Время проведение с пользой с ребенком
Большинство заботливых родителей хотят для своих детей самого лучшего – вкладывают средства, силы и время в их развитие, в развивающие книжки и игрушки, секции и кружки.
Но иногда родители не задумываются, ЧТО является ВАЖНЕЙШЕЙ потребностью ребенка (от младенца до подростка) для нормального гармоничного развития во всех смыслах этого слова!
Это – родительское ВНИМАНИЕ!
«Да куда уж больше внимания?!»- спросите вы – «Я все для него делаю! Много занимаюсь с ним! А ему будто все мало! Постоянно: «Мама – то! Мама-сё! Как хвостик! Не хочет сам хоть 10 минут поиграть!».
Так вот ребенку может не хватать не просто внимания, а именно ПРИСТАЛЬНОГО внимания мамы и папы, которое дает ощущение его значимости и ценности для родителей, что рождает чувство безопасности и стабильности.
Дело в том, что у каждого ребенка есть так называемый эмоциональный резервуар. Только родитель (или родительская фигура) этот резервуар маленького ребенка может наполнит за счет ПРИСТАЛЬНОГО внимания, или ЭФФЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ с ребенком. Если резервуар пуст, дети испытывают неудовлетворение, тревогу, могут демонстрировать (в зависимости от темперамента) агрессивное, истеричное поведение, капризничают, не слушаются, делают все «будто назло», то есть всеми силами (даже деструктивными) пытаются это ВНИМАНИЕ привлечь!
И напротив: могут быть и тихими и послушными внешне, но внутри у них – колоссальное напряжение, тревога, печаль. Все это в конечном итоге может приводить к детским хроническим невротическим расстройствам.
Зато, если малыш всегда эмоционально наполнен, он тратит свои силы и эмоции не на то, чтобы добиться любыми способами внимания родителей, а на обычные свои детские задачи: игры, развитие, изучение мира вокруг!
Наполненный ребенок обычно внутренне спокоен, стрессо-устойчив, уверен в себе, любознателен и активен. Хорошо ест и спокойно спит. Также у таких детей крепче иммунитет. А еще вы заметите, что ребенок начнет больше времени играть самостоятельно, уже не привлекая вашего внимания!
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ»?
«Эффективное время»- это отнюдь не «полезные занятия», или «развивашки» с ребенком, а свободная игра, когда ведущую роль играет именно РЕБЕНОК. Родитель вместе с малышом какое-то время играет исключительно в то, во что хочет ребенок. Пусть это даже это простое катание машинки по кругу в течение 15ти минут.
Итак, чтобы правильно провести ЭФФЕКТИВНОЕ время есть несколько важных правил:
- Взрослый НИЧЕГО не предлагает, и ни на что НЕ НАМЕКАЕТ («ой, а не хочешь ли пазл пособирать?»….НЕТ!) а в основном только спрашивает (особенно в начале игры): «Во что ты хочешь поиграть? А какую машинку буду катать я? А куда мы едем? А что там будем делать? И тд.»
- На время игры важно отключить все гаджеты, которые могут взрослого отвлечь.
- Взрослый (как бы это ни было сложно) должен постараться максимально эмоционально включиться в игру, чтобы ребенок чувствовал эту единую радостную эмоциональную волну, играя вместе с вами! Нужно постараться самому стать немного ребенком: – физически опуститься на уровень ребенка (вместе сесть на диван, или спуститься на ковер) – менять свой голос и мимику в соответствии с сюжетом игры; – «зеркалить» радость малыша, например, поддерживая его веселые возгласы, с целью эту радость усилить и по возможности продлить.
- «Эффективное время» в норме должны уделять ребенку ЕЖЕДНЕВНО и мама и папа. Минимум по 15 минут утром и вечером.
- Соответственно, сколько детей в семье, столько времени ОТДЕЛЬНО с каждым ребенком родители должны проводить.
- И уже с более старшими детками, конечно, занятия – в соответствии с их возрастом и интересами: ребенок может попросить просто что-то важное для него обсудить, или почитать. Важна полная включенность родителя в любой процесс, инициируемый ребенком.
С одной стороны, это кажется просто. Но, с другой- огромное количество родителей, которые обращаются с серьезными проблемами у деток к детским психологам, просто-напросто не находили ежедневно эти 30 минут (15 минут утром и 15 вечером) для ребенка! Всегда есть что-то внешне более «насущное», «срочное», «важное», «полезное». Но, если задуматься: ЧТО может быть более важным, чем здоровье ребенка?
Я испытала важность и силу этого метода на собственном опыте! И хочу им далее поделиться.
Хотя про «эффективное время» в общении с детьми я знала давно, эта тема не заставляла меня особо задумываться, поскольку жизнь позволяла проводить много времени с сыном, и значительная часть этого времени было именно «эффективным», просто естественно.
Но недавно в нашей семье случились перемены. Родился второй сынок. После рождения малыша (сейчас ему почти 2 месяца), старший (на момент рождения брата ему было 2 года 9 месяцев) впал в настоящий «кризис появления других детей в семье»…
Вернувшись домой из роддома, я просто не узнала своего кроху! Всегда такой дружелюбный, ласковый, он вдруг демонстрировал агрессию к новорожденному, ко мне и отцу, постоянно капризничал, устраивал провокации в самые неожиданные моменты, стал отказываться от дневного сна и очень плохо кушать… А по ночам стали регулярно случаться «аварии»!.. Хотя проблем с горшком у ребенка уже давно не было…
Это при том, что к рождению брата мы сына очень хорошо морально готовили, и вообще ничего не предвещало такой сильной негативной реакции!…
Бессонные ночи с грудничком при еще не восстановленном организме после беременности и родов, постоянная усталость – все это привело к тому, что времени и сил на старшего действительно осталось очень мало. Видя в каком эмоциональном и физическом состоянии находится сын, я проанализировала наш с ним стандартный день, и выяснилось, что, хотя я его кормила, купала, читала, укладывала спать, занималась развивающими настольными играми, я совершенно не заметила, что на совместную свободную игру времени просто не оставалось! Ведь еще была забота о младшем крохе..
Тут же я вспомнила про метод «эффективного времени» и стала подлавливать моменты, когда спит младший, и не бежала на кухню готовить еду, или делать еще кучу “очень срочных” дел, а сначала уделяла Саше 15 минут пристального внимания. Два раза в день. Также и мужа попросила постараться по возможности делать тоже самое.
Кроме того, я подключила весь арсенал знаний о помощи ребенку в преодолении кризисов в сложные периоды жизни:
– свободное рисование пальчиковыми красками в ванной, о котором я рассказывала здесь: Профилактика стрессов у малышей и арт-терапия для самых маленьких (каждый день)
– сенсорные игры, о которых узнала от Светланы (каждый день): Сенсорные игры, для успокоения ребенка и снятия стресса
– лепка из пластилина (каждый день)
– а если случались “безвозвратные” истерики, которых было много, очень спасал наш старый метод со свечами, о котором я давно писала: Как справиться с детской истерикой, стрессом, или дыхательная практика для самых маленьких
– получила дополнительные знания, пройдя курс от врача сомнолога про сон ребенка, чтобы вернуть сыну дневной сон и отслеживать, что суточную норму он спит и высыпается
– и, конечно, чтение установок на соматическое здоровье после засыпания, которое я всегда завершала словами «Все хорошо! Мама рядом! Мама тебя любит! Мама и папа тебя очень любят!» Я о них тоже рассказывала: Лечение материнской любовью. Установки на соматическое здоровье.
Результат был далеко не мгновенный.. Потребовалось очень много сил, терпения, любви. Иногда по вечерам, уложив после очередной истерики сына, у меня наворачивались слезы.. было очень его жалко.. казалось, что ничего не меняется…
Зато спустя 1.5 месяца ежедневного труда я вдруг обнаружила, что сын стал мягче, расслабленней, веселее. Он стал намного более позитивно реагировать на младенца, общаться и взаимодействовать с ним по-доброму.
Вернулся дневной сон!! Улучшился аппетит. Пропало постоянное напряжение и синяки под глазами, ушли вспышки агрессии и истерики. Сын стал наконец просыпаться опять сухим, либо просыпался и просился на горшочек спокойно, как раньше! Он также стал меня опять совершенно спокойно отпускать.
Надеюсь, мой опыт поможет родителям осознать важность ежедневного пристального внимания, или «эффективного времени» со своими детьми.
И особенно в напряженные периоды жизни семьи (переезд, отправление в садик, или смена садика/школы, рождение других детей, развод родителей, вынужденная разлука с мамой на какое-то время, посещение медицинских учреждений, возрастные кризисы.. и тд.) не забывать про этот метод, и помогать своим деткам вместе все преодолевать!
Паевская В.: Семинары «Детская агрессия», «Развитие ребенка от 0 до 3х», «Второй ребенок в семье»
Ланцбург М.Е. : Курс «Два крыла родительской заботы: родитель требовательный и родитель безусловно любящий»
Добряков И.В. : Курс «Невротические расстройства у детей и взрослых»
Преслер Н. : Статья «Если ребенку не хватает внимания. Время с Джином»
Дети – те ещё фантазёры. Они не могут усидеть на месте, и всё время что-то придумывают. Лучший вариант – это пустить непоседливость малыша ему же на пользу.
Вот небольшая шпаргалка, как провести время с ребёнком, наладить с ним контакт, повеселиться и при этом развивать самые разные навыки.
Читайте детям стихи
Развить хороший вкус и тягу к поэзии – это уже само по себе прекрасно. Но здесь ещё более важно развитие аудиального восприятия.
Вы наверняка от людей неоднократно слышали: “Я плохо воспринимаю информацию на слух, мне надо прочитать”. Всё это связано с тем, что в детстве почти всё направлено на развитие навыка чтения и понимания прочитанного. А вот слушать нас никто не учит. И очень зря.
Организуйте домашний пикник
Вкусно, весело и приятно. А к тому же поручите своему малышу организовать всё и руководить процессом. Это помогает повысить ответственность и организаторские навыки.
Устройте чайную церемонию
Можно посмотреть в ютубе, как правильно это сделать. Вы сможете узнать немного о культуре другой страны сами, а также познакомить с ней ребёнка.
Сделайте самодельный букварь
Пусть ребёнок выберет слова для букв алфавита. Это не только полезное занятие, но Вы сможете быстрее справиться с запоминанием букв, ведь малыш сможет сам выбрать слова, которые ему близки и интересны.
Можно не просто найти картинки, вырезать и наклеить, но сделать фотографии самостоятельно. Будет приятная память.
Поиграйте в школу
Предложите ребёнку роль учителя. Поставив себя на место другого человека, ребёнок учится понимать чувства других людей.
Ведь даже взрослые часто обесценивают чужой труд, а ребёнку ещё сложнее понять то, с чем он не сталкивался.
Поиграйте в настольную игру
Если ребёнок постарше, то можно играть в монополию или другие более сложные игры. Если у Вас совсем малыш, то можно подобрать игры с кубиками, цифрами, словами.
Более маленьким деткам в игре будет проще научиться считать или читать. А для более взрослых детей настольные игры – это шаг к развитию логики и стратегии.
Поделайте оригами
В интернете есть очень простые и понятные фото и видео инструкции. Главное – чтобы это было достаточно просто, чтобы ребёнок мог сам попытаться сделать фигурку под Вашим руководством. А затем постепенно усложнять процесс.
Организуйте дома полосу препятствий
Кто сказал, что развиваться физически не нужно. Это можно сделать и дома.
Используйте подушки, одеяла, коробки. Устройте соревнования, если у Вас не один ребёнок.
Постройте крепость из коробок, лего или любых других подручных средств
Развивая моторику ребёнка, Вы закладываете ему большое будущее. От того, как мы работаем руки в самом детстве, зависит, насколько качественно и хорошо развивается мозг.
Научите ребёнка готовить простое блюда
При этом неважно, мальчик у Вас или девочка. Навык готовки может понадобиться всегда.
Готовить многие не любят, но если Вы закрепите это, как приятное времяпрепровождение вместе, то в будущем у Вашего ребёнка не будет возникать апатии, если надо что-то сварганить.
Поиграйте в игру “озвучь мультфильм”
Включите какой-нибудь мультик и выключите звук. Попробуйте вдвоём с ребёнком озвучить по ролям разных персонажей в течение нескольких минут (хватит 5-10 минут).
Получается очень забавно и интересно. При этом Вы тренируете фантазию и развиваете ребёнка творчески.
Поиграйте в игру “Кругом лава”
Раскидайте по полу подушки. Это безопасные островки и наступать можно только на них.
Эта игра развивает физически и очень бодрит. Ведь кругом лава)
Разучите новую песню
При желании можно не просто выучить песню, но разыграть целое выступление.
Поиграйте в игру “угадай, что за звук”
Для начала нужно выбрать несколько круп, бобовых. Насыпать в баночку и познакомиться со звуком, что и как шумит.
Затем завязываем по очереди глаза и угадываем, баночки на звук.
Эта игра развивает слуховую память и аудиальное восприятие.
Сделайте открытки для друзей и родных к следующем празднику
Нарисуйте и вырежьте аппликации. Развиваем мелкую моторику и фантазию.
И лучший подарок ведь делается руками))
Поиграйте в игру “угадай вкусняшку”
Возьмите фрукты, орешки, ягодки, нарежьте и смешайте. Завяжите ребёнку глаза и выберите один ингредиент из тарелки.
Ребёнок по запаху должен угадать, что у Вас в руках. Если он угадывает, то вкусняшку можно съесть. Если нет угадывает, то дайте ребёнку попробовать кусочек на вкус.
Если малыш не угадал, то показываете, что это такое и съедаете. Сами.
Потом меняетесь.
Вот такая простая игра развивает вкусовую память и тактильные ощущения.
Напишите бумажное письмо
Сейчас мы привыкли печатать на телефоне или клавиатуре компьютера.
Но представьте, как обрадуются бабушка и дедушка, когда получат от Вас с ребёнком настоящее бумажное письмо.
Смастерите костюм любимого супергероя
Проявите свою креативность и умения. Но будьте осторожны. Следите, чтобы ребёнок не укололся иголкой, если будете пришивать какие-то детали.
Сделайте перестановку мебели в детской
Попросите ребёнка Вам посильно помочь. Например, перенести любимую куклу или подвинуть стул. Пусть ребёнок сам выскажет пожелания, что и как должно стоять в его комнате.
Так Вы показываете, что его мнение важно и что он может принимать важные решения.
Предложите поиграть в визажиста
Если у Вас дочь, то ей будет интересно сделать Вам макияж. Так можно проявить свои креативные наклонности и весело провести время.
Начиная писать эту статью, я целиком отдаю себе отчет в том, что большинство родителей: не мастерят поделки, не шьют, не занимаются лепкой, не рисуют, не «кулинарят», не ведут познавательные беседы и не занимаются спортом или каким либо еще видом совместной деятельности со своими детьми.
Большинство из нас просто отводит ребенка в детский сад утром, бежит на работу, возвращаясь с работы, забирает ребенка дамой, дома ждет еще много хлопот или попросту хочется отдохнуть. На ребенка времени совсем не остается. Что уж там говорить о поделках или познавательных беседах — даже думать об этом некогда.
Все же, есть родители, которые умудрятся уделить внимание и своему малышу. И стать ему не только человеком, который водит его в детсад, но и веселым интересным другом, вместе с которым можно узнать много нового и чему-нибудь научиться.
Зачем проводить время с детьми?
Задумайтесь! Ваш ребенок большую часть дня проводит под контролем чужих по сути людей. Иногда, они становятся более близкими ему чем вы:
- ребенок учится воспринимать мир глазами воспитателей, они насаждают ему какие-то культурные привычки и правила;
- они учат что «хорошо» и что «плохо»;
- они наказывают его или хвалят — они многому учат наших детей. И вам очень повезло если ваши взгляды совпадают со взглядами воспитателей.
А что делаем в это время мы? Учим вместе стишок к Новому году или на 8-е марта? Будим по утрам со словами «Давай быстрей, а то я опоздаю на работу!», или укладываем вечером спать с криком «Бегом в постель!»? А, еще, совместная прогулка по воскресеньям… В большинстве случаем примерно так выглядит роль родителей в жизни детей дошкольного возраста.
Вот, я подошла к нужному месту. Надеюсь, что выше написанная речь побудила вас дорогие читатели все же откинуть повседневные хлопоты и обратить внимание на ребенка. Чему вы его учите? Во что вы с ним играете? Какие у вас общие интересы? Чем интересуется ваш малыш? Чему бы вы хотели научить своего ребенка?
Ответили на эти вопросы? Надеюсь, вам захотелось поговорить с малышом по душам, научить его чему-то своему, рассказать о что-то важное, просто поиграть, повеселиться, побездельничать…
Сейчас, пока ваш ребенок еще мал, вы для него очень интересны, вы для него авторитет и можете стать веселым понимающим другом. Не упускайте эту возможность.
Если нет времени…
Для всех родителей, которые имеют очень мало времени в своем распоряжении, и его катастрофически не хватает для ребенка, я бы посоветовала максимально приятно поводить все минутки вместе с малышом. Например:
- Улыбайтесь ребенку, когда будите его утром;
- Будите малыша веселыми прибаутками, поцелуями, щекотанием и смехом, а не криками и упреками. Пусть приятное начало дня вместе с вами будет греть ему душу весь день.
- Одевайтесь вместе с веселой песенкой, сказкой, небылицами, шутками и всевозможным позитивом.
- По дороге в детсад и обратно — больше юмора и веселых стишков.
- Стройте вместе с ребенком общие планы. Пусть у вас нет времени на отдельные занятия с ребенком, но ведь каждого малыша можно заинтересовать совместным, для него новым и «взрослым» трудом (вместе приготовить ужин, погладить белье, сделать уборку …). Это займет немного больше времени чем обычно, но зато ребенок не будет чувствовать себя покинутым, не будет сидеть, как приклеенный у телевизора, а будет вместе с вами осваивать новые навыки.
- Выполняйте обещанное. Если, что-то не получается, то обязательно объясните все малышу.
- Перед сном не скупитесь на теплые слова и поцелуи, а также на чтение выбранной ребенком книги.
Итак, на вашем совместном счету с детьми будет больше веселых и интересных минут за день.
Совместное творчество
Если же вы решили пойти дальше, и заняться с ребенком каким-либо видом совместного творчества или другой деятельности у меня для вас есть еще несколько советов, которые вполне вероятно помогут вам осуществить задуманное.
Ваше желание — это первое условие для совместной работы родителя и ребенка, и оно уже есть.
В работе с детьми очень важно именно настроение ребенка, его желание заниматься тем, что вы ему предлагаете. Очень хорошо если вы готовы заниматься именно тогда, когда он этого хочет и расположен слушать вас. Даже если вы уловили нужный момент важно не тратить время попусту, а как можно быстрее приступить к сути занятия. Дети быстро теряют интерес, отвлекаются, устают — здесь нужен особый подход.
Если вы подозреваете, что нужного момента может и не настать:
- Заинтересуйте ребенка предстоящей совместной работой — покажите, что должно получится, например фото подобных поделок, книгу, которую вы собрались читать, и т.п.
- Дате ребенку выбирать самостоятельно: что именно вы будете делать; из каких материалов; какие цвета предпочтете и т. д.
- Ребенок должен чувствовать свою значимость в вашем совместном творческом процессе — без него у вас ничего не получается. И правда, разве вы бы мастерили что-то из картона в 8 часов вечера в субботу?
- Дайте малышу максимальную свободу действий.
- Каждое удачное «движение» должно получить похвалу.
- Каждое неудачное «движение» не должно нести наказаний и упреков. Обязательно нужно рассказать ребенку, что он сделал неправильно, и показать, как это можно исправить.
- Не заставляйте ребенка делать то, что ему совсем не интересно в данный момент, особенно это правило касается творчества.
- Очень полезно иметь заготовки к занятиям, которые вы бы хотели провести вместе со своим непоседливым чадом. Например: для аппликации заранее вырезать фигурки из бумаги, для шитья ткань и нити и т. д. Это нужно для того что-бы «не интересный» процесс подготовки отнимал у вас обоих драгоценного времени, и не притуплял энтузиазм.
Неважно, если вы чего-то не знаете или не умеете — всю нужную, вдохновляющую информацию вы с легкостью найдете в сети интернет или детских обучающих книжках. Учитесь вместе с малышом. Если вы что-то умеете делать лучше, чем другие — обязательно постарайтесь передать свои знания, опыт и умения своему ребенку.
Всем желаю весело и с пользой проводить время с детьми. Вдохновения вам, терпения и удачи!
Доктор Комаровский: зачем папе играть с ребенком?
Загрузка…