Военная деятельность святослава игоревича не принесла ни успеха ни пользы

Военная деятельность святослава игоревича не принесла ни успеха ни пользы thumbnail

24 задание, 1/4, почему остальное не засчитали? Военная деятельность Святослава Игоревича не принесла ни пользы ни успеха

5

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

4.3K

2 аргумент в подтверждение полностью вылетает за «половцев», 2 аргумент в опровержение без факта по сути (можно было хотя бы вятичей упомянуть), так что тут тоже минус
3 аргумент в опровержение – некорректная формулировка, он не «разгромил» Волжскую Булгарию, а просто совершил успешный поход на неё

Святослав воевал с печенегами, а нес половцами. И разгромил он Хазарский каганат, что обычно и ставят в минус его походам против кочевников.

2 опровержение без конкретного факта
3 опровержение – нет следствия от владения торговым путем, следовательно, непонятно, чем это хорошо. Хоть бы написали о том, что это повлияло на экономику Руси, на международный авторитет

не по теме
Почему могли в сочинении за к3 (причино следственные связи) поставить 0, если:
“Для снижения угрозы ядерной войны, в 1987 году Э А Шеварднадзе совершил визит в США”. Если рассуждать: почему он совершил визит? Чтобы снизить угрозу ядерной войны. Значит это причина данного события. Что не так, все по критериям же?

Причина и роль в одном предложении… Не очень хорошо

Карен, если в одном предложении и псс, и роль личности, то засчитывают только одно что-то

Александр, а это не роль, это событие. Роль у меня дальше

Карен, «Шеварднадзе совершил визит в США» – вполне себе роль личности, эксперт-то откуда знает, что вы куда хотели

В задании ведь говорится, что нужно доказать аспект: военная деятельность Святослава не принесла ни пользы, ни успеха. Тогда как мы можем в подтверждении говорить вообще о провалах или удачах в его походах. В подтверждении нужно было показать то, что походы на Дунайскую Болгарию не привели ни к чему, Святослав так и не добился цели: овладение новых территорий и перенос столицы, но и не понес никаких территориальных потерь. Про тех же вятичей, которых он подчинил своей власти, но все равно после его смерти они отсоединились. А в опровержении же доказывать, что его действия были положительны, очень стратегически верны (впервые из князей решил сначала разгромить союзников Хазарского каганата – Волжскую Булгарию и буртасов – а потом уже наступить на каганат, аланов, касогов). Я думаю, так должен быть построен ответ. Поэтому и сняли все аргументы в подтверждении

За:
1. Неудачная русско-византийская война 970-971гг.
2. Не занимался внутренней политикой, хотел перенести столицу на Дунай, что вызвало не довольство бояр.
Против:
1) Присоединение племя вятичей в 960-ых;
2) Разгром Хазарского каганата.

Антон, почему война была не удачной, поясни?

Роман, мы её проиграли и были испорчены дипломатические и торговые отношения с Византией, установленные Олегом

Антон, не Олегом, а Игорем и его женой княгиней Ольгой

Виктор, ну перепутал, с кем не бывает )

Источник

   Îãëàâëåíèå

       Îò äðåâíîñòè äî Àëåêñàíäðà II

– Âîñòî÷íûå ñëàâÿíå â VI-IX ââ. Îáðàçîâàíèå Äðåâíåðóññêîãî ãîñóäàðñòâà.

  • Ðàññåëåíèå âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ ïëåìåí.
  • Îáùåñòâåííûé ñòðîé.
  • Õîçÿéñòâåííûå çàíÿòèÿ.
  • Ïåðâûå öåíòðû âîñòî÷íîñëàâÿíñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè.
  • “Íîðìàííñêèé âîïðîñ”.
  • Îáúåäèíåíèå Íîâãîðîäà è Êèåâà ïðè Îëåãå.
  • Ïîõîäû íà Âèçàíòèþ, äîãîâîðû ñ ãðåêàìè.
  • Ïîëèòè÷åñêèé ñòðîé Êèåâñêîé äåðæàâû.
  • Ïðàâëåíèå Îëüãè.
  • Ïîõîäû Ñâÿòîñëàâà.

– Ðàñöâåò Êèåâñêîé Ðóñè.

– Ðàñïàä ïîëèòè÷åñêîãî åäèíñòâà ïðè ñûíîâüÿõ è âíóêàõ ßðîñëàâà Ìóäðîãî

– Ðóññêèå çåìëè â XII-XIII ââ.

– Âîçâûøåíèå Ìîñêâû è íà÷àëî îáúåäèíåíèÿ ðóññêèõ çåìåëü.

– Âåëèêîå êíÿæåñòâî Ìîñêîâñêîå â êîíöå XIV – ïåðâîé ïîëîâèíå XV â.

– Îáðàçîâàíèå Ðóññêîãî öåíòðàëèçîâàííîãî ãîñóäàðñòâà.

– Êðèçèñ Ìîñêîâñêîãî öàðñòâà.

– Íà÷àëî ýïîõè ïðåîáðàçîâàíèé.

– Ñòðîèòåëè èìïåðèè: Ïåòð I è åãî ïðååìíèêè.

– Íà âåðøèíå ìîãóùåñòâà: “ïðîñâåùåííûé àáñîëþòèçì”.

– Ïåðâàÿ ïîëîâèíà XIX â.: íàçðåâàíèå íîâîãî êðèçèñà.

       Âòîðàÿ ïîëîâèíà XIX – íà÷àëî XX âåêà

       Ðîññèÿ ïîñëå Ðîìàíîâûõ

   Íà÷àâ âîéíó â 965 ã., Ñâÿòîñëàâ íàíåñ ãëàâíûé óäàð ïî õàçàðñêîé êðåïîñòè Ñàðêåë (Áåëàÿ Âåæà) íà íèæíåì Äîíó, à çàòåì äâèíóëñÿ â ïîõîä íà Êóáàíü. Åìó óäàëîñü ïîä÷èíèòü òàì ÿñîâ (àëàí, îñåòèí) è êàñîãîâ (àäûãîâ, ÷åðêåñîâ), ïîñëå ÷åãî îí ïîáåäîíîñíî âñòóïèë â Òìóòàðàêàíü – êðåïîñòü íà Òàìàíñêîì ïîëóîñòðîâå, çàêðûâàâøóþ âõîä â Àçîâñêîå ìîðå.  ýòîì ïîõîäå Ñâÿòîñëàâ ðàçãðîìèë âîéñêî õàçàðñêîãî êàãàíà, øòóðìîì âçÿë Ñåìåíäåð, çàòåì ñòîëèöó Õàçàðèè Èòèëü è äðóãèå ãîðîäà ïî íèæíåé Âîëãå. Îò òàêîãî ðàçãðîìà Õàçàðñêàÿ äåðæàâà óæå íå îïðàâèëàñü è ê êîíöó 60-õ ãã. X â. ïðåêðàòèëà ñâîå ñóùåñòâîâàíèå. Âñëåä çà ýòèì, â 966-967 ãã. Ñâÿòîñëàâ, ïðîéäÿ ÷åðåç çåìëþ âÿòè÷åé, äî òîé ïîðû åùå íå ïðèçíàâàâøèõ âëàñòè Êèåâà, àòàêîâàë Âîëæñêóþ Áóëãàðèþ, ðàçãðîìèâ ýòî öàðñòâî. Òàêèì îáðàçîì, ïîä êîíòðîëåì ðóñîâ òåïåðü îêàçàëñÿ âåñü áàññåéí Âîëãè, è ïîñòàâëåííóþ çàäà÷ó ìîæíî áûëî ñ÷èòàòü âûïîëíåííîé. Îäíàêî íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî ñîþçíèêàìè õàçàð, ïóñòü è ôîðìàëüíî, ñ÷èòàëèñü âèçàíòèéöû, êîòîðûì, åñòåñòâåííî, íå ìîãëî ïîíðàâèòüñÿ ïîäîáíîå ðàçâèòèå ñîáûòèé. Ïîýòîìó áûë âûðàáîòàí ïëàí: âòÿíóòü Ñâÿòîñëàâà â êîíôëèêò íà Áàëêàíàõ ìåæäó èìïåðèåé è Áîëãàðñêèì öàðñòâîì, äàáû îòâëå÷ü åãî îò âîñòî÷íûõ ïîõîäîâ è ïîñòàðàòüñÿ ñ åãî ïîìîùüþ ëèêâèäèðîâàòü áîëãàðñêóþ óãðîçó.

   Ñâÿòîñëàâ ñ ðàäîñòüþ îòêëèêíóëñÿ íà ýòî ïðåäëîæåíèå, ðàññ÷èòûâàÿ ïîñëå ðàçãðîìà Áîëãàðñêîãî öàðñòâà ñàì çàêðåïèòüñÿ íà Áàëêàíàõ, â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè îò Êîíñòàíòèíîïîëÿ.  968 ã. îí âûñòóïèë â ïîõîä íà Äóíàé è, ðàçáèâ áîëãàð, çàêðåïèëñÿ â Ïåðåÿñëàâöå – êðåïîñòè, îáåñïå÷èâàâøåé êîíòðîëü çà äåëüòîé Äóíàÿ. Îäíàêî â 969 ã. åìó ïðèøëîñü âðåìåííî ïîêèíóòü Áàëêàíû, ÷òîáû ñíÿòü îñàäó ïå÷åíåãîâ ñ Êèåâà, ãäå îí îñòàâèë ñûíîâåé íà ïîïå÷åíèè ñâîåé ìàòåðè Îëüãè. Ðàçáèâ êî÷åâíèêîâ, îí âíîâü ñòðåìèòñÿ â Áîëãàðèþ. Íî ïðîäëèâøàÿñÿ áîëåå òðåõ ëåò âòîðàÿ âîéíà Ñâÿòîñëàâà, íåñìîòðÿ íà äîáëåñòü ðóññêîãî âîéñêà, çàêîíîìåðíî çàêîí÷èëàñü åãî ïîðàæåíèåì.

Êíÿçü Ñâÿòîñëàâ Èãîðåâè÷

Ïîõîäû Ñâÿòîñëàâà
Читайте также:  Польза ели на новый год

   Áîëãàðû áîëüøåé ÷àñòüþ îêàçàëèñü íà ñòîðîíå Âèçàíòèè, ïðèìèðèâøèñü ñ ïðåæíèìè âðàãàìè ïåðåä ëèöîì íîâîãî ïðîòèâíèêà, à â ñàìîì Êîíñòàíòèíîïîëå ïîñëå äâîðöîâîãî ïåðåâîðîòà âëàñòü çàõâàòèë îïûòíûé è îäàðåííûé ïîëêîâîäåö Èîàíí Öèìèñõèé, àðìÿíèí ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñîáðàâøèé ïîä ñâîåé ðóêîé âñå âîåííûå ñèëû èìïåðèè.  971 ã. îí îñàäèë Ñâÿòîñëàâà â êðåïîñòè Äîðîñòîë (Ñèëèñòðèÿ). Ïî ïðåäàíèþ, èìåííî òîãäà Ñâÿòîñëàâ, ãîòîâÿñü ê ïîïûòêå ïðîðâàòüñÿ èç îñàæäåííîãî ãîðîäà, ñêàçàë âîèíàì ñâîþ çíàìåíèòóþ ôðàçó: “Íå ïîñðàìèì Ðóññêîé çåìëè, íî ëÿæåì êîñòüìè, ìåðòâûå ñðàìà íå èìóò… åñëè ãîëîâà ìîÿ ëÿæåò, òîãäà ïðîìûøëÿéòå î ñåáå”. Îäíàêî íåñêîëüêî ïîïûòîê ïðîðâàòü êîëüöî áëîêàäû òàê è íå óâåí÷àëèñü óñïåõîì.  êîíöå êîíöîâ Ñâÿòîñëàâ âûíóæäåí áûë çàêëþ÷èòü ìèð, ïî êîòîðîìó îí îñòàâëÿë ñâîè ïðèòÿçàíèÿ íà Áîëãàðèþ è Êðûì, à òàêæå îáåùàë íå íà÷èíàòü íîâûõ âîéí ñ ãðåêàìè. Ýòî îáåñïå÷èâàëî åìó ïðàâî óâåñòè íà ðîäèíó îñòàòêè ñâîåãî âîéñêà. Íî ñäåëàòü ýòîãî åìó íå óäàëîñü.

   Ïå÷åíåãè, èíôîðìèðîâàííûå áîëãàðàìè èëè ãðåêàìè î òîì, ÷òî Ñâÿòîñëàâ âîçâðàùàåòñÿ â Êèåâ ñ ÷àñòüþ çàõâà÷åííûõ òðîôååâ è íåìíîãî÷èñëåííîé äðóæèíîé, ïåðåêðûëè äîðîãó îòñòóïàþùèì ðóñàì, çàíÿâ îáà áåðåãà Äíåïðà â ðàéîíå ïîðîãîâ. Ñâÿòîñëàâ ðåøèë çàçèìîâàòü â óñòüå Äíåïðà, ðàññîðèâøèñü ïðè ýòîì ñî ñâîèì ãëàâíûì âîåâîäîé Ñâåíåëüäîì, óâåäøèì âàðÿæñêèå îòðÿäû â Êèåâ êîííûì ñòðîåì áîëåå çàïàäíûì ïóòåì. Êîãäà æå âåñíîé 972 ã. ñàì êíÿçü äâèíóëñÿ ñ ôëîòîì ïî ðåêå íà ñåâåð, òàì åãî óæå ïîäæèäàëè êî÷åâíèêè. Ñâÿòîñëàâ ïàë â áîþ, à èç åãî ÷åðåïà êíÿçü ïå÷åíåãîâ Êóðÿ ñäåëàë ñåáå, ïî îáû÷àþ êî÷åâíèêîâ, êóáîê, èíêðóñòèðîâàííûé çîëîòîì, è ïèë èç íåãî íà ïèðàõ. Òàêèì îáðàçîì, ïîäâèãè ýòîãî êíÿçÿ-âîèòåëÿ, â ñóùíîñòè, íå ïðèíåñëè Ðóñè íè óñïåõà, íè ïîëüçû. Êðîìå òîãî, îñòàâèâ ïîñëå ñåáÿ òðîèõ ñûíîâåé, Ñâÿòîñëàâ, âîëüíî èëè íåâîëüíî, ñïîñîáñòâîâàë ïåðâîé ìåæäîóñîáíîé âîéíå â èñòîðèè Äðåâíåðóññêîãî ãîñóäàðñòâà.

1. Êàêèå îñîáåííîñòè, ïî âàøåìó ìíåíèþ, îòëè÷àëè ïðîöåññ âîñòî÷íîñëàâÿíñêîé êîëîíèçàöèè, êàê îíè ïîâëèÿëè íà çàðîæäåíèå ãîñóäàðñòâåííîñòè ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí?

2. Ìîæíî ëè ñ÷èòàòü, ÷òî âàæíåéøèå ãîñóäàðñòâåííûå èíñòèòóòû âîñòî÷íûì ñëàâÿíàì ïðèíåñëè èõ ñîñåäè: ñêàíäèíàâû, õàçàðû èëè âèçàíòèéöû?

3. Íàñêîëüêî óñïåøíîé áûëà, íà âàø âçãëÿä, âíåøíÿÿ ïîëèòèêà êíÿçÿ Ñâÿòîñëàâà, êàêîâû áûëè ðåçóëüòàòû îäåðæàííûõ èì âîåííûõ ïîáåä?

Ñâÿòîñëàâ è Öèìèñõèé

Источник

Так или иначе, власть после гибели Игоря перешла к его вдове, и она оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть основания полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось. Святослав, любивший мать, наотрез отказался креститься, сославшись на свою дружину, которая в массе была языческой, хотя среди дружинников были и христиане.

Ольга ездила в Константинополь, возможно дважды, и описание ее поездки сохранил Константин Багрянородный. Приняв христианство из Византии, княгиня, однако, имела отношения и с западной церковью, которая в ту пору еще не порвала с Константинополем, но была на пути к этому.

Возможно, такого рода новаторские действия привели к тому, что, согласно летописи, в 964 г . Святослав «возмужал» и отстранил мать от власти.

§ 6. Святослав — князь-воитель

Из летописной характеристики Святослава: «…легко ходил в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти». Византийский историк Лев Диакон, лично видевший князя, так обрисовал его: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь… одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой… он сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Читайте также:  Как рассказать детям о пользе фруктов

Обращает внимание в этой характеристике не только стремление не отделять себя от воинов, но и привычность Святослава к степным походам, верхом на коне. Между тем известно, что русы той поры предпочитали сражаться пешими и ходили в походы на ладьях. Следовательно, Святослав приобрел эти необычайные привычки скорее всего в то время, когда он, пока его мать занималась государственными делами, «мужал» в степных походах. Тем самым он заранее подготовил себя к политическим актам, к которым приступил сразу после отстранения Ольги от власти.

Его устремления были направлены в степь, на восток, где еще господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин Семендер и другие города, заставив хазарского кагана бежать в Хорезм, взял хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону, а затем воевал в Подонье и Прикубанье с ясами (аланами) и касогами (адыгами). Очевидно, в эти годы (965—966) он захватил Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшую вход в Азовское море.

Однако такие действия не понравились и византийцам, которые к тому же рассчитывали использовать воинственного князя в своих интересах на Балканах. В Киев прибыло посольство во главе с уроженцем Крыма Калокиром, предложившее Святославу выступить в поход против дунайских булгар, с которыми греки сами справиться не могли. Святослав разгромил булгар, но… сам решил закрепиться на Балканах, перенеся центр своего государства на Дунай. Такой поворот событий, разумеется, не пришелся грекам по вкусу, и они натравили на Киев печенегов. Кочевники обложили русскую столицу, где находилась престарелая Ольга с внуками. С большим трудом удалось дать весть воинственному князю о грозящей его семье опасности. Святослав вернулся, разбил печенегов и некоторое время пребывал в Киеве, где его мать находилась при смерти.

Есть основания полагать, что по крайней мере Нижнее Поволжье какое-то время находилось под контролем Руси (до смерти Святослава?). Однако сам князь, похоронив мать, опять ушел на Балканы. Эта вторая война Святослава длилась более трех лет и, несмотря на доблесть русского войска, закономерно закончилась его поражением. Русские войска оказались далеко от родины, во враждебной среде (болгары большей частью оказались на стороне Византии). К тому же новый византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем, сумевшим собрать все военные силы империи (он был армянин и в составе его войска были отряды соотечественников императора). В конечном счете Святослав был вынужден заключить почетный мир, который обеспечивал ему правоувести остатки войска на родину. При возвращении князь не внял совету опытного Свенельда и с частью дружины решил пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем). У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя, а из его черепа печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах. Так закончил свою жизнь князь-воитель, каковым выглядит Святослав (972 или 973).

§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира

Деятельность Святослава на Балканах не принесла Руси ни успеха, ни пользы. Множество лучших воинов сложили там свои головы. Это, очевидно, способствовало известному повороту в политике его наследников. В качестве такого сначала выступил старший сын убитого князя Ярополк, которому отец, уходя на Балканы, оставил Киев. Другой сын, Олег, правил в Древлянской земле, третий, Владимир, — в Новгороде. Кажется, все они были от разных матерей. Древнерусские князья-язычники имели несколько жен, но нам по имени известна лишь мать Владимира славянка Малуша, брат которой Добрыня склонил новгородцев просить себе в князья ее сына.

События 972—980 гг. можно охарактеризовать как попытку Ярополка провести в жизнь ряд реформ, сходных с теми, что проводила его бабка Ольга. Сохранилось относительно немного известий о времени правления Ярополка. По-видимому, он довольно долго предавался политической анафеме, и только в 1044 г . по приказу его внучатого племянника Ярослава Мудрого прах этого князя и его брата Олега был перенесен в Киев, окрещен и погребен там.

Как и его бабка Ольга, Ярополк, кажется, принял христианство. Возможно, к этому его подвигнула супруга, греческая монахиня, подаренная Ярополку его отцом, привезшим ее из походов. Есть известия о сношениях Ярополка с Германией и Римом и не исключено, что именно туда тянулись христианские связи нового князя, тем более, что отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными.

Но главной задачей, стоявшей перед Ярополком, стало объединение державы. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. ПВЛ рассказывает, что сын Свенельда Лют поехал охотиться в древлянских лесах и был там убит Олегом. По наущению Свенельда Ярополк якобы пошел на Олега, который в этой смуте и погиб. Владимир же, находясь в Новгороде, убоялся за свою судьбу и, как это в ту пору часто бывало, бежал к своим родичам за море, т.е. к варягам, откуда вернулся с большим отрядом. Началась его война с Ярополком. Владимира, судя по всему, поддерживал не только север, закоснелый в своем язычестве, но и соответствующие круги юга. Перед походом на Киев Владимир покорил Полоцк, убив тамошнего князя Рогволода, дочь которого Рогнеда была предназначена в жены Ярополку (но теперь попала в гарем Владимира). Ярополк бежал в южные пределы Руси и укрылся в небольшом городке Родне в устье реки Рось. Там его и осадил Владимир с северной ратью. Ярополка предал его новый воевода Блуд (очевидно, Свенельд к тому времени умер). Во время встречи с победившим братом Ярополк был убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем державы ( 980 г . по летописи).

Читайте также:  Рыбий жир польза для качков

Источник

Святослав

Это единственный полководец, который всегда предупреждал врага о своем наступлении

Крылатое выражение “Иду на вы” известно каждому (я надеюсь) россиянину. Его через гонца врагу посылал русский князь Святослав каждый раз перед своим наступлением. Что это? Рыцарский жест, бахвальство или твердый расчет?

На этот счет существует много разных точек зрения. Побеждает обычно мнение, что таким образом Святослав выманивал противника на открытое пространство для решающей битвы, где, якобы, его воины имели преимущество. Однако такие историки забывают, что практически всегда русская дружина князя побеждала, находясь в явном меньшинстве, реализуя сказанные века спустя великим полководцем Александром Суворовым слова “не числом, а уменьем”. Даже согласившись, что иногда действительно Святославу было выгодней выманить врага на открытый бой, остается вопрос: а как быть с крепостями, которые брал Святослав? Посылая свое “Иду на вы” князь давал время врагу приготовиться к осаде, что, впрочем, мало помогало его противникам.

Лично меня больше всего устраивает, пусть и несколько мистическая, но крепко укоренившаяся в народе версия поведения Святослава. Каждый раз, посылая гонца к врагу со своим предупреждением, он просто знал, что победит. Более того он знал, что нужно делать, чтобы победить. И дело здесь не только в полководческом таланте князя, но и в природном даре предвидения. Не зря же он был близким родственником князя Олега, прозванного “Вещим”. Но Святослав пошел дальше. Он был “сведомым“. Именно таким словом характеризуется князь в русских летописях того времени (не путать с искаженным украинским “свiдомый”, то есть “сознательный (правильный)”).

Русское понятие “сведомый” берет свой корень от слова “ведать” (знать)”, можно долго продолжать цепочку “изведать” (узнать), “ведающий” (знающий)…

Вся известная история жизни Святослава подтверждает наличие у него такого дара. Еще мальчишкой Святослав принял участие в походе своей матери Ольги на древлян с местью за смерть князя Игоря, а с броска детского (облегченного) копья Святослава началась решающая битва с древлянами. Бытует мнение, что именно после неудачных попыток взять Искоростень (столица древлян), ему (напомним, мальчишке) пришло в голову взять с древлян дань в виде голубей и, привязав к лапам птиц горящую паклю, отпустить их на волю. Голуби, естественно, полетели домой и подожгли свой город. Искоростень пал.

Действительно, только сведомый мог двигать с невообразимой для тех лет стремительностью свои войска именно в нужное для победы место, и благодаря этому, сумел с малой дружиной уничтожить гигантскую на тот момент империю – Хазарский Каганат, извечного врага Руси.

Именно только сведомый полководец и мог “навести такого шороха” в пределах тогдашней Византии, мощнейшего на тот момент, государства в мире.

Оппоненты могут спросить: а как же тогда Святослав, если он такой сведомый, попал в засаду на днепровских порогах, где и погиб?

Ответ пусть и не явно, но присутствует в летописях. Все указывает на то, что он знал о своей близкой и неизбежной гибели. Именно поэтому Святослав отослал большую часть своего войска, спасая их для Руси.

Роль Святослава в становлении русского государства явно недооценена. В учебниках истории, начиная еще с советских времен, почему-то считается, что князь Святослав был посредственным правителем Руси, который всю свою жизнь провел в военных походах, предпочитая проводить экспансию вовне, вместо внутреннего укрепления государства.

Но, как говорится, есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. В то время в отношениях с хазарами стоял вопрос: или мы, или они. Святослав решил его в нашу пользу.

Читайте канал, подписывайтесь, хвалите, ругайте, оценивайте!

Статью “Не знал он бедный, что закончилась война ” читайте здесь

Статью ” Деревянный пирс, который никто не может уничтожить” читайте здесь

Статью “За что меня так ценят московские карманники” читайте здесь

Источник