Врач обязан открывать для пользы человека все что признает верным на основании опыта
26
1. Орибазий
2. Александр Тралесский
3. Леонардо да Винчи
4. Ибн Сина
5. Амбруаз Паре
179. Развитие больничного дела в Византии было тесно связано со
становлением религии:
1. Язычества
2. Буддизма
3. Иудизма
4. Христианства
5. Ислама
180. Первая христианская больница была построена в Кесари Василием
Кесарийским в:
1. IV веке
2. V веке
3. VI веке
4. VII веке
181.
Больница
при
монастыре
имела
постоянный
штат
врачей-
специалистов. Врачи получали жалование деньгами и продуктами, имели
бесплатную квартиру, пользовались монастырскими лошадьми, но не имели
права:
1. Выходить за ворота монастыря
2. Иметь семью
3. Принимать амбулаторных больных
4. Заниматься частной практикой без специального разрешения императора
5. Устанавливать размер гонорара
182. Единственный в Византии университет «Аудиториум» (Auditorium
specialiter nostrum) основан:
1. Византий, 330 г.
2. Стамбул, 417 г.
3. Константинополь, 425 г.
4. Рим, 395 г.
5. Александрия, 605 г.
183. «Аудиториум» был основан:
1. Орибазием
2. Константином Великим
3. Ромулом Августулом
4. Феодосием II
5. Юстинианом I
184. Медицина входила в программу византийского образования и
преподавалась вместе с четырьмя основными предметами высшей поздней
античной школы:
1. Историей
2. Алгеброй
3. Геометрией
4. Астрономией
27
5. Музыкой
185. После сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и
получения соответствующих свидетельств, окончившие медицинские
школы могли получить:
1. Государственные должности
2. Звание архиатра
3. Разрешение заниматься частной практикой
4. Открывать больницы
5. Продавать лекарства
186. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным
на основании опыта» — утверждал знаменитый врач:
1. Орибазий Пергамский
2. Павел Эгинский
3. Александр Траллеский
4. Аэций Амидский
5. Френсис Бэкон
187. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием:
1. Холера византийская
2. Чума египетская
3. Чума Юстиниана
4. Холера Константина
5. Чума Юлиана
188. Восток рано познакомился с работами этого автора, но главным образом
он пользовался известностью как хирург и акушер:
1. Гиппократ
2. Павел Эгинский
3. Абул Касим
4. Ар-Рази
5. Атилла
189. Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство
сохранить существовавшие со времен Римской империи должности:
1. Городской врач
2. Городской врач для бедных
3. Городской архиатр
4. Эпидемиолог
5. Целитель
190. Византийские аптеки представляли собой:
1. Хранилище лекарственного сырья
2. Склад лекарств, которые здесь готовились
3. Склад лекарств, которые здесь продавались
4. Склад готовых лекарств
5. Помимо готовых лекарств, продавались сопутствующие товары: пряники,
чернила и т.д.
МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV ВЕКА)
28
191. Средние века на Западе, как и на Востоке, характеризуются крупными
эпидемиями. Развитию эпидемий способствовал ряд условий:
1. Возникновение и рост городов
2. Великое переселение народов
3. Крестовые походы
4. Появление карантинов
5. Плохое санитарное состояние городов
192. Первыми эффективными мерами предупреждения и борьбы с
инфекционными заболеваниями в средневековье были:
1. Бегство
2. Карантины
3. Портовые карантины
4. Специальные правила – «регламенты»
5. Введение должности «городские врачи»
193. Впервые карантины были созданы:
1. В XIV веке в портовых городах Италии
2. В XIV веке в портовых городах Франции
3. В XV веке в Англии
4. В XV веке в Испании
5. В XV веке в России
194. Время крестовых походов вызвало целый ряд специальных мер, в
частности, образование ордена святого Лазаря для призрения:
1. Душевных больных
2. Прокаженных
3. Инвалидов
4. Раненых рыцарей
5. Стариков, женщин, детей
195. Центрами средневековой медицины были:
1. Больницы
2. Монастыри
3. Медицинские школы
4. Университеты
5. Больницы при монастырях
196. На Западе средневековья университеты первоначально представляли
собой:
1. Корпорацию учащихся
2. Корпорацию ученых
3. Корпорацию ученых и учащихся
4. Корпорацию врачей
5. Корпорацию ремесленников
197. Врач по внутренним болезням на портретах в средневековье
изображался:
1. С книгой в руке
2. За работой
3. С инструментами
4. С лекарственными растениями в руке
5. С дипломом врача
29
198. Хирургию средних веков позднее стали называть:
1. Хирургическая пиротехника
2. Карающая хирургия
3. Ремесленная хирургия
4. Народная хирургия
5. Хирургия цирюльников
199. Борьба с заразными болезнями в средневековье способствовала
проведению некоторых мер общесанитарного характера, в первую очередь:
1. Уборка городских улиц
2. Обеспечение городов доброкачественной питьевой водой
3. Проведение канализаций
4. Открытие общественных бань
5. Открытие прачечных
200. Английский естествоиспытатель, профессор богословия Оксфордского
университета впервые разделил химические знания на теоретические и
практические и обратился к опытному методу, который считал
единственным критерием истины:
1. Р.Бэкон
2. Ф.Бэкон
3. А. Смит
4. Ф. Магеллан
5. У.Гарвей
201. Лучшим сочинением Салернской школы за всю ее тысячелетнюю
историю стала поэма «Салернский кодекс здоровья». Ее втор:
1. Джованни Боккаччо
2. Джироламо Фракасторо
3. Ги де Шолиак
4. Роджер Бэкон
5. Арнольд из Виллановы
202. Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в
средневековой Европе. Медицинское образование в нем включало:
1. Изучение латинского языка
2. Вскрытие трупа производилось 1 раз в год
3. Обязательная врачебная практика за пределами города
4. Посещение операций учителей-магистров
5. Проводили самостоятельно операции
203. Магистр Боллонского университета Мондино де Люцци в 1316 г.
составил первый учебник:
1. По внутренним болезням
2. По хирургии
3. По анатомии
4. По гигиене
5. По философии
204. Слава и блеск средневекового профессора заключалась:
1. В его начитанности
2. В умении ставить диагноз
3. В умении подтверждать свои слова авторитетной цитатой
30
4. В умении цитировать авторитетных авторов по памяти
5. В блестящем умении оперировать
205. Уставы и учебные планы, а также весь строй жизни университета
контролировался:
1. Цеховой корпорацией врачей
2. Католической церковью
3. Городской управой
4. Королем
5. Ректором университета
206. Основным видом средневековой научной литературы были:
1. Сочинения античных авторов
2. Церковные произведения
3. Комментарии к произведениям авторитетного автора
4. Комментарии к церковным произведениям
5. Сочинения арабских авторов
207. Поэма «Салернский кодекс здоровья» посвящена:
1. Вопросам алхимии
2. Диетике
3. Предупреждению болезней
4. Прогностике
5. Анатомии
208. Основные характеристики развития хирургии в Средние века:
1. Хирургия была отдалена от медицины
2. Хирургией занимались цирюльники
3. Имелись средства обезболивания
4. Обучение шло по типу ученичества
5. «Площадный характер»
209. Кто мог быть студентом медицинского университета в Средние века?
1. Только женщины
2. Только мужчины
3. И женщины, и мужчины
4. Только мужчины, принявшие обет
5. Только женщины, принявшие обет
210. Что понималось под термином «медицина» в Западной Европе?
1. Внутренние болезни
2. Внешние симптомы
3. Внутренние и внешние симптомы
4. Психические заболевания
5. Травматология
211. Одним из величайших ученых Востока, написавших 20 томов по
медицине, являлся:
1. Ар Рази
2. Ибн-Сина
3. Амбруаз-Паре
4. Дж.Фракасторо
5. Парацельс
212.
Отличительные
черты
практической
деятельности
хирургов
«Ставим капельницы, делаем инъекции, выполняем перевязки»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Анна Никитина:
— Когда эпидемия коронавируса только набирала обороты, никто не ожидал, что дело в итоге примет такой серьезный оборот. В то же время я понимала: если моя помощь потребуется, я готова выдвинуться в первые ряды, быть на передовой. Чувствовала в себе внутренние силы — как помогать больным, так и приобретать бесценный опыт.
— Какая реакция была у родителей, когда они узнали, что вы собираетесь работать в «красной зоне»?
— Папа был против. Мама неуверенно сказала: «Поступай как знаешь». Тогда у нас еще активно продолжалось дистанционное обучение в университете, планировались экзамены. Какое-то время я даже верила, что мы сможем окончить учебный год не в онлайн-режиме! Но вскоре эпидемиологическая ситуация ухудшилась. Медики заражались и выбывали из строя. Студентов медицинских вузов попросили помочь медперсоналу в больницах, я решила, что не останусь в стороне.
Родители начали беспокоиться еще больше, пытались меня отговорить. Дело в том, что с нами живет 80-летняя бабушка. Я понимала, что, если выходить работать с COVID-инфицированными пациентами, мне в первую очередь надо подумать о безопасности родных.
Поэтому, когда я приехала в Департамент здравоохранения Москвы на собеседование, сразу подняла вопрос о возможности заселиться на время работы в гостиницу. Но это оказалось непросто. Студентам предоставляли жилье, если у них в семье был ребенок младше 3 лет, родственник с хроническим заболеванием из определенного списка или близкий человек старше 65 лет. А мы с 80-летней бабушкой хоть и проживали вместе, но были прописаны в разных местах. Мне нужно было предоставить документ, подтверждающий факт нашего совместного проживания. И началось мое «хождение по мукам». В местном ОМВД мне сказали, что справки подобного рода они не выдают. В жилищном отделе меня направили в МФЦ. МФЦ был закрыт. С большим трудом мне удалось найти нашего участкового. И потом пришлось ходить по соседям, собирать их показания, просить, чтобы они подтвердили факт моего проживания в этой квартире. В итоге участковый выписал мне нужную справку. Пока тянулась вся эта бюрократическая волокита, я успела пройти медосмотр в больнице и выйти на свою первую смену. К счастью, мне все-таки удалось заселиться в гостиницу.
— Можно было выбрать больницу?
— Да, нам предложили работу в нескольких московских больницах, среди которых была и инфекционная клиническая больница №2. Мы там успели побывать на цикле по инфекционным болезням. Так что выбор был очевиден. Меня взяли на работу медицинской сестрой, я подписала срочный трудовой договор.
— Как прошла первая смена?
— Было страшно, у меня ведь нет опыта работы, я опасалась, что могу не справиться. Но нас тепло встретили, медсестры оказались очень доброжелательными. Всегда готовы были показать ту или иную манипуляцию, подстраховать.
— Что входит в ваши обязанности?
— Мы готовим утренние и вечерние назначения для пациентов, ставим капельницы, делаем инъекции, выполняем перевязки, измеряем температуру и давление, снимаем ЭКГ. По мере возможности помогаем медсестрам на посту. Потихоньку всему учимся. У меня, например, на первых порах возникали сложности с катетерами, но потом я и с этим справилась. В течение дня бывает много вызовов из палат, где лежат больные.
— С какими просьбами больные к вам обращаются?
— Просьбы бывают самые разные. Чаще всего просят дать жаропонижающее или сделать обезболивающий укол. Свободного времени практически не остается. Моя смена длится 24 часа. И, если честно, к обеду кажется, что я на работе уже вечность.
— Как часто приходится облачаться в «скафандр»?
— Я работаю в боксированном отделении. У нас есть «ковидные» боксы и «чистые», где лежат пациенты с другими тяжелыми хроническими заболеваниями. Так как больница по своему профилю инфекционная, круг заболеваний весьма разнообразен: есть и ВИЧ, и туберкулез, и гнойные менингиты с корью. Патологии, конечно, зачастую утяжеляют друг друга. Бывает и такое, что бокс считался «чистым», а в следующую смену приходишь — и на двери уже весит предупреждающая наклейка: «COVID-19».
Коридор в отделении у нас считается «чистой» зоной, поэтому полный защитный костюм мы надеваем, когда совершаем обходы ковидных пациентов с утренними и вечерними назначениями.
В «грязных» защитных костюмах в самом отделении мы не появляемся, заходим в боксы со стороны специальной галереи. А в отделении мы находимся в одноразовых халатах, шапочках и респираторах. Если нужно быстро зайти в ковидный бокс к пациенту — надеваем дополнительно очки и перчатки.
— Сложно было приспособиться к работе в защитном костюме?
— В нем, конечно, жарко, ощущения — как в сауне. Респиратор оставляет след на переносице, очки запотевают через час настолько, что приходится держать голову в определенном положении, чтобы что-то разглядеть.
Когда снимаешь СИЗ, ощущаешь дуновение воздуха — и это уже счастье! Когда стягиваешь респиратор, еще сохраняется ощущение, что нос заложен и затруднено носовое дыхание. Но это все равно свобода! С течением времени, естественно, все больше и больше привыкаешь к ношению костюма со всеми его неудобствами, но радость при его снятии у меня до сих пор как в первый раз.
— Как относятся к вам пациенты?
— Пациенты на самом деле разные. Есть приветливые и общительные, которые благодарят тебя за простейшие действия. Есть капризные и даже грубые… Но я к этому отношусь с пониманием: на них свалилась болезнь, они оказались в непривычной для себя обстановке. Стараюсь со всеми быть вежливой, улыбаться и не замечать какого-либо негатива. С некоторыми больными мы практически уже сдружились. Как только заступаем на смену, они спрашивают, как у нас дела? Интересуются, почему мы выбрали профессию врача? Сочувствуют, что нам приходится работать в плотных защитных костюмах. Все время благодарят. Это, конечно, вдохновляет.
Мы всегда выражаем признательность пациентам, которые помогают своему более тяжелому соседу по палате: дают ему попить или помогают донести обед до кровати. Это облегчает работу как младшему, так и среднему медперсоналу, потому что вызовов и дел в отделении всегда очень много.
— Трудности в коммуникации с пациентами возникают?
— В одном боксе у нас лежат двое молодых мужчин, один из которых глухонемой, а второй очень плохо говорит по-русски. Если честно, наладить контакт с этими ребятами было непросто. Бывали ситуации, когда поступал вызов из их бокса: один пациент спал, другой показывал на него и возбужденно пытался что-то объяснить мне на своем родном языке. А я стояла и чувствовала себя ужасно глупо от того, что абсолютно не могу понять, что случилось, ведь внешне все в порядке. Глухонемого пациента иногда очень тяжело было убедить, зачем и почему ему необходимо именно сейчас выпить это противное лекарство. Ему не нравился вкус, а сила человеческого слова тут была бессильна. В такие моменты я чувствовала себя беспомощной. Но потом все-таки научилась разбираться, что их беспокоит, хотя это не всегда получалось с первого раза.
— Насколько часто вас тестируют на коронавирус?
— Первый тест мне сделали, когда я приехала на собеседование в Департамент здравоохранения Москвы. Второй — во время прохождения медицинского осмотра непосредственно в больнице. Третий — в первый день работы в отделении. Тогда же у меня взяли и тест на антитела, которых у меня, к сожалению, пока нет. И сейчас нас постоянно тестируют, несмотря на то, что самочувствие у всех хорошее.
— Много студентов-медиков сейчас работает в госпиталях с коронавирусными больными?
— Почти все, кому позволяет здоровье и ситуация в семье. Кто-то сейчас является волонтером в «зелено-желтой» зоне, кто-то работает в «красной», кто-то практикуется в первичном звене. Очень мало тех, кто остался равнодушным.
— Чему научились за время работы в инфекционной больнице?
— В первую очередь, своим прямым обязанностям — различным сестринским манипуляциям. Приобрела опыт работы в стационаре, узнала, что и как устроено внутри отделения, какая ведется документация. Приобрела навыки коммуникации с пациентами, особенно в такое непростое для всех время. Это тоже бесценно, потому что в университете во время летней практики или на многих клинических кафедрах зачастую ощущается нехватка именно практического аспекта взаимодействия и общения с больными.
Глобально, конечно, хотелось бы, чтобы подобный опыт в борьбе с пандемией больше в жизни не повторился, но этого никто знать не может.
— Не поделитесь планами на будущее?
— Когда эпидемия пойдет на спад, очень хочется увидеть и обнять своих родных и близких. А потом купить билеты и махнуть куда-нибудь к морю.
«Пациенты научились узнавать нас по голосам и походке»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Александра Изюмова:
— Сомнений — идти или не идти работать в больницу с пациентами с коронавирусом — у меня не было. Несколько лет назад я сделала серьезный выбор, решив стать врачом. А сейчас появилась возможность внести свой, хоть и небольшой вклад в борьбу с пандемией и оказать реальную помощь медперсоналу.
Родители, конечно, переживали, но поддержали мое решение, понимая, что за профессию я выбрала. Младшая сестра не хотела отпускать меня из дома. Но главными паникерами были бабушки. Мне стоило больших трудов их успокоить и уговорить волноваться чуть меньше.
Перед тем как приступить к работе, нужно было пройти 36-часовой курс обучения и сдать тест. Затем ждать приглашения из Департамента здравоохранения Москвы, чтобы заключить договор. Именно там возник серьезный вопрос о предоставлении гостиницы, поскольку здоровье близких для меня было в приоритете. Заразиться самой — это одно, а принести опасный вирус в семью и заразить близких — это совсем другое. Жилье могли получить только те, чьи родственники входили в группу риска. Тем ребятам, у кого не нашлось таковых причин, пришлось снимать квартиры или продолжать жить с семьей. А это страшно.
Я устроилась работать медсестрой во Вторую инфекционную больницу города Москвы. Раньше я проходила практику в университете, тренировалась на манекенах, но реального опыта работы в отделении у меня не было, тем более в таких условиях.
Нам пришлось быстро вливаться в коллектив. Большую поддержку нам оказали более опытные медсестры. В нашем инфекционном отделении было чуть больше сорока пациентов. В новостях озвучивали цифры, проценты, говорили о статистике, но не о людях. Журналисты утверждали, что 4000 летальных случаев от коронавируса — это сравнительно низкий показатель. Когда попадаешь в инфекционку, то понимаешь, что у каждого случая есть свое лицо, а за каждой цифрой стоит имя.
В нашем отделении лежали в основном пациенты средней степени тяжести. У них было затрудненное дыхание и двусторонняя пневмония. Но были и те, чьи надежды вернуться домой блекли с каждым днем. У большинства этих людей были серьезные сопутствующие заболевания.
Отправляясь в боксы, где лежали пациенты с коронавирусом, для выполнения всех назначений, мы надевали средства защиты: костюм, очки, респиратор, шапочку, перчатки, специальные бахилы. Защитный костюм, по сути, как плотный пакет, в котором было очень жарко и неудобно ходить. Респиратор класса FFP3 защищал от инфекции, но дыхание не облегчал.
Мы выполняли назначения врача, собирали анализы, заполняли журналы, сортировали медицинские отходы и, конечно, заботились о пациентах. Многим в этих условиях нужны были поддержка и пара ободряющих слов.
Мы были все в «скафандрах», но больные научились узнавать нас по голосам и походке. Кто-то благодарил за нашу работу, кто-то относился потребительски и даже высказывал претензии. Но, к счастью, позитива было гораздо больше, и это не могло не радовать.
Работали по графику: сутки через трое. Очень хотелось взять побольше смен, но студентам не разрешалось работать больше, чем на одну ставку. В этом были и свои плюсы — мы успевали выспаться после смены и позаниматься, ведь впереди нас ждут экзамены в университете.
— Опишите одну из ваших рабочих смен.
— Я с медсестрами направляюсь в палату, из которой звучит уже привычный звук сирены срочного вызова медперсонала. Мы выполняем назначение врача. Даже тяжелые пациенты, несмотря на затрудненное дыхание и плохой сон, улыбаются и говорят спасибо. Потом заполняем документацию, принимаем вновь поступивших больных. Уже под вечер я сопровождаю к выходу счастливую молодую пациентку, которая после месяца борьбы с пневмонией наконец выписывается домой. Это самые лучшие моменты, когда видишь радость на лицах больных, которые отправляются на обязательную 14-дневную самоизоляцию, что редкость в наше время.
— Что-то изменилось в ваших взглядах на жизнь после работы в пандемию в инфекционном отделении?
— Тут невольно начинаешь больше ценить то, что имеешь, а особенно здоровье.
«Когда разносила по палатам бутылки с водой, думала: ну сейчас хотя бы глоточек…»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Анастасия Тверитина:
— Первое время казалось, что работать в защитном костюме просто невыносимо. Было душно, плохо слышно, плохо видно, тяжело было бегать от одного пациента к другому. Хотелось пить. Как сейчас помню, такое чувство жажды одолевало, когда я разносила по палатам бутылки с водой, и я думала: ну сейчас хотя бы глоточек… Затем, как и все, я привыкла, приспособилась к работе в СИЗ.
За несколько дней пофамильно выучила всех 70 пациентов отделения с точной локализацией по палатам. Думала о них даже вне работы. А приходя в отделение, уже знала, у кого что спросить, чем помочь, как подбодрить. Они также много важного делали для меня. Благодаря их «спасибо», отзывчивости, доброте, сохранению чувства юмора в таких сложных условиях я находила новые силы для работы.
Люди выздоравливали, люди умирали. В ходе одного из трагичных случаев я услышала от пациентки важнейшие слова: «Настя, молю тебя, каким бы врачом ты ни стала, в первую очередь оставайся человеком».