окружение.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Чиновники уездного городка стремились к собственному материальному благополучию с помощью взяточничества и казнокрадства и никак не улучшали жизнь горожан. Испугавшись возмездия, они приняли пустого и глупого проезжавшего Хлестакова за ревизора, но, узнав, кто он на самом деле, не могли понять, особенно городничий, как могли повестись на обман, когда сами всех обводят вокруг пальца. Обывательщину мы видим как и в лице Хлестакова, так и в лице чиновников городка. Например, Хлестаков рассказывает о том, как он сначала был начальником департамента, потом министром, затем фельдмаршалом и тому подобное. Понятно, что чиновники принимают его рассказ за чистую монету, но Хлестаков сам уверовал в собственное вранье. Или же городничий, мечтающий о генеральстве, карьере в Петербурге благодаря свадьбе дочери и ревизора, ловкой взятке, вовремя ввернутой лести. Представители хлестаковщины являются типичными обывателями, претендующими на большее, но не прикладывающими к этому усилий, видя свой смысл жизни в легкой наживе.

Другим примером художественной литературы может служить рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. На протяжении всего рассказа Дмитрий Ионович Старцев постепенно превращается в Ионыча из-за среды обывателей, в которой он находится, и черт характера, бывших у него. Земский врач, когда-то мечтавший о любви, пользе окружающим, стал забывать свои мечты под влиянием обывателей, с которыми он жил и работал бок о бок, начал прислушиваться к общественному мнению. Печальные последствия этого видны в конце произведения, где Старцев из увлеченного жизнью юноши превращается в человека средних лет, ничем не выделяющегося и не проявляющего ни к чему интерес, кроме обогащения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: мы видим последствия такого образа жизни, как обывательщина: человек не расширяет свой кругозор, его уровень духовного развития остается неизменным, все силы подчиняются низменным собственническим и эгоистическим интересам.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8889

Обновлено: 2017-03-15

Опубликовал(а): ankhk

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

В своём рассказе “Праздник книги” Михаил Михайлович Зощенко в сатирической форме показывает проблему бездуховности.

Ситников, герой этого рассказа устраивает званый вечер по случаю Дня печати. Гости Ситникова едят капустный пирог, пока хозяин рассказывает о важности этого праздника и о том, как он любит книгу. В разговоре хозяин вместе с гостями осуждают “малокультурных” людей, которые не ценят книги. “Таких людей, прямо, расстреливать нужно…” – возмущается Ситников.

Но какую ценность Ситников на самом деле видит в книге? Он рассказывает историю, о том, как он “спас” книгу “Вселенная и человечество”, хотя на самом деле он ограбил библиотеку.

Читайте также:  Какую пользу приносят грибы для человека

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Ситников хвалится этой книгой, вырезает из неё красивые иллюстрации, но не читает её. Герой считает себя интеллигентом и ценителем литературы, хотя на самом деле является человеком глупым и “малокультурным”.

Писатель создаёт комический образ бездуховного человека, который для которого характерно отсутствие интереса к литературе, противоречивость их действий и слов, самодовольство. Автор негативно оценивает подобное поведение. Я полностью согласен с автором.

В своём стихотворении “Нате!” Владимир Маяковский также показывает проблему бездуховности. В этом стихотворении создаются два образа обывателей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Образ мужчины высмеивает стремление к сытости и богатству, а образ женщины высмеивает стремление к красоте. Маяковский также изображает пренебрежительное отношение этих бездуховных людей к искусству:

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь грязные в калошах и без калош.

Поэт осуждает бездуховность обывателей, их низменные цели и обывательское отношение к искусству.

К проблеме бездуховности обращается и другой русский классик, Антон Павлович Чехов в рассказе “Крыжовник”. В нём повествуется о чиновнике Николае Ивановиче, целью жизни которого было купить свою усадьбу. Ради этой цели герой недоедает, женится не по любви и становится причиной смерти своей жены. Купив усадьбу, чиновник Чимша-Гималайский превращается в “барина” и чувствует себя счастливым. Побывав в усадьбе брата, Иван Иванович задумывается о счастье. Он рассуждает о счастливых и несчастных, приходя к выводу, что смысл и цель жизни не в счастье, а в ” чем-то более разумном и великом.” Он говорит Алехину: “Делайте добро!” Ивана Ивановича можно противопоставить бездуховным людям. Его волнует не личное счастье, он не подвержен пороку самодовольства, но он переживает о других людях.

Один из худших пороков, которыми может обладать человек – это бездуховность. Она проявляется в других негативных качествах личности, например: самодовольство, жадность, низменные цели и интересы, пренебрежительное отношение к искусству, эгоцентризм.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id23905

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Вся Россия, можно сказать, горюет и слезы льет в эту прискорбную годовщину. Но, между прочим, больше всех горюет и убивается — Иван Федорович Головкин.

Этот милый человек при одном только слове — Пушкин — ужасно вздрагивает и глядит в пространство.

И как же ему, братцы, не глядеть в пространство, если обнаружилась такая, можно сказать, печальная, теневая сторона жизни гениального поэта.

Мы, конечно, начнем нашу повесть издалека, чтобы не оскорбить память знаменитого гения. Начнем, примерно, с 1921 года. Тогда будет все наглядней.

В 1921 году, в декабре месяце приехал из армии в родной свой городок Иван Федорович Головкин.

А тут как раз нэп начался. Оживление. Булки стали выпекать. Торговлишка завязалась. Жизнь, одним словом, ключом забила.

А наш приятель Головкин, несмотря на это, ходит по городу безуспешно. Помещения не имеет. И спит по субботам у знакомых. На собачьей подстилке. В передней комнате.

Ну и, конечно, через это настроен скептически.

— Нэп, — говорит, — это форменная утопия. Полгода, — говорит, — не могу помещения отыскать.

В 1923 году Головкин все-таки словчился и нашел помещение. Или он въездные заплатил, или вообще фортуна к нему обернулась, но только нашел.

Комната миленькая. Два окна. Пол, конечно. Потолок. Это все есть. Ничего против не скажешь.

А очень любовно устроился там Головкин. На шпалеры разорился — оклеил. Гвозди куда надо приколотил, чтоб уютней выглядело. И живет, как падишах.

А время, конечно, идет. Вот уже восемьдесят седьмая годовщина ударяет со дня смерти нашего дорогого поэта Пушкина. Потом восемьдесят восьмая.

На восемьдесят девятой годовщине разговоры, конечно, поднялись в квартире. Пушкин, дескать. Писатель. Жил, дескать, в свое время в этом помещении. Осчастливил, дескать, жилплощадь своим нестерпимым гением. Не худо бы в силу этого какую ни на есть досточку приклепать с полным обозначением в назидание потомству.

Иван Федорович Головкин тоже сдуру участие принял в этой дощечке, на свою голову.

Только, вдруг, в квартире ропот происходит. Дамы мечутся. Кастрюльки чистят. Углы подметают.

Комиссия приходит из пяти человек. Помещение осматривает.

Увидела комиссия разную домашнюю требуху в квартире — кастрюли и пиджаки — и горько так вздохнула.

— Тут, — говорит, — когда-то Александр Сергеевич Пушкин жил. А тут наряду с этим форменное безобразие наблюдается. Вон метла стоит. Вон брюки висят — подтяжки по стене развеваются. Ведь это же прямо оскорбительно для памяти гения!

Ну, одним словом, через три недели выселили всех жильцов из этого помещения.

Головкин, это верно, очень ругался. Крыл. Выражал свое особое мнение открыто, не боясь никаких последствий.

— Что ж, говорит, это такое? Ну пущай он гений. Ну пущай стишки сочинил: «Птичка прыгает на ветке». Но зачем же средних людей выселять? Это же утопия, если всех жильцов выселять.

Хотел Головкин в Пушкинский заповедник поехать — ругаться, но после занялся подыскиванием помещения.

Он и сейчас еще ищет. Осунулся, поседел. Требовательный такой стал. Все расспрашивает, кто да кто раньше жил в этом помещении. И не жил ли здесь, оборони создатель, Демьян Бедный или Мейерхольд. А если жил, то он, Головкин, и даром не возьмет такого помещения.

Читайте также:  Вред и польза салонов красоты

А это верно: как это некоторые крупные гении легкомысленно поступают — мотаются с квартиры на квартиру, переезжают. А после такие печальные результаты.

Да вот недалеко ходить, в наше время наш знакомый поэт Митя Цензор, Дмитрий Михайлович. Да он за последний год не менее семи комнат сменил. Все, знаете, никак не может ужиться. За неплатеж.

А ведь, может, он, черт его знает, гений!

Ох, и обложат же его лет через пятьдесят за эти семь комнат.

Единственно, может быть, кризис несколько ослабнет к тому времени. Одна надежда.

О пользе грамотности

А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось. Я думал, что неграмотные давно уж ликвидированы.

Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал. Я про это не думал. Однако, насчет — читать, писать и фамилию подписывать — это мне казалось очень даже просто и возможно.

Оказалось, не так это дело обстоит.

Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.

В прошлом месяце на одном громадном заводе решено было покрепче навалиться на неграмотных. Все-таки, новый год наступил. А там вскоре десятая годовщина предвидится. А там опять новый год.

А неграмотные еще не вполне ликвидированы. Нехорошо это. Некультурно. Надо навалиться. Ну, и в силу этого решили навалиться. Председатель культкомиссии лично проверил разные списки. Ведомости на получку денег тоже рассмотрел. Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается.

Ну и оказалась цельная армия неграмотных. Больше ста. А в школу ходит ликвидироваться едва ли тридцать. Значит, остальные ловчатся.

Председатель культкомиссии собрал своих помощников и говорит:

— Вот что, ребята, надо беспременно навалиться. Пущай завтра соберутся все неграмотные в восемь часов вечера.

Объявить про это.

Помощники — ребята молодые, горячие — сразу за дело принялись, начали между собой программу обсуждать.

И вот, конечно, назавтра вечер наступает. Восемь бьет. Культкомиссия в полном боевом составе является. Председатель тут же, конечно, с портфелем. Садятся вокруг стола. Только смотрят, нету неграмотных, не являются.

Председатель говорит:

— Братцы, да где ж, например, эти неграмотные? Или, может быть, вы оповестить забыли?

— Нет, — говорят, — объявили, помилуйте. В каждом цехе объявление повесили.

Начали ждать. «Все-таки, — думают, — неграмотный народ — малосознательный, опаздывать любит. Придется обождать».

А тут девять ударяет. И нет никого. Один какой-то дядя зашел, да и тот оказался грамотный. По ошибке сунулся.

Председатель культкомиссии говорит:

— Братцы, а ведь неграмотные — неграмотны. Как же они могут прочесть ваши объявления?

Тут ребята заволновались.

— А ведь верно! — говорят. — Они читать не могут.

Ну, и конечно, другой коленкор. Устный подход.

Отрядили специального человека. Ходил этот человек по всем цехам и орал в три горла насчет собрания.

Ну, и конечно, другой коленкор. Устный подход оказался правильный. Все-таки, пришло человека четыре, не считая председателя. На них и навалилась культкомиссия.

Сила красноречия

Дело было, нельзя сказать, что запутанное. Все было довольно-таки ясно и скучно.

Преступник сознался в своей вине.

Да, действительно, он влез в чужую квартиру, придушил чуть не насмерть какую-то квартирную старушонку и унес два костюма, медную кастрюлю и еще какое-то барахло.

Дело было плевое. Неинтересное.

Я хотел было уйти из зала суда, но пробраться было трудно. Много народу. К тому же, сосед мой, староватый гражданин с седыми усами, очень неприветливо буркнул, когда я заворочался на своем месте.

Я остался, поглядел на преступника. Тот сидел неподвижно. Глядел безучастно куда-то в сторону.

— Интересно, сколько ему дадут? — сказал я.

— Ничего интересного, — сказал старик, мой сосед, — четыре года со строгой изоляцией.

— Почему вы так думаете?

— Не думаю, — строго сказал старик. — Кодекс думает.

Но вот вышел обвинитель. Он начал говорить с сильным душевным подъемом. Много неподдельного гнева и презрения было в его словах. Он буквально растоптал преступника.

Он сравнил его с самым последним дрянным мусором, который надо выкинуть без сожаления.

Я давно не слышал такой превосходной речи.

Публика сидела притихшая. Судьи внимательно слушали гневные слова прокурора.

Я поглядел на преступника. Низкий лоб. Тупая челюсть. Звериный взгляд. Да, действительно, форменный бандит. С каким страхом он глядел на говорившего!

Источник

сочинение
       1
сочинение
  
    2
сочинение
       3
сочинение
       4
сочинение
       5
сочинение
       6
сочинение
       7
сочинение
       8
сочинение
       9
сочинение
     10
сочинение
     11
сочинение
  
  12
сочинение
     13
сочинение
     14
сочинение
     15
сочинение
     16
сочинение
     17
сочинение
     18
сочинение
     19
сочинение
     20
сочинение
     21
сочинение
  
  22
сочинение
     23
сочинение
     24
сочинение
     25
сочинение
     26
сочинение
     27
сочинение
     28
сочинение
     29
сочинение
     30

   

Автор
коротких рассказов Михаил Зощенко сразу поразил
читателей своим сочным народным языком и необыкновенной
точностью, правдивостью в изображении быта и нравов его современников.

               
Сатирический же склад личности, которым обладал писатель, ощущался им
самим как его врожденное качество, как природа его таланта:
«Мой характер, — говорил Зощенко, —
сделан так, что я человек несколько ироничный, мой глаз устроен так,
что я вижу некоторые недостатки человека».

Читайте также:  Польза ванны с морской соли для организма человека

               
Что же видел наблюдательный взгляд сатирика? Одичание человека,
замороченного барабанным боем пропаганды, замученного бытовыми
неурядицами, ожесточенной борьбой на жалкие преимущества. И тут уж,
конечно, не до сострадания и благородства. А еще ложь, которая
становиться нормой жизни государства. Если врет власть, то неизбежно,
что и пациент не считает зазорным обмануть врача, управдом –
«объегорить» жильцов, мелкий чиновник –
посетителя. Это уже трудно назвать просто недостатками, скорее, это
пороки общества, которые умело подметил сатирик.

               
Насколько опасно мещанство, поведал Зощенко в произведениях
«Нервные люди», «Квартира»,
«Дама с цветами» и других. Но особенно страшен
герой такого замеса, если он из сферы семейно-бытовой перебирается в
служебные покои. Персонаж «Каменного сердца», так
сказать, чиновник-интеллектуал, в совершенстве овладевший искусством
сживания со света непокорных подчиненных. Если он задумает напакостить
ближнему, то сделает это «весьма тонко и с таким знанием
человеческой души, что тут и доказать ничего нельзя».

               
Сам Зощенко определил проблему своих рассказов как
«разоблачение сегодняшнего мещанства». Замысел
Зощенко состоит в том, чтобы показать, как сильна бывает воинствующая
пошлость, насколько она опасна и заразительна.

               
В связи с этим у меня возник вопрос: почему же в этом идеальном
обществе заражение мужеством не просто стало возможным, а обрело
массовые масштабы? Почему это общество оказалось перед мещанством
беззащитным?

               
Чтобы ответить не этот вопрос, присмотримся внимательно к миру
изображенному Зощенко в рассказах. В рассказах «Тормоз
Вестингауза» подвыпивший герой хватается тем, что все может
сделать и все сойдет ему с рук, потому что он простого происхождения.
Герои Зощенко когда им «показано», не
останавливаются ни перед чем. Некоторые утверждают, что Зощенко отражал
мироощущение лишь отдельной части. Социальный круг героев писателя
выходит за рамки тех «кто имеет какую либо небольшую
собственность». Тут встречаешь и рабочих , и крестьян, и
служащих, и интеллигентов, и нэповских хозяйчиков. Поэтому правильнее
будет сказать, что Зощенко разоблачал не отдельный социальный круг, а
особое качество сознания – мещанское. С негодованием писал
Зощенко о вседозволенности людей, о безудержной необузданности
возможностей.

                
О чем бы не писал Зощенко, его волновал вопрос: с чего начинается
гибель человеческого в человеке? Размышления на эту тему я встретил в
его «Сентиментальных новостях». Они интересны тем,
что философствуют в них косноязычные герои, которые на наших глазах
превращаются в опустошенных, одиноких, погубленных людей с рабской
психологией. А в «Голубой книге» Зощенко
представил, по его словам «краткую историю человеческих
отношений.

               
Эта книга разбита на пять глав: «Деньги»,
«Любовь», «Коварство»,
«Неудачи», «Удивительные
события», потому что автор считал, что большинство событий в
мире происходили «по этим основным пяти причинам».
И не всегда истории Зощенко заставляют смеяться. Более того, от
некоторых из них мороз проходит по коже. Но такова правда жизни.

               
Вот например, рассказ «Сколько человеку нужно» из
главы «Деньги». Сюжет его незатейлив: на одной из
площадей напротив церкви поставили бесплатную карусель. Что из этого
получилось? «Многие- то, конечно, не знали, что карусель
даром, и потому стеснялись заходить. А которые знали, то на тех прямо
удержу не было». И вот один парнишка «мотался на
бесплатной карусели часа три и слез с нее только тогда …
когда совсем сомлел и стал белый как глина…».
Казалось бы, денег в рассказе нет – удовольствие бесплатное.
Но знаем ли мы чувство меры, когда видим что-то бесплатно –
благотворительное. Читая его рассказы и фельетоны, всегда смеется, как
смеялись, наверное, и современники писателя, и их дети, едва только
становились постарше. Но потом с некоторым страхом начинаешь замечать,
что при всей юмористичности изложения, при всех забавных и виртуозных
поворотах сюжетов, веселиться особенно не приходиться. И возникает
вопрос: как же мА жили все эти долгие десятилетия, если нас и
зощенковских героев мучают одинаковые проблемы?

               
Значит, мы по-прежнему находимся там, откуда хотели уйти? Значит, ни
уровень жизни, ни уровень нравственности принципиально не изменился?
Жилищный кризис, от которого сатанели зощенковские обитатели коммуналок
существует до сих пор. Самодурство и непрофессионализм больших и малых
начальников – сколько угодно! Издевательские, бессмысленные и
бесчисленные чиновники правила и установление – в полном
объеме. Вот еще одно обстоятельство, ничуть не переменившееся:
персонажи Зощенко как и большинство нас, постоянно озабочены нехваткой
денег, думают, где бы сшибить рублишко – другой, а то и
полтинник. Да много произведений Зощенко актуальны до сих пор. Но это
может стать темой другого сочинения. Сейчас же речь идет о таланте
великого сатирика, чье творчество, как прожектор, высвечивало все
отталкивающее, непривлекательное в тогдашней жизни.

               
Есть такая поговорка:

                              
Враг хвалит – друг ругает.

               
Враг хвалит, чтобы наши недостатки остались с нами, друг ругает, чтобы
мы стали лучше. Если литература хочет быть совестью народа, отражением
его любви к добру и правде, справедливости и красоте, она не имеет
права смотреть на жизнь одним глазом и стыдливо прикрывать другой.

               
Настоящие писатели такие как Зощенко, никогда не скрывали истину, они
писали, глубоко вере, что их строки дойдут до читателей. И можно смело
утверждать, что смех Зощенко – великий посредник в
деле отличия истины от лжи.

 
Вы
читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы.
Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий
реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко:
zoshhenko.ru

   

Источник