Закаливание о пользе бассейна для детей
О пользе плавания в закаливании детского организма
Уважаемые родители!
Здоровье ребенка – основная фундаментальная ценность.
В Концепции дошкольного воспитания говорится: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием является установление доверительного контакта между семьей и детским садом». Поэтому мы вместе должны заботиться о здоровье наших детей.
Вода – колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чье значение для человека было бы так велико и необходимо бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. В нашем детском саду имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введенных в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
В нашем детском саду созданы все условия для плавания. Имеется бассейн, душевые, теплые раздевалки. После плавания, взрослые помогают детям переодеться, просушить волосы. Потом дети идут в комнату отдыха, где постепенно восстанавливаются после физических нагрузок.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык.
«Чтобы быть веселым, нужно хорошее самочувствие; здоровые сердце, нос, голова; здоровая радость свободная от боли и забот» Яшуш Корчак
Уважаемые родители! Мы призываем так же и вас «дружить» с водой, самим посещать бассейн, заниматься водными процедурами. Так вы сможете поправить свое здоровье, повысить свой жизненный тонус, поднять настроение.
Желаем вам и вашим детям здоровья!
Наталья Михайловна Паршукова
Закаливание детей в бассейне
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.
Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положения тела, способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник.
В нашем детском саду «Малышок» осуществляется физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне.
В бассейне размером 2,70х9м. и глубиной до 75 см. занятия длятся с октября по май месяц. В течение года в среднем занимаются от 190-215 детей. В холле бассейна проводим разминку. В бассейнеимеются необходимые оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и выходят из нее.
Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:
• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;
• коврик с ребристой поверхностью;
• коврик, внутри которого находятся камушки;
• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;
• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.
На протяжении нескольких лет в бассейне функционирует фитобар. Это небольшое помещение, где дети после занятий отдыхают. Здесь есть удобные стульчики и обязательно стол с самоваром, из которого дети с удовольствием пьют «волшебный» фиточай.
Медсестра оздоровления тщательно подбирает травы (в зависимости от времени года и других факторов они меняются).
Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.
При организации работы в бассейне предусмотрены следующие этапы обучения:1. Ознакомление с водной средой;
2. Обучение дыханию с выдохом в воду;
3. Обучение статическому плаванию;
4. Обучение скольжению в воде;
5. Обучение плаванию способом «кроль».
Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и включало в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке по-степенного увеличения нагрузки.
Практика показала, что в зависимости от индивидуальных особеннос-тей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая уровень умений и навыков детей.
Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло утвер-диться в том, что в процессе обучения возможно варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.
На протяжении многих лет наши дети занимаются гидроаэробикой. На-чинали мы с секционных занятий для детей с нарушением осанки. Затем включили гидроаэробику в занятия средней группы.
Что из себя представляет гидроаэробика? Это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственна динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Кроме того, занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений.
Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками.
Занимаясь гидроаэробикой с детьми подготовительной к школе группы, мы использовали элементы синхронного плавания. Это позволяет нам придумывать различные хореографические композиции на воде для развлечений и праздников. В процессе работы мы заметили, что большой интерес у детей вызывают комплексы упражнений игрового характера, например «В зоопарке», где надо имитировать движения различных животных, или комплекс упражнений с гимнастической палкой «Лягушата на пруду». А применение ярких и удобных шапочек, масок помогает детям войти в образ и обеспечивает эмоциональный подъем.
Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.
Обязательным атрибутом игры стали «призы». Это могут быть подарки от Нептуна — морские ракушки, а также различные фигурки животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек. Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а также показавшие лучшие результаты на занятиях. Часто поощряются и те участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них не все получилось.
Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с родителями. На родительских собраниях провидим мини-консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и укрепляют не только физическое, но также и психическое и социальное здоровье дошкольника.
Список используемой литературы:1. Шанина Л. Плавание – крепость здоровья //Дошкольное воспитание, 2001, № 6, с. 47-50
2. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления //Дошкольное воспитание, 2008, № 6, с. 44- 49
3. Боброва И. И. Обучению детей плаванию в условиях детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, № 9, с. 51-55
Ирина Чечнева
Плавание как средство закаливания детей
Плавание как средство закаливания детского организма.
Правильное физическое воспитание ребенка не мыслимо без закаливания его организма. В жизни имеют место самые разнообразные виды закаливания воздухом, солнцем, водой. Наиболее действенным из них является закаливание водой, так как его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – обтирание, обливание, купание. Особенно эффективным способом закаливания водой является купание, плавание. Оно сочетает в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождается движением.
В процессе закаливания участвует практически вся система регулирования жизненных процессов. Плавание как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом.
Погружаясь в воду, ребенок испытывает ощущение холода из – за большой разницы температуры воды и тела. Чтобы согреться перед плаванием дети принимают теплый душ. Использование упражнений на суше и энергичных упражнений в воде дает возможность разогреть организм ребенка и тогда по телу начнется разливаться тепло.
Регулярные занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию легких, закрепляет навык глубокого и ритмичного дыхания. При обучении детей плаванию,я использую дыхательные упражнения на суше: «Птички машут крыльями», «Вырастим большими», «Дровосек»,и в воде: «Насос», «Воронка», «У кого больше пузырей?», «Скольжение на груди в выдохом воздуха в воду».
Плавательные упражнения так же содействуют росту и укреплению костной ткани. Именно поэтому плавание является эффективным средством коррекционной работы профилактики и лечения различных нарушений.К этому направлению есть ряд упражнений : «Винт», «Звездочка», «Стрела».
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей. Массирующие и температурные воздействия воды при плавании оказывают положительное влияние на нервную систему. От скольких негативных эмоций избавляются дети, повизгивая от удовольствия. В этом направлении я включаю ряд игр и игровых упражнений,например: «Бегом за мячом», «Сердится рыбка», «Хоровод», «Смелые ребята»; Игровые упражнения «Крокодил», «Покажи метки», «Нырни в обруч», «Передай мяч». Игры и игровые упражнения я провожу для профилактики психосоциального напряжения детей и снятия стрессового состояния.
После занятий в бассейне дети принимают теплый душ. С помощью взрослых они выполняют гигиенические навыки. После этого дети пьют фито чай.
При систематических занятиях плаванием детский организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. В процессе обучения плаванию, здоровье детей, которые регулярно посещают бассейн, меньше болеют и практически вообще не болеют. Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и в особенности детей дошкольного возраста.
Источники:
1. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.
2. Викулов А. Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.
3. Иванченко Е. И. Наука о спортивном плавании. – Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. – 168 с.
4. Каптелин А. Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. – 1980. – № 7. – С. 26-27.
5. Энциклопедия Википедия
П Л А В А Н И Е
КАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ
В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Волны при плавании и течении воды оказывают своеобразный массирующий эффект.
ПЛАВАНИЕ–называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиеническоги-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняетсяэто многими факторами. Прежде всего,сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата,сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.
ПЛАВАНИЕ–способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.
Во время погружения в воду и плавания–создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы в целом. Тело ребенка, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большое количество крови. Ему не приходиться выбрасывать кровь вверх и “насасывать” ее снизу, как это бывает при обычном положении. Давление воды на всю поверхностьтела способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и правого желудочка.
Занятия плаванием–лучшая тренировка дыхательной системы.
Во время плавания нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечнаядеятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстого кишечника.
Занятия плаванием–усиливают обмен веществ, активизируют деятельность организмов выделения.
Во время плавания,или только пребывания в воде, происходят значительные изменения в составе крови, повышается гемоглобин и уменьшается количество лейкоцитов.
Плавание–закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению кожного дыхания и укреплению самой кожи.
Плавание–влияет на рост ребенка, корригирует его.
Плавание–также незаменимое средство для создания”мышечного корсета”(когда слабо развитые мышцы спины не держат позвоночник в нужном положении).
Плавание–одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций.
Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что также положительно отражается на осанке ребенка.
Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.