Занятие какую пользу приносят человеку домашние животные
Елена Лизунова
Конспект занятия «Домашние животные»
Конспект занятия по теме: «Домашние животные» (слайд 1).
Цель: Уточнять и систематизировать знания детей о домашних животных.
Задачи:
1. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах, где живут, чем питаются; какую пользу приносят.
2. Способствовать развитию памяти, наблюдательности, внимания, умения внимательно слушать, формировать самостоятельность и активность.
3. Воспитывать любовь и заботу к домашним животным.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных. Мы узнаем много интересного, но сначала узнаем, о ком сегодня пойдет речь, а для этого угадаем загадки (воспитатель загадывает детям загадки):
1. С колокольчиком идет,
Травку медленно жует.
Нагуляется на поле,
Много молока дает! (Корова) (слайд 2)
2. Любит желуди на завтрак.
Любит спинку почесать,
После дождика на травке
Или в луже полежать! (Свинья) (слайд 3)
3. Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь) (слайд 4)
4. Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку –
В клетке сгрыз дощатый полик.
И не зайчик он а (кролик) (слайд 5)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Баран) (слайд 6)
6. Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака) (слайд 7)
7. Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка) (слайд 8)
8. Говорят, что егоза.
Все твердят: «Упрямая».
Лупоглазые глаза.
Ходит по поляне.
Травку ест, из лужи пьет,
Молоко она дает! (Коза) (слайд 9)
Воспитатель:
-Как называется эта группа животных? (Домашние).
– Каких ещё домашних животных вы знаете? (Гусь, индюк, утка, курица).
-Почему этих животных называют домашними? (живут рядом с человеком, человек о них заботится).
– Какие животные есть у вас дома?
– Как вы думаете, всегда ли животные жили рядом с человеком?
– Знаете ли вы, кто был предком собак, кошек и других домашних животных? Предками собак были волки, домашних котов – камышовые коты, коров – дикие быки – туры, свиней – дикие кабаны, лошадей и ослов – зебры.
– Смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? Какая опасность их там подстерегает?
Воспитатель предлагает выяснить «Кто чем питается?»
– собака (мясо, кости) (слайд 10);
– кошка (молоко, трава, злаки, мышь, рыба) (слайд 11);
– корова (сено, молоко) (слайд 12);
– лошадь (сено, трава, овсом) (слайд 13);
– коза (капуста, кукурузу, сено (слайд 14);
– свинья (овощи, фрукты, отруби) (слайд 15).
Пальчиковая гимнастика.
Котенок.
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).
Игра «Назови ласково»
Воспитатель предлагает назвать ласково (собака – собачка, кошка- кошечка, лошадь- лошадка, корова – коровка, утка-уточка, коза – козочка).
Игра «Как животные подают голос»
– корова – мычит
– лошадь – ржет
– свинья – хрюкает
– коза, овца – блеют
– кошка – мяукает
– собака – лает
Наше путешествие «в мир животных» продолжается.
Какую пользу домашние животные приносят людям? (слайд 16)
Все домашние животные приносят пользу человеку. Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему? (ответы детей. Все домашние животные нужны людям, так как каждое животное приносит свою пользу). А какое домашнее животное вам нравится больше всех?
Ребята, какую пользу приносят ….?
– свинья даёт мясо (слайд 17);
– кот ловит мышей (слайд 18);
– коза дает мясо, молоко, шерсть (слайд 19);
– лошадь перевозит людей, дает мясо (слайд 20);
– корова даёт молоко, мясо, кожу (слайд 21, 22);
– кролик дает человеку мясо, шерсть, пух (слайд 23, 24);
Физкультминутка:
«Кролик потянулся»
Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.
Игра «ДА» или «Нет».
Если дети согласны,отвечают: «да», если нет – «нет».
1. Домашние животные могут жить в лесу. (нет)
2. Человек заботится о домашних животных. (да)
3. Для лошадей строят конюшни. (да)
4. Вам понравилось наше занятие? (да).
Заключительная беседа.
Наше путешествие в мир животных закончилось. Подведем итоги.
– Ребята, о ком мы с вами говорили?
– Что нового вы узнали о домашних животных?
Спасибо за внимание! (слайд 25).
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных.
Задачи:
Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать у детей умение отвечать развёрнутым предложением на вопрос. Развивать, связную речь, зрительное внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.
Ход занятия.
- Организационный момент.
-А у нас сегодня гостья? Угадайте, кто это?
Тихо в комнату войдет
Замурлычет, запоет. (Кошка)
-А вот и кошка Мурка. Она пришла к нам, чтобы рассказать о своих друзьях, о том какаие они замечательные, где живут, чем питаются и какую пользу приносят человеку. А мы ей в этом поможем. Мурка очень гордится своими друзьями.
2. Отгадывание загадок о домашних животных.
1. Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: «Му-му!
Молочка налить кому?» (Корова.)
2. Обойди хоть всю округу —
Не найдешь вернее друга!
На охоте помогает,
3. Ночью дом наш охраняет. (Собака.)
– Везёт она воз.
Ест сено да овёс.. (Лошадь.)
4. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза.)
5. Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней шерстинка. (Свинья.)
6. Облачко на ножках бегает по дорожке.( овца)
7. Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь
Упрямец ужасный.(осел)
8. Ест морковку, длинноухий.
Хочешь, можешь взять на руки.
В клетке деревянный домик.
Кто живет в нем? Белый….(кролик)
(После каждого правильного ответа, выставляется картинка соответствующего животного)
3. Беседа «Кто такие домашние животные?»
– Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
– Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детёнышей молоком.)
-Чем отличаются лапы животных от ног животных?
– Где живут эти животные? (Рядом с человеком.)
– Как они называются? (Домашние животные.)
– Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)
4. Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные»
-Все домашние животные приносят огромную роль человеку. Давайте немного поиграем и вспомним, чем же эти животные полезны.
(На столе лежат маленькие карточки с изображением домашних животных. Дети по очереди подходят, берут карточку, показывают детям и рассказывают о пользе этого животного для человекакарточку крепят к доске,)
- Собака охраняет дом.
- Свинья дает человеку мясо.
- Овца дает мясо и шерсть.
- Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
- Кошка ловит мышей и крыс.
- Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
- Корова дает человеку молоко и мясо.
- Кролик дает полезное мясо и мягкий пух
-Так какую же пользу приносят домашние животные?
5. Игра “Назови детенышей и расскажи о животных”
(Используется презентация)
- Слайд 1. Назвать детенышей домашних животных.
- Слайд 2,3,4,5,6 .Рассказать о том, где живут домашние животные, и кто за ними ухаживает.
Корова –бык – теленок, коровник – пастух, доярка.
Лошадь –конь(жеребец)- жеребенок– конюшня – конюх.
Свинья – поросенок, – свинарник – свинарка.
Овца –баран ягненок, – овчарня – овчар, чабан.
Собака -щенок, -будка-хозяин (собаковод).
Кролик-крольчиха-крольчонок, клетка-кроликовод
Коза-козел-козленок-козлятник-козовод
Кошка-кот-котенок-живет где хочет – хозяйка.
6. Игра в слова
-Вы очень хорошо справились с заданием, а сейчас мы посмотрим, кто же из вас был самым внимательным. Предлагаю поиграть в слова. Я называю слово, а вы попробуйте объяснить, что означает это слово.
•поросенок – детеныш свиньи
•доярка – профессия человека, который ухаживает за коровами
•лошадь – домашнее животное
•свинарка – профессия человека, который ухаживает за свиньями
•ягненок – детеныш овцы
•коровник – жилище коров
•конюшня – жилище лошадей
Молодцы, ребята, вы очень внимательные.
7. Физкультминутка: «Игра в стадо»
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо. (Дети идут по кругу)
– Мы рычали: «Р-р-р» (Встали, сделали коготки из пальчиков)
– И мычали: «Му!» ( Сделали рожки)
– По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» (Встали на четвереньки)
– Не слыхали замечаний Ирины Николаевны ( Опять идут по кругу)
– А она сказала строго: – Что за шум такой у вас? (Останавливаются, грозят пальцем )
Я детей видала много. Таких вижу в первый раз!
Мы сказали ей в ответ :- Никаких детей тут нет! (Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в сторону)
– Мы не Пети и не Вовы, Мы собаки ! И коровы! (разводят руки, показывают на себя)
А она в ответ: – Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух. И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду. (Слова воспитателя Дети идут по кругу друг за другом).
Итог: итак, мы уже знаем о животных достаточно много: где они живут, кто за ними ухаживает, как называются их детеныши. А знаете ли вы, как они подают голос? Сейчас проверим.
7. Игра с мячом «Как животные подают голос» (в кругу).(Слайд7)
– корова – мычит
– лошадь – ржет
– свинья – хрюкает
– коза, овца – блеют
– кошка – мяукает
– собака – лает
Животные редко живут поодиночке, а чаще в группах.
8. Игра «Силуэты» (Слайд 8)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
1
2
Какую пользу приносят домашние животные.
3
Собака охраняет дом.
4
Кошка ловит мышей.
5
Лошади перевозят различные тяжести, помогают человеку передвигаться. Кроме того, лошадь дает нам мясо и молоко, из которого готовят целебный напиток – кумыс.
6
Курица дает нам мясо, яйца, пух и перья.
7
Из куриного пуха и пера делают подушки.
8
Осел помогает человеку передвигаться и перевозить тяжести.
9
Корова дает нам молоко, мясо и кожу.
10
Из коровьего молока делают сметану, творог, масло. Из кожи делают различные кожаные изделия.
11
Коза дает нам мясо, молоко и пух.
12
Козий пух называют – мягкое золото. Он очень мягкий и нежный. Из него вяжут платки, шали, варежки, носки, кофты.
13
Утки и гуси дают мясо, яйца и пух.
14
Вещи из птичьего пуха мягкие и отлично сохраняют тепло.
15
Овечка дает нам мясо и шерсть.
16
Вещи из овечьей шерсти очень теплые.
17
Свиньи дают мясо, сало и кожу.
18
Из мяса свиньи и других домашних животных делают сосиски, колбасы, котлеты. Из кожи шьют одежду, обувь, сумки и еще многое другое.
19
Кролики дают человеку мясо,шерсть и пух.
20
Из кроличьей шерсти шьют шапки, шубы, из пуха вяжут варежки, носки, свитера и другое.
21
Индюки дают мясо и много ценного пуха и пера.
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о домашних
животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; - Учить образовывать множественное число существительных;
- Согласовывать существительные с прилагательными;
- Учить составлять рассказ-описание;
- Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов;
- Прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки по данной теме; раздаточный материал – предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мне бы хотелось провести занятие как-то необычно. И на эту мысль меня натолкнул мой пушистый домочадец. А какой именно вы угадаете из моего рассказа.
Васька (рассказ)
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
Ну конечно, это — … (Кот)
Кот – это дикое или домашнее животное?
Дети: домашнее.
А если всех собрать вместе – кошку, собаку, корову и т.д. Каких можно будет одним словом назвать?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сегодня мы, ребята, поговорим о домашних животных. Но для начала мы поиграем в игру.
2. Игра «Узнай по описанию»
– Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (корова)
– Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (кошка)
– Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (собака)
– Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном и травой. (лошадь)
– Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (коза)
– Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; дает шерсть, мясо. (овца)
– Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачком. (свинья)
(на доску выставляются картинки с домашними животными)
– Ребята, я вас хочу спросить: А у вас дома есть домашнее животное?
3. Беседа о домашних животных
Проснулась я сегодня утром и думаю, а всегда ли мой кот Василий был домашним? Предлагаю вам, ребята, окунуться в прошлое. Закройте глаза, я посчитаю до 5 и мы с вами окажемся, в далеком, далеком прошлом. Итак, 1,2,3,4,5
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает молоко, мясо, шерсть. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.) У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?
(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т.д.)
где живут домашние животные?
Ребята, а давайте вспомним, как называется жилище домашних животных?
(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, корова – хлев…)
– Ребята, а как же выглядят наши животные?
У всех животных есть основные части тела – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. Чем питаются животные в холодное и теплое время года?
Игра «Кто как голос подает?»
– Как подает голос корова? (Мычит)
– Кошка. (Мяукает)
– Собака. (Лает)
– Коза и овца. (Блеют)
– Свинья. (Хрюкает)
4. Динамическая пауза
«Про кошку»
Подставляй ладошку,
Расскажу про кошку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз – два – три – четыре – пять!
Вот – кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет! Вытягивают руку вперед ладошкой вверх. Гладят ладонь рукой.
Шевелят пальчиками.
Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Поочерёдно загибают пальчики на руке. Сжимают в кулак.
Ставят на ладонь пальцы левой руки, пробегают пальчиками по руке до плеча. Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
5. Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»
Сейчас я вам расскажу очень удивительную историю.
«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?» – заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.
5. Игра «назови детёнышей»
У коровы – теленок, телята.
У собаки – щенок, щенки.
У кошки – котенок, котята.
У лошади – жеребенок, жеребята.
У козы – козленок, козлята.
У овцы – ягненок, ягнята.
У свиньи – поросенок, поросята.
6. Игра «Четвертый лишний»
3 взрослых и 1 детеныш, 3 детеныша и 1 взрослый, 3 животных с ногами и 1 с лапами, 3 картинки с животными и 1 с головой животного.
7. Составление рассказа-описания
Составление рассказа о внешнем виде домашнего животного:
«Кошка – домашнее животное. У кошки четыре лапы с когтями, голова, туловище, хвост, уши, глаза, усы, пасть, зубы, язык. Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. Про кошку есть загадка: часто умывается, а с водой не знается».
– Ребята, а может кто-то из вас сам хочет рассказать про своего домашнего животного?
8. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, кто вспомнит, с чего началось наше занятие?
- Каких домашних животных мы вспомнили?
- Где живут домашние животные?
- Какой труд они выполняют?
- Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?
- Что нового вы узнали?