Занятия в старшей группе о пользе деревьях
Конспект НОД старшая группа по теме «Деревья»
«Путешествие в лес».
Составила: воспитатель Гладкина М. А.
Д/с № 8 г. Коркино
Цель. Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.
Задачи.
Образовательная. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе. Закреплять знания о деревьях и их строении. Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям Предварительная работа.
Рассматривание иллюстрации изображающие деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Живое – неживое»
Материал. Знаки разрешающие и запрещающие , красный и зеленый обруч, Иллюстрации изображающие деревья, лес, карточки для игры «Из семечка в дерево».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться на прогулку в лес, (Звучит музыка «Звуки леса»).
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите ребята вокруг, что вы видите. Дети. Много деревьев, кустарников
Воспитатель. Назовите деревья?
Дети. Сосна, дуб, береза, осина….
Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?
Дети. Деревья похожи тем, что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена….
Игра «Из семечка в дерево»
Воспитатель:
– Сейчас будем играть «Из семечка в дерево» вот 4 карточки нужно разложить, так что было понятно, как из желудя вырос дуб.
Физ. минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»
Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Сильными, большими
Ноги – это корни (раздвигают ноги шире)
Их расставим шире
Чтоб держали дерево (сжатый кулак ставят)
Падать не давали (над другим кулаком)
Из глубины далеких (наклоняются, складывают ладошки чашкой)
Воду доставали, ( разгибаются)
Тело наше – ствол могучий (раскрытыми ладонями проводят вдоль тела
сверху вниз)
Он чуть-чуть качается (покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой острой (складывают ладошки шалашиком острым
Концом вверх)
В небо упирается, (поднимают соединенные руки вверх)
Наши руки – это ветви (раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы
направляют от себя)
Крону вместе образуют (смыкают пальцы над головой)
В кроне им совсем не страшно (качают головой)
Когда ветры сильно дуют (качают поднятыми руками)
Пальцы – веточками будут (шевелят пальцами обеих рук)
Листья закрывают их (прикрывают одну ладонь другой)
Как придет за летом осень (поднимают вверх правую руку, затем левую)
Разлетятся листья вмиг (разводят руки в сторону)
Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. Ребята вы готовы дальше путешествовать.
Игра «Отгадай и покажи»
1. Стоит Аленка
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан (Береза)
З.Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок (Дуб)
5. Ягода не сладкая
Зато глазу радость!
И леса украшение,
И дроздам угощения (Рябина)
2. Весной растет
Летом цветет
Осенью осыпается
Зимой отсыпается
А цветок – то- медок
Лечит от гриппа
Кашля и хрипа (Липа)
4.Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок (Осина)
6. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголкак круглый год (Елъ,Сосна)
Воспитатель: А что такое лес? Как вы его себе представляете?
Дети: где много деревьев, цветов, травы, много растений, животных, птиц, насекомых
Воспитатель: Ребята! Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.
Воспитатель, Ребята «Для чего нужны деревья»
Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, – богатство всей планеты Земля.
Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?
Дети: нам дают его деревья
Воспитатель: Да, ребята, правильно — нам дают деревья. Зеленое вещество в листьях растений – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и
выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.
Воспитатель. Ребята, а для чего еще нужны деревья?
Дети: Деревья место для постройки гнезда, столовая для насекомых, животных …и т.д.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Мы сейчас поиграем в игру «Можно-нельзя»
В красный обруч – запрещающие знаки поведения в лесу, а зеленый обруч –
разрешающие.
(ломать ветки, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы,
собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор
после себя).
Воспитатель. Молодцы вы правильно разложили знаки.
Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?
Дети. Деревья похожи тем что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена….
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие деревья вы сегодня встречали в нашем
лесу?
Дети: берёза, дуб, осина, ёлка
• Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
• Какие части растений расположены под землей, над землей?
• Что нужно для роста растений?
• Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Воспитатель: Лес – это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.
Воспитатель: Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?
^ Чем питаются животные?
^ Как готовится к зиме медведь?
^ Как готовится к зиме белка?
^ Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?
Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья — это самое главное богатство леса.
Воспитатель: А сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо.
• Кто живет в воздухе?
• Чем отличаются птицы от животных?
• Как называют птиц, которые улетают на зиму?
• Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
• Почему птицы улетают?
• Чем питаются птицы?
Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда
птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.
Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.
• Назовите их. (Дети перечисляют)
• Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?
Дети: Насекомые
• Кому нужны насекомые на земле? Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.
Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей) Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки, Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.
Итог
Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать
Что нового вы узнали в ходе путешествия?
Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были
очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу,
заботится о птицах и животных.
Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес.
Наталья Буркова
Конспект занятия в старшей группе «Деревья — наши друзья»
Программное содержание:
• Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель – к ельнику и т. д.).
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
• наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
• чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
• рассматривание иллюстраций о лесе;
Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
• ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
• иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
• хвоя сосны и ели в тарелочках;
• шишки сосны и ели в контейнерах;
• иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
• мяч для игры;
• раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия:
– Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.
– А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т. к. в нем растет много деревьев».
– А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса – посади»
– А кто хозяин леса?
– Лесник.
– Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
– Правильно, правило поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.
– Хотите послушать сказку про деревья?
“Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством.Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка –Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты.Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна –Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина –Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь,а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза –Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие,например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
Что случилось далее мы узнаем позже.
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа
Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала.Давайте мы с вами скажем волшебные слова:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.
– Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.
(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)
– Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Задание 1
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница, другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем,кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
– Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
– Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2
Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?
– У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
– Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
– БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
– Береза – единственное в мире дерево с белой корой.
– Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
– Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
– Чем еще отличаются эти деревья?
– Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
– Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
– Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
– У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
– Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
– Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
– Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
– Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
– Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
– Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
– Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
– На ветвях этих деревьев растут листочки.
– Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
– Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?
– Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
– Идемте дальше. И на пути нашем – ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
– Какие деревья растут в хвойном лесу?
– Сосны, ели.
– Кто знает загадку про ель и сосну?
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
– Почему эти деревья стоят зеленые?
– Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
– Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
– Что вы можете рассказать о ёлочке?
– Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
– Какой ствол у сосны?
– Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
– Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
– Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
– Чем они похожи?
– Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
– Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
– Иголочками.
– По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
– Скажите, почему хвойный лес так называется?
– Какие хвоинки у сосны?
– Длинные, мягкие, светлые.
– А у ели?
– Короткие, колючие, темные.
– Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
– Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.
– Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
– Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
– Какие шишки у ели?
– Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
– Что вы расскажете про сосновые шишки?
– Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
– Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
– Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
– На карточках – хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).
Входит старичок-лесовичок
– Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.
– Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
– Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
– Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ – ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)