Желанья что пользы напрасно и

Желанья что пользы напрасно и thumbnail

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

  • Следующий стих → Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Предыдущий стих → Владимир Степанов — В лесу осиновом

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — И скучно и грустно на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article398657.jpg

«И скучно, и грустно…»

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

 И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

1840

 В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «„И скучно и грустно” из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения.

Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).

И скучно и грустно, и некому руку подать 

 Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Читайте также:  Польза спермы в женском организме

 Желанья что пользы напрасно и

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы. Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

Сегодня
русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова.
Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он
считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты
стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была
окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

 Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: “«некому руку подать»”. Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – “«минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; “эпитеты –”«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». “Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: “«Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..».”

Михаил Лермонтов ~ И скучно и грустно, и некому руку подать...

Источник

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • История написания текста
  • Философское содержание произведения
  • Поэтический самоанализ
  • Гибель Пушкина
  • Мотивация и настроение произведения
  • Последствия критики
  • Лермонтов: отношение к себе
  • Тематика стиха
  • Первая часть
  • Вторая часть
  • Композиция произведения
  • Жанровые особенности стиха
  • Художественная выразительность поэзии: приемы и тропы
  • Лермонтовские образы
  • Произведение-пейзаж

Текст стихотворения

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

История написания текста

Лермонтовское творчество разделилось на два условных периода: ранние и поздние тексты. «И скучно и грустно…» принадлежит к поздним произведениям русского автора.

В этот период своей жизни писатель переосмысляет свой путь – жизненный и творческий. Лермонтов задумывается о результатах своей деятельности. Анализируемое произведение демонстрирует усиление мотивов одиночества, уныния и тоски. Автор относится к себе самокритично, выражает пессимизм в чувствах к миру и своей труду.

В 1840 году Михаил Юрьевич пересматривает жизненные ориентиры и ценности. Плод мучительных раздумий автора – анализируемое произведение. Вскоре после создания этого шедевра писатель трагически погибает на дуэли.

Внимательный читатель заметит, что русский поэт продолжает логику, заложенную еще «Героем нашего времени». В этом тексте чувствуются те же идеи, настроения, уже знакомый фатализм. Печорин – это автобиографический образ. Этот стих похож на монолог героя-близнеца Лермонтова. В произведении писатель прямо указывает на то, что говорит о самом себе. Внутренний мир героя сливается со вселенной автора. Михаил Юрьевич открыто признается, что созданные им персонажи, истории – это литературный автопортрет, исповедь.

Стоит заметить, что Лермонтов написал эту поэзию в возрасте двадцати семи лет. Критики отмечают следы глубокого кризиса, в котором находился поэт. Михаил Юрьевич страдал от непризнанности. Слава пришла к писателю посмертно. После гибели Лермонтов, наконец, сравнялся в гениальности с Пушкиным.

Философское содержание произведения

Лермонтов – потомственный дворянин. Автор попал в опалу высшего света, аристократического общества. Это принесло молодому человеку боль. Влиятельные сословия из Москвы и Северной столицы отвернулись от поэта. Государство и чиновники относились к писателю с подозрением. Лермонтова считали опасным человеком.

Творческие люди часто страдают излишне глубоким отношением к жизни. Поэты, музыканты, остро чувствующие мир, рано теряют к нему интерес. Так случилось и с Лермонтовым. В детстве и в юношеские годы писатель мучился от непонимания окружающими людьми. Светлые, чистые надежды юного Михаила быстро потерпели крах.

Душа писателя желала лучшего будущего. Люди потешались, насмехались над литератором, выражали ему презрение. Лермонтов рано разочаровался в жизни. Последние месяцы жизни поэт проводит в глубокой депрессии. В возрасте поэта – относительно юном – мужчины увлекаются женщинами, свободой, удовольствиями. Михаил Юрьевич уже охладел к любовным приключениям. Единственный пример интереса молодого человека – философские вопросы бытия.

Поэтический самоанализ

Анализируемое произведение носит психоаналитический характер. Писатель подчеркивает: былое бесследно ушло. Автор имеет в виду былые надежды и мечты. Герой остро чувствует, что ему не достичь доблести, не проявить отваги, достойной предков. С другой стороны, Лермонтов не смог пойти и вторым путем: бросится с головой в омут страстей.

Романтическую душу обуздала рациональность.
Бренность жизни, ощущение бессмысленности утомило душу молодого человека. Михаил Юрьевич относился к себе и собственному творчеству с пренебрежением. Это помешало поэту рассмотреть настоящее значение своей фигуры для русской литературы.

Критики задаются вопросом: стал бы писатель менять свою жизнь, зная, что вскоре получит желаемое признание? Лермонтов получил то, о чем мечтал, после смерти: превратился в классика. Момент создания поэзии – тягостный и мучительный период лермонтовской жизни. Поэт оказался один перед лицом жестокой судьбы, без друзей, без поддержки родных людей.

Гибель Пушкина

Одно событие окончательно подорвало доверие поэта к жизни. Михаил Юрьевич уважал, боготворил своего коллегу и кумира – Пушкина. Смерть русского гения нанесла Лермонтову глубокую рану.

Лермонтов пишет посвящение-эпитафию на смерть кумира. Однако общество восприняло этот жест как оскорбление памяти великого поэта. Михаил Юрьевич считал Пушкина своим учителем. Произведение, посвященное умершему писателю, Лермонтов писал с чувством гнева и отчаяния. Новаторство юного литератора не было воспринято его окружением. Писатель окончательно рассорился с высшим светом.

В определенном смысле, Лермонтов последовал за своим учителем, приобретя репутацию опального поэта. Общество наградило писателя репутацией опасного и неблагонадежного человека.

Мотивация и настроение произведения

Такая жизненная ситуация и породило смутное настроение автора. Лермонтов замкнулся в себе. Интровертность стала основным мотивом, побуждающим писателя творить. В произведениях русского поэта все больше слышатся мрачные и зловещие ноты. Вскоре в лермонтовских текстах появляется и знаменитая демоническая тема.

Анализируемая поэзия является итогом серьезной саморефлексии. Автор открыто, с помощью литературы, выражает свое презрение к обществу. Все же, несмотря на яростно-бунтарское творчество, критики подчеркивают: писатель нуждался в признании. Лермонтов отчаянно желал одобрения от общества, зависел от оценок окружающих людей. Самооценка поэта была заниженной. Лермонтов считал себя неудачником, далеким от славы Пушкина.

Последствия критики

Негативные отзывы о его произведениях убедили Лермонтова в том, что он неудачник. Это мнение было ошибочным. Но процесс разочарования – в себе, в мире – уже начался. Писатель утратил веру в себя, свои силы. Постепенно из жизни поэта уходит понимание смысла и цели жизни. Лермонтов больше ничего не хочет, ни к чему не стремится. Чувства, любовь, страсть потеряли для поэта значение. Все земное, все человеческое – преходящее, не вечное.

Любовь к родине – важная составляющая внутреннего мира Лермонтова. Автор сам считает связь со своей страной неразрывной, поэтому из-под его пера вышло стихотворение “Родина”, ознакомиться с описанием которого мы предлагаем читателям

Писатель развивает логику собственного жизненного провала. Лермонтов не видит, что внес какой-то вклад в литературу. Поэт окончательно потерял надежду на будущее, на достижение высоких целей. Грядущее видится Лермонтову безрадостным, гнилым, несущим старость и гибель.

Белинский – великий русский критик – высоко оценивал лермонтовское творчество. Это произведение исследователь приравнял к «похоронной песне всей жизни».

Лермонтов: отношение к себе

Французский философ Мишель Фуко говорил: человек нуждается в заботе о себе. Лермонтов страдал заниженной самооценкой. В юношестве писатель мечтал о военной карьере. В 1812 году развернулась российско-французская война. Но Михаилу Юрьевичу не удалось принять в ней участие. После окончания военных действий заниматься военной карьерой стало сложнее: не хватало мест для подвигов.

Ситуация для поэта осложнялась потерей близкого человека. У писателя рано умирает мама. Лермонтов ищет способ излечиться от душевной боли в любовных отношениях. Михаил Юрьевич пережил не одну влюбленность.

Но увлечения длились короткое время. До самого конца писателя сохранил теплое отношение к одной девушке. Ее звали Варвара Лопухина. Лермонтову не удалось обрести семью. Всю жизнь поэта преследовало одиночество, общественное отторжение, чувство пустоты. Эти ощущения воплотились в лермонтовском творчестве.

Тематика стиха

В центре повествования – мотив одиночества. Это чувство сопровождается ощущением разочарования. Писатель намекает, что потерял вкус жизни, смысл существования. Автобиографический характер произведения обусловил смешение образа героя и автора. Перед глазами публики предстает герой, который испробовал вкус горечи и утраты в жизни.

Первая часть

Мотив одиночества проявляется уже в первых рядках поэзии. Пустота – тягостное чувство. Человек ощущает себя одиноким в сложных ситуациях, когда он нуждается в поддержке. Герой осознает: мечты порой остаются только мечтами, далекими от реальности. Человеку не запрещается мечтать. Но мечты – это безрезультатное занятие.

Вторая часть

Второе четверостишие отличается большей откровенностью. Герой рассуждает о любовных отношениях. Личная жизнь автора не радовала его. Это был печальный опыт. Писатель разочаровался в любви, уверился, что любовь – преходящее чувство. Одиночество, между тем, тоже тяготит мужчину. Героя не удовлетворяет внутренний мир, он ищет восполнения и успокоения во внешнем мире.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Предсказание» – произведение, в котором воплотился дух романтического бунта. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Автор считает страсть иллюзией, которую легко разрушает рассудок. Писатель отвергает страсть, говорит о бесполезности любви. Романтические отношения – это несерьезное занятие. Логику писателя завершает такая мысль: жизнь можно воспринимать только как шутку. Подобные выводы в истории литературы – не новинка. За несколько столетий до Лермонтова к похожему выводу пришел английский драматург – Уильям Шекспир.

Композиция произведения

Структурно лермонтовское творение является монологом-рассуждением. Произведение состоит из нескольких условных фрагментов. Каждая часть посвящается отдельному аспекту человеческой жизни и бытия в целом. Автор рассуждает о желаниях и мечтах, любви, страсти.

Формально поэзия состоит из трех четверостиший. Последние две строки содержат вывод и основную идею лермонтовского шедевра.

Жанровые особенности стиха

Поэзия отличается философским характером. Грустные ноты свидетельствуют, что лермонтовское творение близится по жанру к элегии. Писатель задается актуальными вопросами: о смысле бытия, о ценностях, о чувствах. Самый яркий мотив произведения касается чувства разочарования.

Для реализации своей цели автор использует разностопные строки. В тексте присутствует трех- и четырехстопный амфибрахий, перекрестная рифмовка. Писатель чередует мужскую рифму с женской.

Художественная выразительность поэзии: приемы и тропы

Литератор не употребляет слишком много средств выразительности. Лаконичность приемов и тропов имеет для анализируемого текста особое значение. Художественные средства создают образ героя, отображают его внутренний мир, раскрывают эмоциональное состояние. Рассмотрим художественные особенности лермонтовского произведения детальнее:

  • Роль метафор. Этот прием – ключевой для лермонтовского произведения: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»;
  • Роль эпитетов. В тексте присутствуют различные прилагательные и наречия: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно»;
  • В поэзии отсутствуют сравнения;
  • Языковые средства характеризуют абстрактные понятия;
  • Традиционные средства преломляются под художественным воображением автора;
  • Роль интонации. Писатель использовал синтаксические конструкции восклицаний, вопросов, незаконченных, оборванных предложений. Автор часто прибегает к риторическим фигурам;
  • Роль аллитерации. В начале произведения поэт часто повторяет согласные звуки («ж», «з», «с», «ч»). Такой прием усиливает грустное, пессимистичное настроение поэзии.

Лермонтовские образы

Михаил Юрьевич – классический романтик. Соответственно, произведения русского поэта отличаются насыщенностью романтическими образами. Автор обращается к философии, задается вопросом о связи человека и природной стихии.

Лермонтова беспокоит место человека во вселенной, в узком земном мире. Поэт размышляет о классических темах романтизма: соотношение культуры, цивилизации и природного начала, роль противоречий в человеческой жизни и т. д.

Произведение-пейзаж

Пейзажная миниатюра – жанр, в котором часто работал Михаил Юрьевич. Это тоже классическая черта романтической литературы. Поэтическая миниатюра постепенно переходит в подобие философской медитации.

Писатель использует традиционный для романтизма фон – описание природной стихии. Образы окружающего мира несут символическую, аллегорическую нагрузку, раскрывают внутренний мир героя.

Природа – это кладезь покоя и гармонии. Равновесие окружающей среды помогает человеку найти баланс. Человека – в трактовке Лермонтова – разрывают бесконечные противоречия и внутренние конфликты. Тоска, тревога героя толкают его к переосмыслению себя и своей жизни.

Источник