Выбор князя владимира в пользу христианства

В «Ипатьевской летописи» есть особо ценный эпизод, относящийся к 984-986 годам. В нем описано посольство представителей разных стран к князю Владимиру Святославичу и выбор киевским правителем новой религии.
После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец, прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа.
Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем, именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию православия.
Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя.
Владимир был сыном князя Святослава Игоревича — язычника и полководца, вызывавшего уважение у предводителей славянских племен, печенегов и даже византийского императора. В то же время отец крестителя Руси имел представление о справедливости и чести, о чем свидетельствует его обычай предупреждать противников о начале военных действий словами «иду на вы!» Присуще ему было стремление к ограничению собственных потребностей: Святослав просто одевался, питался в походах тем, что мог найти, спал на земле, подложив седло своего коня под голову.
Мать князя Владимира Малуша была служанкой княгини Ольги, как гласит «Ипатьевская летопись», ее «милостницей». По мнению Д. И. Прозоровского, она помогала княгине раздавать милостыню, и отсюда можно сделать вывод, что она тоже, как и сама княгиня, была христианкой.
Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира.
По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства.
Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога.
Если быть внимательным к тексту летописи, то сразу можно отметить, что среди иностранных посетителей были только представители монотеистических религий. Скорее всего, визит иноземных подданных инициировал сам князь, поскольку далее следует повествование о том, как Владимир Святославич отправляет гонцов в те страны, из которых прибыли посланники, чтобы узнать, кто «как служит Богу».
В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины.
Князю Владимиру было не чуждо следование голосу совести – тому неотъемлемому нравственному закону, который Бог вложил в душу каждого человека (см. Рим. 2, 14–15). Даже тот, кто не ведает Творца, может следовать этому естественному ориентиру, помогающему контролировать мысли и поступки, или же заглушить его в себе и предаться порочной жизни. Этот же внутренний голос помогает человеку познать Бога.
Не случайно жизнь князя Владимира и его деятельность сравниваются с жизнью и служением апостола Павла. Савл, как его звали до крещения, предавал на мучения и смерть христиан.
Но только Богу — Единому Сердцеведцу (см. Деян. 15:8) было известно, что не жестокость руководила им, а ревностное желание прославить Творца и защитить иудейскую веру. Именно поэтому, когда Спаситель явился гонителю верующих на пути в Дамаск, тот с готовностью откликнулся на призыв Божий: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9, 6).
Так и князь Владимир, следуя призыву совести, неизменно стремился узнать Истину. С детства приученный относиться к вере как к важной составляющей жизни человека, Владимир Святославич сделал все, чтобы должным образом почтить богов. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя.
Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного.
Вслед за открывшимся ему новым знанием последовало и постижение истинной веры. Подобное произошло и с заточенной в башне великомученицей Варварой. Через размышление и изучение природы она пришла к убеждению, что есть только один Творец этого мира, а затем уже она узнала о Христе.
Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII Палеолог, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства.
Как гласит тропарь равноапостольному князю, желая найти «бесценный бисер — Христа», просветитель Руси исполнил слова Священного Писания: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29, 13).
Поэтому, когда князь услышал слова православного философа, он откликнулся на них всем сердцем и пожелал узнать, зачем Иисус Христос претерпел распятие. Тогда философ поведал ему о смысле Искупительной Жертвы и о евангельском описании Страшного Суда. И далее летопись гласит, что просветителю Руси «запали эти слова в сердце», поскольку он услышал то, к чему стремился и о чем говорил Спаситель: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
За этим последовало крещение и чудесное исцеление князя Владимира от настигшей его слепоты, которое вновь возвращает нас к событию уверения первоверховного апостола Павла.
«Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он» (Деян. 9, 13), — усомнился тогда в достоинстве Савла принять крещение священнослужитель Анания, и до сих пор подвергают критике искренность намерений князя Владимира некоторые люди. Но Спаситель, Который и в первые века христианства, и во времена служения равноапостольного князя, и поныне все Тот же (см. Евр. 13, 8), предвидел преображение души крестителя Руси, и теперь уверяет смущающихся: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян. 9, 15).
Анонимный вопрос
15 июня 2019 · 89,4 K
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Согласно Повести временных лет, к князю Владимиру отправились посольства от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, католиков из немецких земель и православных из Византии. Мусульмане привлекли Владимира обещаниями плотских удовольствий на том свете с гуриями, однако прочие бытовые ограничения, вроде обрезания, отказа от свинины и, особенно, алкоголя заставили князя отказаться: «Есть на Руси веселье пить, и без этого не быть».
Немецкая проповедь католицизма натолкнулась на ответ: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», – вероятно Владимир отсылал к тому, что во времена Ольги часть русской элиты приняла именно православную версию христианства, а не католическую.
Диалог с иудеями выглядел следующим образом: «А где же земля ваша?». «В Иерусалиме». «Точно ли там?» “Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по странам из-за наших грехов». Со словами: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?» – Владимир отправил иудейских послов восвояси.
Православным миссионерам Владимир задал каверзный вопрос, мол “как так ваш Бог был распят иудеями, не сумев защитить себя?”. Те нашлись, что ответить, заявив, что Христос воскрес спустя три дня, и несколько десятилетий спустя наказал иудеев, послав римлян на их города, те опустошили Палестину и изгнали евреев за пределы исторической родины. Таким образом, важный для славян нарратив Бога, способного постоять за себя, был соблюдён.
Позже, когда уже русские посланники отправились в различные государства, их поразила красота и пышность православного богослужения, убранства и архитектуры, в отличие от аскетичного католицизма.
Таков летописный рассказ. Если же говорить о действительных политических и экономических причинах, то религия Византии более всего подходила Руси, так как мощная и сильная империя располагалась относительно недалеко, в случае чего могла оперативно прийти на помощь, являлась ключевым торговым партнёром, в русских городах уже несколько поколений существовали влиятельные православные общины.
А этого хватит для реферата первого курса в техникум?
Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и…
В летописях есть подробное описание того, как князь Владимир делал выбор религии. Он принимал у себя представителей из различных стран и выслушивал их рассказы о религии: болгары (мусульманство), римляне (католицизм), хазарские евреи, греческий философ (православие). Пишут о том, что разговор именно с греческим философом убедил Владмира, что Истина… Читать далее
Лучше бы они обратились к первоисточнику, к слову Бога, к истине, чем пришли к разделению. но Сатана сделал свое… Читать дальше
Владимир принял греко-кафолическое ортодоксальное христианство. Слово ортодоксия означает: прямо исходящее из учения (доктрины). Никакого Православия в слове ортодоксия нет. Даже слово правоверие будет слишком уж упрощённым переводом с искажением смысла. Подмена понятий нужна была для завоевания доверия православного по сути народа.
Православие -… Читать далее
Князь Владимир был иудей. Незаконнорожденный сын князя Святослава от жидовки Малки.
Для правильного выбора веры… Читать дальше
Владимир не мог принять католицизм, поскольку разделения церквей на православие и католицизм еще не было. Оно произойдет через столетие по политическим причинам. Иудаизм? Принять веру Хазарского каганата, с которым воевал его отец Святослав? Глупость. Ислам? Как его принять при радикальном различии культурных корней, а особенно по причине военного… Читать далее
Абсолютно, в корне неверное рассуждение, забывающее о главноем: У Владимира была вера отцов, которая полностью… Читать дальше
Продажа автомобильных масел, автохимии и расходных материалов в Крыму…
Все просто. Он сделал православие официальной религией, если так можно сказать, потому что большинство простого населения Киева и вся верхушка поголовно были православными. Есть мнение, что Аскольд и Дир (если таковой был), были крещены. Поэтому они не вышли как олухи, потому что их обманул Олег, а местная поганская элита организовала заговор против… Читать далее
А зачем вообще надо было принимать чью-то, чуждую русскому народу религию ???
Была же своя, РУССКАЯ, СЛАВЯНСКАЯ… Читать дальше
Думаю причиной была Византия. Вообще – это стечение обстоятельств, которые конечно же от Бога. Если открыть карту мира Авраамических религий, то можно убедится в том, что они проповеданы по всей земле. Могут писать про 1000 религий из которых многие это чуточку видоизмененные Авраамические. Реально же христианство и ислам – самые увесистые. Бог… Читать далее
Вопрос утвердительный? Вся история славян, русских, парусов, шведов, финнов, и др. описана в ПВЛ, Ипатьевской, Радэивиловской? По моему, в то время христианское учение было распространено по всей территории Европы, Азии, северной Африки. Все народы молились одному богу. Оригиналом летописей нет. Одни списки. ПВЛ толкует о каких-то Авраамах… Читать далее
Ответ прост, если немного подумать.
Почему не иудаизм? Потому что иудаизм – главная религия недавнего врага славян Хазарского каганата, уничтоженного славянами же за тридцать лет до принятия славянами православия.
Почему не ислам? Тогда Руси пришлось бы стать одной из территорий Исламского халифата, раскинувшегося от Инда до Гибралтара.
Почему не… Читать далее
Писатель. Вело путешественник. Философ.
Ответ на этот вопрос кроется в захвате иудеями Хазарии. Был в то время такой метод – подкладывать под правителя своих женщин, и, пока тот воюет, женщина воспитывала ребёнка в иудейской вере. Дети выростали, убивали отцов, и меняли веру своего народа на удобную именно иудеям ( любую, основанную на ТОРЕ).
Крайне показательно, как скрывается в сети… Читать далее
Хороший, летописный рассказ. Тольк вы в нем не сказали самого главного. Когда к Владимиру пришел — Грек. Он не стал ему ничего говорить, но он показал ему картину Страшного суда! *А хорошо, тем, кто стоит по правую сторону? Крестись и ты будешь с ними*! И как он заболел слепотой и по крещении он прозрел! Видя это чудо, он уверовал! И потом бояре… Читать далее
Почему истинное христианство – это именно православие, а не католицизм, лютеранство или кальвинизм? Верующие, можете это доказать?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Католичество – это образцовая централизованная организация. Протестантизм – это образцовая сетевая организация. Православие – это образцово рыхлая и слабая организация, где нет ни порядка, ни нормальной конкуренции между ячейками.
Католичество – это гибкая воспитательная программа. Протестантизм – это суровая, ригористическая воспитательная программа. Православие – это рыхлая и слабая воспитательная программа, заставляющая метаться между одинаково неоправданными суровостью и жалостливостью.
Католичество – это южноевропейская культура. Протестантизм – это североевропейская культура. Православие – это провинциальная совокупность обломков полуевропейской-полуазиатской культуры.
И тем не менее православие до сих пор живо, и даже не в качестве реликтовых фрагментов. Какие ещё могут быть доказательства.
Прочитать ещё 14 ответов
Если по факту Иисус был среди евреев, то по почему у самих евреев вера не православие ??
канал https://zen.yandex.ru/id/5e514d4b4ae6635ac274813c; https://a-l-e-j-o.live…
Во-первых, причём тут Православие? Во времена, когда жил Иисус Христос, никакого разделения на течения в христианской церкви не было.
Во-вторых, иудаизм был сам по себе мощной религией. А христианство изначально презентовалось лишь как секта внутри течения. Это было время, когда примитивные языческие культы сменялись разработанными учениями, которые вполне себе знали не только про всё в этой жизни, но и про то, что будет после смерти. Но иудаизм немножко отталкивает потенциальных последователей тем, что евреи – избраный народ, а все остальные получаются по боку. А христианство было открыто для всех. В принципе, радикальных различий у двух религий нет. Евреи, соблюдающие заповеди, и так попадали в рай. Но христианство открыло туда путь всем остальным.
Прочитать ещё 12 ответов
Чем различаются иудаизм и христианство?
Самое главное и основное – это, собственно, отношением к фигуре Иисуса Христа. Для христиан Он Бог, воплотившийся в образе человека, мессия, которого ждали, давший людям Новый Завет.
Ну а в иудаизме Нового Завета нет и мессия ещё не пришёл.
Конечно, дальше есть много отличий и в священных книгах (они лишь частично совпадают), и в традициях.
Прочитать ещё 3 ответа
Есть мнение, что Ислам лучше, чем Христианство тк в Исламе идет поклонение Богу, а Христос является пророком. А Христианство поклоняется Христу, “забывая” Бога?
Христос является пророком в рамках исламской доктрины. Если вы приняли исламскую доктрину, как истинную, то это означает, что вы уже сделали для себя вывод о том, что ислам лучше христианства.
Христос является богом в рамках христианской доктрины. Если вы приняли христианскую доктрину, как истинную, то это означает, что вы уже сделали для себя вывод о том, что поклоняетесь именно богу, а не пророку.
Если вы не приняли ни одну из этих доктрин, как истинную, то вопрос о том, считать ли Христа богом или же пророком – вопрос вашего личного персонального выбора, не существует никаких аргументов, которые могли бы окончательно обосновать какой либо из вариантов.
Даже если вы для себя решите, что Христос лишь пророк, а не бог, то вопрос о том, какая религия лучше – та, что поклоняется богу или та, что поклоняется еще и пророку – это отдельный вопрос вашего личного персонального выбора, не существует никаких аргументов, которые могли бы окончательно обосновать какой либо из вариантов.
Возможен вариант, при котором вы решите для себя, что считаете Христа пророком, но при этом решите, что христианство все равно лучше, чем ислам, но в этом случае вы все равно не сможете считаться христианином, потому что христианин должен признавать Никео-Цареградский Символ веры, а он прямо требует признать следующее:
1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
Тем не менее, такая позиция вполне возможна, я, например, ни в коем случае не христианин, но симпатизирую христианству больше, чем исламу.
Прочитать ещё 11 ответов
Осознают ли христиане и мусульмане, что Иисус был евреем?
Католик, историк, англоман-роялист.
¡Viva Cristo Rey!
Умные осознают и помнят об этом, как и о происхождении Церкви: Папа Бенедикт XVI, 18 апреля 2008 г.: “Shalom! С великой радостью я пришел сюда, за несколько часов до начала вашего праздника Pesah, чтобы выразить свое уважение и воздать должное иудейской общине Нью-Йорка. Близость этого места поклонения Богу к моей резиденции дает мне сегодня возможность приветствовать вас. Мысль о том, что Иисус, будучи ребенком, слушал слова Писания и молился в месте, подобном этому, вызывает у меня глубокое волнение”. Папа Иоанн Павел II у Стены Иерусалимского Храма, 26 марта 2000 г.: “Бог наших отцов, Ты избрал Авраама и его потомков, дабы Имя Твое звучало среди народов: мы глубоко опечалены поведением тех, кто в ходе истории заставил их, Твоих чад, страдать, и, прося у Тебя прощения за это, мы желаем жить в подлинном братстве с народом Завета”. Папа Пий XII, осень 1941 г.: «Ты молодой еврей. Мне известно, что значит сейчас быть евреем, и я надеюсь, ты всегда будешь гордиться тем, что ты еврей! Сын мой, достойнее ли вы прочих народов — ведомо только Господу, но поверь мне, вы, по крайней мере, достойны не менее прочих людей, живущих на нашей земле! А теперь, мой еврейский друг, ступай, Бог тебя храни, и никогда не забывай – ты должен гордиться тем, что ты еврей!». (Разумеется, это не единственные цитаты, и 2 из 3 о еврейском народе и его связи с Богом, но других пока не вспомнил. Разве что третий том “Иисуса из Назарета” – в нём Папа Бенедикт XVI подробно пишет о детстве Христа.) В православии праздник обрезания Господня заметнее, чем в католичестве. Митрополит Вениамин (Федченков) в проповеди на эту тему заметил: “…всё это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан), и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. (…) Oсобенно это было важно для Христа Спасителя, воплотившегося от иудеев и начавшего Свое служение спасения с них именно. (…) День обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» – по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя (Лк. 1:59) в честь отца”.
Неумные придумывают всякий бред про русскую девушку Марию и рождение Христа в Крыму. Но это христиане по названию, “примазавшиеся” – они не чтут Евангелие. И не читают.
А для Христа нет ни эллина, ни иудея – происхождение не имеет значения, Oн нас по крови не делит. Даже будучи по Галахе евреем.
Прочитать ещё 5 ответов