Зачет налогов в пользу бюджета
Одна из многочисленных сентябрьских поправок Налогового кодекса, которые принес Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ – новые правила зачета и возврата налогов, сборов, пеней и штрафов. Несмотря на то, что изменения вступают в силу с 1 октября 2020 года, накануне нового финансового года считаем важным напомнить о них бухгалтерам.
Как зачесть или вернуть переплату сейчас
По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).
В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:
- зачесть в счет будущих платежей по НДС;
- зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
- вернуть на расчетный счет.
Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2020 году
С 1 октября 2020 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.
К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
Обратите внимание
По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.
Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2020 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.
Пример. Какую сумму переплаты может вернуть фирма в 2020 году
Фирма переплатила НДС на 20 000 руб. В то же время у этой фирмы есть долги: недоимка по налогу на имущество – 5000 руб. и задолженность по пеням – 2000 руб.
Вернуть в этом случае можно только 13 000 руб. (20 000 – 5000 – 2000), которые останутся после зачета переплаты в счет погашения долгов.
Как зачесть или вернуть переплату в 2020 году
Чтобы зачесть или вернуть переплаченный налог, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Обратите внимание
Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один – три года с даты излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитывают со дня подачи годовой декларации (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Решение о зачете налоговая инспекция должна принять в течение 10 дней с момента получения заявления. Срок принятия решения о зачете переплаты при проведении камеральной проверки будут отсчитывать:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения.
А вот возврата налога придется ждать дольше – налоговым инспекторам на это дается месяц с момента получения заявления. Если переплата выявлена по уточненным декларациям, ждите денег в течение месяца после окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Налоговая инспекция может и отказать в возврате налога. В этом случае она должна сообщить о своем решении, указав причину отказа.
Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Жалобу можно подать в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Бератор нового поколения То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения. Подключить бератор |
У вас возникла переплата по налогу (взносам), штрафам или пеням? Чтобы распорядиться этой суммой, можно подать в налоговую инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате. Мы попросили специалиста ФНС Григоренко Екатерину Сергеевну ответить на вопросы, связанные с заполнением этих бланков, и прояснить некоторые процедурные моменты зачета и возврата переплаты.
— Екатерина Сергеевна, многие читатели интересуются, почему в ИФНС им обещают проведение зачета переплаты не ранее чем через месяц, если НК РФ отводит на рассмотрение заявления 10 дней с даты его подачи?
— Видите ли, срок на принятие решения о зачете и срок проведения зачета — это разные понятия. Действительно, по общему правилу решение налогового органа по заявлению о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней. Но этот срок может отсчитываться как со дня получения заявления налогоплательщика, так и со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. То есть срок всего процесса проведения зачета может складываться не только из срока, отведенного на принятие решения налоговым органом.
Что касается сроков проведения сверки, то нужно учитывать следующее. Если расхождений между данными налогоплательщика и данными ИФНС нет, срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней.
А в случае выявления расхождений этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Таким образом, с учетом проведения сверки срок всего процесса проведения зачета как раз и составляет около месяца.
— У организации есть переплата по налогу на прибыль и долги по страховым взносам. Зачесть переплату в счет их погашения организация не может. Будет ли недоимка по взносам помехой для возврата налоговой переплаты?
— Действительно, организация не сможет провести такой зачет. А вот вернуть переплату по налогу на прибыль, подав заявление, можно. Факт наличия задолженности по страховым взносам на возврат налога никак не повлияет. В НК РФ установлено только одно ограничение. Вернуть излишне уплаченный налог при наличии недоимки по другим налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам можно только после зачет налоговой переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).
— По НДС у организации числится недоимка как у налогоплательщика и переплата как у налогового агента (по ошибке перечислено больше, чем удержано). Организация хочет произвести зачет переплаты в счет недоимки. Возможен ли такой зачет?
— Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Правила зачета сумм излишне уплаченных налогов, установленные в ст. 78 НК РФ, распространяются и на налоговых агентов. Прямого запрета на проведение зачета между суммами НДС, подлежащими уплате налогоплательщиком и налоговым агентом, в законодательстве нет.
Каких-либо разъяснений о возможности такого зачета ФНС не выпускала. Но можно провести аналогию с другим агентским налогом — НДФЛ. Так, ФНС в Письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ разъясняла, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. И в отношении этой ошибочно перечисленной суммы может быть подано заявление о зачете.
Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент по ошибке перечислил НДС в большей сумме, чем удержал, можно сказать, что излишне уплаченная сумма — это собственные средства налогоплательщика. Поэтому полагаю, что проведение такого зачета возможно.
Этот подход поддерживается и судами. Да, НК РФ разграничивает обязанности налогоплательщика по уплате НДС и обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС. Но это не означает невозможности зачета излишне уплаченных сумм НДС для налогоплательщика и для налогового агента.
— А как организации оформить заявление о зачете переплаты по агентскому НДС в счет недоимки, числящейся по НДС как у налогоплательщика? В форме заявления предусмотрено указание КБК излишне уплаченного налога и КБК налога, по которому числится недоимка, но в этом случае КБК будет один и тот же — 182 103 01000 01 1000 110.
— Одно и то же юридическое лицо, в зависимости от возлагаемых на него обязанностей, может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» (карточек РСБ) с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.
НДС, уплачиваемый организацией в качестве налогоплательщика, и НДС, перечисляемый налоговым агентом, поступают на один и тот же КБК. И именно его необходимо будет указать в заявлении о зачете. Других особенностей при заполнении заявления на зачет нет.
— То есть, даже если в заявлении о зачете не будет указан статус плательщика НДС, налоговая инспекция поймет, что организация хочет зачесть переплату по агентскому НДС в счет недоимки по «собственному» НДС?
— Указание таких сведений, как статус плательщика НДС (налоговый агент или налогоплательщик), в заявлении о зачете не предусмотрено. Следовательно, налоговый орган при принятии решения должен исходить из имеющейся у него информации о переплате по агентскому налогу в счет недоимки по НДС. При этом остальные реквизиты должны быть указаны корректным образом.
— Екатерина Сергеевна, зачет возможен и в противоположной ситуации? Переплату по «собственному» НДС организация может направить в счет будущих платежей по агентскому НДС, уплачиваемому, скажем, в связи с арендой госимущества или в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента?
— По поводу возможности такого зачета сложились две противоположные позиции. Первая не допускает проведение зачета. Поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность возмещения НДС путем зачета в счет уплаты сумм налога, перечисляемых за другое юридическое лицо в качестве агента. А для агента — возможность исполнения обязанности по перечислению удержанного налога путем зачета.
Но есть и вторая позиция, находившая поддержку в судах. Она основана на том, что НК РФ рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента. При этом отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений. НДС, перечисляемый налогоплательщиком, и НДС налогового агента — один и тот же федеральный налог. Следовательно, отказ инспекции в проведении зачета налога неправомерен.
Таким образом, если налоговый орган откажет в зачете переплаты НДС в счет агентского НДС (в связи с арендой госимущества либо в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента), организация, вероятно, сможет оспорить такой отказ в суде.
— Сумма излишне уплаченного налога может быть, в частности, зачтена в счет погашения задолженности по штрафам за налоговые правонарушения. При этом в п. 1 ст. 78 НК РФ в отношении штрафов оговорки о наличии переплаты по налогу именно соответствующего вида нет. Может ли организация направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество?
— Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборам, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Проводя аналогию с пенями, налоговый орган использует такое же правило и при зачете штрафов, относящихся к конкретным налогам. Хотя это и не следует из буквального прочтения п. 1 ст. 78 НК РФ.
Таким образом, организация не сможет направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество. Ведь налог на прибыль является федеральным, а налог на имущество — региональным. Но например, штраф по ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль или любому другому федеральному налогу может быть погашен за счет переплаты налога на прибыль.
— Можно ли направить переплату по налогу (скажем, по НДС) в счет уплаты штрафа, зачисляемого на отдельный КБК 182 1 16 03010 01 6000 140, например начисленного по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в ИФНС?
— НК РФ допускает возможность зачета излишне уплаченного налога в счет погашения штрафа (вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения). Однако на практике проведение зачета переплаты по налогу возможно только в счет погашения тех штрафов, которые можно соотнести с конкретными видами налогов (федеральным, региональным, местным). Причем, как отмечалось выше, с соблюдением правила о соответствии вида налога.
Таким образом, в проведении зачета переплаты по НДС в счет уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, скорее всего, будет отказано.
— В заявлении о зачете излишне уплаченного налога есть поле «Налоговый (расчетный) период (код)», где нужно указывать период возникновения переплаты.
Екатерина Сергеевна, наших читателей интересует, как заполнять это поле, если переплата возникла нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов. Можно ли здесь указать период возникновения первой или последней излишне уплаченной суммы либо вообще оставить это поле пустым?
— Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в пределах 3 лет со дня уплаты. Из заявления о зачете должно быть понятно, какую именно переплату налогоплательщик хочет направить на погашение имеющейся задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей. С этой целью в заявлении как раз и указывают налоговый (расчетный) период возникновения переплаты наряду с суммой и КБК излишне уплаченного налога.
Формой заявления о зачете не предусмотрена возможность зачета общей суммы переплаты, образовавшейся нарастающим итогом. И оставление поля «Налоговый (расчетный) период (код)» пустым также не допускается. Очевидно, что нельзя указать период перечисления лишь первой или последней излишне уплаченной суммы, ведь при зачете учитываться будет не только эта сумма.
Поэтому в случае, когда налогоплательщик хочет зачесть сумму переплаты, образовавшейся нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов, ему необходимо подавать несколько заявлений на конкретные суммы и за конкретные периоды. В ином случае проведение зачета будет невозможно.
— А если налогоплательщик захочет вернуть переплату, накопившуюся за несколько налоговых периодов, то ему тоже нужно будет подать несколько заявлений о возврате?
— Да, все верно. Подход будет аналогичный. Оформлять отдельное заявление нужно будет в отношении каждого периода, по итогам которого излишне уплаченную сумму налогоплательщик хочет вернуть.
— Екатерина Сергеевна, допустим, упрощенец в 2018 г. сначала по ошибке перечислил в большей сумме авансовый платеж за I квартал, а потом переплатил еще и аванс за полугодие. В таком случае для возврата переплаты можно оформить одно заявление, указав в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» КВ.02.2018? Ведь авансовые платежи по УСН считаются нарастающим итогом.
— Нет, так поступить нельзя. Установленные правила применяются не только в отношении зачета или возврата переплаченных налогов, но и по излишне уплаченным авансовым платежам. Поэтому, если переплата образовалась из-за излишнего перечисления авансовых платежей по нескольким расчетным периодам в течение 1 года, для ее зачета (возврата) также необходимо подавать несколько заявлений, правильно указывая период возникновения переплаты.
— Если оставлять пустым поле «Налоговый (расчетный) период (код)» нельзя, то как его заполнить в заявлении на возврат излишне уплаченной суммы штрафа, начисленного по ст. 126 НК РФ? С каким-либо налоговым периодом такие штрафы не связаны.
— Действительно, понятие налогового периода связано именно с налогом, сроком его уплаты и по отношению к штрафам по ст. 126 НК РФ оно неприменимо. Кроме того, определить и конкретную дату совершения правонарушения по ст. 126 НК РФ также не представляется возможным. Полагаю, что в заявлении на возврат правильным будет в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указать 00.00.0000.
— Организация хочет зачесть часть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДС. А оставшуюся часть переплаты по налогу на прибыль — направить в счет будущих платежей также по НДС. Можно ли подать одно заявление о зачете переплаты с КБК налога на прибыль на КБК НДС?
— В заявлении о зачете, оформленном с целью погашения недоимки за счет переплаты, нужно ставить код 1. А в случае направления переплаты в счет будущих платежей — код 2. Поэтому в рассмотренной ситуации в налоговый орган необходимо подать два заявления с разными кодами.
— Екатерина Сергеевна, допустим, организация все-таки подала одно заявление о зачете с просьбой направить на погашение недоимки по НДС переплату по налогу на прибыль в сумме, превышающей размер этой недоимки. Налоговая инспекция проведет такой зачет?
— НК РФ не содержит условия о том, что сумма переплаты должна соотноситься с размером недоимки. Налогоплательщик может самостоятельно распорядиться имеющейся переплатой. Поэтому по причине несовпадения размеров переплаты и недоимки отказа в проведении зачета быть не должно. Соответственно, в результате такого зачета у организации появится переплата по КБК НДС.
Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.
При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.
Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.
Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.
С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно – нужно доплатить налог и пени за просрочку.
Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.
Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:
- налогов,
- сборов,
- пеней,
- штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.
В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.
Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.
- Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
- зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
- зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
- зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
- либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
- федеральных налогов и сборов,
- региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.
*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:
- по налогам,
- сборам,
- пеням,
- штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны – налоговым органом, с другой – налогоплательщиком.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.
Решение:
- о зачете,
- возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
- со дня получения заявления,
- или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
- недоимки по иным налогам,
- задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.
В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:
- со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
- или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо – со дня вступления в силу решения суда.
При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:
- недоимки по иным налогам соответствующего вида,
- задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Обратите внимание:Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).
При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:
- с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
- с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
- ежемесячных авансовых платежей,
- авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»
В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.
Указанное сообщение передается:
- руководителю организации,
- физическому лицу,
- их представителям,
лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.
При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:
- авансовых платежей,
- сборов,
- пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:
- недоимки по иным налогам соответствующего вида,
- задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
- в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.
* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.
Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:
«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»
Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:
- авансовых платежей,
- сборов,
- пеней,
- штрафов,
и распространяются:
- на налоговых агентов,
- плательщиков сборов,
- ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов
Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.
Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:
- в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.
* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие – излишне уплаченными?
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:
- Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
- Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.
Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:
«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:
- на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
- либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
- самостоятельно налогоплательщиком,
- либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»