Заявляемый доход в свою пользу

Заявляемый доход в свою пользу thumbnail

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга,

член Палаты налоговых консультантов РК,

налоговый консультант 1 категории

ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ ОДИНАКОВЫМИ ОБЪЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ОПВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?

ИП начисляет и перечисляет 10 % ОПВ от заявленного дохода, 5% СО от дохода, но в пределах 10-кратной МЗП. При выходе в декретный отпуск были предоставлены подтверждающие документы с Налогового Департамента. Однако Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК по ЮКО не принимает документы, указывая, что взяты разные базы для исчисления ОПВ и социальных отчислений, требуя либо ОПВ исчислять от дохода, либо СО от заявленного дохода.

Действующие нормативные акты по исчислению обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений для индивидуальных предпринимателей предусматривают различные объекты исчисления ОПВ и социальных отчислений в свою пользу.

Уплату ОПВ в свою пользу ИП должен производить, исчисляя их от заявленного дохода. Заявленный доход – это не полученный доход, а показатель для исчисления ОПВ в свою пользу, который ИП определяет самостоятельно. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении» заявленный доход для исчисления ОПВ в пользу индивидуального предпринимателя в месяц должен быть не менее 1 МРЗП и не более 75 МРЗП. Поэтому ОПВ в пользу ИП должны быть исчислены по ставке 10% от заявленного для этих целей дохода, который определило сам ИП.

Социальные отчисления в пользу индивидуального предпринимателя должны исчисляться с учетом полученного дохода, но доход для этих целей в месяц должен быть не менее 1 МРЗП и не более 10 МРЗП. Исчисление социальных отчислений производится по ставке 5 % от объекта исчисления, определенного с учетом установленных минимального и максимального размеров объекта исчисления.

Объект исчисления для ОПВ и социальных отчислений может быть одинаков только в том случае, когда заявленный доход для исчисления ОПВ будет в месяц в размере МРЗП и объект для исчисления СО будет на уровне минимального объекта исчисления -1 МРЗП. В остальных случаях объекты исчисления ОПВ и социальных отчислений могут не совпадать, при этом довольно значительно, т.к. максимальный предел для исчисления ОПВ по заявленному доходу – не более 75 МРЗП, а по социальным отчислениям объект исчисления – не более 10 МРЗП.

Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК по ЮКО не может по своему усмотрению трактовать нормативные акты в рассматриваемой ситуации. Необходимо получить от них письменный отказ в приеме документов со ссылкой на официальный документ, которым они руководствуются, и обжаловать их действия в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, или при необходимости – в суде.

Согласно пункту 33 Правил назначения социальных выплат из ГФСС: При исчислении размера социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, среднемесячный размер дохода определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двенадцать по следующей формуле:

СМД свбр = ∑ (ЕД 1 +ЕД 2 + ЕД 3…….+ ЕД 12) / 12, где:

СМД свбр – среднемесячный размер дохода участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления;

ЕД – ежемесячный доход, учтенный в качестве объекта исчисления социальных отчислений.

34. Ежемесячный доход рассчитывается путем деления суммы поступивших социальных отчислений от плательщика за указанный месяц на ставку социальных отчислений и умножения полученного результата на сто по следующей формуле:

ЕД = СО м / S co × 100, где:

СО м – социальные отчисления за месяц;

S co – ставка социальных отчислений.

Как следует из Правил, размеры заявленного дохода, из которого индивидуальный предприниматель исчислял ОПВ в свою пользу, так и сами размеры ОПВ, никак не учитываются при расчете социальной выплаты из ГФСС при потере дохода в связи с беременностью и родами.

В Законе Республики Казахстан « Об обязательном социальном страховании» (статья 23-1) при назначении социальной выплаты индивидуальному предпринимателю на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, также не предусматривается ведение расчетов социальной выплаты с учетом размеров ОПВ и заявленного дохода для их исчисления индивидуальным предпринимателем.

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Читайте также:  Масло облепиховое польза и вред как принимать при гастрите

Источник

В соответствии с подпунктом 28) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан» агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – агент) – физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

Пунктом 1 статьи 29 Закона установлено, что агенты ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется в налоговые органы по месту нахождения налогового агента не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом:

налоговыми агентами, в том числе применяющими специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;

агентамиили плательщиками социальных платежей, в том числев свою пользув соответствии с законами Республики Казахстан.

Таким образом, физические лица, получившие доходы по договорам гражданско-правового характера, должны самостоятельно представлять декларациюпо индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ФНО 200.00), утвержденную приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 166 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (далее – Приказ), с отражением сведений по исчисленным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов ежеквартально, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

В связи с чем, обязательные пенсионные взносы с доходов, полученных физическими лицами по договорам ГПХ, при возникновении обязательств в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении подлежат отражению в ФНО 200.00 за 3 и (или) 4 кварталы 2018 года.

Обращаем внимание, что при заполнении ФНО 200.00 указанные налогоплательщики не ставят отметку в строке 6 «Категория налогоплательщиков» и заполняют строки:

200.00.004 «Сумма обязательных пенсионных взносов, подлежащих перечислению в свою пользу»;

200.01.009 «Заявляемый доход в свою пользу».

При этом данная форма будет отправлена на сервер без учета результатов форматно-логического контроля и сообщений в Протоколе ошибок.

Пресс-служба

Комитета государственных доходов МФ РК

Смотрите Письмо Комитета госдоходов РК от 27 сентября 2018 года № КГД-18-ЮЛ-Б-1636-КГД-25572 “Относительно сдачи формы 200.00 физлицами по перечислению ОПВ по договору ГПХ”

Напомним, что физические лица получающие доходы по договорам ГПХ обязаны самостоятельно за себя перечислять ОПВ.

Чтобы узнать больше из мира бухучета и налогообложения, участвуйте в конференции:

казахстанская онлайн конференция бухгалтеров День бухгалтера 2018

Источник

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

Ю. Загретдинова, САР, IFRS,

сертифицированный бухгалтер-практик

КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИСЛИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ЗА ИП И СОТРУДНИКА ИП?

Как правильно начислять социальные отчисления для ИП, применяющих СНР для СМБ (с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства РК от 30 мая 2013 года № 550, внесенных в Правила исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденных постановлением Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683)?

Статья 15 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.11.2014 г.) гласит, что исчисление и перечисление социальных отчислений, уплачиваемых за участников системы обязательного социального страхования, производится ежемесячно.

Однако в части срока уплаты социальных отчислений ИП, применяющими СНР на основе патента и упрощенной декларации, имеется поправочный момент.

Так, в статье 438 Налогового кодекса, сказано, что уплата сумм социальных отчислений производятся не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Выводы. Несмотря на то, что уплата производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, определение дохода для исчисления социальных отчислений производится в зависимости от ежемесячного дохода.

Согласно подпункту 4 статьи 1 Закона объектом для исчисления социальных отчислений самостоятельно занятого лица являются получаемые им доходы.

Более того, согласно второму абзацу пункта 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 в редакции постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 550 (далее – Правила), для самостоятельно занятых лиц объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы.

Читайте также:  Рыбий жир с пшеницей облепихой и шиповником польза

Самостоятельно занятое лицо, согласно подпункту 21 статьи 1 Закона самостоятельно занятое лицо (применительно к настоящему Закону) – ИП, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход.

Внимание: в указанном Законе слова – «самостоятельно занятое лицо» по отношению к ИП не имеет разграничения в зависимости от применяемого налогового режима.

В соответствии с пунктом 3 статьи 427 Налогового кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих СНР на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 статьи 427 Налогового кодекса, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан.

Далее, смысловой текст 4-го абзаца в пункте 4 Правил, означает, что для ИП, применяющих СНР, размер дохода, принимаемого для исчисления социальных отчислений, должен быть не менее размера МЗП, установленного Законом о республиканском бюджете.

Внимание: данный пункт (№ 4) не определяет конкретный размер объекта для исчисления социальных отчислений, кроме как его минимальный порог, тогда как в пункте 3 Правил и в подпункте 4 статьи 1 Закона конкретно оговорено, что объектом для исчисления социальных отчислений является полученный доход.

Таким образом, для ИП, применяющего СНР на основе патента или упрощенной декларации объектом для исчисления социальных отчислений является полученный им доход. При этом, следует повторить, что исчисление социальных отчислений производится ежемесячно, то есть в зависимости от полученного дохода в месяц.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет с 1 января 2010 года – 5% от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5% от МЗП, устанавливаемой Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом максимальный размер социальных отчислений для самостоятельно занятых лиц не должен превышать сумму исчисленного социального налога за отчетный период.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 15 Закона ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратного размера МЗП, установленной Законом о республиканском бюджете. Следует учесть, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Закона плательщик обязан самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет размеров социальных отчислений, уплачиваемых в Фонд, а также расчет пени в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты социальных отчислений.

Комментарии. Исходя из вышеизложенного, максимальный доход, который принимается для исчисления СО, составляет 199 660 тенге (10-кратный размер МЗП). Поскольку ИП не получило доход за 2 месяца, то в расчет попадает 4 месяца (август, сентябрь, ноябрь, декабрь). Следовательно, при отсутствии дохода социальные отчисления не начисляются за июль и октябрь.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) определено, что обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10% от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный МРЗП, установленный на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете. Для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также ИП обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10% от заявляемого дохода, но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% от 75-кратного МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете, исчисляемые за каждый месяц налогового периода. Заявляемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также ИП для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу. В данном случае заявляемый доход для исчисления ОПВ за ИП равен 22 000 тенге.

Расчет за ИП (с окладом 22 000 тенге):

Месяц

Доход

ОПВ за ИП

СО за ИП

июль

0,00

2 200,00

0,00

август

673 000,00

2 200,00

9 983,00

сентябрь

560 000,00

2 200,00

9 983,00

октябрь

0,00

2 200,00

0,00

ноябрь

1 885 000,00

2 200,00

9 983,00

декабрь

2 731 600,00

2 200,00

9 983,00

итого

5 849 600,00

13 200,00

39 932,00

По условиям примера работникам за полугодие начислено доходов за работника 159 375 тенге. Из этого дохода должны быть исчислены и перечислены обязательные пенсионные взносы в размере 10% – 15 000 тенге. С начисленной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск не исчисляются обязательные пенсионные взносы, социальный налог и социальные отчисления, удерживается только ИПН. Компенсация за неиспользованный трудовой отпуск для работника является доходом, поэтому при наличии заявления от работника на применение налогового вычета в размере одной МЗП, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса, налоговый вычет при исчислении ИПН должен быть предоставлен. Также для принятия решения по представлению налогового вычета следует обратиться к положению пункта 3 статьи 166 Налогового кодекса. Согласно данному пункту, если физическое лицо являлось в календарном месяце работником менее 16 календарных дней, то налоговый вычет в размере МЗП ему не представляется.

Читайте также:  Какую пользу приносят животные людям презентация

Из данного примера не ясно, в связи с каким событием начислена компенсация за неиспользованный отпуск, в связи с увольнением или в связи с отзывом из трудового отпуска. Если это компенсация начислена в связи с отзывом работника из трудового отпуска, то компенсация учитывается в доходе работника, по которому представляется налоговый вычет при исчислении ИПН.

Расчет за работника:

Месяц

Оклад

ОПВ

СО

ИПН

июль

50 000,00

5 000,00

2 250,00

2 503,00

август

50 000,00

5 000,00

2 250,00

2 503,00

сентябрь

50 000,00

5 000,00

2 250,00

2 503,00

компенсация

9 375,00

итого

159 375,00

15 000,00

6 750,00

7 509,00

Сумма ОПВ = 50 000 × 10% = 5 000 × 3 мес. = 15 000.

Сумма СО = (50 000 – 5 000) × 5% = 2 250 × 3 мес. = 6 750.

Сумма ИПН = (50 000 – 5 000 – 19 966) × 10% = 2 503 × 3 мес. = 7 509.

Таким образом, сумма корпоративного (индивидуального) подоходного налога = 5 849 600,00 × 3% = 175 488 × 0,5 = 87 744.

Сумма социального налога = 87 744 – (39 932 + 6750) = 41 062.

Вывод. В приведенных во вложениях данных нет правильного расчета налогов, а именно в части расчета ОПВ от заявленного дохода (22 000). Заявляемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также ИП для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу. Расчет СО за работника производится по формуле: СО = (оклад – сумма ОПВ) × 5%. В приведенных двух вариантах сумма СО за работника ИП = 1 252, что не является верным. Так как в примере не оговаривается событие начисления компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с увольнением или в связи с отзывом из трудового отпуска, то расчет в статье произведен на основании того, что компенсация за неиспользованный трудовой отпуск для работника является доходом, поэтому при наличии заявления от работника на применение налогового вычета в размере одной МЗП, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса, налоговый вычет при исчислении ИПН предоставлен.

В связи с принятием Постановления Правительства РК от 14 сентября 2012 года № 1196 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил исчисления и перечисления социальных отчислений».

Данные изменения были внесены в части приведения в соответствие с Законом РК от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан», вследствие которых были ошибочно исключены последующие три абзаца в пункте 7 Правил, определявшие размеры объектов для исчисления социальных отчислений ИП, применяющими общеустановленный порядок налогообложения и налоговые режимы на основе упрощенной декларации и патента.

В свою очередь, согласно подпункту 1 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1132, Министерство в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, миграции населения, в сфере социальной поддержки нуждающихся категорий граждан и семей, имеющих детей, а также по вопросам назначения и выплаты государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, специального государственного пособия, государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, единовременной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, жертвам политических репрессий.

Таким образом, для получения разъяснения по данному вопросу необходимо обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Источник