Вред и польза насекомых в природе
Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах – там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: “Какова же роль в природе насекомых?”
Особенности видов
Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.
Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:
- Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
- Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
- Питающиеся растениями (майский жук, листоеды, хрущи).
Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.
Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.
В чем польза?
Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:
- без насекомых часто невозможно опыление растений;
- они участвуют в почвообразовательных процессах;
- названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.
Опыление растений
Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в опылении растений. Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.
Почвообразовательные процессы
Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.
Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.
Круговорот веществ
Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.
Отрицательная деятельность
Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:
- уничтожение растений;
- распространение заболеваний.
Уничтожение растений
Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.
Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.
К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.
Переносчики заболеваний
Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.
Эндопаразитами зачастую являются насекомые еще в личиночной стадии. К примеру, они могут поселиться в организме рогатого скота и нанести серьезный вред животноводству. Кроме того, опасность нависает и над человеком. Кровососущие насекомые способны заразить болезнетворными микробами, а также паразитическими червями. Пути передачи – через пищу (муха), при укусах (комар, клещ).
Красная книга
Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.
На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся усач альпийский, жужелицы, красотелы и другие.
В Красной книге 33 вида бабочек – аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые – пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.
Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира
Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.
В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.
В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.
Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.
В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.
Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.
МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»
Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:
«Насекомые»
Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.
Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».
(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).
– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)
– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)
– Как назвать их одним словом? (насекомые)
– А теперь давайте расскажем про жука.
Физкульт. пауза
Я нашла себе жука
На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук, (машут руками)
Зажужжали крылья.
(сели на стульчики)
– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.
– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).
-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?
– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.
– Чем питаются насекомые?
(мошками, цветочным нектаром, травкой)
– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)
Физкульт.пауза: «Стрекоза».
Вот какая стрекоза – руки в стороны
Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.
Вертится, как вертолет – руки в стороны
Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.
– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Прыгает пружинка – зеленая спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)
3. Целый день летает, всем надоедает
Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)
4. На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
5. Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.
Муравьи.
Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.
Физкульт. пауза. «Кузнечики»
Поднимайте плечики (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)
Сели, посидели, (сесть)
Травушку покушали («кушают»)
Тишину послушали (повороты головы)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).
– Какие насекомые жужжат?
(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
– Какие пищат? (комары)
– Какие стрекочут? (кузнечики)
– Какой звук издает комар? (писк)
– А жук? (жужжание)
– А бабочка? (не издает звука)
Дыхательное упражнение «Бабочка».
В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.
– Мы подуем высоко,
– Мы подуем низко,
– Мы подуем далеко,
– Мы подуем близко.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)
– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)
– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.
Дети из палочек выкладывают жука.
– Жук по зеленой травке ползет,
Дойдет до конца и упадет.
Конспект педагогического мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Насекомые – польза и вред»
Приоритетная образовательная область: здоровье
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.
Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;
Ход мероприятия
Воспитатель стоит возле панно «Луг».
Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)
Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.
«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».
Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).
Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:
Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.
Физминутка: «Веселые насекомые»
Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!
Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое:
Не найдешь у нас пилы,
не рубили мы стволы,
не стучали топором,
а под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
- Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра:
Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.
Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:
В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.
Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.
ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ
Значение насекомых в природе
Насекомые составляют около 80% всех животных на Земле, по разным оценкам
в современной фауне от 2 до 10 млн. видов насекомых, из них пока
известно чуть более 1 млн. Активно участвуя в круговороте веществ,
насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
Более 80% растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать,
что цветок – результат совместной эволюции растений и насекомых.
Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых
разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска
цветка. Приспособления насекомых: сосущий хоботок бабочек,
грызуще-лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты –
у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил –
брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.
Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано
не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными
насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных
остатков – опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно
выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.
Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых:
·
копрофаги – жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;
·
некрофаги – жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки,
падальницы;
·
насекомые – разрушители отмерших растительных остатков: древесины,
веток, листьев, хвои – жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок,
рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и
т.д.;
·
насекомые – санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно
гниющими органическими веществами (детритом) – личинки комаров-дергунов,
или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором
ее санитарного состояния.
Насекомые – важнейший элемент пищевых пирамид. Насекомыми питаются
многие животные: рыбы, земноводные (у лягушки до 95% рациона),
пресмыкающиеся (ящерицы поедают до 10-20 насекомых в сутки), птицы,
млекопитающие (чисто насекомоядными являются землеройки, кроты, летучие
мыши, муравьеды, броненосцы, как дополнение к основной пище насекомые
служат многим другим видам). Среди беспозвоночных, употребляющих в пищу
насекомых, скорпионы, фаланги, сольпуги, сенокосцы, пауки, сколопендры,
костянки и огромная армия насекомых-энтомофагов (хищников и паразитов).
Значение насекомых в жизни человека
В жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное,
так и отрицательное значение.
Из более чем 1 млн. видов насекомых настоящие вредители, с которыми
нужно бороться, составляют около 1%. Основная масса насекомых
безразлична для человека или приносит пользу. Одомашненные насекомые –
медоносная пчела и тутовый шелкопряд, на их разведении основаны
пчеловодство и шелководство. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис
(пчелиный клей), апилак (пчелиный яд), маточное молочко; тутовый
шелкопряд – шелковую нить, выделяемую прядильными железами гусеницы при
постройке кокона, нить шелка непрерывна, до 1000 м длины.
Кроме этих
насекомых ценную продукцию дают: гусеницы дубового коконопряда, их более
грубая шелковая нить идет на изготовление ткани чесуча; лаковые червецы
выделяют шеллак – воскоподобное вещество с изоляционными свойствами,
используемое в радио- и электротехнике; карминные червецы (мексиканская
и араратская кошенили) дают красную краску кармин; жуки-нарывники
выделяют едкое вещество кантаридин, используемое для изготовления
нарывного пластыря.
Насекомые-опылители, представители многих отрядов, среди которых важное
место занимают перепончатокрылые, повышают урожаи семян, ягод, плодов,
цветов многих культурных растений – плодово-ягодных, овощных, кормовых,
цветочных.
Насекомые-энтомофаги, хищники и паразиты помогают в борьбе с вредителями
сельского хозяйства и леса, знание особенностей их биологии составляет
основу биологического метода борьбы с вредными насекомыми. Наиболее
эффективные энтомофаги: наездники – афелинусы, трихограммы, ооэнциртусы,
муравьи, осы-охотницы, хищные жуки и клопы, сетчатокрылые.
Изучение насекомых служит познанию законов природы, является основой
таких фундаментальных наук как систематика, физиология, биохимия,
генетика, экология животных, гидробиология, биофизика и бионика, а также
прикладных дисциплин – сельскохозяйственная, лесная, ветеринарная
энтомология, медицинская паразитология и отраслей народного хозяйства –
пчеловодство, шелководство, семеноводство, овощеводство, луговодство,
ягодоводство, лесоведение, защита растений, охрана природы.
Плодовая мушка дрозофила, благодаря своей плодовитости и скорости
размножения, – не только классический объект исследований генетики, но и
одно из идеальных подопытных животных для биологических исследований в
космосе. Ископаемых насекомых используют в стратиграфии для определения
возраста осадочных пород.
Среди огромного количества насекомых имеются не только вредные, но и
полезные виды, которые питаются не растениями, а поедают вредных
насекомых или паразитируют на них и, таким образом, являются помощниками
человека в борьбе с вредителями. Ниже приводится краткое описание
наиболее распространенных видов полезных насекомых-энтомофагов,
заслуживающих охраны и привлечения их в сады для уничтожения вредителей.
Коровка семиточечная
(Coccinella septempunc-tata L.).
Маленький черный жук, длиной 6-8 мм, с
красными надкрыльями, на которых четко вырисовываются 7 черных круглых
пятнышек, благодаря чему насекомое и получило свое название. Жуки хорошо
летают, с удивительной точностью находят колонии тлей, которых они с
жадностью поедают. Тут же на листьях или ветках самки откладывают кучки
желтых блестящих яиц. Из них выходят маленькие черные шестиногие
личинки, которые сразу же начинают поедать тлей, как и взрослые особи.
Там, где поселились коровки, тля бывает полностью уничтожена. Такую
картину часто можно наблюдать в садах, на ягодниках и в плодовых
питомниках. Зимуют жуки в щелях построек, под опавшими листьями, в сукой
траве и других местах. Рано весной, после перезимовки они выходят из
своих убежищ, выползают на деревья и начинают поедать вредителей. В
благоприятные годы коровки (их еще называют божьими коровками) быстро
размножаются и съедают не только тлей, но и других мелких вредителей. В
поисках пищи и воды они в массе скапливаются вблизи водоемов, на
побережье морей, на скалах, ползают по дорогам, где большое количество
их погибает под ногами прохожих. В такое время коровок следует спасать
от гибели, собирать в специальные ящики из густой сетки и хранить в
холодильниках или в подвалах в холодных местах с тем, чтобы весной
выпустить их на растения, поврежденные тлями.
Коровка двухточечная (Adalia bipunctata L.). Жучок
длиной 3-4 мм, с красными надкрыльями, на которых имеются 2 черных
круглых пятнышка. Живет и питается так же, как и семиточечная коровка.
Сирф перевязанный (Syrphus ribesii L.K Двукрылое
насекомое, черного цвета с ярко-желтыми перевязями на брюшке. По
внешнему виду больше напоминает осу, чем муху. Длина тела 11-12 мм.
Самка отыскивает колонии тлей и откладывает яйца на повреждаемые ими
листья. Из яиц выходят желтоватые или зеленоватые безногие личинки,
похожие на крошечную пиявку. Личинки очень прожорливы: каждая в течение
своей жизни съедает до 2000 тлей.
Златоглазка (Chrvsopa perla L.). Нежное
голубовато-зеленое стройное насекомое с четырьмя прозрачными крыльями,
золотистыми глазами и длинными усиками. Длина тела 12-15, размах крыльев
25-30 мм. Откладывает продолговатые изумрудные яйца на листья и стебли
растений, повреждаемых тлями. Из яиц через несколько дней выходят
сероватые шестиногие личинки. Они быстро бегают и своими длинными
острыми челюстями хватают тлей, высасывают их, оставляя только шкурки,
которые нагромождаются на спинках личинок. Из шкурок тлей личинки
златоглазки делают себе коконы перед окукливанием. Зимуют взрослые
златоглазки в помещениях. При надвигающейся опасности златоглазка
выделяет стойкий неприятный запах, который отпугивает врагов.
Ктырь (Selidopogon diadema F.). Хищное двукрылое
насекомое, похожее на муху. Самец черного цвета, с буроватыми
прозрачными крыльями; самка бурая, с желтовато-бурым рисунком на груди и
брюшке, серыми крыльями с желтым основанием. Длина тела 18-22 мм.
Питается насекомыми, прокалывая их твердым хоботком и высасывая лимфу.
Часто ловит вредителей на лету. Встречается на листьях и на почве в
садах, на полях и огородах, где подкарауливает добычу. Личинки также
питаются насекомыми, живущими в почве.
Стрекоза (Leptetrum quadrimaculatum L.). Хищное
насекомое, с большими сложными глазами, занимающими большую часть
поверхности головы, крепким грызущим ротовым аппаратом и двумя парами
прозрачных длинных узких крыльев с густой сетью жилок. Крылья у стрекозы
всегда расположены перпендикулярно к телу. Летают очень быстро, на лету
вылавливая множество мелких насекомых, особенно комаров, мошек, молей и
других вредителей, чем приносят большую пользу человеку. Личинки живут в
прудах, речках и питаются мелкими водяными животными. В СССР насчитывают
около 200 видов стрекоз.
Наездник апантелес белянковый (Apanteles glomeratus
L.). Маленькое перепончатокрылое насекомое черного цвета длиной около
2,5 мм. Ноги красно-бурые, крылья перепончатые, прозрачные, как и у
пчел. Летает летом весьма распространенный паразит гусениц боярышницы,
капустной белянки и других вредных бабочек из семейства белянок.
Наездник откладывает яйца в тело гусениц. Из яиц выходят белые безногие
личинки, которые питаются жировым телом и лимфой гусениц. Закончив
питание, личинки наездника продырявливают кожный покров гусеницы,
выходят наружу, плетут себе желтые овальные паутинные коконы длиной
2-2,5 мм, внутри которых окукливаются. Коконы прикрепляются к телу
гусеницы, из которой вышли личинки наездника, и к ветке, листу или
другой части дерева. Пострадавшая гусеница сидит неподвижно на коконах и
медленно погибает. Такую картину можно часто наблюдать на плодовых
деревьях, поврежденных боярышницей, а также на капусте и других
растениях, заселенных гусеницами белянок. Уничтожая гусениц, наездник
играет большую роль в подавлении массового размножения боярышницы и
других вредных бабочек из семейства белянок.
Вредные насекомые.
Насекомые наносят человечеству
огромный экономический ущерб, поедая посевы,
деревянные постройки и
другие предметы, изготовленные из материалов растительного
происхождения. К таким насекомым относятся многие виды бабочек: яблонная
и сливовая плодожорка, яблонная и хлопковая моль, представители
семейства ночниц (уничтожают зерновые культуры, хлопчатник, кукурузу,
подсолнечник, свеклу и др.), сосновая пяденица и сибирский шелкопряд
(вредители хвойных лесов). Большой ущерб лесам наносят жуки короеды,
дровосеки и златки. Листоеды, долгоносики, зерновки и майские жуки
причиняют вред зеленым частям растений. Майский жук особенно опасен на
стадии личинки, которая продолжается 4–5 лет.
Личинки питаются корнями
травянистых растений и деревьев. Опустошительные набеги саранчи являлись
страшным бедствием еще на заре человеческой цивилизации и влияют на
экономику многих современных государств. Очень большой ущерб причиняют
термиты, которые благодаря фауне кишечных симбионтов прекрасно усваивают
клетчатку, уничтожая огромное количество древесины.
Опасны паразитирующие на
человеке, сельскохозяйственных животных и растениях виды и виды –
переносчики заболеваний. Для человека опасны малярийный комар
(переносчик возбудителей малярии – видов рода Plasmodium), муха цеце
(переносчик возбудителей сонной болезни рода Trypanosoma), вши
(переносчики спирохет возвратного тифа), слепни (переносчики круглых
червей филярий, вызывающих филяриатозы). Вши, блохи, клопы являются
паразитами человека.
Оренбургская область Шарлыкский район
село Дубровка
улица Школьная, 8
Электронный
адрес автора:
bjyfcmrf@mail.ru