Витрувий польза прочность красота латынь

Витрувий польза прочность красота латынь thumbnail

Витрувий, Vitruvio, история архитектуры, десять книг об архитектуре, античная архитектураВитрувий (Марк Витрувий Поллион) – самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э. Его «Десять книг об архитектуре» – изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры, других книг об этом периоде развития архитектуры не сохранилось.

Биография Витрувия известна в основном из его собственных трудов.  Точные годы его жизни не известны, родился он в Кампани, получил архитектурное образование. Так как архитектура в то время включала в себя построение как зданий, так и других сооружений, Витрувий принимал участие в построении военных машин во время гражданской войны при Юлии Цезаре, потом он самостоятельно разрабатывал осадные орудия. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. Из построенных им зданий можно отметить базилику в Фано, которую он приводил в своих произведениях в качестве примера. Также Витрувий принимал участие в разработке конструкции римского акведука. Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной – по его мнению – более успешным его коллегам. Витрувий проработал большую часть жизни гражданским инженером, а в конце жизни, добившись пенсии, он принялся за своё сочинение, которое и стало главным достижением его жизни. Именно труд «Десять книг об архитектуре» стал тем бесценным вкладом, который внёс Витрувий в архитектурное дело.

Трактат имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, однако не считался особо ценным. Во времена Средневековья к нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, однако основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью. Всё изменилось во времена Возрождения. У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многостронне описывающим эти каноны, был трактат Витрувия. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру многие века.

«Десять книг об архитектуре»

(лат. «De architectura libri decem»)

Трактат Витрувия  – это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Витрувианский человек, Леонардо да Винчи, рисунок человека в квадрате и круге, пропорции человеческого телаЭстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности – в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.

В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. «Firmitas – Utilitas – Venustas») , ставшую золотым правилом архитектуры.  Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий:

1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания.  Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу– модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко  рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

Читайте также:  Напитки из сыворотки польза и вред

2) Расположение – Dispositio –  это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.

3) Соразмерность –  Eurythmia –  приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.

4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.

6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.

Трактат Витрувия переписывался многократно, был переведен на разные языки и трактовался его последователями по-разному, поэтому и категории трактуются по-разному, интерпретируются и получают новое развитие в теории архитектуры. Одно несомненно –  «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие архитектуры более, чем какой-либо другой труд, сохранив знания и достижения античных архитекторов.

Дата публикации: 06.05.2014

© Регент Декор

Источник

«Де́сять книг об архитекту́ре» (лат. De architectura libri decem) — трактат об архитектуре прославившегося этой работой римского архитектора Марка Витрувия Поллиона. Трактат является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и одной из первых на латыни. По свидетельству самого Витрувия на момент написания трактата на латыни было всего четыре книги об архитектуре: Фуфиция, Теренция Варрона и две — Публия Септимия. Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь[1][2][3][4].

Содержание[править | править код]

Витрувий описал шесть основополагающих принципов науки (лат. scientia) архитектура[5].

  1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объёма (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота)[6].
  2. Dispositio (диспозиция, расположение, основа) — описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трёх основных чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертёж) и skenografia (перспективный вид).
  3. Eurythmia (эвритмия) — определяет красивые пропорции, изучается композиция.
  4. Symetria (симметрия) — под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова).
  5. Decor (декор) — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
  6. Distributio — категория описывает способ использования объекта экономически[3][7].

В I книге Витрувий изъясняет науку архитектора, которая состоит из теории и практики. Он обращает внимание на необходимость геометрии и рисования для занятий архитектурой, а также на знания в области философии, права, медицины и астрономии.

Во II книге содержится описание строительных материалов: кирпича (лат. laterum), песка, извести и камня.

В III книге описан Витрувианский человек c его пропорциями (лицо занимает десятую часть тела, а пупок центр композиции).

В IV книге рассказывается о храмах и положениях алтарей.

V книга посвящена устройству форумов, базилик, театров, бань и верфей.

VI книга посвящена устройству помещений (атриумов) и их фундаментов.

В VII книге он описывает приготовление красок (белой, красной, чёрной, зелёной, синей и охры) и штукатурки.

В VIII книге он описывает гидротехнические сооружения (колодцы, водопроводы).

В IX книге он описывает устройство солнечных и водяных часов.

В X книге он противопоставил машины (сочетание частей для перемещения тяжестей) и орудия (лат. organa), а также описал разнообразные механизмы, такие как водяные мельницы, баллисты и катапульты.

Издание[править | править код]

Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия[7].

За исключением нескольких свидетельств (Фронтин, Фавентин, Плиний Старший) труд Витрувия нашёл только очень небольшой отклик среди современников. Этому наверняка способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов[3].

Витрувий первый из теоретиков архитектуры высказал теорию о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, описал соответствие масштабов здания масштабу человека. Это теория более-менее удержалась до XIX века[1][2][4][4].

Средние века[править | править код]

Трактат был известен в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Самый старый найденный датируется 996 годом и находится в Британском музее (Harley 2767). Однако, наибольшую популярность работа приобрела в эпоху Ренессанса[3][4].

Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское возрождение. Без сомнения «10 книг» очень повлияли на развитие возрождения, но не могли быть причиной (были хорошо известны в средневековье). Скорее наоборот, в период возрастающего интереса к античности единственный сохранившийся античный автор не мог быть оставлен без внимания, даже при определенной несистематичности своего повествования[8]. В 1486—1492 гг. гуманист Поджо Браччолини осуществляет первое печатное издание трактата в Италии[1][2][4][7].

«10 книг об архитектуре» изучались архитекторами с XV вплоть до XIX века[3][4].

Читайте также:  Польза и вред пшеничных проростков

Издание 1936 года[править | править код]

Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф. А. Петровского. Т. 1. М., Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»). 1936. 331 стр. 6000 экз[7].

Переиздание 2003 года[править | править код]

Марк Витрувий Поллион. «Об архитектуре». / Пер. Ф. А. Петровского. (Серия «Из истории архитектурной мысли»). М., Едиториал УРСС. 2003. 320 стр. 960 экз. ISBN 5-354-00366-0[3]

Переиздание 2006 года[править | править код]

Витрувий. «Десять книг об архитектуре» Издательство: Архитектура-С 2006 г., Твердый переплет, 328 стр., 2000 экз. ISBN 5-9647-0107-8

Другие издания трактата[править | править код]

Манускрипт Витрувия, датированный приблизительно 1390 годом

London, British Museum, Harl. 2767 (8th cent.).
Selestad, Bibl. 1153 (10th cent.).
Wolfenbuttel, Bibl. 132 (10th cent.).
Wolfenbuttel, Bibl. 69 (11th cent.).
London, B.M., Harl. 3859 (11th cent.).
Oxford, St. John’s Coll. 66 В (1316.).
Escorial, 2. 5 (15th cent.).
London, В. М., Harl. 2760 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7227 (11th cent.).
Escorial, 3. 19 (11th or 12th cent.).
Eton College, MSS. 137 (15th cent.).
Rome, Vatican Codd. Urbin. Lat. 3. 1360 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7382 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7228 (15th cent.).
Oxford, Bodleian, F. V. 7 (15th cent.).
Rome, Vatican Codd. Urbin. Lat. 1. 293 (15th cent.).
Sulpitius, Rome, 1486.
Fra Giocondo, Florence, Junta, 1522.
Philander, Rome, 1544.
Laet, Amsterdam, 1649.
Perrault, Paris, 1673.
Schneider, Leipzig, 1807—1808.
Lorentzen, Gotha (Books 1-5), 1857.
Rose, Leipzig, 1867, 1899.
Krohn, Leipzig, 1912.

Переводы[править | править код]

В 1547 году в Париже издаётся французский перевод трактата (перевод Жана Мартена).

В серии «Loeb classical library» сочинение издано в 2 томах в пер. Грейнджера (под № 251, 280).

В серии «Collection Budé» сочинение издано в 10 отдельных книгах (издание завершено в 2009 году).

  • Первый перевод трактата на русский был осуществлён В. Баженовым и Ф. Каржавиным в 1792—1797 гг[1][2].
  • В 1936 году — перевод Ф. А. Петровского[2].
  • В 2000 году — вышло в свет издание в обработке В. Л. Глазычева, ISBN 5-484-00192-7.

Русские переводы[править | править код]

  • Перро К. «Сокращенный Витрувий, или Совершенный архитектор». М., 1789.
  • Баженов В. «Марка Витрувия Поллиона об архитектуре» С примеч. г. Перро. / Пер. с фр. и прим. В. . СПб, 1790—1797.
  • Кн. 1-2. 1790. 230 стр. Кн. 3. 1792. 136 стр. Кн. 4. 1793. 122 стр. Кн. 5. 1794. 159 стр. Кн. 6. 1794. 96 стр. Кн. 7. 1795. 86 стр. Кн. 8. 1796. 75 стр. Кн. 9. 1797. 79 стр. Кн. 10. 1797. 208 стр.

Литература[править | править код]

  • Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». — М.: УРСС, 2003. — 160 стр. — 650 экз.
  • Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада: Основы античной теории архитектуры. — М.: Стройиздат, 1967. — 280 с.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Латинский текст
  • Marcus Vitruvius Pollio de Architectura — труд Витрувия в английском переводе Гвилта (1826)
  • Текст и английский перевод Моргана (1914)
  • Двуязычный текст «De architectura» с иллюстрациями  (лат.)  (фр.)

Источник

Еще в первом веке до нашей эры древнеримский архитектор Витрувий сформулировал эти простые правила, выраженные всего тремя словами – польза, прочность, красота. Именно эти три понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной. Для дизайна интерьера, который находится в неразрывной связи с архитектурой, они также имеют решающее значение.

Что же такого важного в этих словах, которые знакомы каждому? Эти три слова, а точнее их последовательность, являются важнейшими правилами проектирования дизайна интерьера. Их последовательность однозначно указывает, что при проектировании является первоочередным, а что второстепенным.

Польза

Первоначально для создания любого предмета или интерьера нужна причина, назначение. Современное слово для обозначения этого понятия – функция.

Жилой интерьер создается для того, чтобы в нем жить – спать, есть, отдыхать, общаться, растить детей и прочее. Интерьер офиса создается для того, чтобы работать. Интерьер кафе, ресторана – для принятия пищи. Это и есть функция помещения. И эта функция является собственно целью и причиной создания интерьера, поэтому помещение должно максимально отвечать своей функции.

В современных условиях, когда каждый квадратный метр стоит определенную сумму денег, появилось еще одно понятие – полезная площадь. Особенно оно актуально для небольших квартир, где необходимо каждый квадратный метр пространства использовать с максимальной пользой. Пространство не должно «пропадать», оставаться незадействованным. Даже если это просто коридор, соединяющий комнаты, у него есть своя функция, и она должна выполняться без помех.

Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики. В бытовом понимании они сводятся к размерам основных предметов обихода и расстояний между ними, в которых человек может свободно действовать, перемещаться, реализую функцию помещения. Например, высота сидения стула или табурета, удобная для среднестатистического человека, составляет 45-50 см, а высота письменного стола – 75 см. Это означает, что стул или стол станет неудобным, если его размер будет сильно отличаться от этой цифры. Нормы эргономики могут довольно существенно отличаться в зависимости от географического положения. Например, в скандинавских странах рост среднестатистического человека значительно выше, чем в азиатских. Соответственно и размеры предметов, удобных скандинаву и азиату могут сильно различаться. Кроме того, важно помнить, что эти нормы не являются чем-то жестким, неизменным. Они предназначены для того, чтобы оптимизировать человеческую деятельность, помочь понять, как человеку будет максимально удобно, не проверяя все эмпирическим путем.

Читайте также:  Ароматизатор ванилин идентичный натуральному вред или польза

Прочность

После того, как решена функция помещения, его назначение, удобство и эргономичность, возникает вопрос о прочности. Это очень широкое понятие, включающее в себя далеко не только устойчивость конструкции (стен, перекрытий), но и безопасность в пользовании, и определенную степень долговечности.
Устойчивость конструкции помещения трудно переоценить, собственно весьма распространенным является мнение, что такая прочность даже важнее пользы помещения. Это спорный вопрос, так как помещение, не имеющее цели, функционального назначения, не полезно, оно просто не нужно, каким бы прочным оно ни было.

Устойчивость конструкции является в большей степени категорией архитектуры, чем дизайна интерьера, но при перепланировке помещений не может остаться неучтенной. То же самое касается и безопасности в пользовании. Многочисленные нормативные акты регулируют безопасность архитектуры и интерьеров – пожаробезопасность, экологичность, гигиеничность. Соответствующие инстанции контролируют работу проектировщиков, не позволяя создавать опасные для жизни бытовые ситуации. Иногда может показаться, что эти нормативы слишком уж строгие и нет иной причины их выполнять, кроме угрозы быть оштрафованным соответствующей инстанцией. Но такое впечатление ошибочно. Как сказал один водитель «Правила дорожного движения написаны кровью». По отношению к нормам строительства это может и слишком сильное высказывание, но все же я рекомендую с вниманием относиться к ним, во избежании риска для себя и своих близких.

Собственно, эргономичность тоже имеет прямое отношение к безопасности, так как предметы, неудобные в обращении, могут нанести существенный вред здоровью человека. Неудобно открывающаяся дверь может ударить в самый неподходящий момент, легко стукнуться головой об неудобно висящую полку и так далее.

В мире промышленного производства господствует мода, поэтому долговечность вещей и интерьеров постепенно отступает на второй план. Но все же каждая техника, мебель, покрытие должны служить определенный срок, адекватный их цене. Опять же, недолговечная, а значит подверженная поломке вещь, может представлять опасность для ее пользователя.

Красота

И, наконец, последним правилом проектирования интерьера является красота, декоративность, гармоничность внешнего вида. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение – это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным.

Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Как часто можно услышать, особенно из уст женщины – ой, какая прелесть, я это хочу. Но, наверное, каждому в жизни довелось купить красивую, но неудобную пару обуви и оценить, насколько в повседневной жизни польза и прочность превалируют над красотой.

Если речь идет о покупки промышленно произведенной вещи, то особенно беспокоиться не стоит. Любая вещь промышленного производства уже является более или менее прочной и полезной, это основа промышленного дизайна. Безусловно, степень функциональности и качества вещи сильно зависит от производителя.

Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу и прочность в жертву красоте. Это не значит, что в интерьере следует отказаться полностью от декора и проектировать только скучные утилитарные вещи практичных серых расцветок. Но декоративность не должна превалировать над функциональностью и конструктивной устойчивостью. Ни одна скульптура, даже самая красивая, не должна мешать свободному передвижению в помещении. Ни один светильник, как бы сильно он вам не нравился, не должен ослеплять. Ни один предмет в помещении не должен доставлять неудобство или представлять опасность.
Однако пренебрегать красотой тоже нельзя. Декор является важной составляющей дизайна, он оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность. Декор – это то, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.

Таким образом, эти три древних правила, примененные в верной последовательности, помогут сделать любой интерьер радующим глаз и душу, приносящим расслабление уму и телу, независимо от того, в каком стиле вы хотите его оформить. Правила древнеримского архитектора помогут создать то, что сегодня так высоко цениться – уютный и красивый дом.

Источник