Заметки о пользе дистанционного обучения
Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.
Д.Д. Хантер. «Война культур»
Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:
- электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
- телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
- пересылка данных (услуги FTR-серверов);
- гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
- ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
- видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).
Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Преимущества дистанционного образования:
- более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
- повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
- оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
- доступность для обучающихся “перекрестной” информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
- повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
- ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможнорешение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.
Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:
- работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
- организации дистанционного контроля знаний учащихся;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
- оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
- отработка умений и навыков;
- оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
- оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
- оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.
Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.
Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.
Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:
- организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
- использовать дистанционное профильное обучение;
- создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
- участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
- создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
- учиться на дистанционных курсах;
- использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.
Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: “Академия”, 2006.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. – 167 с.
4. https://fio.ifmo.ru/
5. https://www.it-n.ru/
6. www.eidos.ru/project/eidos-class/
7. www.eidos.ru/shop/price.htm
Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для педагогов и вызвал множество вопросов. Мы попросили учителей, знакомых с дистанционным форматом, поделиться опытом удаленной работы и дать рекомендации для коллег.
В разговоре участвовали:
Сергей Ловягин — руководитель кафедры STEM в Хорошколе, учитель физики.
Александр Гиринский — заведующий кафедрой терии познания в Лицее НИУ ВШЭ, преподаватель философии и теории познания.
Герман Пальчиков — заместитель директора по воспитательной работе в Филипповской школе, учитель английского языка.
Владислав Лобановский — Наставник VR/AR квантума в Новгородском Кванториуме, педагог дополнительного образования.
1. Какие стратегии дистанционного обучения вы рассматривали и на чем остановились?
Сергей Ловягин: Вначале был широкий спектр разных возможностей. Обсуждали Nearpod, Padlet, Zoom, Hangouts. Мы одновременно работаем в двух сервисах: в Skype для бизнеса и в Школьной цифровой платформе Сбербанка. Плюс к этому подтягиваем еще другие инструменты, например, Jamboard.
Александр Гиринский: Процесс обсуждения еще идет. Если говорить про мой предмет, то мы будем активнее использовать онлайн-курс, который записали раньше. К нему есть дистанционные задания разного рода, тесты, письменные эссе. И будем проводить очные занятия через Zoom. В Вышке есть собственная платформа онлайн-обучения, для выдачи заданий мы используем только ее.
Герман Пальчиков: Мы рассматривали разные стратегии дистанционного обучения. В итоге перекроили расписание, убрали первые уроки, чтобы подольше поспать. Для видеоуроков выбрали Zoom, потому что он оказался проще, чем Skype, и стабильнее работает. Каждому преподавателю дается полтора академических часа. Он сам решает, как распорядиться этим временем. Наша школа давно использует такой ресурс, как Сетевая Мастерская на платформе Moodle. Это изначально платформа для дистанционного образования. Я собираюсь использовать Kahoot для проверки материала. Возможно, буду давать ссылки на Google Формы для заполнения тестов.
Владислав Лобановский: Моей основной стратегией было использовать Discord, чтобы общаться дистанционно и сформировать сообщество. Еще в «Кванториуме» мы используем онлайн-доски, например, Trello. Можно также выдавать задания с помощью мессенджера , а потом их собирать и проверять, но это ближе к традиционной форме обучения. Еще собираемся записать обучающий ролик и с его помощью проводить занятия.
2. Сейчас появилось большое количество инструментов для дистанционного обучения. Как преподавателю выбрать из этого множества?
Сергей Ловягин: Я сторонник выбирать сильного партнера. Своему сыну, который работает в другой школе, я посоветовал посмотреть Google Класс. Хотя я этот сервис не использую, но понимаю, что сразу всё окажется под рукой. Если есть необходимость, стоит выбирать ресурсы с контентом, тот же Яндекс.Учебник.
Александр Гиринский: Если предмет гуманитарный, можно давать письменные задания, эссе, рецензии — форматов много. В таком случае лучше ограничиться базовыми инструментами, например, онлайн-платформой, куда загружать свои видео. Если предмет требует большей непосредственной работы на занятии, то хорошо подойдут сервисы типа Zoom, которые позволяют де-факто проводить очное занятие в онлайн-режиме.
Герман Пальчиков: Действительно много всего хорошего. Прекрасные сервисы Google: Google Класс, Google Формы. Кроме этого, я бы рекомендовал еще массу разных программ типа Kahoot. Есть AnkiDroid — система карточек для изучения слов или новых понятий.
Владислав Лобановский: Я думаю, все инструменты похожи — это либо видео, либо голосовая связь. Мне кажется, нужно подстраиваться под детей и методы обучения преподавателя.
3. Как вам кажется, какие риски у дистанционного обучения?
Сергей Ловягин: Главный риск — неготовность учителей к дистанционной работе в силу возраста, но это проблема решаемая. Пожилых учителей нужно научить, показать, как это работает и поддержать в первое время. Риск №2 — это отсутствие оперативной, постоянной поддержки. Учитель должен иметь возможность задать вопрос и сразу получить ответ.
Александр Гиринский: Я консерватор и не сторонник онлайн-обучения в принципе. Моя позиция не очень популярна. Возьмем предметы, где важно личное взаимодействие, где вы отрабатываете гибкие навыки. Говорят, их можно продублировать онлайн, но, мне кажется, это иллюзия. Процесс социализации проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает.
Герман Пальчиков: Есть технические риски: что-то перестанет работать, интернет отключат. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Другой риск — контроль. Большой класс контролировать как в школе не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам придется больше работать самостоятельно, самим искать информацию.
Владислав Лобановский: Преподавателям сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель. Для учеников есть риск не быть услышанными. Учитель может не уследить за всеми сообщениями.
4. Но наверняка есть хорошее. Какие преимущества у дистанционного обучения?
Сергей Ловягин: Во-первых, у детей появляется больше времени, не нужно тратить время на дорогу. Во-вторых, в классе бывает шумно. Некоторым детям это не нравится, и они пишут: «Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, занимаюсь». Важный момент — это стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает.
Александр Гиринский: Для меня единственный плюс — мобильность, можно заниматься в любом месте и в любое время. Остальное, так или иначе, дублирует то, что можно получить очно.
Герман Пальчиков: Главное преимущество — можно записать урок. Если ученик по каким-то причинам пропустил, отправьте ему ссылку на видео. Кроме того, дистанционное обучение позволяет нам задействовать геймификацию, разные методики — это интересно детям. Еще большой плюс в том, что это возможность попробовать что-то новое, наработать опыт и потом интегрировать в школьные уроки.
Владислав Лобановский: Преимущество — возможность получать знания не выходя из дома. В классах есть ограничение по количеству мест, а в дистанционном формате — нет. Например, Discord из-за карантина увеличил количество участников до 50.
5. Как разговаривать с родителями про дистанционное обучение? Что обязательно нужно прояснить?
Сергей Ловягин: Если нет нормальных отношений и культуры в школе, то с дистантом проблемы будут усугубляться. В данном случае можно только дать рекомендации — написать инструкцию для родителей, которая всем будет понятна и не вызовет отторжения. Общей инструкции для родителей быть не может, это на свое усмотрение должен создать коллектив каждой школы.
Александр Гиринский: Родители сейчас продвинутые, больших возмущений по этому поводу не встречал. Мне кажется, они больше думают о безопасности и здоровье собственных детей, а не о том, в каком формате получать образование в данный момент. Мы все равно ведем разъяснительную работу, даем инструкции для родителей, пишем письма, сообщаем обо всех нововведениях.
Герман Пальчиков: Родителям нужно сказать, что это такое же обучение, как в школе. Оно не хуже, не меньше по объему, оно просто в другой форме. Родители также при желании могут сесть вечером и что-то сделать с детьми. Для каких-то уроков будет возможность сфотографировать домашнее задание и прислать учителю. Ничего глобально не изменится в плане объема знаний, изменится только форма.
Владислав Лобановский: На родителей падает ответственность за контроль и вовлеченность. Об этом нужно поговорить. Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. У некоторых взрослых возникает ассоциация:, если дети в компьютере, значит, они ничего не делают. Этот момент тоже стоит прояснить.
6. Как объяснить ученику, что дистанционное обучение — это не каникулы?
Сергей Ловягин: У наших детей нет такого: «Ой, меня отправили отдыхать». Ничего подобного! У нас, наоборот, только что закончились модульные каникулы. Как раз в понедельник все должны были приехать в школу, но в пятницу получили информацию о переходе на дистант и инструкции, как налаживать Skype, как работать. В понедельник начали учиться.
Александр Гиринский: Многое зависит от школы. Лицеисты Вышки привычны к онлайн-формам работы. Мы и раньше часто зачеты принимали в онлайн-режиме. Нет установки, что онлайн-режим — это халява. Я знаю, что в других школах многие оказались не готовы. Есть проблемы с интернетом у преподавателей, если они из школы выходят на связь. Все виснет, микрофон выключен, ученики занимаются своими делами.
Герман Пальчиков: В начале нужно объяснить родителям, что контроль важен. Если ребенок пропустил онлайн-урок — это пропуск такой же, как в школе. Потом это объясняется самим детям. Нужен строгий контроль. Пусть учителя создают таблицы посещений, которые будут отправлять родителям. Детям будут звонить, спрашивать, почему сегодня не присутствовали на уроке.
Владислав Лобановский: Мне кажется, дети сами должны быть заинтересованы. Учителя также продолжают ставить оценки и проверять знания. Когда ученики начнут получать плохие оценки, то поймут, что учеба продолжается.
7. Как поддерживать мотивацию ученика?
Сергей Ловягин: У меня есть гипотеза, поскольку дети привыкли к экранной среде, может оказаться, что дистанционка их держит больше, чем урок в школе. Конечно, фигура в экране не обладает способностью охватывать всех, кто перед ней сидит, видеть тех, кто отвлекается. В дистанте этот фактор отсутствует. Конечно, можно всем сказать включить видео и сканировать. Для тех, для кого и школа проблема — дистант однозначно будет проблемой. И здесь мы ничего сделать не сможем. Это уже ответственность родителей.
Александр Гиринский: Очень много зависит от специфики предмета. Если предмет ЕГЭшный и у ребенка есть прагматическая цель, то проблем с мотивацией не должно быть. Если школьники мотивированы на познание, то в свободное время они много смотрят «Арзамас», «ПостНауку», Coursera. Задача учителя — показать, что онлайн образование интереснее, чем уроки в школе.
Герман Пальчиков: Поддерживать мотивацию поможет геймификация уроков. В дистанционном формате это намного проще. Есть классные сервисы с элементами игры и соревнования. Плюс, я думаю со своими пятиклашками каждый раз делать новый формат урока. Например, у нас в понедельник занятие — все в дурацких шляпах. Мы сидим в шляпах и занимаемся.
Владислав Лобановский: Взаимодействовать нужно не только с самыми активными, а стараться вовлекать всех учеников. Может быть, вложить общую цель. Например, вы собираетесь в голосовом чате, открываете ресурс для презентации и делаете ее вместе.
8. Что вы рекомендуете учителям, которые первый раз пробуют себя в дистанте? Что нужно сделать в первую очередь?
Сергей Ловягин: Первое, с чего нужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела может подвести, поэтому нужно потренироваться. Шаг номер два — представить план урока в другом формате с использованием дистанционных инструментов. Дистант работает, когда учителя используют современные инструменты, когда на уроке интерактив. Когда учитель 40 минут рассказывает — это ужас.
Александр Гиринский: Первое, что надо понять, — онлайн-образование не замена вашим очным занятиям. Нужно урок строить по-другому, задания давать по-другому, и реакции детей ждать другой. Если все сформулируете, спланируете занятия и выберете нужные инструменты, то через какое-то время вы привыкнете и даже получите удовольствие.
Герман Пальчиков: Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Плюс смотреть обучающие видео, и понять, как организовано онлайн-образование на различных платформах. Договариваться с коллегами и смотреть их онлайн-уроки.
Владислав Лобановский: Не бояться и стараться контролировать вовлеченность всех. Не отдаваться только активным. И поговорить с родителями, чтобы их тоже вовлечь в этот процесс.
9. Какие проблемы в образовании выявил период длинного карантина? Что бы вы порекомендовали отрефлексировать на уровне системы образования?
Сергей Ловягин: Мы в «Хорошколе» уже давно пытаемся выстроить культуру, в которой ученик учится. Не «мы учим», а «он учится». Вот ты учишь, учишь, а все равно в жизни произойдет такая ситуация, как сейчас, из-за карантина, в которой ребенок должен получить больше самостоятельности. Учебная самостоятельность — это все.
Александр Гиринский: В первую очередь, ситуация, в которой мы оказались, показывает несостоятельность экзамена. Экзамен как принудительно-дисциплинарная форма, когда все очно приходят в одну аудиторию, сидят под камерами и в туалет идут под надзором, терпит крах. Если эта ситуация продлится, то экзамены принимать в старом режиме мы не сможем. Мне кажется, экзамены не должны проверять твою память и стрессоустойчивость, а должны проверять навыки работы с информацией, умение работать с источниками, критическое мышление. Многие школы думают, как менять форматы вступительных экзаменов.
Герман Пальчиков: Нужно проводить курсы цифровой грамотности для учителей, как повышение квалификации. Ученикам тоже нужна цифровая грамотность. У них, конечно, есть уроки информатики, но этого недостаточно. Дети не понимают, как устроен интернет, как защитить себя в сети, не знают про полезные сервисы.
Владислав Лобановский: Есть разные дистанционные сервисы, но нет единой платформы, которая позволяет сразу перейти на дистант. Можно организовать обучающие курсы и подготовить учителей к работе с платформой.