Желанья что пользы напрасно и вечно желать а годы проходят

Желанья что пользы напрасно и вечно желать а годы проходят thumbnail

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

  • Следующий стих → Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Предыдущий стих → Владимир Степанов — В лесу осиновом

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — И скучно и грустно на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • История написания текста
  • Философское содержание произведения
  • Поэтический самоанализ
  • Гибель Пушкина
  • Мотивация и настроение произведения
  • Последствия критики
  • Лермонтов: отношение к себе
  • Тематика стиха
  • Первая часть
  • Вторая часть
  • Композиция произведения
  • Жанровые особенности стиха
  • Художественная выразительность поэзии: приемы и тропы
  • Лермонтовские образы
  • Произведение-пейзаж

Текст стихотворения

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

История написания текста

Лермонтовское творчество разделилось на два условных периода: ранние и поздние тексты. «И скучно и грустно…» принадлежит к поздним произведениям русского автора.

И скучно, и грустно

В этот период своей жизни писатель переосмысляет свой путь – жизненный и творческий. Лермонтов задумывается о результатах своей деятельности. Анализируемое произведение демонстрирует усиление мотивов одиночества, уныния и тоски. Автор относится к себе самокритично, выражает пессимизм в чувствах к миру и своей труду.

В 1840 году Михаил Юрьевич пересматривает жизненные ориентиры и ценности. Плод мучительных раздумий автора – анализируемое произведение. Вскоре после создания этого шедевра писатель трагически погибает на дуэли.

Читайте также:  Старое сало вред и польза и вред

Внимательный читатель заметит, что русский поэт продолжает логику, заложенную еще «Героем нашего времени». В этом тексте чувствуются те же идеи, настроения, уже знакомый фатализм. Печорин – это автобиографический образ. Этот стих похож на монолог героя-близнеца Лермонтова. В произведении писатель прямо указывает на то, что говорит о самом себе. Внутренний мир героя сливается со вселенной автора. Михаил Юрьевич открыто признается, что созданные им персонажи, истории – это литературный автопортрет, исповедь.

И скучно, и грустно

Стоит заметить, что Лермонтов написал эту поэзию в возрасте двадцати семи лет. Критики отмечают следы глубокого кризиса, в котором находился поэт. Михаил Юрьевич страдал от непризнанности. Слава пришла к писателю посмертно. После гибели Лермонтов, наконец, сравнялся в гениальности с Пушкиным.

Философское содержание произведения

Лермонтов – потомственный дворянин. Автор попал в опалу высшего света, аристократического общества. Это принесло молодому человеку боль. Влиятельные сословия из Москвы и Северной столицы отвернулись от поэта. Государство и чиновники относились к писателю с подозрением. Лермонтова считали опасным человеком.

Творческие люди часто страдают излишне глубоким отношением к жизни. Поэты, музыканты, остро чувствующие мир, рано теряют к нему интерес. Так случилось и с Лермонтовым. В детстве и в юношеские годы писатель мучился от непонимания окружающими людьми. Светлые, чистые надежды юного Михаила быстро потерпели крах.

И скучно, и грустно

Душа писателя желала лучшего будущего. Люди потешались, насмехались над литератором, выражали ему презрение. Лермонтов рано разочаровался в жизни. Последние месяцы жизни поэт проводит в глубокой депрессии. В возрасте поэта – относительно юном – мужчины увлекаются женщинами, свободой, удовольствиями. Михаил Юрьевич уже охладел к любовным приключениям. Единственный пример интереса молодого человека – философские вопросы бытия.

Поэтический самоанализ

Анализируемое произведение носит психоаналитический характер. Писатель подчеркивает: былое бесследно ушло. Автор имеет в виду былые надежды и мечты. Герой остро чувствует, что ему не достичь доблести, не проявить отваги, достойной предков. С другой стороны, Лермонтов не смог пойти и вторым путем: бросится с головой в омут страстей.

Романтическую душу обуздала рациональность.
Бренность жизни, ощущение бессмысленности утомило душу молодого человека. Михаил Юрьевич относился к себе и собственному творчеству с пренебрежением. Это помешало поэту рассмотреть настоящее значение своей фигуры для русской литературы.

Критики задаются вопросом: стал бы писатель менять свою жизнь, зная, что вскоре получит желаемое признание? Лермонтов получил то, о чем мечтал, после смерти: превратился в классика. Момент создания поэзии – тягостный и мучительный период лермонтовской жизни. Поэт оказался один перед лицом жестокой судьбы, без друзей, без поддержки родных людей.

Гибель Пушкина

Одно событие окончательно подорвало доверие поэта к жизни. Михаил Юрьевич уважал, боготворил своего коллегу и кумира – Пушкина. Смерть русского гения нанесла Лермонтову глубокую рану.

Лермонтов пишет посвящение-эпитафию на смерть кумира. Однако общество восприняло этот жест как оскорбление памяти великого поэта. Михаил Юрьевич считал Пушкина своим учителем. Произведение, посвященное умершему писателю, Лермонтов писал с чувством гнева и отчаяния. Новаторство юного литератора не было воспринято его окружением. Писатель окончательно рассорился с высшим светом.

В определенном смысле, Лермонтов последовал за своим учителем, приобретя репутацию опального поэта. Общество наградило писателя репутацией опасного и неблагонадежного человека.

Мотивация и настроение произведения

Такая жизненная ситуация и породило смутное настроение автора. Лермонтов замкнулся в себе. Интровертность стала основным мотивом, побуждающим писателя творить. В произведениях русского поэта все больше слышатся мрачные и зловещие ноты. Вскоре в лермонтовских текстах появляется и знаменитая демоническая тема.

Анализируемая поэзия является итогом серьезной саморефлексии. Автор открыто, с помощью литературы, выражает свое презрение к обществу. Все же, несмотря на яростно-бунтарское творчество, критики подчеркивают: писатель нуждался в признании. Лермонтов отчаянно желал одобрения от общества, зависел от оценок окружающих людей. Самооценка поэта была заниженной. Лермонтов считал себя неудачником, далеким от славы Пушкина.

Последствия критики

Негативные отзывы о его произведениях убедили Лермонтова в том, что он неудачник. Это мнение было ошибочным. Но процесс разочарования – в себе, в мире – уже начался. Писатель утратил веру в себя, свои силы. Постепенно из жизни поэта уходит понимание смысла и цели жизни. Лермонтов больше ничего не хочет, ни к чему не стремится. Чувства, любовь, страсть потеряли для поэта значение. Все земное, все человеческое – преходящее, не вечное.

Любовь к родине – важная составляющая внутреннего мира Лермонтова. Автор сам считает связь со своей страной неразрывной, поэтому из-под его пера вышло стихотворение “Родина”, ознакомиться с описанием которого мы предлагаем читателям

Писатель развивает логику собственного жизненного провала. Лермонтов не видит, что внес какой-то вклад в литературу. Поэт окончательно потерял надежду на будущее, на достижение высоких целей. Грядущее видится Лермонтову безрадостным, гнилым, несущим старость и гибель.

Читайте также:  Польза или вред рыбьего жира при беременности

Белинский – великий русский критик – высоко оценивал лермонтовское творчество. Это произведение исследователь приравнял к «похоронной песне всей жизни».

Лермонтов: отношение к себе

Французский философ Мишель Фуко говорил: человек нуждается в заботе о себе. Лермонтов страдал заниженной самооценкой. В юношестве писатель мечтал о военной карьере. В 1812 году развернулась российско-французская война. Но Михаилу Юрьевичу не удалось принять в ней участие. После окончания военных действий заниматься военной карьерой стало сложнее: не хватало мест для подвигов.

Ситуация для поэта осложнялась потерей близкого человека. У писателя рано умирает мама. Лермонтов ищет способ излечиться от душевной боли в любовных отношениях. Михаил Юрьевич пережил не одну влюбленность.

Но увлечения длились короткое время. До самого конца писателя сохранил теплое отношение к одной девушке. Ее звали Варвара Лопухина. Лермонтову не удалось обрести семью. Всю жизнь поэта преследовало одиночество, общественное отторжение, чувство пустоты. Эти ощущения воплотились в лермонтовском творчестве.

Тематика стиха

В центре повествования – мотив одиночества. Это чувство сопровождается ощущением разочарования. Писатель намекает, что потерял вкус жизни, смысл существования. Автобиографический характер произведения обусловил смешение образа героя и автора. Перед глазами публики предстает герой, который испробовал вкус горечи и утраты в жизни.

Первая часть

Мотив одиночества проявляется уже в первых рядках поэзии. Пустота – тягостное чувство. Человек ощущает себя одиноким в сложных ситуациях, когда он нуждается в поддержке. Герой осознает: мечты порой остаются только мечтами, далекими от реальности. Человеку не запрещается мечтать. Но мечты – это безрезультатное занятие.

Вторая часть

Второе четверостишие отличается большей откровенностью. Герой рассуждает о любовных отношениях. Личная жизнь автора не радовала его. Это был печальный опыт. Писатель разочаровался в любви, уверился, что любовь – преходящее чувство. Одиночество, между тем, тоже тяготит мужчину. Героя не удовлетворяет внутренний мир, он ищет восполнения и успокоения во внешнем мире.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Предсказание» – произведение, в котором воплотился дух романтического бунта. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Автор считает страсть иллюзией, которую легко разрушает рассудок. Писатель отвергает страсть, говорит о бесполезности любви. Романтические отношения – это несерьезное занятие. Логику писателя завершает такая мысль: жизнь можно воспринимать только как шутку. Подобные выводы в истории литературы – не новинка. За несколько столетий до Лермонтова к похожему выводу пришел английский драматург – Уильям Шекспир.

Композиция произведения

Структурно лермонтовское творение является монологом-рассуждением. Произведение состоит из нескольких условных фрагментов. Каждая часть посвящается отдельному аспекту человеческой жизни и бытия в целом. Автор рассуждает о желаниях и мечтах, любви, страсти.

Формально поэзия состоит из трех четверостиший. Последние две строки содержат вывод и основную идею лермонтовского шедевра.

Жанровые особенности стиха

Поэзия отличается философским характером. Грустные ноты свидетельствуют, что лермонтовское творение близится по жанру к элегии. Писатель задается актуальными вопросами: о смысле бытия, о ценностях, о чувствах. Самый яркий мотив произведения касается чувства разочарования.

Для реализации своей цели автор использует разностопные строки. В тексте присутствует трех- и четырехстопный амфибрахий, перекрестная рифмовка. Писатель чередует мужскую рифму с женской.

Художественная выразительность поэзии: приемы и тропы

Литератор не употребляет слишком много средств выразительности. Лаконичность приемов и тропов имеет для анализируемого текста особое значение. Художественные средства создают образ героя, отображают его внутренний мир, раскрывают эмоциональное состояние. Рассмотрим художественные особенности лермонтовского произведения детальнее:

  • Роль метафор. Этот прием – ключевой для лермонтовского произведения: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»;
  • Роль эпитетов. В тексте присутствуют различные прилагательные и наречия: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно»;
  • В поэзии отсутствуют сравнения;
  • Языковые средства характеризуют абстрактные понятия;
  • Традиционные средства преломляются под художественным воображением автора;
  • Роль интонации. Писатель использовал синтаксические конструкции восклицаний, вопросов, незаконченных, оборванных предложений. Автор часто прибегает к риторическим фигурам;
  • Роль аллитерации. В начале произведения поэт часто повторяет согласные звуки («ж», «з», «с», «ч»). Такой прием усиливает грустное, пессимистичное настроение поэзии.

Лермонтовские образы

Михаил Юрьевич – классический романтик. Соответственно, произведения русского поэта отличаются насыщенностью романтическими образами. Автор обращается к философии, задается вопросом о связи человека и природной стихии.

Лермонтова беспокоит место человека во вселенной, в узком земном мире. Поэт размышляет о классических темах романтизма: соотношение культуры, цивилизации и природного начала, роль противоречий в человеческой жизни и т. д.

Произведение-пейзаж

Пейзажная миниатюра – жанр, в котором часто работал Михаил Юрьевич. Это тоже классическая черта романтической литературы. Поэтическая миниатюра постепенно переходит в подобие философской медитации.

Читайте также:  Ванна с молоком вред или польза

Писатель использует традиционный для романтизма фон – описание природной стихии. Образы окружающего мира несут символическую, аллегорическую нагрузку, раскрывают внутренний мир героя.

И скучно, и грустно

Природа – это кладезь покоя и гармонии. Равновесие окружающей среды помогает человеку найти баланс. Человека – в трактовке Лермонтова – разрывают бесконечные противоречия и внутренние конфликты. Тоска, тревога героя толкают его к переосмыслению себя и своей жизни.

Источник

* * *
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы. Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

Источник