Все для творчества для детей польза развития

О пользе детского творчества! Материал для родителей.
…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.
Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.
Творчество детей обладает особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.
Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть «конечный результат».
Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.
- Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
- Занятия различными видами творчества прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
- Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало, ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
- Ребёнок начинает понимать, что создать произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
- Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
- Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
- В каждой работе наших творцов развивается терпение и усердие, аккуратность.
- Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
- Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
- Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.
Мир детей уникален. Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир.
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.
Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Об этом мы поговорили со специалистом по раннему развитию и воспитанию дошкольников Полиной Блажевой
Мне бы хотелось рассказать подробнее именно о занятиях творчеством, о ручном труде, об их пользе и многообразии. На мой скромный взгляд, от занятий творчеством ребенок получает лишь пользу. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем. “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, – утверждал В.А.Сухомлинский. Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее. | |
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать.
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.
Автор: Полина Блажева
Специалист по раннему развитию детей
и воспитанию дошкольников
Родители часто недооценивают детское творчество, тогда как педагоги рассматривают его во взаимосвязи обучения и воспитания. Ведь именно здесь можно уделить большое внимание самостоятельности детей и предоставить им широкие возможности для выражения собственных идей и замыслов.
Задумайтесь, для того, чтобы ребенок развивался в любом направлении творчества, ему нужно овладеть определенными навыками и умениями, знать особенности различных материалов, используемых в рукоделии, и конечно, овладеть различными способами работы с ними.
А как вы думаете, может ли ребенок что-то создавать без опоры на свое восприятие и на свои представления об окружающем мире?
В процессе работы он учится быть внимательным к мелочам, наблюдать за природой, животными, людьми и их отношениями. И конечно, выражать свои эмоции и переживания.
Не стоит забывать, что занятия лепкой, аппликацией или рисованием, рассматриваются воспитателя и педагогами, как одно из эффективных средств в подготовке к школе.
ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Старший дошкольный возраст – это дети от 5 до 7 лет. И в этом возрасте личность ребенка основательно формируется. Так как основной деятельностью по-прежнему выступает игра, то именно в ней дети усваивают основные нормы поведения в обществе (социального поведения).
В игре формируются и такие формы деятельности как конструирование, рисование. Давно замечено, не только педагогами, но и родителями, что желания и интересы ребенка в этом возрасте уже согласуются друг с другом.
То есть ребенок может действовать по правилам, и у него появляются приоритетные желания. Он также учится уступать и переосмысливать их, отодвигая некоторые на второй план. На этом этапе ролевая игра заменяется игрой по правилам.
Кроме игровой, очень важна и другая деятельность: конструирование, рисование, лепка, слушание и запоминание сказок, рассказов, народного фольклора.
И здесь мы видим, что формируется не только поведение, но и умение оценить результат. Это очень заметно в рисунках и аппликациях: от копирования уже готового образца, дети переходят к реализации своих собственных идей.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ.
В дошкольном возрасте активно развиваются воображение и мышление. И общение детей между собой, а также в общении со взрослыми переходит на более высокий уровень – дети учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, принимать сторону собеседника, то есть активно формируется мораль.
Это очень важный этап в жизни ребенка, потому что он служит основанием для приобретения и развития специальных знаний и навыков в будущем.
Помните, что именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, то есть закладываются основные черты поведения, характера, а также отношение к окружающему миру.
ДЕТИ – ЭТО НАШЕ ВСЁ!
Никто не станет отрицать тот факт, что все дети талантливы. Да, каждый по-своему, но обязательно в чем-то проявит себя!
Только это нужно заметить, не упустить. Любой малыш с радостью готов рисовать и лепить, или даже конструировать поделку из бумаги, пластилина. И конечно, дети рады, когда родители предлагают им что-то новое, к примеру, совместное творчество. И это не просто приятно проведенное время, его можно и нужно превратить в полезное занятие!
Бонусом для родителей будет удовольствие от общения и более тесное сближение со своим ребенком.СЛОВО О ПОЛЬЗЕ РУКОДЕЛИЯ.
Все, наверное, слышали о развитии мелкой моторики. Но не многие знают, что хорошо развитая мелкая моторика – гарантия высокого интеллекта.
Итак, как же мы развиваем эту мелкую моторику?
Малышам предлагаем игры с крупами. Их можно перебирать, сортировать, пересыпать ложкой, пальчиками. Потом знакомим с пластилином и учим отщипывать, придавливать, размазывать. Малышам очень интересно делать пластилиновые аппликации с крупами, макаронами – это разные дорожки, зернышки для курочек, колечки шерсти на животных и т.д. Предлагаем также эксперименты с пальчиковыми красками и рисуем ладошками.
При этом, не забываем про потешки и сказки для малышей, и конечно, делаем пальчиковую гимнастику – массаж.
На следующем возрастном этапе учим детей соединять детали конструктора, выкладывать дорожки из мозаики, складывать из палочек фигуры. Начинаем лепить из пластилина простых животных и знакомим с природными материалами: желудями, шишками и орехами. Учим правильно держать карандаш и кисточку, приучаем к порядку.
А далее начинается новый этап взросления, и уже смело можно предлагать ребенку различные виды творчества и рукоделия.
Помним, что, занимаясь рукоделием, мы помогаем развивать терпение и усидчивость, а также умение выполнять монотонную работу. Такие важные качества, несомненно пригодятся будущему школьнику.
И еще очень важно приучить ребенка к порядку: мягко напоминать, что нужно убрать все использованные материалы и навести чистоту. Это развивает в детях самостоятельность и учит организовывать свое рабочее место: все под рукой и ничего лишнего.
И конечно, нужно приложить усилия, чтобы рукоделие стало интересным и увлекательным занятием.
Для этого ставим перед ребенком задачу: нужен необычный подарок для папы, или маме необходим красивый браслет из резиночек.
А может быть просто сделать кукольный театр и смастерить из пластилина актеров, а потом снять пластилиновую сказку?
Есть дети-творцы, которые сами могут придумать сюжет и воплотить его. Другим нужна некоторая помощь. Третьим очень важна похвала и оценка родителей, какой-то значимый стимул, совместная деятельность и поддержка.
Хочется отметить, что в этом возрасте не нужно делить рукоделие по половому признаку. Мальчикам тоже очень нравится вышивка бисером и плетение из резиночек, а девочкам выжигание по дереву и конструирование моделей автомобилей или самолетов.Коротко перечислим виды рукоделия, из которых Вы, несомненно, выберете те, что понравятся и ребенку, и Вам.
Бисероплетение. Главное правило – готовая работа должна быть интересной и легко выполнимой.
Вышивание. Материалы должны быть яркими и доступными (крупные стежки, толстая игла).
Вязание. Лучше выбирать небольшие плоские аппликации или маленькие схемы вязания животных, персонажей.
Выжигание и роспись по дереву. Основное правило – безопасность, а также короткое время для выполнения, то есть выбор небольшого изображения.
Конструирование из бумаги и картона. Различные модели транспорта, цветов и животных в технике оригами. А также конструирование из геометрических фигур. Развиваем умение работать с шаблоном, складывать бумагу и вырезать несколько одинаковых деталей, учимся плавно вырезать сложные фигуры и цветы, а также аккуратно наносить клей, создавая аппликации.
Рисование. Учимся работать в нетрадиционных техниках: на ткани, на мокрой бумаге, штампом, рисовать с помощью свечей и нитей. А также закреплять умение смешивать разные цвета и получать оттенки. Учимся прорисовывать части тела и эмоции людей, заполнять фон, выстраивать композицию.
Лепка из пластилина. Учить самостоятельно придумывать узоры и украшения, пользоваться разными стеками, палочками, скалками и штампами. Учиться создавать персонажей мультфильмов и сказок, точно передавать пропорции.
Это известные и доступные для любого родителя виды рукоделия. А еще есть такие, как мыловарение; свечи и свечеварение; лепка из полимерной глины, соленого теста; холодный фарфор; квиллинг; пэчворк; скрапбукинг; папье-маше; айрис-фолдини и другие.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Выбирая занятие для досуга на выходных с ребенком, помните, что идеи могут и должны быть разными. Важно, что все было постепенно. Если ребенок что-то делает в первый раз, не требуйте самостоятельности, когда он просит Вашей помощи. Конечно, дети хорошо копируют и подражают. Поэтому сами творите с азартом и удовольствием, и дети к Вам пристроятся!
Еще одно важное правило – помочь малышу, вовсе не значит сделать за него. Иначе ребенок ничему не научится, а Вы будете сердиться.
И еще нужно учитывать, что сразу почти никто не сделает поделку аккуратно и без ошибок, красиво и эстетично. Каждый ребенок имеет свой опыт и навыки, иногда мешает даже собственная креативность, дефицит внимания.
Но на все нужно время и опыт. Навык и внимание наработаются, главное креативность ни задушить, ни отбить желание творить что-то, и создавать самому ребенку.
Ваш ребенок сам изменяет что-то, придумывает и вносит новизну – это замечательно! Часто детсадовские дети безропотно следуют инструкциям. Ваша задача родителя – поддерживать любую творческую инициативу ребёнка и заниматься с ним без напора и принуждения.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЕ?
Если Вы планируете заняться с ребенком каким-либо творчеством дома, выберете удобное место. Хорошее освещение, стол, на котором уже есть все необходимое и Ваша идея – вот все, что нужно!
Если ребенка трудно заинтересовать, есть множество способов исправить это. Придумайте повод: день рождения бабушки, поход в гости, организация домашней выставки или участие в конкурсе с обязательным призом. В наше время технологии позволяют изготавливать и персональные альбомы, и открытки небольшим тиражом с указанием авторства.
В выходные старайтесь организовать такое занятие в первой половине дня, пока ребенок еще не устал. И не отрывайте его от игры, выберете момент и озвучьте Ваше предложение.
В будние дни можно немного времени уделить творчеству вечером.
Помните, что время проведения занятия не должно превышать 20-25 минут.
И еще важно довести начатое до конца – это обязательное условие. И не забудьте напомнить ребенку навести порядок.
Работая вместе, разговаривайте, придумывайте истории, а потом сфотографируйте и отправьте друзьям Ваш шедевр. Можно добавить музыкальное сопровождение, это тоже очень полезно.
Для примера предлагаю Вам занятие по лепке из пластилина героя комиксов. (для детей с 5 лет).
1. Предложение идеи (ненавязчиво предлагаю мальчику полепить из пластилина). Любимый ребенком герой мультфильма или фильма обязательно вызовет желание его слепить. Вот вам первый шаг к увлечению!
Что нам понадобится для этого:
• доска или коврик для пластилина;
• салфетки для рук;
• пластилин и стек.
2. Этап рассуждения (обговариваем, вспоминаем, фантазируем).
– Какого героя ты хотел бы сделать сегодня? Человека-паука? Здорово! А напомни мне, какой костюм у него был? (Красный с синим, глаза-маска или очки, и еще паук на груди).
– Отлично, давай возьмем нужные цвета. Подумай и ответь: верхняя часть тела состоит из чего? (из туловища, рук и головы).
3. Этап подготовки основных деталей (начинаем изготавливать нужные формы).
– Давай скатаем шарики разных размеров из красного пластилина – один большой для туловища, поменьше для головы и два средних для рук.
– Из синего пластилина нам нужен небольшой шарик для перехода от туловища к ногам. Ноги сделаем, раскатав два одинаковых шара в толстые короткие колбаски.
4. Этап сборки и формирования основы.
– Теперь будем соединять все детали вместе. К туловищу нужно прикрепить голову с помощью маленького овала-шеи. Далее крепим руки и тщательно притираем (примазываем) их к плечам.
– Крепим все элементы к туловищу и делаем герою сапоги. Так как красный пластилин закончился возьмем оранжевый (всё взаимозаменяемо, и мы создаем своего героя!).
5. Завершающий этап – отделка.
– На голове делаем два углубления-глазницы. Не забываем сделать маску-глаза и украсить грудь черным пауком из тонких жгутиков.
6. Подведение итогов (рассматриваем, оцениваем, делимся впечатлениями, «рефлексия» – самоанализ и самооценка).
– Кого мы сегодня с тобой делали? Тебе понравилось? Покажешь Человека-паука своим друзьям? Расскажи мне, как ты будешь с ним играть. А кого мы сделаем в следующий раз?В отличие от индивидуального, групповое занятие строится немного иначе.
• Дети занимаются небольшими группами по 3-5 человек.
• Располагаются полукругом, напротив воспитателя, чтобы всем было хорошо видно что и как надо делать.
• Предлагается готовый образец или шаблон, и они начинают выполнять задание вместе с воспитателем.
• В процессе выполнения ребята могут добавлять свои элементы, смотреть что делает сосед, вносить изменения и просить помощи при затруднении. Занятие обычно занимает 20-30 минут.
Более умелые детки справляются быстро и у них остается время на проработку мелких деталей и на фантазии. Остальные стараются доделать свою работу до образца, опираясь на него. В конце занятия обычно все работы закрепляются на доске или на выставке. Дети смогут обсудить что получилось, а что нет, у кого лучшее цветовое решение, кто выполнил аккуратнее. Как правило, работы обсуждаются без называния имен.
ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ В ЗАВЕРШЕНИИ:
Детские увлечения часто перерастают в профессию. А формирование привычки делать что-то своими руками положительно отразится в старшем возрасте.
Польза рукоделия для ребенка велика: он становится не только более усидчивым и внимательным, но также более аккуратным и самостоятельным. Таким интересным способом развиваются воображение, мышление и фантазия, совершенствуется мелкая моторика рук, а ребенок чувствует себя особенным и уникальным.
Рубрика по теме: “МАСТЕРИМ С ДЕТЬМИ“.
___________________
© Оболенцева Анастасия, для www.asreda.com