Зависимый крестьянин несший повинность в пользу князя

Какими правами в обществе они обладали?

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

13,0 K

Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

Что было выгоднее крестьянам: барщина или оброк?

Здесь не все так просто. Все зависит от положения крепостного крестьянина. Если у него хорошее хозяйство и хорошее состояние, то ему выгоднее платить оброк и не тратить время на работу на помещика (барщина).

Если же хозяйство у крестьянина плохое и материальное положение тоже, то ему выгоднее нести барщину, ведь платить оброк ему нечем 🙁

Прочитать ещё 2 ответа

Какова была военная организация древнерусского государства?Из каких элементов состояла рать и т.д.

Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch

Доцент ТюмГУ, кандидат…

Следует оговориться, что о военной организации, как и о многих других элементах древнерусского государства нам известно крайне мало в силу скудности источников базы. Поэтому, истории вынуждена по отдельным упоминаниям и через аналогии с другими странами весьма условно реконструировать военную организацию.

Войско Древней Руси можно разделить на 2 большие части: дружина (условно можно считать профессиональными войнами ) и вои (народное ополчение). Следует сказать, что дружину мог содержать не только сам князь но и его воеводы, так в ПВЛ упоминается дружина Свенельда.

Дружина, которая тоже имела внутреннее деление, на старшую и младшую, несла постоянную службу и обеспечивала защиту подвластной князю территории. Именно дружина была ядром древнерусского войска и его основной ударной силой.

Народное ополчение, а надо помнить что Древняя Русь находилась в эпохе военной демократии, собиралось когда сил дружины не хватало. Первоначально ополчение носили племенной характер. В ПВЛ в эпизоде похода Олега на Царьград перечисляются племена, которые пошли вместе с ним. Скорее всего это были как племенные дружинники, так и народное ополчение. Зачастую ополчение собиралось не только для защиты, но и для нападения. Так поход на Византии сулил участникам хорошую добычу, поэтому жажда наживы могла соблазнить и просто ремесленника или земледельца. Еще одной частью древнерусского войска могли быть наемники, обычно это были или варяги или кочевники. Так именно с помощью варягов Владимиру 1 удается захватить киевский стол.

Если говорить о родах войск, то основная масса относилась к пехоте. Конница, несмотря на знакомства славян с лошадьми, не была распространенна и скорее лошадь играла роль транспортного средства для доставки война к месту сражений. Только, позднее уже в средневековую эпоху на Руси начинают активно появляться тяжеловооруженные всадники. Роль конницы зачастую отводилась приглашенным кочевникам. Скорее всего не было популярно и метательное оружие, хотя и лук и сулицы были известны войнам Руси, но популярность приобретают уже позднее. Основным видом вооружений был, меч, копье и топор. Подробнее о древнерусском оружии можно почитать у Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие», М., 1971.

Почему в Российской Империи крепостными были только русские? Можно было взять в крепостных татар, башкир, тувинцев и других?

Редактор, канд.ист.наук, российская история

Как мне кажется, здесь необходимо начинать со раннесредневековой идеологии трех сословий. Ее суть в представлении о том, как должна существовать идеальная христианская община, которая не империя и вообще не государство. Это сообщество, в котором люди вносят посильный вклад в общее дело. Духовное сословие учит и наставляет, воины сражаются, общинники выращивают хлеб и занимаются ремеслом. Все делают, что умеют, и все равны.

Но, разумеется, довольно быстро в европейских христианских общинах началось формирование неравенства (а может равенства никогда и не было). Сильные, то есть воины, стали принуждать слабых, то есть общинников, отдавать больше, потому что: война, кругом враги и язычники, потому что мы самые-самые, а они пусть завидуют, потому что государственное дело и так далее и тому подобное. Мотивации сопровождались насилием, в итоге свободные общинники, выращивающие хлеб, оказались в положении рабов (но не везде, например, в Швеции – нет). Постепенно (добровольное) участие в общине и (свободный) дележ хлеба стали обязательными.

Слово “крестьяне” – это слегка измененная форма слова “христиане”. Как бы странно это ни звучало, но крепостное право – свидетельство принадлежности к христианской общине. Землей владели христиане, инородцы и покоренные народы обязывались платить ясак, то есть натуральный налог. Аналогично была устроена, например, исламская община. Свои, т.е. мусульмане, сидели в разной степени “на земле”, тогда как иноверцы (зимми) платили налог (джизью). С течением времени и появлением государств все стало сложнее, чем я описываю, но общий контур таков.

Крепостное право – деградация базового представления о том, как должна быть устроена христианская община. (А если учесть, что схожие концепции существовали у мусульман и буддистов, – так и вообще любое общество). В разных странах крепостное право развивалось по разной траектории. Где-то оно закончилось рано (в Англии – в XIV веке), а где-то – очень поздно (В Австро-Венгрии – в 1848 году).

Представление о нациях начало формироваться на исходе крепостного права.  Если бы вы сказали помещику XVIII века, что он “эксплуатирует представителя титульной нации”, то он бы просто не понял ни одного слова из сказанной вами фразы. Понятия “эксплуатация” и “нация” появились в РИ только в середине XIX века. И появились ровно для того, чтобы описывать новую, посткрепостническую ситуацию.

P.S. До 1912 года Тува находилась под управлением китайской династии Цин. Так что ввести крепостное право в Туве московские цари не могли при всем своем желании.

Прочитать ещё 12 ответов

Насколько подходит для российской истории деление на Древность, Средневековье и Новое время? Почему период Древней Руси не называют Средневековьем?

историк, филолог, специалист в области истории российской культуры и интеллектуа…

Существующее словоупотребеление имеет понятную логику. Термин “Средние века” исторически отражает эпоху, отделяющую античность от Возрождения, поскольку в России не было ни того, ни другого, то о каком Средневековье можно говорить. К тому же средние века традиционно связывали с европейским феодализмом – совершенно определенной и исторически конкретной формой отношений между сословиями и организации собственности, власти и копоративных прав. А как говорил Пушкин, “Феодализма у нас не было и тем хуже”. Поэтому устоявшийся термин Древняя Русь выглядит более уместным, хотя у меня есть ряд претензий и к нему, поскольку он ставит акцент на континуальности между совершенно разными госудаственными образованиями, которой в реальной русской истории, на мой взгляд, не было. Я предпочитаю говорить о Киевской Руси, Ордынском периоде, Московском царстве и Российской империи. Мне представляется, что это совершенно разные исторические явления.

Читайте также:  Польза утренних прогулок по морю

Прочитать ещё 1 ответ

Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?

Всего в Положении 207 пунктов.

Вот самые основные:

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

  2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

  3. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>

  4. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны

  5. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2014;
проверки требуют 22 правки.

Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности. Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство крепостного феодал должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону, хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в XVII-XIX веках пришли наёмные рабочие и капиталисты. В отличие от рабов крестьяне могли заниматься коммерцией. Крестьянин сам по себе не мог быть продан, объектом купли-продажи являлась земля, к которой он был прикреплён.

История[править | править код]

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия — так называемых колонов поздней античности, которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками, заселявшими окраины империи (Галлия, Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны. В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты. При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X—XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и феодалы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и своё положение в обществе.

Различия положения по странам[править | править код]

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Их положение также сильно варьировалось. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в XII-XIII веках, полностью ликвидировавшись к XV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше — до конца XVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные. Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Этноязыковая стратификация[править | править код]

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)- язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки — на Украине, в Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане — в Ирландии; шведы в Финляндии.

Источник

Закупы как категория древнерусского населения

Б. Д. Греков назвал вопрос о закупах одним из самых беспокойных в историографии Древней Руси. Ведь письменные памятники, которые содержат слово «закуп» довольно малочисленны. Например, он совсем не встречается в летописях. О закупах нам приходится судить только по тем материалам, которые имеются в Пространной Правде – основном и главном источнике в изучении так называемого закупшичества.

Само наличие определённого законодательства о закупах, которое было объединено в «Уставе о закупах» склоняет нас к выводу о значительном распространении в данный период закупничества, а также о его существенной ведущей роли в образе жизни барского подворья в двенадцатом веке.

Закуп свода законов «Русская правда» выступает с определёнными социальными и экономическими признаками. Однако, прежде чем разбираться в их существе необходимо уяснить, что закупом называли там недавнего смерда, то есть свободного крестьянина-общинника, лишённого из-за разорения средств производства, вынужденный экономической необходимостью искать покровительства и защиты у господина. Однако и данное утверждение нельзя признать удовлетворительным в полной мере, так как оно не вносит ясности и прозрачности в предзакупное положение бывшего раннее общинника. На самом же деле, в какой именно мере был разорён крестьянин – настолько ли, что он в данном пошатнувшемся состоянии сохранил крестьянский социально-экономический статус самостоятельного производителя? Данный вопрос имеет принципиальное значение и так называемый «Устав о закупах» может помочь нам в его разрешении.

Также не менее интересно и то обстоятельство, что в Русской правде закуп запечатлён утратившим всякую связь с существующей крестьянской общиной, членом которой он когда то был. Во всём Уложении не встречается ни одного намёка на любой контакт закупа с сельской общиной. Здесь он фигурирует в качестве человека, который подчиняется только одному господину.

Следовательно, до того как закуп стал таковым он полностью потерял общину, выпав из неё по каким-либо причинам. Какое было его имущество в тот самый момент? Чтобы получить ответ, давайте обратимся к Пространной Правде. Итак, в пятьдесят седьмой статье говорится, что закупа снабжает инвентарём хозяин.

Таким образом, можно предположить, что на момент становления закупом человек не имел ничего.

История Киевской Руси интересна и уникальна. В частности, слои населения в ней были не похожи на европейские. В статье мы ответим на вопрос: «Закуп — это кто?» Итак, все население Древней Руси делилось на две большие категории: свободные и зависимые люди. Первая категория включала в себя аристократическую верхушку общества (князья, бояре), служилую (дружинники) и торговую (купечество). Вторая категория была более сложной по своей структуре, и в ней можно выделить две основные социальные группы: личнозависимые или рабы. К ним относились холопы, которые, в отличие от античности, были не классическими, а патриархальными рабами, и люди, экономически зависимые, — это закупы и рядовичи, а также смерды.

Читайте также:  Амарантовая мука польза и вред как принимать рецепты

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 3048
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Хлебопашец вольный

Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки (М.Н.Тихомиров, Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков) пытались установить место этой группы в древнерусской общественной структуре, и в основном им это удалось.

Согласно общепринятому мнению, смерд – дееспособный крестьянин-землевладелец. Историки полагают, что изначально так именовали полноправного члена сельской крестьянской общины, а по мере развития феодальных отношений понятие было перенесено на крестьянина, чьим сюзереном выступало непосредственно государство (в лице князя или боярской республики, как в Новгороде). Он был подсуден князю, нес в его пользу повинности и платежи. Смерд был собственником своего имущества и передавал его по наследству, но исключительно сыновьям. При отсутствии таковых наследником становился князь, обязанный из наследства выдать содержание незамужним дочерям покойного. Но подобная практика в эпоху феодализма существовала и для высших сословий – там тоже наследником мог стать сеньор.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1049
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Свод законов «Русская Правда»

Об этих двух категориях экономически зависимого населения повествует один, но очень важный исторический источник — «Русская Правда». Он представляет собой комплекс древних норм письменного права, который оформлялся в течение нескольких столетий, начиная с XI века. В нем же есть ответ на вопрос: «Закуп — это кто?» Первым эти законы записал в бытность новгородским князем. Потом дополнил после занятия великокняжеского стола в Киеве. Затем его дети, князья Ярославичи, и внук, Владимир Мономах, внесли свою лепту в «Русскую Правду».

Наиболее детально свод законов регламентирует положение закупов, в значительно меньшей степени — рядовичей. Он же определяет, что закуп — это зависимая категория населения. В тех и других есть как общие черты, так и отличия.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 785
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Особенности уголовной ответственности

Однако можно слышать и утверждение, что смерд – зависимый человек, равный холопу (лично зависимому слуге). Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень.

Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли (наравне с феодалами) владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина. Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам.

Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1133
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы  — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1521
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Временно обязаны

Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 922
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Свободные и несвободные

Свободное население

Несвободное население

Дружинники

Рядовичи

Князья

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Бояре

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

 

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 381
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1516
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Защита прав закупа

Если какое-либо из прав нарушалось, он мог прибежать на княжеский двор и заявить о несоблюдении закона. Данная привилегия защиты в княжеском суде подчеркивала, что закуп — это бывший свободный человек, который, отработав купу, имел возможность вернуть свой прежний социальный статус. Ему также давалось право свидетельствовать в суде по так называемому малому иску, т. е. не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения этого делать не могла.

Читайте также:  Соль для ванны пихта польза

Свободные смерды , заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами , которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской Правде » хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом , однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1423
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1124
Источник: https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/

Группы населения в Киевской Руси

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2367
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm

Отрывок, характеризующий Закупы

– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас… – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет… – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же…
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю… Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было… Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него…
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая… Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.

Заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской правде» хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 2236
Источник: https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 19807
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://uristol.ru/claims/smerdy-na-rusi-razryady-zavisimyh-krestyan-drevnei-rusi-kto/: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 5744 (29%)
  2. https://www.errands.ru/earn/chto-zakup-opredelenie-po-istorii-razryady-zavisimyh-krestyan/: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 9794 (49%)
  3. https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/naselenie_kievskoi_rusi.htm: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4269 (22%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Источник