Знаки препинания польза и вред

Знаки препинания польза и вред thumbnail

Исходя из вышеприведённых примеров, хочу сказать, что не стоит умалять роль знаков препинания. Не зря их придумали. Значит, для чего-то они нужны!

Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах. В художественной современной литературе пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы.

Если на входе в магазин разместить объявление: “Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен”, то покупатели поднимут вас на смех. Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

А вот такой случай произошёл с одним мальчиком. Он послал смс-ку “Мама выезжает утром, встречайте”. Смысл текста зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова “выезжает” или после слова “утром”. Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.

А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой [4].

1. Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.

2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.

Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

3. Как он уехал?

Как, он уехал?

4. Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища его сестру.

5. Дома улицы залиты светом.

Дома, улицы залиты светом.

6. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.

Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.

7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

8. Ребенок играл, так как играли все дети.

Ребенок играл так, как играли все дети.

Расставьте знаки препинания между следующими словами:

* то что это есть есть того что этого нет нет не есть ли так так и есть

На первый взгляд, полная абракадабра. Набор слов, лишенный смысла. Однако смотрите, как изменится ваше восприятие, если расставить знаки препинания следующим образом:

* То, что это есть, — есть. Того, что этого нет, — нет. Не есть ли так? Так и есть!

Еще один пример:

“Уже около самого крыльца она лицом к лицу столкнулась с опрятным старичком, с аккуратно подстриженной бородкой и целой гривой седых волос”. Запятая в данном случае лишняя, так как по смыслу тогда получается, что ОНА столкнулась с тремя действующими лицами: со старичком, с бородкой и целой гривой волос.

Я нашла в интернете некое экспериментальное стихотворение, состоящее как бы из трёх отдельных стихотворений. Нужно прочитать сначала левое стихотворение, затем – правое, а затем оба вместе, соединяя их в одно. Поэтому я умышленно не расставляла разделительных знаков, потому что если запятая уместна при чтении одного стихотворения, получается совсем не у дел при чтении общего варианта.

В поэзии можно умело разбить строки на более мелкие, написав каждую отдельно, при этом места разрывов будут указывать на местонахождение запятой или тире. Например:

Слово горькое

Ранит душу мне

Чувство тонкое

Унося к луне

Средь небес ночных

Между ярких звёзд

Вот из чувств таких

Будет соткан мост

А на том мосту

Устремится вдаль

Уводя мечту

Моя грусть-печаль

Но это в случае, если строки короткие. А если чуть подлинней, могут произойти различного рода непонятки. Так, например,

А на том мосту…………….не сошлись опять

Устремится вдаль………..и любовь моя

Уводя мечту………………..повернула вспять

Моя грусть-печаль……….окаянная.

корявый перенос со строки в строку: ” …и любовь моя, уводя мечту, повернула вспять”. Хотя при расстановке знаков строфа обретает совершенно другой смысл:

А на том мосту не сошлись опять.

Устремится вдаль и любовь моя.

Уводя мечту, повернула вспять

Моя грусть-печаль окаянная.

Ниже приведены примеры ошибочной расстановки знаков препинания, приводящей к искажению смысла при расстановке знаков препинания.

Ольга сидела на скамейке и ждала подругу, которая находилась в сквере.

– Все ли здесь?- Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.

В современном русском языке 10 знаков препинания. В “Грамматике” М. Смотрицкого тоже 10. Вот они: черта |, запятая, двоеточие :, точка ., удивная !, разъятная V , единитная -, вопросная ;, вместная [ ], отложная ().

Отрывок из “Российской грамматики” М.В. Ломоносова. (1775)

Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками. Строчные – запятая, точка, две точки :, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак =, вместительный (). Надстрочных знаков 2: черта для показания разной силы на подобных речениях: потом и потом, полон и полон: скобка над й кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)

Читайте также:  Цикорий растворимый есть ли в нем польза

– Каких знаков препинания, употребленных в настоящее время, нет в “Рос.грамматике” М.В.Л омоносова? (Тире, многоточие, кавычки, скобки.)

Как понять деление знаков на строчные и надстрочные?

Употребляются ли сейчас надстрочные знаки, как они называются?

Что это за знак “единительный”? (Это знак переноса – соединяет части слова воедино.)

– Какие из них дошли до нас без изменения, а какие изменили свое название.

Стихотворение с отсутствующими знаками препинания тоже звучит довольно странно:

Очень-очень странный вид

речка за окном горит

чей-то дом хвостом виляет

песик из ружья стреляет

мальчик чуть не слопал мышку

кот в очках читает книжку

старый дед влетел в окно

воробей схватил зерно

да как крикнет, улетая:

вот что значит запятая!

В мире интересного (рассказ об интересных фактах из знаний о пунктуации).

Знаете ли вы:

– что знаки препинания по начертанию делятся на 2 группы: основные и составные.

К I группе относятся точка, запятая, тире. Ко II группе – точка с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие, скобки и кавычки;

– что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой;

– что испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложения, но и в начале их в перевернутом виде;

– что армяне повествовательное предложение начинают двоеточием.

Таким образом, можно сделать вывод, для чего же нужны нам знаки препинания? (Их отсутствие затрудняет чтение и понимание текста, допускает двоякое, ошибочное толкование).

Если мы не будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке А. Каневского.

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно, без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире.

Источник

Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.

Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Собственные значения знаков препинания складывались в течение столетий. Всё случайное и неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось в творчестве авторов, в практике серьёзных издательств, в которых работали столь же тонко чувствующие значимость пунктуации редакторы.

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на эмоциональную окраску предложения, законченность, а также некоторые иные функции.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление.

Цель моей работы: Рассмотреть роль знаков препинания в художественных произведениях, назначение и многофункциональность их использования для организации текста и придания ему особой выразительности.

Задачи:

1. Что могут знаки препинания.

2. Польза знаков препинания и их применение в повседневной жизни.

3. Роль знаков препинания в художественных произведениях.

4. Особенность русской пунктуации.

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.

Читайте также:  Маринованная морская капуста польза или вред

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания. Многие из нас задаются вопросом: “Зачем нужны знаки препинания?”. Я считаю, знаки препинания очень важны, хотя бы для того, чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого будет меняться смысл этого предложения. Знаки препинания помогают нам правильно прочитать то или иное предложение в нужной интонации и с правильными эмоциями.

А.П. Чехов писал: “Знаки препинания – это как ноты при чтении”. Всем известно, что знаки препинания играют важную роль в письменной речи. Верно ли, что в случае пропуска или переноса одного знака препинания на другое место можно полностью поменять смысл данного предложения.

Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру: один из умерших древнегреческих богачей оставил завещание, где содержалось требование в память завещателю “Поставить статую золотую пику держащую”. Это вызвало долгие споры. Один считал, что надо поставить «статую золотую, пику держащую». Это могло бы в конец разорить наследников. Другие полагали, что требуется поставить «статую, золотую пику держащую». Такое понимание условия завещания было бы для наследников более приемлемым, поскольку его оказалось бы легче выполнить.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать». Многим известен герой из мультфильма «В стране невыученных уроков», которому приснился сон о его небрежном отношении к школьным предметам. Мальчик тут же захотел свои ошибки исправить. Вспомнил, что в одном из заданий ему нужно было правильно поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Мальчик, поставил ее после слова «нельзя», тем самым сохранил себе жизнь, в отличие оттого, что мог этой же запятой себя казнить: «Казнить, нельзя помиловать».

Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII-XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили предписание, сформулированное без запятых: “Эдуарда убить не смейте бояться полезно”. Все зависело от того, как прочитать текст.

1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).

2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась “кровавая” запятая.

Эта фраза, кстати, и отражает одну из причин, по которой нам эти самые знаки препинания и нужны. Причина эта – однозначность.

Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделительная, выделительная, эмоционально-экспрессивная, смысловая…

Источник

Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!

Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!

Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!

Читайте также:  О пользе на руках стоять

Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

Источник