Выполнение крестьянами повинностей в пользу помещика
Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.
Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян
Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:
барщина;
оброк
натуральный;
денежный;
другие обязательства.
Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.
Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.
Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.
Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.
Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.
В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.
Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.
Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.
Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.
Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.
Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.
Что такое барщина
Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).
Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.
Землевладелец сам определял, какие обязанности должны
были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать
сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также
распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на
землях, принадлежащих монастырям).
Часто использовалась комбинированная феодальная
зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть –
отрабатывали барщиной.
Указ о трехдневной барщине
В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.
Отмена барщины
Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря
на то, что они были явными пережитками феодализма.
Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами
тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под
новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные
свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были
средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться
«временнообязанными».
Крестьяне – определение
Крестьяне – это сельское население, занятое в
сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные
земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую
зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского
народа.
По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло
от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина
от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством
и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в
своей семье и отдаёт феодалу.
Что такое оброк
Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.
При оброчной системе повинностей крестьяне имели
возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более
свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше
привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными
промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с
сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную
форму повинности.
Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года,
а в денежной форме – до 1863 года.
Натуральный оброк
В понятие
«оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами,
продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми
(холопами).
Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и
деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами
(прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.
Платить
оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18
февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в
истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали
вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были
прекращены законодательством. Термин
«барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений
землевладельцев с крестьянами оставалась той же.
Проверьте свои знания
Когда барщина получила широкое распространение?
в 16 веке
в 17 веке
в 18 веке
в 14 веке
Кто ввел указ о трехдневной барщине?
Петр I
Павел I
Николай II
Александр I
В какой день было запрещено работать на помещика ?
Субботу
Четверг
Воскресение
Пятницу
До какого года сохранялся натуральный оброк?
до 1841 года
до 1861 года
до 1851 года
до 1871 года
До какого года крестьяне платили барщину в России ?
до 1888 года
до 1898 года
до 1878 года
до 1889 года
Что такое барщина и оброк
Добавьте Ваш комментарий
3 041 просмотров
Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.
19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал Манифест. Он состоял из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них был закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права.
В Манифесте указывалось, что крестьяне за пользование земельным наделом выполняют в пользу помещика повинности. Такое состояние крестьян Манифест объявлял переходным, а крестьян именовал временнообязанными.
Основные положения реформы:
1. крестьяне безвозмездно получали личную свободу и права свободных сельских обывателей;
2. помещики сохраняли право собственности на все земли, но обязаны были наделить крестьян на условиях пользования;
3. наделение землей осуществлялось в добровольном порядке, в случае разногласий – в соответствии с законодательством. При этом составлялись «Уставные грамоты», для организации работы создавался институт мировых посредников;
4. за пользование землей крестьяне платили повинность (работой или деньгами);
5. крестьяне имели право выкупить предоставленные им земли. Право выкупа усадебной земли было безусловным, а полевой надел мог быть выкуплен только с согласия помещика. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии с сохранением административно-полицейских функций помещика.
Обязательный перевод на выкуп и отмена временнообязанного состояния произошли только в 1881 году.
Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Параграф 1 этого закона гласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
На крепостных крестьян распространялось общее постановление «Законов гражданских, о правах и обязанностях семейственных». На основе этого закона крестьяне имели право «вступать в брак», «распоряжения в их семейных делах» не требовало дозволения помещиков.
Статья 22 разрешала крестьянам как отдельно, так и целым обществом на основании общих постановлений входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства, подряды.
Крестьяне как «свободные сельские обыватели» получали по ст. 29 Положения следующие права: участие в сходах, в составлении мирских приговоров, в общественных выборах. Имели право переходить в другие состояния и общества, поступать па военную службу по собственному желанию, наниматься в рекруты, отлучаться от места жительства. Крестьянам было дано право отдавать своих детей в «общие учебные заведения», однако они практически ограничивались лишь сельской школой.
Крестьяне получили право производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и другие промышленные заведения.
Статья 24 указывала на право крестьян обращаться «по искам, жалобам, ходатайствам в суд» как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Однако за помещиком сохранялось право присутствовать «буде пожелает и без особого на то о них уполномочия при следствиях, производимых над крестьянами»… Следовательно, закон сохранял за помещиком судебные права в отношении своих бывших крепостных крестьян. Однако ст. 25 Положения особо подчеркивала, что «крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ним» правительственных и общественных властей.
Имущественные права крестьян закреплялись в гл. 2 «Общих положений…» Манифеста. Так, ст. 31 устанавливала право собственности крестьян лишь на движимое имущество, а земля по-прежнему оставалась собственностью землевладельца; ст. 33 закрепляла право приобретения в собственность движимого и недвижимого имущества, передачу в залог свободным сельским обывателям; ст. 38-39 регулировали порядок наследования. Если у крестьянина не было наследников, то оставшееся после его смерти имущество, как вымороченное, поступало в распоряжение того сельского общества, в пределах которого находилось его имущество.
Сельское общественное управление составлял сельский сход, избиравший сельского старосту и других должностных лиц. Определением ст. 48 сельский сход созывался старостой, устанавливалась его компетенция (назначение сборов, раскладка податей, оброка, разрешение семейных наделов, назначение опекунов и попечителей и т. д.). Решения сельского схода выносились большинством голосов. Предусматривалось создание волостного суда, который избирался полостным сходом в составе от 4 до 12 судей. Ему были подсудны споры и тяжбы между крестьянами при наличии иска на сумму не свыше 100 руб. Волостной суд имел право приговаривать к общественным работам сроком на 7 дней, аресту до 7 дней, денежному штрафу до 3 руб., а также телесному наказанию розгами до 20 ударов. Приговоры суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, согласно ст. 109 считались окончательными.
Определенный интерес представляет положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий. В целях реализации- этого закона царским правительством предусматривался ряд организационных мер.
Для разрешения на местах споров, связанных с поземельными отношениями, в уездах назначались мировые посредники.
Поземельные отношения между помещиками и крепостными крестьянами оформлялись в течение двух лет специальными документами, «уставными грамотами», в которых фиксировалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, размер повинностей.
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать их усадебную оседлость.
В Манифесте подчеркивалось, что за пользование усадебной оседлостью крестьяне по закону обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности (работой или деньгами, ст. 11), а с согласия помещиков они могли приобретать в собственность полевые земли. Статья 8 говорит о том, что правом выкупа усадебной оседлости обладают как крестьянские общества, так и каждый крестьянин-домохозяин в отдельности.
Размер выкупной суммы за усадебную оседлость мог определяться добровольным соглашением помещика с крестьянами и.на основе правил, изложенных в законе.
Выкупная сделка, по которой помещик продавал, а крестьянин приобретал в собственность усадебный и полевой надел, утверждалась правительством. После этого все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращались, а крестьяне именовались крестьянами-собственниками. И. И. Ленин в статье «Пятидесятилетие падения крепостного права» писал: «За свои, потом и кровью политые крестьянские земли, крестьяне были обязаны платить выкуп, т. е. дань вчерашним рабовладельцам. Сотни миллионов рублей дани крепостникам выплатили крестьяне, разоряясь все более и более».
Выкупная сумма исчислялась из размера денежного оброка, назначенного с крестьян в пользу помещика по «уставной грамоте».
Глава 6 «О выкупных платежах» гласила, что «…крестьяне, получившие в собственность земли при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за его землю оброка, по шести копеек на рублю с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной». Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды по 6% ежегодно.
«Сбором выкупных платежей ведал староста или же специально избранный сельским сходом сборщик. Законом устанавливались ежегодные сроки взноса выкупных платежей в казначейство. Особые меры предусматривались за возмещение недоимок». Закон назначал к недоимщику опекуна, которому предоставлялось право не разрешать неисправному хозяину отчуждать что-либо из его доходов до пополнения недоимки. Возможна была продажа части имущества полевого надела недоимщика.
Закон предусматривал замену денежной повинности уплатою оброка, а сроки уплаты оброка записывались в Уставную грамоту и оставались неизменными в продолжение 20 лет.
Характерно и то, что помещику предоставлялось право уплаты оброка за полгода вперед. Все это свидетельствует о том, что реформа 1861 г. была проведена в интересах помещиков. Выкупные платежи не соответствовали действительной стоимости земли, а различные повинности, взимавшиеся с крестьян, крайне тяжело отражались на их положении. Поэтому реализация «Положений 19 февраля 1861 г.» в силу своего грабительского характера протекала в обстановке непрерывной борьбы и разрешить имевшиеся противоречия между крестьянами и помещиками в земельных делах не смогла.
В. П. Ленин, анализируя процесс отмены крепостного права в России, писал: «Крестьяне за землю, которую они получили по реформе 1861 г., должны были платить значительно дороже ее действительной стоимости. По случаю освобождения крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое дороже действительной цены на землю».