Вред и польза компьютерных игр ученые
Играть или не играть?
Текст:
Елизавета Глаголева·24 октября 2018
Видеоигры – наше все! Это одно из самых популярных развлечений в мире! Правда, некоторые выступают очень против, мол, они слишком вредные. Разбираемся, что же на самом деле говорит наука.
Недавно Всемирная Организация Здравоохранения внесла в официальный перечень психических заболеваний «игровое расстройство». Говорят, если игрушки начинают мешать нормальной жизнедеятельности, это реально серьезная проблема. Есть даже предположение, что существует зависимость между видеоиграми и жестоким поведением.
В Штатах, например, политики периодически комментируют трагические происшествия в учебных заведениях страны и опасаются, что на поведение подростков влияют игры. Поэтому ученые тщательно исследуют этот вопрос, чтобы выяснить, а правда ли так сильно сказываются шутеры и прочие жестокие видеоигры на поведении молодежи.
Есть, к слову, и менее негативное отношение к вопросу. По крайней мере, в некоторых видеоиграх нашли преимущества: они помогают развивать внимание и улучшают навык визуальной обработки информации.
В общем, даже ученые пока не пришли к единому мнению, так что все еще возникает много вопросов. Провоцируют ли видеоигры агрессию и насилие? Вызывают ли они привыкание? Помогают снять стресс или вызывают его? Вот что нам пока известно.
В видеоигры играют не только подростки
Согласно исследованию американской Ассоциации производителей программного обеспечения и компьютерных игр (ESA), в 65% семей есть хотя бы один человек, который играет три часа в неделю и больше. Причем среднестатистическому игроку 35 лет. Причем, вопреки популярному мнению, среди игроков больше взрослых женщин (31%), чем несовершеннолетних мальчиков (18%). А вообще в видеоигры играет 59% мужчин и 41% женщин.
Есть мнение, что видеоигры могут вызывать привыкание
Мы уже сказали, что Всемирная Организация Здравоохранения внесла в официальный перечень психических заболеваний «игровое расстройство». Такой диагноз могут поставить, если:
- человек теряет контроль над своими игровыми привычками;
- постоянно или часто предпочитает игры всему остальному;
- продолжает играть, не обращая внимания на явные негативные последствия.
С другой стороны, некоторые исследователи считают, что такое поведение может быть проявлением вовсе не зависимости.
Чрезмерная увлеченность играми иногда говорит о том, что человеку сложно совладать с депрессией или тревожностью.
Возможно, связь между видеоиграми и агрессией все же есть
Американская психологическая ассоциация (АПА) провела обзор различных исследований, чтобы выявить эту закономерность. Оказалось, что любители жестоких игр и правда чаще проявляют агрессию. Но АПА обращает внимание на один момент: одни только игры не могут быть источником агрессии.
К тому же есть много других исследований, которые вообще не обнаружили связи между насилием в игре и в реальной жизни. Член АПА Крис Фергюсон и некоторые другие ученые и вовсе считают, что выводы о наличии такой связи делались поспешно, а методы изучения проблемы имели погрешности.
В любом случае, агрессивное поведение и насилие не совсем одно и то же, напоминают сторонники видеоигр.
Игры вроде Grand Theft Auto (ГТА), возможно, даже помогли снизить уровень преступности
Исследование 2015 года показало, что в течение нескольких месяцев после выпуска популярных жестоких видеоигр количество нападений и убийств снижается. Некоторые ученые полагают, что люди могут получить жесткое, но снижающее агрессию «очищение» от игры с элементами насилия. Другие говорят, что агрессивные люди могут столкнуться с жестокостью в СМИ, а затем играть в жестокие видеоигры вместо того, чтобы проявлять жестокость в реальной жизни.
Подростки-геймеры гораздо реже проявляют насилие, чем принято считать
Профессора психологии Патрик Марки и Кристофер Фергюсон обнаружили, что только около 20% школьников-стрелков играли в жестокие видеоигры. А почти 70% их играющих сверстников абсолютно безобидны.
В докладе 2004 года «о школьных стрелках» секретной службы США и Департамента образования было установлено, что только 12% школьных стрелков проявляют интерес к жестоким видеоиграм.
Когда жестокие видеоигры стали популярными, насилие среди молодежи сократилось
Исследования показывают, что насилие среди молодежи уменьшилось, когда эти игры стали доступными.
Приведем несколько цифр. По данным Urban Institute, с 1980 по 1994 год уровень юношеского насилия возрос, в 1990-х начал падать и снизился на 34% в период с 1994 по 2000 год. А одно из исследований Бостонского университета показало, что уровень насилия среди молодежи снизился еще на 29% в период между 2002 и 2014 годами.
Оговоримся, правда, что это всего лишь общие тенденции, которые напрямую не доказывают, что именно видеоигры снижают уровень насилия. Зато вполне опровергают популярную у некоторых политиков и родителей мысль, будто игры создают монстров.
Шутеры помогают улучшить визуальное восприятие информации
В одном исследовании ученые обнаружили, что игра в то, что они называют «боевыми» играми (например, «Call of Duty» или «Destiny»), может привести к улучшению остроты зрения и способности находить объекты в отвлекающей обстановке. Обзор аналогичных исследований показал, что у геймеров улучшения наблюдаются так же скоро, как если бы они посещали специальные курсы, предназначенные для повышения способности визуальной обработки информации.
Геймеры лучше концентрируют внимание
Любителям стрелялок, оказывается, намного проще фильтровать поступающую информацию и концентрироваться на конкретной задаче. Они не так часто отвлекаются, как люди, которые не увлекаются шутерами. Причем геймеры, которые предпочитают другие жанры, таких супер-способностей тоже не проявили.
Долгие часы перед экраном повышают шансы на лишние килограммы
Несколько разных исследований подтверждают: чем больше времени дети (и взрослые) проводят в сидячем положении, тем больше вероятность, что они будут иметь избыточный вес. А одно исследование показало, что немецкие дети, которые не сидели перед экраном дольше полутора часов, на 75% реже страдали от лишнего веса, чем те, кто превышал эту норму.
Следует, однако, отметить, что другие исследования показали: социально-экономические и демографические факторы оказывают большее влияние на детское ожирение, чем увлечение видеоиграми.
Видеоигры помогают расслабиться
Люди часто играют в видеоигры, чтобы морально отдохнуть и отвлечься от реальных проблем. Исследования показывают, что игры действительно могут помочь в этом. А квесты и головоломки помогают уменьшить стресс и улучшить настроение.
Согласно исследованиям Американской психологической ассоциации, игры могут вызывать целый ряд эмоций: положительных и отрицательных, включая удовлетворение, расслабление, разочарование и гнев.
Другие исследования показали, что дети, которые играют не дольше часа в день, эмоционально благополучнее, чем те, кто вообще не играет.
Играть или не играть – выбирать только тебе. О плюсах и минусах мы тебе рассказали.
Èíäóñòðèÿ âèäåîèãð íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÿâëÿåòñÿ íàñòîëüêî ãëîáàëüíûì ÿâëåíèåì, ÷òî ñðàâíèòñÿ ñ íåé, ìîæåò ðàçâå ÷òî èíäóñòðèÿ êèíî. Ñóùåñòâóåò áîëåå 1,2 ìèëëèàðäà èãðîêîâ ïî âñåìó ìèðó, à îáúåì ïðîäàæ èãð ïðåâîñõîäèò $ 100 ìëðä â ãîä.
Èãðàì ÷àñòî ïðèïèñûâàþò ïîÿâëåíèå àãðåññèè, áåñïðè÷èííîãî íàñèëèÿ è ðàçëè÷íûõ çàâèñèìîñòåé. Íî òàê ëè ýòî íà ñàìîì äåëå? Òðè äåñÿòèëåòèÿ ó÷åíûå ïûòàþòñÿ íàéòè îòâåò íà ýòîò âîïðîñ, íî íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ê îáùåìó ðåøåíèþ îíè òàê è íå ïðèøëè.
Ïðîâåäÿ ðÿä óâëåêàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé, ó÷åíûå ñäåëàëè âûâîä, ÷òî àãðåññèÿ ó ãåéìåðîâ, ïðîèñõîäèò ëèøü â 4% ñëó÷àåâ, è â îñíîâíîì ïîñëå èãð èìåþùèõ ýëåìåíòû æåñòîêîñòè. Ñîãëàñèòåñü, íå òàê óæ ìíîãî.
Íåò ñîìíåíèé â òîì, ÷òî íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ó÷åíûå íå íàøëè ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ìåæäó âèäåîèãðàìè è âñïûøêàìè àãðåññèè.
Íî âîêðóã èãð ñòîëüêî ñïîðîâ, ÷òî ðàñòóùèé îáúåì ïðîòèâîðå÷èé íà÷èíàåò ïîêàçûâàòü êîìïüþòåðíûå èãðû ñîâåðøåííî â èíîì ñâåòå, ÷åì åñòü íà ñàìîì äåëå.
Âèçóàëüíûå ñïîñîáíîñòè
Âî âñåì ìèðå, ó÷åíûå èññëåäîâàíèÿ è ïûòàþòñÿ íàéòè íå òîëüêî âîçìîæíûé âðåä îò èãð, íî è èùóò ïðåèìóùåñòâà, ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå, êîòîðîå ìîãóò îêàçûâàòü èãðû.
 îäíîì èç óíèâåðñèòåòîâ Æåíåâû, ïðîôåññîð Äàôíà Áàâåëüåð ïðîâåëà ðÿä èññëåäîâàíèé â êîòîðûõ ïðèíèìàëè ó÷àñòèå ëþäè èãðàþùèå â êîìïüþòåðíûå èãðû è òå, êòî íå èãðàåò.
 îäíîì èç òàêèõ èññëåäîâàíèé, èñïûòóåìûå âíèìàòåëüíî ñëåäèëè íå çà îäíèì, à çà íåñêîëüêèìè îáúåêòàìè â äâèæåíèè.
Îíà îáíàðóæèëà, ÷òî ãðóïïà èñïûòóåìûõ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ãåéìåðàìè, äåéñòâèÿ âûïîëíÿþò çíà÷èòåëüíî ëó÷øå, èìåþò áûñòðîòó ïðèíÿòèÿ ðåøåíèÿ, à ãðóïïà íå ãåéìåðîâ èìååò ïîêàçàòåëè íèæå.
Òåîðèÿ ïðîôåññîðà Áàâåëüåð çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî èãðû, â êîòîðûõ òðåáóåòñÿ ñêîðîñòü äåéñòâèÿ çàñòàâëÿþò èãðîêà ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà èçìåíåíèÿìè òî â îäíîé ÷àñòè ýêðàíà, òî â äðóãîé, â òî æå âðåìÿ, îñòàâàÿñü âíèìàòåëüíûì ê îñòàëüíûì äåéñòâèÿì â îêðóæàþùåé åãî âðåäå.
Ýòî áðîñàåò âûçîâ ìîçãó, ÷òî çàñòàâëÿåò åãî ðàáîòàòü áîëåå àêòèâíî è îáðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ ñ áîëüøåé ñêîðîñòüþ.
Àêòèâíîñòü ìîçãà
 Èíñòèòóòå ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ ðåñóðñîâ, â Áåðëèíå, ïðîôåññîð Ñèìîíà Êóíà òàêæå ïðîâîäèò ýêñïåðèìåíòû è âûÿñíÿåò êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò èãðû íà íàø ìîçã.
 ñâîåì î÷åðåäíîì èññëåäîâàíèè, îíà èñïîëüçîâàëà òåõíîëîãèè ôÌÐÒ (ôóíêöèîíàëüíàÿ ÌÐÒ) äëÿ èçó÷åíèÿ ìîçãà.  èññëåäîâàíèè ïðèíèìàëè èãðîêè, êîòîðûå èãðàëè â òå÷åíèå òðåõ ìåñÿöåâ â âèäåîèãðû.
Ïðèìå÷àòåëüíî, îíà îáíàðóæèëà, ÷òî òðè îáëàñòè ìîçãà âûðîñëè – ïðåôðîíòàëüíàÿ êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, ïðàâûé ãèïïîêàìï è ìîçæå÷îê.
Ëåêàðñòâî îò ñòàðîñòè
Ïîæàëóé, ñàìàÿ çàõâàòûâàþùàÿ îáëàñòü èññëåäîâàíèé èçó÷àåò ïîòåíöèàë âèäåîèãð äëÿ áîðüáû ñíèæåíèåì óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé â ñòàðîñòè.
 Óíèâåðñèòåòå Êàëèôîðíèè, Ñàí-Ôðàíöèñêî, ïðîôåññîð Àäàì Ãàçàëåé è êîìàíäà äèçàéíåðîâ ñîçäàëè èãðó ñ ðàçíèöåé: Neuroracer.
Ýòî ãîíî÷íûé ñèìóëÿòîð, íî ïîñòðîåí îí òàêèì îáðàçîì, ÷òî ïîìèìî óïðàâëåíèÿ ìàøèíîé èãðîêó ïðèõîäèòñÿ ñëåäèòü çà âûïîëíåíèåì äðóãèõ çàäà÷.
Ïî îêîí÷àíèè èãðû ïîæèëûõ èãðîêîâ â òå÷åíèå 12 ÷àñîâ, ïðîôåññîð Ãàçàëåé îáíàðóæèë, ÷òî ïîêàçàòåëè èãðîêîâ çíà÷èòåëüíî óëó÷øèëèñü è ïîæèëûå èñïûòóåìûå íè÷åì íå óñòóïàëè ìîëîäûì èãðîêàì, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ èãðàëè äàæå ëó÷øå.
Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî óñîâåðøåíñòâîâàííûå íàâûêè, èãðàÿ â èãðó, áûëè ïåðåäàíû â ðåàëüíûé ìèð.
Ïðîôåññîð Ãàçàëåé ïîëàãàåò, ÷òî ìû òîëüêî íà÷èíàåì çàäåéñòâîâàòü ñâîé ïîòåíöèàë.
“ß çàèíòðèãîâàí èäååé, ÷òî â áóäóùåì ïñèõèàòð èëè íåâðîëîã âìåñòî òîãî, ÷òîáû âûïèñûâàòü ïðåïàðàò, áóäåò íàçíà÷àòü èãðîâóþ «òàáëåòêó» äâà ðàçà â ìåñÿö è èñïîëüçóåò ýòî â êà÷åñòâå òåðàïèè, êàê öèôðîâóþ ìåäèöèíó, ” îí ãîâîðèò.
https://dsgame.ru/
Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.
Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.
В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.
Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.
Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.
Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.
В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?
Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.
Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.
Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.
Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.
Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.
«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.
«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.
«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.
Польза от компьютерных игр:
– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;
– игры на логику развивают память, заставляют думать;
– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;
– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;
– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.
Вред от компьютерных игр:
– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;
– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;
– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;
– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;
– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).
Что же делать с компьютерными играми?
Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.
Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.
P.S.
Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.
Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.
1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a
Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.
По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)
Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.
2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru
3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах
Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.
Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.