Всегда ли самостоятельность приносит пользу 5 класс

Инфоурок
›
Обществознание
›Презентации›Презентация по обществолзнанию “Самостоятельность” (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельность
2 слайд
Описание слайда:
Самостоятельность – показатель взрослости Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Самостоятельность – это уверенность в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, способность принимать важные решения.
3 слайд
Описание слайда:
План урока: 1. Самостоятельность – показатель взрослости. 2. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 3. Нужны ли сегодня рыцари?
4 слайд
Описание слайда:
Не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Часто трактуют её как непослушание, желание все делать по-своему.
5 слайд
Описание слайда:
П.А. Федотов Свежий кавалер 1846 г.
6 слайд
Описание слайда:
Дисциплинированность, умение под-чиняться разумным требованиям взрослых без понукания – это прояв-ление самостоятельности.
7 слайд
Описание слайда:
Знаешь ли ты, что такое самодисциплина? Попробуй при самостоятельном выполнении любого задания действовать по плану: Хочу ли я добиться успеха? Каковы мои шансы на успех? Что за чем я буду делать (порядок действий)? Разобрался ли я во всех деталях? Удалось ли достичь поставлен-ные цели? Все ли мои действия были правильными? Какие возникли трудности? Можно ли было решить задачу другим способом?
8 слайд
Описание слайда:
Всегда ли самостоятельность приносит пользу самостоятельность ?
9 слайд
Описание слайда:
Что необходимо делать подростку, чтобы воспитать самостоятельность ? Каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
10 слайд
Описание слайда:
https://www.youtube.com/watch?v=wWuiWHLKOeo
11 слайд
Описание слайда:
Нужны ли сегодня рыцари? Рыцарство – это проявление благородства и самоотверженности. Рыцарство – это честность и внимание к тем, кто слабее или беззащитнее. Разве эти качества не стоит воспитывать? Значит, рыцари нужны в любое время и в любом обществе.
12 слайд
Описание слайда:
Давай повторим главное Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: §2, сс. 18-21. Реклама рыцарства в наши дни
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс профессиональной переподготовки
Учитель обществознания
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-068324
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Глава 1. Человек
Самостоятельность — показатель взрослости
Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи (это умеют и дети), а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.
Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать в себе стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.
Некоторые подростки думают, что самостоятельность — это непослушание, стремление всё делать по-своему. Это неверно. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания тоже проявление самостоятельности, взрослости человека. А для того чтобы послушание не превращалось в тяжкую обязанность, нужно самому себе ответить на вопросы: «К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины?», «Готов ли я во всём быть самостоятельным или в чём-то мне нужна помощь взрослых?».
А как определить, сможешь ли ты самостоятельно выполнить данное задание? Сначала ответь себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?» Потом определи шансы на успех. Затем представь последовательно все свои действия по выполнению задания, разберись во всех деталях. Получив результат, обязательно ответь себе на вопросы: «Удалось ли достичь поставленной цели?», «Все ли мои действия были правильными?», «Какие возникли трудности?», «Можно ли было решить поставленную задачу другим, более рациональным способом?».
Вопрос
Рассмотри репродукцию картины. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство. Как ты относишься к такому мнению?
К сожалению, бывает, что подростки, считая возможным повторять дурные поступки взрослых, попадают в исправительные колонии, в тюрьму, погибают от отравления наркотиками, ножевых ран и т. п. Такая самостоятельность не приносит пользы, а часто разрушает только начавшуюся жизнь. Поэтому ответь самому себе на вопросы: «Я хочу потерять уважение людей к себе?», «Я хочу видеть мир через решётку тюремной камеры?», «Я хочу доставить страдание не только самому себе, но и близким мне людям?».
Да, взрослые «забавы» могут привести подростка, который ещё не умеет управлять своим поведением, к преступлению. Но дело не только в этом. Курение, привыкание к алкоголю и наркотикам приводят к тяжёлым заболеваниям. У заядлых курильщиков чаще, чем у других людей, встречается рак лёгких, пьяницы страдают заболеваниями печени, сердца, нервной системы, они теряют любимую работу, семью, человеческий облик. У наркоманов, как правило, рождаются больные дети. И всё это происходит потому, что однажды кто-то безвольный, слабый духом уступил своему желанию, подчинился безропотно приятелю, взял для подражания пример недостойного поведения взрослого.
Теперь ты сам можешь ответить на вопрос: «Всегда ли самостоятельность приносит пользу?»
Самостоятельность — прекрасное качество человека, если оно заставляет вовремя принять правильное решение, помогает устоять перед соблазнами.
В подростковом возрасте высоко ценится дружеское общение. Дружба позволяет общаться со сверстниками, вместе проводить свободное время, узнавать новое, делиться своими мечтами. Дружеская беседа доставляет много радости, помогает испытать положительные эмоции.
Но стать настоящим другом не просто. Нужно развивать в себе умение дружить: проявлять внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Нужно знать индивидуальные особенности своего друга и считаться с ними. И наконец, нужно уметь общаться.
Стремление к дружескому общению — хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми — близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. В процессе такого общения человек начинает понимать не только собеседника, но и самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение.
Нужны ли сегодня рыцари
В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу, появляется симпатия к представителям не только своего пола, но и противоположного. Возникает дружба мальчиков с девочками. Будущие юноши проявляют внимание к будущим девушкам. Они хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. Все эти привычки характерны для взрослого человека, а зарождаются они в подростковом возрасте.
Следить за своим внешним видом — дело хорошее, но мальчики должны проявлять и качества будущих мужчин: помогать слабому полу, брать на себя тяжёлую работу, защищать девочек, если потребуется. Рыцарство — это проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или беззащитнее. Разве эти качества не стоит в себе воспитывать? Так как же можно ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня рыцари?» Наверное, только так: рыцари необходимы в любое время и в любом обществе. Чем их больше, тем лучше становятся люди.
Окончание >>>
Ответ или решение1
Самостоятельность присуща только зрелому человеку, который умеет контролировать свои действия и знает, как поступить в той или иной ситуации. Если подросток действует самостоятельно – это не всегда хорошо. Ведь он ещё ребёнок, который нуждается в помощи, потому что не имеет много жизненного опыта. Перед тем, как принять важное решение (сделать выбор или важный шаг в своей жизни), лучше посоветоваться с мудрым человеком, помощь других лишней не бывает.
ВашУрокРекомендация
????????????????Как прокачаться в Доте, гайд для новичка: нужен тебе кор или саппорт, что покупать на старте, как быстро расфармиться – ответы на эти и другие вопросы найдешь ЗДЕСЬ! ????????????
Знаешь ответ?
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Пример вопроса
Аноним
Русский язык
7 минут назад
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Хороший ответ
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Плохой ответ
Аноним
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Будьте внимательны!
- Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
- Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Пример вопроса
Аноним
Русский язык
7 минут назад
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Хороший ответ
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Плохой ответ
Аноним
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020
Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами
Перейти к разделу
Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?
Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков. Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!
Играть!
Получи подарки и стикеры «Вконтакте»
Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!
Узнать больше
Слайд 1
Отрочество – особая пора в жизни. Урок 5
Слайд 2
План урока: 1. Самостоятельность – показатель взрослости. 2. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 3. Нужны ли сегодня рыцари?
Слайд 3
Самостоятельность – показатель взрослости Ч ем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. С амостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Самостоятельность – это воспитание в себе стремления отказываться от помощи, использовать её только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.
Слайд 4
Дисциплинированность, умение под- чиняться разумным требованиям взрослых без понукания – это прояв-ление самостоятельности .
Слайд 5
З наешь ли ты, что такое самодисциплина ? П опробуй при самостоятельном выполнении любого задания действовать по плану: Хочу ли я добиться успеха? Каковы мои шансы на успех? Что за чем я буду делать (порядок действий)? Разобрался ли я во всех деталях? Удалось ли достичь поставлен- ные цели? Все ли мои действия были правильными? Какие возникли трудности? Можно ли было решить задачу другим способом?
Слайд 6
Всегда ли самостоятельность приносит пользу самостоятельность ?
Слайд 7
У чись принимать правильные решения. У чись дружить и быть другом. У чись общаться.
Слайд 8
Нужны ли сегодня рыцари? Р ыцарство – это проявление благородства и самоотверженности. Р ыцарство – это честность и внимание к тем, кто слабее или беззащитнее. Р азве эти качества не стоит воспитывать? З начит, рыцари нужны в любое время и в любом обществе.
Слайд 9
В коридоре, в классе ли– Всюду стены красили, Тёрли краску, тёрли мел, Каждый делал, что умел. Труд делили поровну Мальчики и девочки. Шкаф тащили в сторону Девочки, девочки. Шкаф тяжёлый с книгами, с книгами Три девчонки двигали, д вигали. А два парня-крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки – на лавочке, Парни – на диванчике. А.Л. Барто «Рыцари». Можно ли назвать такое поведение рыцарским? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения?
Слайд 10
Давай повторим главное В сегда ли самостоятельность приносит пользу? Р ассмотри иллюстрацию на с.19 учебника. Можно ли этого молодого человека назвать самостоятель-ным , дисциплинированным, акку -ратным? По каким признакам ты это определяешь?
Слайд 11
Домашнее задание : § 2, сс. 18-21, З адания в рабочей тетради: №№ 5-8, сс.10-13.
Слайд 12
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
Урок обществознания в 5 классе по теме: «Самостоятельность — показатель взрослости».
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Как вы понимаете слово самостоятельность?
(Ответы учеников, составление схемы.)
К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.
— Разделитесь на команды и разыграйте сценки о правильном и неправильном понимании самостоятельности подростками.
(Актеры исполняют сценку, а зрители должны понять суть разыгранного действия и проанализировать сценку. Побеждает та команда, которая точнее, качественнее и артистичнее выполнит задание.)
Тест «Насколько вы самостоятельны»
А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?
Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.
Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете
себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки,
а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех,
записав его в тетрадь.
Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)
в) Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)
Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)
б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)
Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)
б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)
в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)
Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)
б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)
в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).
Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)
От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.
От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.
От 30до 35баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.
{По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)
(Ученики подсчитывают баллы.)
Работа с учебником.
— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины
П.А. Федотова «Свежий кавалер».
Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?
Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?
Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
(Ответы учеников.)
Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм).
Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.
Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»
Проанализируйте ситуацию.
Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
Если нет, как бы вы назвали их поведение?
К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
(Ответы учеников.)
Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.
(Проверка выполнения задания.)
В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?
Подведение итогов уроков.
Задавание домашнего задания.
Прочитать § 2, с. 15—23 учебника.