Вся польза от суры каусар

Вся польза от суры каусар thumbnail

Передают со слов Анаса ибн Малика: «Однажды, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел с нами в мечети, он немного вздремнул, а затем, улыбаясь, поднял голову. Мы спросили: «Что рассмешило тебя, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Только что мне была ниспослана сура», — а затем прочитал:

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Поистине, Мы даровали тебе Изобилие!
Посему молись Господу своему и закалывай жертву!
Поистине, ненавистник твой сам исчезнет.

Затем пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А знаете ли вы, что такое Изобилие — аль-Каусар?» Мы ответили: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Это река, обетованная мне Великим и Всемогущим Господом. В ней великие блага. Она впадает в водоем, у которого соберется моя община в День воскресения. Число бокалов возле него равно числу звезд на небе. Однако некоторых из людей будут отталкивать от него. Я скажу: «Господи! Ведь он из моей общины». Но мне скажут: «Поистине, ты не ведаешь, что они выдумали после тебя» («Сахих» Муслима, 1/300). 

Выдающийся толмач Корана Абдуллах ибн Аббас сказал: «Аль-Каусар — это благо, дарованное ему Аллахом». Са‘ид ибн Джубейр сказал: «Эта райская река — одно из благ, дарованных ему Аллахом».

О том, что Аллах одарил Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, великими благами как в мирской жизни, так и в будущей свидетельствует много аятов Корана. Он ниспослал ему величайшее чудо и сказал: «Мы дали тебе семь повторяемых [аятов] и Великий Коран» (сура 15 «Хиджр», аят 87). Семь повторяемых аятов – это сура «аль-Фатиха». Еще в Мекке Всевышний обещал посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Господь твой одарит тебя, и ты будешь доволен» (сура 93 «Утро», аят 5).

За этим обещанием последовала щедрая милость Господа: в 94-й суре — «аш-Шарх = Раскрытие» — Аллах сообщил, что Он раскрыл грудь пророка, мир ему и благословение Аллаха, для принятия его великой миссии снял с него его бремя (простил его грехи), возвысил его поминание и обещал ему облегчение, которая наступит после трудностей. В 95-й суре — «ат-Тин = Смоковница» — Аллах одарил его город безопасностью, а тех, кто уверовал и творил праведные дела, — неисчислимой наградой. В 96 суре — «аль-‘Алак = Сгусток» — Аллах по Своей милости открыл ему Коран и научил его тому, о чем у него не было знания. В 97-й суре — «аль-Кадр = Величие» — Он даровал ему самую прекрасную ночь в году (в рамадане) — ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. В 98-й суре — «аль-Баййина = Ясный довод» Аллах сделал его умму лучшим Своим творением и одарил мусульман Своим довольством, и они тоже будут довольны Им. В 99-й суре — «аз-Зилзал = Сотрясение» — Он сообщил, что сохранит все их дела, и даже пылинка из сделанного ими добра не будет утеряна. В 100-й суре — «аль-‘Адийат = Мчащиеся» — Всевышний даровал ему и верующим победу над врагами. В 102-й суре — «ат-Такасур = Страсть к умножению» — Он дал наставление для того, чтобы они благодарили Своего Господа за Его блага и обещал умножить их по Своей милости. В 103-й суре — «аль-‘Аср = Предвечернее время» — Он поклялся, что все человечество находится в убытке, кроме последователей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые уверовали в Аллаха, творили праведные дела и учили друг друга истине, терпению и стойкости. В 106-й суре — «Курайш» — Он облагодетельствовал его народ тем, что тот уверовал, одарил их путешествиями зимой (на юг — в Йемен) и летом (на север — в аш-Шам).

Надо заметить, что сура «аль-Каусар» следует сразу за сурой «аль-Ма‘ун», и их содержание антагонистично. В суре «аль-Ма‘ун» Всевышний Аллах охарактеризовал лицемеров четырьмя качествами:

1. Скупость: «Это тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного» (сура 107 «Утварь», аяты 2-3). Прямо противоположное значение вытекает из слов Всевышнего: «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие», то есть великое благо. Поэтому не скупись помочь сироте и накормить нуждающегося!

2. Отказ от совершения молитвы: «Горе же молящимся, которые к молитве своей небрежны…» (сура 107 «Утварь», аяты 4-5). Этому противоположны слова Аллаха: «Посему молись…», то есть будь благодарен своему Господу, бережно соблюдай молитву и опасайся Его гнева и наказания!

3. Лицемерие, приобщение сотоварищей к Аллаху, показуха перед людьми и совершение благодеяний ради достижения мирских благ: «…которые лицемерят…» (сура 107 «Утварь», аят 6). Однако искренний верующий совершает благие деяния только ради Аллаха, повинуясь Его приказу: «молись Господу своему».

4. Отказ в помощи нуждающемуся и отсутствие любви и благосклонности к творениям Аллаха: «… и отказывают даже в утвари» (сура 107 «Утварь», аят 7). Искренним же верующим является тот, кто приносит жертву, раздает милостыню, проявляет благодеяние к людям.

«Аль-Каусар»… Какая же это великая сура! Верующий извлекает из нее огромную пользу, несмотря на ее краткость. Ее глубокий смысл раскрывается в последнем аяте, в котором Всевышний Аллах сообщил, что Он лишил того, кто ненавидит Его посланника, всех благ, лишил его доброго имени, семьи, богатства, в которых он не увидит ничего, кроме убытка. Он лишил его жизнь всякого добра, и он не извлечет из нее пользу и не сумеет приготовить праведные дела для своей будущей жизни. Всевышний лишил его душу способности ощущать подлинные прелести, и он не может познать своего Господа, полюбить Его и уверовать в Его посланников. Он сделал тщетными его деяния, и он не может посвятить себя служению Аллаху. Он отрезал его от помощников, и никто не окажет ему помощи. Это является воздаянием за ненависть к чему-либо из того, с чем пришел пророк, мир ему и благословение Аллаха, а также за отказ от этого ради удовлетворения собственных прихотей, либо ради любимого, шейха, правителя или старшего по должности.

Читайте также:  Польза кедровой настойки как принимать

Это ждет каждого, кто ставит слова и мнения людей выше слова Аллаха и речи Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всякого, кто ненавидит пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Всемогущий Аллах лиши Своей милости. И чем сильнее будут эти ненависть и вражда, тем мучительнее будет наказание Аллаха. Язычники ненавидели посланника и враждовали с ним, и воздаяние от Аллаха постигло их как в мирской жизни, так и настигнет их в будущей. Добро отвернулось от них, и все могущество Господа миров обратилось против них, а Свою милость Он низвел на пророка, мир ему и благословение Аллаха, и одарил его благами в этом мире и аль-Каусаром — в ином.

Всевышний сказал: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». О разумный человек! Остерегайся чувствовать неприязнь к чему-либо из истинного наставления посланника, либо отвергать это из-за приверженности к какому-либо мазхабу, любви к своему шейху, следования страстям или работы для достижения мирских благ. Поистине, Аллах не обязал нас подчиняться ни одному творению, кроме Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха. Он был послан как милость к мирам, и все человечество — арабы и неарабы, белые и темнокожие — обязано следовать его прямому пути. Познай истину, покорись, действуй согласно ей и не распространяй ересь и порчу, чтобы не оказаться отрезанным Аллахом от Его милости и не потерять те благие деяния, которые ты совершаешь. Поистине, нет блага в том, кого отрезал Аллах от Своей милости, и нет блага в его деяниях.

Слова Аллаха «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие» указывают на великий дар, которым посланника, мир ему и благословение Аллаха, облагодетельствовал Великий, Богатый, Всемилостивый Владыка. Заметьте, что в этом аяте глагол «даровать» стоит в прошедшем времени, то есть речь идет о том, что уже свершилось. Этим Аллах утвердил, что этот великий дар был уже заранее предопределен, и никто не может ни удержать его, ни помешать этому. Всемогущий Аллах предопределил это за 50000 лет до сотворения мира, когда предопределял судьбу всех творений. Аль-Каусар — свидетельство о великих благах, уготованных Аллахом для Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах сделал эти блага вечными, умножил их и удостоил пророка, мир ему и благословение Аллаха, величественного и высокого места.

Аль-Каусар — величайшая и лучшая из райских рек — рек медовых, молочных, винных и многих других. Это значит, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, получил от Него самые совершенное и несметное сокровище. И если кому-либо удастся обрести хотя бы частичку этого изобилия, то только благодаря следованию путем пророка, мир ему и благословение Аллаха, и благодаря подчинению ему. Вместе с этим посланник, мир ему и благословение Аллаха, в равной мере будет удостоен награды этого мусульманина, последовавшего за ним и подчинившегося ему, хотя от этого вознаграждение самого человека нисколько не уменьшится. Всевышний Аллах одарит пророка, мир ему и благословение Аллаха, в Раю великим вознаграждением, соответственно вознаграждению каждого члена его общины, не уменьшив награды самих мусульман даже ни на вес пылинки, потому что именно он наставил их на путь праведности и явился причиной их спасения. Поэтому каждому мусульманину следует, более того, он обязан следовать за пророком, руководствоваться его наставлениям и подражать ему, испрашивать для него благословения, часто совершать молитвы, соблюдать пост, делать пожертвования, очищаться, совершать хадж и умру, быть правдивым, делать добро, уповать на Аллаха, бояться Его, каяться пред Ним, быть терпеливым и верным.

Словами «Посему молись Господу своему и закалывай жертву!» Аллах повелел Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, совершать эти два великих обряда поклонения вместе. Молитва и жертвоприношение помогают приблизиться к Аллаху, воспитывают скромность, смирение, благоверность и усиливают убежденность и надежду. Душа человека успокаивается, когда он вспоминает Аллаха, Его обещание, повеления и милость. Совершенно противоположны этому чувства, которые испытывают при этом высокомерные грешники, которые отталкивают от себя рабов Аллаха и не ощущают той великой необходимости в Нем, в поклонении Ему, молитве. Они не совершают жертвоприношения, опасаясь бедности, отказывают в помощи и подаянии беднякам. Это является свидетельством недостойного отношения к Аллаху. Поэтому Всевышний упомянул именно эти два обряда поклонения и в следующем аяте: «Скажи: «Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я — первый из мусульман» (сура 6 «Скот», аят 162).

Смысл этого состоит в том, что молитва и жертвоприношение совершаются только ради довольства Аллаха, для приближения раба к Своему Господу. Они являются проявлением благодарности раба своему Благодетелю, который щедро одарил его благами, и причиной получения еще большей милости Всевышнего Аллаха.

Молитва является величайшим обрядом поклонения, совершаемым нашим телом, выражением благодарности и возвеличиванием Благодетеля. Благодарность же зиждется на трех столпах:

1. Сердечная привязанность к Господу, когда человек осознает, что все блага исходят только от Него и ни от кого иного;

2. Благодарность в речи, то есть восхваление Господа;

3. Благие дела, когда человек искренне служит Аллаху и смиряется пред Ним.

Молитва охватывает все эти деяния. Жертвоприношение же является величайшим обрядом поклонения Аллаху, совершаемым нами своим имуществом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подчинился повелению своего Господа и был одним из тех, кто совершал много молитв с искренностью и убежденностью, и часто совершал жертвоприношение — как по праздникам, так и в другие дни. Во время своего прощального паломничества он собственноручно принес в жертву 63 верблюда.

Еще раз поразмыслим над словами Всевышнего: «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие! Посему молись Господу своему и закалывай жертву». Не надо сожалеть о мирских благах, которые является всего лишь испытанием для их обладателей, о чем сказал Аллах: «Не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые семейства из них — на расцвет этой жизни. Мы только искушаем их этим, но удел Господа твоего лучше и длительнее! Вели своей семье совершать молитву и будь усерден в ней. Мы не просим у тебя пропитания — Мы прокормим тебя, а [благой] конец — за богобоязненностью» (сура 20 «Та ха», аяты 131-132).

Читайте также:  Жаренные тыквенные семечки польза и вред

Поэтому в этих аятах суры «Изобилие» содержится указание на необходимость отказаться от обращения к людям и от надежды на получение от них выгоды, а потому — совершать молитву своему Господу и приносить Ему жертву.

Всевышний завершил эту суру следующими словами: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». Ненавистник — это тот, кто питает ненависть и злобу, бранит и оскорбляет. По мнению большинства толкователей Корана, этот аят был ниспослан об аль-Асе ибн Ва’иле ас-Сахми, который распространял сплетни о посланнике Аллаха, говоря что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, исчезнет, потому что у него нет сына, который бы носил его имя, и продолжил его дела, и что когда он умрет, то и его имя исчезнет, и тогда они смогут вздохнуть полной грудью. Это произошло в те дни, когда умер сын пророка от госпожи Хадиджи Абдуллах. Этот аят явился одним из чудес Корана, доказывающих его божественное происхождение: по воле Всемогущего Аллаха род и добрая память о том, кто ненавидел пророка, мир ему и благословение Аллаха, исчезли, а поминание посланника, мир ему и благословение Аллаха, наоборот — возвысилось до необычайных высот. Его имя произносят при призыве на молитву — азане, в намазе, при произнесении свидетельства веры. Мусульмане во всем мире при упоминании его имени испрашивают для него благословения Аллаха. Последователей его больше всех на свете, а религию, которую он принес, исповедует сейчас большинство земного шара. Придет день, когда в его веру вступит все человечество, потому что это — вера истины и слово правды.

Вы только посмотрите, как неверные пытались опорочить пророка, мир ему и благословение Аллаха, укоряя его за то, что в действительности не является пороком. Он потерял сына: но ведь предотвратить это не во власти человека! Это свидетельствует о том, что они не могли ни единого довода против призыва пророка, мир ему и благословение Аллаха, к единобожию. Они не оставили ни одного оскорбления, порока или недостатка, не приписав его ему, хотя именно они назвали его Правдивым и Благородным во времена язычества.

Еще одним чудом суры «аль-Каусар» является то, что она была ниспослана в Мекке, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был еще слабым и бедным и не имел много сторонников. Однако Всевышний Аллах, ниспослав эту суру, обрадовал его вестью о великом благе, множестве последователей и помощников, величии его поминания и богатстве. Хвала Аллаху! Пришло время, когда пророк закалывал по 100 верблюдов в день.

Ненавистники враждовали с ним и ругали его, однако пророк, мир ему и благословение Аллаха, не обходился с ними так же, ибо его защиту взял на Себя Великий и Всемогущий Господь. Это ясновидно во многих аятах Книги Аллаха. Когда язычники издеваясь над посланником, мир ему и благословение Аллаха, говорили друг другу: «Не показать ли вам человека, который возвещает вам, что вы разложитесь на куски, окажетесь в новом творении? Измыслил он на Аллаха ложь, или он безумен?» (сура 34 «Саба», аяты 7-8).

Всевышний отверг их оскорбления и обвинения и сказал: «Нет! Тех, которые не веруют в жизнь будущую, постигнет наказание, и они — в глубоком заблуждении!» (сура 34 «Саба», аят 8).

Когда же они назвали его безумным, Аллах отверг их клевету, сказав: «Ты по милости Господа Своего не безумен» (сура 68 «Перо», аят 2).

Когда же они отвергли его миссию и сказали: «Ты не посланник» (сура 13 «Гром», аят 43), Всевышний ответил им: «Йа син. Клянусь мудрым Кораном, что ты один из посланников» (сура 36 «Йа син», аяты 1-3).

Когда же неверные сказали: «Разве мы в самом деле оставим наших богов из-за какого-то безумного поэта?» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 36), Всевышний сказал: «Нет, он пришел с истиной и засвидетельствовал истинность посланников» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 37).

Аллах подтвердил истинность его миссии и обещал неверным: «Поистине, вы вкусите мучительное наказание» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 38).

После того как Всевышний передал их слова «Или скажут они: «Поэт!» (сура 52 «Гора», аят 30), Он сразу же защитил его: «Мы не учили его стихам» (сура 36 «Йа син», аят 39). Тем самым Коран оправдал и пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и других пророков, посланных до него.

О верующий! Знай, что Всевышний Аллах предвестил Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, великое благо — аль-Каусаром. Однако Он сообщил, что это благо станет совершенным и законченным только тогда, когда враг и ненавистник будет низвержен. Аллах обещал ему в этой суре победу над врагами и сказал: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». Это указывает на то, что ненавидящий посланника Аллаха не в состоянии удержать милость Господа, которой Он облагодетельствовал Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вся его вражда заключается в ненависти к посланнику, мир ему и благословение Аллаха; если же ненавистник не в силах причинить страдания своему врагу, то его сердце сгорает в пламени гнева, злобы и зависти.

Хвала Аллаху, который защитил Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и верующих, возвысил их поминание и одарил их благами как в мирской, так и в будущей жизни! Да благословит Аллах, и ниспошлет мир и блага пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и их праведным последователям!

Читайте также:  Бассейн для грудничков какая польза

Перевёл с арабского Эльмир Кулиев

Источник

Каусар —  бассейн, наполненный водой райской реки. Люди увидят его во время Кыямата, до того как попадут в Рай или в ад. Когда все начнут метаться в разные стороны от страха и неведения, мусульмане сразу направятся к этому бассейну, ибо их души будут спокойны. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление верующим: «О, люди! Я уйду раньше вас и буду вас ждать в Раю у реки Каусар. Однако тот, кто стремится встретиться со мной, пусть бережёт свои руки и язык от грехов».

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Вода Каусара белее снега и жемчуга, чистота её отдаёт блеском, а на вкус она слаще мёда. Земля вокруг этого бассейна благоухает ароматом роз, его дно — из золота, а стены из драгоценных камней. Никогда не испытает жажду тот, кто выпьет из этой чаши. И сосудов будет столько, сколько звёзд на небе, и каждому Пророк лично вручит кубок.  Аллах внушит Пророку, что не всем надо давать воду. Пророк тогда спросит: «Отчего, мойАллах, онжеиз моей уммы». И Аллах Тааля скажет: «Ты не знаешь, что они делали после тебя, как изменили путь твой (сунну)». После чего эти люди уйдут прочь, понурив голову» (Бухари, «Китабуль Рикак»; Ибн Маджа, «Китабуз-зухд»).

Во время хутбы на Арафате Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В день Кыямата я буду ждать вас у Каусар и буду гордиться количеством мусульман, но смогу спасти не всех».

Он напутствовал ансаров: «Послеменявывпадетевэгоизм, будетепродвигатьсвоихродственников, справедливостьбудетзамененаколичествомнужныхсвязей. Такбудьтежетерпеливыми (не впадайте в эти грехи)донашейвстречиуКаусар» (Бухари, «Китабуль-Манакыбуль-Ансар).

Сура «аль-Каусар»

Причина ниспослания

Всевышний Аллах даровал наследникам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) короткую жизнь. В день, когда умер сын Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям), на глазах скорбящего отца показались слёзы. Сахабы спросили: «Вы плачете?» Пророк ответил: «И я человек. Моё сердце так же печалится и на глаза наворачиваются слёзы».

В те времена арабы считали сыновей поводом для гордости и величия. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) проходил мимо Каабы, мушрики не преминули напомнить, что род его прервался. Эти слова опечалили Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). В утешение Всевышний ниспослал ему суру «аль-Каусар», где обратил внимание на дарованные блага и высокое положение перед Аллахом.

        Толкование суры «аль-Каусар»

Сура «Каусар» — самая короткая в Коране и состоит из трёх аятов. В первом аяте Всевышний говорит: «Мы даровали тебе Каусар».

Слово «Каусар» имеет два значения. Первое происходит от арабского «кесир» — множество, изобилие. Аят подчёркивает, что Аллах одарил Своего Посланника великими благами как в мирской жизни, так и в вечной. На это же указывают и другие аяты Корана:

— Всевышний ниспослал Своему Пророку величайшее чудо — Священный Коран и научил его новым знаниям.

— в 94-й суре, «аш-Шарх», Аллах сообщил, что Он раскрыл грудь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и для принятия великой миссии снял с него бремя грехов, возвысил его поминание и обещал облегчение после трудностей.

— Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) был дарован Мирадж и встреча с Творцом.

— Всевышний наделил Своего избранника правом на шафаат (заступничество за умму перед Аллахом).

Помимо этого Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) было дано множество благ.

Во втором аяте Аллах Тааля повелел Пророку быть признательным за эти милости:«Посему молись Господу своему (совершай намаз) и приноси жертву (зарежь жертвенное животное)».

Аят указывает, что наиболее близкое Аллаху состояние — это сажда, земной поклон. Всевышний призывает Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) обращаться к Нему с мольбами. Совершая намаз, человек погружается в поклонение и смиряется перед Аллахом душой и телом.

Второе, о чем сказано в аяте, — совершение жертвоприношения. Так человек приближается к Аллаху, отдавая самое дорогое. Он режет животных и расходует своё состояние ради Всевышнего, несмотря стремление к стяжательству.

Совершенно противоположные чувства испытывают высокомерные люди, которые отталкивают от себя рабов Аллаха и не ощущают необходимости в поклонении. Они не совершают жертвоприношения, опасаясь бедности, отказывают в помощи беднякам. Однажды люди спросили у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), почему Всевышний не отвечает на их дуа. Он пояснил: «Как же могут они быть приняты, если ваша еда, питьё и одежда харам?»

Сура заканчивается словами: «Поистине, имя твоё Мы возвеличили, а ненавистник твой сам исчезнет».

Исламские алимы толкуют аят следующим образом. Всевышний утешает Своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) тем, что его имя возвеличено и достоинство — велико. Дарованные ему религия, Коран и прекрасный нрав останутся навеки, а в Ахирате его ожидают нескончаемые блага. Слово «Каусар» означает «непрекращающееся добро» в противоположность слову «абтар» — «ограниченность, прекращение, отрезанность». Слепы те, кто ненавидит Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), они не знают Аллаха и погрязли в гордыне. Спустя 1400 лет покрыт забвением Абу Джахиль и его потомки, никто не желает принадлежать к его роду.

Между тем, быть сеидом, то есть вести происхождение от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) считается наивысшей честью. Его имя произносят во время азана, намаза, при свидетельствовании веры (шахады). Мусульмане всего мира славят Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и просят для него благословения Аллаха. С каждым днём увеличивается число его последователей, а Ислам продолжает распространяться по миру.

 (Тафсир суры «Каусар» по книгам «Саффатут-Тафасир» Сабуни, «Истинная религия. Язык Корана» Эльмалылы Хамди Язар).

Сура «аль-Каусар» для заучивания с детьми

{youtube} lc3q6zdavDs {/youtube}

Источник