Журнал в пользу детей германии
А что не так с детьми Германии?
Вы никогда не задавались этим вопросом? А я призадумался недавно. И как оказалось надолго. Очень многое не так! И даже больше!
Что же это такое! Я лишь хотел узнать почему журналы в пользу детей Германии. И что, это же так немного. Но нет! Нет нигде информации. Практически никто и не думал ою этом. Вероятно все знают этот секрет Полишинеля кроме меня.
Вспомним 20-е годы прошлого столетия.
( Сто лет прошло!)
В стране разруха, толпы беспризорников бегают, а домкомовцы предлагают купить журналы в пользу детей Германии!
Давайте вместе со мной проведем расследование и начнем с фильма.
Вяземская, член домкома, заведующий культотделом (Наталья Фоменко) . Кадр из фильма “Собачье сердце”.
Из фильма:
— Я понимаю Вашу иронию, профессор. Мы сейчас уйдём! Но я, как заведующий культотделом нашего дома…
— Заведующая…
— Заведующая… Предлагаю вам взять несколько журналов — в пользу детей Германии! По полтиннику штука!
— Нет, не возьму.
— Но почему Вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
Кадр из фильма Собачье сердце
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?!
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.
Теперь перейдем к книге Булгакова “Собачье сердце”.
И тут началась путаница. Я натолкнулся еще на один большой барьерный риф. А именно – разные трактовки романа и изменения в тексте. Пришлось смотреть подробнее.
Оказывается в первой редакции книги у Булгакова нет никаких детей Германии, а совсем другие дети!
Из первоисточника:
…
Глаза женщины загорелись {29}.
— Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем… Только… Я, как заведующий культотделом дома…
— За-ве-дующая,— поправил ее Филипп Филиппович.
— Хочу предложить вам,— тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов,— взять несколько журналов в пользу детей Франции {30}. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму,— кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Франции?
— Нет, сочувствую {31}.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.
Помолчали.
…
Пометки и изменения в первой редакции:
29 Глаза женщины загорелись.— Во второй редакции: «Глаза женщины сверкнули».
30 …в пользу детей Франции.— Во второй редакции: «…в пользу детей Германии». И затем: вместо «…детям Франции?» — «…детям Германии?»
31 Нет, сочувствую.— Во второй редакции: «Равнодушен к ним».
- Так что если вы заметили в разных источниках несоответствия, то не считайте, что это всё ошибки!
- Что же получается, товарищи, сначала нужна была помощь детям Франции, а потом вдруг детям Германии. Там что, эпидемия какая-то была? Нет, тут что-то не так.
Пришлось изучить историю повести “Собачье сердце”.
Тут тоже не все однозначно. Но все же собрать мозаику как-то можно.
———-
История написания повести “Собачье сердце”.
О том, как создавалась эта повесть, можно узнать лишь из писем и записок издателей и писателей.
Повесть написана в январе—марте 1925 года.
7 марта 1925 года Булгаков с успехом читает первую часть повести на «Никитинских субботниках».
8 апреля В. Вересаев сообщает М. Волошину о том, что булгаковскую «чудесную» повесть «Собачье сердце» зарезала цензура.
21 мая Леонтьев сообщает Булгакову о фактическом запрещении повести. «Вещь в целом недопустима»,— такое заключение сделал Главлит.
- Булгаков делал попытки публикации после правок цензуры, но безуспешно
7 мая 1926 года на квартире Булгакова был произведен обыск. Сотрудниками ОГПУ (ордер 2287, дело 45) были изъяты рукопись и дневники писателя и не возвращались автору, несмотря на его неоднократные заявления в различные инстанции.
Рукописный вариант повести не сохранился. Но, к счастью, в архиве писателя имеются два машинописных экземпляра, один машинописный экземпляр сохранился в архиве Н. Ангарского.
Сохранились три редакции текста (все — в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки)
На одном экземпляре в верхней части первого листа сохранилась надпись (тщательно зачеркнутая фиолетовыми чернилами, очевидно, при возвращении рукописи автору), сделанная, видимо, сотрудником ОГПУ: «Обнаружено при обыске у Булгакова в мае 1926 г.» Ниже — размашистая запись Булгакова синим карандашом: «Экземпляр, взятый ГПУ и возвращенный».
… Булгаков не изменил ни одного слова, касающегося Швондера. Поэтому отрицательный вердикт Л. Каменева от 11 сентября – “это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя” – Булгаков воспринял как естественную реакцию на свое произведение одного из самых ярких швондеров того времени.
{Виктор Лосев “ИЗГОИ”}
- Получается М.Булгаков многократно правил свою рукопись. Но почему он поменял детей Франции на детей Германии не очень понятно.
Смотрим дальше.
История опубликования повести “Собачье сердце”.
В 1967 году без ведома и вопреки воле вдовы писателя Е.С.Булгаковой небрежно скопированный текст «Собачьего сердца» был передан на Запад.
(Кем передан я не узнавал).
В 1968 году повесть одновременно печатают выходящий во Франкфурте журнал «Грани» и лондонский «Студент».
В СССР она выйдет только в 1987-м году, в шестом номере журнала «Знамя» с “более чем тысячью ошибок и искажений”.
Уже на следующий 1988 год режиссер Владимир Бортко экранизирует повесть.
Первый фильм «Собачье сердце» снял в 1976 году итальянский режиссер Альберто Латтуада. Но в своей политической трактовке, где Шариков – трагическая жертва.
И только в 1989 году литературовед и текстолог Лидия Яновская впервые опубликовала выверенный по первоисточникам подлинный текст «Собачьего сердца» в двухтомнике «Избранные произведения М. Булгакова».
Здесь видим, что одним из первых кто опубликовал повесть были немцы. Может они решили приписать в гениальную повесть своих детей.
Но это только мое предположение.
—————————————————————————————-
Пока что ничего про детей,которым нужна помощь не ясно.
Думается, что дело тут не в детях. Но все же , какие-то журналы, сбор помощи кому-то через их продажу. И это тогда практиковалось? Почему нельзя было просто перечислить на счет организации… Вот! Должна быть всегда какая-то организация. Будем искать.
И была. И называлась “Международная рабочая помощь” или короче “Межрабпом” ( нем. Internationale Arbeiterhilfe, сокр. IAH) — организация, основанная в Берлине (Германия) в 1921 году, близкая к КПГ (компартия Германии, не путать с ОПГ).
К ее основанию послужил призыв Ленина к международному рабочему классу всех стран оказать помощь населению голодающих районов Поволжья, пострадавшему от засухи.
Инициатива создания Межрабпома принадлежала В. Мюнценбергу, уже проявившему себя в работе с молодёжью и ставшему председателем организации. Почётным председателем Межрабпома до своей смерти в 1933 году являлась Клара Цеткин.
В 1920-х — начале 1930-х годов Международная рабочая помощь оказывал рабочим различные социальные услуги и владела несколькими кинокомпаниями. Центральный комитет Международной рабочей помощи находился в Берлине, после 1933 года — в Париже.{ Википедия}
(Ничего не напоминает? Берлин-Париж, дети Франции-дети Германии. Но думаю совпадение)
На поставки продовольствия голодающим в Советской России Межрабпом собрал пять миллионов долларов.
Средства Межрабпома складывались из пожертвований. Предполагалось также получать доход от колхозов и промышленных предприятий, переданных Межрабпому в СССР.
Но рыболовные хозяйства под Царицином и Астраханью, земельные угодья под Казанью и Челябинском, обувная фабрика и поликлиника в Москве и ремонтная мастерская в Петрограде в конечном итоге сами получали финансовую помощь от государства.
Ключевым предприятием Межрабпома стало издательство Мюнценберга Neuer Deutcher Verlage. { Википедия}
Так что журналы “в пользу детей Германии”, которые предлагали купить профессору Преображенскому, вполне могли быть изданы этой организацией.
Издательство Общества международной рабочей помощи «Межрабпом». С сайта https://collectionerus.ru
И еще немного о помощи детям.
Из материалов, которые собрали Макаренко, Норден и Гизела Йен
из подшивок немецких газет и отчетов Межрабпома узнаем следующую информацию:
Дети (Германии) включились в дело помощи вслед за взрослыми. Детскую помощь можно совершенно четко разделить на две группы: организованную помощь под патронажем общественных и политических организаций и стихийные поступки детей под влиянием услышанных новостей. (О последней группе можно почитать здесь очень трогательные рассказы. Все случаи – из 1921 года (до зимы 1922-года вся агитация шла как раз на помощь детям).
- Получается , наоборот – помогали детям России.
- А Булгаков как всегда хитро поддел все эти никчемные образования, которые обирали наивных граждан под красиво надуманным предлогом помощи неважно кому.
- Возможно так, а возможно и не совсем.
_______________________________________________________________________
- Интересно узнать ваше мнение по этому поводу.
_______________________________________________________________________
———–
Знаменитый австралийский философ Питер Сингер в своей книге «Жизнь, которую вы можете спасти», выпущенной на русском языке издательством фонда «Нужна помощь» задает много шокирующих вопросов. В частности, он пишет: «В 2004 году нью-йоркский музей Метрополитен заплатил более 45 миллионов долларов за маленькое изображение Мадонны с младенцем, созданное средневековым итальянским художником Дуччо… Но если операция по удалению катаракты в развивающейся стране стоит только 50 долларов, то значит, за цену этой картины можно было бы вернуть зрение 900 тысячам людей, неспособным видеть ни эту картину, и ни что либо другое…Если спасение одной жизни стоит 1000 долларов, то эти
деньги сохранили бы 45 тысяч жизней – спасенные люди могли бы заполнить целый футбольный стадион… Если бы в музее начался пожар, посмел бы кто-нибудь сказать, что надо прежде всего спасать из огня картину Дуччо, а уж потом ребенка? А здесь речь идет не об одном ребенке».
Ясно, что Сингер нас провоцирует. Но все-таки я часто вспоминаю этот пример с картиной ( сразу скажу, что посещение таких музеев, как Метрополитен, приносит мне счастье).
Я читаю сообщение о том, что российские топ-менеджеры меньше, чем за сутки, собрали более миллиона евро на восстановление Венеции после наводнения, и все у меня внутри переворачивается.
Как мы высоко ( и совершенно заслуженно) ценим тех, кто жертвует деньги на развитие культуры. Как прекрасно, что Павел Михайлович Третьяков начал собирать коллекцию русской живописи, а затем подарил ее Москве. Как чудесно, что Савва Мамонтов принимал давал возможность художникам общаться и работать у себя в Абрамцеве. Можно ли представить себе русскую культуру без «Девочки с персиками»? Как хорошо, что Мамонтов вложил огромные деньги в Частную оперу, не жалел средств на потрясающие декорации и костюмы и даже заплатил большую неустойку Мариинскому театру, чтобы Шаляпин смог перейти к нему в театр и творить, не подчиняясь ничьим указаниям.
Что уж говорить о братьях Щукиных – недавняя выставка в Музее изобразительных искусств, показала, какие поразительные коллекции они собрали.
Еще один русский миллионер, Кузьма Солдатёнков, известен, увы, меньше Третьякова и Мамонтова. А ведь он тоже составил большую коллекцию произведений искусства – и даже получил прозвище «Кузьма Медичи», — его сравнивали со знаменитой флорентийской семьей Медичи, чье могущество заложил Козимо Старый, а его внук Лоренцо стал одним из самых знаменитых меценатов всех времен и народов. Коллекция Медичи легла в основу великого музея – галереи Уффици. Почему-то куда реже мы вспоминаем, что Солдатёнков был не только коллекционером и издателем, но и основателем Общества для пособия нуждающимся студентам, и создателем Солдатёнковской богадельни, где могли постоянно жить сто человек, и завещал деньги на создание больницы для бедных – теперь она носит имя доктора Боткина.
Все, кто поддерживают культуру и спасают исторические памятники, делают прекрасное дело. Но в голове почему-то все время вертится: «миллион евро, миллион евро». Сколько можно было бы на эти деньги купить обезболивающих для тех, кто прямо сейчас, в эту минуту, в страшных мучениях умирает от рака? Сколько памперсов для лежачих больных, которые пытаются есть и пить поменьше, потому что получают от государства два или три памперса в день? В стране, где не хватает лекарств, где умирают дети, не получающие доступ к квалифицированному лечению, а старики доживают жизнь в унизительной нищете, в стране, занимавшей в 2018 году по одним подсчетам 50, а по другим 56 место по ВВП на душу населения, — миллион евро, пожертвованные на помощь прекрасному, удивительному, великому городу, находящемуся в стране, занимавшей по тем же подсчетам – 33 или 28 место, вызывают удивление и большую печаль.
Не сомневаюсь, что этот миллион будет хорошо использован Венецией. Желаю ей скорейшего восстановления и процветания.
Оригинал
Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
В очередь, сукины дети, в очередь!
Кинематограф у женщин единственное утешение в жизни.
– И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
– Гм… Да ведь других нет…
– Вот никаких и не читайте!
– Отчего у вас шрам на лбу? Потрудитесь объяснить этой даме.
– Я на колчаковских фронтах ранен.
На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
Разруха не в клозетах, а в головах.
Отлезь, гнида!
— Я – Швондер!
Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!
Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю – у меня на морде – белое пятно.
Потаскуха была моя бабушка, царствие ей небесное, старушке.
А вот по глазам — тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра. Все видно — у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
То есть, он говорил? Это еще не значит быть человеком.
– Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму.
– Почему же вы отказываетесь?
– Не хочу.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– Жалеете по полтиннику?
– Нет.
– Так почему же?
– Не хочу.
– Почему, собственно, вам не нравится театр?
– Да дурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна.
— Мы, управление дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
— Кто на ком стоял?
Взять всё, да и поделить…
Вот всё у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да “извините”, да “пожалуйста-мерси”. А так, чтобы по-настоящему, — это нет.
– Бить будете, папаша?
– В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!..
Похабная квартирка.
– Да что вы всё… То не плевать. То не кури. Туда не ходи… Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даёте?!
Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему.
— Знаете ли, профессор, если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать.
— А за что?
— Вы ненавистник пролетариата!
— Да, я не люблю пролетариата.
– Это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина?
– Нас.
– Боже, пропал калабуховский дом!
– Швондера я собственноручно сброшу с лестницы, если он еще раз появится в квартире профессора Преображенского.
– Прошу занести эти слова в протокол!
— Как же вам угодно именоваться?
— Полиграф Полиграфович.
— Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?
— Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош.
— Ничего подобного! На нем есть теперь калоши и эти калоши мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года.
Завтра я тебе устрою сокращение штатов.
Где же я буду харчеваться?
Желаю, чтобы все!
— Во-первых, мы не господа!
— Во-первых, вы мужчина или женщина?
Неприличными словами не выражаться!
Ничего делать сегодня не будем. Во-первых, кролик издох, а во-вторых, сегодня в Большом – “Аида”.
– Я вам, сударыня, вставляю яичники обезьяны.
Кто убил кошку у мадам Поласухер?
Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине.
Я на 16 аршинах здесь сижу и буду сидеть.
– Клянусь, что я этого Швондера в конце концов застрелю.
– Я бы этого Швондера повесил, честное слово, на первом суку.
– Что вам надо?
– Говорящую собачку любопытно поглядеть.
Мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили.
– Что-то вы меня, папаша, больно утесняете.
Никого драть нельзя! Запомни это раз и навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением.
Источник: Quote-Citation.Com
В фильме В. Бортко “Собачье сердце” (1988) есть немало конфликтных эпизодов, один из которых интересно разобрать с точки зрения психологии. Это первая встреча профессора Преображенского (Е. Евстигнеев) с председателем домкома Швондером (Р. Карцев).
– Мы новое домоуправление нашего дома.
Профессор применил несколько любопытных психологических приёмов, и избежал ряда ошибок, что в результате привело к успешному (для него) разрешению конфликта (хотя и временному, как показали дальнейшие события с участием Шарикова).
кадры из фильма “Собачье сердце”
Швондер, придя с тремя товарищами, поставил вопрос об уплотнении.
– Вы занимаете чрезмерную жилплощадь.
Он попросил отказаться от двух комнат, от столовой и от смотровой. Но Преображенский категорически отказался:
– Я живу и работаю в 7 комнатах. И желал бы иметь восьмую. Она мне необходима про библиотеку.
… я не Айседора Дункан. Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной. Передайте это общему собранию.
В ответ Швондер угрожает обратиться в высшие инстанции, и Преображенский просит “минуточку подождать”.
Он звонит некому Петру Александровичу и сообщает, что отменяет все операции, и вообще прекращает работу. Ведь пришли люди и терроризировали его.
– Как угодно, но чтобы это была такая бумажка, чтобы ни Швондер, ни кто другой не мог даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка, фактическая бумажка, броня!
Собеседник просит к телефону Швондера, и тот после краткой беседы, потрясенный, отступает.
кадры из фильма “Собачье сердце”
Однако конфликтная ситуация на этом не заканчивается. Товарищ Вяземская, как заведующая культ отделом дома, предлагает профессору купить несколько журналов в пользу детей Германии.
– Нет, не возьму.
– Но почему вы отказываетесь?
– Не хочу.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– А, полтинника жалко.
– Нет.
– Так почему?
– Не хочу.
Вяземская, угрожающе тыча журналами, утверждает, что профессора следовало бы арестовать.
кадры из фильма “Собачье сердце”
– За что?
– А вы не любите пролетариат.
– Да. Я не люблю пролетариат. Зина! Подавай, голубушка, обед. Вы позволите, господа?
Члены домоуправления мрачно вышли, на этом эпизод закончился. Профессор эффективно решил конфликт в свою пользу. Давайте разберём его поведение.
Чёткие цели
Преображенский поставил перед собой 2 задачи:
1. Решить проблему (отстоять комнаты в квартире).
2. Сохранить чувство достоинства.
Преображенский мог бы начать кричать: “я буду жаловаться! Вы у меня попляшете!”. Но не сделал этого, экономя время и силы. Вместо этого действовал точно и четко.
Профессор также мог полебезить, поугодничать перед вторгшимися. Это могло помочь сгладить конфликт. Но предпочёл резко высказать, что думает.
Он поступил как грамотный опытный психолог, действуя строго согласно обстановке и поддерживая постоянный вербальный контакт с противником.
кадры из фильма “Собачье сердце”
Разумное чередование действий
Прежде всего, выяснил цели гостей и сразу же отверг их претензии. Услышав в ответ угрозу обратиться в “вышестоящие инстанции” Преображенский опередил Швондера и сам обратился туда. Он использовал “метод арбитража”, обратившись к “верхним” органам власти, причём только когда это стало необходимо.
Возможные ошибки
1. Профессор мог бы вспылить и выгнать пришедших. Понятно, что это вызвало бы резкое противодействие, ответные негативные эмоции.
– Во-о-он!
кадр из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”
2. Или мог бы запаниковать, поспешно пойдя на уступки. И в данной ситуации это наверняка привело бы к усилению давления: Швондер вполне мог со временем потребовать освободить еще пару комнат, потом еще пару и т.д.
3. Мог бы впасть в ступор, неуверенно пробормотав что-нибудь вроде “я подумаю”. В таком случае пришедшие восприняли бы это как слабость и увеличили свой напор.
Однако Преображенский действовал решительно, не выходя за рамки, и выбрал оптимальное для ситуации поведение.
кадр из фильма “Собачье сердце”
https://slide-share.ru/slide/4516758.jpeg
Чему можно научиться?
Выдержке и самообладанию. Просчету возможных шагов противника. Умению вовремя (и только при необходимости) прибегать к помощи посредников.
Ведь порой мы нарушаем элементарные психологические правила, чересчур нагнетая обстановку, идем на поводу у эмоций. Или проявляем чрезмерную нерешительность, или позволяем овладеть собой страхам, беспокойству, тревожности.
Вдумчивый просмотр сцен конфликтов в художественных фильмах может помочь скорректировать свое состояние и поведение.
Нравится ли вам фильм “Собачье сердце”? Как оцениваете игру актёров?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.