Витамины их польза для здоровья во 2 классе
Методическая разработка по направлению: «Пропаганда ЗОЖ».
Классный час.
Тема: «Витамины – помощники здоровью».
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания учащихся к вопросам формирования здорового образа жизни и сохранению здоровья;
- Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
- Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезно;
- Развивать коммуникативные навыки, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; творческие способности и кругозор.
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что используются нетбуки.
Метапредметные результаты обучения:
познавательные:
- расширять знания учащихся о правилах здорового питания;
- формировать умение перерабатывать полученную информацию -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
регулятивные:
- формировать умение принимать учебные задачи;
- учить работать по предложенному плану;
коммуникативные:
- формировать умение оформлять свою мысль в устной форме;
- формировать умение слушать и понимать речь других;
- формировать опыт участия в коллективном обсуждении учебной проблемы.
• Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать.
• Развивать психические процессы учащихся: память, внимание, мышление.
• Создавать условия психологической комфортности каждого ребенка.
• Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей.
• Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки,
Подготовительная работа: запись видео загадок учащимися.
Рисунки, плакаты по теме: «Страна Здоровья» (к проведению игры класс украшается рисунками).
1.Станции: «Витамин А», «Витамин В», «Витамин С», «Витамин Д».
2.Все играющие делятся на три команды (по 5 человек)
3.Для каждой команды приготовлен нетбук, в котором готовится маршрутный лист- таблица.
4.На каждой станции ребятам представлено задание (на нетбуке), правильные ответы оцениваются 1 фишкой- витаминкой, которую команды наклеивают(собирают) на шаблон пузырька. Количество вопросов для каждой команды должно быть одинаковым.
5.По определенному сигналу одновременно команды переходят от одной станции к другой.
6.Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.
7.Время путешествия не более часа. На старте – финише подводятся итоги, награждаются лучшие.
Ход занятия.
1.Мотивация учащихся.
– Какие знания мы можем приобрести в Стране Здоровья?
– Сегодня наше занятие будет посвящено очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце занятия.
– Мы с вами сегодня будем путешествовать.
– Почему мы любим путешествовать? (узнаем что-то новое).
– Любое путешествие дает нам новое знание. А наше путешествие будет необычным – мы отправимся в путешествие по станциям- Витаминам.
На каждой станции вас ждет задание, которое нужно выполнить вашей командой. Итак, приступим к работе.
2. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
– Начнем наше путешествие с просмотра мультфильма. (Мультфильм «Смешарики «Витамины» (часть до 3.43мин.).
-Просматривая мультфильм, подумайте, какая тема нашего путешествия?
-На какие вопросы мы будем находить ответы и делать выводы?
-Почему герои мультфильма оказались на больничной койке?
Постановка целей урока вместе с детьми.
Дети сами догадываются о теме урока.
-Правильно, ребята! Тема урока «Витамины».
-Но сначала хочу спросить у вас, а какие основные правила здорового питания вы знаете?
-Нужно есть полезные продукты.
-Перед едой нужно вымыть руки с мылом.
-Лучше есть понемногу 5 раз в день.
-Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.
-Все правильно, молодцы.
– Ребята, а кто знает, что такое витамины?
(Ответы детей. Это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма).
– Какие витамины вы знаете? (ответы детей)
– Как у каждого человека есть имя, у каждого витамина тоже есть имя, но имя это необычное. Называют витамины буквами латинского алфавита – А, В, С, Д …
– А где мы встречаемся с витаминами? (в продуктах питания).
– Витаминов очень много. Но мы сегодня поговорим про самые главные для нас сейчас. На прошлых занятиях мы уже говорили про витамины, о правильном и полезном питании, а сегодня подведем итог наших знаний.
-Отправимся в путешествие по станциям. Для каждой станции свое задание. Ваша задача – выполнить все задания правильно, проявить смекалку, находчивость и заработать как можно больше фишек – витаминок. Результаты своих ответов нужно заполнить таблицу. В конце путешествия подведем итог.
На станции сидит учитель- комиссия. Станций-4, каждая носит название витаминов (А,В,С,Д)
Итак, отправляемся в путешествие.
3.Путешествие по станциям.
Команды расходятся по станциям, выполняют задания. Смена заданий для команд происходит по сигналу ( учитель засекает время для выполнения задания-7 минут).
Каждая команда использует нетбук, заполняя персональную таблицу.
Название витамина | В чем содержится | Польза для организма |
А | Овощи: морковь, сладкий перец, помидоры, репа, петрушка, сельдерей, зелёный лук. Фрукты: абрикосы, персики. Ягоды: шиповник, облепиха. | Здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост. |
В | Продукты: рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски. | Сильные мышцы, крепкие нервы, красивые волосы, защита от ядов. |
С | Овощи: капуста, помидоры, зеленый лук, укроп, картофель, сладкий перец. Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки, гранат. Ягоды: черная смородина, шиповник, вишня, клюква. | Защита организма от микробов и вирусов, слаженная работа всего организма, очищение крови. |
Д | Продукты: рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло. | Помогает организму усваивать кальций, чтобы кости и зубы были здоровы. |
Помощь командам:
В чем содержится:
1.Продукты: рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло. |
2.Овощи: капуста, помидоры, зеленый лук, укроп, картофель, сладкий перец. Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки, гранат. Ягоды: черная смородина, шиповник, вишня, клюква. |
3.Продукты: рис, рыба, салат, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, изюм, творог. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы. |
4. Овощи: морковь, сладкий перец, помидоры, репа, петрушка, зелёный лук. Фрукты: абрикосы, персики. Ягоды: шиповник, облепиха. |
Польза для организма:
Здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост. |
Сильные мышцы, крепкие нервы, красивые волосы, защита от ядов. |
Защита организма от микробов и вирусов, слаженная работа всего организма, очищение крови. |
Помогает организму усваивать кальций, чтобы кости и зубы были здоровы. |
Команды, заполняя таблицу, выбирают верные фразы и вставляют в таблицу.
1 станция. Станция витамина С.
(Предварительная работа – заранее каждая команда записывала видео-загадки).
-Задание: Отгадайте загадки, и вы узнаете, где содержится этот витамин.
-В каких овощах есть витамин С?
2 станция. Станция витамина А.
– А что вы знаете про витамин А? (ответы детей) (Он улучшает зрение и помогает вам расти.)
– Собрать коллаж из картинок, на которых изображены продукты с витамином А. (выполняют 2 члена команды).
Остальные учащиеся из команды собирают пословицы о здоровом питании.
-Закончи пословицы, соедини начало и конец.
За ягодами пойдешь– | здоровье на сто лет. |
Зелень на столе – | и врач не нужен. |
Ешь чеснок и лук – | здоровье найдешь. |
Яблоко на ужин – | не возьмет недуг. |
Подсказки для работы команд.
3 станция. Витамин В.
– Собрать пазлы, выбрать те продукты, в которых содержится витамин В.
4станция. Витамин Д.
Работа всех команд вместе. Продолжение просмотра мультфильма .
-Команды досматривают фрагмент мультфильма «Смешарики», дополняют свои таблицы.
По сигналу заканчивают работу, отсылают учителю таблицы.
Относят жюри пузырьки с набранными витаминами- фишками.
Жюри подводит итоги.
4. Обобщение и систематизация полученных знаний.
-Подготовьте советы об использовании овощей, фруктов, ягод в рационе.
( Ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе каждого человека регулярно. Самые основные витамины это А, В, С, D.)
– Что поможет нам сохранить здоровье?
-К чему может привести недостаток в пище витаминов?
-Как нужно правильно питаться? (Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты, а особенно овощи, ягоды и фрукты, в них больше витаминов.)
-Ребята, наше занятие сегодня было посвящено витаминам, вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?
– Сколько можно витамин употреблять в день?(не больше 2).
5.Рефлексия.
-Молодцы! Мы с вами сегодня отлично работали и пока жюри подсчитывает результаты, оцените свои знания сами. Отметьте оценку цветом. Linoit.com
6.Подведение итогов.
Награждение команд грамотами.
Угощение фруктами. Каждой команде вручается упаковка витамина С.
Приложение 1.
Маршрутный лист командам.
1 команда.
Станция «Витамин А» |
Станция «Витамин В» |
Станция «Витамин С» |
Станция «Витамин Д» |
2 команда.
Станция «Витамин В» |
Станция «Витамин С» |
Станция «Витамин А» |
Станция «Витамин Д» |
3 команда.
Станция «Витамин С» |
Станция «Витамин А» |
Станция «Витамин В» |
Станция «Витамин Д» |
1.Таблица для заполнения командами.
Название витамина | В чем содержится | Польза для организма |
А | ||
В | ||
С | ||
Д |
Приложение2.
Помощь командам:
В чем содержится:
1.Продукты: рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло. |
2.Овощи: капуста, помидоры, зеленый лук, укроп, картофель, сладкий перец. Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки, гранат. Ягоды: черная смородина, шиповник, вишня, клюква. |
3.Продукты: рис, рыба, салат, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, изюм, творог. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы. |
4. Овощи: морковь, сладкий перец, помидоры, репа, петрушка, зелёный лук. Фрукты: абрикосы, персики. Ягоды: шиповник, облепиха. |
Польза для организма:
Здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост. |
Сильные мышцы, крепкие нервы, красивые волосы, защита от ядов. |
Защита организма от микробов и вирусов, слаженная работа всего организма, очищение крови. |
Помогает организму усваивать кальций, чтобы кости и зубы были здоровы. |
2.Пословицы:
В здоровом теле – | так живешь. |
Щи да каша- | невелика честь. |
Как жуешь, | здоровый дух. |
Много есть- | пища наша. |
3.
Витамин А содержится в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.
Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло
4.
5.Приглашение ученикам из других классов.
ПРИГЛАШАЕМ УЧЕНИКОВ
2 «Д» класса
в увлекательное путешествие
в страну Здоровья,
которое состоится
15февраля 2017 года.
Для участия в игре нужно:
Выбрать команду из 5 человек.
Найти и записать видео-загадки о витаминах (4).
Вспомнить информацию о витаминах.
ВАШ МАРШРУТ:
- Станция «Витамин А».
- Станция «Витамин В».
- Станция «Витамин С».
- Станция «Витамин Д».
Желаем успехов команде!
Приложение3.
Загадки-видео:
1.
В | Дом зеленый тесноват: горох | Может и разбиться, может и свариться, Если хочешь – в птицу может превратиться. Яйцо | Дышит жабрами она. Кожа чешуёй покрыта. Чешет нежно бок волна, Не утонет в море рыба | В домике скорлупке, Живёт он, как в избушке, Бывает грецким и лесным, Кедровым не совсем большим! Орех |
С | Желтый цитрусовый плод лимон | Изначально вроде целый, Кожура его толста, А почистишь он на дольки, Разберётся без труда! К цитрусам тот плод относят, Вкусом радость он приносит, Корка толстая его, ароматнее всего! апельсин | Ягода садовая бывает разная: Чёрная, белая и красная. Круглая, и грозди недлинные. Ягода такая витаминная! Уж такая ягодка полезная! Даже, может, чуточку «железная»! смородина | Чесноку любимый брат, Лук |
А | В огороде – желтый мяч, тыква | Рыжий, длинный овощ знаем, Нет, совсем не мандарин, | В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. Помидор | Плод этот сладкий И круглый, и гладкий. Внутри он душистый Снаружи пушистый. А серёдка плода, Словно камень, тверда. Абрикоса лучший друг. Рыженький, с пушком вокруг. Крупный, ароматный И на вкус приятный. Персик |
Д | Пищевой продукт молочный Не творог и не кефир. Спрятался под коркой прочной Ноздреватый вкусный | Белое, да не снег, молоко | Мы на хлеб его намажем И добавим к разным кашам. Им мы каши не испортим. Поговорка вторит всем. Коль его добавим в тортик То получим сдобный крем. масло | От него — здоровье, сила молоко |
Станция «Витамин А» |
Станция «Витамин В» |
Станция «Витамин С» |
Станция «Витамин Д» |
Тематический классный час
«Наше здоровье – витамины»
(для учащихся 2-3 классов)
Составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 264
Кировского района
Санкт – Петербурга
М. В. Грищенкова
Категория: первая
Цели:
- Формирование представлений о здоровье;
- Формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;
- Закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
- Учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
- Прививать и воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты обучающихся
- Получить представление о разнообразии овощей и фруктов, приводить примеры основных фруктов и овощей, узнавать фрукты и овощи;
- Называть значение овощей и фруктов в питании человека;
- Называть пользу витаминов для здоровья человека;
- Соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Оборудование:
- Выставка витаминов и плакатов;
- Тематические презентации.
Х О Д З А Н Я Т И Я
- Организационный момент.
а) Психологический настрой «Всё в твоих руках».
Притча.
Жил мудрец, который всё знал. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я
её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в
твоих руках».
*В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим и постараемся
понять причины ухудшение здоровья, получим мотивацию на здоровый образ
жизни, включимся в активную деятельность по сохранению и формированию
своего здоровья посредством правильного питания.
б) Вхождение в тему. Метод «Ассоциации».
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЗДОРОВЬЕ?
(например: З – зерно О – огонь
Д – дерево В – витамины
О – осока Ь – знак
Р – радость Е – единство
в) вступительная беседа.
Работа в группах
– Обсудите, что такое здоровье?
– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?
( Высказывания учащихся от каждой группы)
Презентация с высказываниями о здоровье и здоровом образе жизни
- Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.
Генрих Гейне
- Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.
Генри Дейвид Торо
- Если не будешь есть еду как лекарство, то будешь есть лекарство как еду!
Михаил Задорнов
- Без здоровья невозможно и счастье. Белинский В. Г.
- «Здоровье есть высочайшее богатство человека»
Сократ
- Работа по теме.
Презентация – слайды о природе
Работа в группах
– Обсудите и ответьте, что влияет на наше здоровье и от чего оно зависит?
*Но бывает и так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны
здоровья, а сам всё равно заболевает. Почему?
(Ответы учащихся. Подвести их к тому, что необходимо употреблять витамины)
*Второй раз мы слышим сегодня слово витамины, и это неслучайно. Мы узнаем
много интересного и полезного о витаминах. Вита – это жизнь. А жизнь и
здоровье всегда рядом. Одним из составляющих здорового образа жизни
является рациональное питание, а важнейшим, жизненно необходимым
компонентом здорового питания являются витамины. Особенно человек
нуждается в них весной, когда на смену мясу приходят овощи и фрукты, в
которых содержится много витаминов.
– А теперь давайте отгадывать загадки.
- Этой кистью не рисуют и не красят. (Виноград)
- Младший брат апельсина. (Мандарин)
- Маленькая печка с красными угольками. (Гранат)
- Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (Груша)
- Очень кислый фрукт, его добавляют в чай. (Лимон)
- Жёлтый, круглый, ты откуда?
– Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовёшь? (Апельсин)
- Фрукт у нас не растущий, жёлтый с хохолком. (Ананас)
– Как назвать это всё одним словом? (Фрукты)
8. Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
9.Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я…. (свёкла)
10. Щёки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
11. Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
12. Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
– Как назвать это всё одним словом?
Рассказ учителя о значении витаминов.
ВИТАМИН «А» (ретинол): нужен для укрепления зрения. Его можно найти в
молочных и кисломолочных продуктах, в моркови, салате, шпинате и икре.
ВИТАМИН «В1» (тиамин) и «В2» (рибофламин): при их нехватке образуются
трещинки и язвочки в углах рта, шелушение кожи. Их можно найти в хлебе,
кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
ВИТАМИН «С» (аскорбиновая кислота): самый популярный витамин. Он
содержится почти во всех свежих овощах, плодах шиповника, лимонах, капусте,
картофеле, луке, укропе и др. Если не хватает этого витамина, организм
перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям,
появляются воспаление дёсен и их кровоточивость. Есть ещё один секрет этого
витамина: его очень много в чёрной смородине. Эта ягода спасает нас не только
от простуды, но и от малокровия.
ВИТАМИН «Д» (кальциферол) – редкий, но один из самых важных витаминов.
Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и
такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного
происхождения: в жирном сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени,
сельди. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.
(Сопровождается рассказ показом слайдов)
– А какие правила нам нужно выполнять перед употреблением овощей и
фруктов?
- Закрепление.
Тест:
а) В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов при-
чём в самом большом количестве?
* хлебе; * в свежей капусте; * в печени; * в молоке.
б) Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием
солнечных лучей?
*витамин А; *витамин Д; *витамин Е; *витамин В6.
в) Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нём витамин С?
*сварить; *поджарить; *запечь в кожуре.
4. Физкультпауза.
Игра «Полезные и неполезные»
Условия игры: Я буду называть продукты питания. Если услышите полезный
продукт – хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является
полезным, хотя он и вкусен – топайте.
Слова: яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, чупа-чупс,
ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр, капуста, хлеб, кока-кола.
5.Продолжение.
Игра «Доскажи словечко»:
а) Бананы, зёрна злаков, печень б) Минералами богаты
Тебе советуют всё есть. Все бобовые и злаки.
И в хлебе грубого помола Хочешь быть красивой леди –
Есть ценный витамин … (В6) Принимай продукты с … (медью)
в) Если хочешь быть здоровым г) Все виды масел так полезны,
И в кровати не валяться – И я советую тебе:
Ешь говядину и творог: Употребляй почаще в пищу
Они содержат … (В12) Продукты с витамином … (Е)
д) Петрушка с щавелем полезны – е) Рыба, яйца, мясо свинки
Известно вам как дважды два. Содержат очень много … (цинка)
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы … (А) ж) Шпинат, зародыши овса –
Всё это витамин …(В2)
– Давайте подведём небольшой итог.
* Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба,
овощи, фрукты, ягоды и т.д. Все полезные продукты снабжают организм
энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают
организму расти, питают его витаминами. Но есть продукты, которые вредны
для здоровья. Это сахар, конфеты, шоколад в больших количествах. Также
есть продукты, которые не приносят вреда. Но и не являются полезными. Это
белый хлеб, различные булочки и пирожки.
6. Рефлексия.
«Всё в твоих руках»
*На листе бумаги обведи левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция,
по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в
соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не
раскрашивайте.
Большой палец – для меня тема была важной и интересной. (красным)
Указательный палец – узнал много нового. (жёлтым)
Средний палец – мне было трудно. (зелёным)
Безымянный палец – мне было комфортно. (синим)
Мизинец – для меня было недостаточно информации. (фиолетовым)
7. Итог.
Дети читают стихи.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы всё здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Выбросить окурок?
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
Пожелания учителя.
– Здоровье не купишь, его разум дарит. А я хочу вам подарить витаминные
рецепты и советы для здорового образа жизни. Пожелать вам выполнять
правила правильного питания, употреблять только полезные продукты,
чтобы всегда быть здоровыми и красивыми.