Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран

В 1960-х гг. в рамках ООН была объявлена деколонизация; бывшие колонии европейских – так называемых “цивилизованных” – стран получили независимость. В мире появились десятки новых субъектов международного права, которые были экономически ослаблены и требовали помощи. Перекос в экономическом развитии между развитыми и новыми – развивающимися – странами было решено преодолевать посредством института преференций, прежде всего в торговле. Преференции в торговле должны были, по замыслу, стать инструментом исправления исторической несправедливости по отношению к новым государствам, механизмом выравнивания в экономическом развитии, своеобразным возмещением за колониальное прошлое.
Идею преференций в торговле сформулировали развивающиеся страны. В ходе первой конференции по торговле и развитию в 1964 г. развивающиеся страны сформировали нечто вроде клуба, который получил название “Группы 77”. Эта “Группа”, только уже в составе порядка 140 государств, существует и сегодня – как параорганизация. В рамках “Группы 77” развивающиеся страны формируют свою правовую позицию по всем важнейшим проблемам современности, включая повестки дня для коллективных действий в ООН, МВФ, ЮНКТАД, ВТО.
В декабре 1964 г. ГА ООН приняла резолюцию, учредившую Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве постоянного органа в системе ООН. Основными функциями ЮНКТАД были определены следующие: поощрять международную торговлю, в частности торговлю между странами, находящимися на различных уровнях развития, а также странами, имеющими различные социальные и экономические системы; устанавливать принципы и политику, касающиеся международной торговли и экономического развития; разрабатывать рекомендации для проведения этих принципов в жизнь; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических объединений в области торговли и связанного с ней развития; содействовать координации деятельности в рамках ООН в области международной торговли; принимать меры для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли.
Важным результатом первой конференции ООН по торговле и развитию стал принятый в июне 1964 г. Заключительный акт, в который вошли “Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию”, и другие акты рекомендательного характера. “Принципы” состоят из двух разделов: “Общие принципы” и “Специальные принципы” – всего около 30 принципов.
В состав “Принципов” вошли, в частности, следующие нормы:
- – экономические отношения между странами, включая торговые отношения, должны основываться на уважении принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других стран;
- – не должно быть дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем. Приспособление торговых методов должно соответствовать этому принципу;
- – развитые страны не должны проводить дискриминации в отношении торговли с развивающимися странами на том основании, что их правительственные торговые организации непосредственно участвуют в торговле в соответствии с государственной политикой;
- – каждая страна имеет суверенное право свободно торговать с другими странами и свободно распоряжаться своими природными ресурсами в интересах развития и благосостояния своего народа;
- – международная торговля должна регулироваться такими правилами, которые совместимы с экономическим и социальным прогрессом; все страны должны сотрудничать в создании условий международной торговли, способствующих общему расширению и разностороннему развитию торговли между всеми странами;
- – международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе РНБ; в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран;
- – развитые страны должны содействовать усилиям развивающихся стран, направленным на ускорение их экономического и социального прогресса, должны сотрудничать в проведении мер, принимаемых развивающимися странами в целях разностороннего развития их экономики;
- – развитые страны должны постепенно сокращать и устранять барьеры и прочие ограничения, которые препятствуют торговле и потреблению товаров развивающихся стран; принять меры, которые создадут и увеличат рынки для экспорта из развивающихся стран;
- – все страны должны сотрудничать путем заключения международных соглашений, направленных на увеличение и стабилизацию экспортной выручки развивающихся стран от сырьевых товаров по справедливым ценам; поддерживать взаимоприемлемое соотношение цен на готовые изделия и на сырьевые товары;
- – все страны должны воздерживаться от любых форм демпинга;
- – развитые страны, участвующие в региональных экономических объединениях, должны делать все от них зависящее, чтобы их экономическое объединение не наносило ущерба и не оказывало неблагоприятного воздействия на расширение их импорта из третьих стран, и в частности из развивающихся стран, взятых отдельно или вместе;
- – значительная часть ресурсов, высвобождаемых в результате мероприятий по разоружению под международным контролем, должна быть предназначена для содействия экономическому развитию развивающихся стран;
- – международная финансовая, техническая, экономическая помощь развивающимся странам не должна ограничиваться какими-либо политическими или военными условиями;
- – развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними;
- – развивающиеся страны имеют право принимать меры по защите своей промышленности, находящейся на начальной стадии развития;
- – взаимовыгодные двусторонние и многосторонние торговые и платежные соглашения между развивающимися странами являются существенным фактором расширения и разностороннего развития международной торговли;
- – государства, расположенные между морем и государством, не имеющим выхода к морю, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств доступ к морским портам и использованию этих портов.
Часть указанных норм является международно-правовыми нормами и даже имеют императивно-обязательный характер как правовые обычаи и/или договорные нормы. В то же время в “Принципах” прослеживается тенденция возложить историческую ответственность за колониальное прошлое на всю группу развитых государств без разбора. Понятно, что Россия не несет ни моральной, ни материальной ответственности за экономическое положение развивающихся стран, являющееся результатом колониального прошлого.
В “Принципах” содержалось также положение, послужившее основанием для последующего введения системы торговых преференций для развивающихся стран. Суть положения сводилась к следующему: развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые они предоставляют друг другу, при этом они не должны требовать взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок; новые тарифные и нетарифные уступки необходимо предоставлять развивающимся странам в целом, и такого рода преференции не следует распространять на развитые страны.
Таким образом, в содержание принципа преференций для развивающихся стран входят:
- • право развивающихся стран на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;
- • право развивающихся стран не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами;
- • право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных, в целях социально-экономического развития;
- • обязанность развивающихся стран не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;
- • обязанность развитых государств снижать или отменять пошлины на товары развивающихся стран без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;
- • обязанность развивающихся стран по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в международной торговле.
Возможность принятия особых мер применительно к наименее развитым странам/территориям предусмотрена в ст. XVIII ГАТТ. В 1965 г. в текст ГАТТ была инкорпорирована часть IV “Торговля и развитие”, адаптированная к новым условиям постколониального устройства международной торговой системы (ст. XXXVI–XXXVIII).
В ст. XXXVI (п. 8) зафиксировано положение: “Развитые договаривающиеся стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых договаривающихся сторон”. Этим положением юридически легализован процесс предоставления преференций развивающимся странам со стороны развитых государств – в отступление от взаимного принципа наибольшего благоприятствования. Предоставление торговых преференций не считается теперь нарушением ПНБ.
В ст. XXXVII ГАТТ развитые государства взяли на себя обязательства “в максимально возможной степени”: устранять барьеры для товаров из развивающихся стран; не повышать тарифные ставки и нетарифные барьеры; снижать фискальные меры в отношении сырьевых и прочих товаров из развивающихся стран.
В 1979 г. было принято специальное Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме взаимности и более полном участии развивающихся стран.
Во многих договорах, примыкающих к тексту ГАТТ, также учтена специфика развивающихся государств, например: в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер (ст. 10); Соглашении по техническим барьерам в торговле (ст. 12); Соглашении по правилам происхождения (Приложение II) и др.
Следует иметь в виду, что в настоящее время из группы развивающихся государств выделена группа так называемых наименее развитых стран (примерно 50 государств с наименьшим прожиточным уровнем населения, в основном страны Африки и Азии). Прослеживается тенденция на предоставление этой группе дополнительных преференций и более льготного правового режима в отдельных вопросах.
В соглашениях “пакета ВТО” используется данный термин и предусмотрены специальные положения для этой группы государств. Приложение 3 к Соглашению об учреждении ВТО (“Механизм обзора торговой политики”) устанавливает для наименее развитых стран льготную периодичность представления в Орган ВТО обзоров о своей торговой политике по сравнению с другими государствами – членами ВТО.
В Решении о мерах в пользу наименее развитых стран признаются особые потребности этой группы государств в области доступа на рынки; решено, что уступки по тарифным и нетарифным мерам в отношении товаров из наименее развитых стран могут осуществляться с опережением сроков; их экспортным интересам будет уделяться особое внимание.

Главная | Случайная
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
Товаров в России.
Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним го-сударством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Общая система преференций (ОСП) Европейских сообществ является системой тарифных льгот, предоставленных в одностороннем порядке развивающимся странам и странам с переходной экономикой с целью содействия их экономическому развитию и интеграции в мировую экономику.
ОСП, изначально разработанная в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964г , была имплементирована в Сообществе с 1971 г. (система ОСП действует с 1971 г. в ЕС и Японии, с 1972 г. – в Австрии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Новой Зеландии, с 1974 г. – в Канаде; с 1976 г. – в США).
В 1994 г. была разработана новая схема преференций для развивающихся стран, вступившая в силу 1 января 1995 г. и рассчитанная на десятилетний период.
Приоритетами этой новой схемы являются: поддержка развития стран-бенефициаров в широком смысле, включая социальные и экологические аспекты; соответствие преференциальных мер Сообщества Генеральному соглашению по тарифам и торговле; стимулирование интеграции развивающихся стран в мировую экономику и вступления их в ВТО.
Эта система является особым видом таможенно-тарифного регулирования на многосторонней основе. В рамках этой системы преференции предоставляются либо в форме полной отмены пошлин, либо [и (или)] их значительного снижения. Однако тарифные льготы не распространяются на ряд важнейших для современного промышленного экспорта развивающихся стран товаров, в частности, на текстиль, кожу и изделия из нее, нефтепродукты, большую часть обработанной сельскохозяйственной продукции. Кроме того, во всех системах преференций экономически развитых стран установлены различного рода ограничения. Наибольшее распространение получили количественные ограничения беспошлинного импорта или ввоза по пониженным ставкам товаров из развивающихся стран (на экспорт сверх квот преференциальный режим не распространяется). Другим ограничением являются закупочные оговорки, дающие возможность отменять или изменять преференциальный режим в случае, если импорт какого-либо товара из развивающихся стран причиняет или грозит причинить ущерб внутренним производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара
Для наименее развитых стран Регламент предусматривает специальные условия по принципу «все, кроме оружия». Фактически Сообщество предоставляет наименее развитым странам беспошлинный доступ на рынок ЕС без каких-либо количественных ограничений для всех товаров за исключением вооружений. Сообщество предоставляет беспошлинный ввоз промышленных и сельскохозяйственных товаров из стран, вовлеченных в незаконное производство и оборот наркотических средств (страны Центральной и Южной Америки, Пакистан), с целью поддержки их политической, экономической и социальной стабильности.
В соответствии с общей системой преференций, каждая страна разрабатывает единую систему тарифных преференций
Национальная система преференций РФ – совокупность правил, определяющих условия и порядок предоставления РФ преимуществ по уплате ввозн. там. пошлин, в отношении иностранных товаров, происходящих и з определённых стран ( групп стран).
Российская Федерация предоставляет тарифные преференции для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, а также стран, образующих вместе с Российской Федерацией таможенный союз или зону свободной торговли или же ведущих подготовку к созданию такого союза (зоны).
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово—политических отношений РФ с иностранными государствами допускается предоставление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин, либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров.
К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются. Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.
Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров ввозимых в РФ из наименее развитых стран, но и в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле , заключёнными мд РФ и другими странами. ( например: Грузия, Азербайджан, Армения, Украина, Молдова). Товары, происходящие из указанных государств и ввозимые на территорию РФ, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары. Для получения права на преференцию необходимо предоставлять документы ( сертификат происхождения, удостоверение гуманитарной помощи и пр.)
Основной фактор концепции Общей системы преференций – правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила, только на товары, определяемые национальным законодательством страны.
Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тариф. и нетариф. мер регулирования ввоза товаров на тамож. Территорию РФ и вывоза товаров с этой территории.
Для того, чтобы товар мог рассматриваться, как происходящий из какой-либо страны, такой товар должен отвечать одному из следующих требований:
1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно статье 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и морские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также, зарегистрированные в данной стране, космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на которых получена продукция высоких технологий.
2. Если в производстве товара участвует 2 и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием достаточной переработки: 1)изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшие в результате переработки товаров; 2) выполнение производственных или технологических операций , достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из этой страны, где эти операции имели место. 3) Правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, когда %- ая доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений РФ к странам или группам стран и от национальной системы преференций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: