Выдающиеся физиологи о пользе творческой деятельности
Врачи убеждены: мы живём столько, сколько хотим прожить. Если человек твёрдо знает, зачем он живёт, уйти раньше намеченного срока можно разве что по вине свалившегося на голову кирпича.
«Долгая жизнь – это жизнь ради цели, – убеждён Владимир Шабалин, академик РАН, известный геронтолог. – Учёным известно немало случаев, когда люди, почувствовав свою необходимость, вставали буквально со смертного одра».
У таких случаев есть научное обоснование. Мотивация вызывает фундаментальные биологические преобразования в организме, которые мобилизуют защитные силы и высвобождают резервы, ведь запас прочности основных систем организма рассчитан на 95-98 лет.
Немало долгожителей среди тех, кто стремится довести до конца дело всей своей жизни – издать книгу, закончить научный труд, организовать выставку картин. Отчасти это объясняется тем, что творчество активизирует участки мозга, регулирующие работу эндокринной системы, которая напрямую связана со старением.
И наконец, человек, по‑настоящему увлечённый своим делом, обычно не отвлекается на такие пустяки, как бытовые стрессы и конфликты, которые сильнее всего сокращают продолжительность жизни. Или он относится ко всем проблемам философски, чётко отделяя главное от второстепенного. Подобная психологическая «гигиена» – мощный фактор, который укрепляет здоровье и продлевает жизнь.
Лев Толстой
82 года (1828-1910)
Один из самых плодовитых писателей (академическое издание составляет более 50 томов), автор известных произведений, многие из которых вошли в список 100 лучших книг всех времён, в том числе всемирно известные романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
Иван Павлов
87 лет (1849-1936)
Прославленный хирург, первый физиолог мира, лауреат Нобелевской премии, почётный член 130 академий и научных сообществ, автор теории условных рефлексов, основатель науки о высшей нервной деятельности человека.
Чарли Чаплин
88 лет (1889-1977)
Киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, создатель одного их самых знаменитых образов мирового кино – образа бродяжки Чарли. Трижды был лауреатом премии «Оскар».
Микеланджело Буонарроти
89 лет (1475-1564)
Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Автор бессмертного творения «Оплакивание Христа», статуи Давида, а также знаменитой фрески «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле.
Пабло Пикассо
92 года (1881-1973)
Испанский художник, график, скульптор и дизайнер, основоположник кубизма. Создал 14 000 работ. Самый дорогой художник за всю историю живописи. Самые известные картины – «Девочка на шаре», «Герника», рисунок «Голубь мира с оливковой веточкой».
Бернард Шоу
94 года (1856-1950)
Британский писатель, лауреат Нобелевской премии, лауреат премии «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион», создал 47 произведений и 27 пьес.
Изабелла Юрьева
100 лет (1899-2000)
Советская эстрадная певица, активно гастролировавшая до последних лет жизни. Её концерты пользовались таким успехом, что продюсеры называли её «мадам аншлаг».
Игорь Моисеев
101 год (1906-2007)
Хореограф, балетмейстер, артист балета, гастроли созданного им ансамбля танца длились 69 лет без перерыва (рекорд занесён в Книгу рекордов Гиннесса).
Фёдор Углов
103 года (1904-2008)
Советский и российский хирург, пропагандист здорового образа жизни, Углова называли «Паганини в медицине» – даже в преклонном возрасте он проводил уникальные, крайне сложные технически операции. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как старейший практикующий хирург – одну из операций он проводил в канун собственного столетнего юбилея.
Борис Ефимов
108 лет (1900-2008)
Советский художник-график, мастер политической карикатуры, за свою жизнь создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также книги мемуаров, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры.
Многие
выдающиеся ученые ценили искусство и
признавались, что без занятий музыкой,
живописью, литературным творчеством
они не совершили бы своих открытий в
науке. Возможно, именно эмоциональный
подъем в художественной деятельности
подготовил и подтолкнул их к творческому
прорыву в науке.
Для
того чтобы открыть как для науки так и
для искусства законы пропорции золотого
сечения, древнегреческие ученые должны
были в душе быть художниками. И это
действительно так. Интересовали же
Пифагора музыкальные пропорции и
соотношения. Более того, музыка являлась
основанием всего пифагорейского учения
о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ
в. перевернувшему многие устоявшиеся
научные представления, в его творчестве
помогала музыка. Игра на скрипке
доставляла ему столько же удовольствия,
сколько работа.
Многие
открытия ученых оказали неоценимую
услугу искусству. Французский физик
XIX в. Пьер
Кюри
провел исследования по симметрии
кристаллов. Он обнаружил интересную и
важную для науки и искусства вещь:
частичное отсутствие симметрии порождает
развитие предмета, в то время как
полная
симметрия стабилизирует его вид и
состояние. Это явление было названо
диссимметрией (не симметрия). Закон
Кюри гласит: диссимметрия творит явление.
В
середине ХХ в. в науке появилось еще и
понятие «антисимметрия», т. е. против
(противоположно) симметрии. Если
общепризнанное понятие «асимметрия»
как для науки, так и для искусства
означает «не совсем точная симметрия»,
то антисимметрия — некоторое свойство
и его отрицание, т. е. противопоставление.
В жизни и в искусстве — это извечные
противоположности: добро — зло, жизнь
— смерть, лево — право, верх — низ и т.
д.
«Забыли,
что наука развивалась из поэзии: не
принимали во внимание соображение, что
в ходе времен обе отлично могут к обоюдной
пользе снова дружески встретиться на
более высокой ступени». И.-В. Гете
Сегодня
это пророчество сбывается. Синтез
научных и художественных знаний приводит
к
появлению
новых наук (синергетика, фрактальная
геометрия и др.), формирует новый
художественный язык искусства.
Голландский
художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972)
на основе антисимметрии
строил
свои декоративные работы. Он, так же,
как Бах в музыке, был очень сильным
математиком в графике. Изображение
города в гравюре «День и ночь» зеркально
симметрично, но в левой его части день,
в правой — ночь. Образы белых птиц,
улетающих в ночь, формируют силуэты
черных птиц, устремившихся в день.
Особенно интересно наблюдать, как из
неправильных асимметричных форм фона
постепенно проявляются фигуры.
Билет
№ 11.
1.Роль искусства в формировании художественного и научно творческого мышления.
Наука
и искусство —
это две области деятельности, которые
сопровождают развитие человечества на
всем протяжении его существования.
Немецкий
поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре
в равной мере нужны наука и искусство.
Для того чтобы наука
приносила
людям пользу и радость, а не вред и горе,
она должна быть тесно связана с искусством.
И ученый, и художник воссоздают мир во
имя главной цели — постижения истины,
красоты и добра. Людей науки и искусства
объединяют мысль и творчество как
историческая память человека. Однако
наука и искусство решают разные задачи:
первая изучает объективные законы
мироздания, второе — отношение человека
к миру, к другим людям, к самому себе.
Еще
в Древней Греции ученые задумались о
роли искусства в жизни людей. Согласно
греческой мифологии каждая из девяти
дочерей бога Зевса и богини Мнемозины,
являясь музой, покровительствовала
определенной области творчества.
Клио
прошлых
времен дела вещает потомству, Мельпомена
трагический
вопль исторгает печали, Радует Талия
шуткой,
веселым словцом и беседой, Сладкую песню
поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора
кифарой
влечет, бурей чувства владея, С плектром
в руке Эрато
чарует
и словом, и жестом, Песни времен героических
в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания,
неба
вращенье, Жестами все выражая, Полигимния
славит
героев.
Науки,
искусства и ремесла того времени не
были отделены друг от друга. Искусство,
технику, мастерство обозначали одним
словом — «технэ».
Понятия
«философ» и «поэт», «ремесленник» и
«художник» не противопоставлялись друг
другу.
И
в Древнем мире, и в Средние века искусство
было неотделимо от религии. Архитектор
в Древнем Египте обычно был жрецом,
«посвященным». Художников и поэтов
Китая потомки называли «мудрецами
древности».
В
эпоху Возрождения впервые утвердилось
понимание искусства, близкое к
современному.
Искусство
объединяло все виды художественного
творчества, тем самым отделяя его от
других видов человеческой деятельности.
На
примерах деятельности Леонардо да
Винчи можно понять, насколько неразрывно
научное и художественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек»
символизирует внутреннюю симметрию,
Божественную пропорцию человеческого
тела. Две наложенные одна на другую
фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот
рисунок определил канонические пропорции
изображения человека для европейского
искусства последующего времени. В XX в.
на
основе
этого рисунка была составлена шкала
пропорций, которая повлияла на образные
решения современной
архитектуры.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Влияние творчества на физическое состояние человека
Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть здоров, успешен, нестандартно, оригинально мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи, должен многое успевать, быть мобильным, информированным, эффективным работником. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо обладать хорошим здоровьем и оригинальным мышлением, уметь творчески подходить к решению задач.
Когда мы говорим, что человек здоров, то имеем в виду, что все составляющие здоровья находятся в пределах нормы или даже имеют высшие показатели.
Здоровый человек в состоянии трудиться, двигаться, выполнять определённые действия, адекватно реагировать на происходящее с ним и вокруг, воспринимать, сосредотачиваться, запоминать, мыслить, излагать свои мысли словами, адекватно выражать свои эмоции, должен быть стрессоустойчив, уметь общаться и взаимодействовать с людьми, выполнять общественно-полезные действия.
Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека.
Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.
Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание.
На состояние здоровья влияет множество разных факторов. К ним относятся такие, как отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни, режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, закаливание, правильное дыхание, здоровый сон, режим труда и отдыха, конструктивные мысли и позитивные эмоции. Также немаловажным фактором, влияющим на здоровье человека является творчество.
Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.
Важно осознавать, что если творчество – это процесс деятельности, то он наверняка предполагает какой-либо результат. И нельзя не отметить, что этот результат должен быть принципиально новым и уникальным. Собственно, новизна и уникальность продукта деятельности и являются основными критериями и показателями творчества. Но сейчас изобрести что-то новое Довольно непросто, особенно с учетом того, какой объем информации предоставлен современному обществу. И отвечая на вопрос о том, что такое творчество, очень важно рассмотреть основные виды данного процесса.
Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие:
1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.
2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.
3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.
4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое, повседневно-бытовое и множество других.
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.
Любое творчество, к какой бы сфере деятельности оно ни относилось, имеет следующие признаки:
∙в результате творческой деятельности появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее;
∙результатом данного процесса является продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других;
∙творчество – это специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности.
Для любого творчества характерно наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи. Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
– применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
– изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).
Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.
Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью— устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т.д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга, согласно которому Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. То, что проявляется как творчество — это всегда процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.
Таким образом, творчество— это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Кого считают человеком творческим? Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу.
Имеет влияние творчество и на физическое здоровье. Еще с древних времен абстрактное творчество восточные народы мира расценивали как способ борьбы с болезнями и недугами. Сейчас же это доказано и множеством медицинских экспериментов и исследований. Прежде всего, творческий процесс активизирует работу мозга, помогая тем самым избежать развития различных возрастных заболеваний. Также уже с раннего возраста детям рекомендуется рисование. Казалось бы, такое решение связано только с психологическим и мыслительным развитием, но на самом деле есть и еще один важный эффект. При длительном и частом рисовании у человека вырабатывается мелкая моторика, рисование мелких деталей изображения приводит к тому, что координация движений становиться четче и намного точнее. Поэтому есть и практический смысл занятий искусством. О том, что игра на многих музыкальных инструментах также оказывает сильное положительное влияние на здоровье организма и вовсе говорить не стоит, ведь всем известно, что духовые инструменты разрабатывают дыхательные органы.
При занятии лепкой происходит массаж важных точек, расположенных на ладонях и подушечках пальцев. Эти точки связаны с внутренними органами и костями. Воздействуя на эти точки, можно поддерживать в порядке все органы и части тела, и даже лечить их таким способом. Кроме того лепка хорошо нейтрализует агрессивные реакции, лечит депрессию.
Танцы развивают гибкость и пластичность, позволяют снизить вес, поддержать в порядке подвижность суставов, омолаживают, поднимают настроение. Занимаясь танцами можно осознать себя как целостную личность, установив взаимосвязь между телом, чувствами и мыслями. Помимо этого, танцевальное творчество позволяет проработать эмоциональные блоки и снять мышечные застои, напряжения, тем самым высвободить застойную энергию и избавиться от многих заболевании.
Занятия любым творчеством успокаивают, позволяют расслабиться, выразить эмоции и переживания, которые трудно выразить словами. С помощью творчества человек выражает себя, свою индивидуальность и уникальность.
Занимаясь творчеством, человек переводит неосознаваемые в нём переживания, явления и процессы в сознательную сферу, находя причины своих проблем и отвечая тем самым на многие вопросы жизни.
В своей творческой деятельности человек созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Результат любого творчества повышает самооценку.
Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда – высшего счастья.
Замечено, что креативные хобби и сторонние проекты могут способствовать повышению эффективности работы сотрудников.
Существует «правило двадцати процентов», согласно которому если человек тратит до 20% времени на сторонние проекты или творчество, в оставшиеся 80 процентов времени его эффективность значительно увеличивается. Иными словами, занятие творчеством положительно сказываются на продуктивности.
Эксперименты показывают, что люди, которые занимались какими-то креативными сторонними проектами были, в среднем, более коммуникабельными, лучше работали в команде и выдвигали более качественные идеи для решения задач, чем их коллеги. Вдобавок к этому, обладатели интересных хобби более уравновешены и довольны жизнью. Творческие занятия помогают людям находить решения задач, справляться со сложностями и добиваться результатов.
В современном обществе отдых воспринимается в качестве «спасения» от работы. В этом смысле эскапизм означает, что люди не ищут каких-то осмысленных занятий, способствующих росту и развитию личности, во время, не занятое работой. Вместо этого, они отдыхают пассивно, стараясь избежать ежедневных стрессов и проблем. Данное поведение часто ассоциируется с пассивным образом жизни и скукой, а также может привести к апатии и возникновению депрессии и других заболеваний.
Профессор социологии Бостонского колледжа Жюльет Шор (Juliet Schor) называет этот феномен «ментальностью работы и затрат» — люди много работают, чтобы получить возможность потратить больше денег, но чем больше они тратят, тем больше им приходится работать.
Творческое хобби и сторонние проекты помогают разорвать этот замкнутый круг и начать наслаждаться жизнью.
Таким образом, любое творчество, художественное, изобретательское, научно-техническое или повседневно-бытовое, способно не только улучшать состояние здоровья, но в некоторых случаях даже исцелять болезни, является профилактикой неврозов и депрессий, повышает стрессоустойчивость организма. Занятия творчеством также позволяют восстанавливать силы, повышает работоспособность, позволяет лучше решать проблемы, расширяет способы действий человека, развивает воображение и эстетический вкус, стимулирует к познанию и самовыражению, позволяют личности стать более гармоничной и счастливой, являются хорошей альтернативой пассивному отдыху.
Всё это позволяет говорить о целительной силе творчества и его благоприятном влиянии на состояние здоровья и ощущения внутренней гармонии.