За веру на пользу людям
Введение
“У благотворительности в Европе богатые корни и многообещающее будущее”-писали в 2008 году исследователи Норин МакДональд и Люк Тайарт-де-Бормс в своём обзоре Philanthrope in Europe.
Вчера, буквально по следам предыдущей публикации
Подробнее >>>
я получила письмо, в котором незнакомый мне ранее коллега писал, что тема интересная, но раскрыта не полностью. В результате нашей развёрнувшейся дискуссии я узнала много нового для себя о рыцарском ордене, или боевых монахах, занимающихся благотворительностью профессионально.
Сначала я не поверила, этакий микс из монахов, да ещё и боевых, да ещё занимающихся благотворительностью?
Но идея меня увлекла, ведь в детстве я тоже любила читать про рыцарей, и сегодня речь пойдёт о монашеском ордене рыцарей – госпитальеров.
Итак, по порядку.
1. История создания Ордена.
Эта организация была основана в 1099 году в Иерусалиме в качестве христианского госпиталя, целью которой была забота о паломниках в Святую землю и подддержка неимущих, больных и раненых.
Хочу спросить, все ли знают, как произошло слово “госпиталь”?
Это и связано с рыцарями – госпитальерами. В те времена паломничество в к святым местам было хоть и сложным предприятием, но относительно безопасным. Египетский халифат, контролирующий эти территории не препятствовал христианам, единственным неудобством был налог с иноверцев — джизья.
На латыни «хоспиталис» — гостеприимный.
До сих пор индустрия гостеприимства по-английски звучит как «hospitality».
Вначале это было просто братство, официально признанное королем Иерусалимским Болдуином I, который даже выделил им земельный участок.
С этого времени госпитальеры стали прибретать земельные владеия в различных странах.
После Первого крестового похода эта организация усилилась и првратилась в религиозно – военный орден. С 1113 года папа Пасхалий II предоставил им возможность самим избирать главу Ордена.
Орден разработал свой устав, который утвердил сам Папа, а миссией провозгласил защиту Святой Земли. Руководил Орденом избранный Великий Магистр.
Первым Великим Магистром стал Раймон Дюпюи: при нём Орден превратился в военно-монашеский и стал называться Иерусалимским Орденом рыцарей – госпитальеров.
2. «За веру, на пользу человечеству (людям).» Девиз госпитальеров. Устав Ордена госпитальеров. Эмблема. Обеты.
(Цитаты выборочно):
Правила Ордена Всадников Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского, установленные Великим Магистром Раймондом де Пюи:
Я, Раймонд де Пюи, слуга нищих Христовых и страж Странноприимницы Иерусалимской, с предварительно рассужденным согласием братьев моих и всего Капитула утвердил следующие правила в странноприимном доме св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме.
V. И должно братьям, как духовным, так и военным, собирать пожертвования в пользу бедных. И будучи в поисках крова и пищи, должно им обратиться в церковь, а иначе приобретать ровно столько, сколько им требуется, и ничего боле.
VI . И должно им в кратчайшие сроки передавать собранные пожертвования главе обители, коему вменяется в обязанность также взимать треть доходов с обителей, и всё это вкупе передавать бедным.
XIII. И ежели один из братьев сокроет от главы обители деньги, а после они будут найдены, должно повязать ему этот кошель на шею и прогнать обнажённым через Иерусалимский Госпиталь или то место, где он обитает. Затем должен он быть несильно побит одним из братьев и поститься в течение сорока дней, по средам и пятницам на хлебе и воде.
XX. И пусть преданностью, трудолюбием и послушанием, как душой, так и телом защищают правоверных христиан от сил Дьявола. Аминь.
От вступавших в орден требовалось принять три обета: безбрачия, повиновения и бедности. По началу с собой достаточно было иметь коня и оружие.
С безбрачием все понятно, новые рыцари не рождались, их нужно было постоянно привлекать, должности не передавались по наследству, почти всю историю они были выборными. В некоторых случаях Великого Магистра, или Гроссмейстера Ордена назначал сам Папа.
У госпитальеров была своя униформа – чёрный плащ с белым крестом на левом плече.
Что обозначает белый восьмиконечный крест?
Символ трактуется так: четыре конца креста символизируют четыре христианскике добродетели (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество), а восемь концов креста – такие человеческие качества, как воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, страх Божий.
Белый крест обозначает безупречность рыцарской чести на поле брани.
Орден госпитальеров со временем становился все более элитным – под знаком восьмиконечного креста собирались сыновья самых знатных европейских фамилий, которые не могли рассчитывать на земли и наследство.
Собственно, госпитальеры не были монахами в строгом смысле этого слова – они не удалялись от мира, не носили одежды, отличной от мирян, за исключением плаща с крестом на левом плече.
3. Рыцари – госпитальеры в наше время: интервью с Роберто Джулиусом Буонтемпо, консультантом по связям с общественностью Ордена.
-Когда-то рыцари Ордена не имели права не только жениться, но и пользоваться услугами по хозяйству помощницы младше 50 лет. Но времена меняются и теперь никто не может запретить рыцарю жениться. Но все прочие каноны сохранены.
Мы по-прежнему несём Свет и Добро в мир.
Источники:
Об истории Ордена:
https://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/ustav-ordena-gospitalerov
Интервью с Роберто Джулиусом Буонтемпо, специалистом по связям с общественностью Ордена:
Здравствуйте!
Вот уже 7 лет я работаю юристом, данная профессия стала второй ступенью в моей карьере после 6 лет в Службе Судебных Приставов. И это две принципиально разные сферы юриспруденции. Каждая научила меня очень многому. Безусловно, юрист, как педагог и врач, это призвание и служение. Профессия формирует личность.
Моя внесла свои коррективы, наделив меня:
– оперативной реакцией на изменяющиеся условия и обстоятельства,
– стабильной стрессоустойчивостью,
– глобальной ответственностью.
Но главное, юрист должен быть человечным, прежде всего, защищать интересы клиента, а не искать свою выгоду. Ведь зачастую, люди доверяют мне свою судьбу, и я вас за это благодарю. Буду рада оказать Вам юридическую помощь по любым вопросам.
Консультирую платно.
Обратиться ко мне можно на данном сайте, написать на мэйл: AnnaKushnir@mail.ru или в группе Вконтакте https://vk.com/club_middle_kushnir
Они были невероятно богаты имели колоссальную по тем временам военную мощь, управляли европейскими монархами и создавали государства. Первый рыцарские ордены возникли еще в средние века и продолжает существовать по сей день
Орден Святого Лазаря
Крест Св.Лазаря (1098-н.в.)
девиз: лат. “Atavis et atmis” (“Предкам и оружию”)
Основан прокаженными в 1098 году изначально проказой (лепрой) болели все члены ордена. Своему названию орден обязан больнице Святого Лазаря место своего основания собственно от него произошло слово лазарет. Главным символом рыцарей был зеленый крест на черном плаще. Изначально орден занимался исключительно благотворительностью, помогал больным, в том числе и прокаженным, но через некоторое время стал военизированным. Члены ордена участвовали в войнах и походах начиная с 1187 года. Проказа в те годы считалось смертельным заболеванием поэтому воинов ордена многие считали живыми мертвецами. К слову рыцари принципиально не носили шлемы тем самым демонстрируя изуродованный болезнью лица. По состоянию на сегодня у организации есть филиалы в 24 странах
Орден Тамплиеров
Крест Тамплиеров (1119-1312 гг.)
девиз: лат. “Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam” (“Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу”)
Орден Тамплиеров основан в 1119 году, его тайном посвящено множество произведений как научных, так и художественных, а тема проклятия Жака де Моле не теряет актуальности у конспирологов. После того как тамплиеры покинули Палестину они, начали активно заниматься ростовщичеством, то есть давали деньги в долг и через некоторое время собрали капитал, который равнялся казне крупного европейского государства того времени. Отложив в сторону мечи вчерашние рыцари, тамплиеры превратились первых европейских банкиров, но естественно такой расклад не нравился монархом и уже в начале 14 века деятельность ордена была вне закона. Приказом короля были арестованы все его члены, тамплиеры обвинялись в предательстве бога и гомосексуальных связях внутри ордена.
А в качестве главного доказательства мужеложства была использована одна из эмблем ордена два рыцаря верхом на одной лошади. Слухи о невероятных богатствах и артефактах тамплиеров ходит и по сей день, а множество организаций вроде масонов утверждают, что являются прямыми преемниками ордена.
Орден Святого Гроба Господня
Иерусалимский Крест (1099 — н.в.)
девиз: лат. “Deus lo vult” (“Так хочет Бог”)
Основан в 1099 году оборона святых мест в окрестностях Палестины была главной обязанностью членов этого могущественного ордена. На протяжении 1000 лет магистром мог стать только верховный священнослужители, то есть Папа Римский, но в 1949 году управление над организацией перешло курии Ватикана, административной организации при католической церкви. В наши дни основным направлением деятельности стала благотворительность.
Госпитальеры
(1099–н.в.)
девиз: лат. “Pro Fide, Pro Utilitate Hominum” (“За веру, на пользу людям”)
Орден Госпитальеров Мальтийских рыцарей основан в 1099 году, выделялся на фоне подобных организаций. В орден Госпитальеров могли вступить не только титулованные дворяне, но и женщиной. Орден действовал практически во всех европейских странах, а 72 магистром госпитальеров стал Российский император Павел I.
Орден Алькантара
Крест ордена Алькантара (1156-1931 гг., 1978-н.в.)
Основан в 1156 году для обороны пограничных территорий. Начиная с 1177 года приобрел статус рыцарского, теперь его обязанности входило оборона христиан и самой веры от посягательств и еретиков. В 1218 году орден получил в подарок от короля Альфонсо IX город Алкантару, который впоследствии превратился в основную резиденцию рыцари. Официально запрещен с 1931 года возрожден уже через полвека в 1978.
Орден Калатравы
Крест Ордена Калатравы (1158 -1838 гг.)
Один из первых католических орденов основан в 1158 году. И уже в 13-м веке Орден Калатравы имел самую мощную армию в Испании. На пике своего развития насчитывал десятки тысяч воинов и около 200 тысяч подданных в основном крестьяне. Но полной независимости от государства никогда не имел. Главой ордена всегда был король Испании.
Тевтонский Орден
знак Тевтонского ордена (1190-н.в.)
девиз: нем.”Helfen — Wehren — Heilen”(“Помогать — Защищать — Исцелять”)
Основан в 1190 году по сути являлся средневековым аналогом профсоюзной организации, занимался лечением и защиты рыцарей, отстаивал их права спорных ситуациях. Но начиная с XIII века орден начал наращивать военную мощь. Все это по итогу вылилось в попытку экспансии в Восточную Европу, а закончилась полным разгромом тевтонцев польской армией в битве 1410 года. Тевтонский орден восстановили лишь в 1809 году, но уже без армии и каких-либо военных амбиций. Основным направлением деятельности современного ордена является благотворительность.
Орден Меченосцев
Ливонское братство Меченосцев, воинов Христа (1202–1237 гг.)
Основан в 1202 году, на плащах рыцарей были изображены мечи под крестом тамплиеров собственно из-за этого знака отличия орден и получил свое название. Главная цель создания ордена захват восточной Прибалтики, но плана меченосцев так и не суждено было сбыться. Уже в начале XIII века они были разбиты войсками Князя Новгородского Ярослава Всеволодовича. По окончанию очередной военной экспансии на литовские земли, меченосцы истощили свой финансовый и человеческий ресурс нас только, что решили влиться в ряды Тевтонского Ордена.
Орден Христа
Крест ордена Христа (1318-1910 гг.)
Основан в 1318 году по сути является наследником тамплиеров. Первооткрыватель Васко да Гама стал самым известным членом ордена. К слову красный крест, который красовался на парусах флота известного мореплавателя являлся знаком ордена. Вплоть до 1789 года он являлся главной опорой португальских монархов, естественно это не устраивало церковь. В итоге по высосанным из пальца причинам орден распустили, его члены были решены всех титулов, а все богатство и материальное имущество перешли церкви.
Орден Дракона
дракон укрылся под плащём (1408-1437 гг.)
Основан в 1408 году чешским королем Сигизмундом Люксембургом с одобрения Папы Римского. В него входили монархи и знать, Чехии, Венгрии, Хорватии, Валахии и других близлежащих стран. Знаком отличия рыцари данного ордена был медальон или подвеска, развивающимся драконом, который укрылся под плащом. Пожалуй, самым известным членом ордена был отец Влада Дракулы Цепеша, Влад II Дракул несложно догадаться откуда последний получил свое прозвище.
Подписывайся на канал, чтобы быть в курсе интересных фактов как истории нашего времени, так и прошлого.
Вопрос читателя:
Зачем Бог устроил все таким образом, что в Него нужно верить? Ведь вера – это ограничение свободы человека. Не имея достоверной информации, а опираясь только на веру, человек не может сделать выбор в пользу истинной религии. Вера выглядит чем-то несовершенным, ограничивающим и спекулятивным.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение! На всякий случай сразу уточним определение “спекулятивный” – это термин из философского дискурса и переводится на русский как “умозрительный”, то есть выведенный не из эмпирического бытия, т.е. не на основе практического опыта.
А теперь переходим к Вашему вопросу. Дискурс веры в православном мире обширен. Сам Христос говорит о том, как ценна для человека вера, и апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии передает Его слова, сказанные после уверения апостола Фомы: “блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин. 20:29). Позднее об этом же на заре жизни Церкви писал апостол Павел в Послании к евреям: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1).
Вы можете открыть толкования святых отцов и прочитать об этих местах Писания, и Вы убедитесь, даже чисто логически, что, до тех пор пока у человека нет опыта духовной жизни и соприкосновения с благодатью Божией, он может только верить в то, что то, чему учит Церковь и что записано в Писании, правильно. Но это актуально только для самого начала духовного пути. Со временем, когда человек начинает вести духовную жизнь, у него начинает появляться личный опыт того, что такое Таинства и как они переживаются, того, что такое молитва, того, что такое Божия благодать, что такое общение с людьми, которые сильно продвинулись по пути духовной жизни… И тогда уже он опирается и на свой опыт, который свидетельствует о том, что в Церкви и есть правда и Истина. И даже потом, когда человек уже прошел далеко, бывают моменты, когда нужно просто поверить, скажем, опытному духовнику, что сделать нужно вот так.
Вера не ограничивает, на самом деле. Она дает человеку возможность начать делать то, что нужно, в тех ситуациях, в которых в него нет своего опыта, она дает возможность этот опыт набрать.
В смысле отсутствия эмпирики веру, наверное, можно назвать спекулятивной, может быть, даже и несовершенной, потому что о каком совершенстве можно говорить в начале пути? Но ограничивающей – нет, потому что именно с верой открывается духовный путь и Вы делаете первые шаги.
Можно провести аналогию: когда Вы изучаете иностранный язык или другие дисциплины, Вы не знаете, как их нужно изучать (т.е. методику) и не знаете, какие знания достоверны, какие учебники хороши, в конце концов, Вы сами не знаете даже как читаются сочетания букв. Но Вы верите педагогу, а дальше у Вас, по прошествии некоторого времени занятий, появляется свой опыт, и чем дальше, тем он больше и больше… А в какой-то момент Вы выходите на новый уровень и снова теряетесь – и опять доверяетесь педагогу, добирая необходимые знания.
Почему Бог так устроил с верой? Бог так не устроил. Изначально у первых людей был реальный опыт общения с Богом. А потом, после грехопадения, естественная живая связь с Богом была нарушена. Со стороны Бога все осталось неизменным – любовь к человеку, открытость ему навстречу, желание общения, а вот со стороны человека опыт греха, отделения от Бога вызвал искажения. И чтобы преодолеть то, что сейчас, а реальность после грехопадения, мешает естественной связи с Богом, и нужна вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, в том, чего человек на собственном опыте не знает, но знает от других, – с тем, чтобы самому войти в пространство опыта богообщения.
Что касается богообщения, мир сотворен Богом, он живет Им и благодаря Ему. Сам мир конечен, и жизнь к нем есть в той мере, в которой она есть от Творца, от Бога. Человек, как высшее существо со свободной волей, имеет привилегию быть с Творцом и уподобиться ему, поскольку сотворен по образу и подобию Божию. Поскольку человек сотворен по образу, он свободен, и уже Адам и Ева могли выбирать даже быть ли им с Богом или нет. Они выбрали, и теперь за этот выбор расплачивается все человечество. Христос дал людям возможности все же вернуться в естественное состояние и не зависеть при это от выбора праотцев. Теперь быть или нет с Богом – это личный выбор каждого человека. Просто нужно представлять себе, как устроен мир. Вы же понимаете, что, если съедите яд, отравитесь или умрете, если выйдете на оживленное шоссе, скорее всего, Вас собьет машина, много шансов, что насмерть, а если Вы будете правильно питаться и заниматься спортом, то сохраните здоровье и будете выглядеть лучше. Так и тут при выборе имейте в виду, что один выбор ведет Вас в бытие с Богом, в Жизнь Вечную и любовь, а другой – в небытие. И это совершенно точные сведения.
Помоги Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Загрузка…
Ïðåæäå ÷åì ÷èòàòü ñòàòüþ î íàñòîÿùåé õðèñòèàíñêîé âåðå, à çíà÷èò è î ëþáâè, è ñîîòíîøåíèè èõ ê äåëàì âåðóþùèõ, ðàññêàæó ÷èòàòåëþ èñòîðèþ, óñëûøàííóþ îò íåèçâåñòíîãî ìíå ÷åëîâåêà. Ñëó÷èëîñü ýòî íà ïëÿæå â òèõèé ñîëíå÷íûé äåíü óõîäÿùåãî ëåòà, êîãäà ë¸æà íà ïëÿæå â ïåðåðûâå êóïàíèÿ â âîäå, èñïûòûâàåøü òåëîì íåîáûêíîâåííóþ ðàäîñòü ñîåäèíåíèÿ ñ ïðèðîäîé. Ðÿäîì áûëà îáû÷íàÿ ïóáëèêà, ëþäè áûëè îáû÷íûå è ðàçãîâàðèâàëè âñå îá îáû÷íîì.
Íî íåîæèäàííî ÿ óñëûøàë êàê âîñêëèêíóëà ðÿäîì æåíùèíà ñâîèì äðóçüÿì: “Ïîñìîòðèòå íà ýòîãî ÷åëîâåêà! Âèäèòå? Îí âûõîäèò èç âîäû? Âèäèòå êàêîé øðàì ó íåãî áîëüøîé?” Îêðóæàþùèå âñå ïîâåðíóëèñü ê âîäå è ñòàëè ðàññìàòðèâàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïîäîø¸ë ê íàì è ïðèë¸ã íà ïåñîê ðÿäîì ñ íàìè. Êòî-òî èç æåíùèí, êàê ÿ ïîíÿë, ÷òîáû çàâÿçàòü ðàçãîâîð, ñïðîñèë: “Íó êàê âîäà?” Ïîñëå ýòîãî íà÷àëè î ÷¸ì òî äðóæåñêè ãîâîðèòü ñ íåçíàêîìöåì. È íåîæèäàííî äëÿ ìåíÿ ÿ óñëûøàë âîïðîñ: “×òî ñ Âàìè ñëó÷èëîñü, ïî÷åìó ó Âàñ òàêîé øðàì áîëüøîé?” Íåçíàêîìåö ñêàçàë: “Õîðîøî, ÿ ðàññêàæó âàì èñòîðèþ ïîÿâëåíèÿ íà ìîåé ãðóäè ðàçðåçà, îò êîòîðîãî îáðàçîâàëñÿ øðàì. Èñòîðèÿ ýòà íåîáû÷íà è îíà î÷åíü ïîõîæà íà èñòîðèþ ìíîãèõ ëþäåé, íî ïîéì¸òå ëè âû å¸ ñâÿçü ñ íàñòîÿùåé æèçíüþ èõ? Íàñêîëüêî îíà ïðàâäèâà, ñóäèòü ýòî âàì, íî îòâå÷ó îäíèì ñëîâîì “ïî÷òè”.
Êîãäà-òî, à ýòî áûëî óæå äàâíî, ÿ ïîëþáèë îäíó äåâóøêó è ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ïîñëå íàøèõ âñòðå÷ ÿ ïðèçíàëñÿ åé â ñâîåé ëþáâè, îíà îòâåòèëà, ÷òî òîæå ëþáèò ìåíÿ, íî õîòåëà áû, ÷òîáû ñâîþ ëþáîâü ÿ äîêàçàë äåëàìè, à íå ñëîâàìè. Îíà ñïðîñèëà ìåíÿ: “À ÷åì òû äîêàæåøü ñâîþ ëþáîâü?” Íà ÷òî ÿ îòâåòèë: “Ìíå ýòî ãîâîðèò ìî¸ ñåðäöå, ðàçâå ýòî íå âèäíî â ìî¸ì îòíîøåíèè ê òåáå?” Óëûáíóâøèñü îíà îòâåòèëà: “Õîðîøî òåáå ãîâîðèòü ïðî ñåðäöå, íî ÿ æå åãî íå âèæó. Äîêàæè ýòî äåëîì, ïîêàæè ìíå åãî!” Íà ÷òî ÿ îòâåòèë: “Âîçüìè íîæ è ðàçðåæü ìíå ãðóäü, è òû óâèäèøü ìî¸ ñåðäöå!” “ß ñîãëàñíà”- îòâåòèëà îíà.
Ìû íàøëè äëÿ ýòîãî ìåñòî è îíà ðàçðåçàëà ìíå ãðóäü, îíà ñäåëàëà ýòî, íåñìîòðÿ íà ìîè áîëè è, óâèäåâ ñåðäöå, âîñêëèêíóëà: “Ñåðäöå ó òåáÿ ãîðÿ÷åå, íî ÿ áîëüøå íè÷åãî íå âèæó è íè÷åãî íà í¸ì íåò îñîáåííîãî! Òû îáìàíóë ìåíÿ!” ß ñîáðàë âñå ñâîè ïîñëåäíèå ñèëû, ÷òîáû ñêàçàòü åé: “Òû ýòî óçíàåøü, êîãäà ðàçðåçàâ ñâîþ ãðóäü, âîçüì¸øü ìî¸ ñåðäöå è ïðèëîæèøü ê ñâîåìó ñåðäöó, è îíî òîæå ñòàíåò ãîðÿ÷èì. Òîëüêî ñâîèì ñåðäöåì, íî íå ðàçóìîì è ãëàçàìè òû ìîæåøü óçíàòü è ïîíÿòü ýòî”. “Íåò òû æèâè ñî ñâîèì ñåðäöåì, à ÿ áóäó æèòü ñî ñâîèì, òâî¸ ñåðäöå ãîðÿ÷åå è îíî ìîæåò íàâðåäèòü ìíå!”- îòâåòèëà ìíå ìîÿ âîçëþáëåííàÿ. Îíà çàøèëà õëàäíîêðîâíî ìíå ãðóäü è áîëüøå ìû óæå íå âñòðå÷àëèñü.
À ñåðäöå ìî¸ òàê è îñòàëîñü ãîðÿ÷èì, è ëþáîâü ñîâåðøåííî ïî÷åìó-òî íå ïðîõîäèò. ß ëþáëþ ýòó äåâóøêó âñþ ñâîþ æèçíü è íå ìîãó äàæå ïðåäñòàâèòü, ÷òî ñî ìíîé áóäåò äðóãàÿ. Íî çíàþ, ÷òî íàñòóïèò âðåìÿ, êîãäà ìû áóäåì âìåñòå è òîãäà íàøè ñåðäöà ñîëüþòñÿ â íàøåé îáùåé ëþáâè. Âîò ìåíÿ òîëüêî âîëíóåò âñþ ìîþ æèçíü âîïðîñ: ÷òî æå ýòî òàêîå ëþáîâü, ÷òî îíà íàñ ñâÿçûâàåò íà âñþ âå÷íîñòü è íå âèíîâàòî ëè ñåðäöå ìî¸ ãîðÿ÷åå â ýòîì?
Âîò ïîñëå óñëûøàííîé ýòîé èñòîðèè ÿ ïîíÿë, ÷òî äåëàìè äîêàçàòü ëþáîâü íåëüçÿ, íî íàñòîÿùèå äîáðûå äåëà, èñõîäÿùèå îò ñåðäöà ñîâåðøàþòñÿ ëþáîâüþ. Ãëàâíîå âî âñ¸ì åñòü ëþáîâü. Äîáðûìè äåëàìè äîêàçàòü ëþáîâü íåëüçÿ, íî äîáðûå äåëà ìîæíî ñîâåðøèòü âî èìÿ ëþáâè. Õðèñòèàíñêàÿ âåðà â Áîãà áåç ëþáâè ê Áîãó íå áûâàåò. Äåëà íèêîãäà íå ìîãóò çàìåíèòü âåðó. Âåðà è ëþáîâü ê Áîãó ìîãóò áûòü áåç äåë, íî äåëà äëÿ Áîãà áåç âåðû íèêàêîãî çíà÷åíèÿ íå èìåþò. Âîò îá ýòîì è áóäåò ñëåäóþùèé òåêñò.
1) “âåðà, åñëè íå èìååò äåë, ìåðòâà ñàìà ïî ñåáå” (Ïîñë. Èàêîâà 2:17)
2) “Èáî áëàãîäàòèþ âû ñïàñåíû ÷åðåç âåðó, è ñè¸ íå îò âàñ, Áîæèé äàð. Íå îò äåë, ÷òîáû íèêòî íå õâàëèëñÿ” (Åôåñÿíàì 2:8,9). Åñòü ëè â ýòèõ ñòèõàõ ïðîòèâîðå÷èå ???
 öåðêâè, â îäíîé ïðîïîâåäè, ìíå ïðèøëîñü óñëûøàòü ñëîâà, ïðèçûâàþùèå ñîïðîâîæäàòü ñâîþ æèçíü äîáðûìè äåëàìè äëÿ äðóãèõ ëþäåé. Ýòà òåìà î÷åíü àêòóàëüíà â ñîâðåìåííîé æèçíè, â êîòîðîé ìíîãî ïðèìåðîâ, êîãäà ëþäè, íàçûâàþùèå ñåáÿ õðèñòèàíàìè, â ñâîèõ ïîñòóïêàõ äàëåêè îò ýòîãî. Íî â ïðîïîâåäè áûëà ñäåëàíà îøèáêà, çàêëþ÷àþùàÿñÿ â òîì, ÷òî âåðóþùèé ÷åëîâåê, íå èìåþùèé äîáðûõ äåë, íå èìååò âåðû ñîâñåì. À îòñþäà âûòåêàåò ñëåäñòâèå, ÷òî îí íå ìîæåò ïîëó÷èòü ñïàñåíèå îò Áîãà, òî-åñòü æèçíü âå÷íóþ.  êà÷åñòâå ïîÿñíÿþùèõ ïðèìåðîâ áûëè âçÿòû äâà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îøèáî÷íûìè.
Ïåðâûé ïðèìåð. Îäèí þíîøà ïîñûëàë ïèñüìà äåâóøêå, â êîòîðûõ óâåðÿë å¸ â ñâîåé ëþáâè. Îíà æå îòâåòèëà åìó, ÷òî ýòî âñ¸ îäíè ñëîâà è ÷òî îí äîëæåí äîêàçàòü ñâîþ ëþáîâü íà äåëå. Äåâóøêà, êîíå÷íî, áûëà ïðàâà â òîì, ÷òî ëþäè â ñâîåé æèçíè ìîãóò ïðîâåðèòü ñëîâà òîëüêî äåëàìè, òîëüêî ïðàêòèêîé. Íî ëþáîâü ïðîâåðèòü äåëàìè íåëüçÿ, òàê êàê ëþáîâü- ýòî åñòü Áîæåñòâåííîñòü ÷åëîâåêà, íàëè÷èå â í¸ì Äóõà Ñâÿòîãî. Òàêæå íàäî ïîíèìàòü, ÷òî Áîã, â îòëè÷èå îò ÷åëîâåêà, çíàåò âñå ìûñëè êàæäîãî ÷åëîâåêà è ÷òî ó íåãî íà ñåðäöå. Îò Áîãà ñêðûòü íè÷åãî íåëüçÿ. Áîã çíàåò èñòèííîñòü âåðû êàæäîãî ÷åëîâåêà íåçàâèñèìî îò åãî äåë. Äîáðûå äåëà íóæíû òîëüêî äëÿ îêðóæàþùèõ ëþäåé, ïî êîòîðûì îíè ìîãóò òîëüêî ñóäèòü î âåðå ÷åëîâåêà, íî íå çíàòü.
Âòîðîé ïðèìåð. Áûëî ñêàçàíî, ÷òî âåðà è äîáðûå äåëà-äâå ñòîðîíû îäíîé ìîíåòû. À ýòî çíà÷èò, ÷òî åñëè ó ÷åëîâåêà íå áóäåò äîáðûõ äåë, òî è âåðû ó íåãî íåò, è îí íå ìîæåò èìåòü ñïàñåíèÿ îò Áîãà. Ýòî ñîâåðøåííî íåïðàâèëüíî, òàê êàê ïðîòèâîðå÷èò ïîñëàíèþ Àïîñòîëà Ïàâëà Åôåñÿíàì 2:8,9: “Èáî áëàãîäàòèþ âû ñïàñåíû ÷åðåç âåðó, è ñè¸ íå îò âàñ, Áîæèé äàð. Íå îò äåë, ÷òîáû íèêòî íå õâàëèëñÿ”. Äîáðûå äåëà ìîãóò áûòü ðàçíûìè. Îäíè ìîãóò ñîâåðøàòüñÿ ñ èñêðåííèì æåëàíèåì ïîìî÷ü ëþäÿì, à ìîãóò ñîâåðøàòüñÿ òîëüêî èç òùåñëàâèÿ èëè èç-çà êàêîé-òî âûãîäû. Ìîãóò ëè áûòü ïîñëåäíèå ïîäòâåðæäåíèåì âåðû? Êîíå÷íî, íåò. È åñëè îíè ìîãóò ïðèíåñòè ïîëüçó ëþäÿì, òî ïåðåä Áîãîì îíè áåñïîëåçíû (1Êîðèí.13:3). Êîãäà æå Àïîñòîë Èàêîâ ãîâîðèò î òîì, ÷òî âåðà áåç äåë ìåðòâà, òî îí èìååò ââèäó òîëüêî äîáðûå äåëà äëÿ ëþäåé, ñì. ñòèõè 14-16. È ýòè ñòèõè îòíîñÿòñÿ ê ôàðèñåÿì, êîòîðûå áûëè â Èçðàèëå â òî âðåìÿ, íî êîòîðûå åñòü è ñåé÷àñ â õðèñòèàíñêèõ öåðêâÿõ. Âåðà áåç äåë äåéñòâèòåëüíî ìåðòâà, íî òîëüêî äëÿ îêðóæàþùèõ ëþäåé, íî íå äëÿ Áîãà.
Íå ìîæåò áûòü òàêîãî, ÷òîáû èñêðåííå âåðóþùèé ÷åëîâåê, à çíà÷èò èìåþùèé ëþáîâü ê Áîãó è ê ëþäÿì, íå äåëàë áû õîðîøåå, äîáðîå äëÿ ëþäåé. Ïðîñòî ýòîãî íå âñåãäà ìîæíî âèäåòü. Íåêîòîðûå ëþäè ïåðå÷èñëÿþò äåíüãè â äåòñêèå äîìà, ïîìîãàþò öåðêâÿì, ïîìîãàþò áåäíûì ëþäÿì,êîãäà èõ íå âèäÿò è íå çíàþò îá ýòîì ëþäè. Åñòü èñêðåííå âåðóþùèå ëþäè, êîòîðûå íå â ñîñòîÿíèè äåëàòü äîáðûå äåëà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ìíîãèå èíâàëèäû. Íî âåðà èõ íå ìåðòâà.À ìîæåò áûòü è òàê,÷òî ÷åëîâåê ïðîæèâ¸ò âñþ ñâîþ æèçíü áåç âåðû â Áîãà, íî â ïîñëåäíèé ìîìåíò îáðàòèòñÿ ê Áîãó, ïîéì¸ò, ÷òî áûë íåïðàâ â ñâîåé æèçíè è ïîïðîñèò Áîãà ïðîñòèòü åãî, òî Áîã íå îñòàâèò òàêîãî ÷åëîâåêà è ñïàñ¸ò åãî îò ìóê àäà âìåñòå ñî âñåìè âåðóþùèìè ëþäüìè. Îá ýòîì ãîâîðèò íàì Áèáëèÿ.
Äåëà-ýòî ñëåäñòâèå âåðû. Ëþäè ìîãóò ñóäèòü î âåðå ÷åëîâåêà òîëüêî ïî âèäèìûì äåëàì, òàê êàê íå äàíî ëþäÿì çíàòü èñòèííûå ìûñëè ÷åëîâåêà, íî Áîã çíàåò ñåðäöå êàæäîãî ÷åëîâåêà è ñïàñåíèå äà¸ò òîëüêî ïî âåðå åìó. Ïî÷åìó æå Àïîñòîë Èàêîâ, äà è íå òîëüêî îí, íî è âñÿ Áèáëèÿ ïðèçûâàþò âåðóþùèõ äåëàòü äîáðûå äåëà? Ïîòîìó ÷òî âåðóþùåìó ÷åëîâåêó åãî äîáðûå äåëà ïîìîãàþò â âîçðàñòàíèè åãî ëþáâè ê ëþäÿì, â âîçðàñòàíèè åãî äóõîâíîãî ñîâåðøåíñòâà, ïîìîãàþò çàêîí÷èòü øêîëó æèçíè íà çåìëå, êîòîðàÿ îïðåäåëåíà Áîãîì äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà.  ïîñëåäóþùèõ ñòèõàõ 21-26 Àïîñòîë Èàêîâ îáúÿñíÿåò íàì, ÷òî äåëà, êîíå÷íî, îí èìååò ââèäó òå, êîòîðûå ñîâåðøàþòñÿ ïî âåëåíèþ ñåðäöà, èñêðåííå, òàêèå äåëà óêðåïëÿþò íàøó âåðó è ïîìîãàþò äîñòè÷ü ñîâåðøåíñòâà â íåé. Äîáðûå äåëà, êîòîðûå äîëãîå âðåìÿ ñîâåðøàþò â ñâîåé æèçíè íåâåðóþùèå ëþäè, â êîíå÷íîì èòîãå, èçìåíÿþò èõ íàñòîëüêî, ÷òî îíè îáðåòàþò âåðó â Áîãà, òàê êàê èìåÿ â ñåáå ëþáîâü ê ëþäÿì, ÷åëîâåê íå ìîæåò íå ñòàòü âåðóþùèì, òàê êàê íàëè÷èå ëþáâè ó ÷åëîâåêà ñâÿçàíî ñ ïðèñóòñòâèåì Áîãà â í¸ì.
Ñîâåðøàòü â ñâîåé æèçíè äîáðûå äåëà âàæíî äëÿ âñåõ ëþäåé. Äëÿ âåðóþùèõ ýòî âàæíî è ïîòîìó, ÷òî îíè ÿâëÿþòñÿ ïðèìåðîì ñâÿòîñòè äëÿ îêðóæàþùèõ èõ ëþäåé, ïðèìåðîì ñëóæåíèÿ è ëþáâè äðóã ê äðóãó. Äîáðûå äåëà âåðóþùèõ ëþäåé ëó÷øå âñÿêèõ ñëîâ ïîìîãàþò ëþäÿì îáðåñòè âåðó â Áîãà, âîçäåéñòâóÿ íà èõ ñåðäöà, âûçûâàÿ ÷óâñòâî áëàãîäàðíîñòè ê âåðóþùèì, êàê ïðåäñòàâèòåëÿì Áîãà. Êàê çàêëþ÷åíèå, ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëîâà Àïîñòîëà Ïàâëà õðèñòèàíàì èç Ïîñëàíèÿ Òèòó: “Êîãäà æå ÿâèëàñü áëàãîäàòü è ÷åëîâåêîëþáèå Ñïàñèòåëÿ íàøåãî, Áîãà, Îí ñïàñ íàñ íå ïî äåëàì ïðàâåäíîñòè, êîòîðûå áû ìû ñîòâîðèëè, à ïî Ñâîåé ìèëîñòè, áàíåþ âîçðîæäåíèÿ è îáíîâëåíèÿ Ñâÿòûì Äóõîì, Êîòîðîãî èçëèë íà íàñ îáèëüíî ÷åðåç Èèñóñà Õðèñòà, Ñïàñèòåëÿ íàøåãî, ÷òîáû, îïðàâäàâøèñü Åãî áëàãîäàòüþ, ìû ïî óïîâàíèþ ñîäåëàëèñü íàñëåäíèêàìè âå÷íîé æèçíè. Ñëîâî ýòî âåðíî; è ÿ æåëàþ, ÷òîáû òû ïîäòâåðæäàë î ñåì, äàáû óâåðîâàâøèå â Áîãà ñòàðàëèñü áûòü ïðèëåæíûìè ê äîáðûì äåëàì: ýòî õîðîøî è ïîëåçíî ÷åëîâåêàì”. Ãëàâà 3-ÿ, ñòèõè 4-8.
“Åñëè Àâðààì îïðàâäàëñÿ äåëàìè, îí èìååò ïîõâàëó, íî íå ïðåä Áîãîì. Èáî ÷òî ãîâîðèò Ïèñàíèå? Ïîâåðèë Àâðààì Áîãó, è ýòî âìåíèëîñü åìó â ïðàâåäíîñòü. Âîçäàÿíèå äåëàþùåìó âìåíÿåòñÿ íå ïî ìèëîñòè, íî ïî äîëãó. À íå äåëàþùåìó, íî âåðóþùåìó â Òîãî, Êòî îïðàâäûâàåò íå÷åñòèâîãî, âåðà åãî âìåíÿåòñÿ â ïðàâåäíîñòü. Òàê è Äàâèä íàçûâàåò áëàæåííûì ÷åëîâåêà, êîòîðîìó Áîã âìåíÿåò ïðàâåäíîñòü íåçàâèñèìî îò äåë: Áëàæåííû, ÷üè áåççàêîíèÿ ïðîùåíû è ÷üè ãðåõè ïîêðûòû.” Ðèìë. 4:2-7 Äàâàéòå ðàññìîòðèì íåêîòîðûå ñòèõè Áèáëèè, êîòîðûå ãîâîðÿò î òîì, ÷òî ñïàñåíèå, à çíà÷èò è îïðàâäàíèå äà¸òñÿ ÷åëîâåêó òîëüêî âåðîþ, íî íå äåëàìè.
1)Íà÷í¸ì ñ ãëàâíîãî ñòèõà Áèáëèè (Èîàííà 3:16) “Èáî òàê âîçëþáèë Áîã ìèð, ÷òî îòäàë Ñûíà Ñâîåãî Åäèíîðîäíîãî, äàáû âñÿêèé âåðóþùèé â Íåãî, íå ïîãèá, íî èìåë æèçíü âå÷íóþ”. Íå ãîâîðèòñÿ çäåñü î äåëàõ, íî òîëüêî î âåðå!
2)Ëó÷øå âñåãî î ïîëó÷åíèè ñïàñåíèÿ ðàññêàçûâàåò Õðèñòîñ â ïðèò÷å “Î áëóäíîì ñûíå” Ëóêà, 15-ÿ ãëàâà. Íà ýòîì ïðèìåðå Ãîñïîäü ïîêàçûâàåò íàì âåñü êîìïëåêñ îòíîøåíèé ìåæäó Áîãîì è ÷åëîâåêîì, ÷òî ÷åëîâåê- ãðåøíèê è ñàì ñåáÿ ñïàñòè îí íå ìîæåò, è ÷òî ñïàñòè åãî ìîæåò òîëüêî Îòåö, òîëüêî Áîã. Íî äëÿ ýòîãî ñûíó íóæíî áûëî ïîíÿòü î ñâîåé íåïðàâèëüíîé, ãðåøíîé æèçíè, î òîì, ÷òî ó íåãî åñòü îòåö (à ó ÷åëîâåêà åñòü Îòåö íåáåñíûé Áîã), â êîòîðîì îí íóæäàåòñÿ è ó êîòîðîãî íàäî ïîïðîñèòü ïðîùåíèÿ. Ñûí âûáðàë äîðîãó ê îòöó. Âûáðàòü äîðîãó ê Áîãó, à çíà÷èò îáðåñòè âåðó â Íåãî, à òàêæå ðàñêàÿòüñÿ â ñâîåé ãðåõîâíîé æèçíè- ýòî äåëî ÷åëîâåêà. È òàêîãî ÷åëîâåêà Áîã ñïàñåò. Îí îáåùàåò íàì ýòî, òàê êàê Îí ëþáèò âñåõ ëþäåé. Òàê ÷òî ó áëóäíîãî ñûíà äåëà-òî áûëè ïëîõèå, íî âñ¸ æå îí ñïàññÿ è îá ýòîì íàì ðàññêàçàë íàø Áîã Õðèñòîñ!
3)”Âåðóþùèé â Íåãî (Ãîñïîäà) íå ñóäèòñÿ, à íåâåðóþùèé óæå îñóæäåí, ïîòîìó ÷òî íå óâåðîâàë âî èìÿ Åäèíîðîäíîãî Ñûíà Áîæèÿ” (Èîàííà 3:18 ); “Èñòèííî, èñòèííî ãîâîðþ âàì: ñëóøàþùèé ñëîâî Ìîå è âåðóþùèé â Ïîñëàâøåãî Ìåíÿ èìååò æèçíü âå÷íóþ, è íà ñóä íå ïðèõîäèò, íî ïåðåøåë îò ñìåðòè â æèçíü” (Èîàííà 5:24). Èòàê, ñïàñàåò âåðà, íî íå äåëà!
4)Âàæåí ñòèõ Ãàëàòàì 2:16: “îäíàêî æå, óçíàâ, ÷òî ÷åëîâåê îïðàâäûâàåòñÿ íå äåëàìè çàêîíà, à òîëüêî âåðîþ â Èèñóñà Õðèñòà, è ìû óâåðîâàëè âî Õðèñòà Èèñóñà, ÷òîáû îïðàâäàòüñÿ âåðîþ âî Õðèñòà, à íå äåëàìè çàêîíà; èáî äåëàìè çàêîíà íå îïðàâäàåòñÿ íèêàêàÿ ïëîòü”. Àïîñòîë àáñîëþòíî ïðàâ, òàê êàê åãî ñëîâà ïîëíîñòüþ îáîñíîâàíû ó÷åíèåì Èèñóñà Õðèñòà!
ÏÐÈÌÅ×ÀÍÈÅ: Ïðèäóìàâ ýòó èñòîðèþ î ìóæ÷èíå ñî øðàìîì, êîòîðàÿ îòðàæàåò ìíîãîå â íàøåé æèçíè, ó ìåíÿ ê ñàìîìó ñåáå âîçíèêàåò ìíîãî âîïðîñîâ, è íå íà âñå èç íèõ ÿ íàõîæó îòâåòû. ß ïîëþáèë ïðèäóìàííîãî ãåðîÿ. Âåäü îí äîêàçàë ñâîþ ëþáîâü äåâóøêå, õîòÿ ÿ è íàïèñàë, ÷òî ëþáîâü äîêàçàòü íåëüçÿ ïîñòóïêàìè è äåëàìè. È ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê. Íî åãî ïîñòóïîê íåîáû÷íûé, òàê êàê îí äëÿ ýòîãî îòäàë æèçíü ñâîþ. Îí ñåáÿ ïîëîæèë íà ïëàõó, íå î ÷¸ì íå æàëåÿ.
Çíà÷èò äîêàçàòü ëþáîâü ìîæíî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïîæåðòâóåøü ñâîåþ æèçíüþ. Ñâîþ ëþáîâü ê ëþäÿì Èèñóñ äîêàçàë íà Ãîëãîôñêîì Êðåñòå, Àïîñòîë ϸòð îòâåòèë Ãîñïîäó íà òð¸õêðàòíûé âîïðîñ: “Ëþáèøü ëè òû ìåíÿ?” òîæå ñâîåþ æèçíüþ íà êðåñòå. È Ï¸òð äîêàçàë ñâîþ ëþáîâü Ãîñïîäó òàêæå, ïðèíÿâ ðàñïÿòèå íà êðåñòå. Ýòîò âîïðîñ îñòàëñÿ äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà íà çåìëå, è êàæäûé ÷åëîâåê áóäåò ïðîâåðåí èì, áóäó÷è íà çåìëå, ïðè íàñòóïëåíèè äëÿ íåãî òîé èëè èíîé ñìåðòè: ñìîæåì ëè ìû ñêàçàòü íå òîëüêî âî âðåìÿ æèçíè íà çåìëå, íî è òîãäà: “Ãîñïîäè! Òû âñ¸ çíàåøü; òû çíàåøü, ÷òî ÿ ëþáëþ òåáÿ”.
Àâòîð Àëåêñàíäð ×æîó
——————-
Ãîñïîäè, ïîìèëóé
Òâîåãî ðàáà,
Äàé äóøåâíîé ñèëû,
Åñëè ïëîòü ñëàáà.
Äàðóé îêî ñîâüå,
Ïóòü óçðåòü â íî÷è,
Ìíå Òâîåé ëþáîâüþ
Ñåðäöå óìÿã÷è.
Ïóñòü çåìíàÿ êëàæà
Áóäåò òÿæåëà,
Äàé òâîðèòü îòâàæíî
Äîáðûå äåëà,
È â êîíöå, êîëü âûøëî,
Ïðÿìî íà êðàþ,
Ïðîøåïòàòü ÷óòü ñëûøíî:
“ß Òåáÿ ëþáëþ”.