Витамины и их польза для людей
О пользе витаминов и микроэлементов наслышаны многие. Однако не все представляют себе, в чем именно заключается их польза. В организме человека каждую секунду происходят тысячи сложных биохимических процессов, и в них принимают участие множество химических веществ, о роли которых полезно иметь представление.
Витамины и их роль
Витамины – собирательное название для группы органических веществ различного химического состава, объединенных тем, что все они абсолютно необходимы для нормального функционирования живых организмов, в том числе и человеческого. На сегодняшний день науке известно 27 таких веществ. Правда, не все они достаточно хорошо изучены: роль некоторых витаминов в организме доподлинно не ясна (например, витамин Т), а некоторые часть ученых вообще не считает жизненно необходимыми и относит не к витаминам, а к витаминоподобным веществам (В4, В15).
Среди хорошо изученных витаминов, важность которых не вызывает сомнений, стоит назвать следующие.
1. Витамин А (ретинол). Этот витамин способствует выработке зрительного пигмента, что помогает сохранять остроту зрения при любом освещении. Также он участвует в процессе регенерации клеток и обновления тканей, поддерживает нормальную работу иммунной системы, способствует нормальному формированию костей и зубов.
2. Витамин В1 (тиамин) играет важную роль в синтезе нейромедиаторов, помогающих проводить импульсы по нервным волокнам, а также поддерживает нормальную работу сердца и органов пищеварения.
3. Витамин В2 (рибофлавин) регулирует обменные процессы и участвует в регенерации тканей.
4. Витамин В6 (пиридоксин) незаменим для процесса кроветворения. Также он участвует в обменных процессах и синтезе антител.
5. Витамин В12 (цианокобаламин) необходим для регуляции обменных процессов; также он принимает участие в кроветворении и играет важную роль при усвоении кислорода при дыхании.
6. Витамин С (аскорбиновая кислота) поддерживает нормальную работу иммунной системы, а также влияет на состояние костей, кровеносных сосудов и соединительной ткани.
7. Витамин D способствует нормальному усвоению кальция и фосфора, которые формируют костную ткань.
8. Витамин Е (альфа-токоферол) поддерживает нормальную работу иммунной системы, кроме того является мощным антиоксидантом и играет важную роль в работе репродуктивной системы.
9. Витамин К играет важную роль в поддержании нормального уровня свертываемости крови и обеспечивает правильную работу почек. Также этот витамин повышает усвояемость витамина D.
Интересно, что многие витамины (например, D или К) в действительности не одно вещество, а несколько с похожими биохимическими свойствами.
Витамины необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности. Следить за уровнем этих веществ в организме очень важно. Однако это не единственные вещества, которые нужны организму человека.
Читайте также: Польза томатов для организма человека
Макро- и микроэлементы
Помимо сложных химических веществ, таких, как витамины и витаминоподобные вещества, для нормального функционирования организма человека необходимы и простые химические элементы. Из почти трех сотен элементов периодической таблицы в организме человека найден 81. Они делятся на три группы:
· макроэлементы – элементы, содержание которых в организме составляет более 0,01 %;
· микроэлементы – содержание которых составляет от 10−5 % до 0,01 %;
· ультрамикроэлементы – содержание менее 10−6 %.
Часто микроэлементы и ультрамикроэлементы для удобства объединяют в одну группу.
Для простоты микро- и макроэлементы часто обозначаются общим словом «минералы», хотя оно и не совсем верно – минералами в химии называются только особые вещества с кристаллическим строением.
Помимо процентного содержания, еще одно важное отличие макроэлементов от микроэлементов – отклонения в уровне первых совместимы с нормальной жизнедеятельностью, в то время как колебания в уровне вторых приводят к серьезным заболеваниям (либо являются их следствиями). Элементы, необходимые для работы организма, должны содержаться в тканях в строго определенном количестве, и их избыток точно так же вреден, как и недостаток.
Среди макроэлементов выделяют:
· кальций – основной составляющий элемент костной ткани. Вместе с этим он участвует в процессе роста и регенерации всех тканей организма;
· калий помогает поддерживать осмотическое давление в кровеносной системе и нормализует работу сердечной мышцы;
· магний нормализует возбудимость нервной системы, входит в состав костной ткани, стимулирует перистальтику кишечника;
· натрий поддерживает нормальное осмотическое давление и участвует в регуляции кислотно-щелочного баланса;
· фосфор является важным «строительным элементом» всех тканей организма, а также регулирует обменные процессы;
· хлор поддерживает нормальное осмотическое давление, а также входит в состав соляной кислоты – основного «действующего вещества» желудочного сока.
Среди необходимых микроэлементов выделяют:
· железо – крайне важный элемент, входящий в состав гемоглобина – белка крови, способного связывать и переносить кислород. Этот элемент крайне важен для процесса дыхания. При его недостатке развивается железодефицитная анемия;
· марганец – участвует в процессе роста и образования костной ткани, регулирует липидный и углеводный обмен, играет важную роль в синтезе гормонов;
· цинк принимает активное участие в делении клеток, в частности, в процессе репликации ДНК и РНК. Также он играет важную роль в кроветворении и образовании антител;
· селен способствует укреплению иммунитета, обладает выраженными антиоксидантными свойствами, участвует в синтезе белковых молекул и нуклеиновых кислот;
· медь участвует в процессе роста тканей, кроветворении и образовании антител. Также соединения меди принимают участие в превращении железа в гемоглобин. Также медь участвует в выработке коллагена – вещества, придающего большинству тканей эластичность и упругость;
· кобальт принимает участие во многих процессах в организме человека – он участвует в процессе кроветворения, синтезе мышечных белков, улучшает усвояемость азота, а также является важным структурным элементом витаминов группы В.
Витамины, микро- и макроэлементы, необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, регулируют множество процессов в человеческом организме. Каждый из них важен и незаменим – поэтому следить за их уровнем необходимо очень тщательно. Поддержание определенного уровня этих элементов – жизненная потребность организма.
Витамин A принимает участие в регулировании зрительного процесса и положительно влияет на обмен веществ в организме. Для дефицита этого витамина характерна неспособность видеть при плохом освещении, может развиться дальтонизм (невосприятие цвета).
Этот витамин поступает к нам в организм с рыбьим жиром и молочными продуктами. Но особенно много его в овощах и фруктах, цветовая гамма которых от оранжевого до красного цвета. Это: томаты, абрикосы, облепиха. Рыбий жир, Печень трески, Печень, особенно говяжья и куриная, Рыбная икра зернистая, Угри, Сливочное масло, Сыр ,(твердые, сычужные и мягкие сорта), Сметана (жирная), Желток яйца, Шпроты в масле, Рыба свежая морская жирная, Творог, Цельное молоко.
Витамин B2 отвечает за образование энергии в организме, но его основная функция — контроль за зрением; умение ориентироваться в темноте и цветозрение — заслуга именно B2.
А при недостатке его нарушается острота зрительной функции, может возникнуть коньюктивит и слезоточивость. Также нехватка B2 провоцирует воспалительные процессы полости рта и околоротовой области. Витамином B2 богаты дрожжи.
Перейдем же к следующей системе нашего организма — нервной. Какой же из жителей Витаминии отвечает за эту область? Их два — B1 и B6.
Витамин B1 — обеспечивает работу не только нервной, но и мышечной систем, а также органов пищеварительного тракта.
При исчезновении витамина B1 из рациона организм отвечает повышенной агрессивностью, слабостью мышц, болевыми ощущении в ногах, расфокусировкой внимания.
Основными источниками B1 можно назвать зернобобовые культуры, однако и в животной пище он также встречается.Хлеб из муки грубого помола, дрожжи, орехи, бобовые, крупы, мясо — бессменные источники этого витамина.
В большинстве случаев витамин С (аскорбиновая кислота) используют для предотвращения образования морщин. Помимо этого действие кислоты направлено на:
- повышение иммунитета;
- восстановление и отбеливание кожного покрова;
- повышение упругости и эластичности;
- возвращение здорового цвета лица;
- активизацию выработки коллагеновых волокон;
- защиту от УФ-лучей;
- нейтрализацию свободных радикалов.
Пищевые источники аскорбиновой кислоты
Важнейшими пищевыми источниками витамина C считаются продукты растительного происхождения (зелень, овощи, ягоды и фрукты). В пище, имеющей животное происхождение, аскорбиновая кислота содержится в незначительных количествах.
Содержание витамина C
Сушеный шиповник, Сушеная кинза , Свежий шиповник , Облепиха , Сладкий перец желтого цвета , Черная смородина , Свежий тимьян , Свежая зелень петрушки , Сладкий перец красного цвета , Сушеная зелень петрушки , Красная рябина , Черемша , Киви , Брокколи , Свежая зелень укропа , Капуста брюссельская , Шафран , Сладкий перец зеленого цвета , Красный перец молотый , Листья , горчицы , Помело , Кольраби , Папайя , Земляника , Клубника , Капуста краснокочанная , Лимон , Апельсин , Сушеный майоран , Сушеный укроп , Редис , Свежеотжатый апельсиновый сок , Эстрагон , Цветная капуста , Сушеный тимьян , Щавель , Ананас , Листья лавра , Красная смородина , Горох зеленый свежий , Крыжовник , Свежий сок лимона , Грейпфрутовый сок , Капуста белокочанная , Шелковица , Бузина , Сок мандарина , Свежие лисички , Фейхоа , Чеснок , Грейпфрут , Соя свежая , Капуста савойская , Свежие белые грибы , Свежая кинза , Зеленый лук , Шпинат , Мандарин , Капуста пекинская , Малина , Брюква , Картофель , Дыня , Редька , Сок томатный ,Вишня , Салат , Брусника , Помидор , Огурец , Персик , Банан , Кабачок , Абрикос , Слива , Морковь , Груша, Арбуз , Гранат , Баклажан , Виноград , Черника , Кукуруза.
Витамин Е, он же токоферол, обладает многими полезными свойствами, а именно:
- Препятствует возрастным изменениям, активизирует регенерацию клеток, разглаживает “гусиные лапки”, оказывает лифтинг-эффект, придает эластичность и упругость, улучшает кровообращение.
- Воздействует как антидепрессант — устраняет усталость, улучшает цвет лица.
- Защищает клетки от свободных радикалов, освобождает от вредных веществ.
- Оказывает противовоспалительный эффект, устраняет угри, прыщи и черные точки.
- Осветляет веснушки и пигментные пятна.
- Увлажняет и питает сухую кожу, поддерживает водный баланс в клетках, регулирует работу сальных желез.
В чем содержится: Масло подсолнечное, Семена подсолнуха, Миндаль , Фундук, Масло оливковое, Шпинат , Помидоры, Брокколи.
Суточная норма
Ежедневное потребление измеряется в миллиграммах (мг) и международных единицах (МЕ). Сколько принимать зависит от возраста. В России официально признаны различные дозировки в зависимости от пола и возраста:
Для детей:
до 6 месяцев-3 мг. 6 месяцев – 3 лет-4 мг. 3-7 лет-7 мг. 7-11 лет – 10 мг. Подростки 11-14 лет – 12 мг. Подростки 14-18 лет – 15 мг.
Для взрослых:
Мужчины и женщины старше 19 лет – 15 мг. Беременные+ 2 мг. Женщинам, кормящим грудью+ 4 мг.
Польза витаминов для здоровья заключается в их способности предотвращать и лечить различные заболевания, включая проблемы с сердцем, высоким уровнем холестерина, заболевания глаз, кожных заболеваний и многих многих других. Я скажу больше, что организм впринципе не сможет правильно функционировать при не достатке витамин. Витамины также улучшают работу многих органов организма и стабилизируют их.
Витамины можно употреблять в различных формах. Наиболее распространенным способом получить их – через продукты, которые мы едим. Поэтому важно, какую именно кухню вы предпочитаете и каков ваш обычный рацион питания. Возможно, что ваше обычное питание не предоставляет вашему организму достаточного количества витаминов и микроэлементов. Для таких случаев были изобретены пищевые добавки, которые дают нужные витамины при этом не изменяя привычный рацион. Также существуют поливитамины, которые считаются одним из лучших вариантов улучшения баланса витаминов и микроэлементов в организме, особенно если у вас работа или образ жизни, из-за которого вы часто можете пропускать прием пищи в привычное для вас время. Также если вы часто едите одну и ту же пищу, или любые другие отклонения от нормального режима питания.
Каждый вид витаминов по-своему положительно влияет на функционирование и жизнь человеческого организма.
Витамин А (ретинол) является полезным в лечении глазных заболеваний, заболеваний кожи, различных инфекций, а также ускоряет процесс заживления ран. Употребление этого витамина также полезно для профилактики катаракты и улучшения здоровья ваших волос.
Витамин В1 (тиамин) способен предотвратить авитаминоз, заболевания сердца, и расстройство желудка, одновременно повышает обмен веществ в организме, улучшает кровообращение и развитие мозга. Витамины В1 положительно сочетаются с витаминами В2 и В3, и это очень удобно особенно для пожилых пациентов, которые нуждаются в дополнительном питании.
Витамин В2 (или рибофлавин) также помогает при лечении катаракты, заболеваний кожи и анемии, а также при повышении метаболической активности организма и укрепляет иммунитет и нервную систему.
Витамин В3 (ниацин) может уменьшить слабость, расстройство желудка, помочь в лечении кожных заболеваний, мигрени, слабости сердца, высокого кровяного давления, высокого уровня холестерина в крови, диабета и диареи.
Витамин В5 (пантотеновая кислота) способен снять стресс, противостоит артриту, различным инфекциям, кожным заболеваниям, поседении волос и высокому уровню холестерина в крови.
Витамин В6 (пиридоксамин) полезен при лечении сахарного диабета, судорог, чрезмерного менструального кровотечения, стресса, бессонницы, утренней тошноты и укачивания. Также помогает снизить уровень гомоцистеина в организме.
Витамин В7 (биотин) способен лечить при кожных заболеваниях, улучшает обмен веществ в организме, улучшает здоровье волос.
Витамин В9 (фолиевая кислота) является очень мощным помощников в борьбе с анемией, расстройством желудка, при кожных заболеваниях, подагре и при увеличении красных кровяных телец. Обеспечивает защиту от ишемической болезни сердца.
Витамин В12 (цианокобаламин) уменьшает симптомы и побочные эффекты анемии, заболеваний печени, заболеваний почек, язв во рту. В сочетании с достаточным количеством В6 и фолиевой кислоты, В12 может обеспечить защиту от различных болезней сердца, в том числе и инсультов.
Витамин С (аскорбиновая кислота) способен бороться с различными заболеваниями: простуды, инфекции, диабет, стресс, высокий уровень холестерина в крови, болезни сердца, рак, высокое кровяное давление, заболевания почек, внутренние кровотечения, язвы роговицы, воспаления, отравления, а также множество других заболеваний. Это один из самых мощных и основных антиоксидантов, которые мы имеем в нашем организме.
Витамин D лечит рахит, артрит, кариес и диабет. Он также полезен для восстановления костей, укрепления иммунитета и улучшения кровяного давления. Он также используется для предотвращения остеопороза и профилактики различных видов рака и рассеянного склероза у пациентов, уже болеющих остеоартритом.
Витамин Е (токоферол) часто используется для как омолаживающее средство, также защищает от сердечных заболеваний, бесплодия, нарушения работы мозга, менопаузы, болезненных менструальных циклов и глазных заболеваний. Плюс улучшает кровообращение.
Витамин К является очень важным витамином для предотвращения внутреннего кровотечения, обструкции желчных путей, чрезмерной менструации и менструальной боли, также имеет способность улучшать свертываемость крови. К тому же предотвращает атеросклероз, улучшает работу нервной системы и способствует исчезновению почечных камней.
Итак в завершение можно сказать что витамины несут огромную пользу нашему организму и именно благодаря им, мы можем избегать многим заболеваниям, инфекциям и отравлениям, поэтому нужно стараться чем больше добавлять их в свой рацион питания. Потому что наилучшим способом обеспечить свой организм витаминами это правильное питание. А тот факт, что обычно самые полезные витамины – самые вкусные, еще больше радует и привлекает к их частому употреблению. И самое главное, что эти источники здоровья и долголетия доступны каждому из нас, поэтому нужно в полной мере пользоваться этими дарами природы.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Радуга»: «Витамины и полезные продукты для здоровья».
Цель:
• вызвать у детей желание заботится о своем здоровье;
• познакомить с понятием «витамины»;
• рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи
здоровья и питания.
Задачи:
• учить детей различать витаминосодержащие продукты;
• объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе
и значении витаминов для здоровья человека;
• помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда
должна быть не только вкусной, но и полезной;
• развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный
словарь;
• воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Словарная работа: дегустировать, дегустатор.
Предварительная работа: выучить с детьми стихи о витаминах, приготовить шапочки витаминов А, В, С, Д. разучивание физкультминуток.
Материал: иллюстрации: овощей, фруктов; полезные и вредные продукты питания; корзина, фрукты, овощи нарезка, шпажки «Где живут витамины», музыкальное сопровождение.
Ход
1. Организационный момент.
Цель: создать условия для возникновения положительных эмоций, мотивации. Выявить элементарные нравственно-этические нормы.
(Дети входят в группу)
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте, поздороваемся.
Стих (Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг – берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.,
Можем маленькими быть – приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет.
Воспитатель:А знаете, вы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали:
Воспитатель :Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Стук в дверь, входит Незнайка,(Вова Б)
Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке. Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей). Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются «витамины»? (Ответы детей). А что вы знаете о витаминах? (Ответы детей).
(Ева П.)– Да, витамины оказывают различное влияние на здоровья человека. Витаминов
много, но самые главные из них витамины А, В, С, Д.
(Марго М). витамин Аочень важен для зрения.
(Мириям М) Витамин В способствует хорошей работе сердца.
(Вероника Д) витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире.
(Кристина )Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
неподверженным к простудам. Если все – таки простудился, то с его помощью
можно быстрее поправится.
(Юнус Т.) Стих.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Воспитатель:Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей).
• Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты.
Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет,
как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура
• А вот конфеты, шоколад, мороженое, слышишь Незнайка, особенно в больших
количествах очень вредны для здоровья. И витамины в этих продуктах не живут.
-Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо
употреблять разнообразную пишу, чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро
расти.
В исполнении детей прозвучат стихи о пользе витаминов.(Танец)
Витамин А Варя Г
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Семен П Витамин А:Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок, капуста,
петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей, помидор, красный сладкий
перец.
Витамин В Эмилия А
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Коробова ПВитамин В – рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох,
печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина,
крабы, моллюски.
Витамин Д Настя Ш.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Сереков КВитамин Д – рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья печень,
сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин «Д».
Витамин СЯся Р.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.
Лиза ЧВитамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимон, лук, петрушка,
яблоко, кислая капуста.
Дети :
(Кира К)• Незнайка! Ты попробуй — как решить не хитрую задачу: Что полезнее жевать
репку или жвачку?(ответ Незнайки)
• После еды многие стараются жевать «Дирол» и «Орбит», для того, чтобы
очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная в ней много витамина
С и хорошо очищает зубы.
• Я открою вам секрет чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и
не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины, как солдаты
охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней.
Физкультминутка
Чтобы сильными расти, Дети сжимают кулаки и сгибают руки в локтях («силачи»).
Не болеть, не простужаться, Качают головой
Надо спортом заниматься, Сжимают кулаки и сгибают руки в локтях.
Надо правильно питаться. Имитируют движения (подносят ложку ко рту).
Фрукты, овощи, орехи, Дети загибают или разгибают пальцы на руке,
Мясо, рыба, молоко, перечисляя полезные продукты
Творог, каши, сыр и яйца –
С ними вырастем легко! Встают на носочки, поднимают руки и тянутся вверх, опускают руки через стороны на пояс и становятся на всю ступню.
Воспитатель: А сейчас Предлагаю вам поиграть дидактическая игра «Полезно-вредно». Незнайки подарим иллюстрации с полезными продуктами питания, а то, что вредно для здоровья спрячем в корзину. (картинки с корзинками)
Воспитатель :И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты и сейчас мы будем дегустировать эти продукты. Дегустировать – значит пробовать. А человека, который пробует, называют — дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Игра «Узнай, на вкус» – дети закрывают глаза, им дают кусочки свежих овощей и
фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, яблоко, банан, мандарин, лимон
и др.) и предложить определить на вкус:
Незнайка: Я тоже хочу с вами поиграть в игру
«Совершенно верно!»
Воспитатель : Я вам буду
говорить четверостишие о продуктах. Если в них говориться о полезных вещах,
вы говорите все вместе: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.
• Есть побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, и тогда ты точно
будешь очень строен и высок.
Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
• Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис,
строен, стань как кипарис.
Дети молчат
• Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с
маслом, рыбу, мед и виноград.
Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
• Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине
всем полезны витамины.
Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
• Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да
в дверь не может проползти.
Дети молчат
• Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь по больше витаминов,
с болезнями не знайся.
Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
Воспитатель: Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево).
Вопрос: Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в лимоне? Какой витамин в луке? Какой витамин в сливочном масле? Чем полезен черный хлеб?
Воспитатель Молодцы! А сейчас не много отдохнем и разомнемся. (Музыка)
Игра «Как живешь?»
Вот так! (Поднимают большой палец вверх) Как плывёшь?
Вот так! (Имитируют плавательные движения) Как бежишь?
Вот так! (Выполняют бег на месте) Вдаль глядишь?
Вот так! (Приставляют руку ко лбу)
Машешь вслед?
Вот так! (Машут рукой)
Ждёшь обед?
Вот так! (Подпирают щеку рукой)
Утром спишь?
Вот так! (Закрывают глаза, складывают ладошки под щеку)
А шалишь?
Вот так! (Надувают щеки и хлопают руками по ним).
Воспитатель: молодцы! Незнайка, наши гости заскучали, я предлагаю поиграть с ними в
игру «Это я, это я, это все мои друзья!» А ты Незнайка помогай отвечать
гостям. Если в стихотворении говорится про вас, то хором отвечайте: «Это я, это
я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
У меня к вам есть вопросы,
Отвечайте без ошибок
Отвечайте быстро, просто,
Обязательно с улыбкой.
Воспитатель: Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?
Дети молчат.
Воспитатель: Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Дети молчат.
Воспитатель: Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезны, а какие вредные, в наших продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть. Правда, Незнайка.
Незнайка: Конечно, спасибо вам. Чтобы здоровым оставаться, всем нужно правильно питаться! • Каша – вкусная еда, это нам полезно?
Ребенок: Лишь полезная еда (Эмилия В)
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? Дети (хором): Да!
Воспитатель: Молодцы! Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, банана, груша и т. д.). Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. (Дети 2 чел) ( Воспитатель) дети угощают гостей
• Что понравилось сегодня на занятии?
• Что узнали нового?
• Что было самым интересным?
• Назови «полезные» продукты для детского организма?
• Назови «вредные» продукты для детского организма?
Какое новое слово мы сегодня с вами выучили? (Дегустатор) (дегустировать )
Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете кушать полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и спортом, вести здоровый образ жизни и тогда все мы будем здоровыми и сильными. Как говорится в пословице: «Я здоровье сберегу, сам себе я понемногу!»