Закят или налог в пользу бедных

Закят или налог в пользу бедных thumbnail

Закят или налог в пользу бедных

Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 02:04
Восход 04:04
Зухр 12:47
Аср 18:26
Магриб 21:21
Иша 22:51

Духовное управление мусульман Тюменской предлагает приобрести книгу средневекового исламского учёного Усмана аль-Хаубави.

Правильное и искреннее выполнение молитвы. Зайд бин Халид Аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал как-то: 

«Совершившему достойное омовение, а после исполнившему два ракаата молитвы безукоризненно, будут прощены все предыдущие прегрешения».

Приводит Абу Дауд. 

Для верующего, достигшего совершеннолетия и обладающего здравым рассудком, становится обязанностью выплата закята со своего имущества один раз в году.

Условием непременности (фард) закята является то, чтобы человек один год владел одним из видов имущества, с которого выплачивается закят в количестве нисаб, т. е. в том количестве, с которого выплачивать закят обязательно. Пока не исполнится год с того времени, как человек владеет этим имуществом, выплата закята не является обязательной (фард). По истечении одного года выплата закята каждый год с имеющегося имущества становится обязательной. Выплата закята производится с трех видов имущества: 

1. Деньги. 

2. Животные. 

3. Предметы торговли.

Закят не выплачивается с остального имущества, такого как дом, земельный участок, одежда, книги, посуда и другие предметы повседневной необходимости, а также сдаваемого в аренду дома, с посевов, сенокосов и лесов. 

Собственностью задолжавшего человека считается только то имущество, которое он не брал в долг. Поэтому для него не является обязательной (фард) уплата закята с одолженного им имущества. 

Имущество, данное в долг, является собственностью человека. Если оно находится у порядочного и надежного заемщика и существует возможность выплатить с него закят при помощи векселя, заимодавец должен выплатить его данным путем. 

Под деньгами имеется в виду золото и серебро. Непременной является выплата закята с золота и серебра: монет и слитков, золотых и серебряных украшений. Закят дается и со сплавов золота и серебра с медью, в которых меди меньше, чем золота и серебра. 

Закят следует выплачивать с медных денег, используемых вместо золота и серебра, а также с бумажных денег, так как они заменяют собой золото, хранящееся в государственном банке. 

Закят выплачивается с домашних животных: овец, коз, коров, верблюдов и лошадей, однако в том случае, если они в летнее время кормятся в поле. С тех животных, которые используются в домашнем хозяйстве, закят не выплачивается. Закят не выплачивается также с ослов, мулов, оленей и косуль. 

Под предметами торговли имеется в виду любое дозволенное имущество, предназначенное для продажи.

Нисаб (количество)

Чтобы выплата закята с какого-либо имущества стала обязательной (фард), необходимо его наличие в определенном количестве — нисаб. Выплата закята с имущества, количество которого не достигает нисаба, не является непременной.

Количество имущества, с которого надо выплачивать закят, различается. Например, с золота надо выплачивать закят, если его количество достигает 80 г, т. е. примерно 40 000 рублей (исходя из расчета 500 рублей за 1 г). С серебра надо выплачивать закят, если его количество достигает 200 г, т. е. 20 000 рублей. С баранов, овец и коз надо выплачивать закят, если их количество достигает 40 голов; с коров — если их количество достигает 30 голов; с верблюдов — если их количество достигает 5 голов. Количество предметов торговли, с которых следует выплачивать закят, равно их стоимости в серебре. 

Размер выплачиваемого закята составляет 1/40 всего имущества. Например, из 80 г золота выплачивается 2 г, а из 200 г серебра выплачивается 5 г.

 С 40 баранов, овец или коз дается 1 баран. При наличии животных сверх этого количества 1 баран дается с каждых 100 баранов. С 30 коров дается 1 однолетний теленок. С 25 верблюдов дается 1 однолетний верблюжонок. С каждых 40 голов лошадей дается 1 лошадь. Можно вместо животных дать закят деньгами, равными их стоимости. Если в течение года имущество человека увеличилось, то он должен дать закят с итоговой стоимости всего имущества. 

Кому выплачивается закâт

Закят должен выплачиваться бедным, имущество которых не достигает количества нисаба. Закят выплачивается путнику, даже если у него в доме имеется имущество, а также человеку, обремененному долгами, если у него даже и будет нисаб имущества.

Закят выплачивается и определенным для сбора закята людям. Собранная ими сумма присоединяется к деньгам из казны, выплачиваемым бедным. Человеку, собиравшему закят, даже если он и богат, выплачивается некоторое количество из собранного им закята в качестве заработной платы. 

Неправильным является давать закят своему отцу, матери, бабушке, дедушке, детям, внукам, мужу или жене, а также богатому человеку, имеющему нисаб, и его детям. Если закят выплачивается этим людям, то это не засчитывается как закят, а является подарком. 

Благим делом является выплата закята своим бедным товарищам, неимущим шакирдам, бедным вдовам и людям со скудным пропитанием. Правильно выплачивать закят людям, которые посвятили себя религии и обретению знаний и по этой причине остались без денег и работы, даже если у них и имеется нисаб, — потому что они, пока не оставят свое служение и не займутся каким-либо приносящим прибыль занятием, считаются неимущими (факирами). 

Человек, дающий закят, должен иметь соответствующее намерение и полностью передать его в руки берущего. 

Имущество, выплаченное без намерения закята, а также не переданное в виде каких-то ценностей в руки берущего, не считается закятом. Имущество, определенное для закята, но в момент выплаты отданное без намерения закята, все равно считается таковым. 

‘УШР (НАЛОГ НА УРОЖАЙ)

Закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, сена, а также мёда называется ‘ушр (десятая часть). При наличии этого урожая непременным (фард) является раздача ее тем бедным, кому положен закят. 

‘Ушр не имеет нисаба, т. е. того определенного количества, с которого следует его выплачивать. Обычно сколько созревает урожая, с такого количества и выплачивается десятая часть. Расходы на уборку урожая и уход за посевами не засчитываются. 

‘Ушр должны выплачивать все: совершеннолетние и дети, люди, находящиеся в здравом рассудке, и слабоумные, богатые и бедные. 

Выплачивать десятую часть с такой собственности, как дрова и камыш, не нужно.

Десятая часть не выплачивается с земель, где дожди выпадают редко и посевы орошаются с помощью водоподъемных колес или ведер. С этих земель выплачивается только половина десятой части, т. е. 1/20.

ФИТРА

 Для человека, у которого помимо жизненно необходимых предметов имеется имущество, составляющее нисаб серебра (т. е. 35 рублей), необходимым (важиб) является раздача садаки (милостыни) фитр за себя и за своих детей по окончании Рамадана в день праздника ‘Ид ал-фитр. 

Если жена или дети этого человека богаты, то выплата милостыни фитр обязательна и для них. Если они бедны, они не должны выплачивать эту милостыню.

Если человек сам выплатит милостыню фитр за свою жену, взрослых детей и работников, то он, конечно, не останется без вознаграждения Аллаха. 

Живущий в стесненных обстоятельствах бедняк не должен выплачивать милостыню фитр. Если он и захочет раздать ее, то пусть передаст ее тому, кто еще беднее его. 

Лучше раздать милостыню фитр в день праздника ‘Ид ал-фитр после рассвета и до начала праздничного намаза, поскольку предпочтительнее обрадовать бедных, не имеющих денег, чтобы отметить праздник, до его начала.

Правильным является и раздача милостыни фитр в течение месяца Рамадан. Не раздавший ее до праздничного намаза должен сделать это после него. 

Милостыня фитр, как закят и ‘ушр, раздается только неимущим. 

В качестве милостыни фитр человек среднего достатка за каждого члена своей семьи должен раздать 2 кг 40 г пшеницы. Правильной также будет раздача суммы денег, равной стоимости этого зерна.

ФИДЙА

Человеку, не восполнившему пропущенные дни поста, необходимо оставить своим наследникам завещание о выплате милостыни за этот пост. 

Если оставивший подобное завещание человек скончается, его наследники обязаны (важиб) раздать в качестве милостыни фидйа не более 1/3 имущества покойного за все невосполненные им дни поста.

САДАКА (МИЛОСТЫНЯ)

Закат, ‘ушр, фитра, фидйа и каффарат являются непременными (фард) и необходимыми (важиб) видами милостыни, предназначенными для бедных. Неправильно отдавать их людям, не являющимся верующими или бедными, а также жертвовать на ремонт дорог, строительство мостов, рытье колодцев и родников, строительство таких общественных сооружений, как мечети и медресе. 

Милостыня, кроме вышеперечисленной, и деньги, пожертвованные на общественные нужды, является дополнительной (нафил) милостыней. Раздача милостыни нафил поощряется, за нее Всевышний приготовил людям вознаграждение. Благодаря милостыне прощаются грехи и обходят стороной бедствия и несчастья. 

Нельзя (харам) грубо отвечать просящему милостыню из-за нужды и бедности. Следует хотя бы немного, но что-то дать, или ответить просящему добрым словом или приветливой улыбкой. Запрещено просить милостыню человеку, имеющему пищу или деньги, которых достаточно, чтобы прожить несколько дней. Но можно просить необходимые вещи, например, одежду. 

Порицаемым (макрух) является отдавать милостыню ненуждающемуся человеку, приучая его к попрошайничеству. После получения милостыни надо произнести следующую ду‘а с пожеланием добра пожертвовавшему ее:

Аллахумма-хфаз сахиба хазихи-с-садакати ‘ани-л-’афати ва-л-балиййати ва-гфир зунубаху ва-’аккид ’иманаху ва-’аксир ’амвалаху ва-ваффикху ‘ала хайри макасидих. 

О Аллах, сохрани давшего эту милостыню от бед и невзгод, прости грехи его, укрепи веру его, умножь его имущество и помоги ему в добрых устремлениях. 

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Человек, который помимо предметов первой необходимости имеет еще и имущество стоимостью в один нисаб серебра, должен (важиб) 10-го числа месяца Зу-л-хижжа — в день праздника Курбан-байрам — принести в жертву животное, раздав его мясо своим близким и беднякам. 

Если жертвоприношение не совершено 10-го числа месяца Зу-л-хижжа, то правильно будет совершить его 11-го или 12-го числа месяца Зу-л-хижжа, но принесение животного в жертву после захода солнца 12-го Зу-л-хижжа является неправильным. Человек, не заколовший животное вовремя, должен раздать его или его стоимость в виде милостыни бедным. 

Закалывать животное вечером или ночью является порицаемым (макрух). В жертву приносятся только домашние животные: баран, овца, коза, корова или верблюд. 

В жертву не приносятся такие животные, как лошадь, курица или гусь. 

Баран, овца или коза приносятся в жертву от одного человека, а корова или верблюд — от 7 человек. 

Возраст приносимого в жертву барана, овцы и козы должен быть 1 год, возраст коровы — 2 года, возраст верблюда — 5 лет. 

Правильно будет принести в жертву крупную и упитанную овцу или барана, достигших 6 месяцев, но нельзя приносить в жертву козу, не достигшую 1 года. 

При принесении в жертву коровы или верблюда от 7 человек каждый из них должен утвердить в своем сердце намерение жертвоприношения. Но если ктонибудь из них присоединится к верующим ради приобретения мяса, жертвоприношение ни одного из них не будет засчитано. 

Среди 7 человек, приносящих в жертву одно животное, могут быть дети, но является сомнительным при жертвоприношении брать в долю умершего человека. Правильнее будет, посвятив вознаграждения умершему, принести в жертву одно животное. 

Принеся в жертву одно животное, 7 человек должны разделить его мясо в килограммах, а не по кускам. 

Богатому человеку стоит, поделив мясо на три части, одну часть мяса раздать бедным, второй угостить гостей, а третьей — свою семью. Небогатому человеку правильнее будет оставить мясо только своей семье. 

Желательно (мустахаб) отдать бедным шкуру жертвенного животного или ее стоимость в виде милостыни. Неверно, продав шкуру, использовать эти деньги для своих нужд. Можно выделывать шкуру или шить шубу из нее, не продавая. 

Для мужчины поощрительно (мустахаб) самому заколоть жертвенное животное. Но если он поручит это другому мусульманину, это тоже правильно. 

Перед жертвоприношением хозяин жертвенного животного или закалывающий, глядя на животное, должен произнести следующую ду‘а:

Аллахумма ’инна салати ва-нусуки ва-махйайа ва-мамати ли-ллахи рабби-л-‘аламина ла шарика лах, аллахумма такаббал хазихи-л-’удхиата (мин фулан бни фулан) ’ав (мин фуланат бинти фулан).

 О Аллах, поистине, моя молитва, поклонение, моя жизнь, моя смерть — для Аллаха, Господа миров. О Аллах, прими эту жертву (от такого-то, сына такого-то) или (от такой-то, дочери такого-то). 

Поощряемо (мустахаб) для человека, собирающегося совершить жертвоприношение, не стричь волос и ногтей с начала месяца Зу-л-хижжа с намерением быть похожим на паломников. 

Предпочтительнее приносить в жертву баранов белого или светло-серого цвета, с неповрежденными частями тела, здоровых, упитанных и имеющих большие рога. Однако для жертвоприношения годятся и безумные, чесоточные, безрогие с рождения и оскопленные животные. 

Для жертвоприношения не пригодны: сильно истощенные; хромые, которые не в состоянии передвигаться; потерявшие более одной трети рога, уха или хвоста; ослепшие на один глаз, бесхвостые или безухие животные.

Источник

Читайте также:  Читать повесть временных лет отрывки о пользе книг

Исла́мские нало́ги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

«Система исламского налогообложения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII—VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата»[1].

«Первоначально одни налоги взимались только с мусульман (закят, ушр), другие (джизья, харадж) — с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путём перераспределения доходов в обществе. […] В некоторых мусульманских странах закят и ушр имеют статус государственных налогов»[2].

Налоги с мусульман[править | править код]

Закят[править | править код]

Закя́т (араб. زكاة‎) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец — 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.
  4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада — 1/5 часть.
Читайте также:  Сухой корм собак польза вред

Категорий получателей закята:

  1. Бедняки — это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  2. Неимущие — это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
  3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, — это люди, веру которых хотят укрепить.
  5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
  8. Путники — «дети дорог» — люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр[править | править код]

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») — налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу[3].

Читайте также:  Темы сочинений о роли книги о пользе знаний

Хумс[править | править код]

Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») — отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю[4].

В последующее время хумсом называлось[4]:

  1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);
  2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);
  4. отчисление доли найденного клада(кафиру)[4].

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной[4].

Налоги с иноверцев[править | править код]

Джизья[править | править код]

Джи́зья (араб. جزْية‎) — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определённый налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения[5].

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман[5].

Харадж[править | править код]

Хара́дж (араб. خراج‎) — в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж[6]. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам[7].

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями[7].

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями[7].

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду[8].

Харадж бывает трёх видов:

  1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.
  2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая[9].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149.
  2. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149—150.
  3. ↑ Ислам: ЭС, 1991, Ушр, с. 247—248.
  4. 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991, Хумс, с. 283.
  5. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, Джизйа, с. 65.
  6. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.
  7. 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991, ал-Харадж, с. 273—274.
  8. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.
  9. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.

Литература[править | править код]

Источник