Виртуальные пространства польза и в

Виртуальные пространства польза и в thumbnail

Технический прогресс неумолимо движется вперед, среди главных его прорывов виртуальная реальность. С момента появления первых очков виртуальной реальности начались и не умолкают споры о полезности изобретения. Кто-то считает, что это огромный рывок вперед, кто-то, наоборот, опасается последствий. Давайте и мы подумаем над этим вопросом.

Что такое виртуальная реальность

Виртуальная реальность – мир, созданный с помощью техники и электроники. Он передает события через основные чувства человека: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Все действия проходят в режиме реального времени, подчиняются законам физики. Конечно, встречаются и фантастические, мистические сюжеты, в которых любой человек почувствует себя супергероем или магом.

Первое устройство было разработано в 1968 году, но оно не получило популярности из-за больших размеров и побочных реакций: дезориентация, головокружения, головная боль, перегрузка нервной системы. К слову, побочные эффекты встречаются и в наши дни.

Дальнейшие года до двухтысячных считаются этапом активного развития виртуальной реальности. И только 2009 год можно считать периодом появления современной виртуальной реальности.

С тех пор ведутся регулярные работы по совершенствованию систем, но суть остается той же:

  • Человека сажают в удобное кресло или фиксируют в другом положении, соответствующем сюжету виртуального мира.
  • На участника надевают специальный шлем с очками, современные модели дополнены перчатками.
  • Шлем подключается к компьютеру, другому гаджету.
  • Человек полностью погружается в другой мир.

Сценарий может быть любым. Самая популярная сфера использования оборудования – игры. Но это не единственная возможность. Виртуальная реальность позволяет устраивать экскурсии, путешествия, организовывать обучения вождению автомобиля или управлению самолетом. В последнее время виртуальную реальность внедряют в область медицины – хирурги практикуются в операциях.

Польза и вред

уход от реальности

Само по себе изобретение нейтрально, положительный или отрицательный заряд оно принимает в зависимости от условий использования. Например, для людей, зависимых от игр, виртуальная реальность опасна. Геймеры итак сутками могут не отходить от компьютера, а в таких условиях вероятность довести себя до истощения выше.

Виртуальная реальность увлекает. Ее бесконтрольное использование вырывает человека из нормального образа жизни. Название говорит само за себя: уход в виртуальную реальность – уход от реальной жизни. А это форма девиации, защита психики. Шлем дарит другой мир, идеальный мир. Это убежище для человека с проблемами в жизни, но это не решение проблем.

Сохраняются и усиливаются последствия обычной компьютерной зависимости: отождествление себя с героем, неадекватное самовосприятие. Виртуальная реальность окончательно стирает границу между игроком и его персонажем. Они превращаются в единый организм.

Вопрос в том, что это за герой, какая это игра. Ведь человек и в реальной жизни будет вести себя так же, как персонаж. Дети и подростки особенно подвержены проблемам с самоидентификацией. Их психика еще не окрепла, а самосознание только начинает формироваться.

Разумное же использование виртуальной реальности как тренажеров, средств развития и отдыха человека приносит пользу:

  • подготовка авиапилотов и операторов АЭС;
  • проведение конференций, тренингов, семинаров;
  • творчество с неограниченными ресурсами;
  • проектирование, архитектура;
  • экскурсии по музеям, городам, в том числе прошлых эпох;
  • тестовые медицинские операции с целью повышения точности и снижения рисков при реальных манипуляциях;
  • обучение профессиям, деятельность которых связана с дорогим оборудованием, повышенным риском;
  • релаксация, максимальный отдых, расслабление нервной системы.

И даже в психологии виртуальной реальности найдется место: избавление от фобий, проработка травм в виде встречи с теми людьми, которые к ней причастны. В психотерапии всегда нужно пересматривать, переоценивать, переосмысливать проблемную ситуацию. Виртуальная реальность позволяет воссоздать ее с точностью до мелочей, даже включить тех людей, которых уже нет в жизни.

Искусственная реальность развивает воображение, что тоже немаловажно. Иногда в рамках реабилитации человеку нужно представить свою новую жизнь, увидеть и почувствовать свой потенциал, возможности, поверить в себя. Виртуальная реальность помогает бороться со стрессом, получать положительные эмоции, прорабатывать эмоции, избавляться от негативных переживаний.

Интересный факт: медики исследовали возможности виртуального мира для реабилитации пациентов с ожогами. Участникам предлагалось окунуться в снежную страну с чудесами, где они могут поиграть в снежки. В ходе эксперимента выяснилось, что боль от ожогов реально уменьшилась.

Прогресс или регресс

развитие психологии

Виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем.

Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.

Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, дисоциализации в реальном мире.

Читайте также:  Выпечка из крахмала польза и вред

С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.

Послесловие

Виртуальная реальность таит три главных риска, они же противостояние добра и зла:

  • эмпатия, сближение людей или войны, хаос;
  • расширение возможностей, развитие человека или обогащение создателей виртуального пространства, мошенничество, манипуляции;
  • психологическая помощь или зависимость, подобная наркомании.

Только от самих людей зависит, в какую сторону уйдет каждая из названных развилок. Можно стать рабами новой системы, а можно регулярно раскрывать возможности, способности всего человеческого рода.

Источник

Дата публикации: 2014-05-06 22:52:52

Польза и вред виртуального пространстваХорошее время пошло нынче. Чтобы человек не решил предпринять, чтобы ни задумал- под рукой всегда есть верный друг, помощник и советчик. Кто же это, спросите вы. Ответ очевиден. Этот друг- интернет. Интернет, на мой взгляд, одно из величайших изобретений человека. Сколько всего можно делать с помощью сети, трудно себе представить. Главным образом, интернет – это средство коммуникации.  В настоящее время существует огромное количество программ, с помощью которых мы можем за одну секунду установить связь с любой точкой мира. Скайп, icq, e-mail и другие программы подобного рода наделяют нас способностью делиться изображениями, звуком,текстовыми сообщениями и т.д. С появлением вебкамер стало возможно видеть и слышать друг друга, будучи на расстоянии тысяч километров. Открывая неограниченные возможности общения с людьми из разных стран мира, интернет побуждает людей к изучению языков, помогает узнать о мире то, что без него узнать было бы очень сложно. Второй очень положительной чертой интернета является то, что через него можно проводить неограниченное количество операций нужных нам в повседневной жизни. Чтобы купить часы, нам уже не нужно идти в магазин, нам достаточно ввести соответствующий запрос в поисковой строке и тысячи вариантов будут представлены нашему вниманию. Снять квартиру, купить детскую коляску, найти работу, нанять рабочего, выбрать кота, найти друга- все это сегодня можно сделать с помощью интернета. Особого внимания заслуживают такие приложения, как сайты, где каждый человек может высказаться, поделиться твоей жизнью. Контакт, Фейсбук, одноклассники, твиттер, различные сайты знакомств создают для каждого возможность неограниченного общения. Одинокие, стеснительные люди, которые в реальной жизни не могут социализироваться и полноценно общаться, в интернете находят друзей, собеседников и даже супругов. Очень популярными стали сайты знакомств. Нет точной статистики, но в последнее время огромное множество людей

Находят вторую половину именно на таких сайтах, создают счастливые браки, рожают детей. И все это интернет. Любая современная хозяйка солжет, если скажет, что ни разу не обращалась за помощью к интернету в вопросах кулинарии, уборки, ремонта, отношений и прочего. Существует несметное число сайтов наполненных рецептами блюд со всего мира, с подробным описанием и  видео инструкциями. Мужчины- автолюбители знают, что в интернете всегда найдется полезная информация по темноту машины, уходу за ней. Сейчас нет такой сферы человеческой жизни, которой нельзя найти в интернете. Каждый найдет полезную информацию для себя и по своим интересам.  Достаточно  ввести запрос, например,

гибдд Нижнего Новгорода

или

аптеки Ярославля

и поисковая система выдаст всю необходимую информацию. 

Отдельного внимания заслуживают сайты, где можно посмотреть кино. Все от первых попыток мирового кинематографа до последних новинок представлено на киносайтах. Нам больше не нужно покупать диски и вообще тратить деньги на развлечения такого рода. Более того, скачать бесплатную книгу на любом языке, игру любого плана, музыку для любого вкуса- все это легче легкого. 

Говоря о бесконечном количестве плюсов и положительных сторон интернета, нам не следует забывать о минусах. К сожалению,  сейчас очень много мусора плавает на просторах интернета, реклама, порнография в открытом доступе, большое количество бесполезной информации. Плюс ко всему, есть у интернета свойство затягивать человека. Существует нехорошая тенденция- дети, после школы, вместо того чтобы бежать на улицу к друзьям, скорее мчатся к мониторам своих компьютеров, посмотреть нет ли чего нового на станицах виртуальных друзей. Взрослые тратят много времени на соцсети, которые как наркотик приковывают к себе, и иногда разрушают браки и семьи. У интернета, как и у всего хорошего в мире, есть отрицательные стороны.

Читайте также:  Польза кокосового масла при массаже

И чтобы не попасться на крючок зависимости, необходим грамотный подход и чувство меры.

Источник

28 марта эпоха виртуальной реальности официально началась. В продажу поступил первый шлем нового поколения Oculus Rift. 

Возможность максимально полного погружения в вымышленный объёмный мир давно привлекала воротил из развлекательной сферы и IT, однако сделать массовое устройство виртуальной реальности до сих пор не удавалось никому. Благодаря шлему Oculus Rift, 28 марта, возможно, станет датой, когда такое устройство появилось.

Однако, вне зависимости от того, насколько новинка или её конкуренты в виде HTC Vive, Samsung Gear VR и Sony PlayStation VR окажутся успешными или, напротив, провальными, очевиден факт: эти шлемы могут создать настолько сильную иллюзию пребывания в виртуальном мире, как никакое устройство доселе. Разумеется, мы не берём в рассмотрение специализированные комплексы виртуальной реальности, находящиеся на службе военных и специальных гражданских служб.

Все эти годы виртуальная реальность находилась вне массового рынка, а участники лабораторных экспериментов по умолчанию наблюдались множеством специалистов, хотя бы по причине огромной стоимости оборудования. Выход же на массовый рынок устройств VR (общепринятое сокращение от Virtual Reality — буквально “виртуальная реальность”) ставит перед обществом вопросы, на которые производители данных устройств не спешат отвечать: насколько это безопасно, каковы правила использования и действительно ли большинство потребителей может без вреда для здоровья использовать шлемы виртуальной реальности.

Такое “легкомыслие” можно объяснить двумя основными причинами. Главная и основная прозаична — погоня за коммерческой выгодой, ведь чем скорее будет выпущен продукт, тем больше заработает производитель денег и тем большую долю рынка сможет завоевать. Казалось бы, ограничивать аппетит к наживе должны контролирующие органы, но здесь у производителей шлемов VR приготовлена спасительная отговорка: формально шлемы виртуальной реальности производятся уже не один десяток лет и никаких существенных проблем у пользователей не вызывали.

Новое или хорошо забытое старое?

Здесь, однако, надо уточнить два обстоятельства. Все без исключения шлемы предыдущих поколений потерпели фиаско на массовом рынке и распространились максимальным тиражом в несколько тысяч, а значит, ни о каком массовом опыте использования речи быть не может. И второе: они и близко не могли похвастать таким воздействием на человека, как новое поколение устройств.

По большому счёту, предыдущие попытки перенести игрока в виртуальное пространство сводились к тому, что статичный экран монитора уменьшался и превращался в низкокачественный экран шлема перед глазами игрока, иногда — с некоторым эффектом стереоскопии (объёмного видения). Принципиальное отличие нового поколения устройств в том, что они довольно точно передают движение головы в виртуальном пространстве, а некоторые модели и вовсе распознают движение игрока в комнате, в том числе его рук, и соотносят с игровым персонажем.

Виртуальные пространства польза и в

Такая, на первый взгляд, мелочь кардинально меняет восприятие пользователя: мозг быстро начинает ассоциировать себя с виртуальным телом (протагонистом), и эта ассоциация принципиально полнее, чем при считывании картинки с монитора или телевизора. Но из этого следует и целый ряд потенциальных проблем и угроз, начиная с головокружения и тошноты, которую испытывают практически все обладатели новинок, заканчивая возможными нарушениями в психике после долгого использования в играх, связанных, например, с насилием. Для того чтобы определить возможные вред и пользу от шлемов виртуальной реальности, мы поговорили с экспертами в области психологии и психотерапии, а также провели несколько экспериментов.

Может ли шлем виртуальной реальности нового поколения навредить психике?

Ольга Добрушина, врач-невролог, генеральный директор Международного института психосоматического здоровья:

— Может ли нанести вред психике компьютерная игра, фильм или книга? Здесь много факторов — всё зависит от типа личности, от того, насколько человек погружается в виртуальную среду. Шлем виртуальной реальности, пожалуй, действительно даёт больший эффект погружения по сравнению с компьютером, однако данный вопрос ещё нуждается в научных доказательствах. Среди побочных эффектов шлемов VR, которые указывают сами производители, —головокружение и тошнота, в очень редких случаях (1 на 4000) — судороги и эпилептические припадки.

Однако уже сейчас мы можем констатировать — с осторожностью нужно использовать шлем людям с психологическими нарушениями, такими как нарушения восприятия, проблемы в умственном развитии и т.д. Стоит отказаться от использования шлема и тем, кто находится в состоянии депрессии или тревожного расстройства.

Такие выводы мы смогли сделать благодаря большому опыту работы с данными устройствами: наше учреждение не первый год сотрудничает с факультетом психологии МГУ, где ведутся исследования виртуальной реальности и её воздействия на человека.

Особо невролог отметил, что как и в случае с компьютерными играми, необходимо чётко разграничивать реальную жизнь и жизнь виртуальную: не убегать в красивый виртуальный мир от решения проблем. И главную группу риска здесь представляют дети и подростки, а также люди со склонностью к зависимому поведению. Тем не менее для подтверждения тезиса о том, что шлем вреднее каких-то более привычных средств компьютерного досуга, не хватает статистики его использования и специализированных исследований.

Читайте также:  Glyceryl stearate в косметике польза и вред

Сергей Мартынов, психотерапевт, генеральный директор центра психологической помощи “Просвет”:

Мой совет всем сомневающимся перед использованием шлема VR — не полениться и проконсультироваться с психотерапевтом, знакомым с негативным воздействием VR. Несмотря на то, что технология действительно нова и медицинской практики пока нет, психотерапевт наверняка сможет указать вам на возможные осложнения или негативные эффекты, которые могут возникнуть именно у вас.

Универсальные же предостережения таковы — стоит воздерживаться от виртуальной реальности беременным женщинам, пожилым людям и лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией и другими тяжёлыми психическими заболеваниями, а также нарушениями зрения. Не стоит играть с использованием шлемов детям до 13 лет, либо использовать их под контролем взрослых. Долго играть не стоит никому, вне зависимости от пола и возраста, т. к. это может негативно сказаться на зрительно-моторной координации, равновесии и способности к многозадачности.

Международный институт психосоматического здоровья одним из первых в России начал практиковать лечение некоторых психических расстройств при помощи погружения пациента в виртуальную реальность. Мы не преминули воспользоваться опытом специалистов института и поставили несколько экспериментов. Первый из них был посвящен сеансу терапии с участием пациента, страдающего от арахнофобии (патологической боязни пауков).

Как выяснилось, помимо различных фобий шлемы VR применяются для лечения тревожных расстройств, депрессий, посттравматических стрессовых расстройств, а также для диагностики и тренировки когнитивных функций (памяти, внимания, пространственного мышления и т.д.). Особую продуктивность показывает лечение аэрофобии, распространённого расстройства, при котором человек боится пользоваться самолётами.

В наиболее тяжёлых случаях приступы паники наступают даже при виде некоторых деталей интерьера салона самолета. Благодаря технологии виртуальной реальности пациенту демонстрируют сначала игрушечные модели самолетов, затем всё более похожие на реальные самолёты, предлагают человеку зайти внутрь самолета, взлететь и постепенно увеличивают время виртуального полёта. В сочетании с психотерапией можно получить очень хороший и быстрый результат.

Однако здесь и заключается одна из самых больших опасностей — только по официальной статистике в мире сейчас более 10 миллионов пациентов, страдающих от различных фобий. Если же учесть, что немалая часть людей не признаёт своё психическое расстройство, фактическое число может увеличиться в несколько раз. А раз современные шлемы виртуальной реальности настолько хорошо погружают в ситуацию, что могут быть лекарством, значит, их бесконтрольное применение может нанести сравнимый по силе вред.

Человек, имеющий, предположим, скрытую боязнь открытых пространств (агорафобия) внезапно для себя оказывается в игровой ситуации посреди огромного поля и приходит в состояние паники. Такая стрессовая ситуация в зависимости от силы воздействия может спровоцировать побочные эффекты — от кратковременного расстройства восприятия и плохого самочувствия до сердечного приступа.

Увы, лучше всего изучена “светлая” сторона новой технологии — то есть её применение в психотерапии. Все специалисты сходятся во мнении, что для введения каких-либо регулирующих правил нет ни достаточной статистики, ни клинических исследований. Однако дать рекомендации, которые могли бы уберечь вас и ваших близких, мы можем.

Советы по использованию современных шлемов VR

В первую очередь, стоит быть честным с собой, если знаете о каких-либо проблемах, даже если вы сами не считаете их серьёзными, внимательно изучите мультимедийный продукт (игра, фильм), который будете просматривать в шлеме. Подготовьте место для игры: уберите острые и хрупкие предметы, большинство пользователей под влиянием картинки начинают двигаться, как в игре, и даже уклоняться от ударов. Если игра может содержать сцены, которые показались бы вам неприятными, попросите другого человека побыть с вами, вовсе необязательно рассказывать ему о причине — он вряд ли откажется познакомиться с технической новинкой.

Все игры, поступающие на рынок, проходят обязательную сертификацию с указанием возраста и перечислением сцен, будь то насилие, приём наркотиков, обсценная лексика и т.д. Очевидно, что, если технология виртуальной реальности действительно станет массовой, понадобится дополнительная сертификация с указанием потенциально травматичных сцен при использовании шлемов VR. Но пока этого не произошло, забота о здоровье исключительно в ваших руках.

Как и любой новой технологии, шлемам VR требуется время. Кто знает, возможно, уже в ближайшем будущем в наших городских поликлиниках сеансы терапии при помощи виртуальной реальности станут такими же обыденными, как, к примеру, физиотерапия, а контент для домашнего развлечения будет гарантированно безопасным.

Источник