Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу thumbnail

Выбрать главу

ГЛАВА «ВСЕОБЩАЯ ЛЮБОВЬ». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мо-цзы говорит: «Какую питают любовь — всеобщую или отдельную — злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом, сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь…»

Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло дня Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина… Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой… Дело человеколюбивого человека непременно состоит в служении тому, чтобы приносить пользу Поднебесной и уничтожать в Поднебесной зло…

Высказывания должны быть верными, поступки должны быть результативными, нужно, чтобы высказывания и поступки были в гармонии, а также соответствовали экономии в расходах…

ГЛАВА «ПРОТИВ НАПАДЕНИИ». ЧАСТЬ ВТОРАЯ

На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое…

За бесчисленные смерти простолюдинов, серьезные беды, которые затрагивают как высших, так и низших, нападающее царство получает пустующие земли, для заселения которых нет люден. Таким образом, теряют то, чего не хватало, и дополнительно получают то, чего итак избыток…

ГЛАВА «ПРОТИВ НАПАДЕНИИ». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мо-цзы говорит: «Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться 
[194] добиться мощи и славы — это все равно что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от этого, может быть, будет лишь четырем-пяти человекам…»

Армия нападающей стороны вторгается на землю другого государства, топчет его хлеба, рубит его леса, разрушает города и поселения, загрязняет и разрушает его пруды и водоемы, угоняет и убивает его скот, сжигает и оскорбляет его родовые кумирни, принуждает работать на себя и убивает его население, измывается над иноплеменными старцами и женщинами, вывозит из захваченного царства его богатства…

Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без опоры, жены становятся вдовами, а дети сиротами, полностью растрачиваются все богатства народа… служилые не занимаются государственными делами, земледельцы не засевают поля, женщины не ткут полотно, государство теряет своих слуг, простолюдины забрасывают свои дела…

ГЛАВА «ВОЛЯ НЕБА». ЧАСТИ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ

Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Таким образом, если вести народ Поднебесной на свершение справедливых дел — это значит делать то, что любит небо. Если я делаю для неба то, что оно любит, то и небо также делает для меня то, что я люблю. Что же я люблю и что ненавижу? Я люблю счастье и благополучие и ненавижу несчастье…

Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным. Это все то, что противно воле неба. [Небо] желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом. Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах. Если верхи усердны в управлении, то в стране царит порядок; если низы усердны в делах, то в стране достаток предметов и пищи. Если в стране царят и порядок и достаток, то для внутренних дел 
[195] имеются чистое вино и ритуальная посуда, чтобы свершить жертвоприношения небу и демонам. Для внешних дел имеются яшмовые круги, жемчуг, нефрит для подарков соседям с четырех сторон, поэтому не появляется озлобления между правителями, нет военных столкновений на границах. Внутри страны голодающий имеет пищу, уставший — отдых, правитель может заботиться о всем народе, поэтому между правителями и сановниками, между верхами и низами существует доброта и верность, между отцами и сыновьями, между старшими и младшими братьями существуют любовь и уважение. Разве ото не ясно? Если следовать воле неба, одобрять ее, проводить ее до конца во всех делах в Поднебесной, то в суде и в правлении страной будет порядок, весь народ будет жить в согласии, в стране будет изобилие предметов для употребления, народ, простолюдины — все будут иметь одежду и пищу, люди будут жить в покое и без горестей…

Если известна воля неба, то нельзя не следовать ей. Следовать воле неба — значит следовать всеобщей любви и взаимной выгоде между людьми. Кто следует воле неба, тот непременно получит вознаграждение. Тот, кто поступает против воли неба, сеет взаимную ненависть и побуждает людей делать друг другу зло, тот непременно понесет наказание…

Кто следует велениям неба, тот непременно получит вознаграждение. Кто нарушает волю неба, тот обязательно будет наказан…

Ныне небо охватывает всю Поднебесную и любит ее. Зарождает и взращивает все сущее и приносит ему пользу, оно зарождает и взращивает все сущее, подобно тому как волос вырастает и изгоняется из корня. Нет не сделанного небом. А люди берут это все и обогащаются им. Значит, можно говорить, что благодать неба велика. Однако только [небо] не получает вознаграждения. Люди не знают, что они поступают нечеловеколюбиво, недобродетельно. Это то, о чем я говорю, что правители понимают малое и не понимают великого. Кроме того, благодаря этому я знаю, как велика любовь неба к народу, [примеров этому имеется много]. Говорю: небо делает ярче солнце, луну, звезды, кометы, чтобы осветить их. Оно устанавливает четыре времени года — весну, осень зиму и лето, 
[196] чтобы установить порядок их смены, сбрасывает снег, иней, дождь и росу, чтобы взращивать пять злаков, кунжут и шелковичных червей. Небо позволяет людям брать все это и использовать…

Учитель Мо использует желания неба, чтобы вверху оценивать действия ванов, гунов и других сановников в судебных делах, в управлении страной, внизу определять соответствие слов и рассуждений всех людей Поднебесной прекрасному учению совершенномудрых ванов…

ГЛАВА «ДУХОВИДЕНИЕ». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 
33

Правило проверки знания о том, существует ли нечто в Поднебесной или нет, непременно состоит в том, чтобы брать за образец факты, которые слышали или видели массы людей…

При древних совершенномудрых ванах в Поднебесной был порядок, потому что они обязательно прежде наводили порядок в почитании демонов и духов, а затем занимались делами народа…

ГЛАВА «ПРОТИВ СУДЬБЫ». ЧАСТИ ПЕРВАЯ И ТРЕТЬЯ 
34

Всякое высказывание должно соответствовать трем правилам. Что такое три правила? Они суть: должно быть основание, должен быть источник, должна быть применимость. Что такое основание? Высшей основой являются дела древних совершенномудрых ванов. Что такое источник? Первоначальным источником [знания] являются факты, которые слышали или видели простолюдины. Что значит применимость? Высказывания должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной…

Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился не усердно…

Почитать судьбу не имеет смысла. Если пренебрегать судьбой, то беды не будет…

Мо-цзы говорит: «Почему ныне земледелец рано выходит в поле и поздно возвращается, усердно трудится на поле и проявляет свое искусство в огородничестве, чтобы собирать богатый урожай злаков, перца, и не смеет лениться в работе? В чем же дело? Отвечаю. Если он не будет усердно трудиться, то непременно будет нищим. 
[197] Если будет усердно трудиться, то будет сытым, не будет усердия в работе — будет голодным. Поэтому он не смеет быть ленивым…»

Читайте также:  Сыворотка сок польза и вред

Источник

Не падает и не загнивает.

Как солнце, сверкает,

Как луна, светла,

Вечна, как небо и земля  32.

Так говорилось о добродетели совершенномудрых людей, о ее ясности и величавости, о ее непоколебимой прочности и неизменной вечности. Поэтому добродетель совершенномудрого человека распространяется повсюду.

Если нынешние большие люди — ваны, гуны, — хотят управлять Поднебесной, держать в повиновении чжухоу, то как можно добиться всего этого, не прислушиваясь к [голосу] справедливости? Они рассчитывают держать в страхе правителей царств и народ, пользоваться безграничной властью.

Нынешние большие люди — ваны, гуны — думают добиваться повиновения и власти путем устрашения народа смертью. Народ рождается с большим желанием и умирает с большой ненавистью, потому что он не получает того, чего желает, а получает то, что постоянно ненавидит. От древности до наших дней не было ни одного [примера], чтобы таким путем можно было управлять Поднебесной, держать в повиновении правителей царств. Однако нынешние большие люди — ваны и гуны — хотят править Поднебесной, держать в повиновении правителей царств, стремятся получить престол, создать себе славу, которая бы дошла до потомков.

Но почему же они не размышляют о том что  [191] почитание мудрости — основа управления страной? Это было высшим [мерилом] в поступках совершенномудрых людей».

ГЛАВА «ПОЧИТАНИЕ ЕДИНСТВА». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В древности, когда только появились люди, не было наказаний и в то же время у каждого было свое понимание о справедливости. У одного — одно, у двоих — два, у десяти — десять представлений о справедливости. Чем больше нарождалось людей, тем больше становилось различных представлений о справедливости. Каждый считал правильным свой взгляд и отвергал взгляды других людей, в результате между людьми царила сильная вражда. В семьях отцы, дети и братья относились друг к другу с ненавистью и отвращением, будучи не в состоянии мирно жить вместе, они покидали друг друга. Люди Поднебесной, используя огонь, воду, яд, вредили друг другу, поэтому сильные не оказывали помощи слабым, имеющие избыток богатств не делились ими, но расточали эти избытки, умные не наставляли неопытных людей и скрывали от них свои знания. Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба… Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок. То, что мудрый правитель считает верным, все также считают верным; то, что правитель осуждает, все также осуждают. Люди избегают недобрых слов и стремятся подражать добродетельным словам мудрого правителя страны, избегают недобродетельных поступков и стремятся подражать добродетельным поступкам мудрого правителя…

ГЛАВА «ПОЧИТАНИЕ ЕДИНСТВА». ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Учитель Мо-цзы говорит: «В древности, когда появились люди, не было управления и наказаний… беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди животных. [Люди] поняли, что причина хаоса в Поднебесной возникает из-за отсутствия главы правления. Поэтому избрали Поднебесной мудрого и достойного и сделали его сыном  [192] неба, чтобы он управлял делами и устанавливая справедливость, единую для всей Поднебесной…»

Ныне в Поднебесной служилые и благородные великие люди — ваны и гуны, если только они желают сделать богатой свою страну, умножить ее население, упорядочить управление и наказания, утвердить свой престол, должны почитать единство…

ГЛАВА «ВСЕОБЩАЯ ЛЮБОВЬ». ЧАСТИ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ

Если совершенномудрый человек считает своей задачей наведение порядка в Поднебесной, то ему необходимо исследовать, почему возникают беспорядки, только тогда он сможет навести порядок. Если же он не исследует, почему возникают беспорядки, то он не сможет навести порядок в Поднебесной. Это подобно тому, как врач, ведущий борьбу с недугом человека, должен знать, почему возник этот недуг, только после этого он сможет вести лечение, если же он не будет знать, почему возник этот недуг, то он не сможет вести с ним борьбу…

Мо-цзы говорит: «Чтобы навести порядок в стране, нужно знать причину беспорядков. Если знаешь причину беспорядков, то, устранив эту причину, приведешь страну к процветанию и спокойствию; если же не знаешь причины беспорядков, то невозможно навести порядок в стране…»

Если рассмотреть, откуда начинаются беспорядки, то оказывается, что беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга. Слуга и сын непочтительны к государю и отцу. Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе…

Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся нанести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью… Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если  [193] правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними; если между людьми Поднебесной нет взаимной любви, то сильный непременно подчиняет слабого, богатый непременно оскорбляет бедного, знатный непременно кичится перед простолюдином, хитрый непременно обманывает простодушного…

ГЛАВА «ВСЕОБЩАЯ ЛЮБОВЬ». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мо-цзы говорит: «Какую питают любовь — всеобщую или отдельную — злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом, сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь…»

Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло дня Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина… Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой… Дело человеколюбивого человека непременно состоит в служении тому, чтобы приносить пользу Поднебесной и уничтожать в Поднебесной зло…

Высказывания должны быть верными, поступки должны быть результативными, нужно, чтобы высказывания и поступки были в гармонии, а также соответствовали экономии в расходах…

ГЛАВА «ПРОТИВ НАПАДЕНИИ». ЧАСТЬ ВТОРАЯ

На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое…

За бесчисленные смерти простолюдинов, серьезные беды, которые затрагивают как высших, так и низших, нападающее царство получает пустующие земли, для заселения которых нет люден. Таким образом, теряют то, чего не хватало, и дополнительно получают то, чего итак избыток…

ГЛАВА «ПРОТИВ НАПАДЕНИИ». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мо-цзы говорит: «Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться  [194] добиться мощи и славы — это все равно что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от этого, может быть, будет лишь четырем-пяти человекам…»

Читайте также:  Йогурт с клубникой польза и вред

Армия нападающей стороны вторгается на землю другого государства, топчет его хлеба, рубит его леса, разрушает города и поселения, загрязняет и разрушает его пруды и водоемы, угоняет и убивает его скот, сжигает и оскорбляет его родовые кумирни, принуждает работать на себя и убивает его население, измывается над иноплеменными старцами и женщинами, вывозит из захваченного царства его богатства…

Источник

Êèòàéñêàÿ ôèëîñîôñêàÿ ïðîçà íà÷èíàåòñÿ ñî âðåìåíè Êîíôóöèÿ (551–479 ãã. äî í.ý.) è åãî ñîâðåìåííèêîâ. Ýòî áûëà ïîèñòèíå óäèâèòåëüíàÿ ýïîõà, êîãäà îäíà çà äðóãîé ïîÿâèëèñü êíèãè ìóäðåöîâ, îòðàæàþùèå ðàçëè÷íûå àñïåêòû êèòàéñêîé äóõîâíîé òðàäèöèè. Èìåíà Êîíôóöèÿ è Ëàî-öçû îòêðûâàþò ýïîõó Êëàññè÷åñêîé äðåâíîñòè, êîãäà, ïîäîáíî ðàñöâåòàþùèì îäèí çà äðóãèì öâåòàì, ìíîæèëèñü è ñîïåðíè÷àëè ìåæäó ñîáîé ôèëîñîôñêèå øêîëû, à èñòåðçàííûé ìåæäîóñîáíûìè âîéíàìè Êèòàé ñ íàäåæäîé âíèìàë ñëîâó ìóäðîñòè.

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу

Ðàçëè÷íûìè áûëè ó÷åíèÿ, ðàçëè÷íûìè áûë è êðóã ó÷åíèêîâ. Åñëè Êîíôóöèé ìíîãèå âåêà èìåíîâàëñÿ Ó÷èòåëåì íàöèè è ïî ñèþ ïîðó ñèìâîëèçèðóåò êèòàéñêîå íàöèîíàëüíîå åäèíñòâî, òî Ëàî-öçû ñïóñòÿ ñòîëåòèÿ îêàçàëñÿ â ïàíòåîíå äóõîâíûõ ó÷èòåëåé âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà.

Íî êàê áû ìíîãîîáðàçíû íè áûëè ôèëîñîôñêèå øêîëû Äðåâíåãî Êèòàÿ, îíè îïèðàëèñü íà îáùóþ êàðòèíó êîñìîñà.  öåíòð å¸ ìîæíî ïîñòàâèòü çíàìåíèòóþ ýìáëåìó Âåëèêîãî Ïðåäåëà.

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу

Ñëîâíî äâà ýìáðèîíà, ñëèëèñü ñèìâîëû Ò¸ìíîãî íà÷àëà – Èíü è Ñâåòëîãî – ßí. Êàê ìÿãêî, êàê ïîñòåïåííî óáûâàåò îäíî è âîçðàñòàåò äðóãîå; îíè íå áîðþòñÿ, íî, äîïîëíÿÿ äðóã äðóãà, îáðàçóþò ãàðìîíèþ Åäèíîãî, èáî íåò àáñîëþòíûõ ñâåòà è òüìû.

Íè÷òî ÷åëîâå÷åñêîå íå ÷óæäî ëþäÿì Äðåâíåãî Êèòàÿ: åãî èñòîðèÿ è ôèëîñîôñêàÿ ìûñëü ÷àùå âñåãî ëèøü ïî-ñâîåìó ðàññòàâëÿþò àêöåíòû. Îñîáåííîå ïðîñòóïàåò íà ôîíå îáùå÷åëîâå÷åñêîãî – èìåííî ïîýòîìó êèòàéñêèå ìûñëèòåëè âûçûâàëè ñòîëü æèâîé èíòåðåñ ó Ëüâà Òîëñòîãî è Ãåðìàíà Ãåññå, Áåðòîëüäà Áðåõòà è Äæåðîìà Ä.Ñýëèíäæýðà.

  Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу«Ëóíü þé» – «Áåñåäû è ñóæäåíèÿ» – îäèí èç ñàìûõ äðåâíèõ, èçâåñòíûõ è ïî÷èòàåìûõ êàíîíîâ êîíôóöèàíñòâà, êîòîðûé âîø¸ë â çíàìåíèòîå êîíôóöèàíñêîå ÷åòâåðîêíèæèå («Ñûøó») – îñíîâó îáó÷åíèÿ â ñòàðîì Êèòàå. «Ëóíü þé» ñîäåðæèò âûñêàçûâàíèÿ Êîíôóöèÿ, çàïèñàííûå åãî ó÷åíèêàìè.

Ïðàâèòåëè ñ íåäîâåðèåì îòíîñèëèñü ê ñòðàííîìó ÷åëîâåêó â íåïðèâû÷íî ïðîñòîì ïëàòüå, êîòîðûé ïûòàëñÿ íàñòàâëÿòü èõ â äåëàõ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ. Ïðîñòûå ëþäè æäàëè îò åãî çíàíèé ñèþìèíóòíîé ïîëüçû è íåäîóìåâàëè, åñëè îí íå ìîã äàòü äåëüíîãî ñîâåòà, êàê ñàæàòü êàïóñòó, èëè ñïðàøèâàë, ãäå áðîä íà ðåêå, – êàêîé æå îí ïîñëå ýòîãî ìóäðåö! Åãî ãîòîâíîñòü ñêëîíèòü ãîëîâó ïåðåä îáðàçöàìè ìóäðîñòè è äîáðîäåòåëè óìàëÿëà åãî â ãëàçàõ ìíîãèõ ñîâðåìåííèêîâ, à ïîòîìêàì êàçàëèñü ñìåøíûìè è âðåäíûìè åãî ñòàðàíèÿ ê ñóùíîñòè ÷åðåç âíåøíåå.

Îäíàêî óäèâèòåëüíûì îáðàçîì Êîíôóöèé îêàçàëñÿ çà ïðåäåëàìè ïðèâû÷íîé ñâÿçè âðåì¸í. Âñåãäà îáðàù¸ííûé ìûñëåííûì âçîðîì â ñòîðîíó ãëóáî÷àéøåé äðåâíîñòè, îí îñòàâàëñÿ ñóãóáî ñîâðåìåííûì â êàæäóþ íîâóþ ýïîõó, è äàæå â  XXI âåêå åãî èìÿ âûçûâàåò ñàìîå áóðíîå êèïåíèå ñòðàñòåé.

Èç «Ëóíü þÿ»

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Íå îãîð÷àþñü, åñëè ëþäè ìåíÿ íå ïîíèìàþò, îãîð÷àþñü, åñëè ÿ íå ïîíèìàþ ëþäåé.

***

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Åñëè ó÷¸íûé ìóæ ñòðåìèòñÿ ê èñòèíå, íî ïðè ýòîì ñòûäèòñÿ áåäíîé îäåæäû è ãðóáîé ïèùè, òî ñ íèì è ãîâîðèòü íå ñòîèò.

***

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Íå òðåâîæüòåñü î òîì, ÷òî íåò ó âàñ äîëæíîñòè, à òðåâîæüòåñü î òîì, êàê áûòü å¸ äîñòîéíûì. Íå òðåâîæüòåñü î òîì, ÷òî íèêòî âàñ íå çíàåò, à ñòàðàéòåñü çàñëóæèòü, ÷òîá óçíàëè.

***

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Óâèäèøü ìóäðåöà – ïîäóìàé î òîì, êàê ñ íèì ñðàâíÿòüñÿ. Óâèäèøü ãëóïöà – çàãëÿíè â ñàìîãî ñåáÿ.

***

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Äîáðîæåëàòåëüíûé ÷åëîâåê íå îäèíîê – íåïðåìåííî íàéäóòñÿ åäèíîìûøëåííèêè.

***

Ó÷èòåëü ãîâîðèë:

– Íå îãîð÷àþñü, åñëè ëþäè ìåíÿ íå çíàþò, îãîð÷àþñü, ÷òî ìàëîòàëàíòëèâ.

***

Öçû Êàí-öçû, ñïðàøèâàÿ ó Êîíôóöèÿ ñîâåòà, êàê íàäî óïðàâëÿòü, ñêàçàë òàê:

– À ÷òî, åñëè íåïðàâåäíûõ – óáèâàòü, à ïðàâåäíûõ – ïðèáëèæàòü?

– Åñëè óïðàâëÿåòå, – îòâåòèë Ó÷èòåëü, – çà÷åì æå óáèâàòü? Ñàìè ñòðåìèòåñü ê äîáðó – è íàðîä ñòàíåò äîáðûì. Íðàâ ïðàâèòåëÿ – âåòåð, íðàâ íàðîäû – òðàâà. Êóäà äóåò âåòåð, òóäà è êëîíèòñÿ òðàâà.

 Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу«Äàî äý äçèí» – äðåâíèé ìèñòè÷åñêèé äàîññêèé òåêñò. Ñîãëàñíî òðàäèöèè, îí áûë íàïèñàí îñíîâîïîëîæíèêîì äàîñèçìà Ëàî-öçû (VI âåê äî í. ý.), êîãäà òîò, ïîñëå äîëãèõ ëåò äóõîâíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, íàêîíåö, îáð¸ë Ïóòü è íàìåðåâàëñÿ ïîêèíóòü Êèòàé, ÷òîáû óéòè íà çàïàä. Ïî äðóãîé âåðñèè, ïàìÿòíèê ñîçäàí â  IV–III ââ. äî í. ý. è ëè÷íî ñ Ëàî-öçû íå ñâÿçàí. Î Ëàî-öçû âîîáùå ìàëî ÷òî èçâåñòíî äîñòîâåðíî, è óæå îòåö êèòàéñêîé èñòîðèè Ñûìà Öÿíü (II âåê äî í. ý.) íå ðåøàëñÿ ÷òî-ëèáî ñ óâåðåííîñòüþ óòâåðæäàòü, ïîñêîëüêó ìóäðåö ïðåäïî÷èòàåò æèòü, «íå îñòàâëÿÿ ñëåäîâ», íå åäèíîæäû ìåíÿë èìÿ è ìíîãèå ãîäû ïðîâ¸ë îòøåëüíèêîì â áåçëþäíûõ ãîðàõ.

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу

Èç «Äàî äý öçèíà»

Êîãäà âñå â Ïîäíåáåñíîé óçíàëè, êðàñîòà – ýòî êðàñîòà, ïîÿâèëîñü è óðîäñòâî. Êîãäà óçíàëè, ÷òî äîáðî – ýòî äîáðî, ïîÿâèëîñü è çëî. Èáî áûòèå è íåáûòèå äðóã äðóãà çàðîæäàþò, òðóäíîå è ë¸ãêîå äðóã äðóãà ñîçäàþò, êîðîòêîå è äëèííîå äðóã äðóãîì èçìåðÿþòñÿ, âûñîêîå è íèçêîå äðóã ê äðóãó òÿíóòñÿ, çâóêè è ãîëîñà äðóã äðóãó âòîðÿò, äî è ïîñëå äðóã çà äðóãîì ñëåäóþò. Âîò ïî÷åìó ìóäðåö äåéñòâóåò íåäåÿíèåì è ó÷èò ìîë÷àíèåì…

Íåò íè÷åãî â ìèðå ìÿã÷å è ñëàáåé âîäû, íî â áîðüáå ñ òâ¸ðäûì è êðåïêèì íè÷òî íå â ñèëàõ å¸ ïðåâçîéòè è íè÷òî å¸ íå çàìåíèò. Âñå â ìèðå çíàþò, ÷òî ñëàáîñòü ïîáåæäàåò ñèëó, à ìÿãêîñòü ïîáåæäàåò òâ¸ðäîñòü, íî íèêòî íå ìîæåò ýòî îñóùåñòâèòü. Ïîòîìó ìóäðåö è ãîâîðèò: «Êòî ïðèìåò íà ñåáÿ óíèæåíèå ñòðàíû – ñòàíåò âëàäûêîé Ïîäíåáåñíîé».

Ñëîâà èñòèíû ïîõîæè íà ñâîþ ïðîòèâîïîëîæíîñòü.

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользуÊíèãà «Ìî-öçû» íàçâàíà ïî èìåíè ôèëîñîôà Ìî-öçû, èëè Ìî Äè (V–IV ââ. äî í. ý.), îäíîãî èç ñàìûõ îðèãèíàëüíûõ ìûñëèòåëåé Êèòàÿ, îñíîâàòåëÿ øêîëû ìîèçìà.

Âûéäÿ íà èñòîðè÷åñêóþ àâàíñöåíó ÷óòü ïîçæå Êîíôóöèÿ – íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò Ìî-öçû åãî ìëàäøèì ñîâðåìåííèêîì, – îí, íå çàäóìûâàÿñü, ïðîòèâîïîñòàâèë ñåáÿ óæå ñíèñêàâøåìó ñàìóþ øèðîêóþ ïîïóëÿðíîñòü êîíôóöèàíñòâó. Êîíôóöèé çàùèùàë èåðàðõè÷íîñòü, ñòàâèë âî ãëàâó óãëà ðèòóàë, êîòîðûé ïðèçâàí áûë «ðàçäåëÿòü» îáùåñòâî; âñ¸ åãî ó÷åíèå ïðîíèçàíî ïðîòèâîïîñòàâëåíèåì «áëàãîðîäíûõ ìóæåé» «ëþäÿì íè÷òîæíûì». Ìî-öçû, íàïðîòèâ, áûë äëÿ ñâîåãî âðåìåíè óäèâèòåëüíî äåìîêðàòè÷íûì è òðåáîâàë, ÷òîáû âñå ðàâíî òðóäèëèñü, ïîìîãàÿ äðóã äðóãó; åäèíñòâåííîå íåðàâåíñòâî, êîòîðîå îí ïðèçíàâàë, áûëî íåðàâåíñòâî ñïîñîáíîñòåé. Êîíôóöèé îòíîñèëñÿ ê òðàäèöèè ñ òðåïåòíûì ïî÷òåíèåì, óñìàòðèâàë â íåé îñíîâó îñíîâ; Ìî-öçû æå îñìåëèâàëñÿ óòâåðæäàòü, ÷òî íîâîå íè÷óòü íå õóæå äðåâíåãî, è ñ óñìåøêîé çàìå÷àë, ÷òî ñàìî äðåâíåå êîãäà-òî òîæå áûëî íîâûì.

Êîíôóöèé ø¸ë ê ÷åëîâåêó èçâíå, îí ñ÷èòàë, ÷òî, ïîñòàâèâ ÷åëîâå÷åñêóþ íàòóðó â æ¸ñòêèå ðàìêè óñòàíîâëåíèé, ñìîæåò ïðèäàòü åé íóæíûå êà÷åñòâà. Ìî-öçû, íàïðîòèâ, âçûâàë ê ñàìîìó äîáðîìó â ÷åëîâå÷åñêîé äóøå, ïðèçûâàë ê «âñåîáùåé ëþáâè», óòâåðæäàÿ, ÷òî òîëüêî îíà ñìîæåò óñòðàíèòü âñå áåäû ìèðà, ïðîèñòåêàþùèå îò ëþäñêîãî ýãîèçìà è ñâîåêîðûñòèÿ.

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользуÈç «Ìî-öçû»

Èç ãëàâû «Âñåîáùàÿ ëþáîâü»

Ìî-öçû ñêàçàë: «Âñåîáùóþ èëè îòäåëüíóþ ëþáîâü ïèòàþò çëûå ëþäè Ïîäíåáåñíîé? Êîíå÷íî æå îòäåëüíóþ ëþáîâü. Èìåííî îíè, ñòîðîííèêè îòäåëüíîé ëþáâè, è ïîðîæäàþò âåëèêîå çëî â Ïîäíåáåñíîé. Âîò ïî÷åìó ñëåäóåò îòâåðãíóòü îòäåëüíóþ ëþáîâü…

Читайте также:  Употребление кокосового масла в пищу польза

Òîëüêî âñåîáùàÿ âûãîäà è âñåîáùàÿ ëþáîâü ïðèíåñóò Ïîäíåáåñíîé áîëüøóþ ïîëüçó; îòäåëüíàÿ æå êîðûñòíàÿ âûãîäà, çà ñ÷¸ò îáùåé âûãîäû, ïðèíåñ¸ò Ïîäíåáåñíîé ëèøü áîëüøîå çëî. Âî âñåîáùåé ïîëüçå ëåæèò èñòèíà… Îòäåëüíóþ ëþáîâü è êîðûñòíóþ âûãîäó íåîáõîäèìî çàìåíèòü âñåîáùåé ëþáîâüþ è âçàèìíîé âûãîäîé… Äîëã ÷åëîâåêîëþáèâîãî – ïðèâíîñèòü Ïîäíåáåñíîé ïîëüçó è óíè÷òîæàòü â Ïîäíåáåñíîé çë

Èç ãëàâû «Ïðîòèâ íàïàäåíèé»

Ìî-öçû ñêàçàë: «Ðåøàòü ïîëèòè÷åñêèå ñïîðû ìåæäó ãîñóäàðñòâàìè ñ ïîìîùüþ âîéíû – âñ¸ ðàâíî ÷òî çàñòàâèòü âñåõ ëþäåé Ïîäíåáåñíîé ïèòü îäíî ëåêàðñòâî îò ðàçíûõ áîëåçíåé; ïîëåçíûì îíî ìîæåò îêàçàòüñÿ ðàçâå ÷òî äëÿ òð¸õ – ïÿòè ÷åëîâåꅻ

Èç ãëàâû «Âîëÿ íåáà»

Íåáó óãîäíà ñïðàâåäëèâîñòü è íåíàâèñòíà íåñïðàâåäëèâîñòü. Âåñòè íàðîä Ïîäíåáåñíîé íà ñâåðøåíèå ñïðàâåäëèâûõ äåë – ýòî è çíà÷èò äåëàòü òî, ÷òî óãîäíî Íåáó. Åñëè ÿ äåëàþ äëÿ Íåáà òî, ÷òî îíî ëþáèò, òî è Íåáî äåëàåò äëÿ ìåíÿ òî, ÷òî ÿ ëþáëþ. ×òî æå ÿ ëþáëþ è ÷òî íåíàâèæó? ß ëþáëþ ñ÷àñòüå è íåíàâèæó íåñ÷àñòüå…

 

Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользуÊíèãà «Ëå-öçû» ñîñòàâëåíà ïîñëåäîâàòåëÿìè äàîññêîãî ìûñëèòåëÿ Ëå Þéêîó (èëè Ëå-öçû), æèâøåãî, ïî-âèäèìîìó, â V âåêå äî í. ý. Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñîìíåâàþòñÿ â ïîäëèííîñòè ýòîãî òðàêòàòà, äðóãèå îòíîñÿò åãî ðàííåìó ñðåäíåâåêîâüþ. Èìÿ Ëå-öçû îêðóæåíî ëåãåíäàìè, íî ìû ïî÷òè íè÷åãî íå çíàåì î í¸ì, êðîìå òîãî, ÷òî ðàññêàçàíî â êíèãå. Èñòîðèêè íå îñòàâèëè åãî æèçíåîïèñàíèé – âåäü Ëå-öçû ïðèíàäëåæàë ê «ñêðûâàþùèìñÿ îò ìèðà ìóæàì» è æèë îòøåëüíèêîì, ïåñòóÿ ñâîþ æèçíåííóþ ñèëó âäàëè îò ëþäåé.  äðåâíåì ïðåäèñëîâèè ê åãî êíèãå (I âåê äî í. ý.) ñêàçàíî, ÷òî îí íàó÷èëñÿ, íè ñ êåì íå ñîïåðíè÷àÿ, «óïðàâëÿòü ñâîèì òåëîì è âñòóïàòü â êîíòàêò ñ âåùàìè». Ëåãåíäû íàçûâàþò Ëå-öçû «îñåäëàâøèì âåòåð», èáî äëÿ íåãî ÿêîáû íå áûëî ïðåãðàä; ïîçíàâ ñîêðîâåííîå, îí îáð¸ë ñâåðõúåñòåñòâåííûå ñïîñîáíîñòè.  «Ëå-öçû» íåìàëî íåîáûêíîâåííîãî: ïîë¸òû áåç êðûëüåâ, õîæäåíèå ïî îãíþ è ïîä âîäîé, ñâåðõ÷óâñòâåííîå âîñïðèÿòèå ìèðà, îïèñàíèå óäèâèòåëüíûõ çàìîðñêèõ ñòðàí è ìûñëè î ñòðîåíèè Êîñìîñà, âåñüìà ñîçâó÷íûå íàøèì òåïåðåøíèì ïðåäñòàâëåíèÿì î Âñåëåííîé… Ïîë¸ò ôàíòàçèè Ëå-öçû ïîèñòèíå áåçóäåðæåí, à ãëóáèíà ìûñëè ñîïåðíè÷àåò ñ ñèëîé âîîáðàæåíèÿ. Àíàëîã êíèãè «Ëå-öçû» â êèòàéñêîé ëèòåðàòóðå òðóäíî íàéòè.

   Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользуÈç «Ëå-öçû»

Ëå-öçû ó÷èëñÿ ñòðåëÿòü. Ïîïàë â öåëü è ïîïðîñèë ó Ãóàíü Èíü-öçû äàëüíåéøèõ óêàçàíèé.

– Çíàåøü ëè òû, ïî÷åìó ïîïàë â öåëü? – ñïðîñèë Èíü-öçû.

– Íå çíàþ, – îòâåòèë Ëå-öçû.

– Çíà÷èò, åù¸ íå îâëàäåë ìàñòåðñòâîì.

Ëå-öçû îòïðàâèëñÿ âîñâîÿñè è òðè ãîäà óïðàæíÿëñÿ â ñòðåëüáå. À çàòåì ÿâèëñÿ ñ îò÷¸òîì ê Ãóàíü Èíü-öçû.

– Çíàåøü ëè òû, ïî÷åìó ïîïàäàåøü â öåëü? – ñïðîñèë åãî Èíü-öçû.

– Çíàþ, – îòâåòèë Ëå-öçû.

– Âîò òåïåðü òû îâëàäåë ìàñòåðñòâîì. Õðàíè åãî è íå òåðÿé. Îíî ïðèãîäèòñÿ íå òîëüêî â ñòðåëüáå, íî è â óïðàâëåíèè ãîñóäàðñòâîì è ñàìèì ñîáîé. Èáî ìóäðåö èññëåäóåò íå æèçíü è ñìåðòü, íî èõ ïðè÷èíû.

***

Öçûñÿ ñïðîñèë ó Êîíôóöèÿ:

– ×òî âû ñêàæåòå î ßíü Õóýå êàê î ÷åëîâåêå?

– Õóýé ïðåâîñõîäèò ìåíÿ â ÷åëîâå÷íîñòè, – îòâåòèë Ó÷èòåëü.

– À ÷òî âû ñêàæåòå î Öçûãóíå?

– Ñû ïðåâîñõîäèò ìåíÿ â êðàñíîðå÷èè, – îòâåòèë Ó÷èòåëü.

– À ÷òî âû ñêàæåòå î Öçûëó?

– Þ ïðåâîñõîäèò ìåíÿ â ñìåëîñòè, – îòâåòèë Ó÷èòåëü.

– À ÷òî âû ñêàæåòå î Öçû÷æàíå?

– Øè ïðåâîñõîäèò ìåíÿ â òâ¸ðäîñòè, – îòâåòèë Ó÷èòåëü.

– Åñëè òàê, ïî÷åìó æå âñå îíè ñëóæàò âàì, Ó÷èòåëü? – ñïðîñèë Öçûñÿ, ïîäíÿâøèñü ñ öèíîâêè.

– Ñÿäü, – ñêàçàë Êîíôóöèé, – ÿ ðàññêàæó òåáå. Õóýé ìîæåò áûòü ÷åëîâå÷íûì – íî íå óìååò âîçðàæàòü. Ñû ìîæåò áûòü êðàñíîðå÷èâûì – íî íå óìååò çàïèíàòüñÿ. Þ ìîæåò áûòü ñìåëûì – íî íå óìååò ðîáåòü. Øè ìîæåò áûòü òâ¸ðäûì – íî íå óìååò óñòóïàòü. ß íå ñîãëàñèëñÿ áû îáìåíÿòü âñå èõ äîñòîèíñòâà íà ñâîè. Âîò ïî÷åìó îíè è ñëóæàò ìíå áåñïðåêîñëîâíî.

  Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользу«×æóàí-öçû» – ýòà êíèãà íàçâàíà ïî èìåíè äðåâíåãî äàîññêîãî ôèëîñîôà ×æóàí-öçû (èëè ×æóàí ×æîó), æèâøåãî â êîíöå  IV – íà÷àëå III âåêà äî í. ý., è, ïî-âèäèìîìó, ñîñòàâëåíà åãî ó÷åíèêàìè. Î ðåàëüíîì ×æóàí-öçû èçâåñòíî î÷åíü ìàëî. Òàê æå, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå âåëèêèå óìû Äðåâíåãî Êèòàÿ, îí ïðîèñõîäèë èç íåáîëüøîãî ãîñóäàðñòâà Ñóí.

Ñóäÿ ïî âñåìó, ×æóàí-öçû áûë îòïðûñêîì î÷åíü çíàòíîãî, íî îáåäíåâøåãî ðîäà. Íå æåëàÿ îáðåìåíÿòü ñåáÿ öàðñêîé ñëóæáîé, îí ïîêèäàåò äîëæíîñòü ñìîòðèòåëÿ ïëàíòàöèé ëàêîâûõ äåðåâüåâ è æèâ¸ò â áåäíîñòè, íàñëàæäàÿñü «åñòåñòâåííûì ñóùåñòâîâàíèåì» è ïîëíîé ñâîáîäîé. Îáëàäàÿ êîëîññàëüíûìè çíàíèÿìè, êîòîðûå ìîãëè áû îáåñïå÷èòü åìó çàâèäíóþ äîëæíîñòü ïðè äâîðå, îí òåì íå ìåíåå ñàì ïëåò¸ò ñåáå ñàíäàëèè è âèäèò â òîì íå áåäó, íî ñ÷àñòüå.

Êíèãà ×æóàí-öçû ïîðàæàåò ñâîåé ïàðàäîêñàëüíîñòüþ, øîêèðóåò ñîâìåùåíèåì íåñîâìåñòèìîãî, çà÷àðîâûâàåò ìîùüþ îáðàçîâ è íåîðäèíàðíîñòüþ ìûøëåíèÿ. Îíà âñåãäà âëåêëà ê ñåáå ìèñòèêîâ è ïîýòîâ, è å¸ âëèÿíèå áîëüøå âñåãî ñêàçûâàëîñü â èñêóññòâå è ëèòåðàòóðå. ×æóàí-öçû ó÷èë ðàñêîâàííîñòè ìûñëè è äåéñòâèÿ, ñîêðóøàë äîãìû è çâàë ê åñòåñòâåííîñòè.

 
Всеобщая любовь приносит поднебесной большую пользуÈç «×æóàí-öçû»

Ïîëóòåíü ñïðîñèëà ó Òåíè:

– Òî ïîéä¸øü, òî îñòàíîâèøüñÿ, òî ñÿäåøü, òî âñòàíåøü – îò÷åãî òû òàê íåïîñòîÿííà?

– Ìîæåò, ÿ îò ÷åãî-òî çàâèøó? – îòâåòèëà Òåíü. – À òî, îò ÷åãî ÿ çàâèøó, òîæå îò ÷åãî-íèáóäü çàâèñèò? Ìîæåò, ÿ çàâèøó îò ÷åøóåê íà çìåèíîì áðþõå èëè êðûëûøåê öèêàäû? Êàê óçíàòü, ÷òî ýòî òàê? È êàê óçíàòü, ÷òî ýòî íå òàê?

***

Îäíàæäû ×æóàí ×æîó ïðèñíèëîñü, áóäòî îí áàáî÷êà: îí áåççàáîòíî ïîðõàë, ëèêîâàë îò âîñòîðãà è íå çíàë, ÷òî îí – ×æîó. À êîãäà âäðóã ïðîñíóëñÿ, òî äàæå óäèâèëñÿ, ÷òî îí – ×æîó. È íå çíàë óæå: ×æîó ëè ïðèñíèëàñü áàáî÷êà, èëè áàáî÷êå ñíèòñÿ, áóäòî îíà – ×æîó. Íî âåäü ìåæäó ×æîó è áàáî÷êîé, íåñîìíåííî, åñòü ðàçíèöà. Çíà÷èò, òî áûëî ïðåâðàùåíèå.

***

×æóàí-öçû óäèë ðûáó â ðåêå Ïóøóé. È âîò îò ÷óñêîãî öàðÿ ÿâèëèñü ê íåìó äâà çíàòíûõ ìóæà è ñêàçàëè:

– Ãîñóäàðü ïîæåëàë îáðåìåíèòü âàñ ñëóæáîé â ñâî¸ì ãîñóäàðñòâå!

Íå âûïóñêàÿ èç ðóê óäî÷êè è äàæå íå îáåðíóâøèñü, ×æóàí-öçû îòâåòèë èì òàê:

– Ñëûõàë ÿ, ÷òî åñòü ó âàñ â ×ó ñâÿùåííàÿ ÷åðåïàõà: óæ òðè òûñÿ÷è ëåò êàê èçäîõëà, à öàðè áåðåãóò å¸ îñòàíêè â õðàìå ïðåäêîâ, â ëàðöå, ïîä ïîêðûâàëîì. Òàê ÷òî æå ëó÷øå äëÿ ÷åðåïàõè: èçäîõíóòü è óäîñòîèòüñÿ ïî÷åñòåé? Èëè æèòü, âîëî÷à õâîñò ïî ãðÿçè?

– Ëó÷øå æèòü, âîëî÷à õâîñò ïî ãðÿçè, – îòâåòèëè ñàíîâíèêè.

– Òîãäà ñòóïàéòå ïðî÷ü, – ñêàçàë ×æóàí-öçû. – ß òîæå ïðåäïî÷èòàþ âîëî÷èòü õâîñò ïî ãðÿçè.

***

Âåðøà íóæíà – ÷òîáû ïîéìàòü ðûáó: êîãäà ðûáà ïîéìàíà, ïðî âåðøó çàáûâàþò. Ëîâóøêà íóæíà – ÷òîá ïîéìàòü çàéöà: êîãäà çàÿö ïîéìàí, ïðî ëîâóøêó çàáûâàþò. Ñëîâà íóæíû – ÷òîá ïîéìàòü ìûñëü: êîãäà ìûñëü ïîéìàíà, ïðî ñëîâà çàáûâàþò. Êàê áû ìíå ðàçûñêàòü ÷åëîâåêà, ÷òîá çàáûë ïðî ñëîâà, – è ïîãîâîðèòü ñ íèì!

Ýðèêà Òðûíòà

Источник