Закончи предложения гнев приносит пользу когда
Дата: 15.12.2015г. Методист: Посадских Л.С.
Школа № 95 Учитель:
Класс Студентка: Верещак Виктория, 43 гр.
«Гнев. С какими качествами он дружит?»
Цели деятельности учителя: воспитывать у учащихся навыки управления своим гневом.
Оборудование: презентация, карточки для деления по ролям, карточки-ситуации, листы для рисования, карандаши, листочки и бутылочка для рефлексии.
Этап урока
Метод – прием
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
Словесный – слово учителя
1 мин
Здравствуйте, ребята. Подравняйтесь. Начнем наш урок с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь.
Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня я проведу у вас классный час.
Приветствуют учителя
Л: самоопределение к учебной деятельности
Р: самоорганизация
Мотивационный
Словесный – слово учителя
Словесный – учебный диалог
4 мин
Ребята, послушайте притчу, которую я вам расскажу.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своих эмоций, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свои эмоции, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Скажите, о чем эта притча?
С какими эмоциями боролся молодой человек из притчи?
Слушают притчу
Отвечают на вопросы
К: слушать и понимать речь других
Р: установление причинно-следственных связей
Постановка темы и учебной задачи
Словесный – эвристическая беседа
2 мин
Ребята, предположите тему классного часа.
Тема нашего классного часа – «Гнев. С какими качествами он дружит?»
Сформулируйте цели классного часа.
- Узнать качества, которыми обладает гневный человек
- Учиться распознавать ситуации гнева
- Учиться сдерживать свой гнев
Формулируют тему и цели классного часа
Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
Актуализация знаний
Словесный – учебный диалог
Наглядный – презентация
Практический – отгадывание эмоции по описанию
Практический – деление на группы
Практический – изображение эмоций
9 мин
Для начала, давайте вспомним, что же такое эмоции. Кто желает попробовать сформулировать определение «эмоции»?
(Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе)
Скажите, какие эмоции вы знаете?
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.
Сейчас я расскажу, как меняется мимика человека, когда он испытывает ту или иную эмоцию.
Посмотрите на слайд. Попытайтесь угадать эмоцию человека.
Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Давайте разделим эти эмоции на 2 группы: положительные и отрицательные.
Какие эмоции войдут в группу положительных? (удивление, радость, спокойствие) Благоприятны не только для самого человека, но и для окружающих его людей.
Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы “заражают” другого человека хорошим настроением.
Какие эмоции войдут в группу отрицательных? (злость, страх, грусть) Могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется обида друг на друга.
Давайте сыграем в игру. На слайде вы видите вопросы, вам нужно ответить на них с помощью мимики и жестов.
- С каким настроением я проснулся утром?
- Каким я пришел в школу?
- Я получил двойку.
- Я получил пятерку.
- Я обидел друга.
- Уроки закончились, пора домой!
Кто желает выйти доске и продемонстрировать свои эмоции? Ребята, а вы постарайтесь угадать каждую эмоцию.
Отлично! Вы хорошо справились с заданием.
Формулируют определение
Отгадывают эмоцию
Делят эмоции на группы
Разыгрывают немую сценку
П: подведение под понятия, выведение следствий
К: аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений
П: опора на ранее изученный материал
П: деление целого на части
К: строить сообщение в устной форме
Р: умение планировать свою деятельность
Решение частных задач
Словесный – учебный диалог
3 мин
Ребята, мы делили эмоции на две группы. Скажите, какая эмоция из группы отрицательных самая вредная?
Гнев – самая отрицательная эмоция. Подумайте и скажите, почему?
Как вы думаете, можно ли скрывать свой гнев?
Сдерживать и подавлять свой гнев вредно для здоровья. Представьте на секунду, что ваш гнев – это горящий факел. Чем больше внешних проявлений гнева подавляется, тем сильнее обжигает огонь внутри.
Значит, нужно всегда проявлять свой гнев?
Нет, и в этом вы абсолютно правы. Ну а как же поступать? А об этом мы и узнаем в ходе нашего классного часа.
Ребята, скажите, а какими качествами может обладать человек, постоянно выплескивающий свой гнев? (озлобленность, обида, грубость и т.д.)
А кто из вас может открыто сказать, что не всегда может сдержать свой гнев? Не стесняйтесь.
Рассуждают по теме классного часа
К: аргументация своего мнения и позиции, учет других мнений
Р: обоснования своего суждения
Практическая деятельность учащихся
Наглядный – презентация
Практический – закончить предложение
Практический – выполнение действий по команде
Практический – работа в парах; проигрывание ситуаций
Наглядный – карточки с ситуациями
Практический – выполнение рисунка
Словесный – устный рассказ
15 мин
Давайте же научимся справляться с эмоциями.
Первое упражнение называется «Закончи предложение».
На слайде вы видите начало предложения – вам необходимо его закончить.
«Гнев приносит пользу, когда ….»(нам больно. Когда нам больно, то наша сердитость действует как обезболивающее.)
Следующее предложение
«Гнев приносит вред, когда …»(мы ссоримся с кем-то. Мы можем сказать что-то плохое)
Молодцы, ребята.
Следующая игра называется «Разозлились – одумались»
Сейчас, ребята, вспомните свое состояние гнева. Как напрягаются мышцы вашего тела.
По моей команде «разозлились», вы должны напрячь все мышцы своего тела, сжать кулаки, показывая свой гнев.
По команде «одумались», вы расслабляете свое тело, поворачиваете голову к соседу и улыбаетесь ему.
Следующая игра – творческая. Сейчас вы будете проигрывать ситуации гнева, и стараться справляться с ними.
Поработаем в парах.
Сейчас я раздам вам листочки, на которых будет написана ситуация гнева. Ваша задача – отреагировать на ситуацию с помощью отрицательных эмоций, а потом, постараться вывести ситуацию на положительную волну.
Ситуации:
- ты долго работал и отлично выполнил домашнее задание, но когда вернулся с прогулки домой, увидел, что маленькая сестренка пролила на твою открытую тетрадь ярко-зеленую краску;
- твои одноклассники решили подшутить над тобой и положили на твой стул острую кнопку, а ты на нее сел;
- ты не справился с заданием и попросил одноклассника помочь тебе, а он сказал, что у него сейчас другие дела.
Какая пара желает показать результат своей работы? Какой выход из ситуации нашли вы?
Кто желает высказаться по другой ситуации.
Молодцы, ребята! Вы отлично поработали.
И последняя игра заключается в том, что вам нужно представить свой гнев в виде какого-нибудь живого существа. Животного или человека. Я раздам вам листочки, и вам нужно будет нарисовать свой гнев. Постарайтесь вспомнить, что вызывает у вас чувство гнева и на основе этого – рисуйте. Испытывайте эмоцию, чтобы рисунок получился достоверным.
На выполнение работы у вас есть 8 минут.
Кто желает выйти, показать и рассказать о своем рисунке.
Заканчивают предложения, опираясь на жизненный опыт
Переключаются с одной эмоции на другую
Работают в парах
Проигрывают ситуацию
Находят решение
Выступают у доски
Рисуют изображение своего гнева
Описывают свой рисунок
К: строить речевое высказывание
Л: формирование интереса к себе и окружающему миру
Р: действовать с учетом выделенных ориентиров
К: умение сотрудничать с соседом по парте
К: строят речевое высказывание
П: выполнение работы
К: строят сообщение в устной форме
Решение частных задач
Словесный – эвристическая беседа
3 мин
На основе выполненных упражнений, подумайте и сформулируйте некоторые правила, которые помогут сдерживать гнев.
А теперь послушайте советы специалистов.
- отвлекитесь от источника гнева;
- смените обстановку;
- запишите свой гнев на бумаге;
- найдите смешное в сложившейся ситуации.
Составляют правила по усмирению гнева
К: аргументация своего мнения, учет разный мнений
Рефлексия
Словесный – ответы на вопросы
Практический – пишут записку
Наглядный – листочки для написания; бутылка-мусор
5 мин
На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром.
Поднимите руку те, кому классный час был полезен?
Сейчас, ребята, мы выполним последнее упражнение, которое называется «Мусорный бак». Я выдаю вам листочки, на которых вы должны написать: «Я не могу справиться с гневом!». Затем, положите свои листочки в эту бутылочку. На прогулке, мы закопаем ее, потому что теперь вы научились справляться со своим гневом.
На этом все! До свидания.
Отвечают на вопросы
Пишут записку
Запечатывают «мусорный бак»
Р: контроль, коррекция действий
Л: самооценка;
Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
Разминка
«Черная рука – белая рука».
Дети должны представить себе и изобразить «черную руку» – руку, готовую к агрессии, напряженную, с напряженными пальцами. Затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» – расслабленную, готовую приласкать.
«Разозлились – одумались».
По сигналу «Разозлились!» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «Одумались!» – расслабляются и улыбаются.
«Поссорились – помирились».
Дети выбирают двух участников, которые должны представить, что их правые руки – это человечки, выполняющие на столе разные действия по команде ведущего: знакомятся, идут гулять вместе, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут играть вместе. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с добавлением «петушиных» звуков.
Основное содержание занятия
«Закончи предложение».
Учащиеся заканчивают следующие фразы:
Гнев приносит пользу, когда…
Гнев приносит вред, когда…
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
О путнике и его беде
(С. Кондратенков)
Мне вспомнилась одна старая история. Произошла она в давние времена, когда люди еще не имели ни телефонов, ни телевизоров, ни машин. Вокруг были одни зеленые леса да поляны. Жизнь была спокойной и размеренной. Почти как у бабушки в деревне.
Тогда люди не знали, что земля состоит из материков и островов. Они догадывались, что где-то далеко есть земли, в которых живут воинственные племена. Иногда они почему-то нападают на мирных жителей, грабят селения, сжигают дома и идут дальше, принося с собой горе и разорение.
На окраине одной деревушки росла березовая роща. И вот однажды с той самой стороны, откуда обычно приходили разорители, появился одинокий путник. С виду обычный человек, но чем-то он отличался от жителей деревни – то ли одеждой, то ли широкой открытой улыбкой, при виде которой так и хотелось улыбнуться в ответ. Наверное, его улыбка была похожа на твою. Этот путник решил передохнуть и остановился в березовой роще. Присел на траву, закрыл глаза и услышал тихий шелест деревьев. Они будто пели ему колыбельную песню, а солнечные зайчики, пробиваясь сквозь листву, затеяли игру на его лице. Он чувствовал, как теплые пятнышки перескакивают со щеки на лоб, со лба на подбородок. Путнику стало так хорошо, что он решил остаться в этой деревне.
Пока он сидел под деревом, к нему подошел седой старик, присел рядом:
– Откуда путь держишь, чужестранец?
– Я уже и не помню, где начал свой путь, – отвечал тот, – знаю только, что, где бы я ни появился, я везде приношу с собой горе. Вроде стараюсь помогать людям, но обязательно получается что-то не так, вот я и ухожу подальше от печалей.
– Разве можно уйти от печалей? – удивился старик.
– Конечно, – отвечал путник, – уходя, ты оставляешь печаль на месте, а с собой берешь только радость.
Они долго беседовали, а потом старик пригласил путника к себе. Тот остался жить в селении. Он помогал жителям чем мог, а когда узнал о существовании воинственных племен, заявил:
– Неужели вы ни разу не пытались дать им отпор? Нет? Тогда надо этому научиться!
Путник пошел в дом и вынес оттуда тяжелый, блестящий на солнце меч.
– С помощью такого меча и храбрости в душе можно победить любого врага! – сказал он и взмахнул мечом, со свистом рассекая воздух.
Самые храбрые юноши в деревне пошли в ученики к чужестранцу. После тренировок он уходил в березовую рощу, сидел на траве, прислонясь спиной к теплому белому стволу, слушал шепот листвы. Это место было его самым любимым во всей округе.
Однажды поутру жители услышали бряцание металла и топот тысяч ног, увидели огромные полчища воинов. Защитники селения были наготове и ждали врага на большом поле перед березовой рощей. Воины поначалу удивились, встретив отпор, но затем вынули из ножен острые мечи и ринулись в бой. Сначала они потеснили защитников деревни, но как только битва перешла в рощу, у жителей селения как будто прибавилось отваги, и они стали защищаться с удвоенной силой. Над рощей стоял звон металла, повсюду блестели скрещиваемые в битве мечи. Путник, сражавшийся в самой гуще битвы, уже не помнил, где находится. Он только знал, что надо убивать врагов, и махал своим верным мечом во все стороны: взмах и удар, взмах и удар. Битва так захватила его, что он ничего не чувствовал, кроме злобы и ненависти.
И вдруг… вдруг он споткнулся и упал. И снова стал самим собой. Он увидел свои руки, дрожащие от усталости, услышал необычную тишину. Потом огляделся вокруг, и увиденное поразило его настолько, что он застыл на месте.
Старой березовой рощи больше не было. От нее остались одни пеньки, а среди них стоял старик и печально смотрел на путника.
– Что со мной случилось? – спросил путник, когда обрел дар речи.
– Ты так забылся в своем гневе, что не заметил, как враги бежали, а ты все продолжал рубить. Даже наши воины испугались тебя и ушли, а ты все продолжал размахивать мечом и погубил все деревья, – ответил старик.
Путник сел и зарыдал. Он опять принес с собой беду и загубил любимую рощу. Он взял свой меч и, волоча его по земле, пошел прочь от деревни. Уйти в новые места путник был не в силах, и он остался жить неподалеку, выстроив себе хижину на опушке леса. Меч он припрятал подальше. Улыбка исчезла с его лица. Он больше не появлялся в селении. Люди часто видели его бродящим по лесу, одинокого и печального.
И вот на это селение опять напали враги. Началась битва, но жители поняли, что без силы и ловкости путника им с врагом не справиться. За ним послали гонца, но путник и слышать ничего не хотел: «Я поклялся больше не брать в руки меч. Хватит! Я приношу горя больше, чем радости. Я сдержу свою клятву». Гонец ушел ни с чем.
Когда у защитников селения силы были на исходе, к путнику пришел старик. Он посмотрел путнику в глаза: «Если это необходимо, то нужно взять в руки самый большой меч. Не надо только забывать, что от тебя одного зависит, с какой силой и на что опустится твой меч». И старик побрел в деревню.
«Да, – подумал путник, – от беды не убежишь, беду можно только победить». Он разыскал свой меч и ринулся на помощь жителям селения. Он сражался храбро, как всегда, но постоянно помнил слова старика и, увидев первого убегающего прочь врага, тут же опустил свой меч. Это была настоящая победа. Самая радостная победа в его жизни. И он снова улыбнулся… прямо как ты сейчас.
А на месте вырубленной рощи выросла новая, и чем выше становились деревья, тем лучше путник умел владеть собой и все чаще на его лице светилась улыбка.
Вопросы для обсуждения
– Каким был путник?
– Почему в первом бою с врагами путник порубил все деревья?
– Какие чувства не дали ему остановиться, когда он уже победил врагов?
– Почему он не хотел принимать участие в бою во второй раз?
– Какую главную победу над собой одержал путник?
– Покажите улыбку путника так, чтобы захотелось улыбнуться в ответ.
– Как вы понимаете слова «я ухожу от своих печалей»?
– Что, кроме меча, нужно, по мнению путника, чтобы победить врага? (Храбрость в душе.)
– Как вы понимаете слова «…и снова стал собой»? Разве путник превращался в кого-то другого?
– Что значит «ты забылся в своем гневе»?
– Объясните фразу «не надо забывать, что от тебя одного зависит, с какой силой и на что опустится твой меч».
– Почему последняя победа была самой радостной в жизни путника?
– Подумайте, почему чем лучше путник учился сдерживать себя в нужный момент, тем чаще он улыбался?
Комментарии для ведущего
Гнев является наименее дозволенным чувством, в особенности для детей. Нередко детям бывает трудно выражать гнев, поэтому очень важно, чтобы они осознали, что имеют право чувствовать гнев. Необходимо также подчеркнуть неоднозначность этого чувства, обратить внимание детей на то, что оно может быть полезным. Однако при этом важно сделать акцент на том, что грань между «гневом во вред» и «гневом на пользу» очень тонкая, поэтому человеку необходимо контролировать проявления гнева. Последний вывод может быть сделан в ходе обсуждения сказки. Она довольно длинная и трудная для восприятия первоклассников, поэтому следует читать ее очень медленно, по возможности выразительно, и обсуждение проводить не после, а в процессе чтения сказки.
Разминка
«Черная рука — белая рука». Ведущий предлагает представить и изобразить сначала «черную руку» — руку, готовую к агрессии, а затем, по сигналу, превратить ее в «белую руку», расслабленную, готовую приласкать.
«Разозлились — одумались». По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» — расслабляются и улыбаются.
«Поссорились — помирились». Выбирается два участника, им необходимо представить, что их правые руки — это человечки, которые выполняют (на учительском столе) действия по команде ведущего: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут играть вместе. Затем участники превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с добавлением звуков (ку-ка-ре-ку).
«Закончи предложение»
Учащиеся заканчивают предложения: «Гнев приносит пользу, когда…», «Гнев приносит вред, когда…».
Сказка «О путнике и его беде»
Знаешь, мне вдруг вспомнилась одна история. Произошла она в те далекие времена, когда люди еще не знали ни телефонов, ни телевизоров, ни машин. Когда вокруг были одни зеленые леса да поляны, а жизнь текла спокойно и размеренно. Почти как у бабушки в деревне.
В те далекие времена люди не знали, что Земля делится на материки и острова, но слышали, что далеко-далеко живут воинственные племена, которые непонятно почему нападают на мирных жителей, грабят селения, сжигают дома и уходят дальше. В общем, приносят с собой горе и разорение.
Надо еще сказать, что жили эти люди не в городах, как мы с тобой, а в небольших селениях, находящихся далеко друг от друга.
В одном из таких селений и произошла наша история. На окраине этой деревушки с Той Самой Стороны, откуда приходили обычно разорители, находилась старая березовая роща. Однажды как раз с Той Самой Стороны пришел одинокий странник. Вроде обычный человек, но что-то отличало его, то ли одежда, то ли еще что, а скорее всего широкая открытая улыбка, на которую так и хотелось улыбнуться в ответ. Так вот, этот путник решил передохнуть и остановился в березовой роще. Присел на траву, закрыл глаза… и услышал тихий шелест деревьев, как будто они пели ему колыбельную, солнечные зайчики, пробиваясь сквозь листву, затеяли свою игру на его лице, и он чувствовал, как эти теплые пятнышки перескакивают со щеки на лоб, со лба на подбородок. И так хорошо стало путнику, что решил он в деревне остаться.
А пока он сидел под деревом, к нему подошел седой старик, присел рядом и спросил: «Откуда путь держишь, чужестранец?» – «Я уже и не помню, где начал свой путь. Знаю только, что где бы я ни появился, я все время приношу с собой горе. Вроде бы стараюсь помочь добрым людям, но обязательно делаю что-то не то, вот и ухожу подальше от печалей». – «Разве можно уйти от своих печалей?» — спросил старик. «Конечно, — улыбаясь, ответил путник. — Уходя, ты оставляешь печаль на месте, а с собой берешь только радость». Они еще о чем-то долго разговаривали, а потом старик предложил путнику остановиться у него. Так и остался тот жить в селении, помогал жителям, чем умел, а когда узнал про воинственные племена, спросил: «Неужели вы ни разу не пытались дать им отпор? Нет? Тогда надо этому научиться!» Он пошел в дом и вынес оттуда тяжелый, блестящий на солнце меч. «С помощью такого меча и храбрости в душе можно победить любого врага!» — сказал путник и взмахнул мечом, который со свистом рассек воздух. Самые храбрые юноши в деревне пошли в ученики к чужестранцу. После тренировок он любил пойти в березовую рощу, посидеть на зеленой траве, прислонившись спиною к теплому белому стволу, послушать шепот листвы. Это было его самым любимым местом в округе.
Но однажды настал тот страшный день, которого так боялись жители селения. Как-то поутру они услышали бряцанье металла и топот тысячи ног, а потом увидели огромные полчища воинов. Защитники селения были наготове и ждали врага на большом поле, что было как раз перед березовой рощей. Чужестранцы поначалу удивились, встретив отпор, но потом вынули из ножен свои острые мечи и ринулись в бой. Поначалу они стали теснить защитников деревни, но как только битва перешла в рощу, у жителей как будто прибавилось сил и они начали защищаться с удвоенной энергией.
Звон металла над рощей стоял невообразимый, повсюду блестели скрещиваемые в битве мечи. Путник, сражавшийся в самом центре битвы, уже даже не помнил, где он находится, он только знал, что надо убивать врагов, и он махал своим верным мечом во все стороны. Он уже ничего не ощущал, только взмах и удар, взмах и удар. Битва так захватила его, что не осталось никаких чувств, кроме злобы и ненависти да звона в ушах. Его уже не существовало, была только ненависть и… взмах-удар, взмах-удар. И вдруг… вдруг он споткнулся и упал. И снова стал собою. Он ощутил свои руки, дрожавшие от усталости, услышал вокруг необычную тишину, потом открыл глаза. Увиденное поразило его настолько, что он даже не смог пошевелиться.
Вокруг больше не было зеленой березовой рощи, остались одни белые пни, а среди них стоял старик и печально смотрел на путника. «Что случилось?» — спросил путник, когда обрел дар речи. «Ты так забылся в своем гневе, что не заметил, как бежали враги, ты все продолжал рубить. Наши воины тоже перепугались и убежали, а ты все рубил, рубил. Вот и порубил все деревья», — ответил старик. После этих слов путник сел и зарыдал, для него эта роща была самым дорогим на свете местом, а он погубил ее. Путник медленно поднялся, взял свой меч и, волоча его по земле, пошел прочь от деревни. Уходить в новые места у него уже не было сил, и он стал жить неподалеку, выстроив себе хижину на опушке леса. Свой меч он припрятал подальше. Больше путник не улыбался и никогда не появлялся в селении. Люди часто видели его бродящим по лесу, одинокого и печального.
Однажды с Той Самой Стороны на селение опять надвинулись враги. Началась битва, но жители поняли, что без могучей силы и ловкости путника им не справиться. Они послали за ним гонца. Путник равнодушно посмотрел на юношу и ответил: «Я поклялся больше не брать в руки меч, хватит, я приношу больше горя, чем радости. Я сдержу свою клятву». Так гонец и ушел ни с чем. Когда у защитников селения уже почти не осталось сил, к путнику пришел тот самый седой старик. Он посмотрел ему в глаза и тихо проговорил: «Если необходимо, то надо взять в руки самый большой меч. Просто не надо забывать, что ты взмахиваешь им и ты им ударяешь, просто помни, что только от тебя зависит, с какой силой и на что опустится твой меч». После этих слов старик побрел в деревню. «Да, — подумал путник, — от беды не убежишь, беду можно только победить». Путник отыскал свой меч и ринулся на помощь друзьям. Он сражался так же храбро, как и всегда, но постоянно помнил, зачем он здесь, и как только увидел первого убегающего прочь врага, сразу опустил меч. Это была победа, самая радостная победа в жизни путника. И он вновь улыбнулся.
На месте срубленной рощи выросла новая, и наш путник по-прежнему любил посидеть под деревом. Чем выше становились деревья, тем лучше он учился сдерживать себя в нужный момент и тем чаще улыбался.
(Кондратенков С.)
ЗАНЯТИЕ 12. РАЗНЫЕ ЧУВСТВА
Разминка
«Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
«Покажи дневник маме». (См. занятие 10.)
«Шурум-бурум». Водящему предлагается загадать чувство, а затем, отвернувшись, с помощью интонации и произнося только слова «шурум- бурум», показать это чувство.
«Море волнуется». Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
«Волны». Для выполнения упражнения необходимы две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство и просит с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха». Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.
«Закончи предложение»
Дети заканчивают предложения: «Радость — это когда…», «Печаль — это когда…», «Страх — это когда…», «Гнев — это когда…», «Обида — это когда…», «Стыд — это когда…».
«Ожившее чувство»
Участники делятся на шесть групп (в соответствии с шестью изученными чувствами). Каждой группе из цветной бумаги (с использованием красок) необходимо изготовить костюмы, маски своего чувства, придумать типичные фразы и подготовить одного «актера» для исполнения роли «чувства». На это занятие хорошо бы пригласить «постороннюю комиссию» (старшие ребята и учителя). Когда «актеры» готовы, участники садятся в зрительный зал, комиссия занимает свои места, а «чувства» по одному выходят на сцену. В дискуссии по поводу точности выражения чувств, то есть в определении «победителя», принимают участие не только комиссия, но и вся группа.
«Рисунок чувств»
Детям предлагается разделить лист бумаги на четыре равные части и, выбрав любые четыре чувства, выполнить маленькие рисунки.
ЗАНЯТИЕ 13. КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ
Разминка
«Зеленый крокодил в синей шляпе». Ведущий предлагает детям подумать и сказать, что они будут делать, если к ним сейчас постучит в дверь и войдет большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди «раскрывают» свои варианты.
Затем им предлагают для обсуждения следующие ситуации.
«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке…»
«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик…»
Можно предложить детям самим придумать ситуации.
«Угадайка». Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа и угадать, что нравится в нем его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. После этого они выбирают правильно угадавших. (Хотя чаще всего дети, о которых говорят, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок.) После первого круга можно организовать второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
«Снежная королева»
Ведущий: «Давайте вспомним сказку «Снежная королева». Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попадали людям в глаза. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, с помощью которых, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, что человек иногда от всех прячет. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что они надеты, посмотрите внимательно на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Ведущему следует первому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры участники поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматривающих. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего. Можно предлагать всей группе «надевать очки» и разглядывать в них поочередно каждого члена группы.
Далее ведущий предлагает вспомнить те слова, которые помогли ребятам «разглядеть» друг друга: честный, добрый, веселый и т.п., и записывает их на доске. На этом занятии вводится понятие «качества людей».
Сказка «Кузя»
Давным-давно жил маленький мальчик Боря со своими многочисленными игрушками. Среди этих игрушек был странный слоненок по имени Кузя, вызывавший общие насмешки своим неказистым видом. Как ему было обидно!
Долго лежал Кузя среди других игрушек, горько размышляя, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни Боря, ни другие игрушки. Все остальные игрушки – красавцы как на подбор, а он ободранный, ни красоты, ни проку.
И вот однажды он оказался в грузовике, который ехал в детский дом к детишкам, у которых не было родителей. Слоненок находился в большой компании других игрушек, и, как всегда, тут же нашлись и добрые, и завистники. Последних оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу его внешности. И так ему стало больно за все эти годы страданий и издевательств! В довершение всех унижений грузовик неожиданно тряхнуло, слоненок вылетел из кузова, закувыркался на дороге и остался одиноко лежать у обочины.
Шло время, а Кузя так и лежал у обочины. Но однажды проезжавший мимо мусоросборщик подобрал слоненка, погрузил его вместе с другим мусором на баржу и поплыл к самому глубокому месту, где обычно сбрасывали никому не нужный хлам.
Пока они плыли, Кузя размышлял: неужели только для этого он появился на свет! «Если это конец, — подумал он, — то надо хотя бы иметь мужество и выброситься самому… по своей воле… уйти глубоко под воду по своему выбору!» Так он и сделал. И был немало озадачен и смущен, обнаружив, что не только не потонул, но, напротив, закачался на волнах и даже поплыл своим особым стилем.
Оглянувшись, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса лодки, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. На душе у него стало радостно. Так он и плавал по волнам, пока его не выбросило на берег. Опять безнадежность! До чего же бессмысленной казалась ему его жизнь! Погревшись на солнышке, слоненок как-то незаметно уснул под равномерный шорох волн.
Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые его подняли. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки Марины, которая с восторгом повторяла: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На него никто еще не смотрел с такой любовью… и никогда он не слыхал такой похвалы в свой адрес… никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. Слоненок был в полной растерянности, но его ловко подхватили и доставили туда, где было много других слонят и где все восхищались его неповторимостью. Марина ловко посадила его среди других игрушек. Все относились к нему с большим почтением. Мало того, было признано, что это самый прекрасный слоненок из всех слонят!
Кузю неоднократно представляли разным людям, говоря, что это самый лучший слоненок, который был подарен морем, и он завоевал огромное количество симпатий. Все отмечали его изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств.
«Сколько бедствий я перенес, — думал слоненок Кузя, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и покойно!»
(М. Полунина)
При обсуждении обращается внимание детей на важность добрых слов и доброго отношения девочки Марины, которые полностью изменили жизнь слоненка.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
- XII. НИКТО НИ КОГО НЕ ЛЕЧИТ И НИКТО НИ КОГО НЕ МОЖЕТ ВЫЛЕЧИТЬ.
- А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск ?