Закрытая подписка в пользу одного лица
При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.
Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:
— подписка (открытая или закрытая);
— конвертация;
— распределение среди акционеров.
Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.
Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.
Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.
Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:
1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;
3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;
5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.
1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг
На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.
В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.
2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг
Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.
3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг
Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.
Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.
Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).
1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;
2) анкета эмитента;
3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;
4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;
5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;
6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;
7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;
8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;
9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;
10) опись представленных документов;
11) иные документы предусмотренные Стандартами.
Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате .doc или .rtf с изменениями с учетом новых положений.
В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации
В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг
Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.
Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.
5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).
Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:
1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;
5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;
6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;
8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;
9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
10) опись представленных документов;
11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.
Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.
Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.
Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.
В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.
После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.
ВНИМАНИЕ: не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.
- Главная→
- Регистрация выпуска акций→
- Выпуск акций путем подписки
Закрытая (открытая) подписка
Стоимость юридических услуг по регистрации выпуска акций, размещаемых путем подписки – 55 тыс.руб.
Размер госпошлины – 0,2 % от суммы выпуска, но не более 200 тыс.руб.
Стоимость юридических услуг по регистрации отчета об итогах выпуска акций – 25 тыс.руб.
Размер госпошлины – 35 тыс.руб.
Срок подготовки всех необходимых документов – 5 дней.
Размещением акций путем подписки является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций. Существует две формы подписки – открытая и закрытая.
Под открытой подпиской понимается свободное размещение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц. По открытой подписке размещать свои акции могут только публичные акционерные общества.
Закрытая подписка – это продажа ценных бумаг заранее определенному ограниченному кругу лиц. По закрытой подписке размещать свои акции могут все акционерные общества. Под определенным кругом лиц понимаются любые лица (не обязательно акционеры АО), указанные в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске. Подробнее о сроках на странице регистрация выпуска акций.
С момента представления в регистрирующий орган всех документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки, акционерное общество вправе предлагать ценные бумаги потенциальным покупателям. Публичная реклама ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещается.
Регистрация выпуска акций, размещаемых путем подписки осуществляется в 2 этапа:
1) регистрация выпуска ценных бумаг;
2) регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг
(Отчет предоставляется в регистрирующий орган не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг).
Необходимые документы
Для подготовки регистрации выпуска акций нашим юристам потребуются копии следующих документов:
- Свидетельство о государственной регистрации акционерного общества.
- Решение (протокол) уполномоченного органа управления акционерного общества, которым принято решение об определении цены размещения акций.
- Устав в действующей редакции со всеми внесенными изменениями и дополнениями.
- Отчет оценщика о рыночной стоимости имущества – в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов в регистрирующий орган, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек.
Годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна состоять из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента (для открытых акционерных обществ);
- пояснительной записки.
Квартальная бухгалтерская отчетность акционерного общества должна состоять из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках.
Реорганизация АО – проконсультируйтесь у юриста.
Наверх
Юлия Ненашева, директор корпоративной практики Branan Legal
За последний год зарегистрировано более 2,5 тысяч выпусков акций, большинство из них – только после проверки достоверности сведений или приостановления эмиссии, что свидетельствует об ошибках, допущенных эмитентом. Одни из этих ошибок можно легко и быстро исправить, другие же исправить практически невозможно, в этом случае эмиссию приходится начинать заново. Юлия Ненашева анализирует две наиболее распространенные ошибки, допускаемые компаниями при эмиссии акций, а 5 октября на бесплатном бизнес-завтраке Legal Insight и Branan Legal для инхаус-юристов мы обсудим все детали подготовки решения о размещении и проспекта ценных бумаг.
Подробности о бизнес-завтраке и регистрация: https://branan—ligal.timepad.ru/event/564559/
Неверное определение сроков
Довольно распространенная ошибка — неправильное определение сроков в рамках эмиссии. Решением о дополнительном выпуске ценных бумаг дата начала размещения определена как третий рабочий день со дня государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Например, выпуск зарегистрирован 17 августа 2017 г. (четверг). Как правильно определить дату начала размещения? Чаще всего за день отсчета берут дату государственной регистрации выпуска (ведь так указано в Решении!). Получается, что размещение начинается с 21 августа (первый рабочий день — 17 августа, второй — 18 августа, третий — 21 августа. Это ошибка.
При определении сроков необходимо руководствоваться положениями ст. 191 ГК РФ: истечение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, дата начала размещения — 22 августа (первый рабочий день — 18 августа, следующий после даты государственной регистрации выпуска, а третий рабочий день — 22 августа).
Такой, казалось бы, небольшой нюанс может существенно повлиять на эмиссию в целом, если договор о приобретении акций будет заключен эмитентом и приобретателем раньше начала срока размещения.
Неправильное описание круга лиц, имеющих право на приобретение акций по закрытой подписке
Например, эмитент намерен разместить дополнительные акции в пользу акционеров. При этом точное количество приобретаемых каждым акционером акций неизвестно. В Решении об увеличении уставного капитала круг лиц, имеющих право на приобретение акций по закрытой подписке, определен следующим образом: «Акционеры общества — ООО ‟Горизонт” и АО ‟Салют-М”».
Поскольку согласно Стандартам эмиссии в качестве круга лиц, среди которых предполагается размещение ценных бумаг посредством закрытой подписки, в Решении о размещении ценных бумаг могут быть указаны имена, наименования и/или категории таковых, в рассматриваемом примере круг лиц определен в соответствии с законодательством. Однако на практике правильность описания круга лиц напрямую зависит от количества акционеров у общества-эмитента. Если акционеров больше указанных двух, можно не волноваться: круг лиц в решении об увеличении указан верно, и каждый из указанных акционеров вправе приобрести любое количество дополнительных акций. Если же акционерами общества являются только упомянутые акционеры, необходимо обратить внимание на п. 23.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг, согласно которому, размещение акций путем закрытой подписки только среди всех акционеров — владельцев акций этой категории (типа) осуществляется пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа) при условии, что Решением о размещении указанных ценных бумаг не предусмотрено иное.
Таким образом, если в круг лиц включены все акционеры и не указано, какое количество акций вправе приобрести каждый из них, считаем, что приобретение ими акций осуществляется пропорционально тем, которые у них имеются. С законодательной точки зрения это не ошибка, но может быть ошибкой для эмитента с точки зрения планов и намерений акционеров. К сожалению, такая ошибка часто выявляется именно на этапе государственной регистрации отчета.
Предположим, что ООО «Горизонт» владеет 10% акций, а АО «Салют-М» — 90% акций. Эмитент и акционеры считают, что, поскольку ограничений на количество приобретаемых акций Решением об увеличении уставного капитала не предусмотрено, акционер может приобрести любое количество акций. В итоге, и ООО «Горизонт», и АО «Салют-М» приобретают по 50% акций дополнительного выпуска. В данном случае пропорциональность нарушается, что в значительной мере нарушает процедуру размещения и является существенной ошибкой, которая может повлечь за собой отказ в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Поэтому в рассматриваемой ситуации правильным будет указать круг лиц, имеющих право на приобретение акций по закрытой подписке, следующим образом: «Акционеры общества — ООО “Горизонт” и АО “Салют-М” (акции приобретаются указанными лицами в любом количестве согласно поданным заявкам)».
Статья опубликована в сентябрьском номере Legal Insight