Вред и польза от получения информации
Информационный век диктует свои правила. Сейчас носители информации обладают колоссальным объемом памяти. Средства, которые предоставляют доступ к этой информации, совершенствуются с каждым днем. Например чтобы найти биографию Достоевского не нужно идти в библиотеку и лопатить книги, а можно просто взять в руку смартфон и голосом продиктовать что нужно. Скоро всё сведется к тому, что за человека информацию будут помнить устройства – фото, видео, органайзер, задачи и тд. Человек будет лишь запоминать как получить к этому всему доступ. Польза в этом или вред…Ни то и ни другое. Все развивается по написанному сценарию, все дальнейшие открытия и свершения, которые еще предстоят, требуют информационную организацию общества как необходимое условие. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Польза это огромный объем информации; польза это легкость ее получения. Одновременно это же является и вредом. Легкость получения информации отучает от самостоятельного получения информации и ее обработки. Вред заключается в огромном же количестве информационного мусора и легкостью его распространения. И плюс и минус более легкое внедрение нужной идеологии опять же в результате доступности, массовости информационных ресурсов. Минус в том что такое количество информации человек не способен критически переработать и, опять таки,в результате легкости получения и неумения обрабатывать, становится существенно более уязвим и к идеологической обработке и к получению информации не достоверной – откуда и берется доверие ко всем эти колдунам, экстрасенсам (в массовом количестве) и прочим различным Шамбалам. Taciturn 5 лет назад Возможность доступа к информации, несомненно, очень большой плюс для человека. Другое дело, что не всякая информация необходима или даже позволительна. Для того, чтобы определить, пользу или вред приносит обилие информации, нужно определить, насколько человек может фильтровать эту информацию. Сейчас интернет – это как большая свалка, где в перемешку насыпано и много бесполезного или вредного мусора и много полезной информации. Человеку необходимо научиться из этой кучи выбирать то, что ему нужно, и тогда изобилие информации будет идти только в пользу. Инженер ДР 5 лет назад Пользу или вред – это уже не важно. Прогресс не остановишь. В свое время папа Римский хотел отлучить от церкви арбалет. Тем не менее тот стал очень популярен ибо для стрельбы из него не нужно было долго учиться и не нужно обладать большой силой. Мы научились говорить – это тоже кроме пользы порой несет вред, да еще какой. Тем не менее… Знаете ответ? |
Уже не первый год сохраняют актуальность активные споры о том, приносит ли интернет пользу людям и наносит ли он вред здоровью человека?
В наше время интернет – это неотъемлемая часть жизни общества. Многие люди не могут обойтись без интернета ни дня, и если вдруг интернет-сигнал по каким-то причинам пропадает, они чувствуют себя абсолютно некомфортно.
Можно привести следующие статистические данные:
• 85% взрослых людей используют интернет;
• Интернет используют 95% подростков;
• Каждый 7-й человек имеет аккаунт в социальной сети facebook;
• По состоянию на 2016 год порядка 3 млрд.людей в мире используют Интернет;
• Если бы Интернет был отдельной страной, эта страна по уровню экономике находилась бы впереди Германии.
Положительные стороны использования Интернета заключаются в следующем.
Определённо, интернет – серьёзное достижение науки и техники. Всемирная сеть даёт возможность смотреть любое кино, с помощью интернета можно найти ответ на любой заинтересовавший человека вопрос, найти нужную информацию, следить за мировыми новостями, узнавать много нового. Это даёт возможность развивать свою личность и повышать эрудицию.
Интернет«стирает» территориальные и иные границы. Он позволяет заводить новые знакомства, общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, некоторые люди даже встречают там свою любовь и находят будущих спутников жизни.
Всемирная сеть даёт возможность улучшить своё образование – многие люди с помощью интернета изучают иностранные языки, проходят разные тренинги, курсы и т.д. Интернет позволяет даже найти высокооплачиваемую работу, являясь неплохим источником доходов. Сегодня многие профессии имеют непосредственную связь с интернетом.
Однако интернет имеет и негативные стороны для человека.
Ни для кого ни секрет, что интернет вызывает зависимость и становится для некоторых людей нужным почти как вода, еда и воздух. В ряде стран зависимость от интернета считается фактически национальным бедствием.
Следующая проблема – вред интернета для здоровья человека. Так, люди, проводящие много времени за компьютером, часто испытывают проблемы со зрением и опорно-двигательной системой.
Кроме того, на просторах интернета присутствует огромное число мошенников, ворующих частную информацию пользователей и пользующихся ей во вред людям. Впрочем, если человек использует всемирную сеть рационально, посещает только полезные интернет-ресурсы и регулирует время пребывания за компьютером, то в этом случае пользы от интернета будет больше, чем вреда.
Следует отметить, что для детей интернет куда опаснее, чем для взрослых. Хотя и есть несомненные плюсы – общение с друзьями, чтение учебной и художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, вред всемирной сети для детей заключается в следующем.
Во-первых, многие дети используют интернет для выполнения школьных домашних заданий, находя там решение задач и ответы, не напрягая собственный интеллект. Во-вторых, что куда хуже, интернет наполнен информацией, очень вредной для детской психики – такой, как насилие, нецензурная лексика, убийство, порнография, призывы к самоубийству и т.д. Кроме того, дети часто настолько погружаются в виртуальный мир (помимо поиска информации в интернете, современные дети часто очень сильно увлекаются онлайн-играми), что реальный мир и живые люди становятся для них неинтересными.
В-третьих, интернет-зависимость формируется у детей куда быстрее, чем у взрослых. Здоровье детей также страдает – постоянное пребывание за компьютером приводит к ожирению, нарушению зрения, проблемам со сном.
В целом, решение проблем взаимодействия детей с интернетом должно лежать на плечах их родителей – они должны объяснять детям, что полезно смотреть в интернете, а что – нежелательно, и следить за тем, сколько времени их дети проводят за компьютером.
Интернет – полезная и нужная человеку вещь, главное – не забывать о возможном его вреде и пользоваться всемирной сетью с умом.
Информация — просьба, подававшаяся малороссийскими гетманами царю московскому или польскому.
Русский энциклопедический словарь (1873 г.)
Информация — основная валюта демократии.
Ралф Неймер, американский юрист
Если информация нам не нравится, эго пропаганда. Если информация нам нравится, эго информация.
Марвин Клаб, американский журналист Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.
Гилберт Честертон
Бывает информация из первых рук, высосанная из пальца.
Роберт Карпач, польский литератор Чем менее точна информация, тем более бурно мы на нее реагируем.
«Замечание Уэдервакса»
Комментарии дешевы, но факты обходятся дорого.
Том Стоппарду английский драматург Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
Петр Капица, русский физик
В XX в. подъему авторитета информации как важнейшего цивилизационного элемента в немалой степени способствовало появление науки кибернетики. Ее основоположник Ноберт Винер предлагал следующий взгляд на сущность информации: «Человек погружен в мир, который он воспринимает своими органами чувств. Информация — обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Действительно жить — это значит жить, располагая правильной информацией»[1].
Выделим следующие концептуальные подходы к определению информации:
- • традиционный (обыденный). В таком случае информация — это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
- • вероятностный. Он используется в теории об информации. Здесь информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их характеристиках, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и неполноты знаний.
Заметим, что в обоих случаях речь может идти об одной и той же информации, касающейся, например, повседневной жизни. Например, по радио можно услышать следующую фразу: «Сейчас температура воздуха в Санкт-Петербурге — минус пять градусов ниже нуля. К концу дня ожидается похолодание до минус семи градусов». Первая часть фразы «отвечает» за традиционный подход. Вторая — за вероятностный. Но речь идет об одном и том же — температуре воздуха на улице.
Обычно «информацией» называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.н. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». По информируют при этом именно людей. Они — объекты информационного воздействия тех, кто данную информацию распространяет, т.е. СМИ и журналистов. Информацией может быть все: от сведений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы, до сведений о состоянии здоровья того или иного человека.
Стоит принять во внимание, что сама форма подачи информации зависит от того, на кого она направлена. Давно замечено, что одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на китайском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоииформативным для человека, владеющего им. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
В теории и практике информационной деятельности важно место отводится такому понятию, как «сигнал». Чаще всего оно связано непосредственно с процессом коммуникации, т.е. передачи информации во времени и пространстве. Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объеме. Информация есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то применительно к информации можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объема информации.
Стоит также понимать, что информация сама по себе обладает рядом неотчуждаемых свойств и особенностей. Их можно определить как универсальные. Именно их необходимо знать журналисту и уметь использовать их в каждой конкретной творческой ситуации.
К универсальным свойствам информации относятся следующие свойства:
- • обмен информацией происходит непрерывно в единстве материального и социального начал;
- • любая информация независимо от характера носителя дискретна, т.е. ее можно прервать, ограничить, завершить ее изложение в любой момент времени;
- • движение потоков информации в современном обществе непрерывно, т.е. вокруг нас существует гигантское, необозримое море информации, которое ни на мгновение не прекращает свое движение во времени и пространстве;
- • информация только тогда становится реальным предметом обмена, когда включается в процесс коммуникации, то есть, проще говоря, поступает в обращение.
Приведем пример из повседневной медийной практики. Например, в декабре 2015 г. холдинг ВГТРК реализовывал проект непрерывного чтения текста романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Информация об этом постоянно распространялась по всем возможным каналам коммуникации. Для большинства такие сообщения так и оставались лишь частью общего информационного потока. Однако для тех, кто решил принять участие в проекте, информация о нем стала значимой и заинтересованные лица, естественно, выделили ее, использовав описанный выше фактор дискретности информации.
Мы уже отмечали ранее, что информация может храниться, передаваться и обрабатываться. Для этого в человеческой цивилизации выработаны символические (знаковые) формы. Однако заметим, что одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
- • знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, специальных символов; графическую; табличную и т.д.;
- • в виде жестов или сигналов;
- • в устной словесной форме (человеческая речь).
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях. Это, несомненно, стоит учитывать журналисту при изложении вполне конкретной информации. Понятно, что информационное сообщение о прибытии официальной делегации иностранного государства вряд ли будет носить развернутый характер. В то же время в этой информации должны содержаться основные сведения о делегации, ее составе, целях прибытия и т.и. Но в кратком радиосообщении об этом прибытии вовсе не обязательно сообщать о территории данного государства, его населении, столице, политическом устройстве.
Носители информации — среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радиосигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д. О том, как и что хранить и каким способом распространять информацию, рассказывает иная дисциплина — «Техника и технология СМИ». Пока же мы заметим лишь то, что технические характеристики носителей информации зачастую в журналистской практике не только предопределяют стадии и характер работы над полученными сведениями, но и фактически «намечают» варианты и форматы их использования и распространения по имеющимся в распоряжении журналиста и СМИ каналам коммуникации. Если журналист берет, например, интервью у главы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой, то ему вряд ли так уж необходимо снимать свой разговор с ней на телекамеру.
Журналисту также стоит учитывать и то обстоятельство, что информация может существовать в конкретном виде в зависимости от собственного «характера», г.е. в виде:
- • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- • световых или звуковых сигналов;
- • радиоволн;
- • электрических и нервных импульсов;
- • магнитных и цифровых записей;
- • жестов и мимики;
- • запахов и вкусовых ощущений;
- • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Отметим, что не все виды информации имеют непосредственное отношение к реальной профессиональной деятельности журналиста. Часть из упомянутых видов может носить научный и специальный характер. Кроме того, в современной журналистской практике большое значение имеет личная информация о человеке, т.е. его возраст, пол, состояние здоровья, образование, национальность, вероисповедание, место рождения и жительства, состав родственников и многое другое. Именно в работе с этими личными сведениями чаще всего в журналистской практике допускаются нарушения юридических и этических норм. Например, в таблоидной прессе принято сообщать о заболеваниях и самочувствии знаменитостей. Не остается без пристального внимания бульварной журналистики и личная жизнь подобных персон. В ход идет любой факт: от усыновления и написания завещания до неадекватного поведения на светской вечеринке.
Разрыв между теоретической идеальной моделью функционирования информации в современной шоу-цивилизации и реальной медиапрактикой не является фатальным и непреодолимым. Поэтому для современной журналистской практики крайне важны свойства информации, как реально существующие, так и желаемые, т.е. те, которые должен определять сам профессионал, собирая сведения, цифры и факты.
Принято считать, что информация должна обладать следующими свойствами:
- • достоверность,
- • точность,
- • краткость,
- • своевременность,
- • понятность,
- • доступность,
- • полнота,
- • ценность.
Свойства информации расположены в порядке убывания их ценности в ежедневной практике журналиста. Но стоит обратить внимание на то, что каждое из этих свойств предопределяет появление последующих характеристик информации. Можно сказать, что между ними существует крепкая диалектическая связь. Например, понятно, что для информационного сообщения в радиоэфире достаточно краткой и точной информации о случившемся ДТП. И понятно, что журналист первым делом назовет время и место события, затем — «участников» происшествия, т.е. количество и марки машин. И, если не дай Бог такое случится, — количество пострадавших людей. А далее последует процесс уточнения и расширения объема информации о ДТП (если оно действительно является серьезным), которое на повестку дня поставит вопрос о полноте имеющихся сведении о последствиях ликвидации ДТП и его влиянии на общую дорожную обстановку в районе происшествия.
Понятно, что перед нами — идеальная модель сочетания свойств информации, которые крайне желаемы на практике. И достичь сочетания и наличия всех упомянутых выше характеристик в одном-единственном репортаже о прорыве магистрального водопровода в районе городских новостроек в суровые зимние холода вряд ли возможно, но никто не отрицает и того, что к подобному сочетанию стоит стремиться постоянно.
Попробуем пояснить каждое из упомянутых желаемых свойств информации, к которой имеет отношение журналист в своей профессиональной деятельности.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т.е. перестает отражать истинное положение дел. Вспомним еще раз ситуации с террористическими актами в Лондоне, случившимися в июле 2005 г. Это произошло буквально на следующее утро после того, как МОК объявил о том, что летние олимпийские игры 2012 г. состоятся в столице Великобритании. Все радио- и телеканалы, входящие в состав ВВС, придерживались в течение всего дня информации о количестве жертв терактов, поступавших из официальных источников. Оно было несравнимо меньшим по отношению к числу реально погибших пассажиров метро и омнибуса. И понятно, что к концу дня эта информация уже не выглядела недостоверной и неактуальной. Однако реальную подтвержденную цифру погибших ВВС озвучила лишь после того, как ее огласили официальные представители властей.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Яркий пример — история с аргументацией властями США относительно наличия у Ирака химического оружия массового уничтожения. В 2003 г. на заседании Совета Безопасности ООН Колин Пауэлл, тогдашний госсекретарь США, продемонстрировал склянку с белым порошком, утверждая, что внутри как раз и находится отравляющее вещество. Это «доказательство» стало едва ли не решающим аргументом при объяснении Белым домом причин вторжения войск коалиции в Ирак в марте 2003 г. Теперь весь мир знает, что показанное было наглой подтасовкой, а отсутствие реальной информации о том, что есть, а чего нет у Ирака, ввело весь мир в необратимое заблуждение, политически оправдало агрессию США и их союзников. За этим последовал полный распад Ирака как суверенного государства, что в значительной степени создало условия для создания И ГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и появлению очевидного очага международной напряженности.
Здесь самое время упомянуть о принципиальной важности точности информации в работе журналиста. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Неточная информация — это неправдивая, недостоверная информация. И здесь для тех, кто посвятил и посвящает свою жизнь журналистскому труду, нет и не должно быть никаких иллюзий. Чаще всего неточности «сопровождают» деятельность начинающих журналистов, когда они путают названия топонимических объектов, должности, имена и фамилии тех, к кому они обращаются за комментариями, а также — цифры, связанные с характеристиками дат и времени. Как говорил персонаж одного известного советского телефильма: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Наиболее наглядные примеры в нынешней практике молодых журналистов мы можем наблюдать в деятельности петербургского телеканала Life78y который выходит в эфир на частоте прежнего канала «100ТВ», входившего в состав Балтийской медиагруппы (БМГ), владельцем которой был О. К. Руднов. Однако после его скоропостижной кончины в январе 2015 г. право на владение активами БМГ перешло к А. А. Габрелянову. Он и осуществил политику переформатирования прежнего вещателя, что обернулось в итоге процессом полной депрофессионализации журналистской деятельности тех, кто был приглашен на работу в штат нового канала вместо уволенных сотрудников прежнего. А поскольку были приняты молодые, неквалифицированные юноши и девушки, большинство из которых оказались приезжими, ограниченность их знаний Санкт-Петербурга, его топографии и расположения различных объектов сразу начала негативно сказываться в репортерской деятельности, продуцируя множество неточностей, ошибок, оговорок.
Точность информации, добываемой журналистом, автоматически повышает ее ценность. А ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.