Выплаты в пользу работников из беларуси
С 1 января 2015 года работающие в России граждане республик Беларусь, Казахстана и Армении могут получать все виды пособий по обязательному социальному страхованию с первого дня работы в России. Это произошло благодаря вступлению в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года. На практике у бухгалтеров сразу возникла масса вопросов. Какие документы затребовать для выплаты пособий? Какой заработок брать для расчета? По каким тарифам перечислять взносы? Что делать с НДФЛ и налоговыми вычетами? Мы проанализировали законодательство, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы.
Вводная информация
Данную статью мы построили на ситуации, с которой может столкнуться любой бухгалтер: временно пребывающий на территории РФ гражданин из Беларуси, Казахстана или Армении (который не является высококвалифицированным специалистом) устроился на работу в российскую компанию.
Временно пребывающим иностранным гражданином считается иностранец, получивший миграционную карту, у которого нет вида на жительство или разрешения на временное проживание в РФ (ст. 2 федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Страховые взносы на пенсионное страхование
С 1 января 2015 года временно пребывающие на территории РФ иностранцы, включая граждан Беларуси, Казахстана или Армении, признаются застрахованными лицами в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Поэтому выплаты в их пользу облагаются пенсионными взносами.
Прежде, напомним, уплата взносов за таких работников зависела от продолжительности трудовых отношений с ними. Это влекло за собой довольно много проблем (См. «Как начислять взносы на выплаты иностранцам»). Теперь такого подхода нет.
Страховые взносы за таких работников следует уплачивать по тарифу для граждан РФ на финансирование страховой пенсии независимо от года рождения иностранца. Взносы на финансирование накопительной пенсии не уплачиваются (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
Страховые взносы по нетрудоспособности и в связи с материнством
Российское законодательство
С 1 января 2015 года временно пребывающие иностранцы считаются застрахованными по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ).
При этом такие иностранцы вправе претендовать на получение только одного вида пособия — по временной нетрудоспособности. И только при условии, что работодатель платил за них страховые взносы за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). Такой подход применяется с 2015 года (см. «С 2015 года нужно будет отчислять в ФСС взносы за иностранных и временно пребывающих в России работников»).
Обратите внимание: в законодательстве прямо указано, что тариф страховых взносов в ФСС с выплат, начисленных в пользу временно пребывающих составляет 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Условия международного договора
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 255-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 2 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ). Поэтому обратимся к положениям вступившего в силу договора о Евразийском экономическом союзе:
Социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора).
При этом обязательное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора).
Получается, что с 2015 года в международном договоре РФ закреплено, что даже временно пребывающие граждане Беларуси, Казахстана и Армении, помимо права на пособие по болезни, получили право и на другие виды пособий, а именно:
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка.
Тарифы для уплаты взносов
Как мы уже выяснили, тариф для временно пребывающих иностранцев — 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Но можно ли этот тариф применять для граждан Беларуси, Казахстана или Армении? Чиновники считают, что нельзя. Недавно появились разъяснения о том, что платить страховые взносы в ФСС следует в тех же размерах, что и за граждан РФ. То есть, получается, что нужно применять тариф 2,9% (см. «Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе получать все виды пособий по обязательному соцстрахованию с первого дня работы в России»).
Мнение
В своих разъяснениях чиновники не пояснили, почему вместе с правом на получение указанных пособий работодателям следует повысить тариф страховых взносов за временно пребывающих до 2,9%. Ведь в законодательстве не сказано, что за временно пребывающих (граждан стран — членов Договора) нужно применять повышенные тарифы. И тот факт, что иностранцы получили право на получение других видов пособий, на наш взгляд, прямо не влечет за собой обязанности работодателей повысить тарифы в отношении выплат таких работникам.
Расчет пособий
Итак, временно пребывающие граждане из Беларуси, Казахстана и Армении получили право на все виды пособий. То есть в любой момент иностранец вправе обратиться к работодателю, например, за пособием по беременности и родам и отказать ему будет нельзя. Но как в 2015 году рассчитывать пособия? Ведь в расчетном периоде (2013-2014 годы) за временно пребывающих иностранцев страховые взносы попросту не уплачивались.
Пока в законодательстве нет специальной нормы на этот счет. Поэтому, по всей видимости, следует рассчитывать пособия по тем правилам, которые установлены для российских граждан: средний заработок принимать равным одному МРОТ, установленному на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование
Медицинские взносы, на наш взгляд, вызывают наибольшее количество вопросов. Поясним почему.
По общему правилу, временно пребывающие иностранные граждане не подлежат обязательному медицинскому страхованию (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ). Значит, и медицинские взносы платить за них не нужно.
Однако если международным договором РФ установлены иные правила, чем Законом № 326-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 2 Закона № 326-ФЗ, ч. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ). Смотрим на Договор:
Социальное обеспечение трудящихся из государств — членов Договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора). При этом обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора).
Получается, что в пакете международных мер предусмотрено медицинское страхование работников из Беларуси, Казахстана и Армении. Но что это значит для работодателя? Есть мнение, что теперь работодатель обязан уплачивать страховые взносы в ФФОМС с выплат, начисленных в пользу указанных работников. Но какой тариф применять? Такой же, как для граждан РФ, то есть 5,1 %? (ст. ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). В законодательстве на этот счет ничего не сказано. Да и в Договоре, собственно, тоже.
При этом приложение № 30 к Договору только добавляет вопросов. В приложении говорится, что иностранцы вправе получать бесплатную скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане РФ. Однако же про получение медицинской помощи в пределах территориальной и базовой программ ОМС ничего не сказано (ст. 3 Закона № 326-ФЗ). Поэтому пока не ясно, не получится ли так, что работодатель будет платить взносы по тарифу 5,1%, а иностранцам будут отказывать в получении медицинских услуг. Разъяснений на этот счет пока, к сожалению, нет.
Страховые взносы на травматизм
Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, включая граждан Беларуси, Казахстана или Армении, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Следовательно, выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам с такими работниками облагаются страховыми взносами на травматизм.
НДФЛ
По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются положения международного договора РФ (ст. 7 НК РФ). В связи с этим налоговики подтвердили, что с зарплаты граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения следует удерживать НДФЛ по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ (См. «Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого дня их работы в России»).
Налоговые вычеты
Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 НК РФ. Об этом сказано в пункте 3 ст. 210 НК РФ. Получается, что формально доходы указанных иностранцев теперь тоже можно уменьшать на налоговые вычеты. Однако и тут не совсем все однозначно.
Российское законодательство предусматривает, что вычеты применяются исключительно к тем доходам, которые облагаются по ставке 13% на основании п. 1 ст. 224 НК РФ. Однако налоговая ставка (30%) для нерезидентов предусмотрена совсем другой нормой — пунктом 3 ст. 224 НК РФ. Более того, применение вычетов к доходам нерезидентов, в принципе, не предусмотрено. Поэтому возможность применения вычетов в рассматриваемой ситуации довольно спорная. Но, к сожалению, ни разъяснений чиновников, ни, тем более, судебной практики на этот счет пока нет.
- Главная
- Статьи
- Страховые взносы – 2020
973630 сентября 2013
Правила приема на работу
Если учреждение решило привлечь на работу граждан из Республики Беларусь, то нужно знать следующее:
- таким работникам не нужно иметь разрешение на работу в России;
- они вправе трудиться по всей территории РФ;
- работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Беларуси;
- о приеме на работу таких иностранцев работодателю не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками-белорусами и предоставлении им отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Такое льготное положение белорусов в нашей стране закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Подтверждают его и письма ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552 .
Упрощенная процедура найма на работу граждан Беларуси закреплена также в Соглашении о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. Оно было заключено между правительствами РФ, Беларуси и Казахстана и ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ .
Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларусь, учреждению достаточно убедиться, что у него есть белорусское гражданство. Для этого соискатель должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 65 Трудового кодекса РФ , п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
По какой ставке удерживать НДФЛ
Ставки налога на доходы физических лиц зависят от статуса работника – резидент он или нерезидент. Для резидентов ставка налога составляет 13 процентов, для нерезидентов – 30 процентов.
По доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13 процентов, налогоплательщики имеют право на стандартные вычеты (ст. 218 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находились на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Однако расчет и удержание НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь производятся с учетом некоторых особенностей. Из заработка этих граждан налог можно удерживать по ставке 13 процентов с первого дня их трудовой деятельности на территории России. Правда, при этом между белорусским гражданином и российским учреждением должен быть заключен договор на срок 183 дня и более. Такой порядок предусмотрен Протоколом от 24 января 2006 г. к Соглашению от 21 апреля 1995 г. между правительствами РФ и Беларуси об избежании двойного налогообложения.
Если же учреждение заключило трудовой договор с белорусом на срок менее 183 дней, при определении размера ставки по НДФЛ следует учитывать, работал ли он в России до заключения данного трудового договора.
Если он представит копию трудового договора, заключенного с другим российским работодателем, то длительность его работы в РФ исчисляется с учетом работы по другому трудовому договору.
Но если договор заключен на срок менее 183 дней (и эта цифра не получается, даже если учесть время работы у других работодателей), тогда следует применять ставку налога 30 процентов.
Такая же ставка применяется, если договор расторгнут до истечения 183 дней нахождения работника в РФ.
Однако на практике может сложиться такая ситуация. Изначально с доходов иностранца налог удерживался по ставке 30 процентов, так как с ним был заключен срочный трудовой договор на небольшой срок. Но работник остался трудиться в России дальше и приобрел статус резидента.
Как указано в пункте 1.1 статьи 231 Налогового кодекса РФ, перерасчет суммы налога в связи с изменением статуса налогоплательщика (приобретением статуса резидента) по итогам года производится только налоговыми органами, налоговые агенты сделать такой перерасчет не вправе. Но как видно, здесь речь идет о пересчете налога именно по итогам года.
Минфин России в письмах от 21 февраля 2011 г. № 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. № 03-04-06/6-32 разъяснил, что статус резидента следует определять только на конец налогового периода (календарного года).
Однако в Налоговом кодексе РФ такой нормы не предусмотрено.
По сути, если статус работника изменился с нерезидента на резидента в течение года, то работодатель может начать удерживать с его доходов налог по ставке 13 процентов (с зачетом сумм ранее удержанного налога).
Уплата страховых взносов
С выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, страховые взносы не начисляются. Это прописано в пункте 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…».
Однако здесь сделана одна важная оговорка – взносы не начисляются, если иное не предусмотрено федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Так, в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взносы в ПФР начисляются на выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Таким образом, важно определить статус работника-белоруса.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, которое прибыло в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получило миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
С выплат иностранцам, которые постоянно или временно проживают в России, страховые взносы (в том числе в ПФР) также уплачиваются.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 67-ФЗ тарифы для уплаты взносов применяются в зависимости от статуса иностранного работника:
- для постоянно проживающих на территории РФ действует тариф, установленный для граждан России (на страховую и накопительную часть пенсии взносы уплачиваются в зависимости от года рождения работника);
- для временно проживающих (временно пребывающих) взносы уплачиваются только на страховую часть пенсии.
Тарифы страховых взносов установлены статьей 58.2 Закона № 212-ФЗ.
В заключение отметим: согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», иностранцы наравне с россиянами подлежат страхованию и от производственного травматизма.
Вот мы и рассмотрели НДФЛ и взносы с граждан Беларуси.
М.Н. Горбачевская,
директор ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»
Читайте также:
Страховые взносы – гарант
Страховые взносы по гражданско-правовым договорам в 2018 году
Статьи по теме в электронном журнале