Вред или пользу приносят гусеницы

Вред или пользу приносят гусеницы thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

    Гусеница: вред или польза для природы Подготовила: воспитатель группы № 3

Описание слайда:

    Гусеница: вред или польза для природы Подготовила: воспитатель группы № 33 Фролова Надежда ГБОУ ШКОЛА № 2107 ЗДАНИЕ «НА ВАСНЕЦОВА»

2 слайд

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц) тип проекта: творческий, п

Описание слайда:

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц) тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

3 слайд

Актуальность: В эколого-педагогическом образовании имеет место актуальная зад

Описание слайда:

Актуальность: В эколого-педагогическом образовании имеет место актуальная задача: формирование у детей знаний о животных и, в частности, о насекомых и воспитание бережного отношения к ним. Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них Поэтому возникла необходимость более глубоко рассмотреть вопрос: как сформировать у детей гуманное отношение к насекомым?

4 слайд

Цель: формировать у детей представления о гусенице, её строении, развитии. Во

Описание слайда:

Цель: формировать у детей представления о гусенице, её строении, развитии. Воспитывать гуманное отношение к насекомым и стремление проявлять заботу о природе.

5 слайд

Формировать знания о: строении гусеницы (туловище, голова, ротовой аппарат,

Описание слайда:

Формировать знания о: строении гусеницы (туловище, голова, ротовой аппарат, глаза, конечности); особенностях приспособлениях к среде обитания (окраска, корм); жизненном цикле насекомого (гусеница превращается в бабочку) роли в природе гусениц и бабочки. 2. формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. 3. Расширить и пополнить словарный запас по данной тематике: брюшко, лапки, куколка, кокон, гусеница, жизненный цикл и т. д. Воспитывать: любознательность, бережное отношение к насекомым, а именно гусенице, бабочке; эмоциональную отзывчивость. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к миру насекомых, желание наблюдать за насекомыми и умение показать свои знания о них через создание рисунков, макета Задачи: Развивать: умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать познавательную деятельность, интеллектуальную инициативу.

6 слайд

2.Чтение худ. литературы 9. Квест – викторина Презентация продукта (гусеница,

Описание слайда:

2.Чтение худ. литературы 9. Квест – викторина Презентация продукта (гусеница, рисунок бабочки, альбом, модель) 8. Разучивание танца Этапы работы 1. Наблюдение за насекомыми и постановка проблемы, мотивация 3. Наблюдение за гусеницей (закрепить знания о строении насекомого. способы передвижения, питания). 4. Рисование бабочки, конструирование гусеницы ( внешнее строение) 5. Создание альбома «Удивительные гусеницы» (приспособление к среде и многообразие) – работа с родителями 6. Видео фильм о бабочках (размножение) 7. Составление модели «Превращение в бабочку»

7 слайд

Планируемые результаты: Дети узнают: Строение гусеницы (туловище, голова, рот

Описание слайда:

Планируемые результаты: Дети узнают: Строение гусеницы (туловище, голова, ротовой аппарат, глаза), их многообразие (капустница, шелкопряд, древесницы, гусеница платяной моли) Питание гусеницы(одни питаются листьями, другие плодами, ягодами, а гусеница моли – волосом, кожей) Этапы жизненного цикла гусеницы (гусеница, кокон, бабочка) Знания о роли в природе гусеницы и бабочки (понимать, что из гусеницы рождается бабочка, следовательно если уничтожается гусеница, то исчезнут бабочки. Прервётся пищевая цепочка гусеница – птица) Дети будут уметь: Различать и называть части тела гусеницы. Рассуждать, делать выводы о способах приспособления насекомого к среде обитания; наблюдать за насекомым. 3. Использовать в речи новые слова активного словаря.

8 слайд

Основная часть: Гуляя на площадке с ребятами , мы нашли гусеницу.. Дети рассм

Описание слайда:

Основная часть: Гуляя на площадке с ребятами , мы нашли гусеницу.. Дети рассмотрели её и возник спорный вопрос приносит ли гусеница пользу или это вредитель с которым нужно бороться. Мы даже и предположить не могли, что это выльется в целый исследовательский проект.

9 слайд

Ход исследовательской работы: В нашей группе есть несколько энциклопедий о на

Описание слайда:

Ход исследовательской работы: В нашей группе есть несколько энциклопедий о насекомых, но там мы ничего не нашли о нашей гусенице. К сожалению, информации о гусеницах и бабочках в нашем детском саду нашлось мало, поэтому приняли решение самостоятельно собрать материал о гусеницах, их среде обитания, жизненном цикле, и, конечно же, обратиться за помощью к родителям

10 слайд

Благодаря этому мы узнали, что: Гусеницы – это вылупившиеся из яиц бабочки бе

Описание слайда:

Благодаря этому мы узнали, что: Гусеницы – это вылупившиеся из яиц бабочки бескрылые личинки, внешне напоминающие червей. Гусеницы считаются настоящими вредителями. Весной они промышляют в садах, нанося им невосполнимый вред, а многочисленные гусеничные сообщества и вовсе способны оголять деревья. Различного рода повреждения вызывают снижение урожая плодовых культур не только в текущем году, но и числа закладывающихся цветочных почек под урожай следующего года. Вред гусениц заключается в объедании ими листьев, обгрызании цветков и уничтожении недозрелых плодов деревьев.

11 слайд

Тутовый шелкопряд - пример абсолютного служения людям: эти бабочки в природе

Описание слайда:

Тутовый шелкопряд – пример абсолютного служения людям: эти бабочки в природе уже не встречаются и даже разучились летать. Каждый кокон состоит примерно из 3,5км нити, но размотать удается не более 1 км. Сам шелк настолько легок и прочен, что из него делают парашюты, по прочности шелк не уступает стали. Есть на свете гусеницы, способные спасти человека и животных от смерти. Гусеница медведицы крестовниковой питаются токсичным растением и сами становятся ядовитыми. Они настолько сильно любят это растение, что в некоторых странах их специально разводят для борьбы с этим опасным для жизни всего живого растением. Интересные факты из жизни гусениц Жизненный цикл некоторых видов насекомого может продолжаться 15 лет. Что же касается экстремальных температур, то в мире существуют такие особи, которые чувствуют себя вполне комфортно при температуре 70 градусов ниже нуля, а некоторые виды научились обманывать муравьев, выдавая себя за их матку. При помощи такой уловки, они спокойно переживают тяжелые времена в теплом и уютном муравейнике, при этом муравьи их кормят и оберегают.

Читайте также:  В чем польза безуглеводной диеты

12 слайд

Работа с родителями: После собранного материала мы узнали , что гусеницы быв

Описание слайда:

Работа с родителями: После собранного материала мы узнали , что гусеницы бывают необыкновенно красивы и привлекательны

13 слайд

Выводы: В результате изучения материала, дети сделали следующие выводы: 1) Су

Описание слайда:

Выводы: В результате изучения материала, дети сделали следующие выводы: 1) Существует множество видов гусениц и среда обитания их очень обширна. 2) Не все гусеницы наносят вред окружающей природе (уничтожают урожай, портят вещи, вызывают аллергию), но и приносят пользу (сырьё для шёлка, борьба с сорняками, стимулируют рост растений, лекарство для лечения рака). 3) Из гусеницы вырастает красивая бабочка. Результат: Не смотря на то, что гусеницы приносят некоторый вред садам и огородам, они должны быть неприкосновенны, если того не требуют обстоятельства.

14 слайд

Продуктивная деятельность – работа с родителями

Описание слайда:

Продуктивная деятельность – работа с родителями

15 слайд

Закрепление строения гусеницы и бабочки на моделях

Описание слайда:

Закрепление строения гусеницы и бабочки на моделях

16 слайд

. Закрепление в рисунке , что из гусеницы появляется бабочка - красавица

Описание слайда:

. Закрепление в рисунке , что из гусеницы появляется бабочка – красавица

17 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Вред или пользу приносят гусеницы

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

  • Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал

    Пожаловаться на материал

Вред или пользу приносят гусеницы

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Вред или пользу приносят гусеницы

Курс повышения квалификации

Вред или пользу приносят гусеницы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-089826

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТАИНСТВЕННАЯ ГУСЕНИЦА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Бадмаринчинова С.А. 1

1МБОУ Загустайская СОШ

Бадмаринчинова Т.Н. 1

1МБОУ Загустайская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

 

Введение

Содержание:

Летом очень часто я вижу гусеницы. Они такие разные. Встречаются черные, цветные, зеленые, тоненькие, толстенькие, мохнатые, гладенькие, полосатые, маленькие, мягкие, пухленькие. И еще много можно сказать о них.

Но однажды, я подумала, кто они такие и для чего они?

Я знаю, что они сначала были яичками и потом будут красивыми бабочками. Но кто они и какая польза от них?

Актуальность:

Гусеницы – незаменимая часть нашей природы о которой мы ничего не подозреваем.

Цель: выяснить, кто такие гусеницы и их роль в жизни человека?

Задачи:

1. Изучить разные источники и выяснить, кто такие гусеницы, какая роль в природе.

2. Рассмотреть строение, питание и образ жизни гусеницы.

3. Описать таинственную гусеницу.

4. Сделать выводы и заключение.

Проблема:

Какую роль играет гусеница в жизни человека?

Объект исследования – гусеницы.

Предмет исследования – информация о гусеницах.

Гипотеза:

Что за таинственная гусеница?

Методы исследования:

Анализ теоретических источников информации.

Эмпирические методы: описание, сравнение, наблюдение, обобщение.

В 1 части рассмотрены строение, питание и образ жизни гусеницы.

А во второй части по наблюдению определен вид таинственной гусеницы.

  1. Особенности гусеницы

Гу́сеница — личинка насекомых из отряда чешуекрылых (бабочек).

Строение

Тело состоит из головы, трёх грудных и десяти брюшных сегментов (рис.1). Голова с мощно склеротизованными покровами, остальное тело у большинства мягкое, без крупных склеритов. На теле развиты щетинки, расположенные строго определённым образом, специфичным для отдельных семейств, родов и даже видов. Помимо этих первичных щетинок в старших возрастах у многих открытоживущих форм развивается густой покров из вторичных щетинок (наиболее мощный у гусениц из семейства медведиц). Тело гусеницы заключено в мягкий перепончатый покров, благодаря чему обладает чрезвычайной подвижностью. Размеры тела от нескольких миллиметров (у ряда молей) до 12 см (некоторые павлиноглазки).

Читайте также:  Зола для цветов польза или вред

Рис. 1. Строение гусеницы

Почти все гусеницы принадлежат к группе с одной закрытой стигмой (дыхальцем) на груди. Исключение составляют отдельные виды, которые ведут водный образ жизни. У них стигмы являются замкнутыми, и их заменяют трахейные жабры.

У большинства гусениц развиты три пары грудных ног и пять пар ложных брюшных ног (рис. 2). Брюшные ноги несут мелкие крючочки, расположенные у представителей разных групп чешуекрылых по разному — в виде круга, продольных или поперечных рядов. Нога состоит из пяти члеников: тазика, вертлуга, бедра, голени и лапки.

Абсолютно голых гусениц не существует: тело каждой покрывают различные образования — выросты, волоски или хорошо разросшаяся кутикула. Разрастания кутикулы представляют собой звездчатые формы, шипы или гранулы, которые выглядят как мелкие волосинки или щетинки. Причем щетинки растут строго определенным образом, характерным для конкретного семейства, рода и даже вида. Выросты состоят из рельефных кожных образований-бугорков, похожих на плоские, круглые или овальные бородавки и колючки. Волоски гусеницы представлены тонкими отдельными ниточками или пучками.

Рис.2. Гусеница, повисшая на шелковинке. Хорошо видны три пары грудных и пять пар брюшных ног.

Для гусениц характерна парная шелкоотделительная железа, открывающаяся протоком на нижней губе. Выделяемый ею секрет при соприкосновении с воздухом образуют шёлковую нить, используемую для постройки кокона, изготовления защитной паутины, скрепления листьев и т. п.

Питание

Рис.3. Гусеница поедает лист

На протяжении своей жизни гусеница интенсивно питается, запасая питательные вещества для последующего развития. Вылупившаяся гусеница первым делом пожирает оболочку яйца, в котором она развивалась, а затем приступает к своему основному рациону. Гусеницы большинства видов питаются зелеными частями растений (рис.3). Некоторые развиваются внутри плодов; ветвей и стволов, питаясь древесиной; на лишайниках и на отмерших частых растений; на животных остатках (пух, перья, шерсть), а также на воске. Отдельные виды хищничают.

Жизненый цикл

Стадия гусеницы может длиться от нескольких недель до нескольких лет. По мере роста гусеницы несколько раз линяют. По окончанию своего развития гусеница превращается в куколку. Из последней, в итоге, появляется взрослая бабочка.

Интересные факты

Самая маленькая гусеница в мире — это представитель семейства молей. К примеру, гусеницы платяной моли (лат. Tineola bisselliella), только что появившиеся из яйца, достигают в длину всего лишь 1 мм.

Самая большая гусеница в мире – это гусеница павлиноглазки атлас (лат. Attacus atlas). Голубовато-зеленая гусеница, как будто припорошенная белой пылью, вырастает до 12 см в длину.

Борьба с гусеницами

Многие виды гусениц являются вредителями и поедают плодовые деревья, фрукты и овощи.

Для борьбы с гусеницами существует множество методов, объединенных в 3 основные группы:

 механические средства борьбы с гусеницами народными методами заключаются в ручном сборе и стряхивании гусениц с растений, а также срезании зимующих кладок. Проверенным методом считается отлов гусениц с помощью ловчих клеевых поясов и различных ловушек с приманочной жидкостью.

 биологические методы борьбы направлены на привлечение естественных врагов гусениц, в первую очередь птиц. Для этого в садах создаются комфортные условия для их гнездования (скворечники, дуплянки, кормушки) и при небольшой численности гусеницы полностью уничтожаются.

 химические способы борьбы с гусеницами считаются самыми эффективными, но вызывают у гусениц привыкание, поэтому отравляющие препараты (биологические и химические) следует чередовать. Отлично зарекомендовавшими себя средствами считаются «Ровикурт», «Карбофос», «Лепидоцид», «Килзар», «Каратэ».

Если нашествие гусениц не носит значительно угрожающего характера, в качестве борьбы можно попробовать отвары и настои растений: черная белена (против гусеницы капустницы), болиголов (против всех листогрызущих гусениц), а также красная бузина и горец перечный.

Польза от гусениц

Энтомофагия, или поедание насекомых, процветает с доисторических времен. Почетное место в меню гурманов занимают гусеницы более чем 80 родов бабочек. Гусениц едят сырыми или жареными, подсушивают на раскаленных углях, варят, солят, добавляют в омлеты и соусы.

Тутовый шелкопряд имеет огромное экономическое значение для ряда стран — производителей шелка. Ведь из 100 кг коконов удается выделить 9 кг шелковой нити.

Окраска любой гусеницы в той или иной мере имитирует условия окружающей среды и является лучшим средством маскировки и защиты.

2. Кто ты – таинственная гусеница?

Летом, когда собирали грибы, я встретила огромную гусеницу (рис.4). Такую гусеницу я никогда не видела и никто вокруг тоже.

Рис. 4. Фото сделано в августе 2016 в местности Агсурга Селенгинского района Республики Бурятия

Гусеница довольно крупная, с пятью парами ног. Окраска ярко-зеленого цвета, с косыми полосками белого и фиолетового цвета. На заднем конце тела гусеницы имеется характерный плотный нарост — «рог».

После поисков в интернете нашла похожее описание и моя гусеница оказалась, гусеницей Бражника.

Читайте также:  Русская баня с веником польза

Описание

Бражники (лат. Sphingidae) — семейство насекомых отряда чешуекрылых.

Гусеницы довольно крупные, с пятью парами ног. Окраска достаточно яркая, с косыми полосками и пятнами в виде глаз. Гусеницы развиваются преимущественно на древесных и кустарниковых породах, значительно реже — на травянистых растениях, отличаются узкой пищевой избирательностью и чаще всего способны питаться только на одном или нескольких близкородственных видах растений; многоядные виды среди бражников встречаются редко. Отдельные виды известны как второстепенные вредители сельского и лесного хозяйства. В лесах незначительно повреждают различные хвойные и широколиственные породы, в садах — плодовые и косточковые культуры. На заднем конце тела гусеницы почти всегда имеется характерный плотный нарост — «рог». Гусеницы проявляют активность в сумеречное и ночное время суток.

Но самое интересное, я обнаружила на сайте Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.

БРАЖНИК ГАШКЕВИЧА

Отряд Чешуекрылые Lepidoptera

Cемейство Бражники Sphingidae

Категория и статус. 4 (DD) – локальный редко встречающийся вид, отсутствующий севернее южной степной части Забайкалья.

Краткое описание. Размах крыльев в среднем 72 мм. Передние крылья пепельно-серые с обширным коричневым полулунным пятном, расположенным во внешней части крыла. В прикорневой и средней частях крыла находятся поперечные волнистые полосы. Задние крылья розово-красные. В анальном углу передних и задних крыльев расположены сдвоенные темные пятна. В качестве отдельного таксона подвид M. g. discreta в 1977 г. выделен Ю.А. Державцем [1]. Позднее этот статус был подтвержден U. Eitschberger [2].

Распространение. В Бурятии найден в окрестностях пос. Селендума (Селенгинский р-н) [3], в 20 км южнее г. Улан-Удэ, по долине р. Селенга [2]. В восточной части Забайкалья этот подвид известен с территории Ононского (окр. сел Нижний Цасучей, Кулусутай) [4, 5], Кыринского (окр. поселков Кыра, Хапчеранга) [5], Оловяннинского (окр. с. Единение), Балейского (р-н и окр. с. Ундино-Поселье) [5] районов; северо-западнее хр. Борщовочный отсутствует.

На территории России ареал M. g. discreta встречается только на территории Забайкалья. Также он населяет северную часть Монголии [2].

Места обитания, особенности экологии. В Забайкалье этот бражник приурочен к степному поясу. Кормовыми растениями гусениц, по всей видимости, являются косточковые розоцветные (яблоня, боярышник, черемуха и некоторые другие). Лет бабочек в июне-июле.

Численность популяций и лимитирующие ее факторы. В Даурском заповеднике и Кыринской котловине он редок. На территории Бурятии до настоящего времени нам известно всего 2 экз. бражника, что может быть связано с его локальным размещением на территории Западного Забайкалья, крайне низкой численностью бабочек или недостаточной степенью изученности вида в пределах этого региона. Основной причиной, негативно сказывающейся на численности бабочек, очевидно, являются весенне-раннелетние палы, обедняющие древесный состав долинных зарослей кустарников и деревьев.

Принятые и необходимые меры охраны. Вид включен в Красные книги Забайкальского края [4] и Республики Бурятия [7]. В дальнейшем необходимы выявление мест обитания вида и создание здесь природно-охранных территорий, пропаганда местного населения с целью предотвращения выжига степей.

Источники информации. 1. Державец, 1977; 2. Eitschberger, 2012; 3. Рудых, Екимова, 2005; 4. Дубатолов, 2012; 5. Красная книга Забайкальского …, 2012; 6. Гордеев и др., 2011; 7. Красная книга Республики Бурятия …, 2005.

Составители С.Ю. Гордеев, С.Г. Рудых.

Художник Т.В. Гордеева.

Поэтому я очень рада, что самая красивая гусеница, которую я встретила, оказалась еще и очень редкой.

Заключение.

В конце работы мы хотим обратиться к поставленным в начале исследования задачам:

• изучая факты, мы узнали много интересного о гусеницах: насколько разнообразным может быть их разновидности;

• среда обитания очень широка — это и наземный образ жизни и под водой;

• от гусениц польза очень важна и незаменима для жизни человека.

Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования мы достигли. Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость гусениц в нашей жизни. Они являются необходимой цепочкой нашей природы и играют огромную роль в питании многих живых существ. А их разнообразие и красота завораживает не только меня, но и многих людей.

Список использованных источников и литературы

  1. Бражник Гашкевича // Министерство природных ресурсов Республики Бурятия. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.minpriroda-rb.ru/redbook/2014/vse-zhivotnye-rasteniya-i-griby.php?ELEMENT_ID=44383

  2. Гусеница // Википедия. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.Wikipedia.org/

  3. Гусеница // Зеленый мир. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nashzeleniymir.ru/гусеница

  4. Особенности гусениц репницы // Зоология для учителя. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.5zaklepok.ru/pages/332.htm

  5. Эти необычные гусеницы // Мир живой природы. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.zooworld.net.ua/nasekom/306-2012-02-21-22-14-44.html /

Просмотров работы: 1241

Источник