Врач обязан открывать для пользы человека
«Ставим капельницы, делаем инъекции, выполняем перевязки»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Анна Никитина:
— Когда эпидемия коронавируса только набирала обороты, никто не ожидал, что дело в итоге примет такой серьезный оборот. В то же время я понимала: если моя помощь потребуется, я готова выдвинуться в первые ряды, быть на передовой. Чувствовала в себе внутренние силы — как помогать больным, так и приобретать бесценный опыт.
— Какая реакция была у родителей, когда они узнали, что вы собираетесь работать в «красной зоне»?
— Папа был против. Мама неуверенно сказала: «Поступай как знаешь». Тогда у нас еще активно продолжалось дистанционное обучение в университете, планировались экзамены. Какое-то время я даже верила, что мы сможем окончить учебный год не в онлайн-режиме! Но вскоре эпидемиологическая ситуация ухудшилась. Медики заражались и выбывали из строя. Студентов медицинских вузов попросили помочь медперсоналу в больницах, я решила, что не останусь в стороне.
Родители начали беспокоиться еще больше, пытались меня отговорить. Дело в том, что с нами живет 80-летняя бабушка. Я понимала, что, если выходить работать с COVID-инфицированными пациентами, мне в первую очередь надо подумать о безопасности родных.
Поэтому, когда я приехала в Департамент здравоохранения Москвы на собеседование, сразу подняла вопрос о возможности заселиться на время работы в гостиницу. Но это оказалось непросто. Студентам предоставляли жилье, если у них в семье был ребенок младше 3 лет, родственник с хроническим заболеванием из определенного списка или близкий человек старше 65 лет. А мы с 80-летней бабушкой хоть и проживали вместе, но были прописаны в разных местах. Мне нужно было предоставить документ, подтверждающий факт нашего совместного проживания. И началось мое «хождение по мукам». В местном ОМВД мне сказали, что справки подобного рода они не выдают. В жилищном отделе меня направили в МФЦ. МФЦ был закрыт. С большим трудом мне удалось найти нашего участкового. И потом пришлось ходить по соседям, собирать их показания, просить, чтобы они подтвердили факт моего проживания в этой квартире. В итоге участковый выписал мне нужную справку. Пока тянулась вся эта бюрократическая волокита, я успела пройти медосмотр в больнице и выйти на свою первую смену. К счастью, мне все-таки удалось заселиться в гостиницу.
— Можно было выбрать больницу?
— Да, нам предложили работу в нескольких московских больницах, среди которых была и инфекционная клиническая больница №2. Мы там успели побывать на цикле по инфекционным болезням. Так что выбор был очевиден. Меня взяли на работу медицинской сестрой, я подписала срочный трудовой договор.
— Как прошла первая смена?
— Было страшно, у меня ведь нет опыта работы, я опасалась, что могу не справиться. Но нас тепло встретили, медсестры оказались очень доброжелательными. Всегда готовы были показать ту или иную манипуляцию, подстраховать.
— Что входит в ваши обязанности?
— Мы готовим утренние и вечерние назначения для пациентов, ставим капельницы, делаем инъекции, выполняем перевязки, измеряем температуру и давление, снимаем ЭКГ. По мере возможности помогаем медсестрам на посту. Потихоньку всему учимся. У меня, например, на первых порах возникали сложности с катетерами, но потом я и с этим справилась. В течение дня бывает много вызовов из палат, где лежат больные.
— С какими просьбами больные к вам обращаются?
— Просьбы бывают самые разные. Чаще всего просят дать жаропонижающее или сделать обезболивающий укол. Свободного времени практически не остается. Моя смена длится 24 часа. И, если честно, к обеду кажется, что я на работе уже вечность.
— Как часто приходится облачаться в «скафандр»?
— Я работаю в боксированном отделении. У нас есть «ковидные» боксы и «чистые», где лежат пациенты с другими тяжелыми хроническими заболеваниями. Так как больница по своему профилю инфекционная, круг заболеваний весьма разнообразен: есть и ВИЧ, и туберкулез, и гнойные менингиты с корью. Патологии, конечно, зачастую утяжеляют друг друга. Бывает и такое, что бокс считался «чистым», а в следующую смену приходишь — и на двери уже весит предупреждающая наклейка: «COVID-19».
Коридор в отделении у нас считается «чистой» зоной, поэтому полный защитный костюм мы надеваем, когда совершаем обходы ковидных пациентов с утренними и вечерними назначениями.
В «грязных» защитных костюмах в самом отделении мы не появляемся, заходим в боксы со стороны специальной галереи. А в отделении мы находимся в одноразовых халатах, шапочках и респираторах. Если нужно быстро зайти в ковидный бокс к пациенту — надеваем дополнительно очки и перчатки.
— Сложно было приспособиться к работе в защитном костюме?
— В нем, конечно, жарко, ощущения — как в сауне. Респиратор оставляет след на переносице, очки запотевают через час настолько, что приходится держать голову в определенном положении, чтобы что-то разглядеть.
Когда снимаешь СИЗ, ощущаешь дуновение воздуха — и это уже счастье! Когда стягиваешь респиратор, еще сохраняется ощущение, что нос заложен и затруднено носовое дыхание. Но это все равно свобода! С течением времени, естественно, все больше и больше привыкаешь к ношению костюма со всеми его неудобствами, но радость при его снятии у меня до сих пор как в первый раз.
— Как относятся к вам пациенты?
— Пациенты на самом деле разные. Есть приветливые и общительные, которые благодарят тебя за простейшие действия. Есть капризные и даже грубые… Но я к этому отношусь с пониманием: на них свалилась болезнь, они оказались в непривычной для себя обстановке. Стараюсь со всеми быть вежливой, улыбаться и не замечать какого-либо негатива. С некоторыми больными мы практически уже сдружились. Как только заступаем на смену, они спрашивают, как у нас дела? Интересуются, почему мы выбрали профессию врача? Сочувствуют, что нам приходится работать в плотных защитных костюмах. Все время благодарят. Это, конечно, вдохновляет.
Мы всегда выражаем признательность пациентам, которые помогают своему более тяжелому соседу по палате: дают ему попить или помогают донести обед до кровати. Это облегчает работу как младшему, так и среднему медперсоналу, потому что вызовов и дел в отделении всегда очень много.
— Трудности в коммуникации с пациентами возникают?
— В одном боксе у нас лежат двое молодых мужчин, один из которых глухонемой, а второй очень плохо говорит по-русски. Если честно, наладить контакт с этими ребятами было непросто. Бывали ситуации, когда поступал вызов из их бокса: один пациент спал, другой показывал на него и возбужденно пытался что-то объяснить мне на своем родном языке. А я стояла и чувствовала себя ужасно глупо от того, что абсолютно не могу понять, что случилось, ведь внешне все в порядке. Глухонемого пациента иногда очень тяжело было убедить, зачем и почему ему необходимо именно сейчас выпить это противное лекарство. Ему не нравился вкус, а сила человеческого слова тут была бессильна. В такие моменты я чувствовала себя беспомощной. Но потом все-таки научилась разбираться, что их беспокоит, хотя это не всегда получалось с первого раза.
— Насколько часто вас тестируют на коронавирус?
— Первый тест мне сделали, когда я приехала на собеседование в Департамент здравоохранения Москвы. Второй — во время прохождения медицинского осмотра непосредственно в больнице. Третий — в первый день работы в отделении. Тогда же у меня взяли и тест на антитела, которых у меня, к сожалению, пока нет. И сейчас нас постоянно тестируют, несмотря на то, что самочувствие у всех хорошее.
— Много студентов-медиков сейчас работает в госпиталях с коронавирусными больными?
— Почти все, кому позволяет здоровье и ситуация в семье. Кто-то сейчас является волонтером в «зелено-желтой» зоне, кто-то работает в «красной», кто-то практикуется в первичном звене. Очень мало тех, кто остался равнодушным.
— Чему научились за время работы в инфекционной больнице?
— В первую очередь, своим прямым обязанностям — различным сестринским манипуляциям. Приобрела опыт работы в стационаре, узнала, что и как устроено внутри отделения, какая ведется документация. Приобрела навыки коммуникации с пациентами, особенно в такое непростое для всех время. Это тоже бесценно, потому что в университете во время летней практики или на многих клинических кафедрах зачастую ощущается нехватка именно практического аспекта взаимодействия и общения с больными.
Глобально, конечно, хотелось бы, чтобы подобный опыт в борьбе с пандемией больше в жизни не повторился, но этого никто знать не может.
— Не поделитесь планами на будущее?
— Когда эпидемия пойдет на спад, очень хочется увидеть и обнять своих родных и близких. А потом купить билеты и махнуть куда-нибудь к морю.
«Пациенты научились узнавать нас по голосам и походке»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Александра Изюмова:
— Сомнений — идти или не идти работать в больницу с пациентами с коронавирусом — у меня не было. Несколько лет назад я сделала серьезный выбор, решив стать врачом. А сейчас появилась возможность внести свой, хоть и небольшой вклад в борьбу с пандемией и оказать реальную помощь медперсоналу.
Родители, конечно, переживали, но поддержали мое решение, понимая, что за профессию я выбрала. Младшая сестра не хотела отпускать меня из дома. Но главными паникерами были бабушки. Мне стоило больших трудов их успокоить и уговорить волноваться чуть меньше.
Перед тем как приступить к работе, нужно было пройти 36-часовой курс обучения и сдать тест. Затем ждать приглашения из Департамента здравоохранения Москвы, чтобы заключить договор. Именно там возник серьезный вопрос о предоставлении гостиницы, поскольку здоровье близких для меня было в приоритете. Заразиться самой — это одно, а принести опасный вирус в семью и заразить близких — это совсем другое. Жилье могли получить только те, чьи родственники входили в группу риска. Тем ребятам, у кого не нашлось таковых причин, пришлось снимать квартиры или продолжать жить с семьей. А это страшно.
Я устроилась работать медсестрой во Вторую инфекционную больницу города Москвы. Раньше я проходила практику в университете, тренировалась на манекенах, но реального опыта работы в отделении у меня не было, тем более в таких условиях.
Нам пришлось быстро вливаться в коллектив. Большую поддержку нам оказали более опытные медсестры. В нашем инфекционном отделении было чуть больше сорока пациентов. В новостях озвучивали цифры, проценты, говорили о статистике, но не о людях. Журналисты утверждали, что 4000 летальных случаев от коронавируса — это сравнительно низкий показатель. Когда попадаешь в инфекционку, то понимаешь, что у каждого случая есть свое лицо, а за каждой цифрой стоит имя.
В нашем отделении лежали в основном пациенты средней степени тяжести. У них было затрудненное дыхание и двусторонняя пневмония. Но были и те, чьи надежды вернуться домой блекли с каждым днем. У большинства этих людей были серьезные сопутствующие заболевания.
Отправляясь в боксы, где лежали пациенты с коронавирусом, для выполнения всех назначений, мы надевали средства защиты: костюм, очки, респиратор, шапочку, перчатки, специальные бахилы. Защитный костюм, по сути, как плотный пакет, в котором было очень жарко и неудобно ходить. Респиратор класса FFP3 защищал от инфекции, но дыхание не облегчал.
Мы выполняли назначения врача, собирали анализы, заполняли журналы, сортировали медицинские отходы и, конечно, заботились о пациентах. Многим в этих условиях нужны были поддержка и пара ободряющих слов.
Мы были все в «скафандрах», но больные научились узнавать нас по голосам и походке. Кто-то благодарил за нашу работу, кто-то относился потребительски и даже высказывал претензии. Но, к счастью, позитива было гораздо больше, и это не могло не радовать.
Работали по графику: сутки через трое. Очень хотелось взять побольше смен, но студентам не разрешалось работать больше, чем на одну ставку. В этом были и свои плюсы — мы успевали выспаться после смены и позаниматься, ведь впереди нас ждут экзамены в университете.
— Опишите одну из ваших рабочих смен.
— Я с медсестрами направляюсь в палату, из которой звучит уже привычный звук сирены срочного вызова медперсонала. Мы выполняем назначение врача. Даже тяжелые пациенты, несмотря на затрудненное дыхание и плохой сон, улыбаются и говорят спасибо. Потом заполняем документацию, принимаем вновь поступивших больных. Уже под вечер я сопровождаю к выходу счастливую молодую пациентку, которая после месяца борьбы с пневмонией наконец выписывается домой. Это самые лучшие моменты, когда видишь радость на лицах больных, которые отправляются на обязательную 14-дневную самоизоляцию, что редкость в наше время.
— Что-то изменилось в ваших взглядах на жизнь после работы в пандемию в инфекционном отделении?
— Тут невольно начинаешь больше ценить то, что имеешь, а особенно здоровье.
«Когда разносила по палатам бутылки с водой, думала: ну сейчас хотя бы глоточек…»
Студентка 5-го курса ПМГМУ имени Сеченова Анастасия Тверитина:
— Первое время казалось, что работать в защитном костюме просто невыносимо. Было душно, плохо слышно, плохо видно, тяжело было бегать от одного пациента к другому. Хотелось пить. Как сейчас помню, такое чувство жажды одолевало, когда я разносила по палатам бутылки с водой, и я думала: ну сейчас хотя бы глоточек… Затем, как и все, я привыкла, приспособилась к работе в СИЗ.
За несколько дней пофамильно выучила всех 70 пациентов отделения с точной локализацией по палатам. Думала о них даже вне работы. А приходя в отделение, уже знала, у кого что спросить, чем помочь, как подбодрить. Они также много важного делали для меня. Благодаря их «спасибо», отзывчивости, доброте, сохранению чувства юмора в таких сложных условиях я находила новые силы для работы.
Люди выздоравливали, люди умирали. В ходе одного из трагичных случаев я услышала от пациентки важнейшие слова: «Настя, молю тебя, каким бы врачом ты ни стала, в первую очередь оставайся человеком».
Поиск задачи:
4.1. Развитие больничного дела в Византии было тесно связано со
становлением религии
1. язычества
2. Буддизма
3. иудизма
*4. христианства
5. ислама
Выберите 1 правильный ответ
4.3. Монастырские больницы в Византии имели постоянный штат
врачей-специалистов. Врачи получали жалование деньгами и
продуктами, имели бесплатную квартиру, пользовались монастырскими
лошадьми, но не имели права
1. выходить за ворота монастыря
2. иметь семью
3. принимать амбулаторных больных
*4. заниматься частной практикой без специального разрешения императора
5. устанавливать размер гонорара
Выберите 1 правильный ответ
4.5. Кто первым создал больницу в Багдаде с приемным покоем и боксами:
1. Гиппократ
2. Ибн-Сина
*3. Ар-Рази
4. Сушрута
Выберите 1 правильный ответ
4.6. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили
при дворе багдадских халифов?
1. Ар-Рази
*2. Бахтишу
3. Аз-Захрави
4. Ибн Сина
Выберите 1 правильный ответ
4.7. Кто написал “Канон врачебной науки”?
1. Гиппократ
2. К. Гален
3. Ибн Сина
4. Ар-Рази
Выберите 1 правильный ответ
4.8. Как назывались дома для прокаженных:
*1. лепрозории
2. госпитали
3. инфекционные больницы
4. изоляторы
Выберите 1 правильный ответ
4.10. Автор «Салернского кодекса здоровья»
1. Роджер Салернский
2. Константин Африканский
*3. Арнольд из Виллановы
4. Анри де Мондевиль
Выберите 1 правильный ответ
4.11. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во
времена крестовых походов:
1. натуральная оспа
2. Сифилис
3. Холера
*4. проказа
Выберите 1 правильный ответ
4.12. Какой знаменитый врач утверждал «Врач обязан открывать для
пользы человека все, что признает верным на основании опыта»
1. Орибасий Пергамский
2. Павел Эгинский
*3. Александр Траллеский
4. Аэций Амидский
Выберите 1 правильный ответ
4.13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием
1. холера византийская
2. чума египетская
*3. чума Юстиниана
4. холера Константина
Выберите 1 правильный ответ
4.14. Около 805 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в
Багдаде
1. первую аптеку
2. первую библиотеку
*3. первую больницу
4. первую медицинскую школу
Выберите 1 правильный ответ
4.15. Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург
1. Аббас
2. Ибн Сина
*3. Абу ал-Захрави
4. Ибн Зухр
Выберите 1 правильный ответ
4.17. Впервые карантины были созданы
*1. в XIV веке в портовых городах Италии
2. в XIV веке в портовых городах Франции
3. в XV веке в Англии
4. в XVIII веке в России
Выберите 1 правильный ответ
4.18. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о
1. душевнобольных
*2. прокаженных
3. инвалидах
4. раненых
Выберите 1 правильный ответ
4.19. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были
1. больницы
*2. Монастыри
3. цеха хирургов
4. университеты
Выберите 1 правильный ответ
4.20. Название больницы в Халифате
1. медресе
2. Киновия
*3. Бимаристан
4. ксенодохия
Выберите 1 правильный ответ
4.21. Где и когда была открыта первая в мире аптека?
1. Дамаск, 950г.
*2. Багдад, 800г.
3. Москва, 1620 г.
4. Салерно, 1350 г.
Выберите 1 правильный ответ
4.22. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски
свежего мяса дольше сохранялись от порчи
1. Бахтишу
*2. Ар-Рази
3. Ибн-Сина
4. Маймонид
Выберите 1 правильный ответ
4.23. В средневековой Европе хирурги учились
1. в университетах
2. в хирургических академиях
*3. в ремесленных школах.
4. в больницах.
Выберите 1 правильный ответ
4.24. Известный французский хирург XIV в., написавший выдающийся
труд «Начала… хирургического искусства медицины или Большая
хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:
1. Пьер Фошар
*2. Ги де Шолиак
3. А. Везалий
4. Парацельс
Выберите 1 правильный ответ
4.25. Английский естествоиспытатель XIII века, применявший в своих
исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору
инквизиции 24 года:
*1. Роджер Бэкон
2. Фрэнсис Бэкон
3. Уильям Гарвей
4. Роберт Джекоб
Выберите 1 правильный ответ
4.26. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов
Косьма и Дамиан (III век н.э.) сумели выполнить операцию
1. удаления катаракты
*2. трансплантации нижней конечности
3. трансплантации сердца
4. трепанации черепа
Выберите 1 правильный ответ
4.27. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе
анатомический театр
1. Париж
2. Венеция
*3. Падуя
4. Лейден
Выберите 1 правильный ответ
4.28. Врачам какого государства принадлежит идея коррекции зрения
при помощи линз:
1. Древняя Греция
2. Рим
*3. Халифат
4. Индия
Выберите 1 правильный ответ
4.29. Какие операции производили короткополые хирурги:
1. камнесечения
*2. кровопускания
3. чревосечения
4. ампутации
Выберите 1 правильный ответ
4.30. Изучению какой науки уделял особое внимание Парацельс:
1. анатомии
*2. Химии
3. Физиологии
4. физики
Выберите 1 правильный ответ
4.31. Врач, физиолог, эмбриолог, который математически рассчитал и
экспериментально обосновал теорию кровообращения?
1. А. Везалий
2. Фабриций
*3. У. Гарвей
4. Д. А. Борелли
Выберите 1 правильный ответ
4.32. Основателем какой из перечисленных дисциплин является
Джироламо Фракасторо?
1. педиатрия
*2. эпидемиология
3. психиатрия
4. анестезиология
Выберите все правильные ответы
4.33. Эпоха Возрождения характеризуется
*1. зарождением феодализма
*2. притоком новых знаний
*3. научными открытиями
*4. утверждением опытного метода в науке
Выберите 1 правильный ответ
4.34. Выдающийся средневековый хирург, создавший учение о лечении
огнестрельных ранений:
1. Мигель Сервет
2. Парацельс
3. Ги де Шолиак
*4. Амбруаз Паре
Выберите 1 правильный ответ
4.35. Лекарственное средство, включавшее в себя около 70 компонентов
и считавшееся, согласно средневековой фармакопеи, лекарством от всех
болезней:
1. Митридат
*2. Териак
3. Панацея
4. Мизадж
Выберите 1 правильный ответ
4.36. Термин «инфекция» был введен
1. Гиппократом
2. Парацельсом
3. Галеном
*4. Фракасторо
Выберите 1 правильный ответ
4.37. Во время эпидемий чумы средневековые врачи облачались в
специальное одеяние, а на голове носили маску
1. маску с изображением старческого лица
*2. маску с длинным клювом
3. маску смерти
4. маску в форме бабочки
Выберите 1 правильный ответ
4.38. Врач, давший новое представление о дозе лекарственных веществ,
считая, что «все есть яд и все есть лекарство»
*1. Парацельс
2. Бэкон
3. Санторио
4. Авиценна
Выберите 1 правильный ответ
4.39. В каком из университетов в XVI в. сложилась анатомофизиологическая школа, известным представителем которой был А.
Везалий
1. Парижский
2. Болонский
*3. Падуанский
4. Салернский
Выберите 1 правильный ответ
4.40. Главной заслугой Гарвея является
1. применение нового метода в изучении жизненных явлений
(экспериментальное доказательство)
2. открытие новых лекарственных средств
3. борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви
на обучения в университетах
*4. открытие легочного кровообращения
Выберите 1 правильный ответ
4.41. Амбруазу Паре принадлежит следующее нововведение в лечении
огнестрельных ран
1. прижигание ран раскаленным железом
2. заливка ран кипящим смолистым раствором
*3. прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка
4. первичная хирургическая обработка раны
Выберите 1 правильный ответ
4.44. Врач, впервые описавший профессиональные заболевания и
предложивший способы их предотвращения?
1. Г. Агрикола
2. А.Везалий
3. У. Гарвей
*4. Б. Рамаццини