Законы для должника в пользу должника

Минюст совместно с Федеральной службой судебных приставов разработал законопроект, который призван заменить 230-й ФЗ («О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»). «Коммерсант» ознакомился с концепцией закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ КРЕДИТОРОВ И ДОЛЖНИКОВ 

Так какие изменения ждут рынок:     

1

Если предложенные Минюстом и ФССП изменения будут утверждены правительством и подписаны президентом, то станет обязательной процедура досудебного возврата долгов.

Это значит, что взыскатель сможет обратиться в суд только после того, как пройдет 30 дней с момента предъявления требования о возврате просроченного долга, и долг так и не будет погашен. Сейчас же он может написать заявление хоть с первого дня просрочки.

Подразумевается, что так снимается нагрузка с судов и приставов.     

В реестр ФССП предлагается включать кредитные организации, а не только коллекторские конторы.   

В этот перечень станут вносить любые компании, которые занимаются возвратом «просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств» физлиц «по договорам кредита (займа)». К таким организациям относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что даст внесение в реестр? Только те компании, которые есть в нем, смогут:

  • встречаться и звонить должнику, 
  • слать ему электронные письма, 
  • использовать «робота-коллектора». 

Без внесения в перечень ФССП можно будет только посылать письма – по почте, в том числе электронной. 

Но реестр и обязывает:

  • вести и хранить аудиозаписи разговоров с должниками – не менее 2-х лет;
  • записывать все виды сообщений должнику;
  • страховать свою ответственность за причинение убытков должнику (годовое покрытие – не менее 10,000,000 рублей).

Законопроект будет внесен на рассмотрение правительству до конца года.

КАК ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНИВАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Борис Воронин, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА): 

— По сути, речь идет о законодательном закреплении обязанности взыскателей обратиться к должнику с каким-то уведомлением – в письменном согласованном виде, через личный кабинет. Но скажем прямо: такая вещь уже есть. Сейчас мало кто судится, не направив предварительное уведомление. Мало того, по закону требуется направить уведомление, прежде чем обратиться в суд. Если до этого некие письма приходили от взыскателя – коллектора – должнику, и он мог читать, мог не читать, то теперь письма приобретают другой статус, становятся более важными для него. Он таким образом понимает, что скоро придется оказаться в суде. И дальше сам взвешивает, решить вопрос в досудебном порядке или нет.

Можно сказать, это определенный реверанс в сторону коллекторов. Пришло понимание, что очень важно разгрузить судебную систему от исков, от судебных приказов и стараться все вопросы решать досудебно. Любой чиновник с высокой трибуны совершенно бездумно говорил: все в суд. Сейчас на практике мы видим, что для ФССП это очень высокая нагрузка, а для должника – лишние 7 процентов.

Что касается реестра ФССП, вопрос еще решен не окончатально. Понятно, что цель регулятора – Минюста и ФССП – это не просто создание какого-то реестра, а возможность отслеживать выполнение тех требований, которые сейчас есть в законе. Это отсутствие судимости и долгов у сотрудников, наличие записей разговоров с должниками. Весь набор вещей, который сейчас сопутствует профессиональному взыскателю, то есть коллектору, распространяется на участников рынка – на банки, МФО. Также здесь важно повышение ответственности за несоблюдение этих требований. 

Конечно, волнует вопрос: будут ли в этом реестре разного рода другие взыскатели. У нас любят говорить о нарушениях коллекторов, банков, МФО. Но забывают, например, какая чернуха творится в ЖКХ. Если все-таки их внесут, возникнет вопрос широты этого реестра. Главное – не сам реестр, а соблюдение норм. Если придумают другой механизм исполнения требований закона, надзора за этим и серьезности ответственности, то вопрос реестра станет вторичным. Это всего лишь механизм.                   

Андрей Влас, финансовый омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России: 

— Эти «изменения» сейчас и так предполагаются процессуальным кодексом. В нем оговорен досудебный порядок. Надо направить претензию письменно, с обоснованием задолженности и так далее. Банки должны это делать всегда. Но они этого не делают, просто затягивают, в это время копятся штрафы, набегают проценты, и задолженность становится настолько несоразмерной, что человеку ее никогда уже не отдать.  

Читайте также:  Польза вишни компот из вишни

Реестр – это тоже ерунда. Кредитные организации и так во всяких реестрах, в том числе и ЦБ, есть. У каждого банка есть кураторы в ЦБ. Только что это меняет? Как не было контроля за исполнением действующего законодательства, так и нет.

Считаю, что банкам надо создать такие условия, при которых они будут обязаны исполнять законы. То есть появляется просрочка, дальше – досудебный порядок, согласно процессуальному кодексу. Десять дней человек не платит, ему направляется письмо с требованием оплатить, обоснованием задолженности, копиями документов. Если человек в течение десяти дней не отвечает, появляется право подать в суд. В судебном порядке банк должен доказать долг. Судья должен вынести решение, что «Иванов должен триста тысяч». А потом уже этот документ можно продавать третьим лицам, коллекторам. Это уже будет долговое обязательство. 

Только некому заниматься взысканием. У нас есть государственные взыскатели – приставы, которые занимаются исполнительным производством, а частных приставов нет. Коллекторов только в России придумали. При этом непонятно, кто это такие, чем должны заниматься. Они сами придумали понятие – внесудебное взыскание. В процессуальном кодексе есть понятие досудебного порядка взыскания. А они придумали внесудебное. Без суда и следствия? 

Еще один момент: предложение банкам страховать свою ответственность за причинение убытков должнику. Позвольте, но как и кто докажет, что меня обидели как должника? А почему сейчас за это не наказывать, что мешает? Есть уголовный, есть административный кодексы. То есть появится некий закон, по которому банки обложат дополнительными сборами, кто-то под это создаст некий фонд, этот фонд соберет кучу денег и будет шикарно жить.

А при чем здесь кредитные должники? Должник все равно должен доказать, что его обидели. Должен доказать это в суде. Как он будет это делать? У него нет денег.

В противовес этому в Евросоюзе подписали постановление, по которому банки должны прекратить жить на деньги клиентов. Банки должны начать зарабатывать – увеличить комиссии, увеличить доходы, а акционеры должны реинвестировать эти деньги, то есть не в карман заталкивать, а увеличить уставной капитал. И в уставном капитале не должно быть денег клиентов.

Когда ты работаешь на свои собственные деньги, как малый бизнес, то начинаешь думать: дать кредит – не дать, купить – не купить, где моя маржа, сколько заработаю, сколько заплачу налогов. А сейчас происходит разбазаривание государственных денежных средств.          

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: 

— Мы не поддержали внесение кредитных организаций в реестр ФССП. Считаем, что сегодняшняя система в достаточной степени обеспечивает интересы всех сторон. А дополнительная регистрация и контроль за этим сегментом будут фактически параллельным контуром, который только усложнит жизнь. И мы не видим оснований для этого.

Что касается разговоров о том, что некие банки не исполняют законы в части непользования процедурой досудебного взыскания долгов, это несправедливое утверждение. Это огульное обвинение всех банков. К сожалению, есть финучреждения, которые строят свою политику на таком виде рейдерства. Делают все, чтобы заемщик оказался в тупиковой ситуации. Но в целом специально банки этого не делают. Они всегда заинтересованы в том, чтобы задолженность была погашена, если есть такая возможность. Это важно и с точки зрения взаимоотношений с клиентами, и с точки зрения сохранения своей ликвидности, и отчетности перед надзорным органом. Другое дело, что это не так просто сделать. Теоретически кажется, что всегда есть возможность решения вопроса в досудебном порядке. Когда она есть, нормальный банк всегда этим пользуется.

Источник

В последние дни новостные интернет-порталы притягивают наше внимание красочными и многообещающими заголовками: «С пенсионеров запретят удерживать долги!».

На деле же оказывается, что еще ничего не запретили, а если и запретят, то не совсем все.

Речь идет о законопроекте, представленном на днях Министерством юстиции: предлагается существенно ограничить перечень долгов, которые можно удерживать из пенсионных выплат.

Однако делать какие-либо утверждения пока более чем преждевременно: закон не только не принят, но даже еще не рассматривался парламентом.

Но в любом случае правила взыскания долгов скоро изменятся — как минимум три нововведения уже утверждены.

1. «Вы должны!» — теперь смс в телефоне

С 1 января 2020 года вступит в силу закон, который позволит судебным приставам общаться с должниками в режиме онлайн (№ 375-ФЗ от 12 ноября 2019 года).

Читайте также:  Скрабирование лица польза и вред

Для приставов предусматривается возможность выносить постановления в электронном виде и направлять их должникам (и другим участникам исполнительного производства) через единый портал «Госуслуги».

А извещения о принятых по делу мерах можно будет направлять в форме коротких текстовых сообщений непосредственно на мобильный телефон.

Но это допускается при условии, что у пристава есть письменное согласие гражданина на уведомление через смс — иначе такая форма извещения признается недопустимой.

Важно, что 5-дневный срок на добровольное исполнение требований судебного пристава будет отсчитываться со дня доставки извещения должнику (в т.ч. электронно или через смс).

Поэтому смс-ка от пристава может дорого обойтись: если через 5 дней после ее получения постановление не будет исполнено, то придется дополнительно заплатить приставу исполнительский сбор (7% от суммы долга, но не менее 1 000 рублей для граждан).

Также через портал «Госуслуги» можно будет оперативно подать жалобу на действия (бездействие) судебного пристава (порядок утвердит Правительство РФ).

2. Если нет ничего, кроме пенсии

С 1 июня 2020 года вводится закон, который призван защитить социальные выплаты от необоснованного взыскания со стороны судебных приставов (№ 12-ФЗ от 21 февраля 2019 года).

Пенсионный фонд и другие организации (которые перечисляют соцвыплаты, защищенные от взыскания по долгам) должны будут ставить соответствующие «пометки» в платежных поручениях (специальный код выплаты).

Это позволит банку отличить «запрещенные к взысканию» средства и не списывать их со счета по требованию судебного пристава.

Однако в число таких выплат, увы, пока попадают далеко не все пенсии и пособия: запрещены удержания из пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты, компенсационной выплаты по уходу.

Поэтому принятие упомянутого выше законопроекта Минюста ознаменовало бы настоящий прорыв в этом вопросе.

То же касается и проблемы допустимого «минимума удержания»: сейчас в законе нет четкого ограничения, что после всех удержаний у пенсионера должен оставаться на руках хотя бы прожиточный минимум.

Хотя суды уже давно это признают и отменяют чрезмерные удержания (например, определение Верховного суда РФ по делу № 25-КГ17-41).

3. Должны зарплату? Идем не в суд, а в инспекцию!

Принят закон, который позволяет взыскать с работодателя долги по зарплате, минуя судебное разбирательство (№ 393-ФЗ от 2 декабря 2019 года).

Если работнику задерживают зарплату, он может обратиться в госинспекцию по труду с жалобой. Инспектор выносит в адрес работодателя предписание и назначает срок для его выполнения.

По истечении срока обжалования предписания (10 дней), если зарплата так и не была выплачена, инспектор выносит постановление, которое направляется судебному приставу для принудительного исполнения.

Но этот порядок относится лишь к тем случаям, когда зарплата была начислена работнику, но не выплачена. Если есть спор по поводу размера зарплаты, его может разрешить только суд, инспектор здесь не поможет.

© Сивакова И. В., 2019 г.

Источник

1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об ипотеке (залоге недвижимости)” порядке.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 444-ФЗ, от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Салат из тыквы польза и вред

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

5. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

6. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом.

6.1. При выделе в соответствии с Федеральном законом “Об инвестиционном товариществе” доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора инвестиционного товарищества не может быть обращено взыскание на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору инвестиционного товарищества.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

7. Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 – 3 части 9 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях;

4) иные сведения об имуществе должника.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

9.1. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в части 9 настоящей статьи, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

10. Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Источник