Виды обучения и их польза
Обучение занимает очень важную часть в нашей жизни. Можно сказать, что мы учимся чему-то постоянно. Ведь в это понятие входит не только получение образования в школе или университете, но и получение каких-то навыков, которые нужны нам для жизни. Давайте попробуем выяснить, какие существуют виды обучения и их характеристики. Ведь это так интересно – узнавать что-то новое, овладевать знаниями и умениями. И куда интереснее пользоваться при этом разными методами и способами.
Общее понятие
Общая характеристика вида обучения звучит следующим образом – это обучающая система, в соответствии с которой устанавливаются особенности учебной деятельности. Здесь же определяется характер взаимодействия между учеником и учителем, а также функции тех средств, методов и форм обучения, которые использует учитель.
В основе каждого вида обучения лежит педагогическая технология. Далее мы более подробно рассмотрим, какие бывают виды обучения и их характеристику кратко, но максимально понятно для аудитории.
Догматическое обучение
Догматическое обучение стало первым видом организации познавательной деятельности в коллективе. Свое широкое распространение оно получило в средние века. В то время ученики должны были освоить религиозное писание, которое являлось главной целью обучения. Весь материал подавался на латинском языке. Во время занятий ученики должны были внимательно слушать своего учителя и сразу же заучивать поданный материал.
Объяснительно-иллюстрационное обучение
Если рассматривать со стороны педагогики виды обучения и их характеристику, то можно заметить, что плавно на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстрационное обучение. Здесь учителя не просто рассказывали заученный текст, но еще и приводили наглядный материал, чтобы информация усваивалась лучше. Всем известный Я. А. Коменский стал основоположником такого вида обучения.
Цель его заключалась в том, что ученики должны были не просто заучить материал, но и умело применить его на практике. То есть, на этом этапе уже происходило активное усвоение умений и навыков. Такой вид обучения используется по сегодняшний день, однако он не входит в число наиболее эффективных. На подобных уроках учителя подготавливают хороших исполнителей, однако абсолютно не развивают творческих навыков у детей. Ведь здесь учителю важно только то, чтобы дети усвоили материал и запомнили его.
Самостоятельное добывание знаний
Далее в характеристике типов и видов обучения следует сказать о способе самостоятельного добывания знаний. Оно пришло на смену объяснительно-иллюстрационного вида в начале ХХ века. Здесь роль учителя была невероятно маленькой, поскольку он просто приходил на занятие и говорил ученикам, что именно они должны изучить, далее указывал литературу, которой можно пользоваться для поиска материала и, конечно же, сроки, в которые работы должны быть сданы.
Далее начинается самостоятельная работа учащихся. Они изучают данную литературу, выбирают необходимую информацию. Некоторые данные можно было добыть только путем проведения практических или лабораторных работ, которые ученики тоже выполняли самостоятельно. В указанный срок они должны были явиться к учителю, чтобы показать результаты проделанной работы. Здесь педагог просто обобщал все знания, которые они получили в ходе самостоятельной работы, исправлял возможные недочеты и давал новые задания.
У этого вида обучения есть множество недостатков:
- Не была обеспечена систематичность знаний.
- Контроль за ходом учения практически полностью отсутствовал.
- Учитель занимал здесь абсолютно пассивную позицию, а значит все заданные функции процесс обучения не выполнял.
Программированное обучение
Если проводить сравнительную характеристику видов обучения, то стоит обратить внимание на программированное обучение, которое так же, как и предыдущее относилось к типам самостоятельного освоения знаний. Основоположником его стал Б. Скинер, который выделил целый ряд принципов для этого процесса:
- Информация для учащихся подавалась малыми порциями.
- После того, как ученики ее добросовестно усваивали, проводилась контрольная работа для проверки полученных ими знаний.
- После выполнения учениками заданий они получали ответ, чтобы провести самоконтроль.
- Затем каждый ученик получал от учителя указания, которые тот формулировал на основе ответа ребенка.
Развивающее
Предлагая виды обучения и их характеристики, педагогика останавливает свое внимание и на развивающем обучении. Его процесс проходит немного в ускоренном ритме. Главный упор здесь делается на усвоение теоретических знаний. Но этот процесс проходит полностью систематично, он имеет определенные цели и задачи.
Дистанционное
Это совершенно новый вид обучения, который стал известен не так давно. Для организации такого вида обучения ученик и учитель должны иметь современные системы коммуникаций, посредством которых они могут держать связь, обмениваться информацией, советоваться, обсуждать условия выполнения заданий.
Средства обучения
Под этим понятием выступают абсолютно любые средства, которые могут быть использованы учителем для передачи информации ученикам. Если раньше педагоги могли воспользоваться только собственным словом, то современные материалы полностью развязали им руки. Средства обучения играют очень важную роль в его осуществлении, поскольку в зависимости от того, какие средства используются, разделяют типы, формы, содержание и даже цели обучения.
Основные типы средств
Современный образовательный процесс вообще сложно себе представить без задействования каких-либо дополнительных средств обучения, поскольку современные дети практически не усваивают информацию, которая была подана только в виде устной речи. Тем более, задействовав дополнительные средства, учитель может активизировать чуть-ли не все типы памяти детей, что оставляет положительную отметку на усвоении материала. Итак, сейчас выделяют материальные и идеальные средства обучения.
К первым относятся различные физические объекты, которые может использовать учитель во время подачи материала. Ко второй группе относятся те знания и умения, которыми уже обладает аудитория и активно использует их, чтобы получить и узнать что-то новое.
Это разделение считается весьма условным, поскольку типы могут меняться местами, это происходит в зависимости от того, в какое время был задействован тот или иной тип. Кроме этого, средства обучения делят еще и по такому принципу:
- есть средства, которыми чаще пользуются ученики, чтобы самостоятельно получить новые знания или же подготовиться к уроку;
- есть такие средства, которые, наоборот, используются учителями для того, чтобы преподнести материал, который таким образом будет усваиваться куда лучше.
Классификация средств обучения
Виды средств обучения и их характеристика включают в себя технические средства, которые имеют множество разновидностей. Итак, к техническим средствам можно отнести:
- Различные кинофильмы с учебным уклоном.
- Разные диафильмы, которые учитель подбирает в соответствии с темой занятия.
- Компьютеры, которые стали неотъемлемой частью учебного процесса.
- Магнитофонные записи, которые особенно актуальны на уроках музыки или литературы.
- Грамзаписи, их можно смело приписывать к редким средствам обучения.
- Радиопередачи тоже могут вносить некоторую ясность при изучении определенных тем, особенно актуальными могут быть на литературе и истории.
Все эти технические средства обучения делятся на несколько видов:
- Информационные.
- Те, которые выступают в роли тренажеров.
- Комбинированные.
- Аудиовизуальные.
- Средства, которые используют для контроля знаний, чаще всего ими становятся компьютеры.
Функции обучения
Изучая психологическую характеристику видов обучения, нельзя оставить без внимания функции этого процесса.
На первом месте стоит образовательная функция. Ее целью является то, что ученики должны обладать всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые пригодятся им в практической деятельности. Однако они должны не просто знать теорию, но и уметь применять свои знания на практике. Реализуя эту функцию, педагог учит детей работать со справочным материалом.
Далее следует уделить внимание воспитывающей функции. Невозможно правильно организовать процесс обучения в коллективе, который не владеет элементарными нормами морали и не знает ни одного правила поведения. Эта функция может быть полно реализована только в том случае, если между учениками и учителем будет установлен контакт. Безусловно, процесс обучения воспитывает, однако сам по себе он дает довольно мало, поэтому здесь главное, чтобы учитель стремился вложить в детей не только научные знания, но и моральные.
Развивающая функция. Реализация такой функции тоже возможна только в том случае, если между учителем и учеником будет налажен контакт. Здесь педагог должен стремиться к тому, чтобы на его уроках росла гармонически развитая личность. Основной упор здесь делается на то, чтобы развивать правильную речь у детей, научить их формулировать свои мысли не только в голое, но и уметь правильно их выражать.
Организация деятельности учащихся
Чтобы ученики были полностью вовлечены в учебный процесс, педагог должен поставить перед ними определенные учебные задачи. Но не просто дать задание, а еще создать условия для того, чтобы они могли эти задания успешно выполнить. При этом педагог проводит инструктаж, распределяет функции между участниками коллектива, указывает на те моменты, на которые следует обратить особое внимание, создает особый алгоритм действий. Если обратиться к дидактике, то там можно найти целый свод правил, по которым следует выдвигать учебные задачи:
- Познавательную задачу нужно строить таким образом, чтобы она сохраняла в себе систему знаний, а также логику изучаемой науки.
- При формулировке задач педагог должен брать во внимание то, на каком уровне реально находятся знания учащихся, и уже отталкиваясь от этого показателя, ставить перед ними задачи, которые будут выполнимы.
- Чтобы ученики хотели выполнить задания, они должны получить положительную мотивацию. Только так их можно расположить на выполнение какой-либо деятельности.
- Недостаточно просто дать им задание и спокойно ждать готового результата. Нужно рассказать детям, каким образом выполнять задание, какими вспомогательными или справочными материалами они могут пользоваться.
Преподаватель обязан постоянно контролировать процесс выполнения поставленных задач. Сделать это очень просто. Достаточно лишь периодически проводить тематические опросы, можно устраивать письменные самостоятельные и контрольные работы, можно просто наблюдать за этим процессом со стороны, лишь периодически корректируя действия детей. Задача педагога любыми способами стимулировать учеников, вселять в них интерес к выполняемой работе. Только так удастся добиться положительного результата не только в выполнении задач, но и в усвоении знаний.
Заключение
Такова характеристика основных видов обучения. Как видите, ничего сложного в этом нет. Педагогу достаточно лишь научиться устанавливать контакт со своими учениками, и тогда он с легкостью сможет доносить до них материал.
Вид обучения – это способ организации учебного процесса. Современная педагогическая наука усматривает множество таких способов, которые успешно применяются в различных методических ситуациях и с различными целями. Отметим, что в настоящее время современная педагогика не дает однозначного определения о том, каковы в целом виды обучения и их характеристика. Это связано с тем, что таких видов много, и каждая научная школа, каждое методическое направление предлагает свою классификацию способов организации обучения. Например, при обучении в школе учебный процесс может быть представлен ы одной интерпретации, в колледже – в другой, в вузе – в третьей, и при организации индивидуального обучения – также в иной.
Однако на сегодняшний день сложилось понимание того, какие существуют основные виды обучения и их характеристика. Это понимание продиктовано некоторым универсализмом подобных способов организации процесса обучения. К ним относятся:
- Беседа,
- Догматическое обучение,
- Объяснительно-иллюстративное обучение,
- Проблемное обучение.
Рассмотрим данные виды подробно.
Беседа
Из всех прочив видов обучения именно беседа является самой первой с момента зарождения такого социального института, как обучение. Согласно историческим данным, впервые данный вид обучения использовал древнегреческий ученый-философ Сократ. Вследствие этого в педагогической науке подобная беседа получила название «сократическая беседа». Однако очевидно, что не каждую беседу можно рассматривать как способ организации обучения. Сущность беседы как вида обучения состоит в том, что обучающиеся приходят к пониманию истины самостоятельно посредством наводящих вопросов учителя. Беседа как вид обучения активно используется на уроках в школе при объяснении нового материала с опорой на уже известные ученикам факты и явления, а также при организации индивидуального обучения. Причем в последнем случае беседа как вид обучения простирается намного далее учебного процесса в школе: в частности, это – один из основных видов обучения аспирантов, когда в беседе с научным руководителем, обсуждая наработки своих диссертационных исследований, они сами приходят к пониманию тех вопросов, которые казались для них спорными.
Догматическое обучение
Догматическое обучение имеет под собой твердую религиозно-богословскую основу, и в настоящий момент практически не используется в светских учебных заведениях. Если говорить о современной педагогике, то догматическое обучение применяется, главным образом, в духовных учебных заведениях – семинариях, академиях, богословских и катехизаторских курсах. Причем в последнем случае речь не обязательно идет о получении обучаемыми образования. Например, догматическое обучение лежит в основе новициата – специальных курсов для людей, решивших принять Католическое вероисповедание, на которых им объясняются основы Католической веры на основе Священного Писания. В целом догматическое обучение всегда базируется на священных текстах Библии и предполагает их дословное воспроизведение и заучивание. Несмотря на то, что, как и было сказано выше, в данный момент догматическое обучение осталось прерогативой духовных учебных заведений, в Средние века оно было широко распространено и в светских, в частности, школах и средневековых университетах. В России вплоть до 1917 года практически во всех учебных заведениях существовал специальный предмет – Закон Божий, на котором учащиеся знакомились с Православием и получали духовно-нравственное воспитание, и в основу преподавания данного предмета было положено догматическое обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение
Объяснительно-иллюстративное обучение – это самый распространенный вид обучения в современной педагогике. Особенно он распространен в практике средней общеобразовательной школы. Само название вида обучения говорит за себя: это – такой вид обучения, который построен на объяснении учебного материала в сочетании с его наглядностью в виде иллюстраций, чертежей, компьютерных презентаций, таблиц. Учебных фильмов и т.п. При этом ведущими видами учебной деятельности учащихся являются визуальное восприятие материала и его запоминании. Следует отметить, что здесь не идет речи о механическом заучивании или воспроизведении: цель использования данного вида обучения – формирование определенных представлений, навыков и умений и готовность использовать их в будущем, и подобные представления могут быть восприняты и в произвольной форме, т.е. не обязательно именно так, как это звучало в интерпретации педагога. В то же время критерием эффективности данного метода считается точное воспроизведение изученного. Это особенно актуально при обучении точным наукам, где существуют положения, не предполагающие вариативного или двоякого толкования. Например, одна из аксиом геометрии гласит, что через две точки можно провести прямую, и только одну. С позиций педагогики это звучит как необходимость формирования убеждения в этом ученика. Это же следует сказать и об обучении таким предметам, как физика и химия, где существует большое количество точного материала, который необходимо запомнить, и без подобного запоминания работа с этим материалом становится проблематичной. Например, таблица химических элементов Д.И. Менделеева предполагает строгую последовательность элементов и наличие уникальных химических свойств, присущих именно этому химическому элементу. Очевидно, что о двояком толковании тут речи идти не может. И ранее, и в настоящее время данный вид обучения считается традиционным.
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это такой вид обучения, при котором учащийся самостоятельно добывает знания путем решения поставленных перед ним проблем. Этот вид обучения получил широкое распространение как в средней школе (особенно на второй и третьей ступенях), так и в системе профессионального обучения. Следует также отметить, что, в отличие от объяснительно-иллюстративного обучения, проблемное обучение гораздо более приемлемо в процессе преподавания гуманитарных предметов. Например, литературы, истории, иностранных языков. В качестве иллюстрации сказанному рассмотрим следующий случай. На уроке истории России детям рассказывается о том, что Киевская Русь в 988 году приняла Православие по решению князя Владимира. Однако Владимир пришел к такому решению не сразу, а после встреч и бесед с представителями разных религиозных конфессий: Христианства Западного обряда (прообраз Католической Церкви), ислама, иудаизма. При этом в выборе решения немалую роль сыграла княгиня Ольга, которая к тому моменту уже сама исповедовала Православие. Так, учитель может рассказать об этом на уроке и поставить перед учениками вопросы: что толкнуло князя Владимира принять именно данное решение? И что было бы, если бы решение оказалось другим? В таком случае детям предоставляется возможность логически прийти к своим собственным умозаключениям и в их результате найти истину.
Другой пример: при изучении на уроке литературы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» учитель рассказывает о том, кем была одна из главных героинь произведения Алена Ивановна, предоставлявшая деньги в долг под большие проценты. Описывается, что это – безнравственный и во многом паразитический образ жизни, приводивший к еще более тяжелому материальному положению обращавшихся к ней людей. И в порыве негодования всем этим студент Родион Раскольников, главный герой романа, совершил убийство Алены Ивановны. Учитель перед классом ставит вопрос-проблему: а следует ли считать поступок Раскольникова преступлением? Ученики сопоставляют факты, параллельно ведется групповая беседа с классом, в результате чего ученики приходят к пониманию того, что любое убийство есть преступление, и оно не может иметь оправданий. Однако это будет не объяснением материала, не рассказом учителя, а именно самостоятельным поиском истины посредством решения поставленной учителем проблемы.